Возчики камней рубенс описание кратко

Обновлено: 02.07.2024

Пейзажная живопись Питера Пауля Рубенса — кульминация развития фламандского искусства 17 века. В этот период закладывались основы общественного сознания, свойственного зарождающемуся Новому времени, когда в изобразительном искусстве Западной Европы происходило активное переосмысление более ранних взглядов на взаимосвязь природы и человека. В пейзажной живописи того времени природа рассматривалась в обобщённом виде, где тесно переплетено живое и неживое.

Рубенса, окружающий мир предстаёт в виде единой, могучей и грозной силы. В центре виднеются тяжёлые нагромождения скал и каменных глыб, густо покрытых мощными корнями высоких деревьев, неровные стволы которых находятся в постоянном, вечном движении. Такое же непрерывное движение происходит и на небе, где лучи заходящего солнца уже сменяет восходящая полная луна. На переднем плане художник показывает людей — это камневозы, занятые своим тяжёлым трудом. Расположение элементов картины, сочетающее в себе горизонтальную и вертикальную перспективу, придаёт пейзажу ощущение объёмности и глубины, как на трёхмерном

Изображая мощь и силу природы, живописец вводит в картину мотив преобразовательной людской деятельности: человек здесь предстаёт не пассивным существом, а активным содеятелем окружающего мира, непосредственным участником происходящих в нём процессов. Такое мировоззрение, получившее развитие ещё в конце эпохи Средних веков, стало преобладающим в западноевропейском искусстве более поздних столетий.


В прошлый раз мы начали знакомство с творениями Рубенса, и в конце беседы сделали лирическое отступление.

В нем мы уделили внимание характеру сюжетов картин и вопросу целесообразности размещения в доме картин, отражающих страдания и преодоление трудностей. Мы выяснили, что только люди с уравновешенной психикой могут без ущерба своему духовному состоянию вешать на стены картины подобного содержания. Рассказ о следующей картине Рубенса будет адресован именно психологически уравновешенным людям, ибо изображает она борьбу человека с трудностями. Итак…

"Возчики камней". В Энциклопедии "Академик" об этом шедевре Рубенса сказано, что это полотно - "гимн величию и могуществу титанических сил природы. Здесь все в движении: громоздятся скалы, покрытые буйной растительностью и обвитые цепкими корнями великанов-деревьев, чьи извивающиеся стволы и купы листьев кажутся живыми и трепетными; мчатся по небу темные облака. Динамику усиливает контрастное сопоставление розоватого света последних лучей солнца, заливающего скалы справа, и холодного лунного освещения в левой части картины; это сочетание как бы символизирует вечную смену дня и ночи.

Стремясь подчеркнуть общий драматизм пейзажа, художник помещает на переднем плане возчиков камней, занятых своим нелегким трудом. Изображение крепких и сильных людей в момент огромного напряжения органически входит в общую картину природы…

В построении пространства Рубенс сочетает воздушную и линейную перспективу. Он чередует по-разному освещенные и различные по окраске планы, в глубине картины цвет светлеет, красочный слой делается прозрачнее. Противопоставляя горизонтальным пластам почвы вертикали деревьев, художник в то же время смягчает углы плавными изгибами стволов. Таким образом все планы оказываются взаимосвязанными, а композиция объединенной в совершенный по своей законченности декоративный ансамбль". Если перефразировать последнее предложение в цитате, то можно сказать, что картины Рубенса и убранство барокко оказываются взаимосвязанными и представляют собой совершенный по своей законченности ансамбль. Собственно говоря, фактически любая картина (разумеется, копия), написанная великими мастерами в эпоху Возрождения и последующие эпохи, включая классицизм и ампир (разговор об интерьере в этих стилях у нас еще впереди), будет не просто гармонировать с интерьером в классическом стиле (под классическим стилем мы подразумеваем стили, присущие XVI-XIX векам), а составлять с ним единое целое.

А теперь мы переходим к разговору о творениях испанского художника Диего Веласкеса. Уделить внимание всем работам живописца в рамках нашей беседы невозможно, поэтому мы расскажем о двух его шедеврах, наиболее ярко отражающих характер творений Мастера, писавшего свои картины в эпоху барокко.

Начнем с картины "Завтрак". На портале "Шедевры Эрмитажа" (KulturaMira.ru) об этой работе Мастера сказано, что в этой картине "чувствуется увлечение натурой, стремление передать сцену как можно реальнее. Веласкесу позировали хорошо знакомые люди, их изображения встречаются во многих работах художника… Что касается фигуры справа, то существует предположение, что это автопортрет Веласкеса….

С большой тщательностью выполнен натюрморт. Художник старается воспроизвести фактуру вещей. Он любуется игрой вина в стакане, красной мякотью и коричневой кожурой граната. Увлекаясь передачей объемов, Веласкес помещает нож на самом краю стола, как будто не вмещающимся в пределы картины, "разрывающим" ее плоскость. В этой детали видно наивное восхищение молодого художника беспредельными возможностями живописи. "Завтрак" - одна из тех работ, которые не только помогают понять истоки независимого и по-особенному свежего творчества живописца, но одновременно представляют интерес и для общего понимания истории испанского искусства…" Само название полотна дает подсказку о том, в каком именно помещении загородного дома эта картина должна занять свое место.

Но если "Завтрак" - одна из ранних работ Веласкеса, то картина "Кузница Вулкана", о которой пойдет речь дальше, написана Мастером в более зрелом возрасте.

В этой картине Веласкес отразил сюжет одного из мифов, вернее, один из моментов мифа, в котором Аполлон является в кузницу. Художник великолепно изобразил очаг и летящие от него искры. Краски на холсте поистине завораживают. В этой картине Веласкес использовал светло-коричневые тона, которые "соседствуют" с бурыми, красными и желто-оранжевыми оттенками. Помимо этих цветов на полотне присутствуют и бело-желтые цвета (нимб), и зеленовато-голубые (лавры на венке), и серо-голубые (небо).

На портале, посвященном творчеству Веласкеса (velaskes.ru) говорится, что "именно в этой кузнице изготавливались известные доспехи бога. Несколько полуобнаженных мужчин, днём и ночью трудятся над созданием самых лучших доспехов. К ним пришел сам Вулкан. Он объясняет, какими должны быть латы, какой удар они должны выдерживать. Мужчины внимательно слушают его и думают, как воплотить в жизнь задумку Вулкана".

"Кузница Вулкана" (естественно, копия картины) может стать украшением любого помещения в доме, интерьер которого выполнен в стиле "барокко" (да и не только в этом стиле).

В следующий раз мы продолжим знакомство с творениями живописцев эпохи барокко, чьи шедевры (копии) найдут свое место в интересующем нас интерьере.




Image Hosted by PiXS.ru


Ок. 1620 г. Холст, масло, переведена с дерева. 87 X 129 см.

Произведения Рубенса занимают центральное место в пейзажной живописи XVII века.

Дело не только в том, что они являются прекрасными образнами пейзажного жанра, но и в том, что в них с особой полнотой воплощена основная тенденция фламандского искусства — создание синтетического, героического образа природы.

Динамику усиливает контрастное сопоставление розоватого света последних лучей солнца, заливающего скалы справа, и холодного лунного освещения в левой части картины; это сочетание как бы символизирует вечную смену дня и ночи.




Стремясь подчеркнуть общий драматизм пейзажа, художник помещает на переднем плане возчиков камней, занятых своим нелегким трудом.

Изображение крепких и сильных людей в момент огромного напряжения органически входит в общую картину природы.

Пейзажи Рубенса поражают необычайным богатством колорита, эффектами освещения, передачей глубины пространства и объемностью форм. В построении пространства Рубенс сочетает воздушную и линейную перспективу.

Он чередует по-разному освещенные и различные по окраске планы, в глубине картины цвет светлеет, красочный слой делается прозрачнее. Противопоставляя горизонтальным пластам почвы вертикали деревьев, художник в то же время смягчает углы плавными изгибами стволов.

Таким образом все планы оказываются взаимосвязанными, а композиция объединенной в совершенный по своей законченности декоративный ансамбль.

Рубенс делал много этюдов с натуры, в его пейзажах каждая деталь жизненно правдива, но все они подчинены единому стремлению мастера создать обобщенный, синтетический образ природы.

Возчики камней Питер Рубенс

Здесь все в движении: громоздятся скалы, покрытые буйной растительностью и обвитые цепкими корнями великанов-деревьев, чьи извивающиеся стволы и купы листьев кажутся живыми и трепетными; мчатся по небу темные облака. Динамику усиливает контрастное сопоставление розоватого света последних лучей солнца, заливающего скалы справа, и холодного лунного освещения в левой части картины; это сочетание как бы символизирует вечную смену дня и ночи. Стремясь подчеркнуть общий драматизм пейзажа, художник помещает на переднем плане возчиков камней, занятых своим нелегким трудом.

Изображение крепких и сильных людей в момент огромного напряжения органически входит в общую картину природы.

Пейзажи Рубенса поражают необычайным богатством колорита, эффектами освещения, передачей глубины пространства и объемностью форм. В построении пространства Рубенс сочетает воздушную и линейную перспективу. Он чередует по-разному освещенные и различные по окраске планы, в глубине картины цвет светлеет, красочный слой делается прозрачнее.

Противопоставляя горизонтальным пластам почвы вертикали деревьев, художник в то же время смягчает углы плавными изгибами стволов.

Таким образом все планы оказываются взаимосвязанными, а композиция объединенной в совершенный по своей законченности декоративный ансамбль. Рубенс делал много этюдов с натуры, в его пейзажах каждая деталь жизненно правдива, но все они подчинены единому стремлению мастера создать обобщенный, синтетический образ природы. Картина поступила в Эрмитаж в 1779 году из коллекции Уолполя в Англии.

Читайте также: