Восток и мирный кратко

Обновлено: 05.07.2024

Материк под знаком вопроса

Не была обойдена вниманием эта гипотеза и в средневековье. На карте французского математика и картографа Оронция Финеуса, составленной в 1532 году, явственно можно различить очертания тогда еще не открытой Антарктиды, лишенной ледового покрова. Материк изобилует реками и горами. Считается также, что на составленных турецким адмиралом и пиратом Пири-реисом в 20-е гг. XVI столетия картах изображен фрагмент Антарктического материка.

Долгие столетия европейским мореплавателям, занятым отысканием путей к богатым пряностями странам, было не до поисков каких-то неизвестных южных материков, местоположение и существование которых находилось под внушительным вопросом. Каравеллы первооткрывателей продвигались вдоль африканского побережья на юг, пересекали Атлантический, Индийский и Тихий океаны, но отдаленные южные широты пока что оставались без внимания.

Сохранилось свидетельство знаменитого впоследствии флорентийского астронома и географа Америго Веспуччи, принимавшего участие в португальской экспедиции еще одного флорентинца Гонсалу Коэлью в 1501–1502 гг. В апреле 1502 года две каравеллы из состава экспедиции, двигаясь от берегов Бразилии, достигли 52 градусов южной широты, где обнаружили скалистую землю.

По словам Веспуччи, путешественники столкнулись с невероятным для них холодом, который они, уроженцы теплых стран, буквально не могли выносить. Стояла туманная погода, а продолжительность ночи в этих широтах достигала 15 часов. Пройдя вдоль побережья около 20 миль и не обнаружив подходящего места для якорной стоянки, португальские корабли, к общему облегчению команд, повернули обратно.

Что за землю обнаружила экспедиция, зайдя так далеко на юг, остается загадкой до сих пор. Одни исследователи полагают, что пройденное, по оценкам Веспуччи, расстояние в 500 лье (около 3 тыс. километров) было высчитано ошибочно, и путешественники достигли острова Триндади. Это остров вулканического происхождения, входящий в архипелаг Триндади-э-Мартин-Вас, который принадлежит Бразилии. Более смелые предположения позволяют осторожно допустить, что португальская флотилия могла достичь антарктического острова Южная Георгия.

Несмотря на то, что корабли часто шли в полосе тумана, Кук продолжал двигаться на юг, лавируя между льдинами и обходя ледяные поля. Среди экипажей появились первые признаки цинги. 17 января 1773 года экспедиция впервые пересекла Южный полярный круг. Несмотря на все старания, никаких признаков земли обнаружено не было. Надежды встретить неизвестный южный материк, да еще и пригодный к колонизации, таяли с каждым днем.

В книге, посвященной своим путешествиям, Кук был категоричен. Он утверждал, что никто не сможет проникнуть на юг дальше него. Никакого континента в этих суровых водах не существует, а если и есть какая-то земля, то только в виде небольших островов у самого Южного полюса, которые не только не годятся для колонизации, но и, по мнению британского путешественника, абсолютно недосягаемы.

Часть научного сообщества наконец-то успокоилась, тем более что Джеймс Кук много сделал для исследования не гипотетической, а совершенно реально существующей Австралии, фактически создав предпосылки для освоения ее Великобританией. К идее все-таки перепроверить столь категоричные высказывания английского мореплавателя вернулись спустя почти полвека. Однако зачастую географические открытия осуществлялись не по приказам адмиралтейства, пусть даже и британского, а по воле стихии.

Смит и его моряки стали первыми, кто вступил на землю Антарктики. Но сам материк, именуемый сейчас Антарктида, продолжал оставаться неизвестным. Впрочем, в таком полном таинственности положении ему оставалось быть совсем недолго.

Разумеется, поисками новых земель и исследованием бескрайних просторов Мирового океана были поглощены не только просвещенные мореплаватели или их давнишние соперники по ту сторону Ла-Манша. Над этой проблемой работали и в России. Замыслы, рождавшиеся в тиши увешанных картами кабинетов и аудиторий, нередко перемещались в процессе своего развития и осуществления на зыбкие палубы кораблей и в тесные капитанские каюты.

Русские моряки осваивали северные моря, искали удобные пути к богатым странам Востока. Правда, время от времени им приходилось отвлекаться на чередующиеся войны с Турцией или Швецией. Учреждение в конце XVIII века Русско-Американской компании, рост значения дальневосточных рубежей империи закономерно привели к интенсификации морских плаваний с научными и не только целями.

Среди последних был и выдающийся гидрограф вице-адмирал Гаврила Андреевич Сарычев. Он был не только полярным исследователем и археологом, но и считается первым русским писателем-маринистом. К описываемому времени Сарычев был почетным членом Петербургской Академии наук и членом Адмиралтейств-коллегии. Впоследствии, в царствование императора Николая I, Гаврила Андреевич Сарычев займет уникальную и единственную в истории русского флота должность – генерал-гидрографа Главного морского штаба.

Учитывая важность будущего предприятия, Иван Федорович предлагал перенести организацию экспедиции на следующий, 1820 год, поскольку настаивал на тщательности и планомерности ее подготовки. Министр де Траверсе был не в восторге от полученной записки. В частности, его не устраивал перенос ее начала.

Недовольство маркиза де Траверсе письмом капитана 1-го ранга Крузенштерна было вызвано еще и тем фактом, что проект экспедиции был высочайше одобрен императором Александром I уже в феврале 1819 года, и наверху начали раздаваться высокие и авторитетные мнения о крайней желательности отплытия кораблей не в следующем году, а уже в нынешнем. На подготовку экспедиции, таким образом, оставалось чрезвычайно мало времени.

Подготовительные мероприятия

Обеспечение всем необходимым вопреки сжатым срокам на подготовку было на вполне высоком уровне. Корабли в достаточной степени были укомплектованы навигационным и астрономическим оборудованием. Поскольку подавляющая часть его не производилась в России, не пожалели средств и осуществили соответствующие закупки во время стоянки в Портсмуте. Впоследствии англичане отмечали, что, несмотря на все еще в некоторой степени пренебрежительное отношение к хронометрам в королевском флоте, во флоте российском эти приборы уже входили в штатное оснащение.

На борт шлюпов было погружено большое количество провианта, включавшего в себя и противоцинготные средства в виде хвойной эссенции, лимонов, кислой капусты, сушеных и консервированных овощей. Для противодействия кишечным заболеваниям в условиях жаркого климата имелся большой запас красного вина, который добавляли в воду, а для согревания матросов, работающих на мачтах во время следования антарктическими водами, – ром.

3 июля 2019 года исполнилось ровно 200 лет, когда два шлюпа "Восток" и "Мирный" отправились в важнейшую географическую экспедицию, в результате которой русские мореплаватели открыли Антарктиду.

С чего все началось?

Вдохновленные трудами Г. А. Сарычева и И. Ф. Крузенштерна, которые в начале XIX века совершили кругосветные путешествия, молодые морские офицеры и простые моряки мечтали о таких подвигах, которые могли прославить Россию и их имена.

Александр I после победоносной Отечественной войны 1812 года, хотел приумножить мощь своей державы, продемонстрировав мирные подвиги русских моряков иностранным правителям. И возможность такая вскоре предоставилась.

Сейчас вряд ли у кого-то возникают сомнения, что Антарктида существует, а вот в начале XIX века в плаванье собрали целую экспедицию, команда которой бы развеяла сомнения по поводу существования загадочного шестого континента.

Поднять якоря!

В об итогах легендарной экспедиции я скажу немного позднее. Сейчас я предлагаю поговорить о двух знаменитых кораблях - "Восток" и "Мирный", которые навсегда вписали себя в историю русского флота.

В этом же году только на Олонецкой верфи в Лодейном Поле - городе в нынешней Ленинградской области, построили ледоход "Ладога", который позднее перестроили и укрепили под нужны экспедиции и дали новое название "Мирный". Всеми работами руководил сам М. Лазарев, который позднее стал капитаном на судне.

Это судно стало чуть меньше своего "коллеги" - длина равнялась 36,6 м, ширина – 9,2 м, вооружение насчитывало 20 орудий, а экипаж состоял из 72 человек.

Разница между двумя суднами была также и в заметном отставании по скорости. Как писал сам М.П. Лазарев:

Это повлияло на приспособленность к условиям плавания - "Мирный" хуже переносил шторма и особенно хождение во льдах. На кораблях была разработана целая система сигналов, применяемых при плохой видимости: пушечные выстрелы, ракеты, фальшфейеры, огни. Это помогло Беллинсгаузену и Лазареву не потерять друг друга на пути к величайшим географическим открытиям.

Возвращение и итоги.

30 января 1821 года корабли, достигнув Антарктики, отправились домой. К берегу Кронштадта они причалили 24 июля того же года. За два года экспедиции судна преодолели 49 723 мили, подтвердили существование Антарктиды и нанесли на карту 29 островов, названные в честь русских полководцев и политических деятелей. Помимо этого, команды привезли с собой ценные ледовые и океанологические наблюдения. А уж сколько этнографических коллекций было собрано! Животные и птицы, диковинные растения, одежда и оружие жителей дальних стран, все это произвело небывалый восторг на Родине мореплавателей.

Куда исчезли корабли?

В честь него назван остров в южной части островов Лайн (Полинезия), открытый во время экспедиции, остров и берег в Антарктике, антарктическая научно-исследовательская станция и серия космических кораблей в СССР.

Экспедиция Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева. 1819–1821 годы

Несмотря на безусловный авторитет Кука, русские мореплаватели мечтали открыть новые земли и планировали новые экспедиции в Южный океан. Морской министр И. И. де Траверсе и вице-адмирал Г. А. Сарычев были в числе инициаторов экспедиции. Они, а также И. Ф. Крузенштерн и О. Е. Коцебу изложили свои соображения и дали инструкции Беллинсгаузену. Эти до­кумен­ты касались как задач экспедиции, так и рекоменда­ций по сохранению жизни и здоровья экипажа.

Основной задачей экспедиции Беллинсгаузена и Лазарева было пересечь все меридианы в южной приполярной зоне на максимально высоких широтах, выяснить, существуют ли там земли, и по возмож­ности пройти к Южному полюсу.


Павел Михайлов. Вид города Сент-Себастьяна в Рио Жанейро. Иллюстрация из атласа Беллинсгаузена. Санкт-Петербург, 1831 год Научная библиотека Русского географического общества / Издательство Paulsen­


Павел Михайлов. Вид ледяных островов. Иллюстрация из атласа Беллинсгаузена. Санкт-Петербург, 1831 год Научная библиотека Русского географического общества / Издательство Paulsen

После ремонта и пополнения запасов в Порт-Джексоне (ныне Сидней) 8 мая 1820 года корабли вышли в тропическую часть Тихого океана, где в северной области архипелага Паумоту (Туамоту) открыли группу островов Россиян, которым дали имена известных русских полководцев и мореплавателей. В группе островов Лайн (Центральные Полинезийские Спорады) был открыт остров Восток (назван в честь флагманского корабля), в группе островов Кука — остров Александра, в районе островов Фиджи — острова Михайлова и Симо­нова. Большинство этих островов нанесено в настоящее время на карты под местными названиями.

Затем оба судна отправились к Южным Шетландским островам, где были открыты и описаны два архипелага, острова которых были названы в честь побед Русской армии в Отечественной войне 1812 года, а также именами адмиралов и офицеров Российского флота.


Павел Михайлов. Вид на остров Лескова, Высокий остров и остров Завадовского. Иллюстрация из атласа Беллинсгаузена. Санкт-Петербург, 1831 год Научная библиотека Русского географического общества / Издательство Paulsen­

История издания результатов экспедиции

Фундаментальный труд представляет собой подробный текстовый отчет о подготовке, ходе и результатах экспедиции. Начав с описания снаряжения, перечня участников, оснастки шлюпов, Беллинсгаузен затем рассказал о сложных физико-географических явлениях, коралловых рифах и полярных льдах, о неизведанных местах и невиданных растениях и животных.


Павел Михайлов. Хохлатый пингвин. Иллюстрация из атласа Беллинсгаузена. Санкт-Петербург, 1831 год Научная библиотека Русского географического общества / Издательство Paulsen­


Павел Михайлов. Берега кораллового острова Великого Князя Александра Николаевича. Головы туземцев. Лодка. 1820 год Государственный Русский музей


Павел Михайлов. Берег Александра I. 1821 год Государственный Русский музей

Атлас, изданный в 1831 году тиражом 600 экземпляров, никогда не переизда­вался и является библиографической редкостью. Основной тираж был напе­чатан в черно-белом варианте.

16 июля 1819 года из Кронштадта отправились в путь два русских шлюпа "Восток" и "Мирный". "Сия экспедиция, кроме главной её цели – изведать страны Южного полюса, должна особенно иметь в предмете поверить всё неверное в южной половине Великого океана" – так сформулировал в своей служебной записке основные задачи плавания И.Ф. Крузенштерн. Русские моряки не подкачали, и на карте появились острова Петра I и Александра I , очертания шельфовых ледников Антарктиды и все Южные Шетландские острова.

1280px-f.f._bellinsgauzen_i_m.p._lazarev.jpg

Фаддей Беллинсгаузен и Михаил Лазарев. Портреты: wikipedia.org

Но прежде, чем это произошло, "неверного" в суждениях об Антарктике накопилось немало: после безуспешной попытки Джеймса Кука пробиться сквозь льды к неведомому континенту экспедиции туда никто не снаряжал целых полвека. Прославленный англичанин категорично утверждал, что материка либо вовсе нет, либо он недоступен для мореплавателей. А если вдруг кому-то и удастся обнаружить землю на Южном полюсе, польза от этого вряд ли будет.

i._ayvazovskiy._bolshoy_reyd_v_kronshtadte._1836_aivazovsky_-_large_raid_in_kronstadt.jpg

Большой рейд в Кронштадте. Художник: Иван Айвазовский

Тем временем русские корабли раз за разом огибали Землю, открывая всё новые и новые острова в тихоокеанских широтах, – с 1803 по 1818 год они совершили семь кругосветных плаваний. Вопрос об Антарктиде вновь привлёк пристальное внимание первооткрывателей. В начале 1819 года морской министр маркиз де Траверсе собрал подробные материалы для подготовки рискованного путешествия: свои соображения на этот счёт изложили руководитель первой русской кругосветной экспедиции адмирал Иван Крузенштерн и видный гидрограф, основоположник полярной археологии Гавриил Сарычев. Ещё один документ, "Краткое обозрение плана предполагаемой экспедиции", опирался на опыт брига "Рюрик", 3 августа 1818 года вернувшегося из научного путешествия вокруг земного шара. Судя по всему, анонимная заметка принадлежала перу командира судна Отто Коцебу.

fridrih_georg_veych-portret_i._f._kruzenshterna-800px-zentralbibliothek_zurich_-_portrat_von_adam_johann_von_krusenstern_-_500000049.jpg

Иван Крузенштерн. Художник: Фридрих Георг Вейч

Все в один голос утверждали, что необходимо пройти как можно дальше на юг. "Как Сандвичевой земли осмотрена одна северо-западная часть, то должно обойти её с восточной и с южной стороны и осмотреть пределы её. По исполнении сего плыть к юго-востоку или востоку, стараясь подойти к Южному полюсу сколько возможно ближе", – набрасывал примерный маршрут Гавриил Сарычев. Ему вторил Отто Коцебу: "Оба судна направляют путь к Сандвичевой земле, которую должны стараться исследовать далее к югу, нежели удалось капитану Куку, может оная есть часть твёрдой земли". Иван Крузенштерн тоже писал, что идти к югу надо "далее, нежели что было возможно для Кука..." И настойчиво добавлял, торопя снарядить корабли: "Славу такого предприятия не должны мы допускать отнять у нас; она в продолжении краткого времени достанется непременно в удел англичанам или французам". На подготовку адмирал предлагал отвести год, назначив отплытие на 1820 год.

fryxellsee_opt.jpg

Голубой лёд на озере Фрикселл в транс-антарктических горах. Фото: wikipedia.org

Однако события стали разворачиваться гораздо стремительнее. В январе 1819 года император Александр I заинтересовался проектом, а весной выделил на него финансирование в размере 100 000 рублей. Приказ подписал государь 12 апреля, после чего подготовка пошла в чрезвычайной спешке – до начала экспедиции оставалось всего три месяца.

neizvestnyy_hudozhnik_ermitazh_aleksandr_i.jpg

Александр I, неизвестный художник. Эрмитаж. Источник: wikipedia.org

Строить специальные корабли, предназначенные для плавания во льдах, времени уже не было. Для спуска на воду начали готовить подходящие для кругосветного путешествия шлюпы, только сошедшие со стапеля. Назначенный 27 марта командир "Мирного" Михаил Лазарев тут же приступил к укреплению своего корабля перед встречей с полярными льдами. Корпус обшили дюймовыми досками, сосновый руль заменили прочным дубовым, подводную часть судна защитили медными листами, чтобы на неё не нарастали водоросли.

mihaylov_pavel_nikolaevich_-_vid_ledyanyh_ostrovov_1820.jpg

Вид ледяных островов (1820). Художник: Павел Михайлов. Источник: wikipedia.org

С назначением начальника экспедиции вышла заминка. Иван Крузенштерн видел в этой роли капитана 2-го ранга Василия Головнина, которого очень высоко ценил. Но на тот момент капитан находился в кругосветном путешествии, и адмирал предложил министру кандидатуру Фаддея Беллинсгаузена: "Наш флот, конечно, богат предприимчивыми и искусными офицерами, однако из всех тех, коих я знаю, не может никто, кроме Головнина, сравняться с Беллинсгаузеном". Де Траверсе, однако, придерживался другой точки зрения: он назначил на пост командира Южной дивизии капитан-командора Макара Ратманова. Но капитан попросил не отправлять его в дальнее плавание: когда пришло назначение, он лечился в Копенгагене после кораблекрушения, которое его судно потерпело у мыса Скагена. Вместо себя Макар Ратманов советовал взять капитана второго ранга Фаддея Беллинсгаузена. 4 мая вышел приказ о его назначении, и Беллинсгаузен спешно отправился в Петербург из Севастополя, где командовал фрегатом "Флора". 23 мая он был на месте, а 26 июня вступил в командование.

marshrut_pervoy_russoy_antarkticheskoy_ekspedicii_bellinsgauzena_i_lazareva_v_1819-1821_godah._800px-first_russian_antarctic_expedition_route_-_ru.svg_.jpg

Доставшийся ему "Восток", в отличие от "Мирного", оказался не слишком удачным судном. Прочность корпуса оставляла желать лучшего, румпель был неисправен, рангоут (система установки парусов) слишком высок. Малая вместительность и теснота помещений дополняли список недостатков. "Таковые и другие встречающиеся ошибки в построении происходят более от того, что корабельные мастера строют корабли, не быв никогда сами в море, и потому едва ли одно судно выйдет из их рук в совершенстве", – укоряет Фаддей Беллинсгаузен корабельного инженера Ваниамина Стоке, спроектировавшего "Восток". К счастью, в Кронштадте успели скрепить и обить снаружи медью подводную часть шлюпа. Но исправлять конструктивные недостатки было некогда, работы по мере надобности велись уже в ходе экспедиции.

lednik_baranovskogo_na_ostrove_king-dzhordzh_vaterloo_acaro_1280px-baranowski_glacier_king_george_island.jpg

Ледник Барановского на острове Кинг-Джордж. Фото: wikipedia.org

Команды формировались из добровольцев. Чтобы стать участником путешествия, нужно было пройти жёсткий отбор: например, от матросов требовалось идеальное здоровье, возраст не старше 35 лет и навык какого-нибудь корабельного мастерства плюс к своей основной специальности. А ещё умение стрелять. Хотя военные стычки в экспедиции не предполагались, наоборот, Александр I особо оговаривал в специальном указе: "Чтобы во время пребывания у просвещенных, равно и у диких народов снискивали любовь и уважение; сколь можно дружелюбнее обходились с дикими народами и без самой крайности не употребляли огнестрельного оружия". Для подарков вождям и предводителям племён подготовили ножи и украшения, а кроме того, специально отчеканили медали из серебра и бронзы с изображением императора.

moneta_banka_rossii_1994_g._1024px-rr5415-0010r_pervaya_russkaya_antarkticheskaya_ekspediciya.jpg

К середине июля экипажи были укомплектованы, корабли оснащены, трюмы заполнены провиантом, а каюты – книгами и научными приборами. "Восток" и "Мирный" вышли из гавани, чтобы добраться до Антарктиды.

Так началось открытие шестого континента, принесшее славу отечественному флоту.

Читайте также: