Вселенная хаяо миядзаки кратко

Обновлено: 05.07.2024

5 января 2021 года Хаяо Миядзаки исполнилось 80 лет, и почти 60 из них он посвятил анимационному кино. В новой серии цикла рассказываем, можно ли делить его фильмы на детские и взрослые, а также о приключениях, еде, экологии и других важных темах его творчества

Но дело еще и в скрупулезности, с которой режиссер подходит к созданию миров своих мультфильмов. Где бы ни разворачивались события — в Японии, в идеализированной приморской Европе или в постапокалиптических лесах и пустынях, — всякий раз зритель переносится в новый мир, одновременно незнакомый и узнаваемый благодаря множеству бытовых деталей. И даже если речь заходит о страшном — будь то месть, вооруженные конфликты или рассерженные духи, — от завораживающей красоты фильмов Миядзаки перехватывает дыхание.

С чего начать

Что смотреть дальше

Иные миры Хаяо Миядзаки: 10 фактов о режиссере-художнике

1. Миядзаки - страстный поклонник авиации

Иные миры Хаяо Миядзаки: 10 фактов о режиссере-художнике

Иные миры Хаяо Миядзаки: 10 фактов о режиссере-художнике

Иные миры Хаяо Миядзаки: 10 фактов о режиссере-художнике

Иные миры Хаяо Миядзаки: 10 фактов о режиссере-художнике

2. Он ни дня не работал по специальности

Хаяо Миядзаки и Исао Такахата.

3. Он не собирался становиться режиссером

4. Он снова научил детей мечтать

В 1985 году Миядзаки и Такахата открыли собственную студию анимации Ghibli. Это необычное название стало очередным реверансом в сторону авиации: оно было позаимствовано у итальянского самолета Caproni Ca.309 Ghibli , который , в свою очередь , был назван арабским словом , означающим средиземноморский ветер сирокко.

Хаяо Миядзаки , говоря о своем детище , не раз признавался , что собственная студия позволила ему , наконец , начать снимать те фильмы , которые , как ему казалось , были так необходимы его зрителям. Он хотел снова научить детей мечтать , грезить о путешествиях и верить в чудеса. Безусловный успех его сказочных притч говорит о том , что ему это удалось.

5. В его картинах отдельную роль играет природа

Хаяо Миядзаки — известный японский режиссёр-аниматор. В его рисунках детские мечты переплелись с тонкими социально-философскими гранями. Этот мультипликатор создавал детские картины о лесном духе и глубокие постапокалиптические шедевры. Хотя Миядзаки часто относят к фэнтэзийным режиссёрам, всё же его творчеству больше присущи острые научно-фантастические проблемы и эстетика в стиле Sci-Fi.

Hayao_Miyazaki

Родился японский гений анимации в большой семье и был вторым из четырёх братьев. Его дядя и отец работали на авиационном заводе, делая крылья для истребителей. В принципе, детство Миядзаки не казалось таким уж трудным по военным меркам, однако всё омрачалось тяжёлой болезнью матери, которая страдала туберкулёзом.

Закончив университет Гакусюин по специальности экономика, Миядзаки начал увлекаться марксизмом, что тоже отразилось на его творчестве. Кроме экономики будущий мультипликатор освоил специальность политолога, а также состоял в клубе по изучению всемирной детской литературы.

Со временем пришлось пойти на рискованный шаг, покинуть студию и заняться развлекательным рисованным кино. Однако с годами Миядзаки начал нащупывать тот, всем знакомый и неповторимый стиль.

Кроме междоусобных войн, всем действующим лицам грозит странное проклятие – жуткий вирус, который есть ни что иное как слепая злость. Кроме войн вокруг металлической руды и леса, все пытаются найти и поймать легендарного духа леса, который может оживлять и снимать проклятие.

Тяга к экранизации сказочных сюжетов у Миядзаки воплощается в создании картины по мотивам легендарной истории Урсулы Ле Гуин о волшебнике Земноморья. Однако картина не вызвала восторга у писательницы. Возможно, причиной тому стали разногласия Миядзаки и его сына в процессе работы над фильмом.

Сам Миядзаки никогда не позволял себе каких-либо неуважительных выпадов в сторону той или иной культуры. Он был предельно корректен и миролюбив.


Но что, помимо ярких и интересных кадров, кинематограф взял из работ Миядзаки? Или его фильмы — это просто гимн раскрепощённой фантазии, который не привнёс в кино ничего нового?

Сейчас, в XXI веке, работы Миядзаки могут показаться простецки скроенными, отстаивающими умирающее искусство двухмерной анимации, — но они совершенно не казались такими в восьмидесятых. Да и простота обманчива: она скрывает не только невероятную работу огромного числа аниматоров студии Ghibli, но и новаторские приёмы, оказавшие влияние на анимацию и — шире — на кинематограф.

Что подарил нам Хаяо Миядзаки 1

Стиль Миядзаки кардинально отличается от стиля создателя франшизы, мангаки Монки Панча. Но благодаря видению Миядзаки история получилась целостной — и это видение помогло привлечь к франшизе новых почитателей. Миядзаки очистил изначальный образ Люпена III — трикстера-мачо, не гнушавшегося жестоких преступлений, — от кровожадности и цинизма и добавил ему жалостливости, отзывчивости, даже доброты. Впрочем, кутить и девушек этот парень всё ещё очень любит.

Что подарил нам Хаяо Миядзаки 18

При этом нельзя сказать, что Люпен стал упрощённой детской копией самого себя. Этот персонаж явно больше ориентирован на детей, чем убивающий людей похотливый гангстер, но его мотивация сложнее, а реакции разнообразнее. Пусть тон фильма и остаётся комедийно-приключенческим, в нём достаточно душевных, трогательных сцен и тихих моментов созидания, которые позволяют глубже проникнуться уютной (несмотря на остросюжетность) историей.

Что подарил нам Хаяо Миядзаки 23

Что подарил нам Хаяо Миядзаки 20

Что подарил нам Хаяо Миядзаки 10

10 главных фильмов и мультфильмов стимпанка 2

Стимпанк: фильмы и аниме. 10 лучших и главных

Аниме Миядзаки, безумство французов, комедии американцев и забытый шедевр из Чехии.

Что подарил нам Хаяо Миядзаки 22

Что подарил нам Хаяо Миядзаки 8

Такое вызывающее отсутствие глобального сюжета было в новинку для мировой анимации. При этом бессюжетность не означает скуку или бесконфликтность — традиционные для Миядзаки темы тут выражены так же явно, как в остальных его работах: смерть (хотя бы ожидаемая) родителей, столкновение глобализации с уничтожаемой ею природой, детская непосредственность и жизнерадостность в неподходящих условиях… Просто они поставлены в контекст непритязательной истории, в которой девочки просто дружат с лесными духами и боятся, как бы чего плохого не случилось с мамой.

Что подарил нам Хаяо Миядзаки 2

Что подарил нам Хаяо Миядзаки 6

Что подарил нам Хаяо Миядзаки 9

Что подарил нам Хаяо Миядзаки 17

Что подарил нам Хаяо Миядзаки 24

Что подарил нам Хаяо Миядзаки 14

Что подарил нам Хаяо Миядзаки 21

Черновик 809

Что подарил нам Хаяо Миядзаки 3

Обычно сказки стараются как-то причесать и минимизировать их странную образность, однако Хаяо Миядзаки пошёл по другому пути. Его фильм больше напоминает не литературную, а народную сказку. У ёкаев, с одной стороны, есть узнаваемый налаженный быт, а с другой — их эмоции, желания и мотивация всегда причудливы, странноваты и чрезмерны. Будь то навязчивое желание Безликого наесться и осыпать Тихиро золотом, одержимость Юбабы своим сыном или компульсивное желание Камадзи работать. Персонажи не превращаются в карикатуру, но остаются в рамках сказочной условности.

И это было неожиданностью для мира, воспитанного на сказках студии Disney.

Что подарил нам Хаяо Миядзаки 5

Возможно, лучшее аниме в истории.

Что подарил нам Хаяо Миядзаки 11

Что подарил нам Хаяо Миядзаки

Что подарил нам Хаяо Миядзаки 16

Что подарил нам Хаяо Миядзаки 19

Биография японского авиаинженера Дзиро Хорикоси казалась идеальным материалом для экранизации, особенно в руках Миядзаки. Она поднимает его любимые вопросы о войне, творчестве и долге творца перед людьми, позволяет показать полёты и машины, да и сама по себе жизнь Хорикоси заряжена трагическим роком. К тому же этот материал позволил Миядзаки поговорить об истории Японии. Он много размышлял о её прекрасном прошлом и с ужасом смотрел на её будущее, но редко касался именно истории — не метафорической, а реальной, причин и сути происходящих с ней изменений.

Что подарил нам Хаяо Миядзаки 12

Что подарил нам Хаяо Миядзаки 15

Мультфильмы Миядзаки подарили мировой культуре многое. Помимо всего перечисленного, они изменили репутацию аниме в мире, сделав Миядзаки его лицом, и доказали, что аниме может быть дружелюбным, сказочным, таинственным и волшебным. А ещё — что детскому фильму совершенно не обязательно быть стремительным, мельтешащим или хотя бы остросюжетным, чтобы зачаровать зрителя.

Миядзаки создал культовые образы, вошедшие в золотой фонд кино. Конечно, его можно считать старомодным дедушкой-моралистом, но разве он не сохранил доброту и душевность даже в самых мрачных из своих картин? Миядзаки снимает не только сказки, но почти все его картины ощущаются таковыми. Фактически Миядзаки был единственным не-американцем в мировой анимации, рассказывавшим всему миру сказки — такими, какими он их понимал, вопреки актуальной повестке, диснеевским трендам или требованиям маркетинга.

Пример Миядзаки вдохновил многих режиссёров — если не упоминать тех, что связаны с Ghibli и Ponoc, можно назвать Томма Мура, Кэйити Хару, Жана-Кристофа Дессена, Михаэля Дюдока де Вита, отчасти Криса Сандерса и Дина Деблуа и ещё многих, многих других. Конечно, как показывает пример Горо Миядзаки, нельзя просто скопировать стиль мастера и выпускать картины, похожие на его собственные. Каждый из этих режиссёров по-своему осмысляет сделанные Миядзаки открытия и создаёт свои собственные произведения.

Читайте также: