Восточное общество это кратко

Обновлено: 05.07.2024

Восточный тип цивилизации (восточная цивилизация) — исторически первый тип цивилизации, сформировавшийся к III тысячелетию до н.э. на Древнем Востоке: в Древней Индии, Китае, Месопотамии, Древнем Египте. Характерными чертами восточной цивилизации являются: 1. Традиционализм — ориентация на воспроизводство сложившихся форм образа жизни и социальных структур. 2. Низкая подвижность и слабое разнообразие всех форм человеческой жизнедеятельности. 3. В мировоззренческом плане представление о полной несвободе человека, предопределение всех действий и поступков независящими от него силами природы, социума, богов и т. д. 4. Нравственно-волевая установка не на познание и преобразование мира, а на созерцательность, безмятежность, мистическое единение с природой, сосредоточенность на внутренней духовной жизни. 5. Общественная жизнь построена на принципах коллективизма. 6. Политическая организация жизни в восточных цивилизациях происходит в форме деспотий, в которых осуществляется абсолютное преобладание государства над обществом. 7. Экономической основой жизни в восточных цивилизациях являются корпоративная и государственная формы собственности, а основным методом управления выступает принуждение.

Общая характеристика цивилизаций Древнего Востока

Впервые это происходит сразу в двух местах независимо друг от друга — в Двуречье (долины рек Тигр и Евфрат) и Египте в конце IV—III тыс. до н.э. Позднее государство возникает в Индии, в долине реки Инд, а на рубеже III—II тыс. до н.э. — в Китае. Эти цивилизации получили в науке наименование речных цивилизаций.

Самым важным центром древней государственности являлся район Двуречья. В отличие от других цивилизаций Двуречье было открыто всем миграциям и веяниям. Отсюда открывались торговые пути и распространялись нововведения в другие земли. Цивилизация Двуречья непрерывно расширялась и вовлекала новые народы, в то время как остальные цивилизации были более замкнуты. Благодаря этому Западная Азия постепенно становится флагманом в социально-экономическом развитии. Здесь появляются гончарный круг и колесо, металлургия бронзы и железа, боевая колесница и новые формы письменности. Ученые прослеживают влияние Двуречья на Египет и цивилизацию древней Индии.

Земледельцы заселили Двуречье в VIII тыс. до н.э. Постепенно они научились осушать заболоченные участки. В долинах Тигра и Евфрата нет камня, лесов, металлов, зато они очень богаты зерном. Жители Двуречья выменивали зерно на недостающие в хозяйстве предметы в процессе торговли с соседями. Камень и дерево были заменены глиной. Из глины строили дома, изготавливали различные предметы бытового обихода, на глиняных таблицах писали.

В конце IV тыс. до н.э. в Южном Двуречье возникло несколько политических центров, которые объединились в государство Шумер. На протяжении всей своей древней истории район Двуречья был ареной ожесточенной борьбы, в ходе которой власть захватывал какой-либо город или пришедшие со стороны завоеватели. Со II тыс. до н.э. ведущую роль в регионе начинает играть город Вавилон, став могучей державой при царе Хаммурапи. Затем усиливается Ассирия, которая с XIV по VII вв. до н.э. была одним из ведущих государств Двуречья. После падений Ассирийской державы вновь усиливается Вавилон — возникает Нововавилонское царство. Персы — выходцы с территории современного Ирана — сумели завоевать Вавилонию и в VI в. до н.э. основать огромное Персидское царство.

В XVI — XVIII вв. казалось, что проникновение колонизаторов на Восток не создает реальной угрозы большинству восточных стран. В это время на Востоке сформировались мощные централизованные государства, способные дать отпор открытой агрессии европейцев. Военная мощь Востока дополнялась его экономическим превосходством над Западом. В это время основные восточные страны по производству на душу населения заметно опережали Европу, которая в сравнении с ними казалась просто нищей.

Однако с течением времени стало очевидно, что Запад по темпам своего развития все более опережает Восток. К концу XVIII в. Европа вышла на стадию мануфактурного производства, перешла к систематическому использованию машин, добилась крупных успехов в науке и технике. Экономику же восточных стран в это время отличали техническая отсталость, низкая производительность труда, крайне медленное применение технических новшеств. Повсеместно наблюдался упадок естественных и технических наук.

В исторической науке до сих пор нет единого мнения о причинах отставания восточных стран в Новое время. Вместе с тем можно выделить несколько причин такого отставания.

Одной из причин явились многочисленные войны, набеги кочевников, междоусобицы. В совокупности это приводило к разрушению экономики и наносило удар по культуре, что, безусловно, замедлило развитие ряда стран.

Свое влияние на развитие стран Востока оказывала и природная среда. Благоприятный климат и плодородные почвы позволяли при самой примитивной технике земледелия получать высокие урожаи. Так, в Индии в XVIII в. урожай сам-14 считался не очень большим, тогда как в Англии в конце XIX в. урожай составлял сам-11. К этому следует добавить минимальные потребности крестьян в одежде и жилище, преобладание мясной пищи над растительной. В результате феодалы Востока получали стабильные высокие доходы и не были заинтересованы в повышении эффективности своих хозяйств.

Тормозящее воздействие на развитие восточных стран оказывала и более сильная, чем в Европе, эксплуатация крестьянства. Восточный крестьянин отдавал феодалу 50 — 80% урожая, не имел излишков продукции для продажи на рынке и поэтому стремилея производить все необходимое внутри своего хозяйства. Натуральное хозяйство и узкий внутренний рынок тормозили развитие ремесла. Ремесленники работали в основном на заказ, удовлетворяя запросы феодалов и чиновников, в руках которых сосредоточились основные богатства.

Однако главная причина различия темпов развития Востока и Запада в Новое время заключается в особенностях моделей развития и в типах общества, которые сформировались в каждом из цивилизаци-онных центров.

Рыночная экономика породила соответствующий тип личности — энергичной, творческой, свободной от косности. Политическим эквивалентом рыночной экономики, которая объективно требует свободы частных производителей, стало правовое государство, которое давало необходимый простор для развития инициативы и предприимчивости.

Государственное регулирование экономики возникло в глубокой древности в связи с тем, что на Востоке занятие земледелием требовало проведения орошения, мелиорации, корчевки джунглей. Объединить людей для выполнения этих работ могло только государство и только оно могло следить за поддержанием в рабочем состоянии мелиоративных и оросительных систем. Таким образом, государство становилось необходимым элементом всей экономической системы восточных стран.

Закономерным итогом государственного регулирования стало создание на Востоке мощного деспотического государства. Власть восточных правителей была абсолютной и поддерживалась главным образом с помощью силы и страха. Например, в Китае уголовный кодекс насчитывал 2759 преступлений, из которых более тысячи карались смертью. В Османской империи при Сулеймане Великолепном ко двору ежедневно доставляли 40 — 50 голов казненных. Публичные казни и изощренные пытки стали нормой жизни всех восточных стран.

Преимуществом государственного способа производства стала относительная стабильность, сохранение определенного уровня благосостояния людей, тогда как рыночная экономика развивается стихийно, усиливает социальную дифференциацию населения и создает больше условий для социальных потрясений. Преимуществом государственного регулирования является возможность объединения усилий тысяч людей для решения крупных задач, стоящих перед обществом.

Однако недостатком государственного регулирования являются застойность, техническое отставание экономики и ее экстенсивное развитие. Бюрократия восточных стран крайне неохотно шла на перемены, потому что, во-первых, имела гарантированный источник доходов в виде жалованья, во-вторых, опасалась нарушить внутреннюю стабильность в обществе.

Итогом стал технический застой, хотя ранее именно Восток дал миру целый ряд изобретений. Так, в Китае XVII — XVIII вв. технические новшества считались бесполезными, изготовлялись в единичных экземплярах и не применялись в производстве. В XVI — XVIII вв. повсеместно на Востоке наблюдался упадок естественных и технических наук, которые в то же время бурно развивались на Западе.

При этом на Востоке существовала частная собственность ремесленников, торговцев, ростовщиков. Однако бюрократия установила строгий контроль над частной инициативой и смотрела на предпринимателей как на жуликов и в целом бесполезный слой общества. Это было связано с тем, что предприниматели являлись носителями принципиально иных ценностей, которые не вписывались в установленные государством рамки и создавали потенциальную угрозу всевластию бюрократии.

Именно поэтому в восточных государствах власть внимательно следила за частными предпринимателями и не допускала их чрезмерного усиления и обогащения. Это достигалось с помощью налогов, разного рода запретов, а часто и просто путем казни с конфискацией имущества в казну. Таким образом, проявление инициативы на Востоке создавало угрозу не только имуществу, но и жизни собственника. С помощью репрессий восточное государство сумело надолго затормозить развитие объективных общественных законов и не допустить появления новых, частнособственнических отношений.

Эта специфика внутреннего устройства восточного общества привела к возникновению соответствующего типа личности — инертной, косной, вороватой, пресмыкающейся перед властью и одновременно авторитарной по отношению к тем, кто стоял ниже на общественной лестнице.

В результате на Востоке сформировался своеобразный тип общества, получивший название традиционного. Разумеется, любое общество имеет традиции. Однако на Западе они охватывали в основном сферу культуры и в гораздо меньшей степени распространялись на социально-экономическую сферу. На Востоке же традиция, усиленная авторитетом государства, становилась регулятором всех сторон жизни людей. Каждое новое поколение как бы воспроизводило нормы и правила жизни своих предшественников и не пыталось пересмотреть их, отбросив то, что уже устарело.

Таким образом, главной причиной отставания стран Востока в Новое время стал тот тип общества, который на протяжении столетий определял жизнь народов восточных стран. Традиционное общество могло достаточно эффективно функционировать до тех пор, пока в основе экономики лежало сельское хозяйство. Однако оно было малопригодным в условиях Нового времени, когда развитие цивилизации все больше начинало зависеть от промышленности. Это экономическое отставание Востока неизбежно распространялось и на военно-политическую сферу, делая восточные страны все более беззащитными перед лицом колонизаторов.

Восточные общества обычно тяготеют к коллективной культуре. В Европе к коллективным культурам относят Испанию, Португалию, Грецию и, как это ни странно, Австрию, к индивидуалистическим культурам - северо-европейские страны. Характерно, что степень индивидуализма населения, как правило, повышается по мере роста средних доходов на душу населения. [1]

Каждое отдельно взятое восточное общество обладает разной степенью готовности к восприятию современной западной технологии. [2]

Для восточных обществ характерна, в отличие от западных, жесткая иерархия и большая дистанция власти. Это означает, что различия полномочий разных уровней иерархии велики. Японское общество с его тысячелетней имперской историей организовано строго по вертикали. [3]

Механизм изменения традиционного восточного общества социальная наука начала исследовать сравнительно недавно: после окончания Второй мировой войны, когда процессы модернизации вышли за пределы Европы и Северной Америки. [5]

В отличие от восточных обществ античное развивалось весьма динамично, так как с самого начала в нем разгорается борьба между закабаляемым в долевое рабство крестьянством и аристократией. [6]

Историческая социология показала, что авторитарные правители восточных обществ были достаточно восприимчивы к дестабилизирующим последствиям идейного разномыслия, накопления технических и протонаучных знаний, которые сказывались на социокультурных основах традиционных обществ. Последствие, неблагоприятное с точки зрения центра, заключалось в перераспределении ресурсов и функций между центром и периферией и сопровождалось усилением последней. [7]

Перечисленные черты идеологии Востока обусловлены прежде всего социальной структурой восточного общества . Речь идет о типично восточной общине, определяющей макроструктуру государства - деспотию. Восточная социальная структура характеризуется полным поглощением личности коллективом ( это означает, что не существует личности как самоценной индивидуальной целостности со всеми ее внутренними потенциями и особенностями), тотальным поглощением общества государством, Можно сказать, что ключом к пониманию специфики идеологии Востока является доминирование жестокого деспотического государства в качестве альтернативы частному собственнику, господствующему в обществах Запада. [8]

В книге излагается история возникновения религий Востока, показана их роль в развитии социально-экономической, политической структуры восточных обществ и их культуры. Дается характеристика христианства, ислама, индуизма, буддизма и других религий. [9]

В западных странах в это время наблюдался линейный прогресс, связанный с развитием капиталистических отношений, и, сопоставляя его с восточными обществами , в частности с Китаем, многие мыслители ( И.Г.Гердер, А.И.Герцен, Н.Я.Данилевский, Н.Г.Чернышевский) определяли последние как общества застойного типа. Между тем история Китая, где феодальные отношения господствовали в течение почти двух тысячелетий, есть типичный пример циклического развития, обусловленного, с одной стороны, геополитической изоляцией и, с другой, высокой внутренней устойчивостью и зарегулированностью. Политическая централизация, строгая иерархическая структура власти, регламентация хозяйственной жизни, социально-экономическая этика конфуцианства, отторгавшая и подавлявшая культурные, идейные и технические нововведения - все это являлось предпосылкой повышенной стабильности китайского общества. [10]

Но с появлением городов Западная Европа, несомненно, во многих отношениях вышла на уровень более высокий, чем античное и современное ей восточное общество . Невиданных раннее масштабов достигает использование в производстве водяных и ветряных двигателей. Изобретаются и входят в обыденную жизнь механические часы, появляются компас, порох и огнестрельное оружие. Все эти сдвиги нередко объединяются под названием индустриальной революции средних веков. [11]

В сущности, еще Маркс и Энгельс дали глубокий теоретический анализ своеобразия и особенностей становления западного капитализма как особого варианта общественного устройства, принципиально отличающегося от того, что составляет основы азиатских или восточных обществ . Именно им мы обязаны, как уже упоминалось, разведением двух различных типов социальности, порождающих и иные отличия в обществе. Хотя у самих основоположников марксизма не содержится концепции самостоятельного развития незападных обществ. [12]

Японский и индийский опыт свидетельствует, что их успех обусловлен тем, что перенос элементов западного типа цивилизации осуществлялся в этих странах не механически. Они умело приспосабливались к особенностям восточных обществ . В частности, в Японии была сохранена значительная роль общинных отношений. [13]

Это создает новую ситуацию. Если на индустриальной стадии традиционные для восточных обществ коллективистские принципы сохраняются и работают на модернизацию, то на постиндустриальной - это вопрос. С возникновением мощных средних классов возникает угроза размывания традиционных коллективистских ценностей. В частности, Япония сейчас стоит перед проблемой выбора приоритетов развития. Либо новые средние слои будут признаны долговременным, перспективным явлением и на них будет сделана ставка, тогда произойдет индивидуализация общества и общественная организация приблизится к европейской. [14]

X), определим, пусть в самом общем виде, те процессы, в которых проявляется застой восточных обществ , и укажем на причины его возникновения. [15]

Поскольку общество восточного типа было построено на прин­ципах коллективизма, там отсутствовала классовая структура и классовые категории к нему неприменимы. Это страны, где не существовало рыночной экономики и ярко выраженной социаль­но-классовой дифференциации. В таком обществе есть бедные, есть богатые, но нет собственности как производящего и умно­жающегося капитала. Понятие частной собственности в полном смысле отсутствовало. Речь могла идти о коллективном (община, племя, корпоративное объединение) праве на пользование, вла­дение ресурсами (водой, землей и т.п.). Верховным собственни­ком всего выступало государство, власть. Принадлежность к вла­сти (должность) опосредованно давала право на собственность (она могла быть и наследственной). Но это не частная собствен­ность.

Восточное общество построено на особом типе связей, которые имели исключительно вертикальный характер, т.е. все связи в обществе замкнуты на властных структурах. Горизонтальные, не­зависимые от власти, связи (экономические, духовные, полити­ческие) межу общинами отсутствуют. Власть единоличного пра­вителя ничем не ограничена, и он рассматривался как наместник бога на земле. Тип государства — деспотия. Подобное устройство находило опору в религиозных системах. Конфуций выдвинул тезис: государство — это та же семья, хотя и большая. Ему при­надлежит идея разумного управления государством через мудрых и справедливых чиновников. Добродетельное правление, как ут­верждалось, приведет к социальной гармонии. Социальная ста­бильность обеспечивалась за счет уравнительности, недифференцированности общества.

Возникающие на протяжении историичастнособственнические тенденции неизбежно подавлялись государством или ставились в зависимость от него, государство и общество нераздельны, сли­ты. Ни одно лицо, ни богатые, ни бедные, ни знать, ни просто­людины не имели никаких прав, ни возможностей отстаивать свою личную и имущественную неприкосновенность. В таких услови­ях не могли возникать политические партии, борьба идей.

Необходимо отметитьособенности массовых движений на Вос­токе. Они были направлены не против системы; их главная при­чина — произвол власти, нарушение принципов социальной спра­ведливости, признанных в обществе нормой. Мечта восставших — ликвидировать возникшие нарушения (присвоение крестьянской земли богачами, гнет и побор чиновников и т. п.) и вернуть утра­ченную норму. Эти движения не ведут общество вперед, не выра­жают потребность в ином типе развития. Они лишь признак сбоев в системе, которая после кризиса восстанавливается с небольшими изменениями. Характерно, что при таком медленном, циклическом развитии общество имело богатейшую духовную жизнь, высокоразвитую науку, культуру, философию, тончайшее искусство, поражающие мир открытия и т. п. И это при том, что личность на Востоке не имела собственной ценности. В соответствии с восточными пред­ставлениями человек —это песчинка на берегу океана вечности.

Лекция 4. Античная культура

Культура Древней Греции

Культура Древнего Рима

Культура Древней Греции

Однакодо античности в истории Древней Греции существова­лакрито-микенская культура. Ее центрами считались остров Крит и город Микены. Время возникновения критской культуры (или минойской — по имени легендарного царя Крита Миноса) — ру­беж III—II тыс. до н.э. Пережив периоды подъема и упадка, она просуществовала примерно до 1200 г. до н.э.

Вся жизнь наКрите сосредоточивалась вокруг дворцов, воспри­нимавшихся как единый архитектурный ансамбль. Особого вни­мания заслуживает замечательная настенная живопись внутри помещений, коридоров и портиков. Среди памятников ремесел и искусств критской цивилизации, дошедших до нас, — прекрасные фрески, замечательные бронзовые статуэтки, оружие и великолеп­ная полихромная (многоцветная) керамика. Символом вечного обновления природы, материнства, женственности была Великая богиня (Владычица) — центральная фигура минойского пантеона богов.

Важную роль в жизни Крита играла религия, там сложилась особая форма царской власти —теократия, при которой светс­кая и духовная власть принадлежала одному лицу.

Расцвет микенской (или ахейской) цивилизации приходится на XV—XIII вв. до н.э. Как и на Крите, основное воплощение куль­туры — дворцы. Наиболее значительные из них найдены в Мике-нах, Тиринфе, Пилосе, Афинах, Иолке. В этот период на смену шахтным погребениям приходит новый вид царской усыпальни­цы — толос (или купольная гробница). Самый большой из них — гробница Атрея в Микенах. Ахейцы, захватив в XV в. до н.э. Крит, переняли у минойцев письменность.

В концеXIII в. до н.э. огромная масса северобалканских вар­варских, не затронутых крито-микенской цивилизацией племен устремилась на юг. Ведущую роль в этом переселении народов играло греческое племя дорийцев. Они обладали большим преиму­ществом перед ахейцами — более эффективным, чем бронзовое, железным оружием. Именно с приходом дорийцев в XII—XI вв. до н.э. начинается в Греции железный век, и именно в это время прекращает свое существование крито-микенская цивилизация.

Культура архаического периода. Архаический период греческой истории охватывает VIII—VI вв. до н.э. В это время проходила Великая колонизация — освоение греками побережий Средизем­ного, Черного и Мраморного морей. В результате греческий мир вышел из состояния изоляции, в котором оказался после круше­ния крито-микенской культуры. Греки научились многому у дру­гих народов: у лидийцев — чеканке монет, у финикийцев — ал­фавитному письму, которое они усовершенствовали. На развитие науки и искусства оказали влияние также достижения Древнего Вавилона и Египта. Эти и другие элементы чужих культур орга­нично вошли в греческую культуру.

В VIII—VI вв. до н. э. в Греции социально-экономическое и политическое развитие достигло такого уровня, который придав античному обществу особую специфику по сравнению с другими цивилизациями древности. К этим явлениям относятся: класси­ческое рабство, система денежного обращения и рынка,полис основная форма политической организации, идеи суверенитета народа и демократическая форма правления. Наиболее крупные полисы — Афины, Спарта, Коринф, Аргос, Фивы. Важными цен­трами экономических, политических, культурных связей между полисами становятся общегреческие святилища, возникновению которых способствовало создание единого пантеона богов в ре­зультате слияния местных культов.

Однакодо античности в истории Древней Греции существова­лакрито-микенская культура. Ее центрами считались остров Крит и город Микены. Время возникновения критской культуры (или минойской — по имени легендарного царя Крита Миноса) — ру­беж III—II тыс. до н.э. Пережив периоды подъема и упадка, она просуществовала примерно до 1200 г. до н.э.

Вся жизнь наКрите сосредоточивалась вокруг дворцов, воспри­нимавшихся как единый архитектурный ансамбль. Особого вни­мания заслуживает замечательная настенная живопись внутри помещений, коридоров и портиков. Среди памятников ремесел и искусств критской цивилизации, дошедших до нас, — прекрасные фрески, замечательные бронзовые статуэтки, оружие и великолеп­ная полихромная (многоцветная) керамика. Символом вечного обновления природы, материнства, женственности была Великая богиня (Владычица) — центральная фигура минойского пантеона богов.

Важную роль в жизни Крита играларелигия, там сложилась особая форма царской власти —теократия, при которой светс­кая и духовная власть принадлежала одному лицу.

Расцветмикенской (или ахейской) цивилизации приходится на XV—XIII вв. до н.э. Как и на Крите, основное воплощение куль­туры — дворцы. Наиболее значительные из них найдены в Мике-нах, Тиринфе, Пилосе, Афинах, Иолке. В этот период на смену шахтным погребениям приходит новый вид царской усыпальни­цы — толос (или купольная гробница). Самый большой из них — гробница Атрея в Микенах. Ахейцы, захватив в XV в. до н.э. Крит, переняли у минойцев письменность.

В конце XIII в. до н.э. огромная масса северобалканских вар­варских, не затронутых крито-микенской цивилизацией племен устремилась на юг. Ведущую роль в этом переселении народов играло греческое племя дорийцев. Они обладали большим преиму­ществом перед ахейцами — более эффективным, чем бронзовое, железным оружием. Именно с приходом дорийцев в XII—XI вв. до н.э. начинается в Греции железный век, и именно в это время прекращает свое существование крито-микенская цивилизация.

Культура архаического периода. Архаический период греческой истории охватывает VIII—VI вв. до н.э. В это время проходила Великая колонизация — освоение греками побережий Средизем­ного, Черного и Мраморного морей. В результате греческий мир вышел из состояния изоляции, в котором оказался после круше­ния крито-микенской культуры. Греки научились многому у дру­гих народов: у лидийцев — чеканке монет, у финикийцев — ал­фавитному письму, которое они усовершенствовали. На развитие науки и искусства оказали влияние также достижения Древнего Вавилона и Египта. Эти и другие элементы чужих культур орга­нично вошли в греческую культуру.

В VIII—VI вв. до н. э. в Греции социально-экономическое и политическое развитие достигло такого уровня, который придал античному обществу особую специфику по сравнению с другими цивилизациями древности. К этим явлениям относятся: класси­ческое рабство, система денежного обращения и рынка, полис — основная форма политической организации, идеи суверенитета народа и демократическая форма правления. Наиболее крупные полисы — Афины, Спарта, Коринф, Аргос, Фивы. Важными цен­трами экономических, политических, культурных связей между полисами становятся общегреческие святилища, возникновению которых способствовало создание единого пантеона богов в ре­зультате слияния местных культов.

В VIII—VI вв. до н.э. зарождается греческая историография. К этому же времени относится и возникновение греческого те­атра.

Несмотря на то, что вархаический период Греция не представ­ляла собой единой страны, регулярные торговые связи между от­дельными полисами вели к формированию этнического самосоз­нания — греки постепенно стали осознавать себя единым наро­дом, отличным от других. Одним из проявлений такого самосознания были знаменитые Олимпийские игры (первые — в 776 г. до н.э.), на которые допускались только эллины.

Классический период (от рубежа VI—V вв. до н. э. до 339 г. до н.э.) — расцвет полисной организации общества. Свобода во всех сферах общественной жизни — особая гордость граждан гречес­кого полиса.

Только в IV в. до н.э. —поздняя классика, — когда греки об­наружили в жизни новые, неподвластные им грани, место вели­чия постепенно начинают занимать человеческие переживания, страсти, порывы. Эти процессы проявляются как в скульптуре, так и в литературе. Трагедии Эсхила (поздняя архаика) выражают идеи (идеальное долженствование) человеческого подвига, патриоти­ческого долга вообще. Софокл (классика) славит уже человека, причем сам он говорит, что изображает люде и, какими они дол­жны быть. Еврипид (поздняя классика) стремится показать людей такими, каковы они в действительности, со всеми их слабостями и пороками.

Цивилизация эллинизма. В последние десятилетия IV в. до н.э. наступил конец классической культуры античной Эллады. Нача­ло этому положил Восточный поход Александра Македонского (356—323 до н.э.) и массовый колонизационный поток эллинов во вновь завоеванные земли. Это привело к разрушению полисной демократии. В результате постепенно сложилась новая ступень развития материальной и духовной культуры, форм политической организации и социальных отношений народов Средиземноморья, Передней Азии и прилегающих районов. Распространение и вли­яние цивилизации эллинизма было чрезвычайно широким: Запад­ная и Восточная Европа, Передняя и Центральная Азия, Север­ная Африка. Наступилаэпоха эллинизма синтез эллинской и восточной культур. Благодаря этому синтезу возникает общий культурный язык, легший в основу всей последующей истории европейской культуры.

Культура эллинистической цивилизации сочетала в себе мест­ные устойчивые традиции с традициями культуры, привнесенной завоевателями и переселенцами, греками и негреками.

Эти изменения обусловили потребность эллинов разобраться в своем внутреннем мире. Навстречу этой потребности шли новые философские течения: киники, эпикуреизм, стоицизм (философия в Греции всегда считалась не столько предметом изучения, сколь­ко руководительницею жизни). Главным был вопрос: откуда бе­рутся зло и несправедливость в мире и как жить, чтобы сохранить хотя бы моральную, внутреннюю независимость и свободу? Даже беглое перечисление достижений культуры эллинизма показывает ее непреходящее значение в истории человечества. Эллинизм обогатил мировую цивилизацию новыми открытиями в области научных знаний и изобретательства. Достаточно назвать в этой связи имена Евклида (III в, до н.э.) и Архимеда (ок. 287— 212 до н.э.) В рамках философии зародились и получили разви­тие социальные утопии, описывающие идеальное общественное устройство. Сокровищница мирового искусства пополнилась та­кими шедеврами, как алтарь Зевса в Пергаме, статуи Венеры Милосской и Ники Самофракийской, скульптурная группа Лаокоон. Появились общественные здания нового типа: библиотека, мусейон, служивший центром работ и применения научных зна­ний. Эти и другие достижения культуры, унаследованные позднее Византийской империей, арабами, вошли в золотой фонд обще­человеческой культуры.

Достоинство греческой культуры и в том, что она открыла че­ловека-гражданина, провозгласив верховенство его разума и сво­боды, идеалы демократии и гуманизма. Истории неведомы более выдающиеся открытия, ибо для человека нет ничего более цен­ного, чем сам человек.

Принято считать, что собственно греческий период античной истории заканчивается падением под натиском римлян г. Коринфа в 146 г. до н. э.

Культура Древнего Рима

Древнеримская культура — совокупность достижений в облас­ти духовной и материальной культуры Римской республики (V—I вв. до н.э.) и Римской империи (I в. до н.э. —V в. н.э.). По­нятие древнеримской культуры в узком смысле слова относится только к культуре римской Италии, -а в широком — к культуре объединенного римлянами Средиземноморья.

Древнеримская цивилизация прошла сложный путь развития от культуры римской общины города-государства, впитав культур­ные традиции Древней Греции, испытав влияние народов древ­него Востока. Римская культура стала питательной почвой куль­туры романо-германских народов Европы. Она дала миру клас­сические образцы военного искусства, государственного устройства, права, градостроительства и многое другое,

Историю Древнего Рима принято делить на три основных пе­риода: царский (VIII — начало VI вв. до н.э.); республиканский и общество должны идти на самоограничение. Человек, забывший об интересах общества, и правитель, забывший об интересах граж­дан, — не римляне, а варвары. Противоположностью варварства является культура, и потому самое главное в Римской республи­ке то, что она — государство культуры.

Взаимодействие греческого и римского элементов в культуре со­здали европейскую цивилизацию, европейца как культурный фено­мен: единство слова и дела, идеи и воплощения, теории и прак­тики, гармонии и пользы — вот то драгоценное наследие антич­ности, которое, чем дальше, тем больше, привлекает к себе восхищенные взоры.

Именно от античности нынешние европейская и американская цивилизации унаследовали:

основы современных наук, хотя их отдельные элементы нача­ли формироваться еще в более древних обществах — у шумеров, на территориях нынешнего Египта, Китая и Индии; основные эстетические формы, о чем свидетельствует общий стиль совре­менного западного искусства и архитектуры по сравнению с от­нюдь не похожими на них восточными образцами; основные нор­мы государственности и права, до сих пор составляющие теоре­тический фундамент западной демократии с ее разделением властей, выборностью, равенством граждан перед законом и т.п.;

основные нравственные нормы и основную религию —христиан­ство, возникшее в условиях кризиса античной цивилизации.

Читайте также: