Восточная европа в античности кратко

Обновлено: 02.07.2024

Крушение Римской империи положило начало феодальной исторической эпохе. Несмотря на многообразие подходов, большинство историков считает, что через феодализм прошла не только Европа, но также арабские государства, Индия, Иран, Китай, Турция, Япония и т. д. На феодальный период приходится и возникновение Древнерусского государства, российской цивилизации.

Франция стала страной классического феодализма. На основе феодального землевладения возникла сложная иерархическая лестница, или феодальная пирамида, во главе которой стоял король. Он первоначально считался верховным собственником всей земли в государстве. Ему подчинялись крупные светские и духовные феодалы — герцоги, графы, архиепископы, епископы и аббаты больших монастырей. Они считали короля лишь первым среди равных (пэров — от лат. равные) и были полными хозяевами на своих территориях. Крупным феодалам подчинялись средние — бароны и виконты, а последним подчинялись рыцари, включая так называемых однощитных. Феодалы в соответствии с местом в иерархии являлись вассалами своего сеньора: шли вместе с ним на войну, выкупали его из плена, выполняли различные судебно-административные функции и т. д.

Сеньоры, или бароны, владели 20-30 деревнями. Каждый из них был господином в своем владении, жил в замке (крепости) вместе с домочадцами и воинами.

Основная масса французских крестьян в VIII—IX вв. была закрепощена. Крестьяне (сервы) вели свое хозяйство на земле феодала, фактически являлись арендаторами этой земли. Поэтому они обязаны были работать на собственно господских землях при помощи своего рабочего скота и своих сельскохозяйственных орудий. Без разрешения хозяина крестьянин не мог жениться, переменить место жительства, передать кому-либо свое имущество. Эти обязательства составляли суть крепостного права. Сеньоры обременяли крестьян различными повинностями и монопольными правами, например крестьяне были обязаны молоть зерно только на господской мельнице, печь хлеб только в господской печи и давить виноград только господским прессом. Это была система баналитетов. Но господин не мог разлучить крестьянина с семьей, продав его. Лично свободные крестьяне — вилланы — составляли все уменьшавшуюся часть крестьянства.

В Германии процесс феодализации происходил медленнее. Государственная централизация, как правило, совпадала с моментами большой внешнеполитической активности. В первой трети X в. все германские герцогства составили одно королевство, которое стало называться Тевтонским по имени одного из германских племен. Немецкие короли стремились занять земли полабских славян (бодричей и лютичей). Оттон I захватил Северную и частично Среднюю Италию, в 962 г. короновался в Риме императором. Однако завоевания германских правителей были непрочными, требовали постоянных новых затрат, ослабляли государственность.

Многие деревни, особенно расположенные удобно в географическом отношении, постепенно разрастались и превращались в города. Для защиты от нападений жители насыпали вал и воздвигали башни. Такие защищенные места стали называть городами, а жителей — горожанами. Горожане были крепостными того господина, который изначально владел деревней. Свободны были только рыцари. Но со временем среди горожан появились купцы и ремесленники. Они зарабатывали деньги и покупали у своего господина право на самоуправление.

Варварские королевства. Государство франков

В политическом плане вторая половина 1 тысячелетия н. э. стала временем интенсивного государственного строительства, результаты которого во многом сохранились на современной политической карте мира 1 .

Важную роль в этот период играли германцы. Они жили на территории, которую занимает современная Германия. Римляне считали их варварами. Германцы умели возделывать землю и разводить скот. Но не умели ни читать, ни рисовать, ни строить городов. Жили они в селениях, в деревянных постройках. Германцы с вожделением смотрели на Рим, мечтая поживиться за счет его богатств.

Готы, разделившиеся на остготов (восточных готов) и вестготов (западных готов), были одним из крупных германских этносов. В 375 г. они вынуждены были покинуть свои территории, так как подверглись мощному давлению со стороны других варваров — гуннов. Гунны пришли из Азии и, истребляя все на своем пути, вторглись в пределы Римской империи.

Сначала императоры Римской империи вели войну с готами, но затем они приняли их на службу. Это было опасное решение. В 410 г. король вестготов Аларих восстал против римлян и разграбил Рим. Следующий вестготский король поселился со своим народом в южной Галлии и северной Испании. Эта страна стала называться королевством вестготов. Таким образом, первое варварское государство вестготов образовалось в юго-западной Франции и в Испании, между рекой Гаронной и горными массивом Пиренеев. В 419 г. это государство было признано Византией.

Римские императоры были вынуждены отозвать из Галлии солдат на защиту основных территорий. Никто уже не охранял переход через Рейн. Этим воспользовались два германских народа, которые вторглись в Галлию. Бургунды поселились в долине Соммы и на Юре, они заняли долину реки Роны. Эта страна стала герцогством Бургундским. Бургунды были высокого роста и уже исповедовали христианство.

1 См.: Уоллес-Хедрилл Д. М. Варварский Запад: Раннее Средневековье, 400-1000. СПб.: Евразия, 2002.

Франки жили небольшими общинами на территории современной Бельгии. Римские императоры приняли их на свою службу. Хлодвиг, глава одной из общин, сделался королем франков, завоевал всю Галлию, которая стала называться королевством франков.

Остготы поселились в Италии в 480 г. и основали королевство остготов. Их король Теодорих (правил в 480-526) был другом римлян и управлял Италией по примеру древних императоров.

На Балканском полуострове в 395 г. Восточная Римская империя стала самостоятельным государством.

В 508 г. германское племя лонгобардов перешло Альпы и поселилось в долине реки По. Возникло королевство лонгобардов. Эта провинция с тех пор носит название Ломбардия.

На протяжении двухсот лет в Западной Европе произошли большие перемены. На смену Римской империи пришло несколько варварских королевств. Германцы, пришедшие с севера, стали утрачивать свой варварский характер. У римлян цивилизация потеряла ряд своих былых достоинств. Римляне уже не сооружали грандиозных дорог и памятников. Часть земель перестала обрабатываться и покрылась лесом.

Германцы были язычниками и были весьма привязаны к своей религии. С вступлением в пределы Римской империи они обратились в христианство. Христианами стали готы, вандалы, бургунды и лангобарды. В 496 г. Людовик крестил франков. В варварских королевствах стали повсеместно признавать римского епископа, называемого папой. В конце VI в. миссионеры обратили в христианство англосаксов.

Меровинги и Каролинги

Первой королевской династией во Франкском королевстве (конец V в. — 751 г.) стали Меровинги. Название династия получила по имени полулегендарного основателя рода — Меровея. Наиболее выдающимся представителем был Хлодвиг I.

Меровингов сменили Каролинги. Первым королем был Пинии Короткий, но свое название династия получила по имени Карла Великого, старшего сына Пипина Короткого.


Рис. 2.10. Памятник Карлу Великому у Собора Парижской Богоматери в Париже

ИСТОРИЯ В ЛИЦАХ

КАРЛ ВЕЛИКИЙ (742-814) в 768 г. стал франкским королем. Он подчинил себе многие территории и народы Западной Европы (саксов, баваров, лангобардов и др.) от Атлантического океана до Карпат, от Ла-Манша до Средиземного моря и Балканского полуострова: современная Франция (кроме Бретани), Бельгия, Голландия, Швейцария, западная часть Германии, большая часть Италии, Корсика, Балеарские острова, северо-восточная часть Испании. Разгромил аваров, воевал с датскими норманнами, с арабами, западными славянами, размежевал территории с Византией.

Карл Великий владел латинским языком. Был знаком с греческим языком, с церковной и светской литературой. Знал труды по математике, астрономии и теологии. Следил за достижениями в материальной и духовной культуре Византии, Багдадского халифата. Сохранял римское культурное наследие. Он создал ученый кружок при дворе, названный академией, куда приглашались многие образованные люди.

Карл Великий был набожным, считал своим долгом защищать святую церковь от язычников, покровительствовал папству, осуждал византийское иконоборчество. В Рождество 800 г. Папа Лев III возложил на Карла корону Римской империи.

Карл Великий стремился укрепить политическое, экономическое и духовное единство своего обширною государства. При нем в хорошем состоянии поддерживались дороги, обеспечивалась безопасность передвижения по ним. Государство покровительствовало сельскому хозяйству, ремеслу, городам, внутренней и международной торговле. От императора исходила инициатива составления законов. В их подготовке участвовал широкий круг лиц. Представители императора контролировали деятельность местных властей, порядок несения воинской службы, выполнение общественных работ, поднесение ежегодных даров императору и т. д. Забота о науках и искусствах, о создании и расширении школьного образования, о процветании богословия и изготовлении книг позволяет историкам говорить о «каролингском возрождении

Властные традиции и институты в государствах Восточной, Центральной и Северной Европы в раннем Средневековье; роль военного вождя

После крушения Римской империи на протяжении почти тысячелетия на территории Европы правила жизни людей определялись мечом и крестом.

В Европе становилось все теснее. В ее восточной части, в местах расселения многочисленных славянских племен, происходили сложные политические и социально-экономические процессы.

В 830 г. появилось Моравское государство (на территории современной Чехии). Оно подверглось мощному нажиму со стороны германцев с запада и кочевников угров с востока. Угры (венгры, мадьяры) пришли в Венгерскую долину еще в начале IX в., а в 896 г. создали Венгерское государство 2 .

Часть Моравской державы сохранила свою независимость. В XI в. чешский князь принял титул короля. В 960 г. славянские племена, проживавшие по рекам Висле и Одеру, образовали большое Польское государство. В VII—IX вв. приобрело значительную мощь Болгарское государство.

В 829 г. потребности обороны обусловили объединение англо-саксонских королевств — Нортумбрии, Мерсии и Уэссекса — в единое государство, которое с этого времени стало называться Англией. IX в. прошел в борьбе англосаксов против датского влияния. Одновременно шел процесс феодализации. На землях военнослужилого сословия (тэны) и крупных землевладельцев (эрлы) становилось все больше зависимых работников. Сокмены считались лично свободными, но в судебном отношении зависели от землевладельцев. Гениты, владея землей, платили своему лорду оброк и несли небольшую барщину. Гебуры сидели на господской земле и были обязаны отрабатывать барщину 2-3 дня в неделю в течение года. Коссетли (коттеры) за пользование небольшим участком несли постоянную барщину и другие тяжелые повинности. Единое государство, возникшее у англосаксов, стояло на страже интересов землевладельцев.

1 См.: Сидоров А. И. Отзвук настоящего: историческая мысль в эпоху каролингского возрождения. СПб.: Гуманитарная Академия, 2006.

2 Краткая история Венгрии. С древнейших времен до наших дней. М.: Наука, 1991. С. 13-19.

Британские острова были не единственным объектом экспансии викингов (норманнов) — воинственных предков датчан, шведов и норвежцев. По рекам Эльбе, Везеру и Рейну они проникали в глубь Германии. Со стороны Ла-Манша, Бискайского залива и Средиземного моря нападали на Францию. В 885-886 гг. норманны в течение 10 месяцев осаждали Париж, но не смогли его захватить. В начале X в. в устье Сены норманны основали герцогство Нормандия. Впоследствии они быстро утратили свой язык, восприняли местные диалекты и слились с французским населением.


Рис. 2.11. Ладья древних викингов. Натурный музей в Норвегии

Но в 1066 г. герцог нормандский Вильгельм завоевал Англию, которая вместе с Нормандией была одним из важнейших государств в Европе.

Выходцы из Нормандии в XI в. прошли через Гибралтар в Средиземное море и, завоевав Южную Италию и Сицилию, основали там ряд графств и герцогств (Апулия, Калабрия, Сицилия и др.).

Активные внешнеполитические акции требовали объединения сил самих викингов. Уже в VIII в. король (конунг) Гаральд Боевой Зуб объединил всю Данию и часть юга Скандинавии. Во второй половине X в. датское королевство вело войны с племенами пруссов и поморских славян. В Дании стало распространяться христианство. При короле Кануте (правил в 1017-1035) власть Дании распространилась на Англию и Норвегию.

Объединение Норвегии произошло при Гаральде Прекрасноволосом около 872 г. Во второй половине X в. развернулась христианизация. После распада державы Канута Норвегия стала полностью самостоятельной. Раумы, рюги, хорды, тренды, халейги и другие мелкие племена консолидировались, стали норвежцами.

Геты (еты) и свей в начале XI в. под руководством конунга Олафа Шетконунга создали раннефеодальное шведское государство, одновременно приняв христианство.

Византия — мост между эпохами и цивилизациями

На протяжении феодальной эпохи глобальная мобильность, мощные перемещения значительных масс людей играли чрезвычайно важную роль.

На территории Римской империи сформировалась нс только западная средневековая христианская цивилизация, но и византийская цивилизация. Восточные римские провинции — Балканский полуостров, Малая Азия, Ближний и Средний Восток, Египет побывали в самых разных руках. В V-VII вв. начинается расселение славян из Центральной Европы на юг и восток. Объединение восточнославянских племенных союзов со временем привело к возникновению восточной (русской) средневековой цивилизации. К началу VII в. булгары преодолевают огромное расстояние из степей Евразии на Балканский полуостров, где смешиваются со славянами, отвоевывают часть земель у Византии и основывают Болгарское царство. В бассейне Балтийского (Варяжского) моря в VIII-XI вв. господствуют викинги. В Китае и Индии продолжается бесконечная борьба за власть, которая прерывается внешними вторжениями.

Византий, древний город на европейском берегу пролива Босфор, отделяющего Европу от Азии, был основан греками в 660 г. до н. э. В 330 г. н. э. он стал именоваться Константинополем по имени выдающегося императора Восточной Римской империи, сделавшего христианство официальной государственной религией на подвластных ему территориях. В 395 г. Константинополь стал столицей фактически сформировавшегося государства, а после падения Рима в 476 г. и до собственного падения под ударами турок в 1453 г. являлся центром Византии. Византию часто называли Романия, а ее жителей — ромеями (римлянами). Тем самым обозначалась преемственность между погибшей Римской империей и новым государством. В этническом отношении жители Византии были по преимуществу греками, но в разное время в границах Византии находились многие народы. Русские называли Константинополь Царьградом. Турки, переименовав его в Стамбул, на период с 1453 по 1923 г. сделали бывший Константинополь своей столицей.

Константин I Великий (285-337) Миланским эдиктом от 313 г. провозгласил свободу вероисповедания, что означало прекращение преследований в отношении христиан. Церкви было возвращено все ее имущество. В 325 г. Константин Великий созвал Первый Вселенский Никейский собор, который осудил ересь ариан и принял Символ Веры. Так христианство стало государственной религией.

Византийская цивилизация прошла сложный и противоречивый исторический путь. В IV—VII вв. происходил постепенный переход от античности к Средневековью. При императоре Юстиниане I (правил в 527-565) была ненадолго фактически восстановлена Римская империя. Византия в это время включала в себя Балканский и Малоазийский полуострова, часть Месопотамии, Армении, Сирию, Палестину, Египет, острова Крит и Кипр, Херсонес в Крыму и Лазику на Кавказе. В IV-VI вв. крупнейшими городами империи были Александрия, Антиохия (в Сирии), Эдеса (в Месопотамии), Тир и Бейрут (в Финикии), Эфес, Смирна, Никея (в Малой Азии), Фессалоники и Коринф — в европейской части. В общей сложности территория составляла около 750 тыс. кв. км. Численность населения, по подсчетам историков, достигала 30-35 млн человек. Среди них были сирийцы, евреи, армяне, грузины, копты, жившие в Египте, греки, составлявшие большинство жителей Византии. Латинский язык долгое время оставался государственным. В VII в. его сменил греческий язык. В первый период собственно византийской истории христианство повсеместно вытеснило языческую культуру. В 532-537 гг. Анфимий из Трал и Исидор из Милета построили в Константинополе храм Святой Софии, ставший символом политического и идейного единства Византийской империи.

В 1204 г. Константинополь был разгромлен рыцарями во время четвертого крестового похода. Воины христовы вместо тягот дальнего похода против сарацин предпочли разграбить богатый христианский город. Следует учесть, что руками рыцарей венецианские купцы, которые направляли этот крестовый поход, устранили своего торгового конкурента.

Крестоносцы создали Латинскую империю со столицей в Константинополе. В сложную по составу государственную систему наряду с непосредственными владениями императоров вошли Фессалоникийское королевство, Ахейское княжество, Афинское герцогство и др. Вместе с конфедерацией рыцарских княжеств образовались Эпирское царство, Трапезундская империя и Никейская империя. Император

Михаил VIII в 1261 г. в последний раз объединил византийские земли вокруг Константинополя. Последний период истории Византии был тяжелым. Ресурсы страны истощали гражданские войны, засилье итальянских купцов, войны против Болгарии, Сербии и Турции. 29 мая 1453 г. во время штурма Константинополя турками-османами погиб последний византийский император Константин XI Палеолог. В 1461 г. турки завоевали Трапезунд. Тысячелетняя история византийской цивилизации завершилась.

ИСТОРИЯ В ТАБЛИЦАХ. ПОЛИТИЧЕСКИМ СТРОИ ГОСУДАРСТВ ОТ ДРЕВНОСТИ ДО НОВОГО ВРЕМЕНИ

Восточноевропейские государства имеют долгую и непростую историю становления. Активное заселение различными народностями начало происходить на рубеже 2-1 веков до нашей эры. Историки связывают это с началом использования обработки железа, что позволило повысить экономическую производительность.

Первыми поселенцами на восточной территории Европы были киммерийцы. По словам древнегреческого историка Геродота, они заселяли преимущественно Приазовье. Также для этих мест характерны названия населенных пунктов, например: Киммерийский Боспор, область Киммерия или переправы Киммерийские. Археологами обнаружены захоронения киммерийцев, умерших в результате конфликтов на Днестре со скифами.

В степях и лесостепях жили ираноязычные и индоевропейские племена – скифские народы и сарматы. В лесах основались протобалтийские и праславянские народы, а ближе к северной территории восточноевропейской стороны проживали финно-угорские народности.

В 8 веке до нашей эры восточноевропейская территория заинтересовала греков. Территории скифов постепенно захватывались греческими колонистами. Появилось множество колоний, основным преимуществом пользовались торговые города Фанагория, Херсонес, Феодосия, Ольвия и другие. Они располагались вдоль Черного моря и Керченского пролива и имели удобный торговый путь. Впоследствии греки объединили свои колонии в Боспорское царство. Античные города-государства принесли в восточную Европу свою культуру, материальные и духовные ценности, оказывали влияние на экономическое развитие.

Племена, населявшие древнюю Восточную Европу, не имели собственную письменность, исключением были племена готов. Об историческом развитии этих территорий можно судить только по произведениям авторов античности и археологическим находкам и иследованиям.

Скифы, проживающие на севере от Черного моря, вели успешную торговлю с греческими колониями. В основном скифы поставляли на рынок продукты земледелия и скотоводства. Развивались и множество различных ремесел. В 7-5 веке до нашей эры они населяли территорию Кубани, побережье реки Дон, а также проживали в Тамани.

В 3-2 веке до н. э. народы сарматов постепенно вытесняют скифов с территории бассейна Дона до низовьев побережья Дуная. Во 2 веке Причерноморская и Прикаспийская территория практически полностью принадлежала племенам стали сарматы.
В то же время на территории скифов периодически совершали набеги германские племена, называющие себя готами. Продвижение племен готов 2-4 веков нашей эры на север побережья Черного моря из Скандинавии, позволило им подчинить и присоединить к себе территории склавинов, антов и венетов. В 4 веке нашей эры, во главе с вождем Германарих, германские народы готов смогли занять почти всю восточную территорию Европы. В то время в державу племен готов входило множество различных народов: славянские, сарматские и фракийские племена.
С 1 век до н. э.- 4 века н. э. произошло переселение народов Евразии, которое впоследствии назвали великим. Оно затронуло славянские, германские, тюркоязычные и иранские народы, расселившиеся по евразийской территории. Переселение племен позволило перейти из античной цивилизации к средневековому обществу и полностью сменило этническую карту Европы.

Царство готов заняли гунны – народы из монгольской степи. Тюркоязычные племена долгое время оставались кочевниками. С 4 по 5 век эти племена вели военные действия. Центром гуннов считался Паннония (Венгрия). В их державе проживали и германские и славянские народности. Но со смертью вождя Атиллы в 454 году нашей эры царствование гуннов распалось на две части: одни основались в Причерноморье, другая часть ушла дальше на восток.

В 7 веке на территории Северного Кавказа, Нижней и Средней Волги, Крыма и Приазовья появилось Хазарское государство. Самыми крупными городами считали Беленджер, Итиль, Семендер и Таматарха. В основном они использовали в своей деятельности торговые пути и занимались торговлей рабами.

Позже появилась Волжская Булгария, состоящая из финно-угорских племен и булгарских народов. После нападения монголо-татар в 1236 году, булгары стали постепенно исчезать с побережья Волги.

В 9 веке между Доном и Днепром жили печенеги, воевавшие с Русью и хазарами. Князь Игорь с печенегами пошел на Византию, но после конфликта между народами началась длительная война. В 1019 и 1036 годах после ударов на печенегов Ярославом Мудрым, они стали вассалами Руси.

В 11 веке пришли половцы, ранее проживавшие в Казахстане. Совершая набеги на караваны торговцев, они смогли завоевать территории от Днепра к Волге. От их власти страдала как Русь, так и Византия. После поражения в битве с Владимиром Мономахом, половцы отступили за Волгу дальше Урала и Закавказья.

Исследования археологов дают основания утверждать, что племена, проживающие на восточной территории Европы в древности, занимались обрабатыванием земель. На раскопках были найдены колосья различных злаковых растений. У народов Европы также было развито скотоводство и рыболовство. Постепенно развивалось ремесло. Разнообразие народов, населявших эти территории, повлияло на развитие культуры, духовные и материальные ценности.


Период IV в. до н.э. – III в. н.э. – это эпоха грандиозных изменений в Северном Причерноморье, когда здесь происходит широкое расселение кочевых сарматских племен, их взаимодействие с оседлым населением, расцвет позднескифского государства, и ощущается влияние Римской империи.
В IV–III веках до н.э. территория сарматов простиралась от Южного Приуралья до Нижнего Поволжья и Дона. С III–II века до н.э. основная масса сарматов переходит Дон и вторгается в Скифию, постепенно завладевая скифскими кочевьями. Соседство с городами Боспора придало яркую античную окраску культуре кочевников, о чем свидетельствует скопление богатых сарматских курганов в Прикубанье. Скифское население сохранилось лишь в Крыму и Нижнем Приднепровье, сочетая в своей культуре скифские, сарматские и античные элементы.
В Крыму и Нижнем Приднепровье в III веке до н.э. – III веке н.э. существовало позднескифское государство Малая Скифия. Столица царства – город Неаполь Скифский – находился на территории современного Симферополя. В зале представлены предметы из раскопок могильника этой эпохи Бельбек IV.
В витринах зала выставлены разнообразные археологические находки из богатых захоронений: украшения, предметы вооружения, предметы быта, детали конской упряжи, дорогая посуда. В центре зала находится мраморный саркофаг, обнаруженный в склепе кургана у станицы Таманская в Краснодарском крае.
В интерьере зала воссоздан ступенчатый свод склепа из кургана Куль-Обá в Крыму (IV век до н.э.), построенный в греческой традиции для скифского царя, а также живописные сцены укрощения коня со знаменитой вазы из кургана Чертомлык, найденной русским археологом И.Е.Забелиным.

Тематическая структура зала






В элитных захоронениях сарматской знати, обнаруженных в Прикубанье, помимо выдающихся предметов искусства, были найдены и самые обыкновенные бытовые предметы: детали одежды, орудия труда, посуда и многое другое.

В конце I в. до н. э. – начале I в. н. э. на территории Западного Поволжья появляются новые группы населения, материальная культура которых наиболее ярко представлена в Андреевском кургане. Это монументальное сооружение диаметром 30 м было воздвигнуто над семью, в основном, воинскими погребениями, совершенными по обряду трупоположения в глубоких ямах, часто с перекрытием. В насыпи кургана обнаружено еще сорок пять впускных захоронений. Мужские погребения содержали много оружия (мечи, копья, берестяные колчаны со стрелами), характерное для сарматов конское снаряжение, кольчуги, шлемы, а также шкуры коней с конечностями. Женские захоронения были произведены в традиционных костюмах с обилием металлических украшений, близких наборам из памятников пьяноборской культуры Прикамья и бассейна р. Вятки. Особенностью памятника являются находки вещей римского производства – фибулы-застежки, бусы, металлическая посуда. Изначально Андреевский курган был возведен как некрополь военизированного отряда, а впоследствии использовался в качестве кладбища для пришедшей вместе с отрядом общины. Памятники, подобные Андреевскому кургану, в настоящее время известны и на территории Республики Марий Эл (Писеральский могильник), и в Нижегородской области. Отдельные находки, характерные для этих памятников, обнаружены также в Чувашии, Москворечье и на Верхней Оке. По впервые открытым в Западном Поволжье могильникам I–III вв. н.э. круг этих памятников называют андреевско-писеральским. Ряд исследователей, несмотря на не установленные пока границы территории их распространения, считает возможным называть яркую и самобытную культуру оставившего их населения андреевской. Ее происхождение связывают с Южным Приуральем.

Наряду с оружием, конским снаряжением и женскими украшениями погребения Андреевского кургана содержали бытовой инвентарь. В большинстве своем он представлен керамической посудой в виде невысоких плоскодонных горшков со слабо отогнутым венчиком или баночной формы, изготовленных вручную. Изредка встречались фрагменты деревянной посуды, которая, как любая органика, плохо сохранялась в культурных отложениях. Почти в каждом мужском захоронении были ножи с горбатой или серповидной спинкой, реже встречались точильные бруски и всего дважды были обнаружены глиняные пряслица для утяжеления веретена в процессе прядения. Все они изготавливались местным населением. Наибольший интерес вызывает импортная посуда – италийская бронзовая чаша и котелок римского производства.

Нередко в древних обществах многие предметы выполняли не только утилитарную роль, но и имели какие-либо религиозно-магические функции. К таким вещам у сарматов можно отнести бронзовые зеркала и костяные ложки. Последние часто имели зооморфные украшения и, возможно, являлись ритуальными предметами, связанными с культом огня и жертвоприношениями огню.

Предметы быта, найденные в памятниках позднескифской культуры, например, в таком, как могильник Бельбек IV, нередко сочетают в себе и варварские, и античные черты, что говорит о тесных связях с населением античных городов, в частности, Херсонеса.

Украшения и детали костюма в зарубинецкой культуре представлены самыми разными вещами: это пряжки, булавки, фибулы, бусы, браслеты и многое другое. Среди украшений есть вещи, характерные исключительно для этой культуры, например, фибулы с треугольным щитком (так называемого зарубинецкого типа). Нередко они украшались еще и орнаментом. Встречаются и импортные вещи: бусы, латенские фибулы и т.д.

К предметам быта у сарматов Северного Причерноморья можно отнести в числе прочих сосуды, которые служили для приготовления и хранения пищи. Это и массивные литые бронзовые котлы, изготовленные в местных мастерских, и изящные бронзовые ковши – предметы импорта италийской работы.

В повседневной жизни сарматы использовали множество вещей, среди которых были и детали одежды и обуви (пряжки, фибулы, застежки), и орудия труда (пряслица, ножи, оселки), и посуда для приготовления и хранения пищи (котлы, горшки, кувшины, миски).

Детали одежды и обуви, которые встречаются при раскопках некрополей римского времени Юго-Западного Крыма – это разнообразные бронзовые и серебряные пряжки, застежки, фибулы, детали ременной гарнитуры. Все они нередко несут в себе черты античного влияния. Чисто импортными изделиями были провинциально-римские фибулы-броши и бронзовые ажурные пряжки.

Представители зарубинецкой культуры при выборе мест для совершения погребений обычно предпочитали высокие берега рек. Могильники в низинах и поймах рек располагались весьма редко. Относительно поселений могильники располагались по-разному: некоторые находились в непосредственной близости, а другие – на существенном расстоянии (более 1 км). В Припятском Полесье могильник и поселение могли занимать одну и ту же дюнную возвышенность. Умерших хоронили в грунтовых бескурганных могильниках. Подавляющее большинство погребений совершено по обряду кремации, но в каждом локальном варианте зарубинецкой культуры имелись свои особенности. Случаи нарушения одной могилы другой редки, что может косвенно свидетельствовать о наличии опознавательных знаков на поверхности. Кроме того, на территории некоторых могильников были зафиксированы ямки от столбов, которые могли отмечать местоположение погребений.

Столица Позднескифского царства, Неаполь Скифский, расположенный на территории современного Симферополя, исследовался многими поколениями ученых. Обширные материалы из раскопок этого города хранятся в Историческом музее. Среди них – большая коллекция фрагментов расписных штукатурок из общественных зданий Неаполя, многочисленные находки на территории городища и некрополя, в том числе, серебряная тарелка царицы Гипепирии.

С III–II вв. до н.э. основная масса сарматов переходит р. Дон и вторгается в Скифию, постепенно занимая скифские кочевья. Скифское население сохранилось лишь в Крыму и Нижнем Приднепровье, сочетая в своей культуре скифские, сарматские и античные элементы. В Крыму и Нижнем Приднепровье в III в. до н.э. – III в. н.э. существовало позднескифское государство Малая Скифия. Столица царства – город Неаполь Скифский – находился на территории современного г. Симферополя. В витрине уделено внимание политической истории этого государства, а также архитектурным памятникам его столицы. Здесь также показаны памятники населения Позднескифского царства, так называемой позднескифской культуры, соединившей в себе многие черты различных культур – таврской, сарматской, скифской, тесно связанной с античным населением Херсонеса. Демонстрируются богатые и разнообразные материалы могильников Юго-Западного Крыма из раскопок Исторического музея.

К первой из таких проблем относится вопрос о том, с какого времени вообще можно говорить о начале античной эпохи в Европе и о роли в это время восточных контактов и восточных влияний, с одной стороны, племенного мира - с другой, поскольку взаимоотношения античных обществ и племенного мира во все апохи играли то большую, то меньшую, но всегда значительную роль.

Видимо, началом истории античной Европы можно считать возникновение на Европейском континенте среди безбрежного моря племен первых классовых обществ, создавших свои более или менее высокие культуры. Таковыми были царства Ахейской Греции и позже Тартесское царство на юге Иберийского полуострова, хотя значение последнего было неизмеримо меньше. Влияние Финикии, Финикийских колоний (наиболее значительной из них был Гадир, римский Гадес, современный Кадикс, основанный около 1100 г. до н. э.) на племена юга Испании не подлежит сомнению. Следы его в разных областях жизни сохранялись до романизации этой области. Сложнее вопрос с Ахейской Грецией. Одни исследователи подчеркивают ее контакты с Востоком н видят восточное влияние в ее искусстве, религии, в самой организации дворцового хозяйства во II тыс. до н. э. и роли дворцов в экономической и политической жизни, сходной с такой же организацией на Востоке. Другие авторы, напротив, считают, что ахейские греки от Востока почти ничего не заимствовали, создали своеобразную культуру, творцы которой, свободные общинники, ремесленники, художники, носители научных знаний, были гораздо менее, чем на Востоке, зависимы от царей, что и сказалось в ином духе созданных ими памятников. Археологические памятники показывают широкие связи и влияние Ахейской Греции на племенной мир Европы. Оно прослеживается на севере Балканского полуострова, на юге Испании, на юге Италии, где было основано несколько колоний, в Лации, где согласно традиции, подтверждаемой археологией и лингвистикой, на месте будущего Рима поселились выходцы из Аркадии во главе с царем Евандром, принесшие некоторые заимствованные римлянами культы и некоторые сельскохозяйственные навыки. Контакты Ахейской Греции, ее влияние были первым соприкосновением классовых обществ Европы с ее племенным миром.

Суждения по поводу контануитета и дисконтинуитета в обоих случаях перекликаются с существенной для всей истории античной Европы проблемой соотношения создавших высокие цивилизации классовых обществ с племенным миром, лимитов и предпосылок культурного заимствования, взаимовлияния культур. Как известно, эта проблема одна из цеитральных в культурологии и вызывает самые различные суждения - от отрицания возможности заимствований одной культуры у другой (исключение иногда делается для заимствований из области техники) до признания значительной роли культурных взаимовлияний как в обществах, существующих одновременно, так и сменяющих друг друга. История античного мира, и в частности Европы, дает широкие возможности для изучения этой проблемы как на материале взаимопроникновения высокоразвитых культур - восточных, греческой, римской, так и этих культур и культур племенного мира, синхронных и диахронных. Связи высоких культур и племенного мира проходят красной нитью через всю историю античной Европы, начиная от контактов Ахейской Греции и Тартесса с окружающими племенами, а затем влияния Греции и Рима на пришедшие им на смену народы.

Самый племенной мир Европы не был однороден ни этнически, ни по уровню развития. Одни племена находились на стадии первобытнообщинного строя, экономика их была примитивной, еще не была достигнута, полная оседлость, перемещение с одних мест на другие сопровождалось военными конфликтами, племенные союзы быстро распадались. У других, уже полностью оседлых племен первобытнообщинный строй разлагался: росли производительные силы, ремесло отделялось от земледелия, выделялась родо-племенная знать, появлялись вожди, заводившие свои дружины, подчинявшие соседние племена. Союзы племен, часто объединявшиеся вокруг общих святилищ, становились более прочными. Наряду с поселениями земледельческих общин, строившихся на смешении кровно-родственного и территориального принципа, возникали и поселения типа ранних укрепленных городов, где жили ремесленники, организовывались ярмарки, селилась уже накопившая большие, чем рядовые соплеменники, богатства знать, стремившаяся подчинить и эксплуатировать простой народ, У одних племен сохранялась примитивная царская власть, у других - она сменялась правлением родо-племенной знати. Большую роль начинали играть жрецы, руководители культа, хранители тайных религиозных доктрин, а отчасти и практических знаний по астрономии, медицине и т. п. Так формировались сословия жрецов, знати и простого народа, предшествовавшие образованию классов; но большинство сосуществовавших с античными обществами племен, за исключением части фракийцев, до стадии становления классового общества и государства еще не дошли.

Античные гражданские общины были первыми в мировой истории демократиями, и возникли они как в Греции, так и в Риме в результате борьбы народа (греческого демоса, римского плебса) против родовой знати, пришедшей к власти после уничтожения власти царей. Победы демоса и плебса, обусловившие рождение античной демократии, ярчайший пример роли народных масс в историческом процессе, пошедшем здесь по другому пути, чем у большинства других народов, стоявших на той же ступени общественного развития. А этот своеобразный путь обусловил и своеобразие греческой и римской культур, постепенно слившихся в одну греко-римскую, античную культуру, основу позднейшей европейской культуры. Ее отличал в первую очередь, так сказать, светский характер, так как при всем значении почитания богов в античном мире не религия, а само общество санкционировало существующий социальный строй и его этику, а значит, не возникала и некая обязательная, якобы освященная богами догма. Мышление, поиски научного, философского осмысления мира, дискуссии о наилучшем устройстве общества ничем не были стеснены, а активная политическая, гражданская жизнь развивала умение логически рассуждать, познавать психологию людей, человеческую природу, видеть в человеческой деятельности, в человеческой личности ценность, ставшую центром в философии, литературе, искусстве.

Но конституирование античной гражданской общины имело и другое следствие. Запрет порабощения граждан и обеспечение, по крайней мере на первых порах, граждан средствами к существованию (землей за счет установления земельного максимума, выведения колоний, аренды общественных земель, заработками на общественных строительных работах, различными субсидиями и т. п.) снизили крайне возможность эксплуатации сограждан, так что постепенно возраставшая потребность в дополнительном труде могла удовлетворяться только за счет рабов-иноплеменников. Так возникло античное рабовладельческое общество, рабовладельческое не только потому, что там было много рабов (попытки подсчитать количество рабов в разных регионах и в разные эпохи дают лишь очень гипотетические результаты), а потому, что по крайней мере в эпоху расцвета античного мира, рабы были столь же необходимым условием его функционирования, как зависимое крестьянство при феодализме, пролетариат при капитализме независимо от его численности.

Таковы некоторые наиболее важные проблемы, стоящие перед исследователями истории Европы в античную эпоху, проблемы, еще не нашедшие общепризнанного решения, но по возможности освещенные авторами предлагаемых разделов данного тома.

Читайте также: