Воздушное пространство страны это кратко

Обновлено: 30.06.2024

Когда авиация появилась в жизни человека и помогла ему путешествовать, возник вопрос — как определить, где самолету летать можно и нельзя? С одной стороны, какая разница, ведь это воздух, и там найдется место для всех. Но по такой логике и поезда могут ездить по рельсам всех стран, а но этого не происходит. "Рамблер" рассказывает, как страны делят между собой воздушное пространство.

Где начинается и кончается небо

Границы воздушного пространства страны — это по сути калька ее сухопутных и водных границ, только на несколько (точнее, много) километров выше.

  • Нижняя точка начинается от рельефа земли или воды — например, так определяют нижнюю точку воздушного пространства правовые акты РФ.
  • С верхней границей сложнее: воздушное пространство перетекает в космическое пространство, которое считается международным. А значит, в теории объект, запрещенный в воздушном пространстве одной страны, может пролететь над этой страной по космосу. Космос, согласно Международной авиационной федерации, начинается на высоте 100 км над уровнем моря (в США — 80 км, но это отдельная история).

Однако верхняя граница воздушного пространства пролегает ниже космоса и даже ниже стратосферы. Обычно ее определяют по максимальной высоте полета воздушного судна.

Правда, и тут все неясно, ведь судна бывают разные. К примеру, истребители-перехватчики достигают высоты до 21 км. Для простоты понимания, если не указано обратного, в быту и печати границу воздушного пространства определяют по максимальной высоте полета гражданских самолетов — 10-12 км.

Что можно и нельзя

В границах своего воздушного пространства страна вольна решать, кого пускать и не пускать. Страна имеет право запрещать или ограничивать полеты над своей территорией. Может случиться и обратное, когда самолеты одной страны облетают небо другой — как это случилось в июне 2021 с Беларусью. Страна также обязана предоставлять безопасность суднам, которые она пустила на свою территорию: например, пустить на посадку для технического обслуживания.

За каждой страной закреплен суверенитет воздушного пространства. Суверенитет нельзя передать или отдать, однако контроль за воздушным пространством можно делегировать. Например, крошечный Лихтенштейн отдал свое небо на управление соседней Швейцарии.

Пространство, которое никому не принадлежит (например, небо над Антарктикой или открытым морем) считается международным воздушным пространством. Летать там могут все, но, естественно, соблюдая международное воздушное право.

ВОЗДУШНОЕ ПРОСТРАНСТВО - пространство (столб воздуха), расположенное над сухопутной и водной территорией государства. Верхней границей В.п. является его соприкосновение с космическим пространством. По сложившемуся международному обычаю воздушное пространство государства представляет собой столб воздуха высотой 100 км над государственной территорией. За пределами этой отметки находится международное В.п. Соответственно искусственные аппараты могут свободно вращаться без существенного торможения и сгорания в земной атмосфере.

Режим В.п. находится под защитой закона. В соответствии со ст. 18.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях нарушение юридическими лицами правил, относящихся к транзитному пролету через В.п. России (а равно к мирному проходу через территориальное море) , влечет за собой административную ответственность - административный штраф в размере от 300 до 500 минимальных размеров оплаты труда.

Смотреть что такое "ВОЗДУШНОЕ ПРОСТРАНСТВО" в других словарях:

ВОЗДУШНОЕ ПРОСТРАНСТВО — (airspace) 1. Пространство над территорией и территориальными водами какого либо государства, находящееся под его исключительной юрисдикцией. 2. Пространство над участком земли. Владельцу земли принадлежит также и воздушное пространство над его… … Словарь бизнес-терминов

Воздушное пространство — пространство (столб воздуха), расположенное над сухопутной и водной территории государства. По сложившейся юридической практике воздушное пространство включает высоту до 100 км … Элементарные начала общей теории права

воздушное пространство — пятый океан, поднебесье, эфир, воздух, высота поднебесная, небесная высь, высота, высь, вышина Словарь русских синонимов. воздушное пространство сущ., кол во синонимов: 9 • воздух (14) • … Словарь синонимов

Воздушное пространство рф — (англ airspace of RF) воздушное пространство над территорией РФ, в т.ч. В.п. над внутренними водами и территориальным морем (ст. 1 ВозК РФ*). РФ обладает полным и исключительным суверенитетом в отношении В.п. РФ (см. также Использование… … Энциклопедия права

Воздушное пространство — пространство, простирающееся вверх над поверхностью Земли. В воздушном праве различают государственное (национальное) В. п. и В. п. над открытым морем. Государственное В. п. расположено над сухопутной и водной территориями государства, включая… … Энциклопедия техники

воздушное пространство — — [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN air space … Справочник технического переводчика

воздушное пространство — Часть атмосферы над сухопутной и водной территорией государства, находящаяся под юрисдикцией данной страны … Словарь по географии

Воздушное пространство — 2. Под воздушным пространством Российской Федерации понимается воздушное пространство над территорией Российской Федерации, в том числе воздушное пространство над внутренними водами и территориальным морем. Источник: Воздушный кодекс Российской … Официальная терминология

Воздушное пространство рф — (англ airspace of RF) воздушное пространство над территорией РФ, в т.ч. В.п. над внутренними водами и территориальным морем (ст. 1 ВозК РФ*). РФ обладает полным и исключительным суверенитетом в отношении В.п. РФ (см. также Использование… … Большой юридический словарь


1.1 Структура и классификация воздушного пространства
Широкое применение БАС неизбежно актуализирует проблему организации
воздушного движения и аэронавигационного обслуживания полетов БВС в не-
сегрегированном воздушном пространстве совместно с пилотируемыми воздуш-
ными судами. В интересах рационального использования, создания благоприятных
условий для планирования, координации, обеспечения и выполнения полетов
авиации всех ведомств, а также оперативного обслуживания воздушного движения,
воздушное пространство государств делится на отдельные объемы, совокупность
которых образует его структуру.

 вид предоставляемого обслуживания воздушного движения (диспетчер-
ское, полетно-информационное, служба аварийного оповещения);

 правила выполнения полетов;

 интенсивность и вид воздушного движения (регулярное или эпизодиче-
ское);

 технические характеристики ВС;

 тактико-технические характеристики радиотехнических средств навига-
ции и ОрВД;

 возможности диспетчера по обслуживанию воздушного движения.

Исходя из этих критериев, воздушное пространство, в котором обеспечивается
международное обслуживание воздушного движения, может быть классифициро-
вано и обозначено как воздушное пространство классов А, В, С, D, E, F, G. Требова-
ния, предъявляемые к полетам воздушных судов в различных классах воздушного
пространства, представлены в таблице 1.1 и на рисунке 1.1 и определяются норма-
тивными документами ИКАО [1].

Таблица 1.1 – Международная классификация воздушного пространства в соответствии с рекомендациями ИКАО



Таким образом, воздушное пространство классов А, В, С, D и Е является
контролируемым воздушным пространством, а воздушное пространство классов F и
G является неконтролируемым воздушным пространством (рисунок 1.2). При этом
классификация ИКАО имеет рекомендательный характер, а государства сами опре-
деляют структуру национального воздушного пространства.


Требования, предъявляемые к полетам воздушных судов в пределах воздушного
пространства каждого класса

Рисунок 1.1 – Требования ИКАО, предъявляемые к полетам воздушных судов в пре-
делах воздушного пространства каждого класса


Рисунок 1.2 - Классы воздушного пространства, относящиеся к контролируемому и
неконтролируемому воздушному пространству

Наиболее полно рекомендации ИКАО в отношении структурирования воздуш-
ного пространства реализованы в структуре ВП США (рисунок 1.3) [2]. На рисунке
по вертикальной оси приведена высота в футах и в номерах эшелонов.



Рисунок 1.3 - Структура воздушного пространства США

Класс А. Воздушное пространство класса А покрывает всю страну и имеет
нижнюю границу 18 000 фт. MSL (относительно среднего уровня моря). В данном
классе ВП диспетчерская служба ОВД имеет довольно хорошее представление о
воздушной обстановке посредством использования обязательного контроля за воздушным движением. Пространство класса А начинается на высоте 18 000 фт. MSL и простирается до высоты 60 000 фут. MSL.

Класс B. Воздушное пространство класса В окружает национальные аэропорты и обычно распространяется до высоты в 10 000 фут. MSL, а в некоторых случаях и выше. Воздушное пространство класса В может простираться горизонтально с радиусом до 15 миль от вышки аэропорта. Более точно оно определяется конкретно исходя из условий интенсивности воздушного движения, географических или иных условий конкретного аэропорта. Незаконное проникновение в пространство класса В является очень серьезным нарушением, которое подвергает риску жизни многих людей, летающих на больших пассажирских самолетах. Если проникновение в пространства классов D или Е влекут за собой только серьезное предупреждение, то проникновение в класс В или С влечет за собой строгое наказание.

Класс С. Разделение по высотам показывает верхнюю и нижнюю границу, также, как и в пространстве класса В. Также, как и в пространстве класса В полеты без
согласований с органами УВД возможны над и под выступами пространства С. Для
полетов авиации общего назначения внутри этого пространства требуется получение разрешение от органа УВД, которое может быть получено по телефону (некоторые органы УВД могут принимать заявку по радио).

Класс D. К классу D, обычно, относится ВП не больших городских аэропортов
с диспетчерской вышкой. Обычно верхняя граница класса D находится на высоте 2
500 фут. AGL над аэропортом, но эта высота может быть другой. Некоторые границы пространства D могут иметь, например, вытянутую форму, это связано с особенностями прохождения трасс взлета или посадки аэропорта.

Класс Е. Класс Е – это огромное контролируемое воздушное пространство,
которое не определено как классы А, В, С, D, G. Оно заполняет промежуток между
остальными классами. В нём можно летать в пределах, не ограниченных другими
пространствами. Класс Е всегда имеет одно из четырёх значений нижней границы:
поверхность, 700 AGL (высота относительно поверхности земли), 1 200 AGL, 14 500
MSL. Большая часть пространства Е имеет ограничение высоты 1 200 AGL. Ограничение высоты 700 AGL обозначается на картах широкой фиолетовой линией с размытой границей. Размытая граница находится с той стороны, где вводится нижняя граница пространства 700 AGL.

Класс G. Этот класс расположен под остальными пространствами и начинается от поверхности земли. Он покрывает всю поверхность земли, повторяя рельеф. В
удаленных областях он имеет высоту 14500 MSL. Верхняя граница класса G – это
обычно нижняя граница пространства E.

Класс G полностью неконтролируемый и наиболее подходит для полетов авиации общего назначения и БВС. Класс G заканчивается там, где он пересекается
классами B, C, D, E.

В странах Евросоюза классификация воздушного пространства устанавливается национальными авиационными властями. Например, в Великобритании установлены классы контролируемого воздушного пространства A, С, D, E и класс неконтролируемого воздушного пространства G. В Германии установлены классы
контролируемого воздушного пространства С, D, E и класс неконтролируемого воздушного пространства G. В Испании установлены все классы воздушного пространства от А до G в соответствии с классификацией ИКАО. Классы от А до Е относятся к контролируемому воздушному пространству, классы F и G к неконтроли-
руемому.

Рассмотрим структуру воздушного пространства (ВП) Российской Федерации.

Структура ВП Российской Федерации отличается от международной классификации
и классификации стран, рассмотренных выше. Согласно ст. 10 Федеральных правил
использования воздушного пространства (ФП ИВП) [3], утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.03.2010 № 138 (в редакции от 13.06.2018) все воздушное пространство РФ делится на три класса: А, С и G (рисунок 1.4).


Рисунок 1.4– Принципиальная схема структуры классов воздушного пространства
Российской Федерации


Класс А. Класс А устанавливается от эшелона 8100 м и выше, в том числе на
воздушных трассах, спрямленных воздушных трассах, маршрутах зональной на-
вигации. Требования, предъявляемые к полетам воздушных судов в воздушном про-
странстве класса А:

- разрешаются только полеты по правилам полетов по приборам (ППП);

- все воздушные суда обеспечиваются диспетчерским обслуживанием и эше-
лонируются;

- все полеты выполняются при наличии диспетчерского разрешения;

- отсутствуют ограничения по видимости, расстоянию до облаков, скорости
полета;
- обязательно наличие постоянной двухсторонней радиосвязи с органом ОрВД
Класс С. Класс С устанавливается от эшелона 8100 м и ниже, в том числе на
воздушных трассах, спрямленных воздушных трасс, маршрутах зональной навига-
ции, коридорах входа (выхода) на воздушные трассы в районах аэродромах (аэроуз-
лов), коридорах подхода, зонах взлета и посадки.
Требования, предъявляемые к полетам воздушных судов воздушном про-
странстве класса С:
- разрешаются полеты по правилам полетов по приборам и правилам визуаль-
ных полетов;
- все воздушные суда обеспечиваются диспетчерским обслуживание;

- воздушные суда, выполняющие полеты по правилам полетов по приборам,
эшелонируются относительно всех других воздушных судов, выполняющих полеты
по правилам полетов по приборам и правилам визуальных полетов;

- воздушные суда, выполняющие полеты по правилам визуальных полетов,
эшелонируются только относительно воздушных судов, выполняющих полеты по
правилам полетов по приборам, и получают информацию о движении в отношении
других воздушных судов, выполняющих полеты по правилам визуальных полетов;

- все полеты выполняются при наличии диспетчерского разрешения;

- ограничение по скорости полетов при выполнении полетов воздушных судов
по правилам полетов по приборам не применяется;

- полеты воздушных судов по правилам визуальных полетов разрешаются со
скоростью не более 450 км/ч на эшелонах ниже 3000;

- обязательно наличие постоянной двухсторонней радиосвязи с органом ОрВД.

Класс G. Класс G устанавливается в воздушном пространстве, где не устанавливаются классы воздушного пространства А и С.

К полетам воздушных судов в воздушном пространстве класса G предъявляется следующие требования:

- разрешаются полеты по правилам полетов по приборам и правилам визуальных полетов;

- эшелонирование воздушных судов не производится;

- все полеты по запросу обеспечиваются полетно-информационным обслуживанием;

- при выполнении полетов воздушных судов наличие диспетчерского разрешения не требуется;

- полеты воздушных судов разрешаются со скоростью не более 450 км/ч на
эшелонах ниже 3000 м;

- при выполнении полетов воздушных судов по правилам полетов по приборам
наличие постоянной двухсторонней радиосвязи с органом ОрВД обязательно;

- при выполнении полетов воздушных судов по правилам визуальных полетов
наличие постоянной двухсторонней радиосвязи с органом ОрВД не требуется.

Границы классов A, C и G устанавливаются Министерством транспорта Рос-
сийской Федерации.

Таким образом, при полетах на различных высотах действуют определенные
правила и ограничения летной эксплуатации БВС. Анализ приведенных в разделе
данных показывает необходимость учета структуры воздушного пространства и раз-
работки технологий безопасного совместного применения пилотируемых и беспи-
лотных ВС.


Воздушное пространство (ВП)— атмосферная зона, пригодная для полетов самолетов, выше которой находится космическое, безвоздушное пространство. Каждое государство имеет суверенное ВП, обычно расположенное над принадлежащими ему частями суши, а также водными пространствами - территориальными и приграничными. Область воздушного пространства той или иной страны не распространяется на космический простор над ней.

освоение воздушного пространства человеком

В структуру ВП входят:

  • направления, по которым проходят и полеты судов, и происходит обслуживание воздушного движения;
  • аэродромные зоны;
  • пространства отработки техник управления летательным аппаратом, зоны испытательных полетов и т. д.;
  • запретные, опасные зоны и пространства, где полеты запрещены.

Российское воздушное пространство

РФ регламентирует деятельность, касающуюся использования ВП страны, с помощью Воздушного Кодекса государства, который гласит, что зона полетов самолетов (собственно ВП) простирается на высоту 8100 метров от земли или воды.

При этом в рамках этого же документа определено, что пространство над участком земли не является собственностью хозяина этого земельного надела.

С какой целью мы бороздим воздух

В открытом воздушном пространстве, как на любой международной территории общего пользования, необходимо регулировать перемещение воздушных судов, ракет и прочих объектов, а также другую деятельность, связанную с задействованием зоны ВП: строительства сооружений на высоте, регламентировать опасные виды деятельности, а именно выброс излучений и веществ, влияющих на видимость, различные работы взрывного характера.

освоение воздушного пространства

Государственные границы

Для пользования воздушным пространством - когда это необходимо - надо получить разрешение согласно установленному регламенту, при этом правило действует как для граждан, так и для юридических лиц.

Правовой режим ВП отдельной страны юридически устанавливает ее права и порядок использования ее ВП чужими воздушными судами. Государство устанавливает правила перемещений судов по воздуху, поведения их экипажей и пассажиров.

Виды прав полетов над территориями стран

  • На регулярной основе в рамках заключения двусторонних межправительственных контрактов.
  • Право нерегулярных полетов, предоставляемое на добровольной основе.

Освоение воздушного пространства

освоение воздушного пространства человеком

С середины 5-го века нашей эры человеку начало приходить в голову взмыть в воздух: примерно в это время китаец Лю Бан создал некое подобие птицы из дерева. Китайские монахи с помощью воздушных змеев пытались осуществить подъем в воздух, им очень хотелось расширить их знания о пространстве.

Леонардо да Винчи в XV веке строил необычные летательные конструкции для попыток взлететь в воздух, но эти аппараты не были аэродинамичны, и полеты не получались.

Испанец из города Кордова по имени Армен Фирман создал примерно в то же время прототип парашюта.

И в Европе, и в Азии до 1783 года люди безуспешно предпринимали попытки оторваться от земли и подняться в воздух. Изобретались разные аппараты, но они не отвечали требованиям аэродинамики.

В 1783 году знаменитые братья Монгольфье запустили свой проект освоения воздушного пространства. Это было не что иное, как первый воздушный шар, который надо было наполнять горячим воздухом. Первыми воздухоплавателями стали французы Розье и Арландес, преодолевшие на шаре Монгольфье свыше 7 километров.

В девятнадцатом веке были зафиксированы новые попытки сделать парашют, который представлял собой подобие перепонок у летучей мыши. Но зверь-то легкий по весу. Люди понимали, что использование воздушного пространства в значительной степени расширит их возможности и улучшит качество жизни.

Первый летательный аппарат появился в начале 20-го века. В 1903 году один из братьев Райт пролетел небольшое расстояние на аппарате, который сам и изобрел. К 1913 году по всему миру уже вовсю летали на аэропланах, оборудованных двигателями. К 1936 году был впервые изобретен винтовой вертолет, но без возможности управления им: он просто мог подниматься вверх и снижаться.

Атмосфера тридцатых годов в России — это освоение воздуха с большим энтузиазмом, принявшее характер массовости в 1936 году. Высокая значимость обусловлена технико-функциональной составляющей - освоение воздушного пространства и авиационной техники является неотъемлемой частью обороны государства.

Первый реактивный самолет был изобретен в 1946 году в США, а полет на сверхзвуковой скорости впервые состоялся годом позже, в этой же стране. Начиная с 2000 года авиация на "сверхзвуке" лежит в области военной деятельности из-за череды гражданских авиакатастроф.

воздушное пространство

Границы ВП в рамках международных понятий

В рамках международного законодательства верхняя граница между ВП и безвоздушным пространством не определена четко ни на Парижской конференции в 1919 году, ни Чикагской конвенцией от 1949 года. Имеющийся Международный договор о космосе гласит, что космос не принадлежит никому на Земле. Только запущенные страной космические объекты могут считаться суверенными в безвоздушных просторах.

Понятие ВП лежит в рамках его пригодности для полетов самолетов, не выше 21 километра. Есть специализированные самолеты "Локхид У-2" и "Блэкбер", поднимающиеся для полета на высоту до 26 км в так называемую серую зону между ВП и космосом.

Полет самолетов на высоте более 60 километров от Земли невозможен.

Международное ВП

классы воздушного пространства

В 50-х годах двадцатого столетия президент Дуайт Эйзенхауэр разработал документ, легший в основу Договора по открытому небу 1992 г., в списки вошли 24 государства-члена ОБСЕ, Россия в том числе. Воздушное право в рамках мирового масштаба регламентирует области и полномочия стран по освоению воздушного пространства человеком и использованию ВП в рамках действия двусторонних и многосторонних международных договоров.

В рамках МВП принято соблюдать принципы свободы и безопасности полетов, в том числе над открытым морем.

воздушное пространство рф

  1. Разрешено осуществлять транзитные беспосадочные полеты судна одной страны через территорию другой страны.
  2. Совершать на территории страны посадку судна с некоммерческими целями (кроме высаживаний или приема на борт).
  3. Судно под флагом одной из стран может доставлять на территорию другой страны пассажиров, грузы и почту. При этом взяты они должны быть с территории страны-владелицы судна.
  4. И наоборот, судно может забирать с территории другой страны как пассажиров, так и грузы с почтой в страну, которой принадлежит судно.
  5. Право провозить на территорию страны пассажиров, почту и грузы, взятых на борт в третьей стране, и забирать их с этой территории на территорию страны, с которой заключен договор.
  6. Право судна одной страны забирать с территории страны-партнера пассажиров, груз и почту на территорию третьего государства, забирать их оттуда и отправлять на территорию страны-партнера.
  7. Право судна одной страны осуществлять авиаперевозки через свою территорию пассажиров, груза и по­чты между страной-партнером и третьей стра­ной. Это право действует в обоих направлениях.
  8. Право судна одной страны на перевозку людей, почты и грузов из страны-партнера в третью страну. Это правило применяется для обоих направлений. При этом путь проходит не над территорией страны-хозяйки судна.

Классификация

использование воздушного пространства

В РФ приняты следующие классы воздушного пространства, действующие над территорией страны и за ее пределами в зоне ее ответственности:

Читайте также: