Теория человеческих отношений лайкерта кратко

Обновлено: 03.07.2024

· В модели 1руководитель не доверяет подчинённым, редко подключает их к принятию решений, а задачи спускаются сверху вниз уже готовыми. Основной стимул – страх и угроза наказания, вознаграждения здесь случайны. Формальная и неформальная организация находятся в противоборстве.

· Модель 2предполагает, что руководство удостаивает подчинённых некоторым доверием, но как хозяин слугу. Часть решений делегируется вниз, но принимаются они в строго предписанных границах. Вознаграждение здесь действительное, а наказание – потенциальное, и оба используются для мотивации работников. Взаимодействие осуществляется в терминах снисходительности со стороны руководителя и осторожности – подчинённого. Неформальная организация существует, но только отчасти противостоит формальной.

· Вмодели 3руководство проявляет большое, но не полное доверие к подчинённым. Общие вопросы решаются наверху, частные делегируются вниз. Кроме систематического вознаграждения и случайных наказаний для мотивации используется ограниченное включение в принятие решений. Умеренное взаимодействие сопровождается доверием и откровенностью с примесью элементов страха. Неформальная организация может и не возникнуть, но если она существует, то несовпадение с формальной частичное.

· Модель 4характеризует полное доверие. Процесс принятия решений рассредоточен по всем уровням, хотя и интегрирован. Поток коммуникаций идёи не только вверх-вниз, но и горизонтально. Работники мотивируются к лучшему исполнению через участие в принятии решений, касающихся установления целей организации, форм стимулирования и методов организации труда. Дружественное взаимодействие с высоким уровнем доверия. Формальная и неформальная организации, как правило, совпадают.

Р. Лайкерт назвал модель 1 ориентированной на задачу с жёстко структурированной системой управления, а модель 4 – ориентированной на отношения, в основе которых лежит бригадная организация труда, коллегиальное управление, делегирование полномочий и общий контроль. Модели 2 и 3 – промежуточные. Он опросил сотни менеджеров в десятках компаний не только для проверки своей модели, но и для того, чтобы доказать: самая эффективная, продуктивная организация имеет руководителя, которого можно охарактеризовать моделью 4.

Важной проблемой в менеджменте и в социологии организаций является определение эффективности организации. Р. Лайкерт установил три типа переменных, определяющих долговременную эффективность организации. К причинным переменным он отнёс внутриорганизационные факторы, находящиеся под контролем администрации, - формальную структуру организации, экономическую стратегию и социальную политику, профессионально-квалификационный состав работников и т.п. Промежуточные переменные обозначают человеческие ресурсы организации - отношение к труду и навыки людей, организационный климат, методы принятия решений, уровень доверительности к руководству, лояльность, способы стимулирования и мотивации деятельности и т.п. Наконец, результирующие зависимые переменные выражают конечный результат усилий – рост или падение производительности труда и прибыли, удовлетворение своей продукцией запроса потребителей и др.

Взаимосвязь между этими факторами можно представить в качестве стимулов (причины), взаимодействующих на организм (ресурсы) и создающих определенный результат (выход). Подобная модель объясняет, почему попытка непосредственно воздействовать на промежуточные переменные, как правило, не приводит к успеху. Правильнее оказывать влияние на них через изменение причинных факторов. Точно также попытка улучшить результирующие показатели организации через воздействие на промежуточные, по Лайкерту, менее успешна, чем изменение причинных переменных.

Заключение

Ознакомившись с широким спектром вопросов, затрагивающих гуманистическое направление в менеджменте, сделаем следующие выводы.

Рассмотрев вопрос об основных положениях школы человеческих отношений, приходим к выводу, что школа человеческих отношений сосредоточилась непосредственно на человеческом факторе, совершенно справедливо видя в нем основной элемент успешной работы организации. В отличие от школы научного управления пытается воздействовать на психику работника не через материальные стимулы, а через межличностные отношения неформальной среды и доверие к работникам со стороны организации (передача им некоторых контрольно-управленческих функций). Школа пристально рассматривает психологическую грань человеческого фактора под углом эффективного воздействия на него. Это новый угол менеджерского зрения, подчеркивающий подлинное положение наемного работника в организации как чувствующего и самодвижущегося средства производства.

Рассмотрев вопрос об отличительных чертах школы человеческих отношений от остальных направлений в менеджменте, приходим к выводу, что каждое научное направление в теории управления соответствовало времени, в каком оно получало наибольшее распространение и отвечало его требованиям. С развитием наук, таких как психология, социология, учёные начинали использовать их подходы к человеческим ресурсам, изучая, анализируя их воздействие на трудовую обстановку, на производительность и на взаимодействие людей в процессе производства. Различные школы и направления не следует противопоставлять, наоборот, они дополняют друг друга, т.к. некоторые из их постулатов продолжают существовать и оказывать влияние на производственные отношения. Переход от классической школы к наиболее поздней ситуационной школе – это не путь от ошибочных взглядов к истине, а познание новых свойств и методов управления.

- только неудовлетворённая потребность организует поведение индивида, заставляя его предпринять действия для её удовлетворения;

- если низшие потребности присущи всем людям в равной мере, то высшие – в неодинаковой степени;

- даже достигший высшего признания и самовыражения человек нуждается в пище.

Рассмотрев вопрос об основных представителях школы поведенческих наук, можно сделать вывод о том, что их исследования в области социального взаимодействия, мотивации, характера власти и авторитета способствовали возникновению в 60-х годах особой управленческой функции, получившей название "управление персоналом". Они полагали, что им удалось решить проблему эффективного достижения целей организации. Однако последующие исследования и неудачные попытки применить на практике свои теории и мысли показали, что многие ответы на вопросы управления были правильными частично и действовали в ограниченных ситуациях. Но, тем не менее, каждый из представителей школы внёс значительный вклад в её развитие, а также в теорию и практику управления в целом.

Рассмотрев вопрос об основных аспектах школы поведенческих наук, можно сделать следующие выводы: так как её считают преемником школы человеческих отношений, то она, безусловно, имеет с ней что-то общее. Однако вскоре она отошла от неё и сосредоточилась на методах налаживания межличностных отношений. Концепции поведенческих наук были направлены на оказание помощи работникам в осознании собственных возможностей и на повышение эффективности использования её человеческих ресурсов. Эта школа была особенно популярна в 60-е годы. Как и её предшественники, она декларировала, что имеется один наилучший подход решения управленческой проблемы, а правильное применение науки о поведении всегда будет способствовать повышению эффективности организации. Большое значение придаётся опыту и способностям менеджера. Так как поведение конкретного человека непредсказуемо и всегда является загадкой, то главным становится подбор менеджера, способного руководить от природы. Главное правильно подобрать и расставить руководителей.

“Человеческие отношения” заостряют внимание науки менеджмента на мотивах поступков и действий работников при взаимодействии друг с другом и с технической подсистемой производственной системы. Управление с позиций психологии и человеческих отношений – это вклад науки в копилку методов мотивации работников и практический шаг менеджмента на пути эффективного манипулирования человеческим ресурсом в достижении цели организации.

Список используемой литературы

1. Петров В.В. Школы менеджмента: Учеб. пособие. Модуль 1, Саратов: СГТУ, 2003, 152 с.

2. Кравченко А.И. Социология менеджмента: Учебное пособие для ВУЗов. – М.: ЮНИТИ, 1999, - 366 с.

3. Беркович Д.М. Формирование науки управления производством. Краткий исторический очерк. М., 1973.

4. Блейк Р.Р., Моутон Дж.С. Научные методы управления. Киев. 1990

5. Коротков Э.М. Концепция менеджмента. М.: 1996.

6. Петров В.В. Общий менеджмент: Цикл лекций-бесед. Саратов, 2000.

7. Кравченко А.И. История менеджмента, М.: Академический проект, 2002.

8. История менеджмента под редакцией Поршнева А. Г., Валового Д. В. и т. д. М.: Инфра-М, 1997 г.

9. Петров В.В. Стратегический менеджмент, Модуль 4, Саратов, СГТУ, 2003, 258 с.

10. Вершигора Е.Е. Основы управления: Учебное пособие для ВУЗов – Минск: Высшая школа, 1985, 208 с.

11. Веснин В.Р. Основы менеджмента: Учеб. пособие – М.: ГНОМ-пресс, Элит-2000, 2001 г. 440 с.

12. Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс – М.: Фирама Гардарика, 1996 – 416 стр.

13. Глущенко Е.В. Теория управления, М.: Вестник, 1997 – 336 стр.

15. Семёнова И.И. История менеджмента, Учебное пособие, - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999 – 222 стр.

16. Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Психология управления: Учебное пособие, Ростов на Дону: Феникс, 1997 – 512 стр.

17. Уткин Э.А. Мотивационный менеджмент – М.: ТАНДЕМ, ЭКМОС, 1999 – 256 стр.

18. Шипунов В.Г., Кишкель Е.Н. Основы управленческой деятельности: Управление персоналом, психология. – М.: Высшая школа, 1999 – 304 стр.

В 1947 г. Лайкерт начал изучать, как добиться оптимального управления усилиями отдельных личностей, чтобы достичь желаемых целей и удовлетворить их потребности.

В процессе исследований Лайкерт обнаружил, что наблюдаемые различия в эффективности деятельности организаций определяются тем, с каких позиций руководство подходит к организации работы сотрудников. С помощью опроса лидеров и их подчиненных было выявлено два стиля руководства: руководство, ориентированное на выполнение задачи, и руководство, ориентированное на взаимоотношения со служащими, подбор кадров и работу с ними.

Иными словами, руководитель, сосредоточенный на работе, заботится прежде всего о проектировании задачи и разработке системы вознаграждений для повышения производительности труда. В противоположность этому, первейшей заботой руководителя, сосредоточенного на человеке, являются люди. Проблемы повышения производительности труда рассматриваются такими руководителями сквозь призму совершенствования человеческих отношений, взаимопомощи, максимального участия работников в принятии решений.

В 1967 г. в продолжение своих исследований Лайкертобобщил реальные методы управления и предложил четыре базовых стиля руководства, расположив их на некотором континууме от 1 до 4. Рассматриваемые им системы, или модели, управления организацией различались по:

• степени концентрации власти,

• дистанцированности руководителя от подчиненных.

Стили лидерства Р. Лайкерта:

Модель 2 (благосклонно-авторитарная) - предполагает, что руководство удостаивает подчиненных определенного доверия: часть решений делегируется вниз, но принимаются они в строго предписанных рамках. Вознаграждение здесь действительное, а наказание — потенциальное, и оба используются для мотивации работников. Взаимодействие осуществляется в терминах снисходительности со стороны руководителя и осторожности — со стороны подчиненного. Неформальная организация существует, но лишь отчасти противостоит формальной.

Модель 3 (консультативно-демократическая) - руководство проявляет значительное, но не полное доверие к своим подчиненным. Общие вопросы решаются наверху, частные делегируются вниз. Кроме систематического вознаграждения и случайных наказаний для мотивации работников используется возможность некоторого участия в процессе принятия решений. Потоки коммуникации в организации направлены как вверх, так и вниз, однако содержание передаваемой информации ограничивается той, которую хочет услышать руководство. Умеренное взаимодействие руководства и рядовых сотрудников характеризуется как доверительное и откровенное, но с примесью элементов страха. Неформальная организация может и не возникнуть, но если она существует, то имеет место ее частичное несовпадение с организацией формальной.

Модель 4 (основанная на участии) - строится на полном доверии. По мнению Лайкерта, именно она является самой действенной из всех рассмотренных им систем. Процесс принятия решений носит здесь групповой характер: он рассредоточен по всем уровням, хотя и интегрирован. Поток коммуникаций идет не только сверху вниз, но и по горизонтали. Работники мотивируются посредством участия в процессе принятия решений, касающихся определения целей организации, форм стимулирования и методов организации труда. Имеет место дружественное взаимодействие, характеризующееся высоким уровнем взаимного доверия. Формальная и неформальная организации, как правило, совпадают. Руководители модели 4 соответствуют руководителям, поощряющим участие работников в управлении. Кроме того, в противоположность руководителям модели 1, ориентированным на работу, они ориентированы на человека.

Согласно Лайкерту, для развития организации в направлении четвертой модели управления руководству необходимо:

2) придерживаться коллективных методов принятия решений;

3) ставить высокие производственные цели.

25 Вопрос. "Стимулирующий" и "предупредительный" стили. Модель Блейка и Моутона.

В ходе эмпирической проверки инструмента выяснилось, что обе переменные независимы: высокие оценки по одной вовсе не означают низкие по другой. Поэтому была составлена особая схема в виде квадрата, разделенного четырьмя осями. Каждая клеточка квадрата означала различные комбинации стилей, встречающихся в реальном процессе руководства.

Модель Блейка и Моутона

Позже на основе этой модели Р.Блейк и Дж.Моутон составили схему с пятью типами управления.

И здесь с помощью вопросника изучается реальный стиль руководства на предприятии, а затем уже на основе концептуальной модели ему дается исчерпывающая оцен­ка. Если, например, для руководителя главное – выполнить план любой ценой, то оценки его действий будут прибли­жаться к горизонтальной оси (оценка 9 – максимальное вы­ражение данного признака). И наоборот, ориентация на вза­имоотношения с людьми выражена вертикальной осью.

Р.Лайкерт выяснил, что эффективный руководитель пользуется общим, а не детальным контролем. Иными словами, он объясняет подчиненным цель и общее на­правление работы, конкретизирует задачи, а затем предоставляет свободу действий. По Ф.Фидлеру, руководитель, ориентированный на задачу, эффективно действует в ситуациях, когда отношение к администрации со стороны подчиненных или очень хорошее или очень плохое. Руководитель, ориентированный на отношения, эффективен в неопределенных ситуациях.

В 1967 г. в продолжение своих исследований Лайкерт обобщил реальные методы управления и предложил четыре базовых стиля руководства, расположив их на некотором континууме от 1 до 4 (рис. 1.3). Рассматриваемые им системы, или модели, управления организацией различались по способу контроля, степени концентрации власти, распределению ответственности и дистанцированности руководителя от подчиненных.


Система 2 предполагает, что руководство удостаивает подчиненных определенного доверия: часть решений делегируется вниз, но принимаются они в строго предписанных рамках. Вознаграждение здесь действительное, а наказание — потенциальное, и оба используются для мотивации работников. Взаимодействие осуществляется в терминах снисходительности со стороны руководителя и осторожности — со стороны подчиненного. Неформальная организация существует, но лишь отчасти противостоит формальной.

В системе 3 руководство проявляет значительное, но не полное доверие к своим подчиненным. Общие вопросы решаются наверху, частные делегируются вниз. Кроме систематического вознаграждения и случайных наказаний для мотивации работников используется возможность некоторого участия в процессе принятия решений. Потоки коммуникации в организации направлены как вверх, так и вниз, однако содержание передаваемой информации ограничивается той, которую хочет услышать руководство. Умеренное взаимодействие руководства и рядовых сотрудников характеризуется как доверительное и откровенное, но с примесью элементов страха. Неформальная организация может и не возникнуть, но если она существует, то имеет место ее частичное несовпадение с организацией формальной.

Система 4 строится на полном доверии. По мнению Лайкерта, именно она является самой действенной из всех рассмотренных им систем. Процесс принятия решений носит здесь групповой характер: он рассредоточен по всем уровням, хотя и интегрирован. Поток коммуникаций идет не только сверху вниз, но и по горизонтали. Работники мотивируются посредством участия в процессе принятия решений, касающихся определения целей организации, форм стимулирования и методов организации труда. Имеет место дружественное взаимодействие, характеризующееся высоким уровнем взаимного доверия. Формальная и неформальная организации, как правило, совпадают. Руководители системы 4 соответствуют руководителям, поощряющим участие работников в управлении. Кроме того, в противоположность руководителям системы 1, ориентированным на работу, они ориентированы на человека.

Согласно Лайкерту, для развития организации в направлении четвертой модели управления руководству необходимо:


Пункты шкалы представляют собой конкретизированный вариант описания моделей 1, 2, 3 и 4.

Модель 2 (благожелательно-авторитарный стиль) предполагает, что руководство удостаивает подчиненных некоторым доверием, но как хозяин слугу. Часть решений делегируется вниз, но принимаются они в строго предписанных границах. Вознаграждение здесь действительное, а наказание – потенциальное, и оба используются для мотивации работников. Взаимодействие осуществляется в терминах снисходительности со стороны руководителя и осторожности со стороны подчиненного. Неформальная организация существует, но только отчасти противостоит формальной.

В модели 3 (консультативно-демократический стиль) менеджеры советуются с подчиненными и стремятся конструктивно использовать все лучшее, что они предполагают. Мотивация идет уже не только за счет вознаграждения, но и в форме некоторого подключения к управлению. Большая часть управленческого персонала чувствует свою ответственность за достижение целей организации. Коммуникации осуществляются как сверху вниз, так и снизу вверх.

Лайкерт назвал модель 1 ориентированной на задачу с жестко структурированной системой управления, а модель 4 – ориентированной на отношения, в основе которых лежит бригадная организация труда, коллегиальное управление, делегирование полномочий и общий контроль. Модели 2 и 3 – промежуточные. Самая эффективная, продуктивная организация (предприятие, цех, участок) имеет руководителя, которого можно охарактеризовать моделью 4.

Известный американский специалист в области человеческих от­ношений Дейл Карнеги сформулировал шесть правил (принципов) общения, соблюдение которых позволяет людям понравиться окру­жающим:

1) искренне интересуйтесь другими людьми;

3) помните, что имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке;

4) будьте хорошим слушателем, поощряйте других говорить о самих себе;

5) говорите о том, что интересует вашего собеседника;

6) внушайте вашему собеседнику сознание его значительности и делайте это искренне.

– единственный способ одержать верх в споре – это уклониться от него;

– проявляйте уважение к мнению вашего собеседника, никогда не говорите человеку, что он не прав;

– если вы не правы, признайте это быстро и решительно;

– с самого начала придерживайтесь дружелюбного тона;

– пусть ваш собеседник считает, что данная мысль принадлежит ему;

– искренне старайтесь смотреть на вещи с точки зрения вашего собеседника;

– относитесь сочувственно к мыслям и желаниям других;

– взывайте к более благородным мотивам;

– драматизируйте свои идеи, подавайте их эффектно;

– бросайте вызов, задевайте за живое.

Школа человеческих отношений и школа поведенческих наук оказали огромное влияние на развитие управленческой мысли, акцентируя внимание на важности человеческого фактора в достижении эффективной деятельности организаций, показали, что заработная плата не является для работника единственным стимулом к высокопроизводительному труду.




Контрольные вопросы

3. В чем сущность Хоуторнских экспериментов?

4. Какие выводы сделал Э. Мэйо, основываясь на результатах Хоуторнских экспериментов?

5. Решением каких вопросов занималась М.П. Фоллет?

6. Какую концепцию разработал Ч. Бернард?

7. От чего зависит мотивация поведения рабочего по теории А. Маслоу?

8. Перечислите уровни иерархической пирамиды потребностей А. Маслоу.

9. Каково практическое применение для управления персоналом иерархической пирамиды потребностей А. Маслоу?

14. Какие стили руководства персоналом предложил Д. Мак-Грегор?

15. Какие стили руководства предложил в своей теории лидерства Р. Лайкерт?

Модель 2 (благожелательно-авторитарный стиль) предполагает, что руководство удостаивает подчиненных некоторым доверием, но как хозяин слугу. Часть решений делегируется вниз, но принимаются они в строго предписанных границах. Вознаграждение здесь действительное, а наказание – потенциальное, и оба используются для мотивации работников. Взаимодействие осуществляется в терминах снисходительности со стороны руководителя и осторожности со стороны подчиненного. Неформальная организация существует, но только отчасти противостоит формальной.

В модели 3 (консультативно-демократический стиль) менеджеры советуются с подчиненными и стремятся конструктивно использовать все лучшее, что они предполагают. Мотивация идет уже не только за счет вознаграждения, но и в форме некоторого подключения к управлению. Большая часть управленческого персонала чувствует свою ответственность за достижение целей организации. Коммуникации осуществляются как сверху вниз, так и снизу вверх.

Лайкерт назвал модель 1 ориентированной на задачу с жестко структурированной системой управления, а модель 4 – ориентированной на отношения, в основе которых лежит бригадная организация труда, коллегиальное управление, делегирование полномочий и общий контроль. Модели 2 и 3 – промежуточные. Самая эффективная, продуктивная организация (предприятие, цех, участок) имеет руководителя, которого можно охарактеризовать моделью 4.

Известный американский специалист в области человеческих от­ношений Дейл Карнеги сформулировал шесть правил (принципов) общения, соблюдение которых позволяет людям понравиться окру­жающим:

1) искренне интересуйтесь другими людьми;

3) помните, что имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке;

4) будьте хорошим слушателем, поощряйте других говорить о самих себе;

5) говорите о том, что интересует вашего собеседника;

6) внушайте вашему собеседнику сознание его значительности и делайте это искренне.

– единственный способ одержать верх в споре – это уклониться от него;

– проявляйте уважение к мнению вашего собеседника, никогда не говорите человеку, что он не прав;

– если вы не правы, признайте это быстро и решительно;

– с самого начала придерживайтесь дружелюбного тона;

– пусть ваш собеседник считает, что данная мысль принадлежит ему;

– искренне старайтесь смотреть на вещи с точки зрения вашего собеседника;

– относитесь сочувственно к мыслям и желаниям других;

– взывайте к более благородным мотивам;

– драматизируйте свои идеи, подавайте их эффектно;

– бросайте вызов, задевайте за живое.

Школа человеческих отношений и школа поведенческих наук оказали огромное влияние на развитие управленческой мысли, акцентируя внимание на важности человеческого фактора в достижении эффективной деятельности организаций, показали, что заработная плата не является для работника единственным стимулом к высокопроизводительному труду.

Контрольные вопросы

3. В чем сущность Хоуторнских экспериментов?

4. Какие выводы сделал Э. Мэйо, основываясь на результатах Хоуторнских экспериментов?

5. Решением каких вопросов занималась М.П. Фоллет?

6. Какую концепцию разработал Ч. Бернард?

7. От чего зависит мотивация поведения рабочего по теории А. Маслоу?

8. Перечислите уровни иерархической пирамиды потребностей А. Маслоу.

9. Каково практическое применение для управления персоналом иерархической пирамиды потребностей А. Маслоу?

14. Какие стили руководства персоналом предложил Д. Мак-Грегор?

15. Какие стили руководства предложил в своей теории лидерства Р. Лайкерт?


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Организация считается успешной, если она достигает поставленных целей. Составляющие успеха организации включают в себя: способность к выживанию, результативность, эффективность и практическую реализацию принятых решений.

Выживание, возможность существовать как можно дольше - первейшая задача большинства организаций. Она включает в себя способность организации адаптироваться к постоянно меняющимся внешним условиям и оптимально использовать имеющиеся ресурсы. Результативность управления - это степень достижения цели управления, ожидаемого состояния объекта управления. Она определяется значениями выходных показателей организации [2, c. 340-341]

Эффективность организации определяется показателями экономической деятельности и характеризуется отношением полученного экономического эффекта к затратам факторов, ресурсов, обусловившим получение этого эффекта, достижение наибольшего объема производства с применением ресурсов определенной стоимости. При этом большую роль в обеспечении эффективности деятельности организации играет способность нахождения доступных, альтернативных и менее затратных ресурсов. Одним из таких ключевых ресурсов выступают работники, их мотивации и способности [4, c. 219].

- процесс группового выдвижения целей,

- коллективное принятие решений,

Р. Лайкерт отмечал, что эффективна та организация, которая побуждает руководителя сосредоточить главное внимание на создании эффективной рабочей группы с высокопроизводительными целями.

Менее эффективные побуждают руководителей к следующим действиям:

1) разбить общие действия на простые составные части или задания;

2) разработать наилучший способ выполнения каждой из этих составных частей;

3) нанять людей с соответствующими способностями и квалификацией для выполнения каждого из этих заданий;

4) обучать этих людей выполнению задания особым наилучшим способом;

5) осуществлять руководство, контроль выполнения заданий, хронометрирование работ;

6) использовать поощрение в форме индивидуальной или групповой сдельной оплаты труда.

Таблица 1 - Сопоставление характеристик организации

Классическая организация

Процесс руководства не включает доверия и ответственности руководителей и подчиненных. Подчиненные не свободны в обсуждении рабочих проблем с руководителями, которые не считаются с их идеями и мнениями

1.Процесс руководства предполагает доверие и ответственность руководителей и подчиненных по всем вопросам. Подчиненные свободны в обсуждении рабочих проблем с руководителями, считающимися с их идеями и мнениями

Мотивационный процесс включает только физические, экономические мотивы, мотивы безопасности посредством использования санкций. Отношение к организации неблагосклонное.

2.Мотивационный процесс охватывает широкий круг мотивов посредством методов участия. Отношение к организации и ее целям благосклонное

Процесс коммуникации таков, что информация поступает вниз, имеет тенденцию к искажению, неточности и рассматривается подчиненными с подозрением

3. Процесс коммуникации таков, что информация свободно перемещается по всей организации – вверх, вниз и горизонтально. Информация точная и неискаженная

Процесс взаимодействия закрытый и ограниченный; подчиненные мало влияют на цели, методы и деятельность подразделений

4. Процесс взаимодействия открытый и широкий: и руководитель, и подчиненный могут воздействовать на цели, методы и деятельность подразделения

Процесс принятия решений происходит только в верхних звеньях организации, он относительно централизован

5. Процесс принятия решений происходит на всех уровнях управления путем группового участия; он относительно децентрализован

Процесс постановки целей сосредоточен в верхних звеньях организации и не стимулирует групповое участие

6. Процесс постановки целей побуждает к групповому участию

Процесс контроля централизован, упор делается на порицании за ошибки

7. Процесс контроля распылен по всей организации.

Цели производства низки, руководители ведут их пассивный поиск и ничего не предпринимают для развития человеческих ресурсов организации

8. Цели производства высоки, руководители ведут их активный поиск и понимают необходимость реализации комплекса мер для развития человеческих ресурсов

Из других ученых этого направления можно выделить социолога М. Фоллет, проанализировавшую разные стили управления и разработавшую теорию лидерства. М.Фоллет выдвинула идею гармонии труда и капитала, которая может быть достигнута при правильной мотивации и учете интересов всех заинтересованных сторон [6, c. 144]

Исследования психологов и социологов школы человеческих отношений о влиянии различных духовных стимулов на производительность труда работников оказали достаточное влияние на развитие теории Р. Лайкерта о факторах эффективной организации.

В дальнейшем, начиная с 1950 года, идеи школы человеческих отношений легли в основу школы поведенческих наук, представителями которой стали Д. МакГрегор, Ф. Герцберг и др. Основой поведенческого (бихевиористского) подхода выступили такие факторы управления персоналом, как мотивация, характер власти руководителя, авторитет, организационная структура компании, коммуникации в организациях, лидерство, а также поддержание отношения к персоналу как к активным человеческим ресурсам. Особое значение отведено стилю управления и его влиянию на производительность и удовлетворенность работников своим трудом.

Ф. Герцберг выделил две группы независимых друг от друга и одинаково сильно влияющих на поведение людей в организации факторов: содержание работы – достижение успеха, признание заслуг, служебное продвижение, интерес к работе, возможности для профессионального роста, ответственность и условия работы – политика компании, технический надзор, отношения с руководителем, межличностные отношения по горизонтали, заработок, безопасность труда, гарантия занятости, условия труда, статус, семейная жизнь. При этом, если менеджер заботится о стабилизации персонала, он должен воздействовать на факторы условий работы (увеличение оклада или получение квартиры), так как они способствуют закреплению факторов. Однако они не могут привести к повышению производительности труда. На увеличение выработки, на достижение наивысших успехов в работе влияют другие факторы, отражающие содержание работы [7, c. 201].

Выводы представителей школы поведенческих наук о влиянии стиля управления и факторов содержания работы на повышение эффективности деятельности предприятия было поддержано и получило дальнейшее развитие в теории о факторах эффективной организации Р. Лайкерта.

Р. Лайкерт доказал, что организации, построенные на положениях классической теории, являются неэффективными, так как они консервативны и не учитывают изменения внешней среды.

К таким изменениям Р. Лайкерт относил следующие факторы:

1) рост конкуренции со стороны других организаций, которые имеют относительно более низкую цену производства при одинаковой технологии;

2) тенденцию к большей индивидуальной свободе и инициативе и связанное с этим сокращение полномочий верхних звеньев организации;

3) повышение общего уровня образования, выражающееся в появлении людей, способных принимать решения и брать на себя ответственность;

4) повышенное внимание к здоровью и полному развитию личности;

5) усложнение технологий, что требует от каждого работника соответствующей квалификации. Нередко в таких случаях руководитель знает о деятельности подразделения меньше, чем его подчиненные.

Изменения внешней среды оказывают влияние на руководителей, что вызывает необходимость разработки мер по приспособлению организации к новым ситуациям [5, c. 93-96].

а) принцип поддержки взаимоотношений;

б) групповое принятие решений и групповые методы руководства;

в) постановку высоких производственных целей.

1) Полностью не согласен

3) Затрудняюсь ответить

5) Полностью согласен.

Теория Р.Лайкерта является актуальной и на сегодняшний день. Так как несмотря на эру высоких технологий и гонку вооружений, все без исключения современные компании, задумывающиеся об устойчивом длительном развитии уделяют большое внимание кадровому потенциалу и стратегии развития персонала организации, как ключевого фактора производства.

1 Веснин В.Р. Основы менеджмента / В.Р. Веснин. – М.: Проспект, 2013. – 320 с.

7 Румянцева З.П. Общее управление организацией. Теория и практика: учебник./ З.П. Румянцева. - М.: ИНФРА-М, 2012.-294с.

8 Смирнов Э.А. Основы теории организации: Учебное пособие для вузов / Э.А. Смирнов.- М.: ЮНИТИ, 2011. - 409 с.

Читайте также: