Восстание красных повязок в китае кратко

Обновлено: 05.07.2024

13.Вьетнам в период XI – нач. XIII вв.

Династия Ли, в 1069 г. изменившая название страны на Дайвьет, разделила ее на 24 провинции во главе со сменяемыми губернаторами. Вся политическая администрация была преобразована по китайской модели: чиновники разных рангов с четкой иерархией; центральные ведомства и провинциальные администраторы; система экзаменов для замещения административных должностей; конфуцианство как основа администрации и всего образа жизни населения; регулярная армия, основанная на рекрутской повинности, и т.п.Китайская модель была базой и в сфере экономики и социальных отношений: земля считалась собственностью государства, олицетворенного королем; общинники платили в казну ренту-налог; чиновники жили за счет части этой ренты; существовала незначительная прослойка наследственной знати (в основном родня королей), имевшая земельные наследственные владения с ограниченными правами; немалым влиянием и имуществом пользовалась буддийская церковь. Буддизм, конфуцианство и близкие к даосизму местные крестьянские верования и суеверия имели явственную тенденцию к сближению в единую синкретическую народную религию - тоже по китайскому образцу.
Словом, как это ни покажется странным, но политическая независимость Дайвьета от Китая не только не привела к освобождению страны от влияния со стороны китайской культуры, укоренившейся за века своего господства во Вьетнаме, но, напротив, еще очевиднее реализовала это влияние, особенно в сфере политической культуры. По сути, вьетнамцы продолжали жить по тем стандартам, которые сложились прежде. Это видно даже на примере внутренней организации вьетнамских крестьянских общин, где существовали полноправные (местные) и неполноправные (пришлые), чаще всего не имевшие своей земли и оказывавшиеся в положении арендаторов. Это заметно проявилось и в организации городской жизни (цеха-гильдии; система государственных монополий и ремесленных мастерских и т.п.).
Внешняя политика династии Ли в XII в. принесла определенные успехи, особенно в борьбе с тьямами. Были успешно отражены также и предпринимавшиеся могущественной Ангкорской Камбоджей попытки потеснить Дайвьет. Но на рубеже XII-XIII вв. династия стала слабеть, чем не преминул воспользоваться один из аристократов, родственник короля Чан. Опираясь на недовольство крестьян притеснениями со стороны чиновников (похоже, что и династийный цикл вьетнамцы вместе со всей структурой заимствовали у Китая), Чан в 1225 г. совершил дворцовый переворот и объявил себя правителем новой династии, просуществовавшей до 1400 г. В принципе правители династии Чан продолжали ту же политику укрепления центральной власти, что и их предшественники. Но политическая обстановка в годы их правления сильно осложнилась вследствие нашествия монголов, затронувшего практически большую часть Индокитая. Хотя Чаны создали сильную армию и боеспособный военно-морской флот, противостоять монголам было не просто. Не только армия, но буквально весь народ поднялся против захватчиков. Война шла на износ, до победного конца. И монголы, особенно после гибели их военачальника Сагату, были вынуждены в конечном счете отступить. По условиям мирного договора 1289 г. китайская (монгольская) династия Юань признавалась формально сюзереном Вьетнама, но фактически Дайвьет остался независимым. Добившийся этого успеха главнокомандующий Чан Хынг Дао вплоть до сегодняшнего дня почитается как национальный герой.

13.Вьетнам в период XI – нач. XIII вв.

Династия Ли, в 1069 г. изменившая название страны на Дайвьет, разделила ее на 24 провинции во главе со сменяемыми губернаторами. Вся политическая администрация была преобразована по китайской модели: чиновники разных рангов с четкой иерархией; центральные ведомства и провинциальные администраторы; система экзаменов для замещения административных должностей; конфуцианство как основа администрации и всего образа жизни населения; регулярная армия, основанная на рекрутской повинности, и т.п.Китайская модель была базой и в сфере экономики и социальных отношений: земля считалась собственностью государства, олицетворенного королем; общинники платили в казну ренту-налог; чиновники жили за счет части этой ренты; существовала незначительная прослойка наследственной знати (в основном родня королей), имевшая земельные наследственные владения с ограниченными правами; немалым влиянием и имуществом пользовалась буддийская церковь. Буддизм, конфуцианство и близкие к даосизму местные крестьянские верования и суеверия имели явственную тенденцию к сближению в единую синкретическую народную религию - тоже по китайскому образцу.
Словом, как это ни покажется странным, но политическая независимость Дайвьета от Китая не только не привела к освобождению страны от влияния со стороны китайской культуры, укоренившейся за века своего господства во Вьетнаме, но, напротив, еще очевиднее реализовала это влияние, особенно в сфере политической культуры. По сути, вьетнамцы продолжали жить по тем стандартам, которые сложились прежде. Это видно даже на примере внутренней организации вьетнамских крестьянских общин, где существовали полноправные (местные) и неполноправные (пришлые), чаще всего не имевшие своей земли и оказывавшиеся в положении арендаторов. Это заметно проявилось и в организации городской жизни (цеха-гильдии; система государственных монополий и ремесленных мастерских и т.п.).
Внешняя политика династии Ли в XII в. принесла определенные успехи, особенно в борьбе с тьямами. Были успешно отражены также и предпринимавшиеся могущественной Ангкорской Камбоджей попытки потеснить Дайвьет. Но на рубеже XII-XIII вв. династия стала слабеть, чем не преминул воспользоваться один из аристократов, родственник короля Чан. Опираясь на недовольство крестьян притеснениями со стороны чиновников (похоже, что и династийный цикл вьетнамцы вместе со всей структурой заимствовали у Китая), Чан в 1225 г. совершил дворцовый переворот и объявил себя правителем новой династии, просуществовавшей до 1400 г. В принципе правители династии Чан продолжали ту же политику укрепления центральной власти, что и их предшественники. Но политическая обстановка в годы их правления сильно осложнилась вследствие нашествия монголов, затронувшего практически большую часть Индокитая. Хотя Чаны создали сильную армию и боеспособный военно-морской флот, противостоять монголам было не просто. Не только армия, но буквально весь народ поднялся против захватчиков. Война шла на износ, до победного конца. И монголы, особенно после гибели их военачальника Сагату, были вынуждены в конечном счете отступить. По условиям мирного договора 1289 г. китайская (монгольская) династия Юань признавалась формально сюзереном Вьетнама, но фактически Дайвьет остался независимым. Добившийся этого успеха главнокомандующий Чан Хынг Дао вплоть до сегодняшнего дня почитается как национальный герой.


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Движение Чжу Юань-чжана, в отличие от восстаний Лю Фу-туна и Сюй Шоу-хоя, не имело антифеодальной направленности, но оно завершило начатое крестьянскими повстанцами Лю Фу-туна дело национального освобождения страны.

Гоминьдановская историография провозгласила Чжу Юань-чжана национальным героем, освободившим китайский народ от иноземных завоевателей ("Миньбао", 1905, No 5; Ван Тун-Лин, История Китая (Чжунго ши), т. 3, Бэйпин, 1934; Чжоу Гу-чэн, История Китая (Чжунго тунши), 2 изд., т. 2, Шанхай, 1956).

Л. А. Боровкова. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 8, КОШАЛА – МАЛЬТА. 1965.

Вступление

После смерти Хубилая или первого императора империи династии Юань, Юань Шицзу в 1294 году, империя занимала огромную территорию всего Китая, Тибета и Монголии, зависимыми от империи были и корейское государство, и многие пограничные страны Юго-Восточной Азии. А земли, которые входили в кочевую монгольскую империю, созданную Чингисханом, уже фактически не подчинялись Ханбалыку (г. Пекин).

Так же как и в других землях, подчиненных монголами, в империи Юань началась усобица между правящими монгольскими кликами. Одновременно вспыхнула с новой силой никогда не прекращающаяся борьба китайцев против захватчиков.

Я уже писал в предыдущих статьях на ВО, посвящённых китайским войнам монголов, о том, что в Китае установилась жёсткая этническая вертикаль, где китайцы из бывшей империи Южная Сун были самого низкого социального статуса. И это несмотря на то, что Сун была самым развитым государством в Китае, и в экономическом, и в социальном плане. Из-за монгольского завоевания почти половина населения завоеванных земель попала в рабство. Китайцам запрещалось носить оружие, иметь коней и сопротивляться монголам.

Если монгол избивал китайца, последний мог только написать заявление, но он не имел никакого права оказывать сопротивление. Китайцы не могли охотиться, а вернувшись из похода, были обязаны тотчас же сдать оружие. Все эти нарушения карались смертью.

Многочисленные войны империи Юань закончились со смертью Хубилая. Следует сказать, что для правящего этноса, монголов, они уже не приносили той выгоды, как войны Чингисхана и Мункэ.

Во-первых, после захвата сверхбогатых земель на западе, в Средней и Передней Азии, и в Китае, юаньским монголам приходилось воевать в сложных климатических условиях Юго-Восточной Азии с бедными (по сравнению с той же Сунн) государствами. А военные усилия приходилось прилагать, если не такие же, то как минимум не меньшие, чем ранее.

И это все в период, когда после всемонгольского завоевания Сун власть великого хана из Каракорума, а потом из Ханбалыка, стала номинальной. В завоевании Сун, по косвенным данным, участвовали даже русские из Золотой Орды. Никто больше в Китай воинских сил из других земель, где господствовали чингисиды, не присылал. Более того, наследники Чагадая повели бескомпромиссную борьбу против Великого хана и императора Юань, отвоевав у него Турфанское княжество уйгуров.

В таких условиях монгольские роды, поселившиеся в Китае, сосредоточили свои усилия не на военных походах, а на нещадной эксплуатации китайского населения. Попытка верховной власти скорректировать эту ситуацию вызывала сопротивление со стороны монгольских найонов, которые одновременно требовали и поддержки.

Император Хуэйцзун

Так случилось, что последние годы существования империи Юань были связаны с императором Тогон Тэмур (Ухагату-хан) или Хуэйцзун (1320–1370 гг.) Он вступил на престол мальчиком, в то время как вся власть сосредоточилась в руках Баяна. Баян опирался на гвардию, состоявшую из монголов, тюрок, аланов, русских и пр.

Кочевники с момента основания Юань быстро оседали и перенимали китайские традиции, и началось это именно в конце правления Хубилая, который и сам активно перенимал китайские традиции, правда, будучи еще монгольским богатырем, чего не скажешь про последнего императора Юань.

Баян не доверял китайским чиновникам, часто казнил их, обвиняя в организации восстаний, хотя китайские чиновники верноподданнически поддерживали государственную систему Юань.

Он предлагал даже истребить всех китайцев определенных фамилий для устрашения других. Он постоянно ужесточал законодательство против китайцев: никакого сопротивления монголам и никакого оружия, даже плетей с железными наконечниками, а против малейшего неповиновения проводил репрессии. Опасения Бояна были понятны, так как китайцы подавляли монгольских захватчиков своей численностью. Как монгол, не доверял Боян и сэму, хотя и они, и китайские чиновники были лояльны захватчикам. Это сильно подрывало силы империи.

Одновременно эта политика монгольского министра вступала в противоречие и с монголами, которые приняли китайские традиции, и прежде всего с императором, воспитанном в конфуцианстве. Он обвинял и императора, и сэму, и даже монголов его двора, в преклонении перед конфуцианством и китайской культурой.

Сложно сказать, насколько его консерватизм отражал его монгольский дух, но вот его нападки на преданных чиновников императора вносили раскол в правящую верхушку, перед лицом крайнего недовольства народа правительством Юань. Это не устраивало молодого императора, который силами своей разноплеменной свиты, включая монголов, отрешил от власти Баяна. Он покончил жизнь самоубийством в 1340 году, император переподчинил себе гвардию и стал полноправным правителем, на место Баяна назначив его племянника Токто.

Токто последовательно отстаивал государственные интересы. Конфуцианская система управления, рассматриваемая правящей верхушкой как основополагающая в Юань, была восстановлена. Наследник Аюширидар, сын корейской принцессы, получил конфуцианское образование.

Конечно, император оставался монголом. Он любил охоту, восхищался боевыми конями. Несмотря на отличное образование, делами он занимался от случая к случаю, проводя время в праздности и разврате, участвуя в оргиях. Что вызывало приливы гнева и стыда у его сына Аюширидара.



Традиционно артисты китайской оперы и театра пользовались большим авторитетом в Китае. Популярны они и сегодня. Знаменитая труппа театра. Эпоха империи династии Юань. Стенная роспись. Зал принца Минъина. Храм гуаншэн. Уезд Хундун. Провинция Шанси

В управлении наблюдалось отсутствие системности, чего бы мы никогда не сказали ни об управлении Чингизхана, ни об Угэдэе, Мункэ или Хубилае. А неконтролируемые расходы власти расшатывали не только финансы страны, но и саму страну.

Монгольские императоры, постоянно выкачивающие средства из покоренных, долгое время не могли навести порядок в ирригационной системе грозной китайской реки – Хуанхэ, разлив которой и послужил причиной грандиозного восстания.

В 1350 году было принято решение начать ремонт дамб, для чего силой согнали 150 тысяч крестьян и 20 тысяч солдат, которые жили в ужасных условиях, постоянно избиваемые стражей за малейшие провинности.

Всё больше народа вступало в борьбу с монголами. А давление монголов на широкие массы через китайских чиновников сплетали воедино борьбу за национальную независимость и за социальные и экономические свободы, недаром в народной песне этого времени пели:

Начало восстания на севере

В 1351 году было согнано 150 тысяч крестьян для ремонта дамбы на Хуанхэ. Хань Шаньтун и Люй Футун решили, что момент настал. План был таков: они сделали из камня фигуру одноглазого человека с надписью на спине:

Скульптуру они закопали на дамбе и стали распространять слух о том, что каменный человек с одним глазом поднимет восстание. В конце апреля камень нашли землекопы, слух о нём пошел по всей стране, и в мае вспыхнуло восстание.

Хань Шаньтун объявил, что он вернулся из Японии, и является наследником династии Сун, а Люй Футун был объявлен потомком сунского полководца.

Восставшие войска получили наименования тигриные, а их вождем становился дракон, который должен был разрушить Юань и восстановить Сун. Они изобразили эту картину на огромном флаге повстанцев.

Воины принесли в жертву белую лошадь и черного быка, смешав их кровь с вином, они пили и клялись на крови.

Вскоре сюда прибыли войска под командованием самого Токмо. Он окружил повстанцев и разгромил их. Хань Шаньтун, по одной версии, погиб от врагов, по другой – был отравлен соперничающими с ним повстанцами.

Повстанцы действовали в северной части бывшей империи династии Сун или в южной части империи династии Цинь: это было движение северных китайцев!

В то время как повстанцы создали или воссоздали в 1355 году империю династии Сун на северных землях, освобожденных от монголов. Повстанцы прибегли к монгольской тактике, совершая длительные и стремительные набеги, не всегда захватывая территорию. Дошли они даже до Корё, где захватили Сеул. Их походы сопровождались безудержным грабежом и резней врагов.

Император Тогон Тэмур был готов бежать из Ханбалыка на север, но столицу спасла армия китайской знати под руководством Чахан Тэмура и Ли Сыцзи.

Империя Юань: восстание против монголов


Император Тогон Тэмур (1271–1368 гг.) Портрет. XV в. Национальный дворец-музей. Тайвань

Наконец, проблема восстания встала перед монгольским императором и его окружением в полный рост. Занятые праздным времяпрепровождением и борьбой за власть в Юань, они как будто не замечали угрозы восстания Красной армии. Но две атаки Красной армии на столицу отрезвили власти.

Описание этого изображения, также прокомментировано ниже

Восстание Красных повязок ( традиционный китайский : 紅巾之亂 ; пиньинь : Hongjin zhī Луан ) ( 1351 - 1368 ) представляет собой набор восстаний в конце династии Юань , Монгол, в Китае , который осаждали его падение. Традиционно сделано , чтобы начать в 1351 году с восстания в провинции Хэбэй и Аньхой из Хань Shantong (韓山童) и Лю Futong ( 劉福通 ), руководители секты линии преемственности Белого Лотоса . Он обязан своим названием красным шарфам, которые носили их войска. Лидеры повстанцев, утверждающие, что они являются частью движения, фактически независимые полевые командиры, вскоре заявили о себе в других частях Китая. В течение почти 20 лет Красные тюрбаны сражались друг против друга, а также против монгольских войск и их местных союзников. Сами юаньские генералы постепенно отошли от центральной власти с 1354 года , сражаясь больше за свой собственный счет, чем за счет императора. Чжу Юаньчжан , который присоединился к движению в 1352 году , выйдет победителем из схватки и найдет в 1368 году династию Мин после захвата Даду ( 大都 ).

Основными имперскими генералами, сражавшимися против повстанцев, были Хеси ( 赫 廝 ), Тучи (禿 赤 ), Эсен Темюр (zh) ( 也先 帖木儿 / 也先 帖木兒 ), Куанчеге ( 寬 徹哥 ), Цзялу (zh ) ( 賈魯 ), Boluo Temür (zh) ( Бээр Тмөр / Beer Tömör или Бээру Төмөр / Beeru Tömör, 孛 罗 帖木儿 / 孛 羅 帖木兒 ); они получали помощь от местных властителей, таких как Дашибадулу (答 失 八 都 魯 ), уйгурский Чахан Темур (zh) ( Цагаантөмөр , 察罕 帖木儿 / 察罕 帖木兒 ) и Ханс Ли Сици (zh) ( 李思齐 / 李思齊) ) и Чжан Лянби ( 張良弼 ).

Резюме

Исторический

Задний план

Недовольство населения Хань по отношению к династии Юань резко возросло с 1340 г. и далее из-за разлива Желтой реки, которому способствовали прорывы в плохо обслуживаемых дамбах. Эти стихийные бедствия дополняют увеличение военных налогов, большую часть которых несут ханьцы, находящиеся в невыгодном положении из-за этнической политики Монголии , а также денежные манипуляции со стороны правительства, ведущие к досадной девальвации.

Первые восстания

Движению красных повязок предшествуют два первых восстания:

  • Мяо (или Яо ) Ву Тяньбао ( 吳天保 ) собрал армию в провинции Хунань в 1346 году и постепенно вернулся в провинции Хэнань . Когда он умирает в бою, его войска присоединяются к Красным повязкам Лю Футуна, Сюй Шохуэй или Чэнь Юляна.
  • В 1348 году , на побережье Чжэцзян , Fang Guozhen ( 方國珍 ) ( 1319 - 1374 ) захватили судно Yuan возле Хуангьян ( 黃巖 ) и заняли область, базирующаяся в Нинбо . Он не будет вытеснен до 1367 года Чжу Юаньчжаном, после того как он, в свою очередь, объединился с монгольскими генералами и повстанцами, такими как Чэнь Юдин из Фуцзянь . С приходом династии Мин в 1369 году он получил титул государственного служащего провинции Гуанси, от которой он получал вознаграждение, находясь под домашним арестом в Нанкине в доме, предложенном императором Хунву.

Хан Шаньтун и Лю Футун

Затем Хань Линьэр возлагает свои надежды на Чжу Юаньчжана, который сначала признает его императором; он назвал его герцогом, затем королем У. В 1366 году Чжу Юаньчжан привел его в Интянь , свою штаб-квартиру; когда он пересекает Голубую реку в Гуабу ( 瓜 步 ), Цзянсу , его лодка тонет, и он тонет. Историки практически единодушно связывают случившееся с заговором будущего императора Хуну.

Сюй Шухуэй и его союзники

Вхождение в армии Ксу Шоёи в 1357 году , Мин Ю. жень ( 明玉珍 ) ( 1331 - 1366 ) занимает в его имени Чунцин и Чэнду и занимает Сычуань с титулом князя Лонга и Шу ( 隴蜀王 ). После смерти Сюй Шохуэя он провозгласил себя императором династии Дасия ( 大 夏 ), столицы Чунцина. Он навязал там майтрейизм . Их нецентральное положение позволяет Даксии дожить до 1371 года , через три года после провозглашения династии Мин. Это его сын Мин Шэн ( 明 昇 ) сдаётся войскам Чжу Юаньчжана.

Го Цзысин и Чжу Юаньчжан

Чжу Юаньчжан, основатель Мин, вступил в 1352 году армия Го Zixing ( 郭子興 ) ( 1302 - 1355 ), лидер повстанцев из Haozhou ( 濠州 ) в провинции Аньхой , из которой он женился на приемной дочери Ма Сюин ( 馬秀英 ) и которого он добивается успеха, когда умирает от болезни. Его войска вернулись в Нанкин, где он поселился в 1356 году и назвал его Интяньфу ( 應 天府 ).

Другие повстанцы

В 1353 году Чжан Шичэн ( 張士誠 ) ( 1321 - 1367 ) восстал в Тайчжоу ( 泰州 ) в Цзянсу, где он основал династию Чжоу ( 周 ), столицу Пинцзян ( 平 江 ), нынешний Сучжоу . Он противостоит юаню и другим повстанцам, для которых он грозный противник; в конце концов он будет схвачен и казнен Чжу Юаньчжаном.

Два бывших чиновника Юаня, Чэнь Юдин ( 陳 友 定 ) (? - 1368 ) и Хэ Чжэнь ( 何 真 ), каждый обретает независимость, первый в Баду ( 八 郡 ) в провинции Фуцзянь, где он на мгновение вступает в союз с Фан Гочжэнь, а второй - в Чжучжоуцуне ( 諸 州郡 ) в провинции Гуандун . В 1368 году первый был схвачен и казнен войсками Мин, но второй сдался и был удостоен чести Чжу Юаньчжана как антимонгольского героя.

Читайте также: