Возрастные особенности детей 14 15 лет кратко

Обновлено: 07.07.2024

Психология подростка — неоднозначный термин, ведь с одной стороны это наука, которая изучает поведение детей, вступивших в пубертатный период, а с другой — возрастная специфика поведения и отличительные черты психических процессов.

В действительности подростковая психология достаточно противоречива, ее отличительной чертой является непостоянство и частое проявление бунтарства. В подростковом возрасте ребенок прощается с детством: начинает узнавать много нового о своей личности и критически мыслить, отрицая привычные поведенческие нормы.

Особенности подросткового развития

Пубертатный период считают одним из самых сложных в развитии ребенка. Во время переходного возраста ребенок начинает превращаться во взрослую личность. Это отражается на всех сторонах жизни подростка, влияет на анатомо-физическое формирование, интеллектуальное и морально-нравственное развитие и т. д. Подростковый возраст также отражается на учебной, трудовой и игровой деятельности.

Так как во время пубертатного периода меняется вся жизнь ребёнка, его психика тоже подстраивается, старые устои ломаются и появляются новые. Учиться становится сложнее из-за более серьёзных требований, повышенной нагрузки и новых предметов. В результате ребенок вынужден учиться мыслить глубже, обобщать и приводить аргументы.

Также у ребенка меняются принципы, мировоззрение, определенная общественная позиция, положение в окружении. В домашнем кругу его мнение становится более весомым, наряду с этим предъявляются новые требования, которые с каждым годом становятся все серьезнее.

Интеллект подростка при повышенной школьной нагрузке становился все более совершенным. Возникают невиданные ранее модификации характера, он начинает мыслить, анализировать ситуации, рассуждать и так далее. Период созревания детской личности напрямую связан с половым созреванием, из-за чего ситуация значительно осложняется.

13 лет

Как правило, именно в тринадцать лет поведение подростков становится максимально контрастным. Они все видят либо в белом, либо в черном цвете. Это напрямую сказывается на максимализме, и подростки часто начинают бунтарить. У многих на фоне скачка гормонов повышается аппетит.

Девушки

Девочки в этом возрасте более мнительные, особое внимание уделяют своей внешности. В этот период они обычно выше мальчиков, так как замедляется формирование мышечного корсета, в то время как рост костного скелета продолжается.

Парни

Юноши в формировании отстают от девушек приблизительно на пару лет. Из-за гормональной перестройки подростки становятся более эмоциональными, вспыльчивыми, неуверенными, увлеченными чем-либо.

Юноши и девушки стремятся стать независимыми и выйти из-под опеки родителей, начинают ценить дружбу, негативно относиться к требовательным учителям и к некоторым взрослым, находят кумиров и примеры для подражания.

Еще вчера они были детьми, а сегодня начинают принимать решения самостоятельно, сомневаться во всем, требовать доказательств.

14 лет

В четырнадцать лет начинается формирование этнических принципов, моральных основ и общественных установок. В итоге меняются интересы, которые появились ранее, взаимоотношения с другими людьми и особенности. Появляются психологические проблемы, физиологические трудности, ухудшаются взаимоотношения с родителями и учителями.

Парни

Зачастую парни не понимают, что с ними происходит, в связи с кем ощущают дискомфорт. В результате юные бунтари забрасывают учебу, не слушают советов старших, не желают помогать по дому, поздно возвращаются с прогулок и часто дерзят.

Личностные черты подростка

Девушки

Из-за биологических трансформаций в этом возрасте появляется половое влечение, резко меняется настроение, иногда появляется неуклюжесть и угловатость. Тело понемногу начинает принимать женственные очертания.

Самым важным становится общение со сверстниками и желание самоутвердиться, найти себя. Отношения с родителями часто накаляются.

15 лет

Происходит сильное изменение в интеллектуальной деятельности. Развиваются навыки логически и теоретически мыслить, появляется логическая память. Меняются и творческие способности, появляется собственный стиль в одежде, мысли о ценности бытия и собственном предназначении.

Формируется новая структура взаимоотношений, появляется сексуальное желание, обучаться становится все сложнее. Подростки уже считают себя взрослыми и требуют соответствующего отношения от учителей и родителей.

Парни

Девушки

Организм продолжает расти и развиваться, поэтому девочки-подростки часто комплексуют из-за лишнего веса, угревой сыпи и иных факторов, которые могут повлиять на самооценку. Настроение может меняться ежесекундно, девочка может быть веселой и неожиданно впасть в апатию, или проявлять агрессию и резко заплакать.

Подростки учатся отвечать за свои поступки, учитывают интересы и мнение окружающих. Главным в жизни становится взаимоотношения с социумом.

16 лет

Этот период наиболее сложен для родителей, так как подросткам становится труднее вписываться в окружающую среду, и они начинают на всех срываться. В 16 лет личность уже не является детской, но и взрослой еще не стала.

Парни

Мировоззрение продолжает меняться, но контролировать свои эмоции и анализировать ситуацию становится проще. Продолжается половое созревание, часто парни страдают из-за неконтролируемой эрекции.

Девушки

В этом возрасте девочки уверены, что у них все плохо. Появляются проблемы по учебе, так как страдает память и концентрация. Зачастую девочкам непросто выразить свои мысли. Проявляется ненависть к себе и окружающим.

Подросток начинает выбирать будущую сферу деятельности, учится руководить другими людьми, высказывает свое мнение, не считает родителей слишком авторитетными, формирует индивидуальные позиции. Но в то же время появляется эмоциональная уравновешенность, желание завести серьезные отношения, близких друзей. Подростки учатся самостоятельно зарабатывать и уже не воспринимают все в штыки.

17 лет

Индивид уже может полностью регулировать свое поведение, но все еще сомневается и начинает думать обо всем на свете. В социуме подростка считают уже взрослым, хотя его личность сформирована еще не до конца, это оказывает сильное давление на подростков. Так же приходится принимать решение относительно своей дальнейшей судьбы.

Парни

Организм все еще формируется, но изменения уже не так заметны. Эмоциональный фон нормализуется. Парни начинают задумываться о постоянных отношениях, учатся принимать себя и других людей. Начинают относиться терпимее к чужим особенностям и недостаткам.

Девушки

Девушки в этот период все больше думают о своей внешности и выдуманные недостатки часто приводят к серьезным проблемам. Организм прекращает формироваться и основные размерные признаки больше фактически не меняются.

Так как юность — только начало взрослой жизни, появляется желание экспериментировать, искать истинного себя. Почти все психические функции сформированы и личность начинает стабилизироваться. Начинается кризис семнадцатилетнего возраста.

Общие проблемы подросткового возраста

Основные тенденции продвижения в обществе стали более сложными, ускорился ритм жизни, и предпочтение гедонического образа жизни оказывают свое влияние на развитие современного подростка. В связи с этим дети часто проявляют агрессию, пассивность или настроены депрессивно, в связи с чем не могут определить правильные моральные ценности и понять смысл своего бытия.

Психология современных подростков значительно отличается от психологии детей и взрослых. Основной ценностью становится собственное удовольствие. Не менее важные вещи отходят на второй план.

К главным проблемам подросткового периода относят:

— неумение управлять гневом, пассивно-агрессивное поведение, с целью вывести взрослых из равновесия и неосознанность, которая возникает из-за подавления своих эмоций.

— мысли о суициде, к которым приводит низкая самооценка, равнодушие со стороны родителей, депрессия и ощущение одиночества.

— интимное влечение к особям своего пола.

— подростковая депрессия, которая выражается подавленным настроением, чувством никчемности, соматическими отклонениями и другими причинами.

Советы родителям по воспитанию подростков

Обстановка в семье непременно скажется на дальнейшей жизни, поэтому необходимо обратить внимание прежде всего на свои привычки, манеру общения. Если супруги не уважают друг друга, постоянно ссорятся и обманывают, то не стоит ожидать понимания от подростка. Вероятно, он отдалится, чтобы не слушать ссоры и упреки. Из-за этого подростки часто попадает в плохую компанию.

Стоит проявить интерес к его увлечениям, но он не должен быть слишком навязчивым, ведь подросток может принять это как вторжение в его личное пространство. Необходимо как можно чаще обсуждать насущные вопросы, показывать свою любовь и поддерживать чадо в его начинаниях.

Важно сформировать в ребенке уверенность и определенную позицию. Он должен осознать, что начинает нести ответственность за свои действия. Не стоит пытаться бороться с подростком, он должен видеть в родителе союзника, того, кто всегда поможет и поддержит.

Понимать свое чадо во время переходного возраста становится сложнее, нежели в детстве, но если вы хотите быть ближе к нему и сделать пубертатный период максимально безболезненным, то вам определенно стоит изучить информацию о Системе Д изайн Человека . Дизайном человека называют уникальную систему расчета и расшифровки архитектуры и внутреннего мира отдельно взятой личности. Узнать природные особенности вашего ребенка можно с помощью составления и расшифровки рейв-карты.

Натальная астрология — это раздел астрологии, который описывает характер человека и возможные события в его судьбе. Соответственно, увидеть эту информацию возможно в натальном гороскопе.

Успех воспитания зависит прежде всего от знания воспитателями (учителями, родителями) закономерностей возрастного развития детей и умения выявлять индивидуальные особенности каждого ребенка.

В настоящее время принято считать, что средний школьный возраст (подростковый) длится от 11 до 15 лет, старший школьный возраст (юношеский) — от 15 до 18 лет. Вся жизнь ребенка должна быть организована с учетом возможностей данного возраста для благополучного перехода к следующему возрастному периоду.

Одной из существенных особенностей личности подростка является появление чувства взрослости - стремление быть и считаться взрослым. Хотя подросток пытается вырваться из опекаемого детства к самостоятельности, однако он еще учится, является иждивенцем, часто проявляет детские формы взаимоотношений. Чувство взрослости и растущие притязания вступают в противоречие с реальной действительностью. Это и является причиной кризиса подросткового возраста.

Подросток стремится приобщаться к разным сторонам жизни и деятельности взрослых, при этом в первую очередь усваиваются более доступные стороны взрослости: внешний облик и манера поведения (способы отдыха, развлечений, специфический лексикон, мода в одежде и прическах, а подчас курение, употребление вина).

Главная потребность этого возраста – потребность в общении со сверстниками, быть признанным ими и принятым ими. Поскольку общение превалирует, то происходит колоссальное снижение мотивации учения. Интерес у подростков - ко всему, только не к учебной деятельности.

Для подростка мнение ровесников уже гораздо важнее, чем мнение взрослых. Если младший школьник в большинстве случаев удовлетворяется похвалой или порицанием, исходящими непосредственно от учителя, то подросток болезненнее и острее переживает неодобрение коллектива, чем неодобрение учителя.

Основные причины тревожности и страхов у подростков обычно вызваны взаимоотношениями со сверстниками, а не проблемами с учебой, как у младших школьников.

Иной характер по сравнению с младшим возрастом приобретает дружба. Если в младшем школьном возрасте дети дружат на основе того, что живут рядом или сидят за одной партой, то главной основой дружбы подростков является общность интересов.

В тех случаях, когда моральные требования и оценки ученического коллектива не совпадают с требованиями взрослых, подростки часто идут за моралью, принятой в их среде, а не за моралью взрослых. У подростков возникает своя система требований и норм, и они могут упорно их отстаивать, не боясь осуждения и наказания со стороны взрослых (например, осуждение тех учащихся, которые не дают списывать или не хотят подсказывать на уроке, и вполне добродушное, даже поощрительное отношение к тем, кто списывает и пользуется подсказкой).

Ломка старых психологических структур ведет к взрывам непослушания, поэтому период 14-15 лет (7-8 классы) наиболее труден для окружающих. Изменения в этом возрасте сопровождаются:

а) внутренними трудностями самого подростка (его переживания, сумятица, физиологические трудности),

б) трудности для родителей и педагогов в воспитании подростков (упрямство, грубость, негативизм, раздражительность и т. д.).

НЕ хотят учиться как могут. НЕ хотят слушать советов. НЕ убирают за собой. НЕ делают домашние дела. НЕ приходят вовремя.

Во взаимоотношениях подростков со взрослыми:

б) демонстративность поведения: скандалы, капризы, грубость по отношению к взрослым. Все это – скрытое требование признать их взрослость и права. Подросток понимает, что его взрослость еще зыбкая, но через демонстративность компенсирует эту неуверенность.

в) отстаивание справедливости. Подростки в повседневной жизни обличают взрослых в несправедливости – взрослые требуют то, что сами не выполняют.

Что делать? Разберитесь с правами и обязанностями. Ваш контроль преподносите как заботу. Не критикуйте подростка в присутствии других. Не бойтесь признаваться в своих ошибках. Объясняйте мотивы своих требований и поощряйте их обсуждение ребенком. В некоторых ситуациях просите совета (помощи) как у равного или старшего. Сотрудничайте с учителями. Относитесь мудро к "срывам" в поведении подростка.

Наиболее типичными для этого возраста поведенческими особенностями являются:

1.Реакция эмансипации – стремление к самостоятельности, освобождению из-под опеки взрослых. Она может лежать в основе побегов из дома и уходов из школы, эмоциональных вспышек, направленных на родителей и учителей, а также отдельных асоциальных поступков.

2.Реакция группирования – объясняется стремлением к образованию спонтанных подростковых групп с определенным стилем поведения, системой внутригрупповых взаимоотношений и своим лидером. Однако состав групп и их занятия в свободное время не всегда полезны.

3. Реакция увлечения (хобби-реакция) – отражает особенности внутренней структуры личности подростка. Увлечение спортом, стремление к лидерству, азартные игры, страсть к коллекционированию более характерны для мальчиков. Занятия, мотивом которых является стремление привлечь к себе внимание (участие в совместной деятельности, увлечение одеждой, модой, косметикой и т.д.) для девочек. Интеллектуально-эстетические увлечения могут наблюдаться у обоих полов.

4. Реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением , многообразны в своих проявлениях. Основной опасностью тут может быть ранняя половая жизнь.

При встрече с трудностями возникают сильные отрицательные чувства, которые приводят к тому, что школьник не доводит до конца начатое дело.

В школьном обучении учебные предметы начинают уже выступать для подростков как особая область теоретических знаний. Подростков начинают интересовать не факты сами по себе, а их сущность, причины их возникновения. В то же время в отличие от младшего школьника, который с большим интересом воспринимает готовое, подросток стремится к самостоятельности в умственной деятельности. Многие подростки предпочитают справляться с задачами, не списывая их с доски, стараются избегать дополнительных разъяснений, если им кажется, что они сами могут разобраться в материале, стремятся придумать свой оригинальный пример, высказывают свои собственные суждения и т. д. Вместе с самостоятельностью мышления развивается и критичность. В отличие от младшего школьника, который все принимает на веру, подросток предъявляет более высокие требования к содержанию рассказа учителя, он ждет доказательности, убедительности.


Переходный этап между детством и взрослостью порой нелегко дается как ребенку, так и родителям. Начинается он с 12-14 лет и заканчивается в 15-17 лет. Некогда спокойные мальчики и девочки могут полностью измениться в поведении, стать неуправляемыми, делать все назло. Что движет ими? Психология подростка детально объясняет, какие проблемы возникают в таком возрасте, и как сделать так, чтобы у ребенка этот период прошел максимально спокойно.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЕТСКОГО ПСИХОЛОГА

231-22-80; 231-22-87; 993-22-48.

Что такое психология подростка

Термин можно трактовать с двух точек зрения. В первой формулировке речь идет о науке, которая изучает особенности поведения мальчиков и девочек 12-17 лет. Вторая формулировка подразумевает непосредственно суть этого учения – возрастную особенность поведения, психических процессов. Это явление, которое может возникнуть у каждого растущего человечка, но оно необязательно. Родителям следует запастись терпением, создать для себя и ребенка ряд железных правил и не думать, что чадо останется таким неуправляемым на всю жизнь.

Возрастные особенности подростков 13-14 лет

Со стартом этого периода (у кого-то раньше, у кого-то позже) в организме происходят существенные физические изменения: начинается половое созревание. Перестройка в теле многих пугает, доставляет неудобства, иногда может стать причиной насмешек со стороны ровесников (например, при недостатках в фигуре, появлении прыщей, непроизвольной эрекции). Это откладывает свой отпечаток на незрелой психике. Современные подростки ощущают взрослую любовь, начинают проявлять сексуальную активность.

Физическое созревание влияет на нервную деятельность. У мальчиков и девочек 13-14 лет особая психология: процессы возбуждения преобладают над торможением. Это влечет за собой ухудшение реакции, временные трудности в формировании условных рефлексов. У подростков наблюдается очень эмоциональное общение, психическая неуравновешенность из-за переживаний. Сильно развито воображение: ребенок переживает одни и те же чувства, пока не изживет свои внутренние терзания.

Подростковые проблемы

Когда ребенок входит в возраст 12-15 лет, психология меняется. Основные проблемы, которые доставляют неудобства окружающим (но не самому подростку):

  1. Одержимость гаджетами. Электронные устройства заменяют реальный мир, влияют на саморазвитие, не оставляют времени на помощь по дому, учебу.
  2. Враждебность к родителям. Мальчики и девочки начинают хамить, вести себя неуважительно, игнорировать правила.
  3. Ложь. За ней стоит боязнь быть осужденным, отруганным или наказанным, ведь подросток нередко нарушает установленные правила.
  4. Поздние приходы домой. Ребенок испытывает пределы, намеренно нарушает временные границы.
  5. Дружба с плохой компанией. Ребенок думает, что те ребята крутые, поэтому он жаждет стать таким же.
  6. Употребление алкоголя, наркотиков, курение. Трудный подросток стремится возвыситься над другими, испытать новые ощущения.

Психологические проблемы подростков

Основные трудности связаны с противоречиями в потребностях мальчика или девочки. Психология подросткового возраста говорит о том, что возникает внутренний конфликт: стремление к обособлению и социализации. Ребенок ищет свою автономию, проходит процесс личностного самоопределения. Он рьяно отстаивает свое пространство, убеждения, но не понимает ценности чужой автономии. Вместе с этим у подростка формируется необходимость примкнуть к какой-то социальной группе, кроме семьи. Это сверстники, интересы которых он разделяет.

Почти все проблемы современных подростков вытекают из конфликта, описанного выше. Тинейджер хочет самоутверждения. Если что-то идет не так, как он желал, возникают депрессии, замкнутости, ребенок становится скрытным или всячески протестует против общественности. Вопросы пола подогревают это состояние. Подростковая гиперсексуальность приводит к активной мастурбации, которая сопровождается чувством вины, ранним половыми связями и всеми последствиями, связанными с ними. Девственность тоже может стать причиной волнения.

Подростковая психология мальчиков

Процесс превращения мальчика в парня, а затем и в мужчину сложный. В младшем подростковом возрасте (12-14 лет) проблема не так чувствуется, но затем становится ощутимей. Насколько она будет глобальной, зависит от семейных взаимоотношений: участия матери и отца (особенно отца!) в воспитании ребенка. Мальчик все больше внимания обращает на девочек, случается первая любовь. Если она неразделенная, у подростка может возникнуть подмена в ориентации – стремление к партнеру своего пола.

Психология выделяет несколько тревожных и волнующих состояний подростка:

  • беспокойство по поводу мнения окружающих, своей внешности;
  • неуверенность в своих силах;
  • юношеский максимализм: самонадеянность, категоричность в суждениях;
  • полярность психики: сочетание замкнутости и общительности, цинизма и мечтательности, наглости и стеснительности;
  • стремление получить максимум информации по интересующему вопросу.

Подростковая психология девочек

Поведенческие особенности практически одинаковые у обоих полов, но переходный возраст у девочек наступает раньше. Подростка легко рассмешить или заставить плакать, похвала или критика воспринимается очень близко к сердцу. У девочек происходит формирование самосознания. Потребность в психологической близости, взаимопонимании у них сильнее, чем у мальчиков. Нередко подростки влюбляются в красавцев из телевизора, взрослых мужчин. У девочек формируются идеалы и авторитеты, они стремятся подражать им.

Кризис идентичности

  • положительная: кем подросток должен стать;
  • отрицательная: кем не должен стать.

Социальные взаимоотношения

При описании этого аспекта психология выделяет две разных модели взаимоотношений: со взрослыми и ровесниками. Последние формируют устойчивые социальные группы, в которые новичку попасть сложно. Такие объединения являются для подростков эталонными и субъективно значимыми, их требования и нормы парень или девушка принимает и разделяет. Общение выходит на новый уровень, и это не только развлекательные совместные игры, но и общий труд, разговоры на жизненно важные темы.

Если подросток становится изгоем, или сверстники объявляют ему бойкот, это приводит к формированию низкой самооценки, комплексов, ощущению одиночества, неполноценности и даже суицидальным мыслям (в особо тяжелых случаях). Каждое детское переживание, связанное с ровесниками, очень глубокое и значимое. Все подростки имеют повышенную чувствительность к групповому мнению, и если ему не соответствуют, то возникают страхи.

Общаться со взрослыми подросшему ребенку уже сложнее. К нему выдвигаются большие требования, что сопровождается сопротивлением. Особая роль в этот период отводится влиянию семьи. Благополучные отношения родителей и умеренное давление на подростка становятся решающими при выборе модели поведения. Однако неустойчивость психики создает определенные сложности в общении со взрослыми, приводит к периодическим протестам.

Поведение подростка в 14 лет

Как разговаривать с подростком

Родителям в переходный возраст ребенка не менее сложно. Неосторожные слова, необдуманные действия могут причинить вред неокрепшей психике. Несколько правил общения с подростком:

Чем увлечь подростка

Тинейджеры – самые увлекающиеся люди. Они занимаются всем и понемногу. Родителям важно обнаружить потенциал ребенка и дать ему раскрыться. Желательно это делать в более раннем возрасте – 5-6 лет. Самые интересные занятия для подростков:

Мышление и поведение детей 14 лет хорошо описывает фраза, однажды сказанная писателем Марком Твеном:

В этом возрасте расширяются права и возможности детей, они чувствуют себя взрослыми. Но из-за незрелости решений и юношеского максимализма подростков не хотят воспринимать всерьёз, что и порождает массу конфликтов. Как помочь своему ребёнку развиваться и не испортить отношения с ним — читайте в этой статье.

Содержание:

Возрастные особенности в 14-15 лет

воспитание ребенка 14 лет

Организму четырнадцатилетнего подростка свойственны такие особенности, как:

  1. Продолжение процесса полового созревания.
  2. Колебания гормонального фона.
  3. Проблемы с кожей: сыпь на лице и других участках тела, повышенная потливость.
  4. Изменения пропорций тела.

Нормальный пульс у подростков в 14 лет составляет 75 ударов в минуту (границы нормы — от 55 до 95), артериальное давление — от 105/73 до 120/81 мм рт. ст. Нужно периодически проверять эти показатели, поскольку при быстром развитии организма возможны нарушения сердцебиения и другие проблемы в работе кровеносной системы.

Развитие девочек

пульс у ребенка

Если к этому моменту ещё не начались месячные, не стоит паниковать. Менархе (первая менструация) может произойти и позже. Девочки, у которых месячные уже идут, должны уметь вести календарь и соблюдать гигиену.

У девочек в 14 лет заметно изменяется фигура. Форма тела становится более женственной, многие девушки полнеют или, наоборот, худеют. Внешность их редко устраивает, в большинстве случаев развиваются те или иные комплексы. Из-за гормональных перестроек возможны нарушения метаболизма, поэтому за изменениями роста и веса нужно обязательно следить.

Таблица роста и веса девочек в 14 лет

Особенности развития мальчиков

дети 14 лет мальчики

Мальчики в это время быстро растут. Это отражается не только на частой смене гардероба, но и на самочувствии юношей. Если их кровеносная и нервная системы не успевают адаптироваться, возможны недомогания.

В 14 лет у мальчиков позвоночник ещё не обладает достаточной прочностью (хотя размеры тела могут быть, как у взрослого человека), это нужно учитывать при выборе вида спорта.

Все больше проявляются признаки полового созревания — на лице намечаются усы (борода, как правило, позже), ломается голос. Плечи становятся шире, чем таз. У многих мальчиков к этому моменту начинаются поллюции.

Таблица роста и веса мальчиков в 14 лет

Сколько должен спать и есть ребёнок в четырнадцать лет?

трудовой кодекс дети 14 лет

Из-за активного роста, полового созревания, учебной нагрузки и внеклассных занятий организм подростка тратит большое количество энергии и нуждается в полноценном отдыхе.

Список дел становится всё длиннее, и подростки, как и взрослые, могут нарушать режим питания. Но для правильного развития и хорошего самочувствия им нужно обязательно завтракать, обедать, ужинать и делать 1-2 лёгких перекуса между основными приёмами пищи. Суточная потребность в энергии зависит от пола, веса, физической и умственной активности, и для идеального расчёта этого показателя можно проконсультироваться с диетологом. Мальчикам в 14 лет в среднем необходимо 2900 ккал, девочкам — 2500 ккал в сутки. Ежедневная потребность в органических веществах:

  1. У мальчиков: 87 г белка (из них 60 г — животного происхождения), 97 г жиров, 421 г углеводов.
  2. У девочек: 75 г белка, (из них 60 г — животного происхождения), 83 г жиров, 363 г углеводов.

Полностью контролировать питание подростка в таком возрасте уже не получается, ведь значительную часть дня он проводит вне дома и может самостоятельно покупать себе еду. Предотвратить употребление вредных продуктов и позаботиться о регулярном питании ребёнка можно только прививая ему полезные пищевые привычки. Их наличие во многом определит здоровье вашего сына или дочери в будущем.

Обязанности в семье и права ребёнка в 14 лет

обязанности ребенка 14 лет

Наступление 14-летия существенно изменяет правовой статус подростка. Он получает паспорт гражданина РФ и у него добавляются права на:

  1. Самостоятельное обращение в суд.
  2. Требование отмены усыновления.
  3. Согласие на изменение своего гражданства.
  4. Приём на работу для выполнения лёгкого труда и сокращённую продолжительность рабочего времени.
  5. Поощрение за свой труд и ежегодный оплачиваемый отпуск.
  6. Распоряжение личным заработком (без согласия родителей).
  7. Совершение мелких бытовых сделок.
  8. Внесение вкладов.
  9. Вступление в профсоюзы.
  10. Участие в молодёжных общественных объединениях.
  11. Согласие на медицинское вмешательство.
  12. Вступление в брак, если в регионе проживания это предусмотрено законом.

Также у ребёнка появляется авторское право на любой результат его творчества или интеллектуальной деятельности.

дети 14 лет

С другой стороны, расширяется и список обязанностей, которые предусматривают:

  • выполнение трудовых обязанностей;
  • добросовестное выполнение работы;
  • соблюдение трудовой дисциплины;
  • соблюдение устава и правил молодёжного объединения.

В семье у подростка остаются прежние права и обязанности, которые были доступны ранее. Ребёнок должен получать образование, слушаться старших, оказывать им посильную помощь. А родителям необходимо создавать для своего сына или дочери благоприятные условия для обучения и полноценного развития.

Четырнадцатилетние подростки несут ответственность за совершение правонарушений. Они могут быть исключены из школы за грубые и неоднократные нарушения её устава. Дети несут самостоятельную гражданскую ответственность за причинённый вред (и обязаны его возместить), имущественную ответственность по заключённым сделкам, дисциплинарную ответственность за нарушения трудовой дисциплины. За совершение тяжких преступлений предусмотрена уголовная ответственность.

Малообеспеченные семьи продолжают получать пособие на несовершеннолетнего ребёнка. Оно выплачивается до 16 лет (или до 18, если подросток продолжает учиться в школе).

Ребёнок должен иметь четкое представление о своём правовом статусе. Поэтому родителям нужно вместе с ним читать законы (гражданский, уголовный, трудовой кодекс) и объяснять ему новые права и обязанности.

Психология ребёнка в 14 лет

ребенок 14 лет развитие

Среди психологических особенностей четырнадцатилетних подростков можно выделить:

Такие особенности обуславливают множество проблем в жизни подростка — родители должны понимать причины этих трудностей. Иначе подросток отвернётся от семьи, не найдя поддержки и понимания.

Эмоциональное развитие

про детей 14 лет

Подростки часто впадают в депрессию. Ребёнок может остро воспринять любое слово, разрыв с парнем или девушкой, ссору с другом и уйти в себя.

Если негативные эмоции вызывают у родителей опасения, нужно постараться уделять больше времени общению и совместному досугу.

При затяжной депрессии и/или подозрении на суицидальные наклонности, нужно обязательно обратиться к психологу. По данным ООН, среди подростков 15–19 лет суицид является третьей по счёту ведущей причиной смертности, а четырнадцатилетние подростки стоят на пороге этого возраста. Нельзя игнорировать данный факт.

Осознание себя как личности

какое давление у детей 14 лет

Физическое взросление, получение паспорта и накопление жизненного опыта подводят подростка к осознанию себя как личности. Родителям нужно принять это и уважать своего ребёнка, его мнения, предложения, вкусы, стремления. В противном случае, у детей появляется желание самоутвердиться любым способом, из-за чего возможно агрессивное и вызывающее поведение, пристрастие к вредным привычкам, уход из дома и прочие серьезные проблемы.

Интересы

Если к этому времени у ребёнка появились увлечения, он занимается спортом или искусством, следует всячески поддерживать его интерес. Если увлечений нет, нужно вместе с сыном или дочерью поискать что-то подходящее.

Отношения с окружающими

права ребенка с 14 лет

Из-за эмоциональной нестабильности и радикального отношения к происходящему у подростков постоянно возникают конфликты с окружающими. Чаще всего со старшими, и особенно — с учителями, которые в это время кажутся ученикам занудными, слишком требовательными.

На первом месте остается общение с друзьями. Девушки и парни начинают встречаться, но отношения, как правило, не сохраняются надолго.

Половое развитие

Многим подросткам не терпится попробовать себя в новой роли, в частности, у некоторых девочек повышается интерес к беременности и материнству. Будет лучше, если на свои вопросы дочь получит ответы от матери, а не из интернета или других источников. Такие разговоры укрепят отношения и помогут избежать получения вредной информации. Если девочке нравится возиться с детьми — дайте ей возможность проявить заботу о младших сёстрах, братьях или о детях друзей. Такой опыт будет полезным, когда придёт время создавать свою семью.

Воспитание четырнадцатилеток: возможные проблемы

давление у ребенка 14 лет

С другой стороны, поведение четырнадцатилетних детей очень зависит от их круга общения. Обязательно (но ненавязчиво) интересуйтесь, с кем дружит ваш ребёнок и с кем он общается в интернете. Если подросток состоит в каком-то сообществе (реальном или виртуальном), нужно знать о его особенностях, целях, правилах.

Важная для подростка проблема в этом возрасте — наличие карманных денег. Если их не хватает, часть детей старается заработать (и они уже имеют на это законное право), другие могут начать воровать. Родители должны внушить ребёнку, что единственным источником денег должна быть работа, и помочь выбрать законный способ заработка, если сын или дочь проявляют к этому интерес.

Вредные привычки


Не хотим учиться?

Подростковый возраст — кризисный период в учёбе. Многие ученики перестают уделять время школьным занятиям и теряют интерес к образованию. Родители остро воспринимают данную проблему, особенно в свете грядущего поступления в вуз или другое учебное заведение. Как правильно воспитывать и развивать сына или дочь, чтобы не испортить отношения и помочь обрести мотивацию? Послушайте советы психолога:

Даже если вы устали от конфликтов и плохой успеваемости вашего сына или дочери, не отталкивайте их от себя. Дети очень уязвимы в этом возрасте, а родители — их единственная надёжная опора в этом мире. Проявите терпение, вспомните свои переживания в 14 лет. Пусть ваш ребёнок знает, что дома его любят без условий и сомнений. Помогите ему подготовиться к будущим испытаниям взрослой жизни.

Читайте также: