Врачебная этика в древней индии кратко

Обновлено: 05.07.2024

До недавнего времени многие исследователи медицинского дела считали, что медицина зародилась в Греции, на самом же деле самыми первыми врачевателями являются индийцы. Древнюю Индию считают страной мудрецов и философов, и искусных целителей, слава которых распространялась далеко пределы их страны. Согласно буддийским текстам самыми знаменитыми врачевателями древней Индии являются – Дживака, Чарака и Сушруте.

Дживака считается основателем знаменитого тайского массажа и личным врачом и другом самого Будды.

Развитие медицины

Согласно мифам, основоположниками медицины были боги Шива и Дханвантари. Медицинские тексты и рецепты первых лекарств собраны в священных гимнах, или ведах, так их можно встретить в Яджур-веде, которая была составлена еще в IX веке до н. э.

Яджур-веда — одна из четырёх индуистских Вед.

В период браминов, появляются новые разъяснения вед, сделанные различными писателями, из последних особенно известны тексты Чарака и Сушруты.

Изначально медициной занимались только брамины, но довольно скоро врачевание перешло в руки другого сословия – к касте ведия. Представители этой касты, в отличие от браминов, которые осуществляли свою деятельность на безвозмездной основе, получали за свои труды вознаграждение. Обучать искусству врачевания могли только особые брамины, которых еще называли гуру.

Обучение было основано на изучении священных книг, и их подробном разъяснении, изучении лекарств, и их применении для лечения больных; для того чтобы пополнить свои знания ученики совместно с учителем совершали длительные походы и наблюдали как лечат другие гуру, перенимали опыт. Окончив свое образование, будущий врачеватель получал от раджи право на лечение, при этом давал обещание соблюдать чистоту, брить бороду и стричь ногти, являться к больному по первому требованию, лечить бесплатно браминов и не браться за лечение неизлечимых болезней. Призванный к больному, врач сначала исследовал больного и его части тела и назначал лечение, только тогда, когда точно убеждался в наличии болезни.

Готовые работы на аналогичную тему

Самым высоким искусством врачевания Древней Индии считают оперативное лечение, лекари ни одного государства того времени не достигли таких успехов в этой области, это отчасти связано с тем, что информация о строении человеческого тела в Индии была самой полной и достоверной. В Индии не было никаких запретов на изучения и вскрытие тел умерших, именно таким образом, древние врачеватели и узнали из каких органов состоит человек, это и сыграло важную роль в развитии искусства врачевания.

При всем этом древние хирурги смогли добиться соблюдения идеальной чистоты при проведении операций, не имея никаких представлений о антисептике, при этом они профессионально владели инструментами, которые хранились в специальных ящичках и были настолько остро заточены, что разрезали даже тоненький волосок.

Рисунок 1. Хирургическая операция. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Удивительно, но в древней Индии делали операции по удалению катаракты, эта операция считалась ювелирной работой, таким операциям придавали особое значение, так как хрусталик глаза в Индии считался одним из самых важных органов человека. Помимо этого, в трактате Сушруте были описаны и другие глазные болезни и способы их лечения.

Медицина и философия

Древние индийцы верили, что человек находится в тесной связи с миром, который его окружает, мир по их пониманию состоит из пяти стихий:

Функционирование человеческого организма они связывали с тремя стихиями – воздухом, огнем и водой, в организме это отражение слизи, желчи и воздуха. В связи с этим идеальное здоровье понималось как равное соотношение этих жидкостей, смещение баланса которых приводит к образованию тех, или иных болезней, лечение тоже было соответствующим, самыми распространенными считалась диета, опорожняющие слабительные средства и уже после хирургическое вмешательство.

В философии древней индии перемешались идеи материалистического с идеалистическим, получили свое развитие идеи о саморазвитии души. Медицина также была связана с философией, именно душа способствует развитию материи и человека. Недостатком духовной сущности является сильная привязанность к материальному миру, поэтому человек по своей природе несовершенен, в этом и кроются причины его проблем с собственным телом.

Медицина в Индии с древних времен переплетается с йогой, которая включает в себя и этические учения, и комплекс тренировок (асан) для развития сильного и здорового тела. Для психического и физического здоровья необходимо содержать свое тело и мысли в чистоте, а также уметь полностью расслаблять свое тело и сознание. Йога и сегодня пользуется огромной популярностью во все мире и имеет много последователей.

Йога - понятие в индийской культуре, означает совокупность духовных, психических и физических практик, разработанных в разных направлениях индуизма и буддизма и нацеленных на управление психическими и физиологическими функциями организма.

Профессия врача в древней Индии

К врачам в древней Индии относились неоднозначно. В ведический период врачевателей уважали и почитали, но с развитием кастовой системы отношение к ним резко изменилось. Появляется неравенство и многие профессии обретают статус нечистых, а их исполнителей стали называть неприкасаемыми. Именно в эту категории попали врачи, но это длилось не долго, все же, древние тексты говорят о том, что врачевание было почетной профессией, позже многие монахи открывали при монастырях центры врачевания, им было можно оказывать медицинскую помощь тяжело больным, в этом было их главное предназначение.

Согласно их мифам, основателем медицины были боги
Шива и Дханвантари; бушующее море между прочими
драгоценностями выбросило на берег ученого врача.
Медицинские познания собраны в священных гимнах, или
ведах, именно в Яджур-веде, которая составлена не раньше
IX века до н. э. Позже, в период браминов, появились
объяснения вед, сделанные различными писателями; из
последних особенно замечательны Чарака и Сушрута. У них
мы встречаем здравый взгляд на болезни и логические
выводы относительно лечения. Вероятно, сочинения двух
только что названных авторов составлены были в III—IX вв.
до н. э.; сочинения имеют вид сборников, в которые вошли
отрывки из различных писателей. Кроме двух приведенных
сочинений сохранилось много других, разъясняющих ту или
другую отрасль медицины.

Сначала медициной занимались исключительно
брамины; однако, довольно рано врачебное дело
перешло в руки особого сословия — к касте ведия.
Представители этой касты, в противоположность
браминам, получали вознаграждение за свои труды.
Преподавание медицины производилось особыми
браминами, которые назывались гуру; оно состояло в
чтении священных книг, объяснении их, изучении
лекарств, в примерном лечении больных; для
пополнения образования ученики с учителем
совершали путешествия и наблюдали как лечит другой
гуру.

Окончив врачебное образование, молодой человек
получал от раджи право лечить, при чём давал
обещание одеваться чисто, стричь бороду и ногти,
говорить мягко, без резкостей, являться к
больному по первому требованию, лечить даром
браминов и не браться за лечение неизлечимых
страданий. Наряду с образованными врачами были
и знахари. Призванный к больному, образованный
врач тщательно исследовал страдающую часть тела
и назначал лекарство, когда окончательно
убеждался в характере болезни.

Народ Древней Индии раньше других стал накапливать
знания о различных болезнях и способах их излечения. В
великом памятнике литературы – Ведах – содержались не
только мифы и предания о богах и мудрецах, но и
медицинские предписания и рекомендации.

7. Медицинские представления в ведийских текстах.

Медицинские познания были собраны в Яджур-Веде,
составленной примерно в IX веке до нашей эры. Согласно
им, человек в случае болезни или ранения должен
обращаться к богам-врачевателям. Позже были
составлены объяснения текстов, сделанные различными
лекарями. Наиболее известные авторы – врачи Сушрута
и Чарака. Сохранились и многие другие руководства,
посвященные тому или иному разделу медицины.
Основателями медицины считались боги Шива и
Дханвантари. А бушующее море, помимо всевозможных
драгоценностей, выбросило на землю первого ученого
врача.

9. Врачеватели Древней Индии.

Изначально лечить могли только брамины, не
бравшие плату за лечение. Постепенно появилось
целое сословие – каста ведия, занимающееся
исключительно медициной. Брамины же в
дальнейшем только преподавали врачебное
искусство и именовали себя гуру. Во время
обучения ученик всюду следовал за своим
учителем, изучая священные книги, лекарства и
методы лечения. Только после прохождения
образования, врач получал от раджи право
заниматься медициной.

Главными особенностями индийских врачей-
представителей касты ведия были обязанность
чисто одеваться, стричь ногти и бороду,
уважительно разговаривать и приходить к
пациенту по первому требованию. За свой труд
лекарь брал плату, а лечились даром только
брамины. Врач не обязан был помогать
неизлечимому больному. Все лекарства
назначались после тщательного осмотра пациента
и установления характера заболевания. Помимо
браминов и представителей касты ведия,
существовали народные врачи – знахари.

13. Медицинские операции в Древней Индии.

Широко практиковались в Древней Индии
хирургические вмешательства, а сама хирургия
называлась шалия. К некоторым наиболее известным в
то время операциям относятся удаление камней из
мочевых путей, извлечение катаракты, пункция
плевральной полости, наложение фиксирующих давящих
повязок при переломах и ранах, остановка кровотечений
путем прижигания, пластические операции (например,
восстановление целостности носа или уха путем
пересадки тканей из здорового соседнего участка тела).
И это только самые распространенные хирургические
вмешательства. В действительности известно их было
гораздо больше.

15. Гигиена и медикаментозная терапия.

Большое количество медицинских трудов было
посвящено гигиене. В них рассказывалось о том, что
пища должна быть свежей, о пользе купания и
применения мазей, а также о чистке зубов. Было
известно огромное количество лекарственных трав.
Только Сушрута подробно описывает 760 из них. Для
приготовления медикаментов использовались также
различные части животных. Изучены были свойства
металлов и других химических веществ, а также их
соединений. Были открыты многие яды и способы
борьбы с ними.

Свежие припасы считаются наиболее
способствующими здоровью, также весьма
полезны купанье, растирание тела мазями. Из
пищевых веществ наиболее полезны свежее мясо,
мёд, очищенный животный жир, молоко
различных животных. Спиртные напитки были
запрещены ведами, но позже распространились
повсюду; Сушрута описывает напитки из
различных плодов; вино признавалось
необходимым для усиления аппетита.

18. ВРАЧЕБНАЯ ЭТИКА.

21. Хирургия Индии.

Особенно хорошо разработана в индийской медицине
хирургия, называвшаяся шалия. Индийские хирурги
умело производили извлечение мочевого камня,
извлечение катаракты, прокол грудной клетки и т. д. При
переломах накладывались удовлетворительные повязки.
Кровотечения останавливались прижиганиями. Раны
перевязывались надлежащим образом. Особенную славу
составляют пластические операции — для
восстановления отсутствующих носа или уха; лоскут
брался из здорового соседнего участка и приживлялся к
окровавленному пополняемому месту. Подобные
операции производились и в Европе, начиная с XVI
столетия, но при них лоскут брался из отдаленной части
тела; позже распространился и индийский способ.

Отравления играют видную роль в истории
Индии. Из животных ядов наиболее часто
вызывает смерть змеиный, и индусы выработали
вполне удовлетворительные способы лечения
укушения змеей; к их приемам современная
медицина может прибавить мало. От укушения
насекомых приводятся также действительные
средства. Акушерство и женские болезни
составляют одну из хорошо разработанных глав
индийской медицины.

Очень подробные указания даются о том, как
должна вести себя беременная женщина. Роды
принимаются четырьмя опытными женщинами в
присутствии врача, который, если требуется,
производит операции при неправильных родах.
Подробные советы даются о том, как кормить
младенца и лечить болезни новорожденных.

Внутренних болезней описывается очень много
вследствие того, что из каждого значительного припадка
делается особенное заболевание. Подробно излагаются
лихорадки, которых признается несколько видов;
описываются также сыпные болезни, ревматизм, далее,
нервные и душевные. При последних применялись
ванны, развлечения и музыка. Глаза подвергались часто
заболеваниям. При лечении их давались как местные
средства, так и действующие на все тело.

Медицина в Индии в некоторых отношениях была
выше развившихся после неё египетской и греческой
медицины; некоторые отделы были даже более
разработаны, чем в Европе в начале текущего столетия.
Такие успехи тем более поразительны, что в Индии
анатомия и физиология были почти не известны.
Теоретические воззрения на болезнь были
односторонни и скудны. Жизнью тела заправляют
воздух, желчь и мокрота; из сочетания их происходят 7
веществ: хил, кровь, мясо, подкожная клетчатка, кости,
костный мозг и семя. Болезнь зависит от недостатка
или излишка только что названных веществ; воздух
вызывает 80 болезней, желчь 40 и мокрота 20.

Древняя и самобытная цивилизация Индии сложилась в III тысячелетии до н. э. в пределах Индостанского субконтинента. В истории врачевания древней Индии четко прослеживаются три этапа:

1) индийская цивилизация (23-18 в до н э, долина реки Инд), когда на территории современного Пакистана сформировались первые в истории древней Индии рабовладельческие города-государства;

Санитарное дело периода индийской цивилизации

Во второй половине III тысячелетия до н. э. в бассейне р. Инд сформировалась высокоразвитая городская культура, получившая впоследствии название – индийская цивилизация. Ее характерными чертами являются высокий уровень санитарного благоустройства городов. Водосточные трубы через толщу стены выходили в сточную систему города. Каждая улица и каждый переулок имели свой выложенный кирпичом канал для стока нечистот. Перед поступлением в каналы сточная вода и нечистоты проходили через отстойники и выгребные ямы покрытые плотно притертыми крышками. Устройству сточной системы значительно больше внимания, чем строительству жилых зданий. Высокое санитарное состояние древних городов позволяет сделать вывод об относительно высоком уровне и эмпирического врачевания.

Врачевание в ведийский период

Врачевание классического периода

Диагностика болезней основывалась на подробном опросе больного и исследовании теплоты тела, цвета кожи и языка, выделений, шумов в легких, голоса и т. п. Сушрута описывает сахарное мочеизнурение, которое он определял по вкусу мочи. В трактате Сушруты описаны три стадии воспаления, признаками которого он считал: в первом периоде — незначительные боли; во втором — стреляющие боли, припухлость, местный жар, красноту и нарушение функции; в третьем — уменьшение 'припухлости и образование гноя. Для лечения воспаления Сушрута предлагал местные лекарственные средства и хирургические методы.

Лечение направлялось на уравновешивание нарушенного соотношения жидкостей (субстанций), что достигалось, во-первых, диетой, во-вторых — лекарственной терапией (рвотные, слабительные, потогонные и т. п.), и в-третьих — хирургическими методами лечения, в чем древние индийцы достигли высокого совершенства.Приготовлением лекарств, ядов и противоядий (от змеиных укусов) занимались только врачеватели.

Родовспоможение в древней Индии считалось самостоятельной областью врачевания. В трактате Сушруты подробно изложены советы беременным о соблюдении чистоты и правильного образа жизни, описаны отклонения от нормального течения родов, уродства плода, эмбриотомия (которая рекомендовалась в случаях невозможности поворота плода на ножку или головку), кесарево сечение (применявшееся после смерти роженицы для спасения младенца) и поворот плода на ножку.

Несколько позже стали сооружать специальные дома для калек, увечных, вдов, сирот и больных.

Медицина древней Индии была тесно связана с йогой. Большое внимание в йоге уделяется чистоте тела и своеобразному образу жизни. Учение йоги состоит из двух уровней: хатха-йога (физическая йога) и раджа-йога (овладение духом).

Важную роль в развитии врачевания в древней Индии сыграли монастыри и монахи, среди которых было много сведущих лекарей. Все монахи имели некоторые познания в области медицины, так как оказывать лечебную помощь мирянам считалось высокой добродетелью.

Среди центров медицинского образования особое место занимает г. Таксила (инд. Такшашила). Обучающийся медицине должен был овладеть всеми гранями врачебного искусства.эта проповедь несет характерные черты своего времени, однако по основным положениям она весьма схожа с Клятвой древнегреческих врачевателей.

ВРАЧЕВАНИЕ В ДРЕВНЕМ КИТАЕ

Периодизация истории и врачевания

В истории врачевания древнего Китая различаются два больших периода: период становления (XVIII—III вв. до н. э.), когда преобладала устная традиция, и период империи Хань (III в. до и. э.— III в. н. э.), когда составлялись хроники Ханьской династии и записывались дошедшие до нас медицинские сочинения.

Философские основы китайской медицины

Стихийно-материалистические воззрения древних китайских философов легли в основу традиционной китайской медицины. Строение тела – каждый орган соотносился с субстанциями инь и ян. Органы ин выполняют ф-ии сохранения и не отдают хранящееся в себе в-во а органы ян наоборот (например желудок, кишечник). Анатомические познания были скромны, так как вскрытия были запрещены изза принятия конфуцианства. Представление о здоровье – здоровье это есть состояние равновесия инь и ян в организме а болезнь это нарушение этого соотношения.Различные соотношения этих нарушений объединялись в несколько синдромов, которые подразделялись на две группы: синдром избытка — ян и синдром недостатка — инь. Многообразие заболеваний объяснялось широтой взаимодействия организма с окружающим миром и природой, особенностями самого организма, длительным пребыванием в одном из эмоциональных состояний (гнев, радость, печаль и т д) и другими естественными причинами.

Традиционная китайская медицина

Искусство диагностики в древнем Китае основывалось на следующих методах обследования больного: осмотре кожи, глаз, слизистых и языка; определении общего состояния и настроения больного; выслушивании звуков, возникающих в теле человека, определении его запахов; подробном опросе больного; исследовании пульса; давлении на активные точки. Исторические хроники Хань-ской династии повествуют о чудесных исцелениях, которые осуществляли БяньЦюе и его ученики, искусно применяя иглоукалывание и прижигание, массаж и местные лекарственные средства. Одним из величайших достижений философской мысли древнего Китая является представление о круговом движении крови и пульсе.Обследуя больного, они изучали пульс не менее чем в девяти точках и различали до 28 видов пульса.со временем метод исследования пульса превратился в стройное учение о пульсе, которое явилось вершиной диагностики в древнем Китае.

В древнем Китае существовало несколько методов прижигания. Прямое прижигание проводилось при непосредственной близости горящей сигареты от тела. При методе непрямого прижигания сигарета была на некотором расстоянии от точки воздействия, а между сигаретой и телом могли помещаться лекарственные вещества. Прижигание теплыми иглами сочетало в себе и иглотерапию, и прижигание: сигарета закручивалась вокруг иглы и зажигалась, когда игла находилась в тканях; таким образом достигался комбинированный эффект (действие иглы и тлеющего лекарственного растения).

Лекарственное врачевание в древнем Китае достигло высокого совершенства. Из народной китайской медицины вошли в мировую практику: из растений —жэньшень, лимонник, камфора, чай, ревень, смола; из продуктов животного происхождения— панты оленя, печень, желатина; из минеральных веществ — железо, ртуть, сера и т. д. В 502 г. была создана первая из известных в мире китайская фармакопея, в семи книгах которой дано описание 730 видов лекарственных растений. В древнем Китае существовали учреждения, которые сегодня называются аптеками.

Первые специальные медицинские школы появились в Китае также лишь в средние века (с VI в.). До этого времени знания о традиционном врачевании передавались по наследству или в узком кругу посвященных.

Развитие оперативного лечения в древнем Китае (как и вскрытие человеческих трупов) было стес-. нено религиозными запретами.

Крупнейшим хирургом древнего Китая считается ХуаГо. (141—208), который прославился как искусный диагности знаток чжэнь-цзю терапии. Он успешно лечил переломы, производил операции на черепе, грудной и брюшной полостях. Для обезболивания во время операций Хуа То применял метод иглоукалывания, достигая желаемого результата введением одной или двух игл.

Издавна важными лечебно-предупредительными мероприятиями в древнем Китае были массаж, лечебная гимнастика, основанная на подражании аисту, обезьяне, оленю, тигру и медведю, дыхательная гимнастика, которая использовалась в народе для сохранения здоровья и достижения долголетия.

Имеются данные о широком внедрении вариоляции с целью предупреждения заболевания оспой. Так, по преданию в XII в. до н. э. во время эпидемии оспы китайские врачеватели пытались предотвратить распространение заболевания втиранием в ноздри здоровых детей корочек оспенных пустул.

Индия является одним из древнейших очагов цивилизации, возникшим в начале 3 тысячелетия до н.э. в долине реки Инд. Ее самобытная культура не уступает культуре Древнего Египта и государств Месопотамии.

Древнюю Индию часто называют страной мудрецов и в этом немалая заслуга врачевателей, слава о которых распространилась далеко за пределами страны. Буддийские предания сохранили славу о трех самых знаменитых целителях древности - Дживаке, Чараке и Сушруте.

Искусство врачевания под названием "Аюрведа"(что означает “учение о долгой жизни”) наибольшего совершенства достигло в тот период истории, когда центр древнеиндийской цивилизации переместился из долины реки Инд в долину реки Г анг. В конце этого периода были записаны выдающиеся памятники аюрведческой литературы - "Чарвака-самхита" и "Сушрута-самхита". Более ранняя первая книга посвящена лечению внутренних болезней и содержит сведения более чем о 600 индийских лекарственных средствах. Вторая - трактат о хирургии, в которой описано более 300 операций, свыше 120 медицинских инструментов и более 650 лекарственных средств.

Искусство оперативного лечения в Индии было самым высоким в истории древнего мира - ни один народ древности не достиг в этой области такого совершенства. Сведения о строении тела человека в Индии были самыми полными в древнем мире, потому что это была единственная страна, где не было религиозных запретов на вскрытие трупов умерших. Познания врачей в области анатомии поэтому были весьма значительными и сыграли большую роль в становлении и развитии древнеиндийской хирургии.

Индийские хирурги, не имея представления об асептике и антисептике, сумели добиться тщательного соблюдения чистоты во время операций. Они отличались смелостью, ловкостью и отличным владением инструментами. Изготавливались хирургические инструменты опытными кузнецами из стали, которую в Индии научились производить еще в глубокой древности.

Инструменты хранились в специальных деревянных коробках и были наточены так остро, что ими можно было разрезать волос.

Согласно дошедшим до нас медицинским текстам, врачи древней Индии производили ампутации, камнесечения, грыжесечения, пластические операции на лице. Они умели восстанавливать уши, носы, губы, потерянные или искалеченные в бою или по приговору суда. В этой области индийская хирургия опережала европейскую вплоть до 18 века, и европейские хирурги даже учились у индийских искусству ринопластики (т.е. восстановлению утраченного носа). Этот способ, подробно описанный в трактате Сушруты, вошел в историю под названием “индийского метода”.

Столь же ювелирной была и операция по поводу удаления катаракты, т. е. помутневшего хрусталика глаза. Надо сказать, что хрусталик в Древней Индии считался одной из важнейших частей организма, поэтому этой операции придавалось особое значение. Кроме катаракты, в трактате Сушруты было описано еще 75 глазных болезней и методы их лечения.

Древние индийцы рассматривали человека в тесной связи с окружающим миром, который, по их мнению, состоял из "пяти стихий" - земли, воздуха, огня, воды, эсрира. Жизнедеятельность организма рассматривалась через взаимодействие "трех субстанций" - воздуха, огня, воды, носителями которых в организме считались "три жидкости" (слизь, желчь и воздух). В соответствии с этим здоровье понималось как результат равномерного смешения жидкостей и уравновешенного соотношения трех субстанций, правильного совершения жизненных отправлений тела, нормального состояния органов чувств и ясности ума, а болезнь - как нарушение этих правильных соотношений; соответственно и тактика лечения была направлена прежде всего на восстановление нарушенного равновесия. С этой целью широко использовались диета, опорожняющие средства (рвотные, слабительные, потогонные) и хирургические методы лечения.

Диагностика древнеиндийских врачей основывалась на опросе больного, исследовании температуры тела, цвета кожи и языка, характера выделений, тембра голоса, шумов в легких. Сушрута описывает сахарное мочеизнурение, которое он определял по вкусу мочи и которое не было известно даже древним грекам.

Особой областью врачевания у индийцев считалось родовспоможение. В трактате Сушруты подробно изложены советы беременным о соблюдении чистоты и правильного образа жизни, описаны отклонения от нормального течения родов, уродства плода, методы извлечения плода при его неправильном положении, операция кесарева сечения (которая применялась только после смерти роженицы для спасения младенца).

Большое значение в Древней Индии придавалось гигиене, как общественной (благоустройство жилищ и населенных мест, создание водопровода, канализации и других санитарно-технических сооружений), так и личной (красоте и опрятности тела, чистоте жилища). Гигиенические навыки были закреплены в “Предписаниях Ману”:

". Никогда не следует есть пищу больных, ни такую, на которой оказались волосы или насекомые, ни тронутую намеренно ногой. ни поклеванную птицей, ни тронутую собакой.

Надо удалять далеко от жилища мочу, воду, использованную для омовения ног, остатки пищи и воду, использованную при очистительных обрядах.

Утром надо одеться, искупаться, почистить зубы, протереть глаза и почтить богов''.

Традиции древнеиндийской медицины закреплены в правилах врачебной этики. Право заниматься врачебной практикой в Индии давал раджа. Он же внимательно следил за деятельностью врачей и соблюдением врачебной этики, которая требовала, чтобы врачеватель, "который желает иметь успех в

практике, был здоров, опрятен, скромен, терпелив, носил коротко остриженную бороду, старательно вычищенные, обрезанные ногти, белую, надушенную благовониями одежду, выходил из дома не иначе, как с палкой или зонтиком, в особенности же избегал болтовни. '

Особенно строго преследовалось неправильное лечение. Согласно существовавшим в те времена “Предписаниям Ману”, за неправильное лечение животных врач выплачивал низкий штраф, за неправильное лечение людей средних сословий - средний, а царских чиновников - высокий штраф. Вознаграждение за лечение запрещалось требовать от обездоленных, друзей врачевателя и брахманов (служителей культа); и наоборот, если зажиточные люди отказывались от уплаты за лечение, врачу присуждалось все их имущество.

Итак, что же нового появилось в медицине рабовладельческого общества по сравнению с медициной первобытно-общинного строя ?

* На основе народной медицины возникает храмовая медицина

* Народная медицина перерастает в профессиональную,

врачи-профессионалы занимают видное место в обществе и получают признание со стороны государства

* Появляются первые семейные медицинские школы, в которых глава семьи, имеющий врачебный опыт, передает его своим детям. Каждая школа имеет свои секретные лекарства и врачебные приемы. Материал накапливается, удерживать его в голове становится все труднее, и поэтому он записывается на папирусы и глиняные таблички, которые можно считать первой в истории человечества медицинской литературой.

* Происходит накопление данных о строении человеческого тела

* Появляются совершенно новые представления о причинах болезней

* Происходит зарождение теоретических основ медицины

* Изменяются представления о природе человека

* Совершенствуется лечение внутренних болезней

* Развивается гигиеническая деятельность

Таким образом, народы, населявшие территорию Древнего Востока, обладали значительными знаниями и практическими навыками в области терапии, хирургии, акушерства, гигиены, лечебного применения лекарственных растений. Древние врачи получили новые сведения о строении человеческого тела, изменили представления о природе человека, развили своеобразные формы медицинской помощи и тем самым оказали большое влияние на дальнейшее развитие медицины.

Читайте также: