Возрождение культурных и нравственных ценностей кратко

Обновлено: 02.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

ПРОБЛЕМЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ РОССИИ

( Святитель Игнатий Брянчанинов)

Российское общество переживает в настоящее время духовно - нравственный кризис. Сложившееся положение является отражением перемен, произошедших в общественном сознании и государственной политике. Российское государство лишилось официальной идеологии, общество - духовных и нравственных идеалов. Сведенными к минимуму оказались духовно-нравственные обучающие и воспитательные функции действующей системы образования. Следствием этого стало то, что совокупность ценностных установок, присущих массовому сознанию (в том числе детскому и молодежному) во многом деструктивна и разрушительна с точки зрения развития личности, семьи и государства.

В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость; ее, без преувеличения, необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных в деле обеспечения национальной безопасности страны.

В последние десятилетия всему мировому сообществу, включая Россию, в качестве универсального образца устроения государства и человека предлагается деидеологизированный либеральный стандарт, сущность которого заключается в приоритете земных интересов над нравственными и религиозными ценностями, а также над суверенитетом государств и патриотическими чувствами. Этот стандарт во многом определяет сегодня российскую образовательную политику. Традиционные основы воспитания и образования подменяются "более современными", западными: христианские добродетели - общечеловеческими ценностями гуманизма; педагогика уважения старших и совместного труда - развитием творческой эгоистической личности; целомудрие, воздержание, самоограничение - вседозволенностью и удовлетворением своих потребностей; любовь и самопожертвование - западной психологией самоутверждения; интерес к отечественной культуре - исключительным интересом к иностранным языкам и иностранным традициям.

Нетрадиционная для отечественной образовательной системы идеология, основанная на принципе толерантности ко всему и во всем, подчеркивает приоритет интеллектуального развития над нравственным; изменяет традиционный смысл понятий "духовность", "нравственность", "добродетель": предполагает возможность существования образования отдельно от воспитания. Место воспитания на основе традиций отечественной культуры занимает проведение образовательно-развлекательных кампаний в контексте либерально-демократических ценностей. Эти ценности оказывают определяющее воздействие на систему нравственных эталонов детей, молодежи, общества в целом.

Однако опыт показал: попытки формирования нравственных чувств, нравственной позиции на основе общегуманистического подхода и либеральных, "общечеловеческих" ценностей не приводят к успеху. Понятия добра и зла не могут быть представлены в "общечеловеческом смысле", - сами по себе они не являются абсолютными и не содержат нравственной оценки. Сегодня видно, что несостоятельна гуманистическая утопия, связанная с идеализацией Запада и верой в то, что рыночная экономика решит все социальные проблемы, создаст нравственное общество. "Гуманистические плоды" демократии, явленные в наши дни, как и опыт развития человечества на протяжении "безбожного" XX века, подтвердил, что улучшение внешних условий жизни, распространение научных знаний, изменение культурной среды сами по себе не в состоянии нравственно улучшить людей. Либерально-демократические ценности, вне четкой системы нравственных координат в эпоху технологического прогресса создают опасность разного масштаба катастроф, направляющих результаты прогресса против человечества.

В России разрушительные последствия жизни без Бога - социального эксперимента XX века - и либерально-демократических изменений последнего десятилетия особенно очевидны. Духовно-нравственный кризис порождает кризисные явления в политике, экономике, социальной сфере нашей страны. Без изменения духовно-нравственного состояния общества невозможно продуктивное осуществление никаких реформ. Спасением в преодолении кризиса для России может стать восстановление и распространение традиционной духовно-нравственной культуры. Для России нет другого пути выхода из кризиса в духовно-нравственной сфере кроме возрождения самобытной российской цивилизации на традиционных ценностях отечественной культуры. А это возможно при условии восстановления духовного, нравственного и интеллектуального потенциала носителя русской культуры - русского народа.

Утрата стержневой роли традиционной религии, изменение понимания сути духовности в современной культуре приводят к возникновению кризисных явлений в духовно-нравственной сфере. Внерелигиозный контекст не дает возможности четкого различения понятий добра и зла, правды, достоинства, долга, чести, совести; искажает и подменяет традиционные представления о человеке и смысле жизни.

В связи с этим, в современной культуре изменяется традиционное понимание "нравственности" как благонравия, согласия с абсолютными законами правды, достоинством человека, долгом, честью, чистой совестью гражданина.[1] Для России это означает утрату преемственности в духовно-нравственной культуре, идеологии, так как традиционный русский взгляд на мир - веками основывался "на фундаментальной идее, предполагающей осмысление жизни как религиозного долга, всеобщего совместного служения евангельским идеалам добра, правды, любви, милосердия, жертвенности и сострадания. Согласно такому мировоззрению, целью человека в его личной жизни, смыслом семейного бытия, общественного служения и государственного существования в России являлось и является посильное воплощение в жизнь тех высоких духовных начал, бессменным хранителем которых выступает Православная Церковь. Другой религиозно-нравственной, идеологической, мировоззренческой альтернативы у России нет. Ведь подлинное величие России в мире, ее признанный всеми вклад в мировую науку, культуру стали возможны только на основе традиционной духовной культуры, идеологии; кстати, их элементы применялись и в советский период. Утрата былого величия России на рубеже XX и XXI веков - ничто иное, как следствие отказа от русской идеологии, Православной веры, традиционных ценностей и идеалов Российского государства. Ясно видно, что для России любые попытки двигаться в нетрадиционном направлении чреваты морально-этической деградацией общества, демонизацией русской действительности, полным параличом духовных сил народа. Главным же средством восстановления духовного, нравственного, интеллектуального потенциала народа является возрождение системы духовно-нравственного воспитания.

Одной из причин кризиса в духовно-нравственной сфере современного общества является разрушение традиционных устоев семьи. Кризисные явления в жизни семьи многообразны. В воспитании детей семья не может быть заменена никаким другим социальным институтом, ей принадлежит исключительная роль в содействии становлению детской личности. В семейном общении человек учится преодолевать свой греховный эгоизм, в семье узнает, "что такое хорошо и что такое плохо". И.А. Ильин называет семью "первичным лоном человеческой культуры" 3. В семье ребенок осваивает основы культуры материальной и духовной. Восстановление традиционного уклада жизни поможет возвращению семьи к решению задачи духовно-нравственного семейного воспитания. В семье рождается чувство живой преемственности поколений, ощущение причастности к истории своего народа, прошлому, настоящему и будущему своей Родины.

В начале третьего тысячелетия важнейшей проблемой духовной жизни нашей страны является возрождение традиционных духовных ценностей и идей, среди которых основополагающей была и остается идея патриотизма. Патриотизм - это чувство любви и гордости за свое Отечество; общественный, нравственный и политический принцип, регулирующий отношение человека к Родине; основа национальной безопасности России. Патриотизм был и остается характерной чертой менталитета российского народа, духовной основой развития российской государственности.

Наши политические достижения находятся в прямой зависимости от степени нашего патриотического воодушевления, от роста ответственного национального сознания в русском обществе и народе. Русский народ должен сейчас сделать величайшее напряжение духа, чтобы доказать миру, что в России есть патриотизм, есть национальное сознание, есть гражданское достоинство.

Угрозы внутри российского общества для духовной безопасности его субъектов существуют и со стороны экстремизма разного толка. Изучение состояния развития современного российского общества показывает, что угрозы духовной безопасности его гражданам исходят практически из всех сфер общественной жизни.

Подводя итоги сказанного, повторим еще раз, что создание системы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи необходимо для духовного возрождения России, возвращений поколению XXI века православной веры, свободы, семьи, родины, которые в бесплодном сомнении и заблуждении пытается отвергнуть современный мир.

1. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. - М.: 2001. - 127

2. В доме отца моего: Сборник статей о роли христианской семьи в религиозном воспитании ребенка. - М: 2001. - 304 С.

Ильин И.А. Путь духовного обновления //Ильин И.АЛ Путь к очевидности. -М.: 1993, С. 199-241

Социолог Толкотт Парсонс (1902–1979) определял общество как систему отношений между людьми, основанных на нормах и ценностях, образующих культуру.

Главный тезис Т. Парсонса заключается в том, что общество представляет собой сложную систему социальных элементов (групп, институтов, индивидов), находящихся в состоянии активного взаимодействия, направляемого системами ценностей, имеющих априорное происхождение.

Т. Парсонс полагал, что источники социального самодвижения надо искать во внеэкономических факторах, господствующий среди которых – мораль (нравственность, духовность). Именно система моральных ценностей, разделяемых людьми, позволяет интегрироваться им в общество, которое на следующем этапе оказывается представленным во взаимодействии социальных институтов, при этом производственная деятельность выступает лишь частным аспектом этого взаимодействия.

Отношения структурных единиц строятся на основе функций, обеспечивающих выживание общества как целого, Т. Парсонс выделил четыре вида таких функций:

1. Адаптация (проблема рациональной организации и распределения ресурсов).

2. Целеориентация (проблема определения целей).

3. Интеграция (проблема сохранения внутреннего единства системы – обязательных норм, правил и т. д.).

4. Поддержание образца (проблема мотивации и согласования личных мотивов с целями и ценностями общества).

В настоящее время в нашей стране закончился период адаптации. Период целеориентации и интеграции пока не наступил, что, очевидно, объясняет застой (кризис) во всех сферах жизни людей.

Предлагаю определить целью общества нравственное возрождение.

Итак, какова технология нравственного (духовного) возрождения гражданского общества в России?

Обоснование, постановка и суть проблемы

Почему это спасительное для каждого человека осмысление сути бытия исчезло из жизни, оставшись в прошлом?

Отсутствие внимания к социально-нравственной подготовке подрастающего поколения и взрослых в полной степени объясняет экономические и социальные трудности нашего времени, фиксируемые во всех странах: падение морали, рост преступности и наркомании, снижение интереса к интеллектуальному развитию, непонимание спасительности и благородства любого, нужного обществу труда, проявление мотивов апатии, тунеядства, нигилизма, иждивенчества, инфантилизма, гедонизма и т. д.

Управление воспитанием необходимо для создания такой инфраструктуры, которая наибольшим образом бы способствовала повышению духовного потенциала детского и взрослого населения единого воспитательного пространства, центральным учреждением которого является государство в лице телевидения. Старт реализации, в том числе постоянное поддержание, управления воспитанием в наше время возможны только через современное средство массовой коммуникации (телевидение), в т. ч. через выступления первых лиц государства.

При управлении социально-гуманитарными системами основополагающее значение имеет правильно осуществлённое целевое прогнозирование, исходя из которого моделируется система (жизнь, поведение человека в данной среде и ситуации), отбираются технологии для достижения результата, определяемого критериями его оценки.

В воспитании людей такой подход пока ещё не получил достаточного практического применения, что не позволяет целенаправленно формировать такие отношения между людьми, которые позволили бы личности устойчиво вести себя в отмеренное ему рождением время, преодолевать испытания в жизни и обретать силу в служении делу и людям.

На практике вообще нет никакого подхода в воспитании людей, как и нет самого процесса воспитания (нравственного/духовного развития). Под воспитанием мы понимаем уход и досмотр.

Следует отметить, что причиной гибели предыдущих человеческих цивилизаций стало падение нравственности.

Ожидание того, что нравственность возникнет откуда-то сама, ни к чему не приводит.

Отступление

Исторический путь России за последние десятилетия держал курс только в одном направлении освоения культурного наследия. Так, в жизни поколений полностью была исключена информация и опыт духовного воспитания граждан религией, являющейся составным элементом социальной культуры человечества. Поэтому в нашей стране освоены светские методы, средства и нормы образования и воспитания. По этому поводу можно радоваться и печалиться, восторгаться и негодовать, но такова данность.

Создание нравственной инфраструктуры для развития духовного и интеллектуального потенциала детей и взрослых единого воспитательного пространства, включающего население страны, вступающего в деловые и личностные отношения на различных уровнях взаимодействия. В этом аспекте проблем единым системообразующим фактором* (инвариантом) являются общечеловеческие нравственные цели (мораль, ценности, категории) поведения личности в обществе (пример нравственной категории в окончании).

Управление воспитанием устойчивой социальной позиции личности базируется на основе общечеловеческих нравственных ценностей.

Стратегические результаты

Телевидение – центр единого воспитательного пространства – управляя системой воспитания, превращает практику бытия человека в поступательно развивающуюся инфраструктуру нравственного взаимодействия людей.

Тактические результаты

Наличие национальной идеи.

Предложение варианта мирного развития человеческой цивилизации.

Значительное снижение преступлений во всех видах деятельности человека (постоянное в каждом последующем временном отрезке).

Исключение ошибок в системе образования (воспитания и обучения) на всех уровнях. Развитие науки/культуры/спорта (постоянное в каждом последующем временном отрезке).

Значительное повышение результатов обучения и воспитания детей и взрослых в условиях формирования интеллектуальной и нравственной инфраструктуры в масштабах страны (постоянное в каждом последующем временном отрезке).

Значительное повышение профессионализма и производительности труда во всех отраслях, в т. ч., ускоренное развитие инновационных составляющих экономики (постоянное в каждом последующем временном отрезке).

Умение взрослого населения передавать навыки нравственного/духовного и интеллектуального опыта подрастающему поколению (умение воспитывать и обучать).
Прекращение нападок на Россию со стороны западных стран.

Россия – безоговорочный мировой лидер в нравственном (духовном) и интеллектуальном развитии.

Максимально долгое существование русской цивилизации.

Практическое применение

Первый этап – информационный аспект, усвоение состава поля выбора (составляющих нравственных категорий).

Второй этап – мотивационный аспект, прогнозирование адекватного эмоционального отклика на нравственные цели, умение узнавать в происходящем событии составляющие нравственных ценностей и давать им адекватную оценку.

НО, нравственных ценностей нет, они либо потеряны, либо потеряны совсем… Ни по одной передаче/фильму/книге населению непонятно, о каких нравственных ценностях идёт речь и тем более неясно, какая оценка им даётся при интуитивном их наличии.

И говорить о том, возьмёт ли зритель на вооружение в собственное поведение основы нравственности, транслируемые с экрана, не имеет смысла вообще. Более того, интуитивная пропаганда положительного отношения к отрицательным составляющим нравственных категорий уже даёт ощутимые негативные результаты в жизни общества.

Следует также отметить, что фильмы и передачи, основанные на положительных составляющих нравственных категорий, остаются популярными вне времени. Но без усвоения составляющих нравственных категорий и умения их распознавать, не представляются условия передачи нравственного опыта людям. Очевидно, что высокая популярность отдельных фильмов/передач/литературных произведений вызвана инстинктивной тягой человека к нравственности.

Третий этап – операционный аспект, моделирование созидательного поведения самовоспитанием, передача населению страны навыков моделирования своей повседневной деятельности на основе нравственных ценностей при условии свободы выбора.

В данном плане стоит задача сформировать общественное мнение, основанное на нравственных ценностях, что, в свою очередь, является основой бытия гражданского общества.

Технологии информационного, мотивационного и операционного аспектов проверены на практике и удивительно просты.

Пример нравственной категории.

Патриотизм (определение) – поле добра:

• Забота об интересах страны (города, предприятия, семьи, планеты).
• Забота об исторической судьбе страны.
• Готовность к самопожертвованию.
• Верность Родине в борьбе с врагом.
• Сочувствие страданиям народа.
• Уважение к традициям народа.
• Уважение к историческому прошлому.
• Привязанность к месту жительства.
• Борьба с антиподами морали.
• Гордость социальными достижениями.
• Гордость культурными достижениями.
• Переживание за социальные пороки общества.
• Активность в труде и общественно-политической деятельности.

Заблуждения (поле зла):

• Общественная пассивность.
• Ненависть к паразитизму.
• Ненависть к эксплуататорам.

Также, прошу принять к сведению, что существует накопленное за 5 тысяч лет нравственное наследие человечества – около 2 тыс. нравственных категорий (целей, ценностей) и их определений, например:

• Уважение.
• Свобода.
• Добросовестный труд на благо общества.
• Добросовестное выполнение общественного долга.
• Забота о сохранении и приумножении общественного богатства.
• Ответственность.
• Принципиальность.
• Совесть.
• Скромность.
• Правдивость.
• Честность.
• Тщеславие (поле зла).
• Тунеядство (поле зла).
• Карьеризм (поле зла).
• Дружба.
• Гуманизм.
• Любовь.

• Единый системообразующий фактор такой глобальной инфраструктуры, как интеллектуальное развитие человека.
• Единый системообразующий фактор такой инфраструктуры, как экономика.
• Единый системообразующий фактор социальной инфраструктуры, который является ключом к прогрессу человеческой цивилизации. Сейчас ключ развёрнут в сторону регресса цивилизации.
• Единый системообразующий фактор экономического кризиса.
• Единый системообразующий фактор, регулирующий рождаемость.

Практика развития человечества показывает, что без знания единого системообразующего фактора инфраструктуры (системы) управление любой инфраструктурой обречено на провал. Причём провал в нравственной инфраструктуре не позволяет развиваться инфраструктуре интеллектуальной.

Нужно научиться видеть нравственные цели. Они везде. Они ведущие в любой деятельности человека.

*Приложение:
О понятии – единый системообразующий фактор.

Идея системообразующего фактора волнует философов со времени возникновения философии до наших дней. Она зародилась уже в глубокой древности. Платон (428 или 427–348 г. до н. э.) представлял мир сотворенным творцом (демиургом), который придал ему душу. Последняя обеспечивает его порядок.

Системообразующий фактор, с одной стороны, представляется объективным явлением, ибо характеризует способность материи обретать и проявлять системность. Но, с другой стороны, он выступает средством для вычленения исследователем системы из среды, т. е. он – инструмент проверки того, есть ли то, что определяется им, системой. Таким образом, системообразующий фактор – это одно из проявлений активности материи в аспекте реализации ее способности формировать системы. Вместе с тем поиск системообразующих факторов отражает способность человеческого мозга видеть мир в системном измерении.

Проблема поиска системообразующих факторов является одной из главных проблем науки, поскольку, найдя фактор, мы находим систему. А это приводит к кардинальному росту познавательного эффекта.

Достаточно вспомнить, например, о скачке в науке благодаря открытию Д. И. Менделеевым (1834–1907) периодического закона и построения периодической системы элементов. Системообразующим фактором периодической системы элементов выступает зависимость между атомным весом и свойствами элементов. Открытие позволило объединить все элементы в строгую периодическую систему, создало возможности не только описывать свойства имеющихся элементов, но предсказывать появление новых.

Использованная литература:
Словарь по этике под редакцией И. Кона, 1981 г.
Ю. П. Сурмин, Теория систем и системный анализ.
Толкотт Парсонс (1902–1979), Социальная система, Социологическая теория и современное общество.
М. Н. Скаткин, Дидактика средней школы.
Ю. К. Татаренко, Технология прогнозирования адекватного эмоционального отклика на нравственные цели (воспитания).
Ю. К. Татаренко, Системный подход к управлению обучением и воспитанием (образованием).

папамамая

В рамках данной программы ставится цель сделать нацию более духовно развитой. Такие основополагающие принципы, как честь, почитание родителей, уважение к старшему поколению, вежливость, сдержанность, приветливость, позитивное мировосприятие и умение прощать – лежат в основе становления мировоззрения каждого человека.

В современном медиазависимом мире все подвержены влиянию извне – с экранов телевизоров, со страниц Интернет-сайтов и современных печатных изданий предлагается определенная форма поведения и мышления. Средства массовой информации формируют, в частности, у подрастающего поколения определенные шаблоны мышления и создают примеры для подражания. Система ценностей современного подростка практически полностью формируется вне его воли, ему не предоставляют права выбора для создания своей модели мира, так как все формируют ее по единому шаблону.

Задача программы – дать молодежи право выбора и показать, что есть и другие стороны общепринятых норм, концепций и привычек. Надо дать возможность молодежи выбирать – курить ей или нет, лежать на диване или заниматься спортом, выражаться нецензурно или культурно, уважать родителей или нет и т.д. Следует помочь им выбирать позитивные решения.

Популяризация нравственных ценностей среди населения даст колоссальный эффект для развития нашей страны люди станут чаще находить взаимопонимание, настраивать партнерские отношения; снизится количество распадающихся семей, а за счет ослабления влияния неполезных привычек повысится средняя продуктивность труда и количество трудоспособного населения.

Цель программы – поднятие уровня морально-нравствен-ных ценностей и создание более культурной и духовной нации.

Задачи программы:

Углубление знаний в духовно-нравственной и краеведческой областях с использованием ресурсов современных информационных технологий.

Не ошибусь, если скажу, в современном обществе одной из главных тем, проблем является постепенная утрата духовно-нравственных ценностей и традиций семьи. Сегодня все реже можно встретить семью, где не утеряна та духовность, та любовь и уважение традиций, которые были присущи поколениям лет 10 назад. С давних пор известно, что формирование моральных качеств происходит в раннем детстве, когда человек еще не готов к встрече с большим, враждебным миром, к взаимодействию с чужими людьми. И в ответе за этот процесс самые близкие люди, семья.

ВложениеРазмер
duhovno-nravstvennye_cennosti_03.doc 39 КБ

Предварительный просмотр:

Педагог-психолог МОУ СОШ № 14

Богдашкина Анна Ивановна

Не ошибусь, если скажу, в современном обществе одной из главных тем, проблем является постепенная утрата духовно-нравственных ценностей и традиций семьи. Сегодня все реже можно встретить семью, где не утеряна та духовность, та любовь и уважение традиций, которые были присущи поколениям лет 10 назад. С давних пор известно, что формирование моральных качеств происходит в раннем детстве, когда человек еще не готов к встрече с большим, враждебным миром, к взаимодействию с чужими людьми. И в ответе за этот процесс самые близкие люди, семья.

Одной из причин кризиса в духовно-нравственной сфере современного общества, а одновременно и следствием этого кризиса является разрушение традиционных устоев семьи. Кризисные явления в жизни семьи многообразны.

1. Разрушены нравственные представления о браке и семье.

2. Повреждены устои семьи.

3. Кризис коснулся всех уровней жизнедеятельности и взаимоотношений членов семьи.

4. Утрачено традиционное восприятие родительства и детства.

5. Деформация коснулась и сферы семейного воспитания.

6.Следствием кризиса семьи являются многочисленные проблемы детства.

7. Система общественного воспитания и образования не может изменить ситуацию, внести позитивный вклад в восстановление традиционных ценностей семьи.

8. Современное общество утратило представление о чистоте и целомудрии.

Задача духовно-нравственного воспитания является, прежде всего, главной задачей семейного воспитания. Духовно-нравственное воспитание - сложный психолого-педагогический процесс перевода объективных требований морали в личные убеждения человека. Стержнем духовно-нравственного воспитания является интериоризация - перевод моральных требований общества, нравственных принципов во внутренние установки человека, которые, став таковыми, служат верным компасом в его повседневной жизни. Духовная составляющая воспитания заключается в содействии ребенку в освоении системы ценностей и идеалов, а также в формировании на этой основе определенной личностной мировоззренческой позиции.

Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит его становление и развитие - в первую очередь, духовная культура семьи и образовательного учреждения, вынужденного брать на себя функцию компенсации недоработок и упущений семейного воспитания. Тот дух, который царит в семье и детском саду, школе, детском объединении, дух которым живут родители и педагоги - люди, составляющие ближайшее социальное окружение ребенка, - оказывается определяющим в формировании внутреннего мира ребенка.

Уклад семейной жизни всегда находил отражение в нравственном облике человека. Царящая в семье эмоционально-нравственная атмосфера, внимание членов семьи друг к другу, стремление разделить ответственность, уровень взаимопонимания и взаимоуважение, родительская любовь и ответные чувства детей, семейные традиции, отношение к труду, - все это закладывает фундамент нравственности.

Основным направлением работы по возрождению духовно-нравственных ценностей и традиций современной семьи является взаимодействие семьи и образовательного учреждения.

Также возможны всевозможные курсы, кружки, семинары, тренинги для всех членов семьи по вопросам семейных ценностей и развития духовности на базе образовательных учреждений (детские сады, школы, центры дополнительного образования).

Для мотивирования членов семьи (прежде всего взрослых, поскольку именно от взрослых ребенок принимает ценности, определенные моральные устои) возможна пропагандо-просветительская работа: социальная реклама, лозунги, общественные мероприятия, преподавание таких курсов, как этика, эстетика (поскольку через умение воспринимать красоту, ценности идет формирование мировоззрения).

Основная работа, конечно, должна проводиться внутри семьи. Поскольку влияние семьи на развитие ребенка, становление его ценностей составляет более 40%. В семье должно быть:

1. Атмосфера любви. Лишённый этого чувства человек не способен уважать своих близких, сограждан, Родину, делать людям добро. Атмосфера любви и сердечной привязанности, чуткости, заботливости членов семьи друг о друге оказывает сильнейшее влияние на детскую психику, даёт широкий простор для проявления чувств ребёнка, формирования и реализации его нравственных потребностей.

2. Атмосфера искренности. Ребенок очень чутко воспринимает ложь и быстро впитывает это как норму поведения.

3. Разъяснение. Воздействие словом.

Детей разного возраста нужно убеждать по-разному. Подростки требуют убедительных примеров из жизни, из книг. Дошкольника убеждает глубокая вера в слово взрослых. С ребятами старшего школьного возраста лучше размышлять вслух, делиться с ними сомнениями, обращаться за советом. Такая непринуждённость утверждает доверие, чистосердечность, искренность, сближает взрослого и ребёнка, открывает путь в его духовный мир.

4. Крайняя мера воздействия, по мнению Сухомлинского, это наказание. Наказание имеет воспитательную силу в том случае, когда оно убеждает, заставляет задуматься над собственным поведением, над отношением к людям. Но наказание не должно оскорблять достоинство человека, выражать неверие в него. Ребенок должен знать, за какое конкретное дело его наказывают и почему оно плохое.

5. Глубокий постоянный психологический контакт с ребенком - это универсальное требование к воспитанию его нравственности. Ощущение и переживание контакта с родителями дают детям возможность почувствовать и осознать родительскую любовь, привязанность и заботу. Основа для сохранения контакта - искренняя заинтересованность во всем, что происходит в жизни ребенка. Когда ребенок участвует в общей жизни семьи, разделяя все ее цели и планы, появляется воспитывающий диалог. Контакт с ребенком, как высшее проявление любви к нему, следует строить, основываясь на постоянном желании познавать своеобразие индивидуальности.

Должно быть также тесное взаимодействие семьи с воспитателями, педагогами, психологами и другими специалистами образовательных учреждений.

Взаимодействие образовательных учреждений и семьи окажется эффективнее, если будет реализовываться как в традиционных формах консультирования и просвещения, так и в новых формах совместных детско-родительских семинаров, общих активных занятий по развитию навыков взаимодействия, в формах проектной деятельности, в виде всевозможных творческий занятий и заданий, и иных вариантах сотрудничества.

Возрождение духовно-нравственных ценностей и традиций современной семьи еще возможно. Пусть и не много, но все-таки есть семьи, где традиции чтут и помнят. И это уже хорошо! На это нужно обращать внимание сегодня, чтобы не допустить потери такого важного института как семья завтра.

Читайте также: