Восстановление донбасса в послевоенный период кратко

Обновлено: 06.07.2024

Донецкая область была освобождена одна из первых, осенью 1943г. Бои велись ожесточенные. Фашистам тяжело было примириться с утратой Донбасса. Вражеские войска не раз переходили в сильные контратаки и на некоторое время вновь захватывали отдельные населенные пункты. То, что осталось после отступления немцев, приводило в ужас – руины разрушенных зданий и множество трупов. Нужно было привести в порядок улицы городов. Прежде всего, местное население взялось за уборку трупов. Начальникам органов НКВД Сталинской области было дано указание о немедленном подборе и захоронении трупов до 10 октября 1943г. Особое внимание рекомендовано было обратить на захоронение погибших командиров Красной Армии. Вражеские кладбища и их отдельные могилы немедленно ликвидировались.

Трупы были убраны, Сталинской областной комиссией по расследованию преступлений фашистов были составлены акты, в которых описывались ужасы периода оккупации. Но еще предстояла огромная работа по восстановлению народного хозяйства. Когда-то мощный промышленный регион был разрушен. Уничтожено было все - от жилых домов до крупных предприятий. Из 1311 предприятий, действовавших до войны, осталось пригодным для эксплуатации 61. Общая сумма ущерба народному хозяйству области составила 30 миллиардов707 миллионов рублей.

В первую очередь, нужно было наладить бесперебойную работу железнодорожного транспорта. 11 сентября 1943г. Указом Президиума Верховного Совета СССР было введено военное положение на всех железных дорогах. Указ гласил:

"3. Установить ответственность работников железнодорожного транспорта за преступления по службе наравне с военнослужащими Красной Армии.

Дела обо всех преступлениях, совершенных на железнодорожном транспорте, рассматривать в Военных трибуналах железных дорог по законам военного времени.

Рабочих и служащих железнодорожного транспорта за преступления по службе по решению Военного трибунала увольнять с работы с направлением на фронт в штрафные роты, если они не подлежат более суровому наказанию".

26 октября 1943г. Государственный комитет обороны издал Постановление "О первоочередных мероприятиях по восстановлению угольной промышленности Донецкого бассейна". Госкомитетом также были установлены сроки восстановления, которое в целом должно было завершиться в первой половине 1944г. Необходимость как можно более быстрого восстановления Донбасса обуславливалось потребностями фронта, ведь война еще была не окончена. Ситуация сложилась сложная. Самая большая проблема заключалась в том, что не работали электростанции, нарушено было водоснабжение и не хватало рабочих рук, особенно мужских. По официальным данным по области всего было убито 279 тысяч мирных граждан. Мужчины, призванные в Армию, вели борьбу на фронте.

С момента освобождения в области действовала выездная редакция в Донбассе газеты "Правда". На ее страницах рабочие рассказывали о своем нелегком труде на восстановлении шахт: "Камень, кирпич, известь, песок, лес, воду мы вывозили на тележках. Части для электроподъемных машин, паровых лебедок, паропровода, станков и прочих механизмов мы собирали у себя на пожарищах в Сталино, Енакиево, Чистяково, на свалках заводов. Тяжело приходилось в начале. Паровое хозяйство было разрушено, электроэнергии не было, все приходилось делать вручную: перетягивать оборудование, доставлять строительный материал".

За восстановление взялись и рабочие, и колхозники, и руководители, и домашние хозяйки, и даже дети.

Больше 5000 женщин-домохозяек Сталинского района спустились в шахты и принялись за изучение мужских горняцких профессий. На шахте им.Ф.Кона (сейчас шахта им.Засядька) решено было укомплектовать женщинами целую смену.

"В Донбассе началось замечательное движение женщин за овладение профессией забойщика, - говорил на VI сессии Верховного Совета УССР Н.Хрущев, - десятки и сотни женщин идут в шахты, чтобы дать стране больше угля, чтобы быстрее восстановить Донбасс".

Со страниц газет не сходили имена передовых горнячек Марии Новойдарской (шахты "Грузская" треста "Макеевуголь"), Нины Кузьменко (шахта им.Калинина треста"Артемуголь" г.Горловки), Зины Латугиной (шахта 19-20 треста "Артемуголь") и многих других.

15 января в Сталино состоялся слет молодых горнячек трестов "Буденновуголь", "Сталинуголь", "Рутченковуголь", и "Куйбышевуголь". На слете участвовало около 300 горнячек. Все премированы. На слете выступил начальник комбината "Сталинуголь" А.Ф.Засядько.

Для поощрения добровольцев, взявшихся за нелегкий труд Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 октября 1943г. были утверждены нагрудные знаки: "Отличный паровозник", "Отличный движинец", "Отличный путеец", "Отличный связист", "Отличный вагонник", "Отличный строитель", "Отличный восстановитель", "Отличный административный работник".

На восстановление Донбасса съезжались со всего Союза. Формировались рабочие батальоны, молодежные бригады, задействованы были и военнопленные.

Свой вклад внесли и "дети войны" – студенты вузов, техникумов, училищ и даже учащиеся школ. Главное управление трудовых резервов получило ответственное задание – организовать бригады государственных трудовых резервов для восстановления и монтажа энергетических и металлургических предприятий Донбасса, освобожденных от немецкой оккупации. 20 тысяч учащихся ремесленных училищ и школ ФЗО приехали в Донбасс. 10 тысяч из них работали на восстановлении и монтаже энергетических предприятий, а остальные – на металлургических заводах.

Кроме того, 2 июня 1944г. Сталинский областной совет принял постановление "О мобилизации трудоспособного населения городов и сельских местностей на сельскохозяйственные работы в колхозы и совхозы области", где говорилось:

" … 2. разрешить исполкомам городских и районных советов провести мобилизацию:

… б) учащихся 6-10 классов неполных средних сельских и городских школ.

Установить продолжительность рабочего дня для учащихся в сельскохозяйственных работах от 6 до 8 часов в зависимости от возраста и характера работы".

Мы должны отдать должное нашим отцам и матерям, трудившимся в тяжелейших условиях военного времени и не пожалевшим своего здоровья и жизненных сил для восстановления Донбасса и победы над фашисткой Германией.

За два года самоотверженного труда наших людей было восстановлено и введено в эксплуатацию 69 основных шахт. Шахтеры Донбасса дали стране свыше 20 млн. тонн угля. Металлурги и строители восстановили 9 доменных и 33 мартеновские печи. В строй вступила самая мощная на Юге доменная печь №3 завода "Азовсталь". За истекшее время металлурги дали стране свыше 1 миллиона 200 тыс. тонн чугуна, 1400 тыс. тонн стали, 900 тыс. тонн проката. Восстановлено 60 коксовых батарей, работало 10 заводов огнеупорных изделий. Гигант машиностроения – Новокраматорский завод был награжден орденом Ленина, Горловский завод - орденом Трудового Красного знамени. Возрождалась энергетическая база области. К маю 1945г. были восстановлены 13 промышленных электростанций. На всем протяжении восстановлены магистрали Южно-Донецкой и Северо-Донецкой дорог.

Донбасс успешно справился с трудностями и достойно встретил победу Советского Союза 9 мая 1945г.

Нач.отдела информации
и использования документов
госархива Донецкой области
Максимчук Т.А.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Восстановление Донбасса в послевоенные годы

Описание презентации по отдельным слайдам:

Восстановление Донбасса в послевоенные годы

Восстановление Донбасса в послевоенные годы

Осенью 1943 г. советские войска в своем освободительном порыве пошли дальше н.

Осенью 1943 г. советские войска в своем освободительном порыве пошли дальше на запад, а перед Донбассом стояла задача восстановления разрушенного экономического потенциала – восстановление угольных шахт и горно-обогатительных фабрик, металлургических предприятий, машиностроительных и паровозостроительных заводов. В том, уже далеком 1943-м году, когда Донбасс был освобожден от немецко-фашистских захватчиков, практически все его шахты были взорваны, затоплены, разрушены и приведены в негодность. Оккупанты нанесли хозяйству Донбасса колоссальный ущерб, исчисляемый около 50 млрд. руб, в том числе только прямой ущерб угольной промышленности составил 6,3 млрд. руб. в довоенных ценах или 13 млрд. руб. Фактически же потери государства оказались значительно большими.

С весны 1944 г. на шахтах Донбасса работало более 250 тысяч человек, но 200 т.

18 марта 1946 года были принят «Закон о пятилетнем плане восстановления и раз.

Восстановление угольной промышленности Донбасса в основном было закончено в 1.

20 тысяч учащихся ремесленных училищ и школ ФЗО приехали в Донбасс, 10 тысяч.

За истекшее время металлурги дали стране свыше 1 миллиона 200 тыс. тонн чугу.

За истекшее время металлурги дали стране свыше 1 миллиона 200 тыс. тонн чугуна, 1400 тыс. тонн стали, 900 тыс. тонн проката. Восстановлено 60 коксовых батарей, работало 10 заводов огнеупорных изделий. Гигант машиностроения – Новокраматорский завод был награжден орденом Ленина, Горловский завод - орденом Трудового Красного знамени. Возрождалась энергетическая база области. К маю 1945г. были восстановлены 13 промышленных электростанций. На всем протяжении восстановлены магистрали Южно-Донецкой и Северо-Донецкой дорог. Донбасс успешно справился с трудностями и достойно встретил победу Советского Союза 9 мая 1945г.

Краткое описание документа:

Осенью 1943 г. советские войска в своем освободительном порыве пошли дальше на запад, а перед Донбассом стояла задача восстановления разрушенного экономического потенциала – восстановление угольных шахт и горно-обогатительных фабрик, металлургических предприятий, машиностроительных и паровозостроительных заводов.

В том, уже далеком 1943-м году, когда Донбасс был освобожден от немецко-фашистских захватчиков, практически все его шахты были взорваны, затоплены, разрушены и приведены в негодность. Народу предстояло поднимать Донбасс.


После освобождения Донбасса от фашистской оккупации в 1943 году остро стал вопрос восстановления угледобывающей отрасли и промышленности этого региона. Фронту и народному хозяйству необходимы были уголь и металл. При отступлении гитлеровцы уничтожили электростанции, разрушили железную дорогу и угнали подвижной состав, вывели из строя большинство угольных шахт, разрушив 96% надшахтных машинных зданий и 92% копров. Из 1311 предприятий, работавших в Донбассе до войны, осталось только 61. Пострадал и жилой фонд. Фашисты взрывали и сжигали жилые дома. Ущерб, нанесённый краю, оценивался в 30,7 млрд рублей.

Разрушенный Донбасс в 1943 году

Разрушенный Донбасс в 1943 году

В 1943 году ЦК ВКП (б) направил в Донбасс 1398 партийных и хозяйственных работников. Была восстановлена деятельность райкомов, горкомов шахткомов и профкомов. В 1944 году ГКО и ЦК ВКП (б) приняли постановление об обеспечении шахтёрского края рабочими и техническими специалистами. ЦК ЛКСМУ мобилизовал для работы в угольной промышленности 42 тысячи комсомольцев. На восстановление промышленности области были направлены 20 тысяч учащихся школ ФЗО и ремесленных училищ. Они ремонтировали электростанции, выполняли монтаж электролиний и восстанавливали металлургические заводы. В январе 1944 года вступила в строй Зуевская ГРЭС, а к весне 1945 года были восстановлены 13 промышленных электростанций.

Женщины-шахтёры Донбасса

Уже в 1944 году шахты Донбасса дали стране 21,1 млн тонн угля. На работу в забой спустились более 5000 женщин Сталинского района. На шахте им. Кона (сейчас шахта им. Засядько) женщины составляли целую смену.

Наряду с восстановлением шахт и промышленных предприятий велось развитие социальной инфраструктуры, учебных и лечебных учреждений. В конце 1943 года начались занятия в медицинском и педагогическом институтах Сталино, а к лету 1944 года возобновилась учёба в индустриальном институте. В 1946 году были восстановлены 135 школ. К концу 1949 года площадь жилищного фонда в Сталинской области достигла 95% от довоенного уровня. В 1950 году в строй ввели 305 больниц на 24 тысячи коек, 1715 школ и 43 техникума. Строились и библиотеки, клубы, кинотеатры. Жизнь налаживалась.

В начале 1944 года Государственный Комитет Обороны и ЦК ВКП (б) приняли решение об обеспечении рабочей силой промышленных предприятий и, прежде всего, предприятий Донбасса. Большое внимание вопросам возрождения Донбасса уделял ЦК КП (б) У. ЦК ЛКСМУ мобилизовал для работы в угольной промышленности 42 тыс. человек. Возвращались и приступали к работе эвакуированные. Кадры квалифицированных рабочих готовили ремесленные училища и школы фабрично-заводского обучения. Уже к концу 1945 года количество рабочих, занятых в промышленности области, составляло 55 проц. довоенного уровня. По заданию партии и правительства осуществлялись конкретные мероприятия по быстрейшему восстановлению промышленных предприятий области. Активное участие в этой работе принимали ученые Академий наук СССР и УССР. Из Москвы и Ленинграда, Сибири и Урала, Поволжья и Средней Азии, со всех концов Советской страны в область шли эшелоны с оборудованием, инструментом, строительными материалами, семенами для весеннего сева, одеждой, обувью, продуктами питания. При Народном комиссариате угольной промышленности было создано Бюро генерального плана восстановления каменноугольного Донбасса. Специальные бригады изучали положение дел на шахтах и промышленных предприятиях, на основании их выводов готовились решения партии и правительства об очередности тех или иных работ.

Одним из многих героических подвигов тружеников тыла в годы Великой Отечественной войны было восстановление Зуевской ГРЭС, вступившей в строй в январе 1944 года. Восстановление металлургических предприятий области началось с Енакиевского завода, над которым шефствовал коллектив Кузнецкого металлургического комбината. За три месяца здесь были пущены домны № 4 и № 6, а еще через месяц домна № 6 достигла довоенного уровня выплавки чугуна — 700 тонн в сутки. В декабре 1943 года Енакиевскому заводу присуждено переходящее Красное Знамя Государственного Комитета Обороны. Широким фронтом велось восстановление Макеевского, Сталинского, Краматорского, Константиновского металлургического заводов. К началу 1945 года в области работали уже 8 доменных и 24 мартеновских печей, два бессемеровских конвертера, 15 прокатных станов. Металлурги давали стране сотни тысяч тонн чугуна, стали и проката. Выпустили продукцию 60 коксовых батарей, 10 заводов огнеупорных материалов.

Машиностроители были близки к освоению довоенных мощностей.

В течение 1943—1945 гг. только машиностроительным заводам области 22 раза присуждалось Красное знамя Государственного Комитета Обороны, 4 раза — знамя ЦКВКП(б) и наркоматов, 40 раз — знамя ВЦСПС и наркоматов.

ЦК КГ1(б) Украины и СНК УССР еще 31 мая 1944 года приняли постановление о шефстве областей Украины над угольными трестами Донбасса. Руководствуясь этим постановлением, Сталинский обком партии и облисполком наметили конкретные шахты, тресты и комбинаты, над которыми устанавливали шефство трудящиеся республики.

Перед работниками сельского хозяйства области стояла задача как можно быстрее возродить разрушенные колхозы и совхозы, освоить довоенные посевные площади, организовать производство сельскохозяйственной продукции для обеспечения Красной Армии и населения продовольствием, а промышленности — сырьем. Решать эту задачу приходилось в условиях острого недостатка трудоспособного населения. По инициативе Красногоровского завода огнеупоров им. В. И. Ленина промышленные коллективы всей республики развернули движение за оказание помощи техникой колхозам и совхозам. Благодаря героическому труду колхозного крестьянства и рабочего класса к 1945 году восстановлено хозяйство всех 1118 сельхозартелей, освоено 85 проц. довоенных посевных площадей. За высокие урожаи сельскохозяйственных культур и развитие животноводства в 1945 году Сталинской области присуждены переходящее Красное знамя ЦК КП (б) У и СНК УССР и вторая денежная премия.

Силами железнодорожных войск и населения быстро восстанавливался транспорт. В середине сентября 1943 года началось движение поездов на участках Криничная—Иловайск, Дебальцево—Миллерово, Доля— Ясиноватая, Красноармейск — Рутченково, Сталине — Москва.

Высокими правительственными наградами отмечены трудовые подвиги тружеников области в годы Великой Отечественной войны. Около 100 тыс. из них награждены орденами и медалями Советского Союза, 310 удостоены звания Героя Социалистического Труда.

Под руководством партийных, профсоюзных и комсомольских организаций развертывалась огромная творческая деятельность широких масс трудящихся. В мае 1946 года по почину металлургов Макеевского завода им. С. М. Кирова, рабочих ряда московских предприятий, донецких шахтеров, коллектива Северо-Донецкой железной дороги началось Всесоюзное социалистическое соревнование за досрочное выполнение четвертого пятилетнего плана. С каждым днем в него включались все новые и новые коллективы. К концу 1948 года соревнованием было охвачено свыше 90 проц. трудящихся области.

Родившиеся на предприятиях Донбасса новые формы и методы работы быстро становились достоянием других коллективов. Начальник участка шахты № 5—6 им. Димитрова коммунист И. И. Бридько стал инициатором внедрения графика цикличности в угольной промышленности. Начиная с середины 1946 года до конца 1948 года его участок дал сверх плана свыше 46 тыс. тонн угля. В конце 1951 года в Донецком бассейне график цикличности применялся на половине действовавших забоев.

Широкое внедрение передовых методов труда позволило в 1948 году 2911 шахтерам области выполнить по четыре годовых нормы, а 6991 — по 1,5—2 нормы. В 1949 году угольная промышленность Донбасса достигла довоенного уровня добычи топлива.

Машинист депо Красный Лиман Г. О. Шумилов стал зачинателем движения за наиболее рациональное использование паровозного парка. Только в 1947 году его бригада перевезла сверх плана 20 тыс. тонн груза, сэкономила 470 тонн угля.

Одним из условий успешного восстановления народного хозяйства области явилось обеспечение ее современной техникой, оборудованием и материалами. В решении этой задачи трудящимся Донбасса помогла вся многомиллионная семья советских народов. Так, поставщиком шахтных машин, кранов и других подъемных механизмов для угольной промышленности стал Ленинградский завод подъемно-транспортного оборудования им. С. М. Кирова. Для пуска стана холодной прокатки Мариупольский завод им. Ильича получил оборудование с Уралмашзавода. Из других городов РСФСР шли автомашины, трактора, строительные материалы, станки, электрооборудование; из Белоруссии и Литвы — крепежный лес, из Азербайджана и Башкирии — нефть, из Средней Азии — цветные металлы и т. д.

В свою очередь Сталинская область направляла в братские республики уголь, металл, цемент, стекло, машины, разнообразное оборудование.

Восстановленный Горловский машиностроительный завод им. С. М. Кирова отправил из первой партии пять врубовых машин в Подмосковный угольный бассейн. Первый послевоенный блюминг на Новокраматорском заводе был изготовлен для Закавказского металлургического комбината.

В ответ на решение Коммунистической партии и Советского правительства об ускорении ввода в эксплуатацию Волго-Донского судоходного канала, о строительстве мощных гидроузлов на Волге и Днепре, оросительных каналов в Туркмении и на Украине коллектив рабочих Новокраматорского машиностроительного завода в сентябре 1950 года призвал трудящихся республики развернуть соревнование за досрочное выполнение заказов ударных строек.

Область поставляла важнейшим новостройкам уголь и металл, цемент и автоматизированные бетонные заводы, шагающие экскаваторы и трубопроводы для землесосных снарядов, строительные конструкции и подъемные механизмы для шлюзов.

С новой силой развернулось соревнование шахтеров Донбасса и Кузбасса, Сталинской (Донецкой) и Ворошиловградской (Луганской) областей, донецких горняков и бакинских нефтяников, краматорских и ленинградских машиностроителей.

Широко практиковался обмен передовым опытом. Почин ленинградского токаря Г. С. Борткевича и московского токаря П. Б. Быкова стал достоянием сотен рабочих Сталинской области. Новаторы И. И. Бридько, И. Т. Валигура, М. Е. Кучерин, В. П. Кучер и другие выступали на предприятиях братских республик, делились опытом своей работы.

Повышалась авангардная роль коммунистов на производстве. В конце 1949 года в областной партийной организации насчитывалось свыше 75 тыс. коммунистов. Из них в промышленности работало 38 тысяч. 176 тыс. членов ВЛКСМ объединяла областная комсомольская организация.

По призыву комсомольцев Сталино в 1947—1948 гг. свыше 20 тыс. молодых рабочих стали трудиться в шахтах на подземных работах. 8 сентября 1947 года ЦКЛКСМУ обратился ко всем комсомольским организациям республики с призывом поддержать инициативу комсомольцев Донбасса, решивших перейти на работу в забой. Из Киевской, Житомирской, Запорожской, Черниговской и ряда других областей республики по комсомольским путевкам только в течение октября 1947 — мая 1948 года сюда прибыло 12 тыс. человек. В целом к концу первой послевоенной пятилетки довоенный уровень промышленного производства в области был превзойден на 24 проц., а производительность труда повысилась на 11 процентов. Важной задачей тружеников области было восстановление железнодорожного транспорта. Фашистские оккупанты разрушили 8 тыс. км путей, 1500 мостов, 27 локомотивных депо, 400 вокзалов и станционных зданий. Ущерб от этих разрушений превышал 70 проц. стоимости основных средств железных дорог Донбасса.

Сразу после изгнания гитлеровских захватчиков восстановительные работы осуществляли военные строители. Уже на третий день после освобождения на отдельных участках железных дорог области пошли первые поезда. Вскоре по решению Советского правительства были созданы управления строительно-восстановительных работ. Большую работу проводили партийные организации. Уже в первые месяцы после изгнания гитлеровцев из Сталинской области на транспорте насчитывалось 105 первичных организаций, объединявших в своих рядах 1670 коммунистов. Неоценимую помощь в восстановлении железнодорожных магистралей труженикам области оказывали трудящиеся всей страны.

Из Москвы и Закавказья, с Урала и далекого Приморья шли в Донбасс эшелоны с железнодорожным оборудованием. Так, москвичи помогли коллективу станции Сталино инвентарем и оборудованием для вокзала, транспортники Закавказья организовали сбор средств и материалов в фонд помощи магистралям Донбасса.

Огромная помощь трудящихся братских республик, самоотверженный труд донецких железнодорожников позволили в короткий срок восстановить стальные магистрали области, увеличить их пропускную способность. Уже в 1950 году железнодорожники области отгрузили на 10 проц. грузов больше, чем в предвоенном 1940 году, и на 31 проц. больше приняли и обработали их.

Проводилась огромная работа по восстановлению разрушенного войной сельского хозяйства. К концу 1943 года трудящиеся Чкаловской области (РСФСР) направили в колхозы и совхозы Донетчины 350 тракторов и 250 тракторных плугов, колхозники Бурятии — 800 лошадей. Для восстановления общественного животноводства Грузия прислала 5 тыс. овец и 3 тыс. коз. Подсобные хозяйства Прокопьевска (Кузбасс) выделили 100 голов крупного рогатого скота, 100 свиней, 900 пудов проса.

Большую помощь труженикам села оказали рабочие области. Укреплялись сельские партийные организации. В 1950 году в колхозах работало 5 тыс. коммунистов. Они шли в авангарде борьбы за быстрейшее восстановление и дальнейший подъем сельскохозяйственного производства.

По инициативе П. Н. Ангелиной в 1948 году возникла новая форма социалистического соревнования — производственное содружество тракторных и полеводческих бригад. В это соревнование включились 3974 бригады, 1114 колхозов и 54 МТС.

Положительно сказалось на развитии сельского хозяйства укрупнение колхозов, в результате которого числе их в области сократилось с 1940 по 1950 год с 1118 до 592. С укрупнением хозяйств были созданы более благоприятные условия для использования техники МТС, равномерного распределения трудовых ресурсов, лучшей организации труда.

В ходе восстановления и дальнейшего развития народного хозяйства создавались условия для улучшения жилищно-бытового и медицинского обслуживания трудящихся. В конце 1949 года общая площадь общественного жилищного фонда в городах и поселках области достигла 95 проц. довоенного уровня. Почти полностью закончилось восстановление Сталино, Макеевки, Краматорска и других городов. Огромное внимание уделялось восстановлению лечебно-профилактических учреждений. В 1950 году в области было 305 больничных учреждений на 24 тыс. коек.

К 1946 году восстановлено 135 школ. Развертывали работу высшие учебные заведения. Сразу после освобождения Сталино возобновились занятия в медицинском, а в ноябре 1943 года — в педагогическом институтах. К лету 1944 года почти полностью были восстановлены корпуса индустриального института. В 1950 году в 7 вузах, 43 техникумах и 1715 дневных школах области училось значительно больше студентов и учащихся, чем в довоенное время.

Восстанавливались библиотеки. Посылки с книгами для них приходили из Москвы и Ленинграда, Сибири и Средней Азии, Баку и Тбилиси. Только областная библиотека им. Н. К. Крупской получила 25 тыс. книг из Москвы и 50 тыс. — из районов Сибири. К концу восстановительного периода в области насчитывалось 1423 массовые библиотеки с общим фондом свыше 4 млн. книг. Уже в первые месяцы после освобождения открылось 500 профсоюзных клубов, сотни изб-читален и красных уголков. При районных домах и дворцах культуры только в 1946 году было создано свыше 1830 агиткультбригад.

В день годовщины освобождения Донбасса состоялась первая областная олимпиада самодеятельного искусства. Среди коллективов художественной самодеятельности особой популярностью пользовались хоровая капелла управления Сталинской железной дороги, ансамбли песни и пляски Дзержинска и Харцызска, мужской хор Константиновского стеклозавода. Восстанавливались театры, музыкальные и художественные учебные заведения.

С 1951 по 1958 год валовой выпуск промышленной продукции вырос более чем в 2,1 раза. Задание, предусмотренное государственным планом, было выполнено досрочно. Добыча угля удвоилась и достигла 87,9 млн. тонн. В строй стали около 20 новых шахт, 3 мощные доменные печи, были завершены основные работы по сооружению канала Северский Донец — Донбасс. Дала промышленный ток крупнейшая в республике Старобешевская районная тепловая электростанция.

В связи с быстрым ростом объема промышленного производства области интенсивно увеличивались перевозки грузов на Донецкой магистрали. Большое внимание уделялось дальнейшему совершенствованию железнодорожного транспорта. Уже к концу 1955 года на 50 проц. были реконструированы рельсовые пути, что позволило увеличить скорость пассажирских поездов до 100 км в час, грузовых — до 70 км. Транспортники получили много передовой техники, высокопроизводительных машин и механизмов. Важным звеном технической реконструкции железнодорожного транспорта явился перевод его на электрическую тягу. 29 декабря 1958 года вступил в строй первый на Донецкой дороге электрифицированный участок Славянок — Лозовая протяженностью 105 километров. К концу 1959 года электрифицированные железные дороги связали областной центр с Москвой и Киевом. Партийные и советские организации, хозяйственные органы области проводили большую организаторскую и массово-политическую работу, направленную на повышение уровня селькохозяйственного производства. К концу 1955 года на работу в МТС, колхозы и совхозы из городов и промышленных районов направлено 537 специалистов сельского хозяйства, промышленности, транспорта, партийных и советских работников. Значительно укрепилась материально-техническая база колхозов и совхозов. В 1958 году в сельском хозяйстве области работало 11 643 трактора (в пересчете на 15-сильные) и 3006 зерновых комбайнов, в то время как к началу 1941 года их было соответственно 7304 и 2210. Неделимые фонды в колхозах возросли в четыре раза, достигнув 161 млн. руб. После реорганизации МТС в 1958 году в колхозы области перешло свыше 9 тыс. трактористов, 2,1 тыс. комбайнеров, 1,3 тыс. бригадиров тракторных бригад, 110 агрономов, 35 зооветеринарных работников, 88 инженеров, техников и других специалистов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Читайте также: