Возвращение в петербург идейно художественные особенности лирики м ю лермонтова 1838 1840 кратко

Обновлено: 29.06.2024

Лермонтов как поэт романтизма

В творчестве Лермонтова, особенно в ранний период, много черт от романтического стиля.

Для этого стиля характерен прием двоемирия, когда в своей душе лирический герой рисует идеальный образ, а на деле сталкивается с жестокой действительностью.

Нет, не тебя так пылко я люблю,
Не для меня красы твоей блистанье:
Люблю в тебе я прошлое страданье
И молодость погибшую мою.

Когда порой я на тебя смотрю,
В твои глаза вникая долгим взором:
Таинственным я занят разговором,
Но не с тобой я сердцем говорю.

Я говорю с подругой юных дней,
В твоих чертах ищу черты другие,
В устах живых уста давно немые,
В глазах огонь угаснувших очей.

В этом стихотворении лирический герой признается, что влюблен не в ту земную женщину, которую видит перед собой, а в далекий и призрачный идеал женщины, которую создало его воображение. При этом идеал гораздо дороже оригинала.

Как это и свойственно романтизму, герой лирики Лермонтова часто одинок, он ищет лучшей доли в мире людей, но обретает чувство гармонии только в единении с природой.

Для чего я не родился
Этой синею волной?
Как бы шумно я катился
Под серебряной луной,
О! как страстно я лобзал бы
Золотистый мой песок,
Как надменно презирал бы
Недоверчивый челнок…

Здесь лирический герой стремится слиться с природой, чтобы оставить свою человеческую сущность и обрести покой и забвение.

Черты лирики Лермонтова пронизаны духом романтизма, это мятущийся тревожный порыв к настоящей свободе, познанию истинного счастья и любви.

Лермонтов как поэт реализма

Однако гений Лермонтова заключил в себя не только популярный в его годы романтический стиль, но и стиль реализма. Поэтому в некоторых своих произведениях поэт предстает как состоявшийся реалист, верный наследник А.С. Пушкина.

Спи, младенец мой прекрасный,
Баюшки-баю.
Тихо смотрит месяц ясный
В колыбель твою.
Стану сказывать я сказки,
Песенку спою;
Ты ж дремли, закрывши глазки,
Баюшки-баю.

Мать рассказывает сыну о его будущей непростой судьбе – судьбе воина, она говорит, что будет молиться за него и ждать его домой с войны:

Дам тебе я на дорогу
Образок святой:
Ты его, моляся Богу,
Ставь перед собой;
Да, готовясь в бой опасный,
Помни мать свою…
Спи, младенец мой прекрасный,
Баюшки-баю.

В этом бесхитростном, на первый взгляд, стихотворении выражена и любовь к своей Родине, и восхищение перед подвигом материнства, и вся суть человеческой жизни.

Полковник наш рожден был хватом:
Слуга царю, отец солдатам…
Да, жаль его: сражен булатом,
Он спит в земле сырой.
И молвил он, сверкнув очами:
“Ребята! не Москва ль за нами?
Умремте же под Москвой,
Как наши братья умирали!”
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.

Необычность лирики Лермонтова как раз и заключается в сочетании романтических и реалистических мотивов: каждый читатель найдет в произведениях поэта то, что ему по душе: и тоску мятущейся одинокой молодости, и живое описание жизни своего народа.

Возвращение Лермонтова в столицу, период его жизни между ссылками

Поэт вернулся в столицу 1838 году. Жизнь вошла в прежнее русло. Служба в привилегированном полку особых хлопот Лермонтову не доставляла. Кавказский период открыл перед ним двери литературных салонов. Он хорошо принят друзьями А. Пушкина В. Жуковским, П. Вяземским, А. Тургеневым, читает им свое "Бородино". Важную роль в жизни Михаила Юрьевича Лермонтова сыграло знакомство с А. Краевским - издателем журнала "Отечественные записки". М. Лермонтов становится известным писателем, которого охотно публикуют толстые журналы.

В первый год пребывания в столице при содействии В. Жуковского М. Лермонтов публикует в "Современнике" поэму "Тамбовская казначейша", а в "Отечественных записках" - "Песню про купца Калашникова", которая по своему жанру является романтической балладой. Таким образом, автор показал, что его творческие возможности при выборе тем и характеров значительно шире кавказской темы. И все же именно она стала основой поэмы "Демон" и романа "Герой нашего времени". В этих значительных произведениях Лермонтов по-разному решает проблему исключительной личности: в поэме - в романтических традициях, в романе - на основе реалистического метода. В лермонтовском творчестве взаимодействовали две традиции, два взгляда на мир и человека: одну тему или образ он мог рассматривать как через призму романтизма, так и реализма.

В июле 1838 г. произошла встреча Лермонтова с Варварой Лопухиной. Чувство полузабытое ними вспыхнуло с новой страстью. Поэт посвятил ей шестую редакцию своей поэмы "демон", как и когда-то в прошлом начальный его вариант.

Данное произведение можно с уверенностью назвать вершиной "высокого" романтизма в поэзии русской литературы и трудом всей жизни Лермонтова. Еще в 9 лет он задумал эту поэму, а к концу жизненного пути создал 7 ее редакций. Романтический образ Демона - обладатель вселенского зла – притягивал к себе поэта. Однако он по-новому взглянул на широко известный в литературе образ. Лермонтов увидел в Демоне страдающую душу, которая жаждет только любви. Его любовь к Тамаре – это искупление перед Богом и попытка уйти от вечного одиночества.

Внутренняя трагедия Демона в том, что он создан как источник и носитель зла. Искренняя любовь Демона разбивается о предназначение, намеченное ему Богом-отцом: поцелуй любви становится для Тамары поцелуем смерти. Законы мироздания оказались сильнее желания гордой личности переродиться.

В редакции, посвященной Варваре, Тамара умирает и становится беззащитной жертвой Демона. Но в окончательном варианте поэмы ее невинную душу ангел забирает на небо. И это еще больше уязвляет гордую и сильную личность. Поскольку его проклятая душа не может приблизиться к воротам рая. Демон обречен, быть вечным скитальцем во Вселенной, призирать этот мир и его Создателя и искать ответ на вопрос - кто во всем виноват?

В жизни Лермонтова наступает сложный период. Он принят светом, пользуется популярностью, но при этом понимает всю пустоту и бездуховность высшего общества. Вот строки из его письма начало 1839 г.: "Я несчастный человек. Я пустился в большой свет. На меня влияла мода, меня разыскивали наперерыв. Людей, которых я оскорблял в своих стихах, засыпали меня ласкательством, самые лучшие женщины просят моих стихов и после хвастаются моим вниманием. Но мне не легче, а просто стыдно".

Намечается круг основных тем творчества. В романтических произведениях - это одиночество и тоска по идеалу, в реалистических - тема Родины и России, рассуждения о своем поколении и назначении поэта в современном обществе.

1 января 1839 г. Михаил Юрьевич пишет "Думу", а уже в феврале публикуется стихотворение "Поэту". Лермонтов принимает участие в кружке шестнадцати. Это был клуб молодых аристократов, которые осмеливались, открыто собираться и обсуждать общественные и политические события, нередко выступая с критикой первых лиц государства. Уже само существование такого клуба расценивалось как вольнодумство, и в эпоху Николая І было просто недопустимо. "Высокое" положение не спасло участников кружка, почти все они оказались в немилости императора и были высланы из столицы.

Однако Лермонтов пользуется особым расположением императрицы. Она была в восторге от поэмы "Демон", которую Михаил Юрьевич прочел ей лично, переписывала строки из его "Молитвы" в свой интимный дневник.

В декабре 1839 г. Лермонтов был представлен к чину поручика. Ситуация неумолимо двигалась к логическому финалу. Необходима была последняя капля, явный повод для повторной ссылки. Этим поводом послужил дуэль Лермонтова с сыном французского посланника де Баранта Эрнестом. Причин у дуэли было две: осуждение иностранцев в элегии "Смерть поэта" и соперничество в ухаживании за дамой. 18 февраля 1840 г. дуэлянты дрались на Черной речке вначале на рапирах, а после того, как рапира Лермонтова сломалась, взялись за пистолеты. Барант промахнулся, Лермонтов разрядил свой пистолет в воздух. Хотя противники примирились, по столице поползли слухи.

10 марта Лермонтова арестовали за недонесение о дуэли и отправили на гауптвахту. Арестованный ожидает приговора военного суда и одновременно много читает, делает переводы, пишет новые стихи. В это время состоялась его встреча с Белинским, после которой критик назвал Лермонтова Иваном Великим и будущим русской литературы.

В суде мнения разделились, поскольку действия Лермонтова в деле с Барантом можно было истолковать как выступление патриота и гражданина своей страны. Тогда 13 апреля сам Николай І вынес приговор: поручик Лермонтов был переведен в Тенгинский полк пехоты, где он должен принять участие в боевых действиях.

Царь в целом не одобрял, как мы помним, творчество Лермонтова и считал, что тому следует писать стихи в духе героико-патриотического "Бородино". Примечательно высказывание Николая І в письме к императрице: "Счастливый путь ждет Лермонтова, пусть он прочистит себе голову в местах, где сможет завершить характер своего капитана, если конечно он способен его обрисовать и постичь".

Лермонтов перед отъездом провел последний вечер в доме Карамзиных и, находясь в удрученном настроении, написал стихотворение "Тучи", где рассуждает о противоборстве в жизни человека свободы и необходимости. В мае он заезжает в Москву, где встречается с Гоголем, читает своего "Мцыри". А в июне отправляется на Кавказ для несения службы в новом полку.


Янв 21, 2019 | 0 комментариев

М.Ю. Лермонтов в Петербурге 1834-1840 годы

Лермонтов — гениальный поэт, который сделал огромный вклад в развитие реалистического романа. Его биография началась в 1814 году в столице. Но несмотря на то, что писатель родился в Москве, и даже поступил в московский университет, в восемнадцатилетнем возрасте судьба забросила Лермонтова в Петербург. Это произошло после того, как его срезали на экзаменах. Писатель бросает учебу в столице, и в 1832 году переезжает в Петербург. Таким образом, дальнейшая его жизнь была связана с Северной столицей.

Жизнь Лермонтова в Петербурге

Попав в новый город, Лермонтов планирует поступить в петербургский университет, однако на третий курс его не берут, а предлагают начать учебу с первого. Это не устраивает Лермонтова, и по совету знакомого он поступает в школу гвардейских юнкеров, где учится с 1832 года.

Жизнь Лермонтова в Петербурге

Далее в биографии Лермонтова жизнь в Петербурге связана с периодом 1834-1836 гг. Так, в 1834 году он сдает экзамены и отправляется служить в Царское Село. Но это не мешает писателю часто появляться в Петербурге и быть завсегдатаем высших кругов. В этот период у Лермонтова начинается роман с Сушковой, который завершается разрывом в 1835 году.

Будучи на службе, Лермонтов не бросал писать. Он продолжал работу над стихами, в том числе написал известную драму Маскарад, которую не разрешали к печати.

Когда Лермонтов вернулся из отпуска в Тарханах, он продолжает службу, снимая квартиру в Петербурге.

В 1837 году произошел поворот в жизни молодого поэта. Пушкин был смертельно ранен на дуэли, и под впечатлением этого Лермонтов пишет стихотворение Смерть поэта. За эти стихи писатель был арестован. Но благодаря своему камердинеру Лермонтову удавалось продолжать творить. Используя сажу и спички, Лермонтов написал своего Узника и Желание.

В марте Лермонтова отправляют в ссылку на Кавказ. Таким образом писатель покинул границы Петербурга, чтобы только в декабре получить прощение и иметь возможность вернуться в Петербург. Однако его возвращение было недолгим, ведь по службе его отправляют в Гродненский полк.

Только благодаря прошению бабушки, которая обратилась к Бенкендорфу, поэта вновь переводят в Гусарский полк, где начинается следующий период жизни Лермонтова в Петербурге с 1838 по 1840 гг.

Писатель живет ярко, заводит знакомство с Карамзиными, бывает гостем у Репиных и Валуевых. В этот период жизни Лермонтова в Петербурге он пишет Песнь про купца Калашникова и много других стихотворений.

С 1839 года писатель является членом круга избранных людей русской словесности, общается с Белинским, Вяземским, Жуковским. В декабре 1839 года произведен в поручики.

Наступает 1840 год. Из-за дуэли с сыном французского посланника, писатель был взят под стражу и приказом Николая Первого переведен в Тенгинский полк. Таким образом это был последний период Лермонтова в Петербурге. В итоге он покинул Северную столицу навсегда. Его в дальнейшем ждет военная служба, литературное творчество и дуэль с Мартыновым. Эта дуэль заберет жизнь поэта, драматурга и прозаика. Произойдет это в 1841 году.

В конце ноября – начале декабря 1837г. хлопоты бабушки увенчались успехом, Лермонтова перевели сперва в Гродненский лейб-гвардии гусарский полк в Новгород, а весной 1838г. по месту старой службы в Петербург. Здесь Лермонтова встретили как знаменитого и опального поэта.

Дуэль и вторая ссылка на Кавказ

Лермонтов отстаивает в своей поэме деятельное стремление к идеалу, недостижимому на земле, но дающему жизни высокий смысл, приобщающий ее к вечности.

Лирика Лермонтова 1840-1841 годов

Лирическое завещание Лермонтова

15 июля был убит на дуэли в г.Пятигорске между горами Машук и Бештау Мартыновым.

Контрольные вопросы:

1. Характеристика творчества выдающегося поэта и писателя.

2. Охарактеризуйте сквозную тему лирики Лермонтова

3. Эволюция темы поэта и поэзии в ранней и поздней лирике Лермонтова.

4. Какие впечатления детских лет способствовали его раннему взрослению?

Домашнее задание:

1.Составьте опорный конспект по творчеству М.Ю.Лермонтова.

2.Прочитайте следующие произведения М.Ю.Лермонтова:

Литература

Висковатый П.А. М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество.- М., 1987.

Максимов Д. Поэзия Лермонтова. – 2-е изд. – М.- Л.,1964.

Федоров А.В. Лермонтов и литература его времени. – Л., 1967.

Коровин В.И. Творческий путь М.Ю.Лермонтова. – М., 1973.

Щеблыкин И.П. Лермонтов: Жизнь и творчество. – М., 1995.

Лебедев Ю.В. Литература. 10 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. Базовый и профил. уровни. В 2 ч. Ч.1 / Ю.В. Лебедев. – 14-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 365с.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.003)

Читайте также: