Восприятие в информатике кратко

Обновлено: 05.07.2024

Тип урока: Урок открытия новых знаний учащимися.

Формы работы учащихся: коллективная, индивидуальная.

Необходимое техническое оборудование: компьютерный класс, АРМ учителя, мультимедиа проектор, экран, маркерная доска, презентация PowerPoint к уроку.

Ход урока

I. Организационный этап.

Ответить на вопросы по домашнему заданию.

Собрать тетради с письменным домашним заданием.

Озвучить тему урока, записать на доске (или на слайде презентации), ребята записывают в тетрадях число и тему урока. (Слайд 1)

II. Этап подготовки к активному сознательному усвоению знаний (этап актуализации знаний).

Фронтальный опрос по домашнему заданию (Слайд 2).

Вопрос учителя: Какие профессии, на ваш взгляд, в наибольшей степени связаны с информационной сферой деятельности человека: бухгалтер, повар, водитель, программист, учитель, портной, продавец, журналист, актёр.

Ответ ученика: Бухгалтер, программист, учитель, журналист, актер

Вопрос учителя: В чём отличие пользователя и программиста?

Ответ ученика: Пользователь работает на компьютере с готовыми программами, которые созданы программистами.

Вопрос учителя: Для каких целей могут использовать компьютер люди следующих профессий: а) конструктор автомобилей; б) писатель; в) бухгалтер; г) врач; д) физик.

а) конструктор автомобилей на компьютере создает чертежи будущих машин;
б) писатель использует компьютер для создания рукописей своих произведений;
в) бухгалтер выполняет расчеты;
г) врач использует компьютер для диагностики болезней;
д) физик на компьютере проводит эксперименты и расчеты.

Вопрос учителя: Расскажите, для чего вы сами используете (если он у вас есть) или могли бы использовать (если у вас его нет) свой домашний компьютер?

Вопрос учителя: Какие проблемы со здоровьем могут возникнуть у людей, которые нарушают санитарные нормы работы на компьютере (перечислить не менее трех)?

Ответ ученика: При нарушении санитарных норм работы за компьютером возможны: 1) ухудшение зрения, 2) искривление позвоночника, 3) головные боли, нарушение сна, 4) психологическая зависимость и т. д.

Вопрос учителя: Что такое информатика? Что изучает информатика?

Ответ ученика: Информатика – это наука, изучающая законы и методы работы с информацией с помощью компьютера.

Ответ ученика: Информация – это сведения, знания, которые мы получаем из книг, газет, радио, телевидения, от людей, с которыми общаемся.

Вопрос учителя: Что такое компьютер?

Ответ ученика: Компьютер – это универсальное техническое средство для работы с информацией.

III. Этап открытия новых знаний. Рассказ учителя, диалог, беседа.

Мы с вами договоримся, для нас

Информация – это знания, сведения, которые мы получаем из различных источников.

К этому слову человек привык уже давно. Его мы используем в словосочетаниях:

Все наши знания, все, что мы знаем и умеем, мы получили от родителей, учителей, друзей, окружающих нас людей, из книг, из личного опыта и сохранили в своей памяти. Учеба в школе – это получение знаний, т. е. информации.

Давайте попробуем назвать свои конкретные знания:

Я знаю, что… Я знаю, как…
…Земля круглая
…2х2=4
…сварить борщ
…отремонтировать розетку

(Слайд 4) Все наши знания можно разделить на две группы:

  1. Декларативные – утверждения о явлениях, свойствах, зависимостях (я знаю, что…)
  2. Процедурные – определяют действия для достижения цели (я знаю, как…)

Именно поэтому получение знаний должно идти от известного к неизвестному, от простого к сложному. На этом основывается обучение.

(Слайд 6) Для восприятия информации у человека есть специальные приспособления – органы чувств. Они отвечают за восприятие информации в различной форме. С помощью зрения – визуальная информация, слуха – звуковая информация, обоняния – запахи, вкус – информация о вкусовых ощущениях, осязание – информация в виде тактильных ощущений.

Всю эту информацию по форме представления можно разделить на (записать на доске)

образную знаковую
Запахи, звуки, зрительные образы, тактильные ощущения Текст, речь (письменная и устная), числа, формулы, условные обозначения

Полученную информацию человек может запомнить (сохранить в памяти) или передать другому в форме письменной или устной речи. Устная речь состоит из знаков-звуков, которые лингвисты называют фонемами, слов, фраз. Письменная речь – текст, состоящий из букв, цифр, знаков препинания, т. е. из знаков. Между письменными знаками и звуками есть прямая связь, сначала появилась устная речь, а затем – письменность.

Язык – это знаковый способ представления информации. Языки бывают естественными, на которых общаются люди, и формальными, это языки какой-нибудь профессии или области знаний.

А какие вам книжки больше всего нравятся? (Толстые, тонкие, интересные, главное С КАРТИНКАМИ)

Обсудить содержание слайда.

IV. Этап закрепления новых знаний.

Фронтальная работа со всем классом (Слайды 9-11)

Ответьте на вопросы:

К какому языку относятся следующие знаки и что они обозначают? (Приложение 2)
а) б) в) г) д) е) ж)

V. Этап информирования учащихся о домашнем задании и инструктаж к его выполнению.

Запишите в дневники домашнее задание на следующий урок: §1, 2 (читать, учить определения), Д/з №2 (письменно) (Слайд 12)

Текст письменных домашних заданий выдан на прошлом уроке. Приложение 1

Ежедневно с помощью органов чувств мы получаем новые знания из окружающего мира. Можно сказать по-другому — получаем информацию.

Наибольшее количество информации мы получаем с помощью органов зрения. При помощи глаз мы воспринимаем окружающий мир: свое расположение в пространстве, цвета, предметы и пр.

Это не анимация — это простые рисунки, но нарисованы они таким образом, что при просмотре этих картинок происходит оптический обман зрения. Тебе кажется, что изображение на картинке движется, но это не так.

opticheskie-illyuzii-kartinki-2.jpg

statia_clip_image002_0001.jpg

Глядя на рисунок, можно наблюдать иллюзию цветовосприятия. На самом деле круги на разных квадратах одинакового серого оттенка.

statia_clip_image014.jpg

Для того, чтобы получать более точную информацию об окружающем мире в дополнение к органам чувств человек использует разнообразные измерительные приборы и устройства: линейку, рулетку, термометр, барометр, мерный цилиндр, весы, часы, компас, телескоп, микроскоп и т. д.

Визуальная — воспринимается органами зрения. Мы видим всё вокруг.
Аудиальная — воспринимается органами слуха. Мы слышим звуки вокруг нас.
Тактильная — воспринимается тактильными рецепторами.
Обонятельная — воспринимается обонятельными рецепторами. Мы чувствуем ароматы вокруг.
Вкусовая — воспринимается вкусовыми рецепторами. Мы чувствуем вкус.

Текст в учебнике, сочинение в тетради, реплика актёра в спектакле, прогноз погоды, переданный по радио.

В устном общении (личная беседа, разговор по телефону, радиопостановка спектакля) информация может быть представлена только в словесной, текстовой форме

В чистом виде числовая информация встречается редко, разве что на контрольных по математике. В основном используется комбинированная форма представления информации.

В настоящее время мультимедийная (многосредовая, комбинированная) форма представления информации в вычислительной технике становится основной.

Данные - это информация, представленная в форме, подходящей для хранения, передачи и обработки автоматизированными средствами.
Информатика - это наука, изучающая различные способы передачи, хранения и обработки информации.

Человек воспринимает информацию из окружающего мира с помощью своих органов чувств; их пять: органы зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания.

Более 90% информации поступает к нам через зрение и слух. Но и запахи, и вкусовые, и осязательные ощущения тоже несут информацию. Например, почувствовав запах гари, вы узнаёте, что на кухне сгорел обед, о котором забыли. На вкус вы легко узнаёте знакомую пищу, оцениваете количество сахара или соли в блюде. На ощупь, т. е. через контакт с кожным покровом, вы узнаёте знакомые предметы даже в темноте, оцениваете температуру внешних объектов. Мы их помним, т. е. они хранятся в нашей памяти. Значит это тоже наши знания, а стало быть информация.

Таким образом, существуют разные способы восприятия информации человеком, связанные с разными органами чувств, через которые она поступает:

Можно сказать, что зрение, слух, вкус, обоняние, осязание являются информационными каналами между внешним миром и человеком. При утрате одного из таких каналов( например, зрения или слуха) усиливается информационная роль других каналов. Известно, что незрячие люди острее слышат, для них возрастает значение осязания.

Полученную информацию человек может запомнить или записать, а также передать другому человеку. Передача информации человеком чаще всего производится в знаковой форме, т. е. на каком-либо языке.

У каждого народа свой национальный разговорный язык. Эти языки – русский, французский, немецкий и др. – лингвисты называют естественными языками. Естественные языки имеют устную (фонетика) и письменную (грамматика) форму.

Сначала появилась речь, а потом – письменность. Письменность для того и нужна, чтобы зафиксировать, например, на бумаге человеческую речь.

· звуковая – отдельные буквы (знаки) или сочетания букв обозначают звуки речи (фонемы), а знаки препинания – паузы, интонации (используется в большинстве европейских стран);

· идеографическая – один значок (иероглиф) обозначает слово или его значительную часть (используется в Китае);

Кроме разговорных (естественных) языков существуют формальные языки. Как правило, это языки какой-нибудь профессии или области знаний. Например, математическую символику можно назвать формальным языком математики; нотную грамоту – формальным языком музыки.

Информация, воспринимаемая человеком в речевой или письменной форме, называется символьной (знаковой) информацией.

1. Текст на естественном языке в устной или письменной форме. Можно привести примеры разных способов знакового обмена информацией, заменяющих речь. Например, глухонемые люди речь заменяют жестикуляцией. Жесты дирижёра передают информацию музыкантам. Судья на спортивной площадке пользуется определённым языком жестов, понятным игрокам.

2. Символы формального языка : числа, математические формулы, ноты химические формулы, дорожные знаки и пр.

3. Графическая форма : рисунки, схемы, чертежи, карты, графики, диаграммы. Наглядность графической информации облегчает понимание заложенного в неё содержания.

Однако запахи, вкусовые и осязательные ощущения не могут быть переданы с помощью знаков. Безусловно, они несут информацию, поскольку мы их запоминаем, узнаём. Такую информацию будем называть образной информацией.

Образная информация – это идеальная форма восприятия человеком предметов и явлений материального мира.

К образной относится также информация, воспринимаемая зрением и слухом, например, шум ветра, пение птиц, картины природы, живопись. Образное восприятие информации чаще всего имеет место в результате непосредственного контакта с объектами внешнего мира.

3. Грамотный музыкант способен услышанную музыку записать нотами. Какое преобразование формы музыкального произведения он при этом производит? Опишите ситуацию обратного преобразования.

4. Попробуйте с информационной точки зрения объяснить такой феномен: ощущение человеком вкусов и запахов во сне.

В окружающем нас мире есть три субстанции: вещество, энергия, информация. Первые два мы умеем измерять, для них придуманы единицы измерения. Как измерить информацию?

Рассмотрим пример с подкидыванием монеты. Могут выпасть орёл или решка. Эти события равновероятны, т. е. ни одно из них не имеет преимуществ перед другим.

Метод поиска, на каждом шаге которого отбрасывается половина вариантов, называется методом половинного деления.

Удобнее всего измерять информацию, если N равна целой степени числа 2. Составим таблицу степеней двойки:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования

"Российский государственный гуманитарный университет"

Филиал РГГУ в г. Балашихе

Кафедра математическихи естественнонаучных дисциплин

Восприятие информации человеком

студентки 2 курса заочной формы обучения

Щеглова Юлия Вадимовна

"Государственное и муниципальное управление"

Руководитель к.э.н. М.Ю. Гладков

Раздел 1. Восприятие информации человеком

1.1 Определение восприятия

1.4 Восприятие как система высшей нервной деятельности

Список использованных источников и литературы

Введение

Мы живем в мире вещей, предметов и форм, в мире сложных ситуаций, и что бы мы ни воспринимали, мы на самом деле имеем дело не с отдельными ощущениями, а с целыми образами. Отражения внешнего мира выходят за пределы одиночных ощущений, здесь требуется совместное участие органов чувств, происходит соединение отдельных ощущений в сложные комплексные системы. В результате такого объединения изолированные ощущения становятся целостным восприятием окружающего.

Если вы думаете, что это объединение - это просто сумма отдельных ощущений, то вы глубоко ошибаетесь. В действительности восприятие (или отражение) целых предметов или ситуаций гораздо сложнее. Восприятия информации человеком на основе ощущений, сводятся к простой механической сумме ощущений у животных. А в формировании восприятия сенсорной информации человеком, элементами являются ощущения, возникающие от разных свойств этого объекта, включая также память и мышление. Восприятия человека в отличие от комплексов ощущений животных включает понимание того, что воспринимается.

Восприятия, как и ощущения, это познавательные психические процессы. Благодаря этим психическим процессам к человеку поступает различного рода информация о происходящем, с чего и начинается познание мира. С младенческого возраста эти процессы дают человеку разнообразные сведения об окружающем его мире, причем, чем старше становится ребенок, тем больше он воспринимает. Общей чертой ощущений и восприятий является их появление в момент непосредственного воздействия того или иного объекта на какой-либо анализатор (орган чувств). Но по своему содержанию эти два процесса различны.

восприятие ощущение информация человек

Раздел 1. Восприятие информации человеком

1.1 Определение восприятия

Восприятие - это процесс познания сложных вещей и явлений, существующих в мире, их представления в сознании человека в виде образов. Образ восприятия представляет собой совокупность ощущений, которые получает человек при восприятии того или иного, целостного предмета или явления. В образе отдельные, входящие в него ощущения закономерным образом связаны так, что изменение одного из этих ощущений влияет на другие ощущения и образ в целом.

Ощущения, входящие в состав образа, обычно воспринимаются не как отдельные ощущения, а как свойства, присущие воспринимаемым предметам или явлениям - тем, к которым данный образ относится. Если отдельные ощущения, не связанные в образ, мы как бы помещаем внутри нас и не относим к каким-либо реально существующим предметам или явлениям, то ощущения, входящие в состав образа, всегда локализуются вне нас, в окружающем нас мире, в существующих в нём вещах и явлениях, т.е. имеют предметную отнесенность. Кроме того, образ восприятия как целое обладает набором характерных для него специфических свойств, отсутствующих у отдельных ощущений.

Также восприятие можно рассматривать как психический процесс отражения предметов, внешним стимулом которого является сенсорная информация, получаемая при помощи органов чувств, а для осмысления этой информации применяется информация, которая содержится в памяти каждого человека.

Восприятия информации человеком могут быть полными и неполными, точными и ошибочными, глубокими и поверхностными, или иллюзорными, быстрыми и медленными. Это зависит от многих факторов: чувствительности органов ощущений, внимательности, способностей и умственного развития, от опыта и знаний, от умения последовательно воспринимать и оценивать различные стороны и свойства объектов восприятия.

Скорость восприятия - это время наименьшего действия сенсорной информации, вызывающей практически точное ее восприятие. Скорость восприятия является важной особенностью индивидуальных различий между людьми. Чем сложнее сенсорная информация, тем необходимо большее время для ее восприятия. Скорость восприятия можно увеличить путем упражнений и тренировок.

Например, для восприятия показаний приборов опытному машинисту требуется несколько секунд, а ученику - несколько десятков секунд. Скорость восприятия снижается в случае переутомления, заболевания, а также от чрезмерной напряженности. При помощи несложных тренировок можно увеличить скорость простой зрительно-моторной реакции, сложной зрительно моторной реакции и простой аудио-моторной реакции.

Также восприятие зависимо от интересов. Зависимость восприятия от интересов можно показать на таком примере: девочка, готовясь приступить к самостоятельному приготовлению пирога, замечает в действиях матери значительно больше даже мелких движений, чем наблюдающая за действиями матери из простого любопытства. Удачно выполненная трудная или сложная работа вызывает радостное возбуждение, обостряет все органы ощущений, делает их более восприимчивыми, причем, чем труднее и ответственнее была эта работа, тем выше способность к восприятию предстоящей следующей.

1.2 Свойства

К основным свойствам образа восприятия относятся предметность, константность, целостность и категориальность 1 . Предметность образа проявляется в том, что набор входящих в его состав ощущений мы относим к вполне определённому, конкретному предмету. Иными словами, образ без предмета, к которому он относится, практически, за исключением случаев иллюзий, не существует. Константность образа можно определить как его постоянство при сравнительно небольших изменениях условий восприятия. Речь в данном случае идёт об относительном постоянстве таких свойств образа, как, например, его форма, величина или цвет. Если бы образы, существующих в мире предметов не обладали константностью, то они бы постоянно менялись при малейших изменениях условий восприятия. Благодаря константности, человек способен сохранять образы предметов и хорошо ориентироваться в тех предметах и явлениях, к которым эти образы относятся. Целостность восприятия - это его способность к созданию целостного образа воспринимаемого предмета или явления на основе неполной, ограниченной информации о нём. К примеру, по фрагментам геометрической фигуры мы можем точно определить и восстановить в памяти соответствующую фигуру в целом. Категориальность образа проявляется в том, что он почти всегда обозначается определённым словом и относится к той категории предметов или явлений, которая соответствует данному слову как понятию. Если, например, мы обозначили образ фигуры как треугольник, то это значит, что мы включили предмет, соответствующий данному образу, во множество других, называемых треугольниками, предметов, и наделили воспринимаемый предмет признаками, которые присущи всем треугольникам.

Описанными свойствами образ восприятия изначально, с рождения человека, не обладает; он их приобретает в процессе жизни по мере накопления опыта восприятия и проверки, соответствующих формулирующийся в восприятие образов реально существующим в мире предметам и явлениям. Благодаря приобретению восприятия указанных свойств, оно становится таким, которое присуще именно человеку.

1.3 Виды

Основные виды восприятия человека - это зрение и слух, поэтому большинство образов, которыми пользуются люди, являются зрительные или слуховые. Кроме того, иногда говорят о тактильном и осязательном восприятии, имея ввиду образы, возникшие в результате воздействия предметов на кожу человека; о вкусовом и обонятельном восприятии. Понимая под ним, соответственно, совокупности вкусовых и обонятельных ощущений, порождаемых воздействием химических свойств, предметов и явлений. Таково деление восприятия на виды по органам чувств. В нём также можно выделить виды восприятия в пределах одного и того же органа чувств. Так, например, выделяют и отдельно рассматривают зрительное и слуховое восприятие движений, пространства, времени и человека человеком.

Восприятие времени - восприятие и оценка человеком хода времени, скорости его течения, ускорения и замедления 1 . Предполагается, что всё это происходит благодаря существованию в организме человека так называемых биологических часов. Под ними понимаются строго ритмические, выверенные во времени биологические процессы, сравнивая с которыми оцениваемые параметры хода реального времени, мы можем судить о нём и давать ему оценки. На роль биологических часов могут претендовать многие циклические обменные процессы, происходящие в организме, например сокращение сердечной мышцы, ритмика дыхания, движения человека при ходьбе, суточные изменения биологических процессов. Воздействуя на организм теми или иными веществами, например стимуляторами или транквилизаторами, мы можем, соответственно, ускорять или замедлять субъективно оцениваемый ход времени.

В понятие восприятия движения входят восприятие и оценка человеком направления, скорости, ускорения, замедления и траектории движения 1 . Направление движения в том случае, когда весь движущийся объект и его траектория полностью помещаются на сетчатке глаза, определяется по направлению перемещения изображения данного объекта по сетчатке глаза. Если же глаз следит за движущимся объектом, то направление его перемещения определяется по конфигурации сокращающихся и расслабляющихся в это время мышц глаза, которые осуществляют следящие движения глаз. Если вслед за движением человек ещё поворачивает и голову, прослеживая его, то оценка направления движения производится по сокращениям или расслаблениям мышц, управляющих движением головы.

В понятие восприятия пространства входят оценка формы, величины, глубины, удалённости, места расположения предметов в пространстве. Есть два способа восприятия и оценки указанных пространственных характеристик окружающих нас предметов и явлений. Один из них используется, когда образ воспринимаемого предмета или явления полностью помещается на сетчатке глаза. Другой способ применяется, если воспринимаемый объект или явление достаточно велики, и их образ не помещается полностью на сетчатке глаза.

Вид восприятия, связанный с формированием образа другого человека, включающего в себя представление о его психологии: познавательных процессах, психологических состояниях, личностных свойств и отношениях. Восприятие человека человеком отличается от обычного восприятия человеком неодушевлённых предметов и явлений и имеет свои, специфические законы. Восприятие человека человеком зависит от отношения воспринимающего человека к воспринимаемому, от обстановки, в которой происходит процесс восприятия, от психологического состояния воспринимающего и воспринимающего лица, от прошлого опыта воспринимающего лица и от многих других факторов, которые не действуют или действуют ограниченно при восприятии физических объектов. На восприятие человека человеком влияет профессиональная принадлежность воспринимающего и воспринимаемого лица, их положения в обществе, некоторые другие социально-психологические факторы.

.4 Восприятие как система высшей нервной деятельности

Улавливаемые глазом комбинации световых лучей, передаваемых в мозг в виде кодированных сигналов, мало что значат сами по себе. Ни один бит информации не поступает в мозг без предварительной обработки сенсорными рецепторами. Механизм, помогающий преобразовать информацию в знания об окружающем нас мире, называется перцепцией, т.е. восприятием.

Закономерности условно-рефлекторной деятельности, установленные для животных, свойственны и для человека. Однако поведение человека настолько сильно отличается от поведения животных, что у него должны существовать дополнительные нейрофизиологические механизмы, которые и определяют особенности его высшей нервной деятельности. У человека, в отличии от животных существует две системы сигнальных раздражителей: первая сигнальная система, состоящая из непосредственных воздействий внутренней и внешней среды на сенсорные входы, и вторая сигнальная система, состоящая преимущественно из слов, обозначающих эти воздействия.

Таким образом, под первой сигнальной системой понимают работу мозга, обуславливающую превращение непосредственных раздражителей в сигналы различных видов деятельности организма. Это система конкретных непосредственно чувственных образов действительности, фиксируемых мозгом человека и животных. Мозг человека мгновенно опознаёт привычные объекты, под каким бы углом зрения они не находились. Например, книга будет восприниматься только как книга независимо от того, лежит она или стоит. Однако форма и размер зрительного образа книги, который воссоздаётся на сетчатке, не всегда будет одинаковым. Если держать книгу горизонтально вблизи глаз, то мы получим её образ укороченным и сужающимся в перспективе. Но "видим" мы её по-прежнему в виде прямоугольника, потому что мозг автоматически адаптируется к разным образам, которые может создавать книга. Это явление называется устойчивостью перцепции 1 .

Второй сигнальной системой обозначают функцию мозга человека, которая имеет дело со словесными символами. Это система обобщённого отражения окружающей действительности в виде понятий, содержание которых фиксируется в словах, математических символах, образах художественных произведений.

По данным А.Р. Лурии, глухонемой, который не обучен речи, не способен абстрагировать качество или действие от реального предмета. Он не может формировать отвлечённые понятия и систематизировать явления внешнего мира по отвлечённым признакам 1 .

Заключение

Из рассматриваемой темы можно сделать вывод, что восприятие может быть совершенно разным по своим свойствам, виду и индивидуальным характеристикам человека. Всё это выполняется благодаря помощи органам чувств человека, которыми он наделён от природы.

В современном мире информационных технологий всё больше создают технические и электронные средства, при помощи которых человек может использовать своё восприятие не в полной мере. Например, раньше выдуманные произведения читали только в книгах, человек мог вырисовывать сюжет только в своём воображении, которое присуще только ему. Теперь же создаются и развиваются технические и электронные средства, "переведённые" из книг, они способствуют более быстрым визуальным реакциям.

Человек всегда будет наивысшей особью эволюции, потому что именно от его потребностей зависит каким будет научно-технический прогресс, потому что ничего не заменит его инстинкты сохранения и мышление

Список использованных источников и литературы

1. Данилова Н.Н. Физиология высшей нервной деятельности: учебник для студентов вузов / Н.Н. Данилова, А.Л. Крылова; отв. ред. Е. Баранчикова. - Ростов н/Д.: Феникс, 1999. - 480с.: ил. - (Серия "Учебники и учебные пособия").

. Немов Р.С. Психология: словарь-справочник: в 2 ч. / Р.С. Немов. - М: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - Ч.1. - 304с. - (Серия "Словарь-справочник").

. Кларк Д. Парадоксы зрения / Д. Кларк // Древо познания: универсальный иллюстрированный справочник для всей семьи. - М: Б. и., 2005. - С. - (Научно - познавательная коллекция "Маршалл Кавендиш").

Читайте также: