Воткинский завод история кратко

Обновлено: 05.07.2024

В 1757 году граф П. И. Шувалов получил разрешение императрицы Елизаветы на строительство Воткинского железоделательного завода.

в 1758 году началось его строительство по указу государственной Берг-коллегии. Первое железо на Воткинском железоделательном заводе было получено 21 сентября (2 октября) 1759.

В 1763 году, после смерти Шувалова (1762 год), Воткинский и Ижевский заводы отошли в казну в покрытие семейных долгов Шуваловых, и с тех пор являются государственными предприятиями.

Причиной для постройки завода послужило истощение лесов возле существовавших тогда (середина XVIII века) горных предприятий Урала. Завоз дров издали приводил к удорожанию производства железа. Выходом из этой ситуации было перемещение обработки руды в местности с ещё не вырубленными лесами. Кроме Воткинского железоделательного завода, как пример реализации такой стратегии, можно привести также расположенный неподалёку Ижевский железоделательный завод, построенный в 1760 — 1763 годах. Место для Воткинского и Ижевского железоделательных заводов было выбрано по сочетанию близости к крупной водной артерии (река Кама, протекающая в 15 — 20 километрах от нынешнего города Воткинска), наличия лесов, бывших в то время главным топливом для промышленности, и близости к горнодобывающим предприятиям.

1779 — Указ Екатерины II о введении на заводе производства якорей для кораблей военно-мМоскваого флота. Начато строительство большой якорной фабрики.

1782 — Выпущены первые якоря адмиралтейского типа. Якорное производство просуществовало на заводе 140 лет.

С 1837 по 1848 годы начальником Воткинского железоделательного завода был горный начальник Камско-Воткинского округа Илья Петрович Чайковский (1795—1880), отец композитора Петра Ильича Чайковского.

В 1840-х годах при начальнике Илье Петровиче Чайковском предприятие меняет специализацию и из чисто металлургического превращается в машиностроительное.

В 1847 году начато производство пароходов, а в 1868 — паровозов. Уникальность этих начинаний в том, что завод находился на берегах небольшой мелкой речки, в 12 км по прямой от полноводной Камы, и не был связан с железнодорожной сетью страны. Поэтому пароходы и другие суда строились с условием окончания срока постройки к началу весеннего половодья. На территории предприятия возвели специальную плотину для создания небольшого накопительного пруда. Весной вода заполняла этот пруд и затопляла территорию судоверфи. Построенные суда всплывали. Тогда открывали ворота на плотине накопительного пруда, и пароходы с большой водой по реке Вотка уходили в реку Сива, а уже по ней в Каму. Всего заводом было построено около 400 судов различных типов. Точно так же, по большой воде, отправляли с предприятия паровозы. Сначала их грузили на специальную баржу, далее по рекам Вотка, Сива, Кама они плыли до ближайшей железнодорожной станции. Так продолжалось до 1916 года, когда Воткинский завод соединился с железнодорожной сетью страны. Всего на предприятии построили 631 паровоз широкой колеи разных серий.

В течение XVIII — XX веков на Воткинском заводе выпускались железо, якоря, железнодорожная техника и мосты, мМоскваие и речные суда, паровозы, экскаваторы, золотодобывающие драги, различное вооружение, различного рода гражданское и промышленное оборудование.

Начало XX века

9 сентября 1925 года завод заново открылся как производитель сельскохозяйственного оборудования.

С 1930 по 1937 годы завод был в ведении Всесоюзного объединения тяжелой промышленности и начал выпуск высокопроизводительных паровых экскаваторов и золотодобывающих драг. За 7 лет производства была выпущена и отправлена на стройки страны 271 машина.

С 1 января 1938 года, с передачей Наркомату оборонной промышленности, завод стал артиллерийским.

11 марта 1938 года переименован в Завод № 235. За счёт сворачивания гражданской продукции на освободившихся площадях развернули производство 152-мм гаубицы М10 обр. 1938 г.. С началом в 1941 году Великой Отечественной войны выпуск гаубиц прекратили и освоили производство 45-мм противотанковых пушек образца 1937 года 53-К, а в 1943 году было освоено производство 76,2-мм дивизионных пушек образца 1942 года (ЗИС-3). Одновременно выпуск 45-мм противотанковых пушек был свёрнут.

1956 год. Начато производство вертикально-фрезерных станков 6н13 по документации, разработанной Горьковским заводом фрезерных станков.

В 1957 году постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР предприятие было перепрофилировано на выпуск баллистических ракет.

1959 год. Начат выпуск фрезерных станков с системами числового программного управления модели 6Р13Ф3, 6Р13РФ3.

1983 год. Начато серийное производство станков типа "обрабатывающий центр" ВМ500ПМФ4, а в 1985 году ВМ-501ПМФ4.

Наши дни

1998 — В июле Воткинский завод вошёл в состав Российского космического агентства.

1999 год. Освоено производство новой модели широкоуниверсального фрезерного станка с ЧПУ ВМ133.

В начале 2000-х производство станков на заводе было свернуто.

Воткинский Завод, АО

Станки

После прекращения производства станков на Воткинском заводе "Торговый дом "Воткинский завод" перешел на торговлю китайскими станками.

В настоящее время производством запасных частей и ремонтом станков Воткинского завода занимается множество станкоремонтных предприятий; одно из них:

В 1757 году граф П. И. Шувалов получил разрешение императрицы Елизаветы на строительство Воткинского железоделательного завода, его строительство началось в 1758 по указу государственной Берг-коллегии. Первое железо на Воткинском железоделательном заводе было получено 21 сентября (2 октября) 1759.

С 1837 по 1848 годы начальником Воткинского железоделательного завода был горный начальник Камско-Воткинского округа Илья Петрович Чайковский (1795—1880), отец композитора Пётра Ильича Чайковского.

В течение XVII—XX вв. на Воткинском заводе выпускались железо, якоря, железнодорожная техника и мосты, морские и речные суда, паровозы, экскаваторы, золотодобывающие драги, различное вооружение, различного рода гражданское и промышленное оборудование.

Содержание

История предприятия

Завод от основания до 1917 года

Причиной для постройки завода послужило истощение лесов возле существовавших тогда (середина XVIII века) горных предприятий Урала. Завоз дров издали приводил к удорожанию производства железа. Выходом из этой ситуации было перемещение обработки руды в местности с ещё не вырубленными лесами. Кроме Воткинского железоделательного завода, как пример реализации такой стратегии, можно привести также расположенный неподалёку Ижевский железоделательный завод, построенный в 1760—1763 гг. Место для Воткинского и Ижевского железоделательных заводов было выбрано по сочетанию близости к крупной водной артерии (река Кама, протекающая в 15-20 километрах от нынешнего города Воткинска), наличия лесов, бывших в то время главным топливом для промышленности, и близости к горнодобывающим предприятиям. Всего в период с 1754 по 1763 годы было построено 42 частных завода, принадлежавших знатным особам Российской империи (граф П. И. Шувалов, граф М. И. Воронцов и др.).

В 1763, после смерти Шувалова (1762), Воткинский и Ижевский заводы отошли в казну в покрытие семейных долгов Шуваловых, и с тех пор являются государственными предприятиями.

В дальнейшем (XVIII—XX вв.) на Воткинском заводе выпускались якори, железнодорожная техника, суда, экскаваторы, золотодобывающие драги, различное вооружение.

Так, например, в середине второй половины XVIII века по указу императрицы Екатерины II от 1773 был начат выпуск якорей для Военно-морского флота. В первой половине XIX в. на долю завода приходилось до 62 % общего объёма якорного производства в России [1] .

Воткинский завод был одним из передовых для того времени. Из событий, имевших большое значение для развития мировой промышленности, можно отметить начало выпуска (в 1811) литой стали по принципиально новому методу талантливого металлурга-самоучки Бадаева. Эта высококачественная инструментальная сталь применялась для изготовления различного инструмента (металлорежущего, медицинского, штампов). Признанием заслуг завода было выполнение в 1858 воткинскими мастеровыми ответственного заказа на изготовление и сборку каркаса шпиля для собора Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге (главной достопримечательности Санкт-Петербурга).

В 1871 была запущена вторая в России и первая на Урале мартеновская печь. Из мартеновской стали наладили прокат железнодорожных рельсов.

Также завод выпускал броневую сталь для нужд Военно-морского флота.

В 1840-х годах при начальнике Илье Петровиче Чайковском предприятие меняет специализацию и из чисто металлургического превращается в машиностроительное. В 1847 начато производство пароходов, а в 1868 паровозов. Уникальность этих начинаний в том, что завод находился на берегах небольшой мелкой речки, в 12 км по прямой от полноводной Камы, и не был связан с железнодорожной сетью страны. Поэтому пароходы и другие суда строились с условием окончания срока постройки к началу весеннего половодья. На территории предприятия возвели специальную плотину для создания небольшого накопительного пруда. Весной вода заполняла этот пруд и затопляла территорию судоверфи. Построенные суда всплывали. Тогда открывали ворота на плотине накопительного пруда, и пароходы с большой водой по реке Вотка уходили в реку Сива, а уже по ней в Каму. Всего заводом было построено около 400 судов различных типов [1] .

Точно так же, по большой воде, отправляли с предприятия паровозы. Сначала их грузили на специальную баржу, далее по рекам Вотка, Сива, Кама они плыли до ближайшей железнодорожной станции. Так продолжалось до 1916 года, когда Воткинский завод соединился с железнодорожной сетью страны. Всего на предприятии построили 631 паровоз широкой колеи разных серий [1] .

В конце XIX в., в связи со строительством Транссибирской магистрали, завод освоил выпуск новой продукции — железнодорожных мостов. По общей длине построенных железнодорожных мостов в 1915 Воткинский завод вышел на первое место в России.

Постепенно из всех заводских производств на первое место вышло паровозостроение, которое занимало около 40 % производственных мощностей [1] .

С 1917 до 1957

В ходе гражданской войны завод многократно подвергался разграблению всеми воюющими сторонами, в результате чего он фактически прекратил работу и в 1922 году был законсервирован.

9 сентября 1925 завод заново открылся как производитель сельскохозяйственного оборудования.

С 1930 по 1937 годы завод был в ведении Всесоюзного объединения тяжелой промышленности и начал выпуск высокопроизводительных паровых экскаваторов и золотодобывающих драг. За 7 лет производства была выпущена и отправлена на стройки страны 271 машина [1] .

С 1 января 1938 года, с передачей Наркомату оборонной промышленности, завод стал артиллерийским. 11 марта 1938 года переименован в Завод № 235. За счет сворачивания гражданской продукции на освободившихся площадях развернули производство 152-мм гаубицы обр. 1938 г.. С началом в 1941 году Великой Отечественной войны выпуск гаубиц прекратили и освоили производство 45-мм противотанковых пушек образца 1937 года 53-К, а в 1943 году было освоено производство 76,2-мм дивизионных пушек образца 1942 г. (ЗИС-3). Одновременно выпуск 45-мм противотанковых пушек был свёрнут. Выпуск артиллерийских орудий составил:

  • в 1941 году — 597 45-мм противотанковых пушек образца 1937 года 53-К;
  • в 1942 году — 11 143 45-мм пушки 53-К;
  • в 1943 году — 12 730 45-мм пушек 53-К и 1655 76,2-мм дивизионных пушек образца 1942 года ЗИС-3, всего — 14 385 артиллерийских орудий;
  • в 1944 году было выпущено 200 45-мм противотанковых пушек 53-К и 2899 76,2-мм пушек ЗИС-3;
  • в январе-апреле 1945 года выпуск пушек ЗИС-3 составил 1820 единиц.

Всего за годы войны было выпущено 31 044 пушки (24 670 45-мм и 6374 76,2-мм), что составило около 18,39 % от общего выпуска артиллерийских орудий в стране [1] [2] .

В послевоенное время и до 1957 года Воткинский машиностроительный завод выпускал 100-мм зенитные пушки КС-19, 57-мм противотанковую пушку ЗИС-2 и другое военное оборудование, а также развернул гражданское производство (локомобили для сельского хозяйства, узкоколейные паровозы и башенные краны).

С 1956 года на заводе начинается развитие станкостроения.

Ракетное производство (с 1957 по нынешнее время)

В 1957 году постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР предприятие было перепрофилировано на выпуск баллистических ракет. Первой освоенной ракетой была оперативно-тактическая ракета 8А61 разработки ОКБ-1 с жидкостным двигателем и с дальностью полета до 150 км, принятая на вооружение в июле 1955 года. На заводе первая 8А61 была выпущена в 1958 году.

Также завод производил ядерную модификацию 8А61 — 8К11, а с 1960 года, их преемницу, оперативно-тактическую ракету 8К14 разработки СКБ-385 с дальностью полета до 300 км. Она выпускалось серийно более 25 лет и более 30 лет стояла на вооружении Советской Армии.

Гражданское производство

После начала перестройки и, как следствие, снижения военных заказов увеличилась удельная доля гражданской продукции по отношению к военной. Для поддержания предприятия были освоены новые направления гражданской продукции: рефрижераторные контейнеры, нефтегазовое оборудование, настольные токарные и сверлильные станки, и даже узлы для атомных реакторов; а малоприбыльные производства гражданской продукции (стиральные машины и детские коляски) были переданы дочернему предприятию.

Деятельность



Награды

    — Орден Ленина — Орден Трудового Красного Знамени — Орден Ленина — Орден Трудового Красного Знамени — Благодарность Президента России

Интересные факты

Воткинский завод прославился своими мастеровыми, выполнившими почётный заказ царского двора — шпиль колокольни Собора Петра и Павла Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге. Первая конструкция шпиля (XVIII века) была неудачной и требовала частых ремонтов. Считается, что царю доложили, что каркас этого шпиля можно было изготовить только в Англии или на Воткинском казённом заводе [6] . Заказ на создание нового шпиля был размещен на заводе в конце 1857, а уже 30 июля 1858 шпиль начали водружать на колокольню. Работы обошлись казне в 26 662 рубля — в 2 раза ниже, чем просили английские специалисты.

В память об истории завода в городе Воткинске установлены памятники из образцов выпущенной продукции:

Воткинск — город в Удмуртии, административный центр Воткинского района (в его состав не входит). Город основан 3 (14-го по н.с.) апреля 1758 года графом Шуваловым Пётром Ивановичем как посёлок при строительстве Воткинского железоделательного завода. В этом же году была построена плотина и образован Воткинский пруд. Первое железо на Воткинском железоделательном заводе было получено в сентябре 1759. А 1 ноября того же года Воткинский завод начал работать. С 1759 года по 1796 год посёлок при Воткинском заводе числился в Вятской провинции Казанской губернии.

votkinsk-hist Город Воткинск (Удмуртия) Провинция УДМУРТИЯ

Воткинск. Собор Благовещения Пресвятой Богородицы. Вид с колокольни Преображенского храма

В июне 1774 года поселок и завод был захватили отряды Е.И. Пугачева, двигавшиеся со строны города Осы. Завод был частично разрушен — сожжены Дмитровская церковь, дом управителя и контора, повешены те, кто отказался присягать самозванцу. Далее пугачевское войско двинулось на Ижевский завод.

С 1796 года по 1917 год Воткинский завод относился к Сарапульскому уезду Вятской губернии.

С 1837 по 1848 годы начальником Воткинского железоделательного завода являлся горный начальник Камско-Воткинского округа Илья Петрович Чайковский (1795—1880), отец композитора Петра Ильича Чайковского. В течение XVIII—XIX веков на Воткинском заводе выпускались железо, якоря, железнодорожная техника и мосты, морские и речные суда, паровозы, экскаваторы, золотодобывающие драги, различное вооружение, различного рода гражданское и промышленное оборудование.

В 1840-х гг. при директорстве Ильи Петровича Чайковского предприятие изменило специализацию — из чисто металлургического стало вмашиностроительным. С 1847 г. здесь строят пароходы, с 1868 г. — паровозы. Завод находился на берегу мелкой речки в 12 км от Камы, не был связан с железной дорогой. Поэтому пароходы здесь строились с учетом окончания стройки к началу весеннего половодья.

votkinsk-nikolaevskij-korpus-votkinskogo-zavoda Город Воткинск (Удмуртия) Провинция УДМУРТИЯ

Николаевский корпус Воткинского завода. Архивное фото

На предприятии возвели специальную плотину и создали небольшой пруд, который заполнялся весной. Вода затопляла территорию судоверфи и построенные к этому времени суда оказывались на плаву. После этого ворота на плотине открывали и пароходы с большой водой по реке Вотка уплывали сначала в реку Сива, а по ней в Каму. Таким образом на Воткинском заводе было построено около четырехсот судов.

Так же, по большой воде, с завода отправляли паровозы. Грузили их на баржу, а далее по рекам Вотка, Сива и Кама доставляли до железнодорожной станции (так продолжалось до 1916 года, пока Воткинский завод не соединился с железнодорожной сетью). Постепенно из всех заводских производств на первое место вышло паровозостроение. Всего на предприятии построили 631 паровоз разных серий.

В 1871 году здесь была запущена и первая на Урале мартеновская печь, налажен прокат железнодорожных рельсов. В конце XIX века, в связи со строительством Транссибирской магистрали, завод освоил выпуск стальных конструкций для железнодорожных мостов.

Из известных людей в поселке Воткинского завода родился 25 апреля (7 мая) 1840 года и провёл первые восемь лет своей жизни Пётр Ильич Чайковский. 18 (31) октября 1902 в поселке Воткинского завода родился Евгений Андреевич Пермяк, русский советский писатель и драматург, журналист, режиссёр.

votkinskij-zavod-2 Город Воткинск (Удмуртия) Провинция УДМУРТИЯ

Воткинск. Ярмарка на Базарной площади

С Воткинским заводом связано возникновение большого антибольшевистского восстания 1918 г. Так называемое Ижевско-Воткинское восстание охватило значительную часть Вятской губернии. Повстанцы стремились расширить границы восстания до Пермской, Уфимской и Казанской губерний. При отступлении на соединение с Белой армией из Воткинска ушло около 30 тысяч человек из числа рабочих и крестьян. В мар­те 1919 город был за­нят Си­бир­ской ар­ми­ей А. В. Кол­ча­ка, в ию­не — РККА.

В 1920-е гг. Воткинский завод проиводил в основном сельскохозяйственное оборудование. В 1930-е находился в ведении Всесоюзного объединения тяжёлой промышленности. Здесь наладили выпуск паровых экскаваторов и золотодобывающих драг.

С 1917 года по 1921 год посёлок Воткинский завод — в Сарапульском уезде Вятской губернии. С 1921 года по 1923 год в Сарапульском уезде Пермского края. С 1923 года по 1934 год в Уральской, Свердловской области, с 1934 года по 1935 год в Кировском крае. В 1935 году становится городом Воткинском, до 1936 года в Кировском крае, с 1936 года по 1937 год в Кировской области. В 1937 году город Воткинск из состава Кировской области передан в состав Удмуртской АССР.

Завод Наркомата оборонной промышленност

С начала 1938 года завод перешел в подчинения Наркомата оборонной промышленности и поменял профиль на артиллерийский. Производство было засекречено, в 1938 г. Воткинский завод переименован в Завод № 235. Выпуск гражданской продукции был свернут, в цехах развернуто производство 152-мм гаубицы образца 1938 г.

С началом в 1941 году Великой Отечественной войны завод перешел на производство 45-мм противотанковых пушек 53-К, в 1943 году было освоено производство 76,2-мм дивизионных пушек образца ЗИС-3. Всего за годы войны было выпущено 31044 пушки различного калибра.

В послевоенное время и до 1957 года Воткинский машиностроительный завод выпускал 100-мм зенитные пушки КС-19, 57-мм противотанковую пушку ЗИС-2 и другую военную продукцию, а также разного типа станки, технику для сельского хозяйства, узкоколейные паровозы и башенные краны.

dk-lenina-votkinsk-2 Город Воткинск (Удмуртия) Провинция УДМУРТИЯ

Воткинск, Дом культуры им. В.И. Ленина, 1960-е гг.

Создание ракетного производства

Предприятие было перепрофилировано на выпуск баллистических ракет в 1957 году постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР. Первой продукцией стала оперативно-тактическая ракета 8А61 разработки ОКБ-1 с жидкостным двигателем и с дальностью полета до 150 км (принята на вооружение в 1955 г.). На заводе первая ракета 8А61 была выпущена в 1958 г.

Завод также производил ядерную модификацию 8А61 — 8К11, затем оперативно-тактическую ракету 8К14 разработки СКБ-385 с дальностью полета до 300 км (выпускалось серийно более 25 лет, более 30 лет стояла на вооружении).

В 1987 году Воткинский завод был упомянут в Договоре о ликвидации ракет средней и меньшей дальности между СССР и США как предприятие, подлежащее на постоянной основе инспекции в целях предотвращения нарушения договора.

Воткинский машиностроительный завод — предприятие для России уникальное, ключевое в плане производства ядерного оружия.

В 1757 году граф П. И. Шувалов получил разрешение императрицы Елизаветы на строительство Воткинского железоделательного завода, его строительство началось в 1758 году по указу государственной Берг-коллегии. Первое железо на Воткинском железоделательном заводе было получено 21 сентября (2 октября) 1759.

С 1837 по 1848 годы начальником Воткинского железоделательного завода был горный начальник Камско-Воткинского округа Илья Петрович Чайковский (1795—1880), отец композитора Петра Ильича Чайковского.

В течение XVIII—XX веков на Воткинском заводе выпускались железо, якоря, железнодорожная техника и мосты, морские и речные суда, паровозы, экскаваторы, золотодобывающие драги, различное вооружение, различного рода гражданское и промышленное оборудование. В 1840 году на заводе был отлит памятник-якорь, впоследствии перенесённый на плотину пруда [1] .

Читайте также: