Врачевание в шумере кратко

Обновлено: 05.07.2024

Лагаш, первый найденный город шумеров. Взаимосвязь медицины и верований. Особенности врачевания в Шумере, которое носило двойственный характер: с одной стороны это была магия и шаманство, а с другой - реальные медицинские операции и рецепты лекарств.

Рубрика Медицина
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 25.11.2013
Размер файла 54,7 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Тюменская Государственная Медицинская Академия

Кафедра Социальной гигиены и организации здравоохранения (с курсом истории медицины)

Заведующий кафедрой, академик РАЕН, профессор, доктор медицинских наук Долгинцев В.И

Тема: Врачевание в Шумере

Тюмень 2013

Содержание

Лагаш, первый найденный город шумеров

Медицина и демоны

Врачевание в Шумере

Заключение

Список литературы

Лагаш, первый найденный город шумеров

Нижняя Месопотамия - страна шумеров. Территория, где зародилась эта древнейшая цивилизация мира, ограничивается плодородной долиной двух рек, Тигра и Евфрата. К западу от нее расстилалась безводная и каменистая пустыня, с востока подступали горы, населенные полудикими воинственными племенами.

Однако расцвет Лагаша длился недолго. Правитель Уммы Лугальзагеси, заключив союз с Уруком, напал на Лагаш и разгромил его. Впоследствии Лугальзагеси распространил свое господство почти на весь Шумер. Столицей его государства стал Урук. А Лагаш медленно угасал, хотя его название еще изредка встречается в документах вплоть до времени правления вавилонского царя Хаммурапи и его преемника Самсуилуны. Но постепенно глина и пески поглотили город. В III веке до н.э. арамейский правитель Адад-надин-аххе построил на его руинах свой дворец, который позднее также был разрушен.

Упорство Сарзека увенчалось успехом. Кто-то из крестьян рассказал ему о кирпичах со странными знаками, которые часто попадаются в урочище Телло, расположенном к северу от Басры, в междуречье Тигра и Евфрата. Прибыв на место, Сарзек сразу приступил к раскопкам.

Они продолжались несколько лет и увенчались редким успехом. В пустынном урочище Телло, под целым комплексом оплывших глинистых холмов, Сарзек обнаружил руины Лагаша, а в них - огромный, хорошо систематизированный архив, состоявший более чем из 20 тыс. клинописных табличек и пролежавший в земле почти четыре тысячелетия. Это была одна из крупнейших библиотек древности.

На других барельефах изображены быки с человеческими головами. У некоторых быков вся верхняя часть туловища - человеческая. Это - отголоски древнего земледельческого культа быка; здесь мы наблюдаем превращение бога-быка в бога-человека.

Открытие Сарзека сбросило покров тайны, окутывавший шумерскую цивилизацию. Еще недавно по поводу шумеров в научном мире велись ожесточенные споры, некоторые ученые отвергали сам факт существования этого народа. А тут был найден не только шумерский город, но и огромное количество клинописных текстов на языке шумеров!

Медицина и демоны

Археологи извлекли из-под тысячелетних слоев песка пустыни материальные свидетельства многообразия духовной жизни шумеров, которые не только хранили унаследованные от предков знания, но и развивали их в многочисленных школах. В числе отраслей знания, которыми в той или иной степени овладели шумеры, следует назвать и медицину.

Согласно представлениям шумеров, болеть могли не только люди, но и боги, которых шумеры наделили всеми человеческими чертами. В древнейших мифах боги жалуются на боли, страдания, недуги. Потом они вылечиваются, выздоравливают.

Во всех исследованиях, посвященных истории возникновения медицины и деятельности древнейших в человеческой истории врачей, содержится вполне справедливое и обоснованное утверждение о тесной связи медицины с магией. Эта связь, бесспорно, существовала, хотя случались периоды, когда она ослабевала, и зависимость медицины от религии, магии, суеверий уменьшалась.

Ученые располагают бесспорными доказательствами того, что такое возрастание роли знания имело место, по крайней мере, в один из периодов истории Шумера. Это необходимо особо подчеркнуть, потому что чуть ли не во всех популярных трудах, посвященных месопотамским цивилизациям, до сих пор утверждается безусловный примат магии и знахарства над медицинскими знаниями в практике древневосточного врачевания -- ошибочный взгляд, вызванный двумя причинами. Во-первых, во всех послешумерских, и в особенности в вавилонских, текстах настойчиво подчеркивается роль заговоров и магических обрядов при лечении больного. Во-вторых, тот документ, который наконец-то совершил революцию в наших взглядах на шумерскую медицину, был прочитан и опубликован совсем недавно.

Поскольку, как мы знаем, идентификация шумерских богов чрезвычайно трудна, исследователи воздерживаются от высказываний о том, какие боги имеются в виду в этой надписи. Зато некоторые шумерологи, исходя из этого текста, предполагают, что среди шумерских врачей в это время уже существовала специализация. Предположение довольно заманчивое, однако заходить слишком далеко в этом направлении, по всей вероятности, не следует.

Приведем для примера два рецепта.

Вторая группа состоит из рецептов трех лекарств, принимаемых внутрь. Приведем два из них.

Пусть не улыбается иронически читатель, хорошо знающий медицину, разбирающийся в лекарствах и пользующийся сложнейшими изделиями фармацевтической промышленности. Конечно, с точки зрения современного пациента, эти рецепты могут показаться жалкими и смешными. Однако, если мы вспомним время, когда они были составлены (4200 лет назад), если внимательно вчитаемся в их содержание, мы перестанем относиться к ним свысока.

Для изготовления лекарств анонимный шумерский врач пользовался продуктами растительного и минерального происхождения, использовался панцирь черепахи, который и по сей день применяют верные традициям народной медицины врачи Дальнего Востока. Они, и не только они, используют в качестве компонентов лекарств кости различных животных, растертые в порошок корни, семена, листья.

Еще в XVIII в. в Европе рецепты формулировались аналогичным образом, а лекарства состояли из подобных компонентов. Авторы рецептов и руководств по медицине даже не подозревали, что, пользуясь в своих прописях и трактатах рецептами народной медицины и опытом эскулапов древности, они черпают из кладезя знаний, которые передали последующим поколениям забытые шумеры.

Врач, оставивший нам эту единственную в своем роде табличку, был человеком высокообразованным, осведомленным не только в своей профессии. Специалисты по клинописи подчеркивают изящество значков, искусное начертание клиньев. Это лишний раз подтверждает предположение исследователей о том, что врачи, как и писцы, авторы религиозных и литературных произведений, математики и астрономы, принадлежали к интеллектуальной верхушке шумерского общества.

Приведенный выше рецептурный справочник невольно наталкивает на размышления о выходе науки из-под влияния магии в Шумере. Ведь в нашем документе не упоминается ни одно божество, там полностью отсутствуют какие-либо заклинания. Составивший его врач явно строил свою деятельность на рациональных, эмпирических началах. На основании этого документа можно говорить о проявлениях рационального отношения к миру и об эмпирическом подходе к лечению больных (разумеется, в том смысле, в каком категории рационализма и эмпиризма могут быть применены к той эпохе). Подобного рода революции в мировоззрении были возможны, так как постижение явлений природы влекло за собой освобождение сознания от веры в сверхъестественные силы. Однако в данном случае материал слишком скуден, и исследователи предпочитают скорее констатировать факт, как таковой, чем делать на его основе серьезные выводы. Подобную сдержанность нельзя не приветствовать, тем более что наша фармакологическая табличка продолжает оставаться документом единственным, уникальным.

Смерть и предшествующие ей болезни шумеры объясняли вмешательством демонов, которые, по их представлениям, были злыми и жестокими существами. Они считали их детьми бога Ана и богини земли Ки. Но почему эти дети были дурными и подлыми, почему они несли смерть и болезни, разрушения и катастрофы? Согласно верованиям шумеров, в иерархии сверхъестественных существ демоны стояли на ступеньку ниже самых незначительных божеств. Тем не менее им удавалось терзать и мучить не только людей, но и могущественных богов. Были, правда, и добрые демоны, те, что охраняли врата храмов, частные дома, оберегали покой человека, но их было немного по сравнению со злыми.

Врачевание в Шумере

медицина шумер врачевание шаманство

Об истории и врачевании древней Месопотамии свидетельствуют подлинные тексты того времени, выполненные клинописью на глиняных табличках, предметах из глины, камне, металле, а также данные археологических исследований и свидетельства историков (Геродот, Берос) и ученых различных эпох. С глубокой древности, земли Месопотамии населяли два народа: шумеры, которые занимали Южное Двуречье и около 3000 г. до н. э. создали первые в Месопотамии города-государства, и их северные соседи -- племена восточных семитов, которые со второй половины III тысячелетия до н. э. стали называться аккадцами (по названию главного их поселения -- г. Аккаде). Расцвет шумеро-аккадской культуры приходится на вторую половину III тысячелетия до н. э.

Территория Шумера составляла не более 15 тысяч квадратных километров. Население страны даже в эпоху расцвета не превышало одного миллиона человек (и по тем временам было достаточно многочисленным). Шумеры знали гончарное мастерство, обжигали черепицу и кирпич, сооружали городские стены и храмы, прокладывали каналы и орошали поля, пряли и ткали, строили колесницы и корабли, ковали из меди и бронзы, создавали шедевры ювелирного искусства, сочиняли музыку и слагали стихи. Они заложили первые основы арифметики, геометрии и астрономии, научились исчислять время и создали первую в истории человечества письменность - клинопись.

Табличка имела практическое применение при составлении лекарственных средств. Текст ее предельно лаконичен. Например:

Рецепт 12. Просеять и тщательно перемешать растолченный панцирь черепахи, побеги растения нага (из него добывают соду), соль [и] горчицу; омыть [больное место] крепким пивом [и] горячей водой; растереть [больное место] этим [приготовленным составом], после чего натереть растительным маслом [и] обложить растертыми в порошок иглами пихты.

К сожалению, табличка не содержит указаний, при каких недугах эти лекарства должны были применяться. Сведущий врачеватель, по всей вероятности, знал это, тем более что в тот период истории Месопотамии значительный объем знаний продолжал передаваться устно; записывались лишь конкретные, точные сведения, возрастающий объем которых человеческая память уже не могла удержать.

В древнем Шумере каждый свободный человек имел свою печать. Она представляла собой маленький резной цилиндрик из камня с отверстием по продольной оси, через которое продевался шнурок. Носилась она на шее и всегда имелась при себе. При составлении важных документов печать прокатывалась по влажной глиняной табличке и выполняла в древнем Шумере функции появившейся позднее подписи.

В Шумере издавна выработались строгие гигиенические традиции, основанные на коллективном опыте народа: не пить воды из нечистой посуды, не простирать к богам немытые руки, ограничивать себя в определенного рода пище и т. п. Самые строгие требования предъявлялись к жрецу: перед статуей бога шумерский жрец должен был появляться тщательно вымытым и начисто выбритым с головы до пят (одной из причин этого обычая было предупреждение вшивости, т.е. педикулеза).

Во времена Шумера высоко ценились ароматические свойства растений, а археологи располагают фактами, что и ранее жители Междуречья умели изготавливать масла для притираний. Местные врачи обладали навыками извлечения экстрактов, смешивания и сохранения препаратов. Именно от народов Древнего Междуречья египтяне впоследствии заимствовали рецепты своих драгоценных благовоний.

В древних месопотамских текстах нет упоминаний об удалении или пломбировании зубов. Сообщается лишь o применении обезболивающих паст (содержащих белену) и лечебных мастик (с растительными компонентами), которые клали в дупло больного зуба. В Шумере была обнаружена и датирована 3000 г. до н. э. первая специально изготовленная зубочистка из золота Древний Ассирийский медицинский текст содержал описание процедуры очистки зубов указательным пальцем, обернутым тканью. Уже во втором тысячелетии до н. э. использовался зубной порошок, приготовленный из пемзы с добавлением натуральных кислот - винного уксуса или винной кислоты.

Применение водных процедур, массажа и ароматерапии дополнялось магическими формулами и обрядами. Так, камни наделялись мистической и целебной силой. Шумерская знать лечилась преимущественно при помощи драгоценных камней. Простые смертные довольствовались лежанием на горячей морской гальке, многим было известно и о целебных свойствах вулканических камней… Тогда же было отмечено, что горячие камни по-разному воздействуют на каждого человека: одному помогают избавиться от болей в спине, другому - снять нервное напряжение, третьему - укрепить иммунитет или избавиться от токсинов и шлаков, четвертому - улучшить настроение и расслабиться… Постепенно был выработан комплекс процедур, суть которых заключалась в прикладывании к определенным точкам тела камней и использовании притираний.

Заключение

Врачевание в Шумере носило двойственный характер: с одной стороны это была магия и шаманство, с другой - реальные медицинские операции и рецепты лекарств. Основываясь на религии и вере в потусторонние силы, шумеры дали новую ветвь в практическом врачевании.

К середине I тысячелетия до н. э. медицина древней Месопотамии ценилась ниже древнеегипетской. Об этом свидетельствует и Геродот, который посетил Месопотамию в середине V в. до н. э., когда земли Двуречья были завоеваны персами и государств Вавилонии и Ассирии уже не существовало. Однако на протяжении всей своей многовековой истории вавилоно-ассирийская культура оказывала большое влияние на развитие научных знаний во всей Передней Азии, где вместе с клинописью широко распространились и месопотамские медицинские тексты, которые переписывались почти без изменения до начала нашей эры.

Список литературы

4. Сб.: Древние цивилизации / Под общей ред. Г.М. Бонгард-Левина. М., 1989. С. 205.

Врачебные знания в древней Месопотамии времен Шумера передавались устно. В старовавилонский период они все чаще стали записываться на глиняных табличках. Сборники табличек подбирались по признакам болезней или по названиям пораженных частей тела. Их совокупность составляла своего рода “руководство”, весьма ценное для врачевателей.

Медицина древнего Шумера - Асу и Ашипу

Асу и Ашипу

К середине II тысячелетия до н.э. в древнем Междуречье сформировались два основных направления врачевания: асуту (аккад. Asutu — искусство врачевателей), представители которого назывались асу (аккад. asu — знающий воду) и ашипуту (аккад. asiputu — искусство заклинателей), чьи адепты звались ашипу (аккад. asipu — заклинающий).
Обе “школы” сохранялись почти без изменений до второй половины I тысячелетия до н.э., когда в связи с укреплением религиозных верований слились в одну, более близкую к ашипуту.

Представления о причинах болезней в древней Месопотамии можно подразделить на три основные категории.

  • 1.Связанные с нарушением принятых в общине обрядовых, правовых, моральных и прочих предписаний. Например: “…он приблизился к замужней женщине” или “…он приблизился к жрице своего бога, в течение 31 дня он выздоровеет и будет жить”.
  • 2.Связанные с явлениями природы и образом жизни. Не следует думать, что болезни у народов древней Месопотамии связывались только со злыми духами. Они объяснялись также употреблением нездоровой пищи, купанием в грязной реке, соприкосновением с грязью и нечистотами.
  • 3.Связанные с религиозными верованиями (“рука бога”, “дуновение злого духа”, “объятия Ламашту” и т. п.).

Считалось, например, что демон бури Пазузу насылает головную боль и тошноту, а страшная старуха Ламашту, которая по ночам бродит по городу и бросается на детей, распространяет детскую лихорадку. Ламашту изображали в виде неряшливой старухи с лапами хищной птицы и головой гримасничающего льва.

“Защита” от такого “колдовства” была вполне адекватной: женщины носили на шее маленькие фигурки демонов или клали их под порог своего дома, для того чтобы отпугивать демонов их же изображением, а заклинатели читали магические тексты, которые имелись в таком множестве, что для их целенаправленного поиска создавались специальные каталоги по разделам “Избавить от чар…”, “Головная боль”, “Болезни горла”, “Избавить от злых духов с помощью мучной воды…” и т.п.

Врачеватель-асу чаще связывал возникновение болезней с естественными причинами. Заклинатель-ашипу, напротив,— прежде всего со сверхъестественными силами: “рукой” конкретного бога, демона или призрака, злыми чарами и т.п. Наряду с этим ашипу допускал, что болезни могут возникать и без участия богов или демонов, например в результате лихорадки.
В то же время нигде — ни в текстах асуту, ни в текстах ашипуту — болезни не связываются с эманацией звезд и астральными культами, которых в глубокой древности в Месопотамии еще не существовало.

Определив болезнь и ее причину, ашипу до начала лечения делал прогноз. В текстах ашипуту он чаще всего неблагоприятный: “он умрет”, “он не выздоровеет” и т.п. Благоприятный прогноз встречается реже: “он будет жить”, “он вылечится”, “его болезнь уйдет”, “он поправится и будет жить”. Если прогноз был безнадежен,, ашипу (в отличие от асу), удалялся, не начиная врачевания.
У ашипу даже были предостережения от лечения: “Этот человек под опасным влиянием, не приближайся к нему”. Возможно, это связано с зачатками представлений о заразных болезнях.

Прогнозы асу, как правило, оптимистичны: “он выздоровеет”, “его нужно лечить,”. Прогноз “он умрет” в текстах асуту встречается редко. Вот пример такого неблагоприятного прогноза: “Если человек так страдает oт желтухи, что его болезнь дошла до центра глаз… этот человек болен, весь болен, он протянет недолго и умрет”.

Если же болезнь была за пределами компетенции асу, он “не протягивал своей руки” (впоследствии это выражение появилось в “Гиппократовом сборнике”).

Врачевание асу было направлено на облегчение конкретных проявлений болезни. Цели его лечения были вполне реальными: “остановить лихорадку и жар”, “отвести отеки”, “заставить болезнь уйти”, “успокоить выступающие сосуды рук и ног” и т.п.

Асу был большим знатоком местной лекарственной флоры и фауны. Он использовал лечебные травы, коренья, семена (в частности, около 50 видов зерен), овощи, листья и плоды деревьев, кедровый бальзам, минеральные средства (квасцы, красный железняк, сера, соли), нефть, продукты животного происхождения (мед, воск, топленое масло, кровь мангуста, рыбий жир, скорлупа мидий, – кожа козла и ягненка), экскременты птиц, овец и т.д.

Названия многих лекарственных средств в клинописных текстах выражены непонятными нам знаками. Возможно, они зашифрованы. Вот почему большинство из них невозможно отождествить с известными сегодня.

Врачеватели сами собирали лекарственные средства, составляли и хранили их, сами варили их на меду, пиве, уксусе, воде или твердом жире. В состав каждого готового лекарства входило несколько компонентов (иногда более 20).
Готовые средства при перевязках наносили на полоски из кожи и ткани, втирали с маслом в процессе массажа, использовали при полосканиях и обмываниях, вводили с клизмами, применяли в виде мазей, порошков, пилюль, свечей и тампонов.

В отличие от асу главным в ритуале врачевателя ашипу было чтение заклинаний. В хранилище рукописей Ашшурбанапала обнаружено собрание заклинаний и обрядовых действий из 40 табличек под общим названием “Когда в дом больного [заклинатель идет]”.
Искусство его врачевания лежало в сфере того, что сегодня называется “психотерапией”, однако за этим искусством скрывалась другая сторона его деятельности — лекарственное лечение.
Так, в одной из табличек говорится: “Если припадки вызваны рукой призрака, привяжи пять лекарств… к полоске из кожи ягненка и оберни его вокруг шеи больного, и он будет чувствовать себя лучше.”

Понятно, что пять лекарственных средств, уже проверенных на практике, в сочетании с целебными свойствами самой кожи ягненка не могли не оказать благоприятного действия.

Иногда в процессе обряда врачевания ашипу делал из глины или воска статуэтки, изображавшие больного или “преследовавших” его призраков, с целью отпугнуть или уничтожить их. Важное место в обрядах ашипу занимали магические круги, которые он очерчивал вокруг больного, и магические числа (3 раза, 7 капель и т.п.).
Он определял критические дни выздоровления или обострения болезни, которые предсказывал заранее, исходя из предыдущего опыта и всегда сопровождал свои действия обращением к богам (как правило, Мардуку и На-бу) и добрым духам.

Набор лекарственных средств ашипу был значительно уже, чем врача-эмпирика асу. Однако почти в каждой рекомендации есть указание на использование лекарств. Например: “…25 лекарств, чтобы освободить от колдовства” или: “растолки траву шалфей (?) и смешай ее с маслом, трижды скажи заклинание и положи на зуб”.

В древних месопотамских текстах нет упоминаний об удалении или пломбировании зубов. Сообщается лишь o применении обезболивающих паст (содержащих белену) и лечебных мастик (с растительными компонентами), которые клали в дупло больного зуба.

Неудачный исход врачевания ашипу объяснял вмешательством сверхъестественных сил: “такова воля богов” или “болезнь не ушла, потому, что больной неточно выполнил предписанный ритуал приема лекарства” и т.п. Таким образом, престиж ашипу всегда оставался высоким.

Репутация асу была более уязвима: его неудачи относились не столько на счет богов, сколько на счет самого врачевателя. В результате, асу постепенно утрачивали свои позиции.

Однако в целом, как свидетельствуют клинописные тексты, лечение асу было более эффективным, чем лечение ашипу. Это подтверждают и письма-таблички врачевателя Мукаллима (Mukallim, XIV в. до н.э.), который лечил больных в храме близ Ниппура: он успешно излечивал лихорадки и воспаление дыхательных органов, кожные заболевания и травмы. И во всех письмах Мукаллима и его помощника, занимавшегося приготовлением лекарств, нет ни единого слова о молитвах или заклинаниях.

Это письмо, так же как и Законы Хаммурапи, свидетельствует о том, что в ряде случаев рабов в древней Месопотамии лечили.

Строение тела человека в древней Месопотамии не изучали. Рассечение жертвенных животных давало лишь самое общее представление о крупных внутренних органах: печени, сердце, почках, кишечнике, желудке. Родовспоможением занимались женщины.
Согласно юридическим текстам после смерти роженицы разрешалось путем рассечения живота (т.е. кесаревым сечением) спасти живого младенца.

Врачевание и Законы Хамураппи

Ни в одном медицинском тексте древней Месопотамии нет упоминания о том, что мы называем оперативным лечением. Нет свидетельств об удалении зубов, прижизненной операции кесарева сечения или трепанации черепа, столь распространенной в других регионах земного шара.
Однако в юридических текстах и сборниках законов говорится о вознаграждении врачевателю за успешное лечение травм или удачно выполненный им “надрез бронзовым ножом”.

В Законах Хамураппи врачебная деятельность упоминается в ряде параграфов, мы приведем для примера несколько таких ссылок:

  • 221. Если лекарь срастил сломанную кость [у человека] или же вылечил больной сустав, [то] больной должен заплатить лекарю пять сиклей серебра.
  • 222. Если [это] сын мушкенума, [то] он должен заплатить три сикля серебра.
  • 223. Если [это] раб человека, [то] хозяин раба должен заплатить лекарю два сикля серебра.

Во времена Хаммурапи на один сикль серебра (ок. 8,4 г) можно было купить 300 л зерна. По нормам потребления того времени мужчине требовалось в год около 550 л зерна (ячмень) из расчета 1,5 л в день (мясо ели только во время обрядов жертвоприношения).
Для женщин и детей нормы зерна были в два раза меньше. Таким образом, пять сиклей серебра составляли большую сумму: на них можно было целый год кормить несколько человек.

Однако столь высокая плата врачевателю за лечение была связана с большим риском его профессии из-за обычая “талиона”, т.е. воздаяния равным за равное: око за око, зуб за зуб. В случае неблагоприятного исхода лечения врачеватель подвергался суровому наказанию, о чем написано в те же Законах:

  • 218. Если врачеватель сделал свободному человеку сильный надрез бронзовым ножом и [тем] умертвил этого человека, либо сделал надрез в области nakkaptu (брови или виска) этому человеку бронзовым ножом и [тем] погубил глаз этого человека, ему надлежит отрезать руку (перевод И. М. Дьяконова и В. А. Якобсона).

“Сильный надрез бронзовым ножом” в этой части головы мог производиться в различных случаях (при абсцессе, нагноении раны и т.п.) и всегда был неизменно сопряжен с большим риском повредить глаз, сосуды или нервы, особенно при отсутствии соответствующих анатомических знаний у вавилонян. Вот почему при благоприятном исходе того же вмешательства лекарь получал самое высокое вознаграждение:

Плодородная долина Евфрата в Передней Азии (так же как и долина реки Нил в Северо- Западной Африке) — один из древнейших очагов человеческой цивилизации.

Здесь, в Междуречье Тигра и Евфрата (Месопотамии, как назвал эти земли греческий историк Геродот, посетивший их в середине V века до нашей эры), на рубеже IV и III тысячелетий до н. э. сформировались первые рабовладельческие города-государства шумеров, а во II и I тысячелетиях до н. э. процветали Вавилонское и Ассирийское царства.

Врачевание в Древней Месопотамии | Эхо истории


Глиняная табличка с текстом о лечении
расстройства желудка. VII век до н. э.
Найдена в Ниневии. Лондон.
Британский музей.

Медицинские тексты древней Месопотамии записывались концом остро заточенной палочки на влажных глиняных табличках, которые потом обжигались и таким образом сохранялись в течение тысячелетий.

Самый древний из дошедших до нас медицинских текстов — клинописная табличка, найденная в 1889 году археологической экспедицией Пенсильванского университета на территории Ирака при раскопках одного из древнейших шумерских городов — Ниппура (в 160 километрах от современного Багдада).

В состав лекарств включались нефть, природная асфальтовая смола, поваренная соль (то есть средства минерального происхождения), а также части животных шерсть, панцирь черепахи, органы водяных змей, молоко и другие.

Текст таблички предельно лаконичен. В нем нет ни единого слова о богах или демонах (о которых повествуют более поздние тексты), он не содержит заклинаний и заговоров (которые встречаются в медицинских текстах древней Месопотамии более позднего периода).

Большинство клинописных медицинских текстов составлено во II—I тысячелетиях до н. э. Значительная их часть обнаружена при раскопках столицы Ассирийского царства Ниневии во дворце правителя Ашшурбанапала (VII век до н. э.), по велению которого из всех подвластных ему территорий собирались тексты в царское хранилище рукописей. Некоторые из них посвящены описанию болезней и методам их лечения.

Месопотамские медицинские тексты широко распространились во всей Передней Азии и переписывались почти без изменений до начала нашей эры.

МИФОЛОГИЯ И ВРАЧЕВАНИЕ

По представлениям древних вавилонян, которые восприняли пантеон шумерских богов (так же как полтора тысячелетия спустя древние римляне заимствовали пантеон древнегреческих богов) во главе мира стояла верховная триада: бог неба Ану, владыка земли и воздуха Энлиль и бог водной стихии Эа.

По преданию, Эа ведал глубинами вод, где, как верили еще шумеры, обитала мудрость. Поэтому он почитался также как бог мудрости и покровитель врачебного искусства.

Помимо верховной триады богов, существовала вторая триада: бог Солнца Шамаш, бог Луны Син и богиня Утренней звезды Иштар.

В народе верили, что изображение Иштар приносит исцеление от болезней. Так, известно, что правитель Митанни — Душратта (XIV век до н. э.) отправил статую Иштар Ниневийской в Египет заболевшему фараону Аменхетепу IV (Эхнатону), выражая таким образом свою веру в целительные силы Иштар.

Считалось, что прикосновением своей чистой руки она возвращает мертвых к жизни. Культовым животным Гулы была собака, которую часто изображали рядом с ней.

Древнейшее изображение такого посоха выполнено на кубке шумерского правителя Гудеа из города Лагаш, который жил в XXII веке до н. э.

Помимо богов, фантастический мир жителей Древнего Двуречья наполняли полубоги, герои, семь мудрецов и семь злых демонов, другие демоны и духи.

Считалось, что демон бури Пазузу насылает головную боль и тошноту, а страшная старуха Ламашту распространяет детскую лихорадку.

Ламашту изображали в виде неряшливой старухи с лапами хищной птицы и головой гримасничающего льва; она стояла на коленях или во весь рост и кормила грудью свиней.

Однако не следует думать, что у народов древней Месопотамии болезни связывались только со злыми духами. Они объяснялись также нарушением принятых в общине обрядовых, правовых и моральных предписаний, нездоровой пищей, купанием в грязной реке, соприкосновением с грязью и нечистотами.

Врачевание в Древней Месопотамии | Эхо истории


Рельеф из царского дворца в Калахе (Ассирия). Позади царя изображен
крылатый гений, который защищает его от болезней. Лондон. Британский музей.

БОЛЬНОЙ, ВРАЧЕВАТЕЛЬ, ЗАКОН

В 1901 году французская археологическая экспедиция под руководством Ж. де-Моргана обнаружила при раскопках древнего города Сузы (на территории современного Ирана) большой базальтовый столб высотой 2,25 метра, на котором высечены Законы шестого вавилонского царя первой династии Хаммурапи (XVIII век до н. э.).

В верхней части стелы изображены две фигуры: сидящий бог Солнца, справедливости и оракулов Шамаш и стоящий перед ним в почтительной позе царь Хаммурапи, которому бог вручает атрибуты царской власти.

Вся остальная поверхность столба покрыта тщательно выполненным убористым текстом, который включает пролог, 282 параграфа Законов и эпилог.

Некоторые их положения отражают правовые аспекты деятельности врачевателей в тот период истории Месопотамии. В случае успешного лечения они получали весьма высокое вознаграждение.

«212. Если врачеватель срастил сломанную кость (у человека) или же вылечил больной сустав, (то) больной должен заплатить врачевателю пять сиклей серебра.

212. Если (это) сын мушкенума (человека, состоящего на царской службе), (то) он должен заплатить три сикля серебра.

Во времена Хаммурапи на один сикль серебра (около 8,4 грамма) можно было купить 300 литров зерна.

По нормам потребления того периода мужчине требовалось в год: около 550 литров зерна (ячменя) из расчета 1,5 литра в день (мясо ели только во время обрядов жертвоприношения); 2,5-3 литра растительного масла в месяц на умащения и 1,5 килограмма шерсти в год на платье.

Для женщин и детей нормы зерна были в два раза меньше. Таким образом, пять сиклей серебра составляли большую сумму: на них можно было целый год кормить несколько человек.

В случае неблагоприятного исхода лечения врачеватель подвергался суровому наказанию:

При благоприятном исходе того же вмешательства врачеватель получал самое высокое вознаграждение — десять сиклей серебра.

Таким образом, Законы Хаммурапи свидетельствуют, с одной стороны, о серьезной подготовке и высокой ответственности врачевателя перед больным, а с другой — отражают закономерности развития раннеклассового общества и свидетельствуют о формировании классового подхода к оценке деятельности врачевателя.

ПИСЬМА ВРАЧЕВАТЕЛЯ МУКАЛЛИМА

Письма в древней Месопотамии составлялись на глиняных табличках и запечатывались в глиняные конверты. Многие из них сохранились до наших дней. Среди них письма Мукаллима, жившего в XIV веке до н. э. и врачевавшего при храме близ Ниппура.

Обращает внимание тот важный факт, что во всех письмах Мукаллима и его аптекаря нет ни единого слова о молитвах или заклинаниях (И. М. Дьяконов).

Клинописные тексты древней Месопотамии рассказывают также о врачебной специализации, об искусстве врачевателей и искусстве заклинаний, о положении врачевателя при дворе, о гигиенических традициях и врачебной этике народов древней Передней Азии, создавших первые цивилизации на планете.

Врачевание в Древней Месопотамии | Эхо истории


Колоссальная статуя человекоголового крылатого быка, охранявшего от врагов, злых духов и болезней вход во дворец ассирийского царя Саргона II. VIII век до н. э.

1. Общие черты развития врачевания в странах Древнего мира: изобретение письменности (4–3-е тысячелетие до н. э.); Формирование эмпирического (практический опыт народа) и культового (теургического, храмовая или жреческая медицина) направлений врачевания. Развитие представлений о происхождении болезней. Подготовка врачевателей (формы обучения). Развитие гигиенических навыков и традиций. Становление сословной (классовой) медицины. Формирование основ этики врачевателя.

Древний Восток явился колыбелью всемирной истории человеческих цивилизаций (термин "цивилизация" происходит от лат. civitas (гражданская община, город) и в изначальном смысле подразумевает возникновение городов-государств), классовых обществ и государств. Здесь ранее чем где-либо на земном шаре совершился переход от первобытно-общинного строя к раннему рабовладению.

Впервые классовое расслоение общества произошло в Шумере и Египте ( IV тысячелетие до н.э.). В других регионах земного шара этот процесс развивался в более поздние сроки: в Индии — в середине III тысячелетия до н.э., в Китае — во II тысячелетии до н.э., у народов Восточного Средиземноморья — в ІІІ-ІІ тысячелетиях до н.э., в Западной и Центральной Европе — в I тысячелетии до н.э., в Америке — в I тысячелетии н.э.

Развитие эмпирических знаний (в том числе и врачевания) в странах древнего мира, с одной стороны, имело общие черты, а с другой стороны — в каждом регионе земного шара были свои характерные особенности, связанные с историческим и культурным развитием данного региона.

· изобретение письменности (с IV тысячелетия до н.э.) и создание первых текстов медицинского содержания (с конца III тысячелетия до н.э.) (схемы Зи4);

· формирование двух направлений лечебной практики: эмпирического врачевания, основанного на практическом опыте народа, и культового (теургического) врачевания, основанного на религиозных верованиях;

· развитие представлений о происхождении болезней (связанных с природой, морально-этических, религиозно-мистических) ;

· развитие взаимных влияний и преемственности в области врачевания между различными древними цивилизациями.

а) Источники информации об истории врачевания в Др. Месопотамии: дать полную характеристику всех источников ( клинописные глиняные таблички и т.д.).

Об истории и врачевании древней Месопотамии свидетельствуют подлинные тексты того времени, выполненные клинописью на глиняных табличках, предметах из глины, камне, металле (табл. 5), а также данные археологических исследований и свидетельства историков (Геродот, Берос) и ученых различных эпох. Таким образом, он может считаться также древнейшей - "фармакопеей" в истории человечества.

Изучение прописей этой таблички показало, что врачеватели Шумера использовали в своей практике лекарственные средства прежде всего растительного происхождения: горчицу, пихту, сосну, тимьян, плоды сливового дерева, . груши, фиги, иву, растение леканору ("манна") и т.д. В состав лекарств включались: нефть, природная асфальтовая смола, поваренная соль (т.е. средства минерального происхождения), а так же продукты животного мира: молоко, внутренние органы водяных змей, панцирь черепахи, шерсть и т.п.

б) Особенности врачевания в Шумере (III тыс. до н. э.), эмпирический характер древнейших текстов клинописей; гигиенические традиции, лекарственные средства шумерских врачевателей, рецепты.

Первые данные о развитии медицинских знаний у шумеров были получены в конце 19 века. В 1889г. в Ираке при археологических раскопках древнейшего шумерского города – Ниппура среди многочисленных табличек была найдена клинописная табличка с медицинским текстом, которая датируется концом 3-го тыс. до н.э. В ней на шумерском языке даны прописи 15 рецептов. Они разбиты на 3 раздела: припарки, внутренние и наружные лекарственные средства.

Анализ рецептов показал, что врачеватели Шумера использовали лекарственные средства растительного происхождения (горчицу, пихту, сосну, тимьян, плоды фиги и т.д.), средства минерального происхождения (нефть, повареная соль, смола), а также средства животного происхождения (молоко, пинцирь черепахи, внутренние органы и т.д.). В табличке нет ни единого слова о богах или демонах. Следовательно, врачевание в Шумере развивалось не в связи с магией и религией (они возникли позже), а основывалось на практическом опыте.

в) Врачевание в Вавилонии и Ассирии (II середина I тыс. до н. э.). Мифология и врачевание : Боги-покровители врачевания: Эа, Мардук, Иштар, Нингишзида, Гула, Ламашту и др . (их характеристика).

История Вавилонского царства начинается во II тысячелетии до н.э., после возвышения г.Вавилона в Нижней Месопотамии. Оно существовало в течение 15 веков - до завоевания персами в 539г. до н.э.

Система знаний древних вавилонян (как и других народов древней Месопотамии) определялась прежде всего практической необходимостью. Они достигли больших успехов в сельском хозяйстве и гончарном деле, в изготовлении тканей и получении металлов, в становлении права и развитии архитектуры, языкозна-, ния, математики, астрономии, врачевания.

3. Деление суток и года на 12 частей в результате введения математических методов в астрономию (впоследствии это было заимствовано греками).

4. Точное определение продолжительности лунного месяца и солнечного года, времени весеннего и осеннего равноденствия.

Вавилоняне считали, что земная жизнь является отражением небесной и воспринимали все явления общественной жизни и здоровье человека в единстве со всем окружающим миром, т. е. Вселенной.

В целом врачевание вавилонян и ассирийцев носило религиозный и обрядово-магический характер. По их представлениям, во главе мира стояла верховная триада богов: бог неба Áну, владыка земли и воздуха Энлиль и бог Мирового океана Эа.

Эа почитался как бог мудрости и покровитель врачебного искусства. По преданию, Эа ведал глубинами вод, где обитала мудрость. Тайну знания воды он передавал асу - (в переводе с аккадского “знающий воду”). Этим именем называли врачевателей, которых изображали в одежде в виде рыбы.

г) Развитие врачевания. Основные направления врачевания – асуту (искусство врачевателей) и ашипуту (искусство заклинателей). Представления о причинах болезней, лекарственные средства.

Врачебные знания в древней Месопотамии издавна передавались устно. В старовавилонский период они все чаще стали записываться на глиняных табличках. Сборники табличек подбирались по признакам болезней или по названиям пораженных частей тела. Их совокупность составляла своего рода "руководство", весьма ценное для врачевателей.

К середине II тысячелетия до н.э. в древней Месопотамии сформировались два основных направления врачевания: асуту (аккад. asutu — искусство врачевателей) и ашип y ту (аккад. asiputu —, искусство заклинателей).

Искусством врачевания занимались врачеватели-эмпирики — асу (аккад. а su — знающий воду). Представители другого направления назывались ашипу (аккад. а sipu — заклинающий).

Обе традиции сохранялись почти без изменений до второй половины I тысячелетия до н.э., когда в связи с укреплением религиозных верований слились в одну, более близкую к ашипуту.

1) Возмездие за нарушение предписанных обычаев, обрядов и норм морали Например: “. он приблизился к замужней женщине” или “. он приблизился к жрице своего бога, в течение 31 дня он выздоровеет и будет жить”.

2) Естественные, связанные с явлениями природы и образом жизни. Например, употребление нездоровой пищи, купание в грязной реке, соприкосновение с нечистотами, бытовые условия.

3) Сверхъестественные. Связанные с религиозными верованиями Например, “рука бога”, “дуновение злого духа”, “объятия Ламашту - страшной старухи, которая бродит ночами по городу и бросается на детей, распространяя детскую лихорадку” и т.д.

Так, считалось, что демон бури Пазузу насылает головную боль и тошноту, а страшная старуха Ламaшту, которая по ночам бродит по городу и бросается на детей, распространяет детскую лихорадку. Ламашту изображали в виде неряшливой старухи с лапами хищной птицы и головой гримасничающего льва.

Врачеватель-асу чаще связывал возникновение болезней с естественными причинами, заклинатель-ашипу, напротив, — прежде всего со сверхестествен-ными силами: "рукой" конкретного бога, демона или призрака, злыми чарами и т.п. Наряду с этим ашипу допускал, что болезни могут возникать и без участия богов или демонов, например в результате лихорадки или "удара" в голову (описание которого напоминает инсульт).

В то же время нигде — ни в текстах асу-ту, ни в текстах ашипуту — болезни не связываются с эманацией звезд и астральными культами, которых в глубокой древности в Месопотамии еще не существовало.

Определив болезнь и ее причину, ашипу до начала лечения делал прогноз, В текстах ашипуту он чаще всего небла-гоприятный: "он умрет", "он не выздоровеет" и т.п. Прогнозы асу, как правило, оптимистичны: "он выздоровеет", "его нужно лечить".

е) Законы царя Хаммурапи (XVIII в до н. э.) о правовом положении врачевателей (врачебная этика): дать характеристику, привести примеры. Библиотека Ашшурбанапала" — древнейшее собрание текстов.

Самым обширным памятником права древней Месопотамии являются Законы шестого вавилонского царя первой династии Хаммурапи. Законы Хаммурапи принадлежат к числу наиболее древних законодательств мира и ярко отражают общественные отношения периода раннего рабовладения на Востоке.

Некоторые параграфы его Законов касаются правовых аспектов деятельности врачевателей. В случае успешного лечения они получали весьма высокое вознаграждение:

"221. Если лекарь срастил сломанную кость (у человека) или же вылечил больной сустав, (то) больной должен заплатить лекарю пять сиклей серебра.

218. Если врачеватель сделал свободному человеку сильный надрез бронзовым ножом и (тем) умертвил этого человека, либо сделал надрез в области nakkaptu (брови или виска) этому человеку бронзовым ножом и (тем) погубил глаз этого человека, ему надлежит отрезать руку" (перевод И.М.Дьяконова и В.А.Якобсона).

Библиотека Ашшурбанипала — крупнейшая сохранившаяся библиотека древнего мира и вообще древнейшая из всех известных библиотек [1] . Составлялась в течение 25 лет в ассирийской столице Ниневии по приказу царя Ашшурбанипала ( VII в. до н. э.) Служила также государственным архивом . После смерти царя фонды были рассеяны по различным дворцам. Обнаруженная археологами часть библиотеки состоит из 25 000 глиняных табличек с клинописными текстами.

8. Появление профессиональных служителей культа врачевания; сфера их деятельности. Знахарь, его общая и профессиональная подготовка, положение в обществе.

Внутриплеменное расслоение обусловило появление профессиональных слу­жителей культа. Сфера их деятельности включала: сохранение и передачу поло­жительных знаний, толкование обычаев и религиозные функции, врачевание, судопроизводство и т.п. Со временем культовые обряды становились все более таинственными и непонятными большинству членов общины. Однако культо­вые обряды врачевания были явлением вторичным, — практика и эмпирический опыт, а не магия были той основой, из которой вырастали зачатки врачевания.

одготовка знахарей велась (и в настоящее время ведется) индивидуально. Знания сохранялись в секрете и передавались от родителя детям или избран­ному для этих целей наиболее способному ребенку в племени.

9. Определение понятий "народное врачевание", "традиционная медицина", научная медицина". Их основные характеристики (период развития, основа, истоки развития, распространение, деятели, обучение). Определение понятий "врачевание" и "медицина".

В современном мире существуют три глобальных направления медицин­ской деятельности: народная медицина (правильно — народное врачевание), традиционная медицина и научная медицина

Народная медицина - понятие достаточно широкое и исторически более древнее. Оно включает в себя совокупность средств и приемов народного врачевания, выработанных в результате эмпирического опыта на протяжении всей истории человечества от возникновения человека (более 2 млн лет тому назад) до наших дней.

Традиционная медицина - понятие более узкое, более конкретное и исторически более молодое. В ее основе всегда лежит стройное философское, а точнее религиозно-философское учение, в которое органически вплетается эмпирический опыт народного врачевания данного этноса.

Научная медицина теснейшим образом связана с научным экспериментом, в ходе которого проверяются эмпирические знания и философские идеи, создаются стройные научно (в смысле экспериментально) обоснованные концепции, гипотезы, теории.

Читайте также: