Возрастные аспекты эмоций кратко

Обновлено: 05.07.2024

Пособие адресовано в первую очередь студентам-валеологам (хотя материал может представлять интерес и для студентов психологического и физиологического профиля). Представлены основные разделы психофизиологии в общем виде и в возрастном аспекте. Подготовлено в Учебно-научно-исследовательском институте валеологии Ростовского государственного университета.

Приведенный ниже текст получен путем автоматического извлечения из оригинального PDF-документа и предназначен для предварительного просмотра.
Изображения (картинки, формулы, графики) отсутствуют.

Главная Для Вас, коллеги! Практические занятия Возрастные этапы формирования эмоций у детей и подростков

Возрастные этапы формирования эмоций у детей и подростков

В процессе жизнедеятельности человека эмоции имеют свое развитие. В детском и подростковом возрасте эмоциональное развитие выражается в усложнении объектов, вызывающих отклик и в разнообразии внешнего выражения ощущений. Эмоциональный опыт детей постепенно обогащается в результате общения с другими людьми, расширения диапазона восприятия, навыков, знаний и опыта. В таблице представлен онтогенез эмоций в детском и подростковом возрасте:

Возраст

Особенности эмоций

Ранний (от 0 до 3-х лет)

1. Критическим периодом развития эмоций является возраст до з-х лет
2. Обусловлены биологическими потребностями
3. Выражаются соматовегетативными проявлениями
4. Направлены на самосохранение, удовлетворение базовых инстинктов (прежде всего пищевого)
5. Появление нестойких представлений о действительности, формирование отношения к близким
6. Появляются социальные формы гнева - ревность и зависть, если мать на глазах ласкает чужого ребенка, то ребенок сердится и плачет.
7. В условиях эмоциональной депривации эмоциональная сфера ребенка не будет развиваться.

Дошкольный (4-6 лет)

1. Сохраняются биологические потребности.
2. Постепенно формирование высших нравственных эмоций под влиянием окружающей среды, оценки поведения со стороны окружающих "хорошо-плохо".
3. Уменьшение возбудимости эмоций.
4. Возрастают устойчивые чувства.
5. В результате социальных контактов появляются такие эмоции, как радость, удовольствие, стыд, страх.

Младший школьный (7-10 лет)

1. Эмоции приобретают самостоятельное выражение в чувствах.
2. Переживания связаны с новым социальным этапом в жизни ребенка - школой.
3. Сильные проявления эмоций возникают при трудности решения контрольных, поставленных задач в ситуациях нехватки времени.

Младший подростковый (10-15 лет)

1. Продолжается совершенствование высших эмоций.
2. Улучшается вербальное обозначение базовых эмоций страха и радости.
3. Чувства становтся дифференцированными.
4. Появляется критическая оценка эмоциональных реакций.
5. Возрастная динамика эмоциональных свойств личности характеризуется возбудимостью и вспыльчивостью, обидчивостью, мстительностью.

Старший подростковый (15-18 лет)

1. Заканчивается формирование основных высших эмоций (морально-нравственных, этических, эстетических).
2. Расширяется круг предметов и явлений, высказывающих чувства.
3. Коррегируются интеллектуальной деятельностью.
4. Формируется возможность подавления внешних проявлений эмоций, мимических реакций и выразительных движений.

1. Основной содержательной характеристикой эмоций и чувств является будущее.
2. Доминируют эмоции, связанные с ожиданием будущего.
3. Полное формирование высших человеческих эмоций.
4. Чувства становятся подвластны рассудку.

Понятие об эмоциях. Особенности развития эмоциональной сферы на разных возрастных этапах.

Эмоции и чувства – это определенный способ отношения человека к окружающему миру, другим людям и самому себе, проявляющийся в форме непосредственного переживания.

Как психические процессы эмоции и чувства имеют свои особенности: они субъективны, вызывают удовольствие или неудовольствие, спокойствие или возбуждение, отражают характер взаимодействия организма со средой, отличаются большим многообразием.

Чувства носят предметный характер, связаны с представлением или идеей о некотором объекте. Особенность чувств состоит в том, что они совершенствуются и, развиваясь, образуют ряд уровней – от непосредственных до высших чувств относящихся к духовным ценностям и идеалам. Чувства выполняют мотивирующую роль. Они всегда связаны с работой сознания, могут произвольно регулироваться, хотя в ряде случаев в силу своей специфики не без трудностей.

В психологии принято подразделять эмоции на стенические и астенические.

По признаку доставляемого удовольствия или неудовольствия эмоции делятся на положительные иотрицательные.Также выделяютнейтральные (по своему знаку) переживания, например состояния спокойного созерцания, удивления, любопытства, безразличия.

Классификация эмоций и чувств

Чувства условно делятся на этические(моральные, нравственные),интеллектуальные (познавательные) иэстетические.

Интеллектуальные– это чувства, связанные с познавательной деятельностью человека. Они возникают в процессе учебной и научной работы, а также в творческой деятельности в различных видах искусства, науки и техники. К интеллектуальным чувствам относят удивление, любознательность, сомнение, радость открытия, любовь к истине.

Этические– чувства, в которых отражается отношение человека к требованиям общественной морали. Они связаны с мировоззрением, мыслями, идеями, принципами и традициями. К ним относятся: любовь, сострадание, доброжелательность, гуманность, преданность.

Функции и виды эмоций у человека

. собственно эмоции и аффекты. 1.1. Классификация эмоций Все эмоции человека можно различать и классифицировать по качеству переживания. Американский . на интересующий его объект. Феноменология интереса также характеризуется относительно высокой степенью чувства удовольствия и чувства уверенности в себе и умеренной степенью импульсивности и напряжения. Радость - положительная эмоция, связанная .

Эстетические– чувства, возникающие у человека в связи с удовлетворением или неудовлетворением его эстетических потребностей. К ним относятся чувства прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного, чувство юмора и т.д.

Эмоции условно делят на настроения, страсти и аффекты.

Настроение– это слабо выраженное эмоциональное переживание, отличающееся недостаточным осознанием причин и факторов, их вызывающих.

Аффект– кратковременное переживание большой силы (ярость, ужас, отчаяние), которое протекает быстро, бурно, сопровождается резко выраженными органическими изменениями и двигательными реакциями.

Страсти – сильные, глубокие, длительные и устойчивые переживания с ярко выраженной направленностью на достижение цели.

В дошкольном возрасте ребенок:

Эмоциональное развитие ребенка в младшем школьном возрасте (от 6 до 11 лет) напрямую связано с переменой его образа жизни и расширением круга общения — он начинает учиться в школе.

Эмоциональная сфера младших школьников характеризуется:

1) легкой отзывчивостью на происходящие события и окрашенностью восприятия, воображения, умственной и физической деятельности эмоциями;

2) непосредственностью и откровенностью выражения своих переживаний — радости, печали, страха, удовольствия или неудовольствия;

3) большой эмоциональной неустойчивостью, частой сменой настроений (на общем фоне жизнерадостности, бодрости, веселости, беззаботности), склонностью к кратковременным и бурным аффектам.

Младших школьников отличают высокая эмоциональная впечатлительность, отзывчивость на все яркое, необычное. Монотонные, скучные занятия резко снижают познавательный интерес в этом возрасте и порождают отрицательное отношение к учению.

Чувства и эмоции человека

. временных связей и переживаются как положительные состояния. На протекание эмоций и чувств человека влияет вторая сигнальная система. Переживания могут возникнуть не только при непосредственном воздействии явлений и . пульса. При эмоциях телесные реакции выражены гораздо реже. Так, радость и веселье проявляются в двигательном возбуждении: смех, громкая речь, оживленная жестикуляция (дети прыгают от .

В младшем школьном возрасте развивается собственная эмоциональная выразительность, что отражается в богатстве интонаций, оттенков мимики ребенка.

В целом общее настроение младшего школьника жизнерадостное, бодрое, веселое. Это — возрастная норма эмоциональной жизни.

Со временем ребенок начинает уже более сдержанно выражать свои эмоции (раздражение, зависть, огорчение), особенно когда он находится среди сверстников, боясь их осуждения. В школьном возрасте обычно наблюдается значительное снижение эмоциональной возбудимости — возрастает умение ребенка владеть своими чувствами.

В этот возрастной период у ребенка активно развиваются социальные эмоции, такие, как самолюбие, чувство ответственности, чувство доверия к людям и способность ребенка к сопереживанию.

Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей являются одной из важных задач развития ребенка на этом возрастном этапе. Развитие общения со сверстниками знаменует собой новую стадию эмоционального развития ребенка, характеризующуюся появлением у него способности к эмоциональной децентрации. Но при этом ребенок младшего школьного возраста находится в большой эмоциональной зависимости от учителя и других значимых взрослых.

Следует отметить, что неадекватные аффективные реакции у детей в этом возрасте могут выражаться по-разному, в зависимости от типа темперамента ребенка, и носят защитный, компенсаторный характер.

В подростковом и юношеском возрастеразвитие эмоциональной сферы протекает бурно.

Общий рост личности подростка, расширение круга его интересов, развитие самосознания, новый опыт общения со сверстниками — все это ведет к интенсивному росту социально ценных побуждений и переживаний подростка, таких, как сочувствие чужому горю, способность к бескорыстному самопожертвованию и т. д.

При переходе от подросткового к юношескому возрасту самопознание теряет эмоциональную напряженность и существует на спокойном эмоциональном фоне.

Для эмоциональной жизни юности характерно не только переживание предметных чувств (направленных на определенное событие, лицо, явление), но и формирование у молодых людей чувств обобщенных (чувства прекрасного, чувства трагического, чувства юмора и т. д.).

Эти чувства выражают уже общие, более или менее устойчивые мировоззренческие установки личности.

Экспериментальное исследование использования методов психологического .

. условия успешного использования психологического консультирования, обеспечивающие оптимальное решение проблем детей переживающих кризис подросткового возраста . Гипотеза исследования : методы психологического консультирования эффективны . заключается в возросшей серьёзности и важности психологической стороны нашей жизни, особенно подрастающего поколения. Становление личности происходит очень сложно .

Юность — возраст формирования у молодых людей общей эмоциональной направленности, основ эмоциональной культуры.

Примеры похожих учебных работ

Исследование эмоциональной сферы у детей

. являются эмоциональные состояния нормальных и детей. с умственной отсталостьюПРЕДМЕТОМ исследования выступает специфика эмоций и чувств у нормальных и детей. с умственной отсталостьюВыборочная совокупность: 30 человек:1. 15 человек - аномальные дети .

Пути коррекции и развития эмоционально-волевой сферы детей с нарушением интеллекта .

. основы развития эмоционально-волевой сферы эмоциональный волевой ребенок интеллект Эмоции - особый класс субъективных психологических состояний, отражающихся в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного и неприятного, отношении человека к .

. с выраженными нарушениями интеллекта. Разворачиваются исследования детей дошкольного возраста. В ходе этих исследований, проведенных в советский период, изучались особенности в развитии познавательной деятельности и словесной речи разных .

влияние эмоций на познавательные процессы и деятельность человека.

. иного эмоционального состояния [22, с.80]. Подкорковые механизмы эмоций. Все эмоциональные переживания в . Эмоции побуждают к стереотипным формам поведения. Однако особенности человеческих эмоций определяется общим законом психического развития человека .

Чувство собственного достоинства человека

. что дети, родители которых допускали конфликты, после рождения беспокойны, нервозны. Чувство собственного достоинства человека - . подозрением — сектор зла. Похвалами расширяется зона положительных эмоций. Жизненные премудрости 1. .

Работа педагога-психолога по коррекции эмоциональных нарушений у детей с ЗПР + доклад

. развития личности. - М., 1980. 16. Изард К. Эмоции человека: Пер. с анг. - М.: Изд. МГУ, 1980. 17. Исаев Д.Н. Психическое недоразвитие у детей. . характера проявлений эмоциональных отклонений у детей с ЗПР в старшем дошкольном возрасте и рассмотрения .

Мир чувств и эмоций сложен и многообразен. Богатство эмоциональных переживаний помогает человеку глубже понимать происходящее, более тонко проникать в переживания других людей, их межличностные отношения, способствует познанию человеком самого себя, своих возможностей, способностей, достоинств и недостатков, мира окружающих его предметов и явлений.

В настоящее время, заботясь о физическом и познавательном развитии ребенка, взрослые зачастую забывают о важности его эмоционально-личностного развития, которое напрямую связано с психологическим и социальным благополучием ребенка. Поведение ребенка, развитие его эмоциональной сферы является важным показателем в понимании мира маленьким человеком и свидетельствует о его психическом состоянии, благополучии, возможных перспективах развития.

Эмоции — это реакция человека на воздействия внутренних и внешних раздражителей, имеющих ярко выраженную личностную окраску. Эмоции — это непосредственное, временное переживание какого-нибудь чувства.

Эмоции сопровождаются определенными физиологическими признаками в организме. Так, при стрессе, вызванном чрезмерно сильными эмоциями страха, гнева, радости, скорее всего, будет чувствоваться напряжение в желудке, сухость во рту или учащенное сердцебиение, покраснение лица, расширение зрачков и напряжение мышц, усиление потоотделения, увеличение частоты дыхания.

Чувства - эмоционально и телесно переживаемое отношение человека к тому или иному событию или явлению. Чувство – это устойчивое эмоционально окрашенное отношение к кому-либо или чему либо.

Эмоции и чувства проявляются с помощью мимики, пантомимики, жестов, изменений интонации и тембра голоса.

Из соединения базовых эмоций возникают такие комплексные эмоциональные состояния, как, например, тревожность, которая может сочетать в себе страх, гнев, вину. Каждая из указанных эмоций лежит в основе целого спектра состояний, различающихся по степени выраженности (например, радость – удовлетворение, восторг, ликование, экстаз и т.д.).

Эмоции и чувства бывают:

- положительные и отрицательные;

- переживания, снижающие активность личности (астенические)

- переживания, повышающие активность личности (стенические)

Чувства человека носят социальный характер. Выделяют следующие виды чувств :

· Моральные (переживание человеком его отношения к другим людям, обществу)

· Интеллектуальные (связанные с познавательной деятельностью)

· Эстетические - состояния, возникающие в процессе эстетического восприятия явлений действительности (природы, архитектуры, произведений искусства); чувства прекрасного или возвышенного, трагического или комического.

Возрастные особенности эмоциональной сферы в младенческом возрасте (0 -1 год)

С первого мгновения появления на свет ребенок проявляет эмоции. Новорожденный начинает свою жизнь с крика: ребенок криком отвечает на неприятные ощущения, связанные с потребностью в пище, сне, теплые. Первые эмоции новорожденного негативные, для него важно показать, что не удовлетворяет его, чего он хочет, чего боится.

Ведущим видом деятельности ребенка до года является непосредственно - эмоциональное общение с близким взрослым, заботливым и любящим его родителем. Доброжелательное внимание, любовь и забота взрослого вызывают у него позитивные переживания, которые он выражает улыбкой.

Улыбка появляется, как правило, примерно на 6 – 8 неделе жизни в ответ на появление матери и звук ее голоса. Чуть позднее ребенок начинает улыбаться, еще не видя взрослого, а лишь почувствовав его приближение. Улыбка - не просто выражение удовольствия ребенка, а способ взаимодействия с окружающими людьми. С ее помощью ребенок дает знать о себе, своих приятных чувствах к близкому человеку.

Положительные эмоции появляются со второго месяца жизни и постепенно начинают преобладать над отрицательными как по длительности, так и по количеству проявлений. В первом полугодии младенцы одинаково эмоционально реагируют в ответ на улыбчивое и сердитое лицо взрослого, что свидетельствует об их неспособности пока различать эмоции взрослого. Преобладание положительных эмоций в этот период времени побуждают ребенка к общению и выступают как средство общения.

Отрицательные эмоции используются ребенком для уклонения от общения с незнакомыми людьми, для изменения нежелательного взаимодействия с взрослым, наконец, как протест в случае неожиданного прекращения приятного контакта. Только со второго полугодия, когда отрицательные эмоции начинают выполнять коммуникативные функции, младенец начинает различать положительные и отрицательные эмоциональные состояния взрослого.

Возрастные особенности эмоциональной сферы в раннем возрасте (от 1 до 3 лет)

На этом возрастном этапе эмоциональные реакции малыша достаточно импульсивны, выражение эмоций носит непосредственный характер. Для раннего возраста характерны яркие эмоциональные реакции, связанные с сиюминутными желаниями ребенка.

Ребенок эмоционально реагирует на то, что непосредственно воспринимает. Он остро переживает неприятную процедуру в кабинете врача, но уже через несколько минут спокоен и живо интересуется новой обстановкой. Он не способен огорчаться из-за того, что в будущем его ожидают неприятности, и его невозможно обрадовать тем, что через 5 дней ему что-то подарят. Маленький ребенок, не умеющий управлять своими переживаниями, почти всегда оказывается во власти у захватившего его чувства. Чувства у ребенка быстро и ярко вспыхивают и столь же быстро гаснут.

Эмоции, которые ребенок испытывает, легко прочитываются на лице, в позе, жесте, во всем поведении.

В конце периода раннего детства, при приближении к кризису 3-х лет, наблюдаются яркие эмоциональные реакции на трудности, с которыми сталкивается ребенок. Когда он пытается что-то сделать самостоятельно и это у него не получается, все может закончиться эмоциональной вспышкой. Могут появляться неадекватное длительное реагирование ребенка на безобидное замечание; явления смешанной агрессивности, когда ребенок в ответ на негативное воздействие взрослого усиливает враждебность к третьему лицу. Но ребенка раннего возраста легко отвлечь: взрослому достаточно показать ребенку новую, другую игрушку, организовать игру, и ребенок, у которого одно желание сменяется другим, быстро переключается и с удовольствием занимается новым делом.

К концу раннего возраста ребенок становится способен переживать простые эстетические чувства. Дети начинают отличать некрасивое, дисгармоничное от красивого, гармоничного.

Возрастные особенности эмоциональной сферы в дошкольном возрасте (3—7 лет)

· Более спокойный, уравновешенный эмоциональный фон.

· Эмоциональные процессы более управляемые.

· Развитие эмоционального предвосхищения (будущий результат, его оценка взрослым).

· Самооценка в этом возрасте сильно завышена, что помогает осваивать новые виды деятельности без сомнения и страха.

К дошкольному возрасту эмоциональный мир ребенка становится богаче и разнообразнее. От базовых эмоций (страха, радости и др.) он переходит к более сложной гамме чувств: радуется и сердится, восторгается и удивляется, ревнует и грустит. Изменяется и внешнее проявление эмоциональных реакций. В этом возрасте усваивается язык чувств— принятые в обществе формы выражения тончайших оттенков переживаний при помощи взглядов, улыбок, жестов, поз, движений, интонаций голоса и т. д.

Наряду с переживаниями удовольствия или неудовольствия, у ребенка возникают более сложные чувства, вызванные тем, насколько хорошо выполнил он свои обязанности, какое значение имеют совершаемые им действия для других людей, и в какой мере соблюдаются им самим и окружающими определенные нормы и правила поведения.

Для дошкольного детства становится характерным более спокойное проявление эмоций, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам, растет способность детей управлять своими эмоциями, вести себя в соответствии с общественными нормами. Но это не снижает насыщенности, интенсивности эмоциональной жизни ребенка.

К концу дошкольного возраста эмоциональные процессы становятся более уравновешенными, что дает возможность ребенку отвлечься от непосредственной ситуации, и сиюминутные

Еще одной важной особенностью эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста является формирование способности к пониманию эмоционального состояния других людей. Важно появление у дошкольников таких эмоций, как сочувствие другому, сопереживание — без них невозможна совместная деятельность и сложные формы общения детей.

К концу старшего дошкольного возраста в эмоциональной сфере ребенка начинают преобладать устойчивые эмоциональные состояния положительные эмоции. Преобладание отрицательных эмоциональных состояний у дошкольников характерно для детей с отклоняющимся психическим развитием, могут сигнализировать о неблагополучии в детско - родительских отношениях.

Влияние характера общения ребенка с взрослыми на развитие эмоциональной сферы и сверстниками.

Эмоции и чувства формируются в процессе общения ребенка с взрослыми. В дошкольном возрасте, как и в раннем, сохраняется эмоциональная зависимость детей от взрослых.. Если взрослый расположен к ребенку, радуется вместе с ним его успеху и сопереживает неудачу, то ребенок сохраняет хорошее эмоциональное самочувствие, готовность действовать и преодолевать препятствия даже в случае неуспеха. Заинтересованное отношение к ребенку, вызывают у него чувство уверенности, защищенности, что способствует нормальному развитию личности, выработке положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям. Общительность и доброжелательность взрослого выступает как условие развития таких качеств у ребенка.

Выделяют следующие формы общения дошкольника с взрослым, которые служат источником развития эмоциональной сферы дошкольника.

1. Близкое эмоциональное доброжелательное общение младенца с матерью вызывают у ребенка яркие радостные переживания, а положительные эмоции повышают его жизненный тонус, активизируют все функции.

2. Общение на фоне практического взаимодействия ребенка с взрослым, в ходе которого у него развиваются деловые, познавательные и личностные мотивы общения. Источником положительных эмоций на этой стадии становятся не только внимание и доброжелательность взрослого, но и результаты предметной деятельности ребенка.

3. Ребенок совместно с взрослым обсуждает события, явления, происходящие в окружающем мире.

4. Усвоение нравственных норм взаимоотношений людей, что связано с развитием нравственных и этических чувств.

В ходе сложного и многообразного взаимодействия с людьми у ребенка этого возраста формируются первые высшие чувства дружбы, любви, уважения к людям, сочувствие, сострадание. Познавая других людей, ребенок познает и себя. У старшего дошкольника возрастает интенсивность и глубина переживаний, рождается внутренний мир личности. Ребенок впервые испытывает страх смерти, осознает конечность жизни.

Влияние характера общения ребенка со сверстниками на развитие эмоциональной сферы

Эмоции, чувства формируются и в процессе общения со сверстниками.

Потребность в общении со сверстниками развивается на основе совместной деятельности детей — в играх, при выполнении трудовых поручений и т. д.

Первая и наиболее важная черта общения состоит в большом разнообразии действий и обращений, которые практически не встречаются в контактах со взрослыми. Он спорит со сверстниками, навязывает свою волю, успокаивает, требует, приказывает, обманывает, жалеет и прочее. Именно в подобном общении появляются такие формы поведения, как притворство, стремление выразить обиду, нарочито не отвечать партнеру, кокетство, фантазирование и т. п.

Второе отличие общения со сверстниками от общения со взрослыми заключается в его чрезвычайно яркой насыщенности эмоциональных состояний— от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия до драки.

Столь сильная эмоциональная насыщенность контактов дошкольников связана с тем, что, начиная с 4-летнего возраста, сверстник становится более предпочитаемым и привлекательным партнером по общению. При недостаточных эмоциональных контактах у дошкольников может наблюдаться задержка эмоционального развития.

Главная цель развития эмоциональной сферы дошкольника - научить детей понимать эмоциональные состояния свое и окружающих ; дать представления о способах выражения собственных эмоций (мимика, жесты, поза, слово), развивать умение управлять своими чувствами и эмоциями.

Основные способы развития эмоциональной сферы ребенка дошкольника

1. Сюжетно-ролевые игры — эмоциональная отзывчивость ребенка к сверстникам, решение проблемных ситуаций.

3. Театрализованная деятельность — передача эмоций, характера героев и отношение их друг к другу.

4. Совместные праздники, досуги.

5. Использование художественной литературы. Детская литература несет в себе безграничные возможности для формирования эмоциональной сферы дошкольника. Потешки, сказки, рассказы вызывают эмоциональный отклик, учат сопереживать, выражать собственные чувства мимикой, жестами, словами, побуждают дать эмоциональную оценку словам и действиям героев.

6. Использование музыки — вслушиваясь в слова и музыку песен, ребенок приобретает первоначальные понятия настроения музыки, приобретает опыт передачи чувств музыкальными средствами.

7. Изобразительная деятельность — использование цветовой гаммы, создание образов, отражающих настроение и впечатления ребенка.

Какую помощь может оказать родитель в развитии эмоциональной сферы ребенка?

Наблюдать эмоциональную жизнь малыша и обозначать его переживания.

Помогать ребенку выражать эмоции при прослушивании рассказов, сказок, учить сопереживать героям.

Развивать словарный запас ребенка: обращать внимание на собственные чувства и называть их.

Вводить в лексикон ребенка слова, обозначающие эмоции и чувства (радуюсь, злюсь, и т.п.).

Обучение распознаванию чувств и эмоций состоит в том, чтобы:

- рассматривать случаи, которые произошли с героями литературных произведений, просить определить чувства и предложить собственные варианты разрешения ситуаций;

Когда близкие взрослые любят ребенка, хорошо относятся к нему, признают его права, постоянно внимательны к нему, он испытывает эмоциональное благополучие – чувство уверенности, защищенности. В этих условиях развивается жизнерадостный, активный физически и психически ребенок.

Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям. Именно в условиях взаимной любви в семье ребенок начинает учиться любви сам. Чувство любви, нежности к близким людям, прежде всего к родителям, братьям, сестрам, дедушкам и бабушкам, формирует ребенка как психологически здоровую личность.

Материал подготовила педагог – психолог Александрова В.Г.

Читайте также: