Возрождение церкви и казачества залог победы народовластия и права в россии кратко

Обновлено: 05.07.2024

Возрождённое казачество (также современное казачество) — термин, применяемый для обозначения организаций казачества, созданных после гражданской войны, но сохраняющих дореволюционные формы.

Содержание

Употребление термина до 1990 года

Словосочетание употреблялось белоэмигрантами для обозначения будущей организации казачества после падения советской власти [1] .

Во время Великой Отечественной войны термин употреблялся как самоназвание казаками, выступавшими против советской власти под руководством генерала Краснова [2] .

Возрождение казачества на Украине

Возрождение казачества в России

Органы законодательной и исполнительной власти Российской Федерации уделяют внимание реабилитации репрессированного российского казачества, подвергшегося массовому красному террору в ходе которого репрессии проводились в форме расказачивания.

В начале 2000 годов авторитет казачества был подмочен в глазах общественности в связи с деятельностью группы Петра Молодидова, занимавшейся убийствами лиц кавказской национальности. Молодидов был одним из лидеров возрождения казачества и был командиром 96-го казачьего полка. За убийство трёх кавказцев суд приговорил Молодидова к 17 годам лишения свободы. Появились антиказачьи настроения, некоторые радикальные элементы подняли на знамена то, что казаки — потенциально расистская группа людей.

С ликвидацией Управления по вопросам казачества была введена должность Советника Президента России по делам казачества. Вопросами казачества с 25 февраля 2003 года по 7 мая 2008 года в качестве Советника Президента руководил Герой Российской Федерации генерал-полковник Трошев Геннадий Николаевич.

Московский государственный университет технологий и управления им. К. Г. Разумовского - первый в России вуз c наличием в учебных программах казачьего этнокультурного компонента. Университет является головным учебным заведением, реализующим элементы, связанные с историко-культурными традициями казачества. От имени Совета по делам казачества при Президенте РФ всем войскам казачьего сообщества рекомендовано обращаться в филиалы для обучения своих представителей.

  • охране общественного порядка;
  • мероприятиях ГО и ЧС;
  • природоохранных мероприятиях;
  • защите государственной границы Российской Федерации и др.

2. Военно-патриотическое воспитание молодежи:

  • казачьи классы общеобразовательных учреждений, казачьих гимназий, казачьих кадетских корпусов;
  • казачьи центры военно-патриотического воспитания;
  • спортивные казачьи секции и клубы (конный спорт, казачьи единоборства);
  • летние учебно-оздоровительные казачьи лагеря и др.

3. Сохранение и возрождение культурных традиций на базе:

  • казачьих фольклорных коллективов;
  • казачьих музеев;
  • казачьих театров и др. [5]

Современные казачьи войска

В 1980—1990 гг. было воссоздано и создано около двух десятков казачьих войск, объединённых в Союз казаков России:

История возникновения казачества на Руси своими корнями уходит достаточно глубоко. Существует большое количество теорий его возникновения. Но, безусловно, то, что к началу XIX века казаки образовались в отдельное ярко выраженное сословие, а в начале XX века стали даже неким стереотипом России за границей.


За весь период советской власти история казачества имела много различных примеров взаимоотношений с государством. Но в конечном итоге государство приняло во внимание весь положительный потенциал казаков. Первым значимым результатом пристального внимания со стороны государства стало постановление, от 20 апреля 1936 года ЦИК СССР, которое отменяло для казачества все ранее существовавшие ограничения в отношении службы в РККА, и приказом Наркома обороны от 23 апреля 1936 года были созданы казачьи кавдивизии и корпуса.

Казаки с воодушевлением восприняли данное постановление. И их участие в Параде Победы на Красной площади 1945 года как непосредственных участников боевых событий и победителей стало одним из ярких примеров преданности казачества России. Но также, наряду с таким положительным примером были и другие. Так в 1944 году под командование вермахта вступил 15-й казачий кавалерийский корпус СС.

12 января 2009 года согласно Распоряжению Президента РФ № 15-РП был организован Совет при Президенте Российской Федерации по делам казачества. Организационно-техническое обеспечение деятельности которого поручено осуществлять Канцелярии Президента Российской Федерации, материально-техническому и транспортному - Управлению делами Президента Российской Федерации.

Такое отношение государства к Российскому казачеству помогает не только полноценно взаимодействовать казачьим обществам с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления муниципальных образований, но и способствует улучшению культурного, духовного и нравственного воспитания молодежи. Все эти шаги, предпринятые государством на встречу казачеству, создают предпосылки для внедрения новых форм хозяйствования, не противоречащих федеральному законодательству. И позволяет казакам принимать полноценное участие в охране общественного порядка, охране государственной границы Российской Федерации, борьбе с терроризмом и экстремизмом.


Реестровое казачество: проблемы и перспективы
Что такое казачий реестр?

Едва ли не первым упоминанием о реестровом казачестве являются сведения из средневековых документов Речи Посполитой. Реестровыми тогда назывались казаки, служившие польской короне и защищавшие страну от татарских и османских набегов. Из-за неприязни польской шляхетской верхушки к православным казакам численность реестровых казаков по отношению ко всему казачеству составляла малую часть (в 1625 г. – 6 тысяч из 200 тысяч человек, желавших быть казаками и бывших ими де-факто).

Впоследствии, при гетмане Богдане Хмельницком, боровшемся за освобождение Украины от польского владычества, численность реестрового казачества возросла многократно. Российское правительство выказывало стремление не к ограничению, а к всемерному росту численности казачьих войск; казаком становился всякий православный, кого принимали в состав казачьих обществ.

После революции 1917 г. и Гражданской войны казачество как военно-служилое сословие перестало существовать. Казаков перевели в разряд колхозного крестьянства. Однако уцелела казачья культура, а в 1936 году, в преддверии Великой войны, решено было сформировать в казачьих областях (на Дону и Кубани) кавалерийские казачьи части и соединения. По общему признанию, кавалерийские корпуса и конно-механизированные группы отлично показали себя в ходе войны с германским фашизмом, но уже 24 июня 1945 г., сразу после парада Победы, И. В. Сталин приказал маршалу С. М. Буденному приступить к расформированию кавалерийских соединений, т. к. кавалерия как род Вооруженных Сил упразднялась. Главной причиной этого Верховный назвал острую необходимость народного хозяйства в тягловой силе.

Начало возрождения казачества в СССР, а затем в Российской Федерации относится к концу 1980-х гг. В декабре 1991 г. состоялся первый Войсковой Круг Оренбургского казачьего войска. С этого времени идет процесс возрождения Оренбургского казачества – второго по старшинству после Донского (дата образования оренбургского казачества – 1574 год).

Почти одновременно с этим шло создание Курганского областного землячества казаков (апрель 1992 г.) и Курганского отдела (1993 г.) в составе Оренбургского казачьего войска.

В середине 1990-х гг. согласно соответствующим положениям Указа Президента РФ проводилась большая работа по созданию реестра казачьих обществ. В условиях сложной политической обстановки (шла первая чеченская кампания) предполагалось доверить новоиспеченным реестровым казакам несение государственной службы. 17 февраля 1997 года вышел Указ Б. Н. Ельцина о переходе забайкальских, сибирских и терских казаков на государственную службу. Из этого, как и многих других ельцинских начинаний, ничего не вышло, хотя желавших послужить Отечеству оказалось достаточно (к примеру, в Курганском отделе, распространявшем тогда свою деятельность на 8 районов Курганской области, - около 1500 человек).

Согласно действующему законодательству, одежда казаков реестровых и общественных казачьих структур должна существенным образом различаться. Поскольку казаки-общественники находятся вне государственной службы, они не имеют права носить кокарды, погоны, нарукавные эмблемы, шевроны. Мироощущение казака основывается на православной вере, земле и казачьей службе. В казачьей семье мужчина сызмальства должен готовиться к служению государству. В службе России заключена историческая роль казачества, но ее-то и не осознает до конца большинство казаков-общественников. На какую службу может рассчитывать казак, находясь в составе общественной организации? А его сыновья, внуки? Основная задача общественников – сохранение казачьей культуры. В этом деле реестровые казаки могут и должны сотрудничать с ними. Но некоторые председатели общественных казачьих организаций, не желая терять былое влияние, брызжут ядом на реестровое казачество. Надо ли говорить, что это самым пагубным образом подрывает казачье единство? Тем более, что жизнь реестровых казаков – вовсе не сахар.

Круглосуточно, в течение года, охраняется таможенный переход Неверовский с прилегающей 10-километровой зоной. Для этого казаки обеспечиваются тепловизорами и другими специальными электрическими приборами.

Что говорить, если ЗОКО, эта областная некоммерческая организация, многие члены которой де-факто давно несут государственную службу, уже в течение многих месяцев тщетно добивается выделения помещения под штаб? Казаки горько шутят: бумажной перепиской по данному вопросу уже можно выстелить путь от хутора Неверовский до здания областного правительства. Многие удивляются: неужели властям не по зубам решить то, что даже для среднего бизнесмена – плевое дело?

Мечты некоторых господ о том, что, заболтав и замотав насущные казачьи вопросы, они добьются разочарования казаков и распада казачьих обществ, оказались несостоятельными. С годами количество носителей казачьих идей не уменьшается, а растет. Похоже, что высшая власть это уже понимает. Значит, со временем должны будут понять все.

16 июля 1992 года было принято Постановление о реабилитации казачества, отменившее все репрессивные законодательные акты, принятые в отношении казаков, начиная с 1918 года.

Любопытно, что процесс возрождения казачества очень похож на воцерковление. И там и там — лакуна забвения, когда дети, ничего не знавшие о судьбе дедов и прадедов, вдруг открывали для себя целые миры: мир веры и мир позабытой воинской традиции.

Любопытно, что процесс возрождения казачества очень похож на воцерковление. И там и там — лакуна забвения, когда дети, ничего не знавшие о судьбе дедов и прадедов, вдруг открывали для себя целые миры: мир веры и мир позабытой воинской традиции.

Свои порядки

Одна из болевых точек современного российского казачества — разделение на реестровое и нереестровое, общественное. Казаки реестровые, в соответствии с их уставом, принимают на себя добровольное обязательство по несению государственной службы. Государство же выдвигает им требования и правила. Те же, кто на себя подобные обязанности не берет, не хочет подчиняться такому порядку, остаются в общественных казачьих объединениях.

В реестр официально входят 11 войсковых казачьих обществ: Всевеликое войско Донское, Центральное казачье войско, Волжское, Забайкальское, Енисейское, Иркутское, Кубанское, Оренбургское, Сибирское, Терское и Уссурийское войсковые казачьи общества, а также несколько окружных казачьих обществ, такие, как, например, Амурское окружное казачье общество и Балтийский отдельный казачий округ.

Кроме реестровых в России одновременно действует большое количество общественных казачьих организаций. Старейшая и наиболее представительная из них — Союз казаков России недавно отметил 20-летие.

Герои книг, фильмов и постановлений ЦК

Одно из свойств человеческой природы — настороженно относиться ко всему, что непонятно. Настороженность эта только усиливается, если тот, с кем нам приходится иметь дело, ведет себя напористо, агрессивно отстаивает свое мнение.

История казачества — это история именно такой борьбы, постоянных сражений за свои идеалы.

Для некоторых наших современников история казаков началась совсем недавно — в 1990-х. Поскольку именно тогда стали появляться различные казачьи общественные организации, сложилось ощущение, что до этого казаков словно бы и не было. А ведь уже в Великую Отечественную войну казаки вновь явили себя славными воинами и защитниками Родины.

В 1936 году были отменены ограничения, касающиеся службы казаков в армии. Тогда же сформировались новые казачьи кавалерийские дивизии. Звания Героя Советского Союза к концу войны были удостоены 262 казака.

При чем здесь Церковь?

Точки соприкосновения между Церковью и казачеством нашлись сразу. Любопытно, что процесс возрождения казачества очень похож на воцерковление. И там и там — лакуна забвения, когда дети, ничего не знавшие о судьбе дедов и прадедов, вдруг открывали для себя целые миры: мир веры и мир позабытой воинской традиции.

В обычной традиционной среде, где одно поколение наследует другому, все протекает естественно, следует общему строю. Внешнее — лишь отражение внутреннего. В конце же ХХ века мы пытались двигаться в обратном направлении.

А реальное движение зависит от решения вопроса, чем именно готовы заниматься казаки, какую службу готовы они нести? Как, например, они хотят служить Церкви?

Находятся, конечно, и более сознательные. Они участвуют в крестных ходах, проявляют инициативу в закладке новых храмов, помогают священникам в благоустройстве и уборке приходской территории, посещают духовные беседы и лектории.

По традиции, на круге, где решаются важные для казачества вопросы, обязательно должен присутствовать священник. Пока это соблюдается не везде, но такое положение, скорее всего, найдет свое отражение в типовом уставе реестровых войсковых казачьих обществ, проект которого уже одобрен Советом по делам казачества при президенте Российской Федерации.

Реальная сила

Главной задачей казаков в прошлые века была оборона государственных границ и участие в военных действиях, которые вело государство. Славой покрыли себя участники Отечественной войны 1812 года, а народ освобожденной от турецкого ига Болгарии до сих пор с благодарностью вспоминает русских казаков. Для болгар казаки — символ силы воли, свободного духа и братской помощи России.

В современной России для казаков достаточно и других задач: это и природоохранная деятельность, и охрана общественного порядка, и борьба с незаконным оборотом наркотиков, которую, например, активно ведут казаки Кубанского казачьего войска. Кубань вообще в этом году оказалась в числе самых экономически благополучных регионов России. Может быть, в этом есть и заслуга казаков? Недаром атаман Кубанского казачьего войска Николай Александрович Долуда является одновременно и заместителем губернатора Краснодарского края.

Краснодар необходимо упомянуть и по другому поводу: в августе именно в Краснодаре прошел финал Всероссийской спартакиады допризывной казачьей молодежи, посвященной 65-й годовщине Великой Победы. В программу спартакиады входили соревнования по военно-прикладным видам спорта с казачьей спецификой: бег на версту ( 1067 м ), верховая езда, армейский рукопашный бой, плавание и пулевая стрельба.

Перед казачеством стоит сегодня масса вопросов. Есть целая палитра мнений о том, каким путем следует развиваться, есть глубокие исторические исследования и поверхностные манифесты. Находится место и очень своеобразным трактовкам духовности, не совпадающим с православным вероучением. Но ясно, что казачество — не та сила, которую стоит списывать со счетов.

На протяжении столетий казачество играло активную роль в деле обустройства Российского государства. Военный профессионализм, воля и стойкость, внутренняя социальная и политическая самоорганизация, высочайшая степень патриотизма и верность традициям, - вот, те специфические качества, которые испокон веков были присущи казачеству как неповторимому социально-культурному феномену Российского общества. Именно они и обусловили его особое место в истории нашего Отечества.

Святейший Патриарх взял покровительство над казачеством России. По его благословению создан Синодальный комитет по взаимодействию с казачеством, в состав которого входят священнослужители, возглавляющие казачьи войска, коим является и ваш покорный слуга. Кроме того, при Президенте Российской Федерации создан Совет по делам казачества, сформированный в целях содействия реализации государственной политики в отношении российского казачества. Таким образом, и духовенство, и светская власть в полной мере осознают важность и значимость казаков в деле духовно-культурного возрождения нашего государства, поддержания в нем исконно русских традиций и обычаев.

Церковь и казачество для Кубани, как и, я убежден, для любого уголка земли русской, это единое и неделимое целое. Казак – это надежный защитник православной веры, который своим примером являет образец доблести и мужества на страже христианства.

Духовник не должен сидеть, сложа руки, на атаманских советах, должен стать активным его участником. Духовник должен стать неотъемлемой частью казачьих обществ, начиная от Тамани до Отрадной, от Белой Глины до Сочи. Казаки должны знать и видеть своего духовника, получать от него наставления и поддержку.

Конечно, будет справедливым сказать, что такая ситуация сложилась не везде. Например, в Екатеринодарской Епархии ведется активная работа. Только за 11 месяцев уходящего года батюшки провели 448 таинств крещений, 59 венчаний, 1335 человек исповедовались и причастились. За это время 1421 казак принял присягу, 24770 прихожан посетили храмы, участниками поминовений и крестных ходов стали 26916 верующих.

Прошу Вас, господа атаманы, не стесняйтесь приглашать духовников на ваши казачьи сборы, на правление, поминовения и другие запланированные памятные мероприятия. Можно и нужно при непосредственном участии духовенства проводить казачьи празднества, приуроченные к какому-нибудь Церковному празднику: ярмарки, конкурсы казачьей песни и т.д. Поверьте мне, им есть что сказать и предложить. Мне не безразличны сегодняшние атаманы, которые несут правду, идею православного возрождения и патриотизма. Такие дела всем нам близки сердцу.

Несмотря на большой объем уже проделанной работы, предстоит ее провести ничуть не меньше. Предлагаю каждый квартал собирать священнослужителей епархий по взаимодействию с казачеством, а также отдельских священников, проводить ежеквартально семинары помощников благочинных и атаманов (или их заместителей) по взаимодействию с Церковью, организовывать выездные семинары по отделам и епархиям. Но, чтобы такие встречи не проводились впустую, результатом каждой из них могут стать методические рекомендации, совместные планы работы, разработанные по итогам. Считаю необходимым выработать структуру отчетности и взаимодействий благочиний и казачьих обществ, а также их соработничества, наладить обмен опытом, как среди духовенства, так и среди ответственных казаков по взаимодействию с Церковью.

Также ни в коем случае нельзя забывать нам с Вами о подрастающем поколении. К большому сожалению, образование с уклоном на казачество в общеобразовательных учреждениях все меньше наполнено смыслом. А ведь духовное воспитание – есть неотъемлемая компонента государственной политики в сфере образования.

Необходимо усилить работу в казачьих классах, духовникам принимать активное участие в патриотическом воспитании казачат, задействовать молодежь в военно-полевых сборах, турпоходах, спортивных мероприятиях, а также в паломнических поездках.

В завершении своего выступления, хочу призвать всех Вас, братия и сестры, к плодотворному сотрудничеству во благо нашего православного казачества!

Читайте также: