Возникновение парусного спорта в россии кратко

Обновлено: 05.07.2024

Возникновение парусного спорта в России связано с именем Петра I. Испытывая большую нужду в хорошо обученных матросах и офицерах для молодого русского флота, Петр I использовал для подготовки моряков малые суда.

Составленный лично Петром I устав строго регламентировал деятельность Невского флота, определял обязанности владельцев судов и содержал наставления по использованию, ремонту и хранению судов и их парусного вооружения. Были в нем также практические указания по производству эволюции во время совместного плавания, таблица необходимых сигналов и т. п.

Первым официальным русским яхт-клубом был основанный в 1846 г. Императорский Санкт-Петербургский яхт-клуб, в члены которого принимались только дворяне.

K 1859 г. активная деятельность Императорского яхт-клуба закончилась. Постепенно он превратился в фешенебельное собрание высшей аристократии, не имевшей к спорту никакого отношения.

Через пять лет Речной яхт-клуб насчитывал в своем составе около двухсот членов и имел спортивный флот — более 80 гребных и парусных судов. Помимо организации и проведения гонок Речной яхт-клуб заботился о развитии спортивного судостроения: созданная в 1864 г. шлюпочная мастерская яхт-клуба строила самые разнообразные суда — от гребных ботиков до многотонных яхт.

В 1874 г. при яхт-клубе были созданы первые в Петербурге Мореходные классы, которые готовили специалистов для судов торгового флота, а также корабельных и шлюпочных мастеров. Выпускники получали дипломы штурманов каботажного и дальнего плавания. Обучение в Мореходных классах было бесплатным.

Затем появились яхт-клубы и в других речных и приморских городах России, и к началу девятисотых годов любители занимались парусным спортом в 68 клубах и обществах.

Раздел: Физкультура и спорт
Количество знаков с пробелами: 5453
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Представить Приморский край без парусных яхт сегодня так же невозможно, как представить Владивосток без мостов, с недавнего времени вытеснивших остальные символы столицы края с первого места по узнаваемости. С момента, когда акватория Приморья освобождается ото льда, и до первых заморозков на морском горизонте неизменно можно увидеть белые треугольники парусов. При этом исторических данных о том, кто и как ходил под парусом в Приморье в прошлом и позапрошлом веке, по словам историков, сохранилось немного. По разрозненным упоминаниям в печати и исторических трудах историю парусного спорта собирали члены владивостокского яхт-клуба "Семь Футов". К началу очередного парусного сезона РИА PrimaMedia представляет вниманию читателей ретроспективу развития яхтенного спорта от времен Петра Великого до гонок в одноименном заливе.

Петр Великий

В России парусный спорт начинается, как и многое другое, с Петра Великого, с его потешного флота и так называемой "Невской флотилии". В 1718 году государь раздал "безденежно" и "вечно" знатным горожанам 141 судно для катаний по Неве. Суда эти были даны обывателям, "дабы их употребляли так, как на сухом пути кареты и коляски, а не навозные телеги".

Известный специалист парусного дела Н. В. Григорьев называет "Невскую флотилию" первым в мире яхт-клубом, и для этого есть все основания. 12 апреля 1718 года царем был подписан указ о содержании розданных обывателям парусных и гребных судов в исправности и чистоте, в котором фактически определены функции яхт-клуба.

Во-первых, это место для ремонта, ухода и хранения парусников в зимнее время, а также подготовки к плаваниям весной. Удивительно внимание государя к чистоте парусов и такелажа: "скресть" и "мазать" – вот два доминирующих глагола этой статьи закона.

Одна из первых фотографий Владивостока

Одна из первых фотографий Владивостока. Фото: историческое фото

Во-вторых, это школа морского дела, ответственность за обучение которому возлагалась на комиссара. По воскресеньям с мая по октябрь при "способном ветре", по сигналам из флагов и пушечному выстрелу владельцы судов должны были съезжаться в определенное место и ходить под парусом по 3-3,5 часа "для обучения". Комиссар трижды за сезон проводил смотры судов и нещадно штрафовал нарушителей порядка и чистоты.

Как видим, великий Петр увидел в яхтинге способ и развития собственных подданных, и творения красоты, которую паруса придавали его детищу, городу на Неве. Итак, в России парусный спорт появился по воле руководителя государства. И не только Петр, но и его наследники, члены императорской фамилии, постоянно уделяли внимание его развитию. К примеру, любимая яхта последнего российского императора "Штандарт" предназначалась не только для прогулок, но и являлась местом дипломатических встреч, переговоров, подписания важных актов. Великий князь Александр Михайлович Романов был покровителем Рижского и Лифляндского яхт-клубов и Рижского общества шкиперов дальнего плавания.

Несмотря на высокое покровительство, дальнейшее развитие парусного спорта в России стремительным не назовешь. Только в 1846 году был основан Санкт-Петербургский Императорский яхт-клуб. Через год им были проведены первые в России гонки под парусами. Затем стали появляться и другие, частные, клубы. В 1860 году в Санкт-Петербурге был основан Речной яхт-клуб, позднее появились Парусный клуб, Невский яхт-клуб, Галерный яхт-клуб и др. Невский яхт-клуб был основан в 1892 году как всесословный, но из-за высокой членской платы в нем состояло только 40 членов. Они занимались не столько гонками, сколько крейсерскими плаваниями. На его базе потом был создан яхт-клуб ВМФ СССР. В конце XIX века яхт-клубы стали возникать в других городах империи — там, где были водоемы и энтузиасты. В немалой степени этому способствовало международное признание парусного спорта.

Правда, в 1886 году на первых Олимпийский играх в Афинах был проведен только парад судов, поскольку ни классификации, ни правил, ни судейских организаций еще не существовало. Соревнования начались на играх в Париже в 1900 году, а еще через семь лет появился Международный парусный союз.

Естественно, появились документы, регламентирующие деятельность яхт-клубов. Они должны были действовать на основании уставов, которые утверждали Министерство внутренних дел или Морское министерство.

Яхт-клубы имели особый флаг: белый с синим обыкновенным крестом, с гербом города в левом верхнем углу. Им были облегчены формальности таможенного досмотра. Члены яхт-клуба имели особую форму одежды. Немалую роль в распространении знаний о парусном спорте и организации сообщества яхтсменов сыграли журналы, такие как "Листок любителей морского дела" и "Яхта", издававшиеся Санкт-Петербургскими яхт-клубами.

Дореволюционный яхтинг

О зарождении парусного спорта на Дальнем Востоке говорить довольно не просто. Для паруса нужен ветер и вода, да романтики-экстремалы. Все это в изобилии имелось на российском Дальнем Востоке. Парус, прежде всего, был двигателем абсолютного большинства морских транспортных средств во Владивостоке. Это был не яхтинг. Это была жизнь с ее необходимостью в грузо— и пассажироперевозках. Но в то же время парус украшал, развлекал, воспитывал характер. Наверное, поэтому для многих дальневосточников жизнь без паруса не имела смысла. Все говорит о том, что мы внедряемся в сферу повседневности, которую по архивным документам познать практически невозможно, здесь нужны другие источники.

Гребцы у берегов Владивостока

Гребцы у берегов Владивостока. Фото: историческое фото

Постепенно жизнь менялась, появились люди со значительными доходами, именно они и стали первыми яхтсменами города. Одним из первых яхтовладельцев был купец Яков Лазаревич Семенов, построивший для себя парусное судно и назвавший его в честь жены "Эмилия". Прогулки на яхтах и парусных лодках были любимым занятием и элементом воспитания детей в семьях бесстрашного китобоя и морехода Отто Васильевича Линдгольма, предпринимателя и мецената Михаила Ивановича Шевелева и многих других.



"Семеновский ковш". Фото: историческое фото

В начале XX века в городе уже был яхт-клуб возле Адмиральской пристани. Однако информации о нем немного, возможно, потому, что яхт-клубом могла называться лодочная станция, приносящая определенный доход владельцу. Как писали об этом времени историки:

"В 1907 году здание около Адмиральской пристани, носившее вывеску "Яхт-клуб", представляло увеселительное заведение с оркестром девиц, доступных для всех и во всякое время суток".

Рядом были устроены лавочка, шлюпочная мастерская, а по всему берегу валялись яхты, шлюпки, снасти вплоть до городских пакгаузов. Городская администрация считала существование такого клуба нежелательным для города.

В 1908 году появилось Владивостокское общество спорта, одной из задач которого было наведение порядка в спортивной жизни города, где доминировали конный спорт и футбол. Уже в 1909 году газета "Океанский вестник" отмечала оживление деятельности яхт-клуба: "Увеличилось количество русских яличников, а в праздничные дни на бухте Золотой Рог снует масса парусных яхт". Среди них и яхта "Ирис", принадлежавшая сыновьям одного из основателей торгового дома "Кунст и Альберс".

Как пишет немецкий журналист Лотар Деег, "спорт и изысканный образ жизни особенно удачно дополняли друг друга…" с тех пор, как Густав Альберс подарил двум своим сыновьям, живущим во Владивостоке, парусную яхту "Ирис" длиной почти 14 метров и шириной 3,15 метра.

"Отныне с середины апреля до начала октября "Ирис" почти всякий выходной плавала к островам и заливам вокруг Владивостока и без всякого ущерба для себя выстояла в нескольких тайфунах".

Вообще, у служащих торгового дома "Кунст и Альберс" для совместных прогулок была яхта "Адмирал".

Следом другие любители парусного спорта заказали себе на верфи норвежского капитана Хеллисена яхты. Пусть и меньшего тоннажа, но благодаря этому появилась возможность устраивать регаты. Соперницей "Ирис" стала яхта Леонида Бриннера под названием "Минетонка". "Это в лучших спортивных и корпоративных традициях стало основанием для учреждения во Владивостоке Императорского Владивостокского яхт-клуба", — пишет Деег.

По его данным, первым коммодором яхт-клуба стал Леонид Бриннер, а вице-коммодором — Альфред Альберс.

Корреспондент газеты "Океанский вестник" в одной из немногочисленных заметок о парусном спорте посетовал, что среди яхтсменов, катающихся по бухте в праздничные дни, редко увидишь подростков.

"А вот за границей, да и в Европейской России подростки принимают самое живейшее участие как в подготовительных к гонкам катаниях, так и в самих гонках".

Парусный спорт способствует развитию энергии, предприимчивости и здоровья. Любопытно, что яхт-клуб занимался проведением и весельных гонок, в которых принимали участие и гарнизонные катера, и частные ялики.

Адмиральская прситань

Адмиральская прситань. Фото: историческое фото

В любом случае, 1909-1910 годы – знаковые для Владивостокских яхтсменов. Обследование, проведенное летом 1910 года, показало, что на всей территории Приморской области, от Владивостока до Камчатки, был только один яхт-клуб – Владивостокский. В его составе на 1910 года насчитывалось 43 члена и 14 кандидатов. Учредителями клуба были командор капитан 2-го ранга Павел Густавович Тигерстедт, предприниматели Аксель Кириллович Вальден, Михаил Иванович Суворов, Александр Алексеевич Масленников, морской офицер, журналист и общественный деятель Виктор Ананьевич Панов и чиновник Конрад Александрович Лакшевиц.

Сохранившийся список членов клуба насчитывает более 50 человек, основная масса которых – сотрудники торговых домов "Кунст и Альберс", "И. Лангелитье", Добровольного Флота, пароходной компании "Бриннер и Кузнецов" и др. Клубу принадлежали 15 судов.

Парусные состязания проходили по двум маршрутам: малому — по бухте Золотой Рог, и большому – в Амурском заливе. В гонках принимали участие не только суда яхт-клуба, но и Морского ведомства и частных владельцев. Малые гонки стартовали в 14.00 у мыса Чуркин и проходили в сопровождении парохода "Свирь", на котором размещалась публика. Большие гонки начинались в 9.00 утра и проходили по треугольнику длиной 18 морских миль: Ларионовский маяк – мыс Песчаный – Первая Речка – Ларионовский маяк. Видимо, тогда на мысе Ларионова (остров Елены) располагался маяк.

Коммерческая пристань

Коммерческая пристань. Фото: историческое фото

В выходные и праздничные дни яхтовладельцы поднимали паруса своих яхт, совершая прогулочные катания по бухтам, красуясь и украшая город. Увлечение было столь велико, что парус не оставляли и зимой. Современник вспоминает, как на буерах мчались по льду бухты Золотой Рог от катка в районе памятника Невельскому до катка близ Луговой.

Советский яхтинг

Советская власть развитию спорта уделяла огромное внимание. Решением ВЦИК РСФСР от 7 июня 1923 года в стране повсеместно создаются Советы физической культуры. В 1925 году принимается постановление ЦК РКПб "О задачах партии в области физической культуры". И как это ни удивительно, парусный спорт занял в этих планах достойное место.

Для советской действительности яхта – дорогое удовольствие. Поэтому занятия яхтингом – привилегия коллективного собственника. Таким являлись военный флот, пароходства, судоремонтные заводы, но, прежде всего, учебные заведения, готовившие моряков. Это была школа профессионального мастерства. Наверно, поэтому яхтинг находился под покровительством профсоюзов. Профсоюзы в соответствии с законами советского времени получали земельные и водные участки для спортивных сооружений бесплатно и бессрочно.

Яхты были отнесены к маломерному флоту, обязательно регистрировались. Огромное значение имело производство – в советском государстве оно должно было быть собственным. В начале 1930-х годов родилась идея спроектировать и построить большие крейсерские яхты для дальних морских и океанских плаваний. В 1932 — 1935 годах на ленинградской верфи "Спортсудостроитель" были заложены и построены яхты "Ударник", "Пионер", "Стахановец" и "Ленинградец".

Байдарка в заливе

Байдарка в заливе. Фото: историческое фото

Предназначались они для полноценной работы по подготовке спортсменов, в частности, для Парусного клуба ленинградского Облсовпрофа. Парусные корабли при военных училищах сокращенно называли УПС. "Стахановец", переименованный в "Россию" в 1964 году, приучал к морскому делу учащихся детской спортивной парусной школы, снимался в фильме "Война и мир".

Естественно, что парусный спорт не был забыт и на Дальнем Востоке. Руководил спортивной жизнью в регионе Дальневосточный краевой Совет физической культуры (ДВКСФК). Именно он принял разоренное гражданской войной спортивное имущество, в том числе водных станций и яхт-клубов. Известно, что одним из первых ему пришлось решать вопрос о передаче имущества яхт-клуба в Хабаровске, которое изначально попало в ведение деткомиссии и фактически распродавалось. Осенью 1924 года прошла Первая Дальневосточная спартакиада в Хабаровске. Затем спортивные праздники стали ежегодными. Водные виды спорта на них занимали достойное место. Однако о парусном спорте в эту пору известно немного.

Он культивировался во Владивостоке, где было три-четыре десятка разнообразных швертботов. Наибольшей популярностью в те времена пользовались длительные спортивные переходы, например, переход на четырех ялах из Благовещенска во Владивосток (3600 миль).

Один из документов ДВКСФК от 15 ноября 1927 года сообщает, что всем организациям были разосланы для руководства официальные правила проведения парусных соревнований. В 1930 году во Владивостоке был открыт яхт-клуб на побережье Амурского залива на 19 км.

Накануне войны на водной станции Дома офицеров флота появились четыре швертбота М-20 верфи ВЦСПС и килевые яхты Л-60 и Л-45. Соревнования проводились, в основном, городские, с общего старта. В 1948 году была проведена первая парусная регата Дальнего Востока, в которой приняли участие спортсмены Владивостока, Иркутска, Хабаровска и КТОФ. Победителем стал спортсмен "Водника" Е. Жуков. Во второй половине 1940-х годов несколько дальних переходов по Амурскому и Уссурийскому заливам совершили флотские спортсмены.

В начале 1950-х годов любители парусного спорта городов Дальнего Востока начинают приобретать однотипные суда для проведения зональных соревнований. Появились яхт-клубы в Советской Гавани, Хабаровске, Комсомольске-на-Амуре. С 1952 года начинают проводиться соревнования на первенство Приморского края. Главная помеха развитию и вливанию в общесоюзный спорт – удаленность. Появилась такая форма, как заочное участие во Всесоюзных парусных соревнованиях. В том же 1952 году в них приняли участие 60 судов (вымпелов), которые соревновались на двух дистанциях: швертботы и ялы – 6 миль, яхты – 12 миль.

Судя по информации, опубликованной в журнале "Катера и яхты", в 1960-е годы дальневосточные яхтсмены были по-прежнему предоставлены сами себе. Участие во всесоюзных и региональных регатах, таких как Балтийская, для них было невозможным. По этой причине на Всесоюзных соревнованиях видим киевлян, одесситов, прибалтов, ленинградцев, москвичей, но не дальневосточников.

Однако выход был найден, регаты, в том числе и квалификационные мероприятия для получения званий мастеров, появились и здесь. Прежде всего, это Кубок залива Петра Великого. В сентябре 1980 года опробована практика проведения совместных плаваний яхт-клубами Москвы и Владивостока. Яхтсмены обменивались полностью подготовленными и снаряженными яхтами. Московские яхтсмены получили яхту "Чукотка" для плавания к берегам Камчатки, а яхтенный капитан Л. К. Лысенко — яхту "Аврора" для участия в Кубке Балтики.

Особое развитие парусный спорт получил на КТОФе. С конца 1960-х годов силами преподавателей и курсантов ДВВИМУ стали практиковаться систематические плавания на небольших парусных судах, яхтах как часть нравственно-психологического воспитания будущих моряков. Сторонники этого метода обучения считали, что "школа плавания при полной и безусловной зависимости от окружающей среды… — бесценна как метод воспитания уважительного отношения к морской стихии".

В начале 1980-х годов во Владивостоке действовали три яхт-клуба: Тихоокеанского бассовета ДСО "Водник", "Спартак", КТОФ и парусная секция ДВВИМУ. В 1982 году по инициативе спортсменов ДВВИМУ была проведена первая гонка крейсерских яхт в Амурском заливе на Кубок адмирала Невельского. Маршрут: база ДВВИМУ – о. Скребцова – м. Песчаный – пролив Старка, о. Попова – о. Козлова – о. Скребцова – база ДВВИМУ. Победила команда яхт-клуба "Водник". Соревнования показали, насколько интересными и захватывающими могут быть парусные состязания на Амурском заливе. Как отметил капитан Лысенко, "благодаря хорошо продуманному маршруту гонки и разнообразию природных условий, на исход спортивной борьбы в основном влияло лишь мастерство экипажей".В 1970-е годы проводилась Дальневосточная парусная регата – региональные соревнования, на которых были представлены команды Приморского и Хабаровского краев, Сахалинской области. Проводились они обычно в августе, в месяце благодатном, когда заканчивается сезон туманов, дуют ровные ветры небольшой силы, температура воды достигает 24 градусов. На старт ДВПР – 1974 вышло 35 яхт.

Новое время

Сегодня многие жители Приморья знают о, пожалуй, главном яхтенном объединении края — яхт-клубе "Семь Футов". Идея его создания принадлежит вице-президенту Всероссийской федерации парусного спорта, яхтенному капитану, мастеру спорта и большому энтузиасту парусного спорта Михаилу Ермакову, который стал командором клуба и остается им по сей день.

На данный момент клуб объединяет более 400 взрослых спортсменов и около 110-ти учащихся детской парусной школы. Парусный флот яхт-клуба насчитывает около 150 швертботов, более 70 крейсерских яхт, половина из которых активно принимают участие в проводимых регатах.

Выбрав яхтинг в качестве своего увлечения, стоит узнать больше об истории возникновения парусного спорта. Кто первый предложил устроить гонку на время? Когда и где состоялась первая регата? И как парусные яхты появились в России?

C чего начинался яхтинг

Первые парусные корабли были известны еще в Древнем Египте и Месопотамии более 5000 лет назад, где, возможно и произошло зарождение судоходства. Флот служил для перевозки грузов и людей, а также для военных действий. Вплоть до 16-17 веков корабли воспринимались исключительно как орудие для морского боя или вид транспортного средства. Ни о каких излишествах и роскоши не было и речи, да и судостроители ориентировались совсем на другие функции. Важно, чтобы корабль был надежным и вместительным.

Но к началу 16 века в Европе стали появляться небольшие прогулочные парусные яхты. Это происходило в таких странах, как Голландия, Англия, Норвегия, Швеция, где мореплавание развивалось наиболее активно, а жители давно привыкли к водной стихии. Такие яхты считались привилегий богатых аристократов, так как содержание вместе с профессиональным экипажем обходилось дорого.

Первые регаты и яхт-клубы

Через какое-то время джентльмены-яхтсмены поняли, что чем больше участников, тем интереснее соревноваться. В 1674 году был создан Королевский клуб военного флота. А в 1720 году в Ирландии состоялась первая парусная регата, организованная водным клубом гавани Корка.

Понадобилось примерно сто лет, чтобы парусные гонки стали для Англии обычным явлением. Появлялось все больше яхт-клубов, где яхтсмены объединялись по интересам, делились своим опытом, обсуждали планы следующих соревнований. До сих пор именно яхтенные клубы Великобритании могут похвастаться богатой историей яхтинга и традициями. При всей видимой доступности парусного спорта, членами таких клубов становятся часто только после нескольких рекомендаций. Например, одним из самых престижных считается яхтенный королевский клуб Темзы, основанный в 1823 году.

Постепенно количество яхтсменов увеличивалось и в других странах. Начали проходить и международные соревнования. В 1851 года необычным событием в истории парусного спорта стала парусная регата, состоявшаяся в Англии. Уже тогда английские моряки славились своим мастерством в мореходстве, поэтому решили бросить вызов американским яхтсменам.

Давно интересуетесь парусным спортом? С детства мечтали стать моряком? Хватит отклыдывать, пора действовать!
Парусная школа SportFlot ждет вас! Опытные инструктора помогут с легкостью пройти путь от новичка до яхтенного капитана, откроют для вас неизведанный мир регат и путешествий на воде.


Парусный спорт. История возникновения в России

Благодарить за развитие парусного спорта в России и судоходства нужно Петра Великого. На российского императора, как и на английского короля Карла II, сильно повлияла Голландия. Его вдохновил пример местных жителей, активно использующих яхты для личного передвижения.

Правда, приближенные царя не разделяли его энтузиазма, поэтому любовь к парусному спорту в России пришлось прививать в принудительном порядке с помощью специальных указов. Столицей российского флота стал Петербург, где и строили первые корабли.

Наравне с королями

Советуем подготовиться к встрече с королевскими особами заранее. Учитесь основам парусного спорта, совершенствуйте свое гоночное мастерство вместе с яхтенной школой SportFlot. Больше о наших программах вы можете узнать на нашем сайте или напрямую у менеджеров.

Благодаря огромной территории, на которой расположена Российская Федерация, население страны имеет отличную возможность развивать все возможные виды спорта. Альпинисты совершенствуют свои навыки благодаря горам Алтая, Урала, Якутии, Астрахани и другим грозным возвышенностям. Наличие большого количества рек и морей позволяет осваивать различные виды гребли, серфинг, парусный спорт и прочие. О последней категории и пойдет речь в данной статье.

парусный спорт

Голландские истоки

Парусный спорт насчитывает долгую историю своего существования. Его развитие началось с момента зарождения судоходства и судостроительства. Еще шесть тысяч лет назад, когда наилучшим способом передвижения являлись морские и речные пути, роль паруса уже была велика. С выходом кораблей в открытый океан его значение лишь усилилось.

парусный вид спорта

Нововведения Петра I

парусный спорт фото

Забытый и возрожденный

зимний парусный спорт

Растущая популярность

школа парусного спорта

Участие в международных соревнованиях

Весной 1912 года произошло знаменательное событие. Именно тогда был создан Российский парусный гоночный союз. Первыми его членами были избранные яхт-клубы Санкт-Петербурга. Спустя несколько недель эта организация была принята в состав Международного союза парусных соревнований. Данное членство позволило российским яхтсменам принять участие в пятой Олимпиаде, проходившей в Стокгольме. Одна из пяти российских команд завоевала на соревнованиях бронзовую медаль.

Неспокойное время

парусный спорт в россии

С изменением политического строя в стране менялось и отношение к ней других государств. Постепенно представители парусного спорта из России стали известны и за рубежом. В настоящее время практически на каждых соревнованиях международного класса можно встретить нашу сборную, тренером которой является мастер спорта Ванин Сергей Николаевич.

федерация парусного спорта

Современное положение дел

Начало двадцатого века ознаменовалось появлением первого международного союза парусного спорта. Под таким названием организация просуществовала вплоть до 1996 года. Тогда она стала известна как Международная федерация парусного спорта. За два года напряженной деятельности данное учреждение объединило под своим крылом более ста мелких аналогичных ведомств, расположенных в различных странах.

На данный момент парусный спорт представляет собой вид спортивной деятельности, в которой участники соревнуются друг с другом, применяя различное снаряжение. Сюда относят суда и лодки, специальные сани, передвигающиеся по снегу и льду, тележки, способные перемещаться по твердой поверхности. Все эти средства имеют единую общую черту – парус. Сегодня рассматриваемый вид деятельности распространен по всему миру. Огромное количество соревнований то и дело проходят в различных уголках планеты.

Зимний кайтинг

Сноукайтинг очень популярен на территории России. Попробовать свои силы в данном виде спорта может любой желающий. Не имеет значения ни вес, ни комплекция, ни возраст человека. По сравнению с другими направлениями парусного спорта, оборудование для кайтинга не характеризуется высокой стоимостью.

Читайте также: