Вселенная глазами мыслителей возрождения н кузанский н коперник дж бруно кратко

Обновлено: 05.07.2024

Приведенные выше положения противоречат принципам аристотелевской физики, основанной на различении высшего — надлунного и низшего — подлунного миров. Николай Кузанский разрушает конечный космос античной и средневековой науки, в центре которого находится неподвижная Земля. Тем самым он подготовляет коперниканскую революцию в астрономии, устранившую геоцентризм аристотелевско-птолемеевской картины мира. Вслед за Николаем Кузанским Николай Коперник (1473–1543) пользуется принципом относительности и на нем основывает новую астрономическую систему.

Неудивительно, что учение Бруно было осуждено церковью как еретическое. Инквизиция требовала, чтобы итальянский философ отрекся от своего учения. Однако Бруно предпочел смерть отречению и был сожжен на костре.

Новое понимание соотношения между материей и формой свидетельствует о том, что в XVI веке сформировалось сознание, существенно отличное от античного. Если для древнегреческого философа предел выше беспредельного, завершенное и целое прекраснее незавершенного, то для философа эпохи Возрождения возможность богаче актуальности, движение и становление предпочтительнее неподвижно-неизменного бытия. И не случайно в этот период особо притягательным оказывается понятие бесконечного: парадоксы актуальной бесконечности играют роль своего рода метода не только у Николая Кузанского и Бруно, но и у таких выдающихся ученых конца XVI — начала XVII века, как Г. Галилей и Б. Кавальери.

21. Основные тенденции развития философии и психологии в XVII в. Открытия Н. Коперника, Д. Бруно, Г. Галилея, У. Гарвея, Р. Декарта

21. Основные тенденции развития философии и психологии в XVII в. Открытия Н. Коперника, Д. Бруно, Г. Галилея, У. Гарвея, Р. Декарта Интенсивное развитие капиталистических отношений в XVI–XVII вв. повлекло за собой бурный расцвет многих наук, прежде всего естествознания. Открытия

1. Гелиоцентризм

1. Гелиоцентризм Первая научная революция, как мы уже знаем, произошла приблизительно в 5–4 вв. до н. э. в Древней Греции. Ее результатом стало появление науки. Тогда же сформировалась первая научная картина мира, которую можно назвать древней, или античной, или

Бесконечная ценность каждой человеческой жизни

Бесконечная ценность каждой человеческой жизни Кто спасет одну жизнь – спасет весь мир. Мишна, Санhедрин 4:5 По Талмуду, тот факт, что Бог сначала создал только одного человека – Адама, доказывает бесконечную ценность одной человеческой жизни. Ведь если бы умер Адам,

10.1. Что находится в центре Вселенной? (гелиоцентризм)

10.1. Что находится в центре Вселенной? (гелиоцентризм) Наиболее важными в научной картине мира являются астрономические и физические представления, потому что они рисуют цельный образ мироздания, охватывают своим вниманием всю Вселенную. Поэтому в естествознании

Смерть Бруно

Гелиоцентризм. Что находится в центре Вселенной?

Гелиоцентризм. Что находится в центре Вселенной? Наиболее важными в научной картине мира являются астрономические и физические представления, потому что они рисуют цельный образ мироздания, охватывают своим вниманием всю Вселенную. Поэтому в естествознании главными

3. Бруно

Шлока (8) ЛИШЬ ЕДИНАЯ ФОРМА СУЩЕСТВОВАНИЯ, БЕСПРЕДЕЛЬ. НАЯ, БЕСКОНЕЧНАЯ, БЕСПРИЧИННАЯ, ПРОСТИРАЛАСЬ, ПОКОЯСЬ ВО СНЕ, ЛИШЕННОМ СНОВИДЕНИЙ; И ЖИЗНЬ БЕССОЗНАТЕЛЬНАЯ ПУЛЬСИРОВАЛА В ПРОСТРАНСТВЕ ВСЕЛЕНСКОМ ВО ВСЕСУЩНОСТИ ТОЙ, ЧТО ОЩУЩАЕТСЯ ОТКРЫТЫМ ГЛАЗОМ ДАНГМА

Шлока (8) ЛИШЬ ЕДИНАЯ ФОРМА СУЩЕСТВОВАНИЯ, БЕСПРЕДЕЛЬ. НАЯ, БЕСКОНЕЧНАЯ, БЕСПРИЧИННАЯ, ПРОСТИРАЛАСЬ, ПОКОЯСЬ ВО СНЕ, ЛИШЕННОМ СНОВИДЕНИЙ; И ЖИЗНЬ БЕССОЗНАТЕЛЬНАЯ ПУЛЬСИРОВАЛА В ПРОСТРАНСТВЕ ВСЕЛЕНСКОМ ВО ВСЕСУЩНОСТИ ТОЙ, ЧТО ОЩУЩАЕТСЯ ОТКРЫТЫМ ГЛАЗОМ ДАНГМА ВОПРОС —

Принцип Коперника

Принцип Коперника Учение Коперника, в основе которого лежало выявление реальных, а не наблюдаемых с Земли движений небесных светил – Солнца, Луны и других планет, по сути дела открыло совершенно новый этап в развитии науки об окружающем мире. Его методологической

5. Дж. Бруно

5. Дж. Бруно Воззрения Джордано Бруно (1548–1600), являющегося философом и поэтом, характеризуются как пантеизм (pan — все и theos — Бог) — философское учение, согласно которому Бог отождествляется с мировым целым. В этом мировом целом мировая душа и мировой божественный разум

Глава 14 О ТОМ, ЧТО БЕСКОНЕЧНАЯ ЛИНИЯ ЕСТЬ ТРЕУГОЛЬНИК

Глава 14 О ТОМ, ЧТО БЕСКОНЕЧНАЯ ЛИНИЯ ЕСТЬ ТРЕУГОЛЬНИК Воображение, неспособное выйти за пределы чувственных вещей, не улавливает, что линия может быть треугольником, потому что количественное различие обоих несоизмеримо; но для разума это нетрудно. В самом деле, уже

Что находится в центре Вселенной? Гелиоцентризм

Что находится в центре Вселенной? Гелиоцентризм Наиболее важными в научной картине мира являются астрономические и физические представления, потому что они рисуют цельный образ мироздания, охватывают своим вниманием всю Вселенную. Поэтому в естествознании главными

Глава 9 Пространство и время. Вселенная 1 и вселенная 2. Источник жизни 1 и источник жизни 2. Творец. Защитные механизмы вселенной

Глава 9 Пространство и время. Вселенная 1 и вселенная 2. Источник жизни 1 и источник жизни 2. Творец. Защитные механизмы вселенной Человек – мера всех вещей Протагор Данную главу нам необходимо начать со слов американского физика австрийского происхождения Фритьофа

Содержание работы

3. Николай Коперник……………………………….6-8

Файлы: 1 файл

философия контрольная 4-й семестр к.docx

3. Джордано Бруно.

Не удивительно , что ученье Бруно было осуждено церковью как еретическое. Инквизиция требовала, чтобы итальянский философ отрекся от своего ученья. Однако Бруно предпочел смерть отречению и был сожжен на костре.

В средневековом обществе были очень сильны корпоративные и сословные связи между людьми, поэтому даже выдающиеся люди выступали, как правило, в качестве представителей той корпорации, той системы, которую они возглавляли, подобно главам феодального государства и церкви. В эпоху Возрождения индивид, напротив, индивид приобретает гораздо большую самостоятельность, он все чаще представляет не тот или иной союз, а самого себя. Отсюда вырастают новые самосознание человека и его новая общественная позиция: гордость и самоутверждение, сознание собственной силы и таланта становятся отличительными качествами человека. В противоположность сознанию средневекового человека, который считал себя всецело обязанным традиции, - даже в том случае, когда он как художник, ученый или философ вносил существенный вклад в нее, - индивид эпохи Возрождения склонен приписывать все свои заслуги самому себе.

Именно эпоха Возрождения дала миру ряд выдающихся индивидуальностей, обладавших ярким темпераментом, всесторонней образованностью, выделявшиеся среди остальных своей волей, целеустремленностью, огромной энергией.

Разносторонность- вот идеал возрожденческого человека. Теория архитектуры, живописи и ваяния, математика, механика, картография, философия, этика, эстетика, педагогика - таков круг занятий, например, флорентийского художника.

Стремлению стать выдающимся мастером- художником, поэтом, ученым и т. д. – содействуют общая атмосфера, окружающая одаренных людей буквально религиозным поклонением: их чтут теперь так, как в античности героев, а в Средние века- святых.

В этот исторический период меняется общая ориентация философии и стиль философствования. На первый план выходит проблема человека, оаределившая гуманистическая направленность философии. Это время отвержения догматической схоластики и обоснования идеи возрождения человека из духа античности.

При все многообразии философских концепций, которые часто противостоят друг другу, имеется то, что объединяет все философские искания; таким стержнем является исторически сформировавшееся комплекс проблем, ответ на которые обязателен для каждого философа. Именно проблемный принцип организации материла позволяет реализовать плюралистическую модель философии. Философ всегда должен придерживаться определенной мировоззренческой позиции, он должен стремиться к непротиворечивой системе взглядов на мир и на отношение к этому миру. Задача принять и изложить мировоззренческое и методологическое значение предлагаемой позиции философов эпохи Возрождения.

Коперник:
Солнце не подвижно, а Земля и другие планеты вращаются вокруг него.
Бруно:
Звёзды - это далёкие солнца, вокруг них планеты, а на тех планетах тоже м. б. жизнь.
Галилей:
Я согласен с Коперником и Бруно - Солнце-центр нашего мира, звёзды-это далёкие солнца, центры других миров. Вокруг светил вращаются планеты, у планет могут быть спутники. Вселенная бесконечна.

Николай Коперник ( 1473–1543). Был астрономом, математиком. Рассчитывая дни пасхальных праздников, обнаружил, что все планеты движутся в одну сторону, делают петлю, идут в обратную сторону. Заподозрил ошибку в астрономических взглядах. Утверждал, что Земля вращается вокруг Солнца, которое является центром мироздания. Это открытие перевернуло мировоззрение человека: научные наблюдения не согласуются со Священным Писанием. Появилась теория двух истин (истина откровения и научного открытия). Человек был центром Вселенной, а Коперник это опроверг. Потребовалось выяснить, что значит человек в этом мире, каков смысл его жизни. Человек утратил чувство определенности, это стимулировало развитие науки.

Галилей разработал учение об инерции, изобрел телескоп и т. д. Он являет собой тип современного ученого. Ученый должен стремиться к истине, которая не зависит от заблуждений, т. е. ученый не отвеяает за результаты своего творчества. Г. отказался от своих взглядов, т. к. считал, что это не меняет истинности открытий Коперника.

Солнце не подвижно, а Земля и другие планеты вращаются вокруг него Звёзды - это далёкие солнца, вокруг них планеты, а на тех планетах тоже м. б. жизнь. Он согласен с Коперником и Бруно - Солнце-центр нашего мира, звёзды-это далёкие солнца, центры других миров. Вокруг светил вращаются планеты, у планет могут быть спутники.

Д. Бруно
1. Вселенная бексконечна нет единого центра
2.Солнце-центр солнечной системы
3.Солнце-звезда
4.Существуют не открытые небесные тела

Философское мышление этого периода можно охарактеризовать как антропоцентрическое.

В эпоху Возрождения индивид приобретает гораздо большую самостоятельность, он все чаще представляет не тот или иной союз, а самого себя. Отсюда вырастает новое самосознание человека и его новая общественная позиция: гордость и самоутверждение, сознание собственной силы и таланта становятся отличительными качествами человека. Индивид эпохи Возрождения склонен приписывать все свои заслуги самому себе. Разносторонность — вот идеал возрожденческого человека. Человек становится творцом самого себя. В результате человек уже не нуждается в божественной благодати для своего спасения. По мере того как человек осознает себя в качестве творца собственной жизни и судьбы, он оказывается и неограниченным господином над природой.

В период возрождения огромную значимость приобретает искусство, и как результат, возникает культ человека-творца. Творческая деятельность приобретает своего рода сакральный (священный) характер.

В эпоху Возрождения философия вновь обращается к изучению природы. Интерес к натурфилософии усиливается к концу XV — началу XVI века по мере того, как пересматривается средневековое отношение к природе как несамостоятельной сфере.

В понимании природы, так же как и в трактовке человека, философия Возрождения имеет свою специфику — природа трактуется пантеистически. Христианский Бог здесь как бы сливается с природой, а последняя тем самым обожествляется.

Н. Кoперникoм (1473 - 1543) так же развивал идеи бескoнечнoсти мира, oн сoздает сoвершеннo нoвую астрoнoмическую картину, ставшую в явную oппoзицию к теoлoгии. Сoгласнo учению Кoперника, Земля, вo-первых, вращается вoкруг свoей oси, чем oбъясняется смена дня и нoчи, а также движение звезднoгo неба. Вo-втoрых, Земля вращается вoкруг Сoлнца, пoмещеннoгo Кoперникoм в центр мира. Таким oбразoм, Кoперник разрушает важнейший принцип аристoтелевскoй физики и кoсмoлoгии, oтвергая вместе с ним и представление o кoнечнoсти кoсмoса. Как и Никoлай Кузанский, Кoперник считает, чтo Вселенная неизмерима и безгранична; oн называет ее "пoдoбнoй бескoнечнoсти", oднoвременнo пoказывая, чтo размеры Земли пo сравнению с размерами Вселеннoй исчезающе малы.

16. Философия эпохи Нового времени. Эмпиризм и рационализм. (Ф. Бэкон, Р.Декарт, Б.Спиноза).

На смену эпохе Средневековья приходит новый период истории, который обычно называют Новым временем. Для этого периода характерны следующие черты:

1) падает авторитет церкви и растет авторитет науки;

2) в культуре светские элементы начинают преобладать над церковными;

3) авторитарные политические режимы постепенно сменяются демократическими.

Философия Нового времени представлена двумя основными направлениями – эмпиризмом и рационализмом.

Эмпиризм утверждает, что все знание основывается на опыте. Родоначальником эмпирического метода познания был Френсис Бэкон (1561–1626), придававший большое значение опытным наукам, наблюдению и эксперименту. Источником знаний и критерием их истинности он считал опыт, но при этом не отрицая роли разума в познании.

Разум, по мнению Бэкона, должен:

– перерабатывать данные чувственного познания и опыта;

– находить коренные причинные связи, явления;

– раскрывать законы природы.

Он выделял единство чувственного и рационального моментов в познании, критиковал узких эмпириков, недооценивающих роль разума в познании, а также рационалистов, игнорирующих чувственное познание и считающих разум источником и критерием истинности.

Бэкон предложил интересную и глубоко содержательную критику схоластики. Он утверждал, что новый метод прежде всего требует освобождения человеческого разума от любых предвзятых идей, ложных представлений, унаследованных oт прошлого или обусловленных особенностями человеческой природы и авторитетами, и делил их на четыре рода:

Своей философией Бэкон стремился очистить сознание людей от влияния схоластики, всевозможных заблуждений и создать тем самым условия для успешного развития и распространения знаний, основанных, прежде всего, на опытном изучении природы.

Рационализм — философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей. Рационализм в теории познания XVII века представлен учениями Рене Декарта (1596–1650), Бенедикта Спинозы (1632–1677), Готфрида Лейбница (1646–1716).

Основы рационалистической традиции были заложены французским философом Рене Декартом (1596-1650). С точки зрения Декарта, недостаточно иметь хороший ум, гораздо важнее - хорошо, правильно применять его. С целью научиться хорошо применять ум он и разработал свой метод. В нем четыре правила.

Первое правило - правило очевидности. Очевидность в смысле ясности и отчетливости является не только отправным, но и конечным пунктом познания.

Второе правило - это правило анализа. Расчленяя сложное на простое.

Третье правило - правило синтеза, заключающееся в том, чтобы «располагать свои мысли в определенном порядке, начиная с предметов простейших.

Правило четвертое - правило контроля. На этом этапе проверяется полнота анализа и корректность синтеза.

Как рационалист, Декарт настаивал на исключительной роли дедукции в процессе познания. Под дедукцией он понимал рассуждение, опирающееся на вполне достоверные исходные положения (аксиомы) и состоящее из цепи также достоверных логических выводов. Достоверность аксиом усматривается разумом интуитивно, без всякого доказательства, с полной ясностью и отчетливостью.

Основным орудием познания Декарт считает разум. Чувства он рассматривает, скорее, как орудия жизни, а не познания. Они не раскрывают истину, а лишь сигнализируют человеку о том, что его окружает.

Философское мышление этого периода можно охарактеризовать как антропоцентрическое.

В эпоху Возрождения индивид приобретает гораздо большую самостоятельность, он все чаще представляет не тот или иной союз, а самого себя. Отсюда вырастает новое самосознание человека и его новая общественная позиция: гордость и самоутверждение, сознание собственной силы и таланта становятся отличительными качествами человека. Индивид эпохи Возрождения склонен приписывать все свои заслуги самому себе. Разносторонность — вот идеал возрожденческого человека. Человек становится творцом самого себя. В результате человек уже не нуждается в божественной благодати для своего спасения. По мере того как человек осознает себя в качестве творца собственной жизни и судьбы, он оказывается и неограниченным господином над природой.

В период возрождения огромную значимость приобретает искусство, и как результат, возникает культ человека-творца. Творческая деятельность приобретает своего рода сакральный (священный) характер.

В эпоху Возрождения философия вновь обращается к изучению природы. Интерес к натурфилософии усиливается к концу XV — началу XVI века по мере того, как пересматривается средневековое отношение к природе как несамостоятельной сфере.

В понимании природы, так же как и в трактовке человека, философия Возрождения имеет свою специфику — природа трактуется пантеистически. Христианский Бог здесь как бы сливается с природой, а последняя тем самым обожествляется.

Н. Кoперникoм (1473 - 1543) так же развивал идеи бескoнечнoсти мира, oн сoздает сoвершеннo нoвую астрoнoмическую картину, ставшую в явную oппoзицию к теoлoгии. Сoгласнo учению Кoперника, Земля, вo-первых, вращается вoкруг свoей oси, чем oбъясняется смена дня и нoчи, а также движение звезднoгo неба. Вo-втoрых, Земля вращается вoкруг Сoлнца, пoмещеннoгo Кoперникoм в центр мира. Таким oбразoм, Кoперник разрушает важнейший принцип аристoтелевскoй физики и кoсмoлoгии, oтвергая вместе с ним и представление o кoнечнoсти кoсмoса. Как и Никoлай Кузанский, Кoперник считает, чтo Вселенная неизмерима и безгранична; oн называет ее "пoдoбнoй бескoнечнoсти", oднoвременнo пoказывая, чтo размеры Земли пo сравнению с размерами Вселеннoй исчезающе малы.

16. Философия эпохи Нового времени. Эмпиризм и рационализм. (Ф. Бэкон, Р.Декарт, Б.Спиноза).

На смену эпохе Средневековья приходит новый период истории, который обычно называют Новым временем. Для этого периода характерны следующие черты:

1) падает авторитет церкви и растет авторитет науки;

2) в культуре светские элементы начинают преобладать над церковными;

3) авторитарные политические режимы постепенно сменяются демократическими.

Философия Нового времени представлена двумя основными направлениями – эмпиризмом и рационализмом.

Эмпиризм утверждает, что все знание основывается на опыте. Родоначальником эмпирического метода познания был Френсис Бэкон (1561–1626), придававший большое значение опытным наукам, наблюдению и эксперименту. Источником знаний и критерием их истинности он считал опыт, но при этом не отрицая роли разума в познании.

Разум, по мнению Бэкона, должен:

– перерабатывать данные чувственного познания и опыта;

– находить коренные причинные связи, явления;

– раскрывать законы природы.

Он выделял единство чувственного и рационального моментов в познании, критиковал узких эмпириков, недооценивающих роль разума в познании, а также рационалистов, игнорирующих чувственное познание и считающих разум источником и критерием истинности.

Бэкон предложил интересную и глубоко содержательную критику схоластики. Он утверждал, что новый метод прежде всего требует освобождения человеческого разума от любых предвзятых идей, ложных представлений, унаследованных oт прошлого или обусловленных особенностями человеческой природы и авторитетами, и делил их на четыре рода:

Своей философией Бэкон стремился очистить сознание людей от влияния схоластики, всевозможных заблуждений и создать тем самым условия для успешного развития и распространения знаний, основанных, прежде всего, на опытном изучении природы.

Рационализм — философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей. Рационализм в теории познания XVII века представлен учениями Рене Декарта (1596–1650), Бенедикта Спинозы (1632–1677), Готфрида Лейбница (1646–1716).

Основы рационалистической традиции были заложены французским философом Рене Декартом (1596-1650). С точки зрения Декарта, недостаточно иметь хороший ум, гораздо важнее - хорошо, правильно применять его. С целью научиться хорошо применять ум он и разработал свой метод. В нем четыре правила.

Первое правило - правило очевидности. Очевидность в смысле ясности и отчетливости является не только отправным, но и конечным пунктом познания.

Второе правило - это правило анализа. Расчленяя сложное на простое.

Третье правило - правило синтеза, заключающееся в том, чтобы «располагать свои мысли в определенном порядке, начиная с предметов простейших.

Правило четвертое - правило контроля. На этом этапе проверяется полнота анализа и корректность синтеза.

Как рационалист, Декарт настаивал на исключительной роли дедукции в процессе познания. Под дедукцией он понимал рассуждение, опирающееся на вполне достоверные исходные положения (аксиомы) и состоящее из цепи также достоверных логических выводов. Достоверность аксиом усматривается разумом интуитивно, без всякого доказательства, с полной ясностью и отчетливостью.

Основным орудием познания Декарт считает разум. Чувства он рассматривает, скорее, как орудия жизни, а не познания. Они не раскрывают истину, а лишь сигнализируют человеку о том, что его окружает.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.



Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Итоги и дальнейшее развитие идей Н. Кузанского
7
Вселенная не может иметь чётко определённую
форму, следовательно, у неё не может быть и чётко
определённого центра;
Вселенной не может быть и чётко определённого
состояния покоя. Следовательно, Земля не может
быть покоящейся в центре мира. Земля не центр
Вселенной.
Все светила, включая Землю, движутся в
пространстве, и каждый наблюдатель вправе считать
себя неподвижным.
Все небесные тела состоят из той же материи, что и
Земля, и, вполне возможно, обитаемы.
Эти идеи впоследствии были развиты Галилеем, Дж.
Бруно, Коперником.

Переход от геоцентрической к
гелиоцентрической системе мира
9
В центр мира Коперник поместил Солнце, вокруг
которого вращались планеты (в числе которых и
Земля, совершавшая к тому же ещё и вращение
вокруг оси).
Вселенную
Коперник
по-прежнему
ограниченной сферой неподвижных звезд.
считал

Томас Диггес
10
Английский астроном, один из
первых сторонников и
пропагандистов гелиоцентрической
системы мира.
Диггес считал, что количество звёзд
бесконечно, но мы наблюдаем лишь
ограниченное их число, поскольку
большинство звёзд находятся
слишком далеко и потому они
слишком слабы для наблюдений.
При этом, в отличие от Джордано
Бруно, Диггес не считал Вселенную
за пределами Солнечной системы
тождественной по своим
физическим свойствам с Солнечной
системой.
Годы жизни: 1546-1595 гг.

Заключение
18
Одной из важнейших концепций, сформировавшихся
в
эпоху Возрождения, по праву можно считать
концепцию Джордано Бруно о бесконечной и
безграничной Вселенной,
где повсюду действуют
одни и те же законы природы. Опираясь на
философию Н. Кузанского и астрономические
взгляды Н. Коперника ему удалось сформировать
представление о Вселенной, которое дало толчок
развитию той науки, которую мы можем наблюдать в
наши дни.

Читайте также: