Время реформ в сша кратко

Обновлено: 02.07.2024

Цель занятия: изучив документы и основную монографическую литературу проанализировать содержание основных реформ в США, изучить их влияние на экономическую, социальную и политическую жизнь США.

План

1. Социально-экономическое и внутриполитическое развитие США в конце

2. Реформы президента Т.Рузвельта.

3. Политический кризис и выборы 1912 г. в США.

5. Значение реформизма в развитии американского общества.

Методические рекомендации

Изучение темы следует начинать с анализа экономического развития США, важно подчеркнуть роль монополистического развития промышленности и сельского хозяйства. Необходимо определить влияние монополий на американское общество, выяснить причины недовольства широких слоев американцев господством трестов, в результате которого возникает политика буржуазного реформизма. Следует раскрыть сущность этого явления в жизни США.

Во втором вопросе вначале необходимо изучить политические взгляды Т.Рузвельта, рассмотреть антитрестовскую деятельность президента (программа Нокса, антитрестовские законы, закон Хепберна, законы о контроле над производством продуктов и медикаментов и т.д.). Важным представляется изучение политики Рузвельта в рабочем вопросе, следует подчеркнуть ее противоречивый характер. В заключение делается вывод о значении президентств Т.Рузвельта для разрешения социальных противоречий в американском обществе.

В следующем вопросе изучаются причины политического кризиса в США в 1912 г., вызванного консервативной политикой президента У. Тафта. Используя анализ документов, следует подробно остановиться на политических программах кандидатов в президенты, выявить причины победы В.Вильсона.

В заключительном пункте семинарского занятия дается социально-экономическая характеристика американского общества в начале ХХ века, раскрывается роль социал-реформизма в качественных изменениях жизни американцев в последующее время.

Источники и литература

2. Хрестоматия по новой истории. Второй период/Сост.: П.И.Остриков и др. М.,1993.С.11б-131.

3. Белявская И.А. Буржуазный реформизм в США. М.,1968.

4. Белявская И.А. Теодор Рузвельт и общественно-политическая жизнь США. М., 1978.

5. Белявская И.А. Теодор Рузвельт: экспансия и реформы// ННИ. 1973. №5. 1974. №1.

6. Гаджиев К. С. Сельские реформаторы в США конца XIX - начала XX века // ВИ. 1973. №4.

7. Гершов З.М. Вудро Вильсон. М.,1983.

8. История США. М.,1985. Т.2.

9. Козенко Б. Д. Вудро Вильсон - буржуазный реформатор// ВИ. 1970. №4.

11.Кувалдин В.Б. Американский капитализм и интеллигенция. Историко-социологический очерк. М. 1983.

12.Куропятник Г.П. Фермерское движение в США. М., 1971.

13.Наринскнй М.М. К вопросу об общем кризисе капитализма// ННИ. 1989.№3.

14.Перегудов С. П. Правительство Вильсона и монополии (1964 - 1969 гг.) // ВИ.1970.№3.

15.Революция и реформа: их влияние на развитие общества// ННИ. 1991.№2.

16.Согрин В.В. Об идеологии буржуазного реформизма в США конца XIX -начала XX в.// Американский ежегодник. 1974. М.,1974.

17.Согрин В.В. Политическая власть в США: характер и исторические этапы// ННИ 2004 №2

18.Супоницкая И.М. Возникновение антитрестовского законодательства в США// Американский ежегодник. 1971. М., 1971.

19.Супоницкая И.М. Антимонополистические выступления в США конца ХIХ в.// Американский ежегодник. 1974. М.,1974.

20.Уткин А. И. Теодор Рузвельт. Москва, 2003.

Тема VII . Европейский реформизм

Цель занятия: изучить социально-экономические и идеологические причины возникновения социального реформизма в Великобритании, Италии и других европейских странах, раскрыть суть социал-реформизма и его значение для дальнейшего развития Европы.

План

1. Социально-экономическое развитие Европы в конце XIX – начале ХХ в.

2. Марксизм и социал-реформизм.

3. Ллойдджорджизм и Великобритания.

4. Джолиттизм и Италия.

5. Значение реформизма в развитии европейского общества.

Методические рекомендации

В первом вопросе, необходимо дать общую социально-экономическую характеристику развития Европы в конце XIX – начале ХХ в., выделить общие черты в модернизационном развитии европейских стран. Определить, как влияли локальные и мировые экономические кризисы на активизацию рабочего и социалистического движения в Европе, изменение внутренней политики европейских правительств и парламентов.

Во втором вопросе раскрываются проблемы развития марксизма и радикального социалистического движения в Европе в конце XIX – начале ХХ в. Нужно определить значимость возникновения в социалистическом движении нового направления: социал-реформизма, охарактеризовать его основные положения. В заключение необходимо кратко осветить идейную борьбу лидеров радикального и социал-реформистского направлений в социалистическом рабочем движениях.

В третьем и четвертом вопросах изучается социально-экономическое и политическое развитие Великобритании и Италии в конце XIX – начале ХХ в., раскрываются причины возникновения социал-реформизма в этих странах. Важно рассмотреть политическую и государственную деятельность Д. Ллойд Джорджа и Д. Джолитти, ставших инициаторами и проводниками социальных реформ в Великобритании и Италии. В заключение определяется значение социал-реформизма для социально-экономического и политического развития этих государств.

В заключительном пункте семинарского занятия дается социально-экономическая характеристика европейского общества в начале ХХ века, раскрывается роль социал-реформизма в качественных изменениях жизни европейцев в последующее время. Можно ответить на вопрос: почему в Западной Европе победила социал-реформистская линия в рабочем и социалистическом движениях, а в России – радикальная?

Источники и литература

1. Бернштейн Э. Об империализме//ННИ.1994. №3-5.

2. Ленин В.И. Империализм как высшая стадия капитализма. ПСС.Т.27.

3. Он же, Марксизм и реформизм. ПСС. Т. 24.

4. Он же, Пролетарская революция и ренегат Каутский. ПСС. Т. 37.

5. Айзенштат М.П. Британия нового времени. Политическая история. М., 2002.

6. Виноградов К. Б. Дэвид Ллойд Джордж. М.: Мысль, 1970.

7. Воробьева Л. Ф. Либеральная буржуазия и рабочее движение в Англии конца XIX века //ВИ. 1965. №7.

8. Грибов В.С. Эволюция взглядов на историческое место империализма//

Преподавание истории в школе.1993.№2.

9. Дилигенский Г. Г. К вопросу о социальных корнях реформизма // ВИ. №12. 1961.

10.Елизеров А. Ленинская теория империализма//ННИ.1995.№3.

11.Зёдер Г., Очерк правосоциалистической идеологии. М., 1959.

12.История Италии. М 1970 Т.2.

13.Кин Ц.И. Италия на рубеже веков. М., 1980.

14.Кривогуз И. М. Размежевания и сдвиги в социал-реформизме. Критический анализ левых течений в западноевропейской социал-демократии // ВИ. 1985. № 4.

15.Кунец Ю. В. Принятие фабричного акта 1874 г. в Англии //ВИ. 1976. №12.

16.Кунина В.Э. Борьба Маркса и Энгельса в I Интернационале против анархистского сектантства и реформизма (1871-1872 гг.) // ННИ. 1964. №4.

17.Кунина В. Э. К истории борьбы К. Маркса против реформизма // ВИ. 1968. №4.

18.Либерализм Запада XVII – ХХ века. М., 1995. Гл.5, 7, 9.

19.Лисовский Ю.П. Южный вопрос и социальные конфликты в Италии. М. 1979.

20.Лопухов Б.Р. Эволюция буржуазной власти в Италии. М, 1986.

21.Менщиков И.С. Британские премьер-министры XIX века. Курган, 2006.

22.Мизиано К.Ф. Итальянское рабочее движение на рубеже 19-20 вв. М., 1976.

23.Овчаренко Н.Е. Две жизни Эдуарда Бернштейна// ННИ. 1994. № 3,4-5.

24.Согомонян Г.С. Апологетические концепции социал-реформизма. М., 1975.

25.Тоштендаль Р. Роль социал-демократии в развитии индустриального капитализма. Конец 19 – начало 20 в. // ННИ.1997. №2.

26.Туполева Л.Ф. Социалистическое движение в Англии в 80-е гг. 19 века. М,1973.

27.Хобсбаум Э. Век империи . 1875 - 1914 . Ростов-на-Дону, 1999.

29.Черняк Е.Б. Монополистический капитализм первой половины XX в. В

30.Шишков Ю. "Теория империализма": ретроспективный подход в конце

Столетия//Наука и жизнь.1990.№9. С.34-42,№10.С.16-24.

Тема VIII . Образование военно-политических блоков в Европе [2]

Цель занятия: на основании анализа первоисточников рассмотреть процесс создания в Европе двух противостоящих союзов. Вскрыть причины раскола Европы, которые вызвали конфликт 1914г., переросший в мировую войну.

План

1. Военно-политическая обстановка в Европе.

2. Образование Тройственного союза.

3. Франко-русский союз и развитие франко-русских отношений перед первой мировой войной.

4. Образование Антанты и англо-французское сотрудничество.

5. Англо-русское соглашение и англо-русские отношения накануне Первой мировой войны.

Методические рекомендации

Первый вопрос темы предусматривает анализ новой обстановки в Европе после событий 1870-1871 годов. Нужно рассмотреть условия Франкфуртского мира. Следует охарактеризовать положение, которое стали занимать в европейской политике ведущие страны: Германия, Франция, Англия, Австро-Венгрия, Россия, Италия. Особо нужно остановиться на анализе экономического и военного потенциала Германии, ее запросов и устремлений.

Во втором вопросе важное место нужно уделить освещению основных направлений внешней политики Бисмарка в 70-е годы XIX века. Это касается его позиции по отношению к Франции, России, Австро-Венгрии, Италии. Далее следует показать противоречия между Германией и Россией, их развитие; выделить причины сближения Германии и Австро-Венгрии и рассмотреть содержание германо-австрийского союзного договора 1879 года. Необходимо рассмотреть и причины присоединения к этому союзу Италии и проанализировать содержание договора о Тройственном союзе 1882 года. Следует показать изменение обстановки в Европе после заключения Тройственного союза. В заключение можно остановиться на противоречиях внутри этого союза, показать эволюцию итальянской внешней политики в сторону сближения с Англией и Францией.

В третьем вопросе следует выявить факторы франко-русского сближения, и противоречия между этими странами. Далее, осветить развитие франко-русских отношений в 80-90-е годы XIX в. Необходимо проанализировать текст договора франко-русского союза и рассмотреть связи между этими странами в различных областях в конце XIX - начале XX в. Также следует рассмотреть текст франко-русской военно-морской конвенции 1912 г. и охарактеризовать франко-русские связи накануне войны.

Пятый вопрос следует начинать с англо-русских противоречий XIX в. в ряде районов мира. Потом нужно подробно показать факторы, обусловившие англо-русское сближение в начале XX в., проанализировать англо-русское соглашение 1907 г., изучить его значение в свете обострения борьбы между двумя блоками в Европе. В заключение проследить развитие англо-русских отношений в предвоенные годы и охарактеризовать положение дел в Антанте накануне воины.

Источники и литература

1. Новая история. Пособие для студентов педагогических вузов /Под ред. М.Б.Рабиновича и др. М.,1959. С. 479-502.

2. Хрестоматия по новой истории. Второй период/ Сост.: П.И.Остриков и др. М.,1993. С.212-221,234-239.

3. Юровская Е.Е. Практикум по новой истории. 1870-1917. М.,1979. С.277-307.

4. Аветян А.С. Русско-германские дипломатические отношения накануне первой мировой войны. 1910-1914. М., 1985.

5. Антюхина-Московченко В.И. Третья республика во Франции. 1870-1918. М., 1986.

6. Германская история в новое и новейшее время. М.,1970. Т. 1.

7. Дебидур А. Дипломатическая история Европы 1814-1878. Ростов-на-Дону, 1995. Т.2.

8. История дипломатии. М.,1963. Т.2.

10.Кертман Л.Е. География, история и культура Англии. М.,1979.

11.Манфред А.З. Образование русско-французского союза, М..1975.

12.Розенталь Э.М. Дипломатическая история русско-французского союза в начале XX века. М.,1961.

13. Рыбаченок И.С. Союз с Францией во внешней политике России в конце ХIХ века. М.,1993.

14.Серова О.В. От Тройственного союза к Антанте (Итальянская внешняя политика и дипломатия в конце XIX - начале ХХ в.). М.,1983.

15.Сказкин С.Д. Конец австро-русско-германского союза. М.,1974.

16.Хвостов В.М. Проблемы истории внешней политики России и международных отношений. М.,1977.

17.Чубинский Н.В. Бисмарк. Политическая биография. М.,1988.

18. Шамбаров В.Е. За Веру, Царя и Отечество. М., 2003.


Эрой прогрессизма в США называется период с 1890 по 1920 гг, характеризующийся усилением роли среднего класса, рядом прогрессивных социально-политических реформ.

Средний класс, фактически не участвовавший в политической жизни страны, требовал себе все больше прав.

В результате этого Конгресс принял четыре поправки к Конституции США, расширяющие политические права и свободы основной части граждан страны:

Не нашли что искали?

Просто напиши и мы поможем

В эру прогрессизма началась кампания по активной борьбе с коррупцией. Журналисты и средства массовой информации публиковали обличительные статьи, раскрывающие случаи коррупции и перерасхода бюджетных денег, что привело к увольнению скомпрометированных чиновников.

Социальные реформы

Вместе с политическими реформами, в США также производились и социальные преобразования. В 1900 году была проведена масштабная реформа по реорганизации юридического преподавания, в ходе которой внедрены новые, более прогрессивные образовательные стандарты и создана Ассоциация американских юридических школ.

Открывались новые школы и высшие учебные заведения, причем медицинские факультеты для улучшения эффективности образования были укрупнены и получили государственное финансирование.

Серьезные усилия были предприняты в сфере контроля за качеством фармацевтики и продуктов питания. С 1906 года в обязательном порядке все лекарственные препараты проходили подтверждение на безопасность, а продукты питания обязательно проверялись на качество.

Сложно разобраться самому?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Антимонопольная политика

В начале ХХ века экономика Соединенных Штатов испытывала огромный подъем. После кризиса 1893-97 гг наступил период возрождения экономики и даже кризис 1907 года не нарушил общей картины, нанеся основной удар по финансовой сфере, но не по производству. Чтобы избежать в дальнейшем экономических потрясений, государство вводит контроль над экономикой и, по требованию среднего класса и представителей мелкого бизнеса, начинает борьбу с монополиями.

Поддержка среднего класса являлась острой необходимостью, так как он служил противовесом как элите, так и радикально настроенным низам, поддерживавшим коммунистические идеи. В 1890 году правительство принимает первый антимонопольный закон, получивший название акт Шермана.

Согласно акту Шермана, любые помехи свободной торговле, а также вовлечение в заговор с целью создания таких помех, приравнивались к преступлению.

В 1914 году по инициативе президента Вудро Вильсона принимается закон Клейтона, еще больше ограничивающий ценовую политику монополий. Для контроля их деятельности создается Федеральная торговая комиссия.

Не нашли нужную информацию?

Закажите подходящий материал на нашем сервисе. Разместите задание – система его автоматически разошлет в течение 59 секунд. Выберите подходящего эксперта, и он избавит вас от хлопот с учёбой.

Гарантия низких цен

Все работы выполняются без посредников, поэтому цены вас приятно удивят.

Доработки и консультации включены в стоимость

В рамках задания они бесплатны и выполняются в оговоренные сроки.

Вернем деньги за невыполненное задание

Если эксперт не справился – гарантируем 100% возврат средств.

Тех.поддержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры работают в выходные и праздники, чтобы оперативно отвечать на ваши вопросы.

Тысячи проверенных экспертов

computer

Гарантия возврата денег

Эксперт получил деньги, а работу не выполнил?
Только не у нас!

Деньги хранятся на вашем балансе во время работы над заданием и гарантийного срока

Гарантия возврата денег

В случае, если что-то пойдет не так, мы гарантируем возврат полной уплаченой суммы

К началу XX в. США становятся крупнейшей мировой державой с собственной колониальной империей. Во многом благодаря чрезвычайно благоприятным природным, демографическим, внешнеполитическим условиям, а также энергии и предприимчивости народа, они выходят на первое место в мире по основным экономическим показателям. Население страны многократно увеличилось в немалой степени за счет эмигрантов, прежние отечества которых тратили средства на их воспитание, образование, здоровье, а новое пожинало плоды трудов достигших зрелого возраста людей. Мировые войны, в которых участвовала страна, фактически не затронули ее территории. Из этих войн она вышла еще более усилившейся как в экономическом, так и в военном отношении. Уже после Первой мировой войны США из страны-должника превратились в страну-кредитора. За это время американская экономика претерпела важные структурно-социальные преобразования. Еще в конце XIX в. господство в американской экономике перешло к крупнейшим финансово-промышленным корпорациям, присваивавшим большую часть национального дохода. Впрочем, это не сдерживало развития мелких и средних промышленных, сельскохозяйственных и торговых предприятий. Значительная, но рациональная интенсификация труда в условиях начавшейся в середине 50-х гг. научно-технической революции позволила правящему классу пойти на уступки трудящимся в их борьбе за свои социально-экономические и политические права. Все это в совокупности повлияло на развитие американской государственности, которое носило фактический характер и не меняло основ конституционной структуры. По своему содержанию это развитие воплощает почти все наиболее характерные, типичные черты эволюции современных либерально-демократических государств. Оно определяется по меньшей мере несколькими принципиальной важности тенденциями, которые взаимодополняют и уравновешивают друг друга.

Демократические преобразования во многом стимулировали совершенствование партийной системы, с помощью которой традиционно обеспечивалось кадровое комплектование органов власти и управления представителями господствующей элиты. Организационная структура сложившейся еще в XIX в. двухпартийной системы (республиканцы - демократы) была сориентирована на удовлетворение требований избирательных кампаний. Основным звеном партийной организации явились комитеты избирательных участков, а формально высшими органами – национальные партийные комитеты и национальные партийные конвенты (съезды), хотя многие вопросы определяют частные или юридические лица, оказывающие партиям негласную, но весьма значительную финансовую помощь несмотря на то, что это в той или иной мере запрещено. Юридической регламентации подверглись финансовые и структурные основы партийной деятельности. Немаловажную роль в этом сыграли конституции отдельных штатов, избирательные законы, а также решения судов, обладающих правом конституционного надзора. Однако негласное финансирование партий отдельными лицами и корпорациями продолжается. Причем нередко они направляют средства представителям обеих партий одновременно.


Принципиальные различия между демократами и республиканцами в основном исчезли спустя некоторое время после окончания войны между Севером и Югом. Тем не менее, накал избирательной борьбы между ними сохранился, поскольку каждая партия выражает интересы соперничающих в борьбе за власть группировок, доминирующих в экономике и политике. Борьба за рядового избирателя побуждает партийных руководителей выступать с разоблачениями своих оппонентов в коррупции и других противоправных действиях. Но фактическая монополия двухпартийной системы с ее опорой на средний класс лишает другие общественные организации каких-либо надежд на успех в ходе выборов и соответственно минимизирует демократизацию избирательного права.

Другая заметная тенденция связана с диффузией источников формирования государственной политики. Здесь все большую роль начинают играть различные предпринимательские союзы и другие подобные им объединения, известные как группы давления. В середине XX в. их насчитывалось более трех тысяч, и затем наметилось уменьшение их количества за счет укрупнения. Наиболее значительными среди них продолжают оставаться Национальная ассоциация промышленников, объединяющая около 70% промышленных компаний, и Торговая палата. Эти объединения выполняют как экономические, так и политические функции. На основе прогнозов экономического и социально-политического развития, составляемых высококвалифицированными специалистами, эти объединения готовятт меморандумы, рекомендации и даже основные тезисы будущих законопроектов, которые направляются президенту, конгрессу, властям штатов. Данные документы не являются обязательными для государственных властей, но последние в своей политике учитывают требования "большого бизнеса". Крупнейшие корпорации используют и другие каналы воздействия на государственные власти.

  • XX, XXII, XXV поправки к Конституции законодательно ограничили время пребывания одного лица на посту президента двумя сроками, а для лица, ". занимающего пост президента или исполняющего его обязанности в течение двух лет из того срока, на который президентом было избрано другое лицо", только одним сроком;
  • вице-президенту, при определенных условиях, предоставлялось право замещения должности президента.


Усиление исполнительной власти сопровождалось созданием разветвленного аппарата управления, состоящего из наемных служащих-профессионалов. До XX в. чиновничий аппарат США был сравнительно невелик, и этим США отличались от бюрократизированных государств континентальной Европы. Но в XX в. президент имел под своим началом большой бюрократический аппарат управления, компетенция которого распространялась на важнейшие сферы жизни страны. К этому времени в США действовали три типа государственных учреждений:

  • департаменты (министерства), возглавляющие отдельные отрасли управления (первые департаменты были созданы еще в XVIII-XIX вв.; в XX в. они изменились количественно и качественно - значительный аппарат чиновников выполнял большую часть государственной работы);
  • национальные агентства - учреждения, близкие по значению министерствам, но не имеющие статуса таковых;
  • многочисленные и разнообразные временные комиссии, бюро, советы, коллегии, администрации, создаваемые на время для выполнения определенных задач, нередко имеющих жизненно важное значение для страны.

Но развитию государственного управления были присущи и иные черты. Государственные службы оказались вне действенного государственно-правового контроля. Такое положение во многом обусловливалось и отсутствием в США административных судов и прокурорского надзора. Возмущение общественности коррупцией, злоупотреблением властью и некомпетентностью части государственного аппарата вынудило Конгресс заняться его реформированием. Первые шаги в этом направлении были сделаны еще в XIX в.


Закон о гражданской службе Пендлтона (1883 г.) установил принципы комплектования федеральных государственных служб. Предусматривались открытые конкурсы - экзамены на замещение государственных должностей, было запрещено увольнять чиновников по политическим мотивам. Контроль за выполнением закона возлагался на создаваемый "независимый" орган - комиссию гражданской службы. Во многом благодаря этому закону и принятым много позже нормативным актам в США не сложилась жестко корпоративная каста чиновников. Появилось немало высококвалифицированных гражданских специалистов по государственному управлению. Но это не привело к исчезновению "системы добычи". Не выполнялся и принцип недопустимости увольнения по политическим мотивам.
В 1939 г. закон Хэтча "О политической деятельности" запретил государственным служащим участвовать в "политических кампаниях". В 1947г. исполнительный приказ № 9835 президента Г.Трумэна обязывал комиссию гражданской службы проверять политическую благонадежность кандидатов на государственные должности. Еще более ужесточил эту практику исполнительный приказ № 10450 президента Д. Эйзенхауэра (1953 г.) "О проверке политической благонадежности и лояльности государственных служащих", предусматривавший возможность их досрочного увольнения. Впоследствии эти приказы перестали применяться, но результаты их воздействия сказываются и в настоящее время.


В структуре государственного управления проявилась особенность, обусловленная федеративным устройством США. В стране не сложилось формально единой государственной службы. Каждый штат имеет свой административный аппарат управления, что не означает его фактической общегосударственной разобщенности. Распоряжения президента и глав общефедеральных ведомств выполняются, чему способствуют находящиеся в их распоряжении различные средства давления.


В середине XX в. особую значимость приобрели такие учреждения, как ФБР, ЦРУ, Совет национальной безопасности, Министерство обороны. История показала, что президенты, опираясь на них, имеют возможность принимать важные государственные решения, превышая при этом правомочия, предоставленные им Конституцией, особенно в такой сфере, как вопросы войны и мира. Не считаясь с Конституцией, президенты неоднократно отдавали приказы о ведении военных действий за границей. Весьма авторитарно проявила себя исполнительная власть и внутри страны. В этом отношении показательно ее вторжение в область законодательства. Посредством так называемых исполнительных приказов президенты приобрели право на "делегированное законодательство". Вместе с тем усиление исполнительной власти не означает чрезмерной подмены ею других ветвей. Законодательная и судебная власти остаются важным звеном системы "сдержек и противовесов". В этом качестве особое значение имеют финансово-бюджетные права Конгресса, возможность судебного обжалования административных распоряжений, утверждение сенатом представленных президентом кандидатур на занятие должностей, право импичмента.

Рузвельт

Суть реформ

Сразу после вступления Франклина Делано Рузвельта в должность 32-го президента США начала свою работу специальная сессия Конгресса, целью которой стало принятие ряда ключевых законодательных актов, не только оказавших серьезное влияние на американскую экономику, но и ставших платформой Нового курса. В основу политики были положены мероприятия по повышению эффективности регулирования экономики государством, преодолению дефицита финансирования и реформированию институциональных основ рынка.

Новый курс Рузвельта

Тридцать первый президент Г. Гувер, на чей срок правления пришелся кризис, названный историками Великой депрессией, свою деятельность основывал на четырех принципах:

  • максимально возможное сдерживание инфляционных процессов,
  • сбалансированность государственного бюджета, минимизирующая рост расходов,
  • стабильность золотого содержания национальной валюты,
  • минимальное вовлечение госструктур в экономические процессы.

Концепция новой программы предусматривала одновременное ее начало во всех ключевых сферах социальных и экономических отношений. В частности, был наложен строжайший запрет на экспорт золота, проведено обесценивание доллара. Главной целью этих непопулярных в обществе мер была стабилизация денежной системы. Задачу по оздоровлению национальной промышленности Рузвельт возложил на вновь созданное учреждение, названное Национальной администрацией восстановления промышленности.

Реорганизация банков

Банк

Кроме того, банкам запретили работу с ценными бумагами, что существенно снизило уровень рисков, грозящих банковским вкладчикам. Введенный мораторий на выплату процентов с текущих счетов эффективно сократил поступление средств, привлеченных повышенными ставками, характерных для операций с повышенным риском. Подвергся регламентации и биржевой кредит.

Деятельность Федеральной корпорации, отвечавшей за страхование депозитов, заключалась в санации обанкротившихся банков и выплате вкладов в границах установленных лимитов из фонда, пополняемого взносами банков.

Преобразования в промышленном секторе

  • конкурентные условия,
  • уровень минимальных цен,
  • рынки сбыта,
  • оптимальные объемы производства.

Промышленность

Для стабилизации баланса спроса и предложения и роста цен на сельскохозяйственную продукцию из оборота изымалась часть земельных угодий. Взамен фермер получал субсидирование. В результате значительно выросла конкурентная способность крупных хозяйств, получивших солидные премиальные суммы за сокращение посевных площадей.

Фермерство

Что касается мелких фермерских хозяйств, то меры их поддержки свелись к оказанию финансовой помощи в приобретении ферм и переселении на земли, имеющие лучшие качественные характеристики. Для этого в 1935 году правительством была создана Администрация по переселению. В ее обязанности входило стимулирование модернизации и приобретения оборудования, а также развитие кооперативов, сбывающих сельхозпродукцию.

Закон о внутренних квотах и сохранении плодородия почв (1936) определял порядок премиальных выплат хозяйствам, сокращающим производство культур, истощающих землю.

Годом ранее правительством была создана Администрация REA, в задачу которой входила электрификация сельской местности.

Политическая самоизоляция США

С.Ш.А.

Тридцатые годы прошлого века стали эпохой господства открытого изоляционизма. Расследование причин вступления Соединенных Штатов в Первую мировую войну было поручено Комитету Ная. Его члены подтвердили предположение о втягивании страны в военные действия ради корыстных устремлений производителей оружия и финансовых воротил. На основе этих материалов были приняты законодательные акты о нейтралитете, запрещавшие:

  • продажу произведенного в США оружия странам, находящимся в состоянии войны,
  • участие граждан США в военных конфликтах,
  • транспортировку военного имущества и снаряжения судами американского флота,
  • предоставление кредитов (займов) государствам, имеющим задолженность перед Соединенными Штатами по военным обязательствам.

1933-й стал годом признания Америкой Советского Союза и заключения с ним дипломатических отношений. В этот период установилась политика добрососедства в отношениях государств Латинской Америки: пересмотрены договорные условия с Панамой, произошел отказ от американского присутствия на Гаити, была оказана поддержка реформационного процесса в Бразилии.

Критика оппонентов

Принятые правительством и администрацией президента США законодательные акты стали инструментом прямого вмешательства государственного аппарата в социально-экономические отношения. Это помогло Ф. Д. Рузвельту минимизировать последствия Великой депрессии, а американскому обществу выйти из нее.

Итоги Нового курса Рузвельта

Читайте также: