Возникновение сознания и его общественная природа кратко

Обновлено: 02.07.2024

Человеческое сознание отличается особой формой человеческого способа бытия и его взаимодействия с окружающим миром. Практически-преобразовательное отношение человека к природе, к обществу, собственной жизнедеятельности, становится доминирующим фактором.

Таким образом, человек впитывает в себя опыт предыдущих поколений и использует его в последующем на опыте личном. Вне социума человек существовать не может. В истории есть примеры того, когда дети, лишенные социального окружения и воспитанные в среде животных, признаками сознания не обладали, хотя мозг как физиологически нормальный, сохранялся. Но, тем не менее, данный процесс носит необратимый характер. С точки зрения развития и эволюции общества это совершенно понятно. Положение вне общества, отсутствие общественной жизни не сделали бы человека человеком, основным занятием которого было бы удовлетворение элементарных потребностей.

В предыдущей статье уже говорили о том, что основой качественных изменений стал труд. Он сплачивал людей, приучал к совместным действиям, возвышал человека, не позволяя ему остановиться на достигнутом этапе.

Происходит постепенная перестройка психических структур, развиваются такие свойства, как мышление, воля, эмоции, память и др. Человек учится управлять своим поведением и оценивать мир глазами социума.

Развитие сознания и его становление неразрывно связано с речью. Человек – существо мыслящее и чтобы не исчезали бесследно результаты его мыслительной деятельности, необходима была их кристаллизация, закрепление. Но, самое главное заключалось в том, чтобы при необходимости их можно было вызвать с помощью каких-либо материальных знаков – жестов, слов и других символов. Так или иначе, деятельность человека связана с постановкой целей и задач, с поиском оригинальных решений, поэтому человек не просто приспосабливался к природе, он переделывал её в соответствии с объективной логикой вещей и собственным пониманием развивающегося бытия. Основной смысл сознания, его сила заключается в целенаправленной и целеобразующей деятельности.

Структура общественного сознания

Общественное сознание является духовной стороной исторического процесса. Это целостное духовное явление, имеющее свою внутреннюю структуру и формы – политическое, правовое, этическое и др.

Материальное отношение людей к природе и друг другу, является общественным бытием. Оно возникает вместе со становлением человеческого общества и существует независимо от общественного сознания. Между общественным бытием общественным сознанием есть диалектическая взаимная связь. Бытие влияет на сознание, определяя его, так и сознание в какой-то степени определяет общественное бытие. Общественно-историческая практика является способом бытия людей в обществе. Она понимается как материально-производственная и духовная деятельность людей.

На теоретическом уровне все формы общественного сознания представляют общественную идеологию, которая подразделяется на общественную идеологию и общественную психологию:

  • Общественная идеология – это совокупность идей в логически стройной форме, отражающая общественное бытие людей. Это теоретический уровень общественного сознания – политические и правовые идеи, мораль, искусство, философия и научные знания;
  • Общественная психология – это продукт повседневной деятельности широких масс – эмпирический трудовой опыт, нравы, традиции, чувства и др. Общественная психология проявляется во всех формах общественного сознания. На уровне обыденного сознания, которое является низшим уровнем общественного сознания, вырабатываются правила повседневного поведения и общения людей.

Правосознание и право в жизни общества играют важную роль. Люди в общественной жизни придерживаются определенных норм и правил поведения. Эта система законов – право – утверждается государством и является обязательной для всех членов общества. С этой системой законов связана другая форма общественного сознания – нравственность или мораль. Моралью определяются нормы поведения людей в обществе, их оценочные представления. Нормы морали, в отличие от права, опираются на авторитет общественного мнения.

Различные стороны материальной жизни общества отражаются в формах общественного сознания и в особенностях общественной психологии, где каждый элемент взаимодействует с другими.

В сжатой форме структура общественного сознания показана на рисунке.

Структура общественного сознания

Структура общественного сознания


Споры о сущности сознания длятся уже много веков и не утихают по сей день.
В идеализме сознание идеальное и истолковывается как первичная субстанция, будто бы стоящая над материальным миром и его порождающая.
Для материалистов сознание - способность идеального воспроизведения действительности.

  • 1. сознание имеет космическое (либо божественное) происхождение;
  • 2. сознание присуще всем живым организмам;
  • 3. сознание - свойство исключительно человеческое.
  • активность и
  • способность к целеполагающей деятельности (а не просто приспособительные реакции как у животных).
  • 1) отражает мир целенаправленно и избирательно;
  • 2) конструирует теоретические модели, объясняющие закономерности окружающего мира;
  • 3) разрабатывает прогнозы развития природных и социальных явлений и процессов;
  • 4) служит основой преобразовательной деятельности человека.
  • 1) телесно-перцептивные способности и получаемые на их основе первичные знания об окружающем мире и о самом себе;
  • 2) логико-понятийные способности и знания, получаемые на их основе; они дают возможность выйти за пределы непосредственно чувственно данного, достичь сущностного понимания объектов, закономерностей связей между ними;
  • 3) эмоциональные составляющие сознания, они не связаны непосредственным образом с внешним миром; это сфера личностных переживаний, воспоминаний, предчувствий и т.п.;
  • 4) ценностно-смысловые составляющие содержат в себе высшие мотивы деятельности, ее духовные идеалы, способности к их формированию и пониманию (воображение, интуиция).
  • отражение в неживой природе,
  • на биологическом уровне и
  • социальное.
  1. В неживой природе отражение проявляется виде физико­химических взаимодействий (нагревание проводника, химические реакции).
  2. В живой природе оно выступает в формах раздражимости, чувствительности, восприятия представлений. У высокоразвитых животных появляется нервная система, которая регулирует и контролирует все функции организма в его постоянном взаимодействии с внешней средой. Появляются рефлексы - ответные приспособительные реакции организма на внешние воздействия - безусловные и условные (инстинкты - половой, пищевой, оборонный и т.д.). Системы условно­рефлекторных связей, формирующихся в коре больших полушарий головного мозга при поступлении в нее импульсов от внешних и внутренних раздражителей, образует первую сигнальную систему (сами предметы) и вторую - слова-понятия (это уже возникновение сознания).
  3. Высшая форма отражения - социальная (сознание).
  • Представители концепцииабиогенеза настаивают на спонтанном возникновении жизни из неживой природы вследствие разных причин - теплового стресса, сильного геомагнитного излучения и т.д.
  • Сторонники концепциипанспермии полагают, что жизнь зародилась не на Земле, а привнесена из Космоса - то ли случайно, то ли после посещения земли инопланетянами.
  • Согласно теистической концепции происхождения человека в акте божественного творения.
  • Материалистическая теория происхождения человека - эволюционная. Здесь тоже есть расхождения и деления:


Согласно трудовой теории, изменение климатических условий на планете (резкое похолодание) привело к необходимости приспособления теплолюбивых и травоядных приматов к новым условиям существования. Произошел переход на мясную пищу, что потребовало от них изготовления и использования орудий труда (и убийства), коллективный характер охоты привел к возникновению системы речевых знаков (сначала в виде жестов и звуков, а потом - к языку). С приматами стали происходить и морфологические изменения: они выпрямились, что позволило освободить передние конечности для более активных действий с предметами; изменилось строения кисти; объем мозга увеличился.
Именно трудовая деятельность (орудийная) приводит к качественному изменению приматов. Активно действующая рука учила голову думать, и совершенствующаяся орудийная деятельность людей вела к совершенствованию их сознания. Для формирования сознания важны два момента, характерные для создания орудий труда:
1) в конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении (в голове) человека, т.е идеально;
2) регулярное использование орудий труда и с их систематическое изготовление предполагает аккумуляцию (сохранение) опыта, способов их изготовления, работы с ними, и соответственно, передачи этого опыта от поколения к поколению. Т.о., труд, речь, коллективная деятельность приводит к возникновению сознания и человека.

Итак, сознание есть продукт общественно-исторического развития, функциональное свойство мозга, идеальное отображение действительности, регулятор деятельности человека.
В этой, далеко не единственной, дефиниции фиксируются все четыре аспекта отношения сознания к материи - исторический, онтологический, гносеологический и праксиологический, деятельностный.

Невозможно анализировать сознание изолированно от других явлений общественной жизни. Хотя свою родословную сознание ведет от биологических форм психики, оно не замкнуто в самом себе, есть не продукт природы, а общественно-историческое явление, результат нашего мышления. Кроме того, сознание изменяется в процессе исторического развития общества.

Исторически сознание возникло на основе общественно-трудовой деятельности людей, в ходе которой у человека сформировались способности понимать и окружающий мир, и самого себя, осуществлять разумные поступки. Диалектико-материалистическое понимание сознания состоит в том, что его источником является окружающая действительность, а материальным субстратом -- головной мозг. Человеческий мозг есть орган мысли, сознание формировалось и развивалось вместе с развитием человеческого мозга. Наше сознание и мышление, как бы ни казались они сверхчувственными, являются продуктом вещественного, телесного органа -- мозга. Совершенно очевидно, что без мозга, без механизма проводящих путей, связывающих его с миром, не существует духовной жизни (Подробнее см.: Хорн Г. Указ. соч. С. 50-52.).

Сознание могло возникнуть лишь как функция высокоорганизованного мозга, который сформировался под влиянием труда и речи. Развившаяся в процессе труда рука оказывала влияние на совершенствование мозга. В самом деле, если сравнить между собой максимальные объемы черепа человекообразных обезьян и черепа первобытного человека, то оказывается, что по объему мозг последнего превышает мозг обезьяны более чем в 2 раза, а по весу -- в 4 раза. При этом мозг человека обладает гораздо более сложным строением (См.: Хэссет Д. Введение в психофизиологию. М., 1981. С. 20-23).

Под влиянием труда и в связи с развитием мозга совершенствовались и органы чувств человека. Осуществляя с помощью орудий различные трудовые операции и изо дня в день в течение тысячелетий повторяя миллиарды раз эти действия, человек накапливал опыт. Логика практических действий фиксировалась в голове и превращалась в логику мышления. Человек учился думать. Его труд приобрел осознанный характер. Прежде чем приступить к делу, человек уже мог мысленно представить и результат, и способ осуществления, и средства осуществления этого результата.




На начальных этапах осознание человеком своих действий и окружающего мира носило весьма ограниченный характер и не выходило за пределы чувственных представлений, комбинаций и простых обобщений. В дальнейшем в ходе усложнения форм труда и общественных отношений формировалась способность к мышлению в виде понятий, суждений и умозаключений, отражающих все более многообразные связи вещей и явлений.

Будучи результатом трудовой деятельности, сознание в свою очередь выступает как предпосылка, необходимый регулятор и организатор взаимоотношений человека с окружающим его миром. Сознание -- это неотъемлемый, идеальный компонент реальной жизни человека, и прежде всего основного условия и формы его жизнедеятельности -- труда: в нем оно зарождается, развивается, в нем оно прежде всего и воплощается, И каждое вступающее в жизнь человеческое существо, чтобы стать действительно человеком, обязано как можно глубже окунуться в этот океан уже очеловеченной природы.

Человек с самого рождения попадает в мир предметов, созданных руками предшествующих поколений, и формируется как таковой лишь в процессе обучения целенаправленному их использованию. Способ его отношения к действительности определен не непосредственно его телесной организацией (как у животных), а приобретаемыми только через общение с другими людьми навыками предметных действий. В общении собственная жизнедеятельность человека предстает перед ним и как деятельность других, поэтому и каждое свое действие он оценивает общей ему с другими людьми общественной мерой. Человек постольку выделяет и противопоставляет себя объективной действительности, поскольку отличает себя от своей жизнедеятельности и ее предмета, оценивая их мерой исторически накопленных знаний. Именно потому, что человек относится к объектам с пониманием, со знанием способ его отношения к миру и называется сознанием. Без понимания, без знания, которое несет с собой общественно-историческая предметная деятельность и человеческая речь, нет и сознания.

Сознание, впитав в себя исторический опыт, знания и методы мышления, выработанные предшествующей историей, осваивает действительность идеально, ставя при этом и новые цели, задачи, создавая проекты будущих орудий, направляя всю практическую деятельность человека. Сознание формируется деятельностью, чтобы в свою очередь влиять на эту деятельность, определяя и регулируя ее. Практически осуществляя свои творческие замыслы, люди преображают природу, общество, а тем самым и самих себя.

Действия человека характеризуются определенной направленностью, устремленностью к достижению конечного результата, цели. Между каждым предыдущим и последующим этапами процесса действия и деятельности в целом имеется более или менее четкая согласованность: ход процесса предопределен планом. Если проанализировать, на чем базируется формирование практических действий, то окажется, что каждый значимый поступок человека представляет собой решение той или иной задачи, цели. Но задача действия как запланированного результата, которого человек стремится достигнуть, есть то, что должно быть создано, но чего еще реально не существует. Словом, задача действия представляет собой идеальную модель желаемого будущего. Поступок не может быть ни спланирован, ни осуществлен, если человек не создал для этого направляющей предпосылки в виде идеальной модели будущего, т.е. цели.

Таким образом, каждый поступок предполагает два тесно связанных между собой процесса. Один из них -- это предусмотрение, предвидение, предвосхищение будущего, вытекающее из познания соответствующих связей и отношений вещей. Другой процесс -- программирование, планирование действия, которое должно привести к реализации цели. Цель задает способ видоизменения вещи в реальной практике.

Итак, сознание и объективный мир -- это противоположности, образующие единство. Основой этого единства является практика, чувственно-предметная деятельность людей. Именно она и порождает необходимость психического, сознательного отражения действительности.

3. Структура и формы сознания

Любой чувственный образ предмета, любое ощущение или представление постольку являются частью сознания, поскольку они обладают определенными значением и смыслом. Знания, значения и смысл, сохраняемые в языке, направляют и дифференцируют чувства человека, волю, внимание и другие психические акты, объединяя их в единое сознание. Знания, накопленные историей, политические и правовые идеи, достижения искусства, мораль, религия и общественная психология представляют собой сознание общества в целом.

Невозможно анализировать сознание изолированно от других явлений общественной жизни. Хотя свою родословную сознание ведет от биологических форм психики, оно не замкнуто в самом себе, есть не продукт природы, а общественно-историческое явление, результат нашего мышления. Кроме того, сознание изменяется в процессе исторического развития общества.

Исторически сознание возникло на основе общественно-трудовой деятельности людей, в ходе которой у человека сформировались способности понимать и окружающий мир, и самого себя, осуществлять разумные поступки. Диалектико-материалистическое понимание сознания состоит в том, что его источником является окружающая действительность, а материальным субстратом -- головной мозг. Человеческий мозг есть орган мысли, сознание формировалось и развивалось вместе с развитием человеческого мозга. Наше сознание и мышление, как бы ни казались они сверхчувственными, являются продуктом вещественного, телесного органа -- мозга. Совершенно очевидно, что без мозга, без механизма проводящих путей, связывающих его с миром, не существует духовной жизни (Подробнее см.: Хорн Г. Указ. соч. С. 50-52.).

Сознание могло возникнуть лишь как функция высокоорганизованного мозга, который сформировался под влиянием труда и речи. Развившаяся в процессе труда рука оказывала влияние на совершенствование мозга. В самом деле, если сравнить между собой максимальные объемы черепа человекообразных обезьян и черепа первобытного человека, то оказывается, что по объему мозг последнего превышает мозг обезьяны более чем в 2 раза, а по весу -- в 4 раза. При этом мозг человека обладает гораздо более сложным строением (См.: Хэссет Д. Введение в психофизиологию. М., 1981. С. 20-23).

Под влиянием труда и в связи с развитием мозга совершенствовались и органы чувств человека. Осуществляя с помощью орудий различные трудовые операции и изо дня в день в течение тысячелетий повторяя миллиарды раз эти действия, человек накапливал опыт. Логика практических действий фиксировалась в голове и превращалась в логику мышления. Человек учился думать. Его труд приобрел осознанный характер. Прежде чем приступить к делу, человек уже мог мысленно представить и результат, и способ осуществления, и средства осуществления этого результата.

На начальных этапах осознание человеком своих действий и окружающего мира носило весьма ограниченный характер и не выходило за пределы чувственных представлений, комбинаций и простых обобщений. В дальнейшем в ходе усложнения форм труда и общественных отношений формировалась способность к мышлению в виде понятий, суждений и умозаключений, отражающих все более многообразные связи вещей и явлений.

Будучи результатом трудовой деятельности, сознание в свою очередь выступает как предпосылка, необходимый регулятор и организатор взаимоотношений человека с окружающим его миром. Сознание -- это неотъемлемый, идеальный компонент реальной жизни человека, и прежде всего основного условия и формы его жизнедеятельности -- труда: в нем оно зарождается, развивается, в нем оно прежде всего и воплощается, И каждое вступающее в жизнь человеческое существо, чтобы стать действительно человеком, обязано как можно глубже окунуться в этот океан уже очеловеченной природы.

Человек с самого рождения попадает в мир предметов, созданных руками предшествующих поколений, и формируется как таковой лишь в процессе обучения целенаправленному их использованию. Способ его отношения к действительности определен не непосредственно его телесной организацией (как у животных), а приобретаемыми только через общение с другими людьми навыками предметных действий. В общении собственная жизнедеятельность человека предстает перед ним и как деятельность других, поэтому и каждое свое действие он оценивает общей ему с другими людьми общественной мерой. Человек постольку выделяет и противопоставляет себя объективной действительности, поскольку отличает себя от своей жизнедеятельности и ее предмета, оценивая их мерой исторически накопленных знаний. Именно потому, что человек относится к объектам с пониманием, со знанием способ его отношения к миру и называется сознанием. Без понимания, без знания, которое несет с собой общественно-историческая предметная деятельность и человеческая речь, нет и сознания.

Сознание, впитав в себя исторический опыт, знания и методы мышления, выработанные предшествующей историей, осваивает действительность идеально, ставя при этом и новые цели, задачи, создавая проекты будущих орудий, направляя всю практическую деятельность человека. Сознание формируется деятельностью, чтобы в свою очередь влиять на эту деятельность, определяя и регулируя ее. Практически осуществляя свои творческие замыслы, люди преображают природу, общество, а тем самым и самих себя.

Действия человека характеризуются определенной направленностью, устремленностью к достижению конечного результата, цели. Между каждым предыдущим и последующим этапами процесса действия и деятельности в целом имеется более или менее четкая согласованность: ход процесса предопределен планом. Если проанализировать, на чем базируется формирование практических действий, то окажется, что каждый значимый поступок человека представляет собой решение той или иной задачи, цели. Но задача действия как запланированного результата, которого человек стремится достигнуть, есть то, что должно быть создано, но чего еще реально не существует. Словом, задача действия представляет собой идеальную модель желаемого будущего. Поступок не может быть ни спланирован, ни осуществлен, если человек не создал для этого направляющей предпосылки в виде идеальной модели будущего, т.е. цели.

Таким образом, каждый поступок предполагает два тесно связанных между собой процесса. Один из них -- это предусмотрение, предвидение, предвосхищение будущего, вытекающее из познания соответствующих связей и отношений вещей. Другой процесс -- программирование, планирование действия, которое должно привести к реализации цели. Цель задает способ видоизменения вещи в реальной практике.

Итак, сознание и объективный мир -- это противоположности, образующие единство. Основой этого единства является практика, чувственно-предметная деятельность людей. Именно она и порождает необходимость психического, сознательного отражения действительности.

3. Структура и формы сознания

Любой чувственный образ предмета, любое ощущение или представление постольку являются частью сознания, поскольку они обладают определенными значением и смыслом. Знания, значения и смысл, сохраняемые в языке, направляют и дифференцируют чувства человека, волю, внимание и другие психические акты, объединяя их в единое сознание. Знания, накопленные историей, политические и правовые идеи, достижения искусства, мораль, религия и общественная психология представляют собой сознание общества в целом.

Сознание существует не всегда. Сознание могло возникнуть лишь как функция высокоорганизованного мозга, который сформировался под влиянием труда и речи. Решающая роль трудовых операций в формировании человека и его сознания получила свое материальное фиксированное выражение в том, что мозг как орган сознания развивался одновременно с развитием руки как органа труда. Т. е. происхождение человека и его сознания заключается в одном слове - трудСамые первые представления о сознании возникли в древности. Тогда же возникли и представления о душе и были поставлены вопросы: что представляет собой душа, как она соотносится с предметным миром?Сознание есть одно из свойств движения материи, есть особое свойство высокоорганизованной материи Сущностью сознания является его идеальность, которая выражается в том, что составляющие сознание образы не обладают ни свойствами отражаемых в нем предметов, ни свойствами нервных процессов, на основе которых они возникли.

Сущность языка выявляется в его двуединой функции: служить средством общения и орудием мышления. Язык - это система содержательных значимых форм. Сознание не только выявляется, но и формируется с помощью языка. Связь между сознанием и языком не механическая, а органическая. Их нельзя отделить друг от друга не разрушая того и другого.

Сознанию человека присущи такие стороны, как самосознание, самоанализ, самоконтроль. Чувства, эмоции, суть - компоненты сознания.

Особенности сознания: 1) С.–продукт общественной трудовой деятельности 2) Мног-сть С. определяется многоструктурностью деятельности 3) Целеполагающая деятельность С. 4) Творчески-активный характер С. 5) Проектирующая деятельность С. 6) С. как субъективный образ объективного мира 7) С. как идеальный образ материального мира 8) С. – продукт развития материи 9) С. – свойство высокоорганизованной материи 10) С. – функция мозга, которая действует на основе потребностей человека 11) С. – материализуется в языке

Общественная природа сознания

Человек в процессе общественной жизнедеятельности приобретает алгоритмы деятельности, которые передаются посредством культуры.

Человек рассматривает любую ситуацию с позиции тех норм, которые в данном обществе уже имеются (зачастую неосознанно).

Человек как существо сознательное должен осознать себя как нечто отличное от всего остального.

Активность сознания

Человек отражает внешний мир не в пассивном созерцании, а в процессе практической, преобразующей деятельности. Сознание характеризуется не только как отражение мира, но и как такая духовная деятельность, которая направлена на активное, творческое преобразование действительности.

Будучи следствием воздействия внешнего мира как причины, сознание, идеальное, в свою очередь, выступает в роли производной причины: сознание через практику оказывает обратное влияние на породившую его действительность.

Читайте также: