Возникновение светской школы кратко

Обновлено: 07.07.2024

Светский характер образования, соединение обучения с практикой коренным образом отличали школу петровских времен от прежних школ, находившихся в руках духовенства. В 1701 г. в Москве в здании бывшей Сухаревой башни (назывались в честь стрелецкого полка полковника Сухарева, размещавшегося рядом) была основана Школа математических и навигацких наук. Из старших классов этой школы, переведенных в Петербург, позднее, в 1715 г., была создана Морская академия (ныне Высшая военно-морская академия). Вслед за Школой математических и навигацких наук были открыты Артиллерийская, Инженерная, Медицинская школы, Школа канцелярских служителей, позднее - горные школы. Обучение детей дворян грамоте стало обязательным. Петр запретил даже жениться дворянам, уклонявшимся от учебы.

Огромным шагом вперед в развитии просвещения и светской школы оказались введение в 1708 г. гражданского печатного шрифта взамен трудночитаемого церковнославянского (кириллицы) и переход от обозначения чисел с помощью букв к арабским цифрам. На новый шрифт перешла первая русская печатная газета "Ведомости", которую начали издавать с декабря 1702 г. По указу 1714 г. в губерниях были открыты 42 цифирные школы, в них принимали детей непривилегированных сословий (кроме детей крепостных крестьян).

В условиях военного времени (Северная война и др.) была велика потребность в специалистах, поэтому в первые петровские школы набирали "робяток всякого рода, оприч (кроме) помещичьих крестьян". Однако со второй четверти XVIII в. правительство перешло к созданию замкнутых сословных учебных заведений. Образование стало еще одной привилегией господствующего сословия.

Для подготовки дворян к офицерской службе в армии и на флоте в Санкт-Петербурге в 1731 г. открылся Шляхетский (дворянский) корпус, который в дальнейшем разделился на Сухопутный, Морской, Артиллерийский, Инженерный. Подготовка к гражданской службе велась в Пажеском корпусе (для императорского двора). В 1763 г. в Москве открылся Воспитательный дом, где обучались сироты, подкидыши и дети, которых не могли прокормить родители-разночинцы. Вскоре в Петербурге открылся Смольный институт благородных девиц (1764), а также благородные пансионы. Дворянские дети получали образование также через систему частного обучения. Дети духовенства учились в духовных семинариях и духовных академиях, дети разночинцев и купцов - в медицинских, горных, коммерческих и других профессиональных школах, а также в Академии художеств. Рекрутские дети обучались в солдатских школах, готовивших для армии унтер-офицерский (сержантский) состав.

Таким образом, к середине XVIII в. в России сложилась система замкнутых сословных школ. Только в конце века (1786) в каждой губернии открылись формально главные бессословные народные училища, а в каждом уезде - четырехклассные и двухклассные малые народные училища. Однако образование в целом оставалось сословным, так как оно не стало всеобщим, обязательным и одинаковым для всех категорий населения. В конце XVIII в. в России учились лишь два человека из тысячи, а целые сословия (крепостные крестьяне) были почти полностью лишены возможности получить образование.

Выдающимся событием в жизни страны было создание в 1755 г. Московского университета по инициативе и проекту М.В. Ломоносова при деятельной поддержке просвещенного фаворита императрицы Елизаветы Петровны И.И. Шувалова, ставшего его первым куратором. По инициативе И.И. Шувалова в 1757 г. была создана Академия художеств, до переезда в Петербург в 1764 г. состоявшая при Московском университете. Со дня своего основания Московский университет как бы поднялся над сословной школой. В соответствии с идеями создателя университета образование в нем было бессословным (дети крепостных крестьян могли быть приняты в университете, получив вольную от помещика). М.В. Ломоносов писал, что "университет создан для генерального обучения разночинцев". Лекции в университете читались на русском языке. Одну из важнейших задач университета М.В. Ломоносов видел в распространении научных знаний. В этом деле видную роль стали играть типография и библиотека университета, а также публичные лекции его профессоров.

В 18 веке, в русском обществе произошло большое количество преобразований. Сфера образования в России, в 18 веке тоже подверглась реформам. В образовании 18 века, в России впервые появилась светская школа. Были разработаны теории и методики светского образования в России, также была предпринята попытка создания государственной системы образования. Развитие реформ образования в России в 18 веке, можно разделить на 4-ре периода.

В первой четверти 18 веке, были созданы первые светские образовательные школы. Эти школы, давали начальные и практические знания. Многие школы сочетали в себе образовательные и профессиональные основы. Была создана пушкарская школа, Медицинская школа. Так же был создан ряд математических, навигационных и ремесленных учебных заведений.

В 1730-1755 годах возникают дворянские учебные заведения. Сухопутный корпус, Морской, инженерный. Был также создан Смольный институт благородных девиц. Вместе с этим, начинали формироваться основы общественного образования, ревнителем которых был Михаил Васильевич Ломоносов. В провинциях развивались епархиальные и адмиралтейские школы. В Москве и Петербурге появляются первые общеобразовательные гимназии.

В 1755 – 1782 годах, в русском обществе стали распространяться просветительские идеи. Были переведены и изданы сочинения Джона Локка. В своих трудах Локк говорит о том, что ребенка надо воспитывать не устрашением и подавлением личности, а искать более прогрессивные методы обучения. Государством была предпринята попытка создать систему воспитательно–образовательных учреждений, что позволило бы получить новых квалифицированных врачей, художников, ремесленников и ученых. Были открыты новые училища.

В 1782 - 1786 годах, наконец-то, была создана государственная система народного образования. Екатерина II долго работала над этим вопросов, и решила строить русское народное образование по австрийскому образцу. В 1782 году была создана Комиссия об учреждение училищ. По замыслам комиссии создавались училища двух типов: главные с 4-мя классами в губерниях, малые двуклассные в уездах. Такие училища должны были обеспечить народ начальным образованием.

Понимая значимость образования, русское правительство уделяло этому вопросу много времени. Образование в России 18 века было поставлено под жесткий контроль.

Российская академия наук.

Фактически все предпосылки для создания Академии были: о средствах личных не нужно было задумываться, так как уже был опыт привлечения иностранцев для дел государственного управления – таковых можно было получить и для состава академии. Денежных средств — предполагали — также можно ассигновать из государственного казначейства, а некоторые принадлежности для академии уже существовали; из книг, доставшихся при завоевании Остзейского края в виде добычи, составилась уже библиотека, дополнившаяся при Петре закупкой книг за границею, а из разнообразных коллекций, полученных Петром во время заграничных путешествий, образовалась кунсткамера.

Но приехавшие из-за границы академики не застали уже в живых императора Петра I, и Академия открылась только при Екатерине I. Первое заседание было 12 ноября 1725 г., а 27 декабря того же года состоялось торжественное заседание в присутствии императрицы.

Инновации в социальной жизни и культуре в 18 веке

Основные проявления

Культура России в 18 веке выделяется утверждением духа свободолюбия и распространением материалистического мировоззрения. Это наиболее ярко отразилось в литературе, науке, философии. Словом, в представительской деятельности крупнейших писателей, философов и ученых того времени. Речь идет о Радищеве, Ломоносове, Шиллере, Гете, Лессинге, Руссо, Вольтере, Гольбахе, Дидро и так далее.

Основные особенности развития

Культура России 17-18 века - это знаменательный перелом, с которого начался новый период для государства. Нельзя не принять во внимание трехвековое монгольское завоевание. Из-за него культура России 16-18 века как бы находилась в изоляции. Кроме того, следует отметить влияние православной церкви, которая всеми силами старалась отгородить Русь от "западного" и "еретического". Это также относится и к формам культурного быта, нравам и образованности. Тем не менее, культура России в 18 веке встала на путь общеевропейского развития. Она начала постепенно освобождаться от средневековых оков.

Особенности приобщения к Европе

Чем примечательна культура России 18 века? Это период развития, прежде всего, светского искусства, а также решительной победы рационалистического мировоззрения над аскетическими и бескомпромиссными догмами религиозной морали. Культура России в 18 веке (картинки будут представлены ниже) дала "мирскому" искусству право на общественное признание. Оно начинает приобретать более важную роль. Речь идет о формировании новых устоев жизни общества, а также системы гражданского образования. Однако культура России в 18 веке не смогла опровергнуть своего прошлого. Да, русские деятели приобщались к богатому духовному наследию Европы. В то же время они не забывали о коренных отечественных традициях, которые накопились за период длительного художественно-исторического развития. То же самое относится и к опыту древнерусского искусства. Чем так интересна культура России 18 века? Кратко рассматривая ее развитие, можно понять, что ее характеризует глубокая преемственность поколений. Благодаря этому она прочно утвердилась в музыке, театре, живописи, зодчестве, поэзии и литературе. В конце столетия русское искусство достигло небывалых высот.


Становление системы светского образования связано с личность Петра I, который пришел к власти в XVII веке. Благодаря таким качествам императора, как великий реформатор и нацеленная личность, он предал образованию первостепенную роль, и именно со времени его правительства, люди становились более грамотными, и появилось стремление к обучению. В школах начали изучать грамоту, чтение и письмо. Кроме таких предметов было рекомендовано использовать псалтырь и часослов, для того, чтобы у ребенка воспитывать еще и отношение к богу. И если с крестьянских детей спрос был не большой, то с детей дворян спрашивали все по полной программе. В обязательном порядке они должны были изучать различные науки и в обязательном порядке иностранные языки.

Основные направления образования при государе Петре I
Направленность на европейские государства;
Образование должно быть светским;
В этот период времени стало все больше открываться школ, которые готовили детей дворян, купцов;
Благодаря тому, что все действия Петра были направлены на получение образования всеми, а не избранными в стране начало развиваться образование профессиональной направленности.
В этот период времени создавались различные школы. Среди них: навигатская, пушкарская, госпитальная, приказная и другие, имеющие профессиональную направленность.

В Москве в начале XVIII века открывается первая математическая школа. Изначально ее посещали 180 добровольцев, возраст которых был от 12 до 17 лет. Кроме того в этой школе проходили обучение и великовозрастные ученики, в возрасте 20 лет.
Вообще все образование, которые связано с именем Петра, пропитано навигацией, учитывая то, что он являлся основателем российского флота. Что немаловажно для того времени, обучение полностью было бесплатным. Так как образование необходимо было дать всем, а денег у бедных не было, им давали даже деньги на питание.
Среди профессий, на которые готовили в то время, наиболее распространенными были – капитаны, кораблестроители, преподаватели. Последние в свою очередь преподавали в различных школах, после получения образования.

Выпускники таких заведений занимали ведущие должности на постах военной службы. Они активно участвовали и выступали проводниками реформ. При Петре все люди, не зависимо от социального статуса получили возможность роста таланта. Приоритетной задачей в то время стала образованность и грамотность. Но, не смотря на то, что всем необходимо было учиться, ни у каждого было на то желание. В 1714 году был принят Указ, согласно которому, нельзя было жениться, пока не закончишь обучение.

Учебное пособие по одноименному курсу для слушателей специальности 1-080171 Педагогическая деятельность специалистов ИПО


Вы здесь: 1.10. Педагогические традиции и педагогическая мысль России в XVIII веке 1.10.1. Начало развития светской государственной школы

1.10.1. Начало развития светской государственной школы

XVIII век традиционно именуется веком Просвещения. Начи­ная с этого времени усиливается влияние на Россию как западно­европейских образцов устройства школьного дела, так и педаго­гических воззрений. Стремление создать сильное светское государство не могло быть реа­лизовано людьми, мыслящими религиозно-догматическими категория­ми; только новый человек, светски образованный, обладающий широ­ким взглядом на мир, сохраняющий в то же время национальные тради­ции, готовый на подвиг ради процветания Отечества, – вот нравствен­ный идеал, к которому стремились русские просветители [1] .

В развитии просвещения в России в XVIII в. условно можно выделить 4 этапа:

1) первая четверть – создание первых светских школ, дававших практические знания

2) 1730-1756 гг. – возникновение закрытых дворянских заведений, формирование системы дворянского образования. Борьба Ломоносова за общенародное образование, создание университета

3) 1766-1782 гг. – развитие просветительских педагогических идей, возрастание роли университета

4) 1782-1786гг. – школьная реформа, первая попытка создания государственной системы народного образования

Начиная с XVII в. все более заметным становится влияние на Россию западноевропейских образцов устройства школьного дела и педагогических воззрений. Но явным это влияние становится в начале XVIII в., во время проведения Петром I реформы в сфере образования. Тогда в Европе уже сложились и успешно функцио­нировали национальные образовательные системы, включавшие начальные, средние и высшие учебные заведения. В их деятельно­сти постепенно стали утверждаться цели, содержание и принци­пы образования, сформулированные и обоснованные Я.А.Коменским.

К началу XVIII в. относятся первые шаги по созданию государ­ственной системы образования. Рассмотрим характерные их черты.

1. Узкопрофессиональный характер образовательных учрежде­ний. В период петровских реформ, направленных в первую очередь на реорганизацию экономики и армии, государство не нуждалось в широком общем образовании – ему были необходимы специалисты в отдельных сферах деятельности.

2.Сословный характер школы. Для каждого сословия (дворянство, духовенство, купечество и т.д.) существовал свой тип обра­зования. Лишь крепостные крестьяне были лишены доступа к образованию.

Для духовенства существовали духовные академии и семинарии, для дворян – привилегированные Морской и Сухопутный шляхетские кор­пуса.

3. Принудительный характер обучения.

Реформы Петра I в сфере образования поначалу вызвали сильное сопротивление дворянства. В1714 г. была введена обязательная учебная повинность для дворянских детей; за побег из школы отдавали в солдаты. Однако постепенно общественное мнение менялось в сторону призна­ния ценности образования.

4. Наличие наряду с государственными церковных и частных школ, а также домашнего образования.

На протяжении всего XVIII в. в семьях дворян, богатых купцов и про­мышленников было широко распространено гувернерское воспитание; в качестве воспитателей и учителей часто выступали иностранцы. Однако для контроля качества домашнего образования в губернских городах существовали специальные комиссии.

[1] История образования и педагогической мысли. Ч. 2. С XVI1 в. до середины XX в. : учеб. пособие / под ред. академика РАО А. И. Пискунова. – М., 1997. – С. 60.

Читайте также: