Воскресенский собор в почепе история кратко

Обновлено: 07.07.2024

Храм построен в 1765-71 годах архитектором А.Г.Яновским по проекту петербургского зодчего Ж.-Б. Вален-Деламота (по другим данным А.Ринальди). Средства на строительство выделил малороссийский гетман, граф и сенатор К.Г. Разумовский. Храм входил в ансамбль великолепной дворцовой усадьбы гетмана. Она была уничтожена в годы Великой Отечественной войны.

Двухъярусный храм с колокольней, достигающей 60-ти метровой высоты, построен в форме креста. Двухъярусный иконостас выполнен по рисунку В. Растрелли. Живопись иконостаса выпол­нена придворным художником графа Разумовского Григорием Стеценко. В облике собора запечатлены две эпохи развития отечественной архитектуры — русское барокко и классицизм. Колокольню собора венчает многометровый шпиль, что тоже очень редкое явление в архитектуре. Собор не уступает по своим художественным достоинствам великолепным соборам Москвы и Петербурга.

После революции храм подвергся разграблению красноармейцами. Действовал до середины 30-х годов. В 1937 году духовенство собора было арестовано и расстреляно. Во время оккупации храм был вновь открыт, после войны закрыт окончательно. В 1990 году службы возобновились, иконы из иконостаса в 1999 году были возвращены после реставрации. В 1980 -х годах собор реставрировался под руководством архитектора А.Г.Азарова.


Освященный в 1765 г., Воскресенский собор если не своим обликом, то материалом - он построен из кирпича разобранного дворца Меншикова - "кровно" связан с древней историей города. Собор построен последним гетманом Украины Кириллом Григорьевичем Разумовским. Екатерина II ликвидировала вместе с автономией Украины гетманский титул, но пожаловала в качестве компенсации в вечное владение обширные земли в число которых входил и Почеп с его окрестностями. В память этих событий и был построен Воскресенский собор. По одной из легенд, иконостас почепского собора был перенечен из церкви с. Перово под Москвой, где, якобы, царевна Елизавета тайон венчалась с Алексеем Разумовским. Что же касается облика, то им город может гордиться: в облике собора запечатлены две эпохи развития отечественной архитектуры - русское барокко и классицизм. Архитектура собора - это прощальная песнь барокко и одновременно приветственный гимн зарождающемуся классицизму. Приятно сознавать, что один из первых образцов раннего русского классицизма находится в Почепе.

План собора соответствует традиционной крестово-купольной системе. Он имеет форму вытянутого креста с закругленными апсидами по концам трех ветвей креста и прямоугольной трапезной. К последней примыкает квадратная паперть - нижний ярус колокольни, а к ней с запада - восьмигранное крыльцо с круглой лестницей на второй этаж. План с излюбленными барочными закруглениями в целом несет уже строгость и ясность классического характера. Но над этим планом создана объемная композиция, богатая сложной пластикой барочных архитектурных форм. К возвышающемуся крещатому объему храма примыкают три апсиды со скуфьями крыш и врезанными в их аттики круглыми люкарнами. Эти формы красиво соединяют апсиды с основным объемом и вырастающим из него центральным куполом. Последний невелик и занимает подчиненное положение пластичного перехода к двухсветному барабану с купольной крышей, увенчанной крохотным декоративным барабанчиком с крестом. Кроме этого, купол использован для создания эффектного типичного барочного венка из восьми люкарн с круглыми окнами в основании барабана. Внешний декор храма выдержан в стиле русского барокко. Прямые, входящие углы смягчены скруглением, выступающие углы - креповками и срезами. Фасады расчленены ионическими пилястрами, собранными в пучки по три-два полу-пилястра с наложенным на них третьим - с креповкой над ними антаблемента и вышестоящего аттика. Между пилястрами и в верхней части поле стены украшено филенками, в них вписаны окна: прямоугольные арочные и круглые. Над папертью и высоко над собором возвышается полная изящества стройная колокольня. Она состоит из четырех последовательно суживающихся ярусов, купола и высокого шпиля. В архитектуре колокольни проглядывается классицистическая ясность ее построения, четкое ограничение карнизами ярусов друг от друга, большая строгость в применении архитектурных ордеров, простота форм. Впоследствии, с постройкой рядом с собором дворца, эти новые качества архитектуры колокольни послужили хорошей связью с архитектурой дворца - архитектурой зрелого классицизма. Внешняя архитектура собора, органически соединившая два стилевых направления, чарует равновесием группировки масс, пластикой объемов и нарядностью декора.

Интерьер собора эффектен свободно переливающимся пространством, архитектурным оформлением, кульминацией которого является превосходный трехярусный иконостас, композиция которого всецело принадлежит стилю барокко и напоминает блестящие работы Растрелли.

Авторство проекта собора обычно приписывалось архитектору Деламоту. Ленинградским искусствоведом А.Ф. Крашенинниковым установлено, что автором проекта является Антонио Ринальди и что собор построен в начале 1760-х годов.

Рядом с собором по проекту Деламота был выстроен в стиле классицизма дворец Разумовских. От него сохранилась небольшая часть, занимаемая районной библиотекой.

После 1917 года храм был разграблен красноармейцами.

В 1934-1937 годах в нем служили: настоятель протоиерей Исаак Козлов и протоиерей Леонид Лапчинский. Старостой храма был Ефрем Медведев. В 1937 году они были арестованы и расстреляны, после чего храм был закрыт. В годы Великой Отечественной войны его ненадолго открыли. По окончании войны храм был снова закрыт.

Богослужения возобновились в 1990 году, в 1999 году были возвращены иконы иконостаса, которые находились в реставрационных мастерских Москвы.

Величественный собор Воскресения Христова был построен во второй половине 18 века на средства графа Кирилла Разумовского. Граф Разумовский был последним гетманом Малороссии. В Почепе Кирилл Григорьевич построил себе роскошный дворец, а рядом с ним приказал поставить храм. Автором проекта стал итальянский архитектор Антонио Ринальди. Усадьба Разумовского не сохранилась до наших дней. А Воскресенский собор до сих пор украшает город Почеп и является его главной достопримечательностью.

воскресенский собор в почепе

Архитектура собора сочетает в себе черты классицизма и барокко. Храм однокупольный крестообразной формы. К собору примыкает четырехъярусная колокольня с высоким шпилем.

воскресенский собор в почепе

Верхний ярус собора считается летним храмом, он неотапливаемый. Поэтому богослужения здесь проходят, как правило, только на Пасху Господню и в дни светлой седмицы. Нижний престол освящен в честь святых: пророка Захария и праведной Елизаветы.

воскресенский собор в почепе

Уникальность верхнего яруса, прежде всего, в его красивом старинном иконостасе. Он выполнен по рисунку архитектора Растрелли и находится под охраной Юнеско. По легенде перед этим иконостасом тайно венчалась императрица Елизавета с Алексеем Разумовским. Считается, что в Почеп его привезли из Подмосковья. Иконостас полностью вырезан из дерева. Сейчас он разрушается и требует реставрации.

Иконостас воскресенского собора в Почепе

После революции 1917 года собор разграбили большевики. В 1937 году священнослужителей храма: настоятеля протоиерея Исаака Козлова, священника протоиерея Леонида Лапчинского, старосту храма Ефрема Медведева расстреляли. После этого храм закрыли. Собор выжил во время ВОВ и в период социализма. Ещё в СССР он был признан памятником архитектуры 18 века. В 1980-х годах его реставрировали. Собор возобновил свою работу в 1990 г.

Маршрут из Брянска

От Брянска до Почепа 78 км по гомельской трассе. Воскресенский собор находится на Октябрьской площади в центре города.

Воскресенский собор (Почеп)

Храм Воскресения Христова возведен в 1765-71 годах вместо прежней, деревянной церкви, построенной приблизительно в 1715 году. Нынешний храм, вместе с трапезной и колокольней возведен по проекту известного петербургского зодчего Ж.-Б. Вален-Деламота архитектором А.Г. Яновским на средства последнего малороссийского гетмана, графа и сенатора К.Г. Разумовского. Первоначально здание входило в ансамбль обширной дворцовой усадьбы, возведенной здесь гетманом в 1770-80-х годах.

Содержание

Воскресенский собор (Почеп)

Расположенный в центре города храм в честь Воскресения Христова, возведен в 1765-71 годах вместо прежней, деревянной церкви, построенной приблизительно в 1715 году. Нынешний храм, вместе с трапезной и колокольней возведен по проекту известного петербургского зодчего Ж.-Б. Вален-Деламота архитектором А.Г. Яновским на средства последнего малороссийского гетмана, графа и сенатора К.Г. Разумовского.

Первоначально здание входило в ансамбль обширной дворцовой усадьбы, возведенной здесь гетманом в 1770-80-х годах. Дворец и парк погибли во время Великой Отечественной войны. Двухъярусный храм с колокольней, достигающей 60-ти метровой высоты, построен в форме Креста. На первом ярусе – Престол во имя Праведных Захария и Елисаветы (зимний храм), на втором – Престол в честь Воскресения Христова. Резной двухъярусный иконостас работы середины XVIII века выполнен предположительно по рисунку архитектора В. Растрелли, а иконы написаны Г. Стеценко, придворным художником К.Г. Разумовского. На иконостасе выделяются скульптурные изображения сидящих ангелов, верх венчает скульптурное Распятие.

После переворота 1917 г. храм был разграблен красноармейцами.

В 1934-1937 годах в нем служили: настоятель протоиерей Исаак Козлов, второй священник протоиерей Леонид Лапчинский, староста этого храма Ефрем Медведев, которые были арестованы и разстреляны, после чего храм был закрыт. В годы Великой Отечественной войны его ненадолго открыли. По окончании войны храм был снова закрыт.

Богослужения возобновились в 1990 г., в 1999 г. были возвращены иконы иконостаса, которые находились в реставрационных мастерских Москвы.

Адрес: 243400 Брянская область, г. Почеп Октябрьская ул. д. 3

Расписание богослужений:

2-3 раза в неделю, воскресные и праздничные дни, 9.00 ч - Божественная Литургия, 17.00 ч - Всенощное бдение

Читайте также: