Вопрос о северных территориях кратко

Обновлено: 02.07.2024

Из-за чего спор

Курильская гряда представляет собой 56 островов разного размера. Сейчас они входят в состав Сахалинской области, но Япония оспаривает принадлежность южной части архипелага — островов Итуруп, Кунашир, Шикотан и группы Хабомаи.

Начало освоения

Острова изначально населяли айны (народ, живший как на Японских островах, так и на Сахалине), и русские, и японцы начали исследование региона в XVII веке. В XVIII веке российские мореплаватели активно осваиваивали гряду, к 1778 году все Курильские острова юридически вошли в состав империи. Подданство приняли также и некоторые жители острова Мацумай (ныне японский Хоккайдо), но его статус оставался неопределенным, так как там был и японский город. Россия не размещала в регионе войска и укрепления, поэтому реального контроля над частью территории не имела, фактически на половине архипелага было двоевластие.

Разделение гряды и передача Курил Японии

В начале XIX века конфликт стал открытым, это привело к ухудшению российско-японских отношений. В 1855 году стороны подписали Симодский трактат, согласно которому Кунашир, Итуруп, Шикотан и Хабомаи отходили Японии, а Сахалин оставался совместным владением. 20 лет спустя Россия в обмен на единоличное управление Сахалином отдала Японии все Курильские острова.

Россия теряет часть Сахалина

В 1905 году, после поражения в Русско-Японской войне Япония получила юг Сахалина и Ляодунский полуостров, на котором находились два стратегически важных порта — порт-Артур и Дальний.

Советско-Японская война

8 августа 1945 года СССР объявил войну Японии, на следующий день начались боевые действия. К началу сентября советские войска полностью заняли Курилы. В феврале 1946 года Верховный совет СССР объявил юг Сахалина и Курилы Южно-Сахалинской областью, которую включил в состав Хабаровского края.

Военные действия фактически завершились в 1945 году, но мирный договор между СССР и Японией до сих пор не подписан. В 1951 году СССР отказался делать это, потому что в предложенной версии документа не было четкого указания на то, что Сахалин и Курилы отходят советской стороне. В 1955 году Япония, ссылаясь на торговый договор 1855 года, предъявила претензии уже на весь Курильский архипелаг и южную часть Сахалина, но после долгих переговоров снова сузила свои претензии.

В 1956 году СССР и Япония подписали декларацию, согласно которой война прекращается. В документе говорится о передаче Японии Шикотана и группы Хабомаи после формального заключения мирного договора.

Отказ от обязательств

В 1960 году Советский Союз отказался от своих обязательств по декларации из-за заключения Договора о безопасности между Японией и США, так как по этому документу американцы могли строить свои военные базы в любой части Японии, в том числе и на Курилах. После этого Япония неоднократно поднимала вопрос о Северных территориях (так в стране называют Курилы), а СССР утверждал, что территориального спора между странами нет.

Возобновление переговоров

В 1991 году генсек СССР Михаил Горбачев признал существование конфликта, переговоры возобновились. В 1993 году Япония и Россия подписали декларацию, признающую все советско-японские соглашения и намерение решить вопрос о принадлежности островов (Россия в ней признавалась правопреемницей СССР).

В 2004 году МИД России вновь заявил о намерении продолжать переговоры на основе документов 1956 года. Япония заявила, что ее не устраивает передача только Шикотана и Харомбаи, и продолжила настаивать на возврате четырех островов.

Первая кровь

В 2006 году произошел первый открытый пограничный конфликт: российские пограничники задержали вблизи острова Танфильева (входит в группу Хабомаи) японскую шхуну. В ходе конфликта один из членов экипажа был смертельно ранен и вскоре умер. Япония утверждала, что инцидент произошел в ее территориальных водах.

Продолжение разговора

В 2007 году страны заключили несколько договоров о сотрудничестве в разных сферах, но так и не решили вопрос границ.

В 2009 году тогдашний премьер-министр Японии Таро Асо назвал Курилы оккупированной территорией, что вызвало протест российских дипломатов. В том же году японская сторона внесла поправки в закон о Северных территориях, признающие принадлежность стране четырех спорных островов. МИД России в ответ заявил, что дальнейшие переговоры не имеют смысла. Позже в том же году новый глава правительства Японии Юкио Хатаяма заявил о планах урегулировать пограничный вопрос. При этом он продолжал настаивать на передаче четырех островов, а не двух.

Токио неоднократно выражал протест против визитов российских политиков на спорные территории, в ответ на них Москва заявляла, что не будет учитывать это мнение.

В 2019 году прошел последний на данный момент раунд переговоров, не принесший результата.


Проблема принадлежности Курильских островов (Проблема северных территорий) — территориальный спор между Японией и Россией, который Япония считает неурегулированным со времени окончания Второй мировой войны. После войны все Курильские острова перешли под административный контроль СССР, однако ряд южных островов — Итуруп, Шикотан, Кунашир и группа островов Хабомаи — оспариваются Японией. Проблема принадлежности Курильских островов является основным препятствием для полного урегулирования российско-японских отношений. Геополитическая ценность островов в том, что между ними пролегают единственные российские незамерзающие проливы Екатерины и Фриза из Японского моря в Тихий океан . Таким образом, в случае передачи островов Японии тихоокеанский флот России в зимние месяцы будет испытывать трудности по выходу в акваторию Тихого океана [1] .

Содержание

История

XIX век

7 февраля 1855 года Япония и Россия подписали первый русско-японский договор — Симодский трактат о торговле и границах. Документ устанавливал границу стран между островами Итуруп и Уруп. К Японии отходили острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и группа островов Хабомаи, а остальные признавались российскими владениями. Именно поэтому 7 февраля в Японии ежегодно отмечается как День северных территорий.

7 мая 1875 года подписан Петербургский договор, по которому Россия передала Японии права на все 18 курильских островов в обмен на Южный Сахалин.

XX век

В Каирской декларации от 27 ноября 1943 года указывалось, что цель союзных держав (США, Великобритании и Китая) заключается в том, чтобы лишить Японию всех островов на Тихом океане, которые она захватила или оккупировала с начала Первой мировой войны. В этом заявлении также говорилось, что Япония должна быть изгнана со всех других территорий, захваченных ею благодаря насилию (Корея, Тайвань).

11 февраля 1945 года на Ялтинской конференции СССР, США и Великобритания достигли устной договорённости о вступлении Советского Союза в войну с Японией при условии возвращения ему после окончания войны Южного Сахалина и Курильских островов — имеется в виду Крымское соглашение глав правительств США, СССР и Великобритании по вопросам Дальнего Востока. По условиям договорённости, Советский Союз должен вступить в войну не позднее трёх месяцев после победы над Германией.

В Потсдамской декларации от 26 июля 1945 года говорится, что условия Каирской декларации будут выполнены и японский суверенитет будет ограничен островами Хонсю, Хоккайдо, Кюсю, Сикоку и теми более мелкими островами, которые укажут союзники — без упоминания островов Курильской гряды. В Каирской декларации сказано что Япония должна быть лишена тех территорий, которые она захватила силой в результате своей агрессии. Но как известно Курильские острова Япония силой не захватывала. Они отошли ей в результате мирных договоров. А это значит, что эти острова никто не имеет никакого права отторгать от Японии в чью-либо пользу.

8 августа 1945 года, ровно через три месяца после капитуляции Германии, СССР, в нарушение действовавшего Пакта о нейтралитете между СССР и Японией от 1941 года, начал боевые действия против Японии, а в августе-сентябре оккупировал Южные Курилы. Последняя операция была окончательно завершена после подписания Акта о капитуляции Японии 2 сентября 1945 года. А точнее с 3 по 5 сентября 1945 года.

2 февраля 1946 года президиум Верховного совета СССР издал указ о вхождении Южного Сахалина и Курил в состав СССР.

8 сентября 1951 года в Сан-Франциско заключён мирный договор между Японией и союзниками, согласно которому Япония отказалась от всех прав на Южный Сахалин и Курильские острова (СССР договор не подписывал). Как утверждает японское руководство в наши дни, Итуруп, Шикотан, Кунашир и Хабомаи в состав Курильских островов не входят и от них Япония не отказывалась.

19 октября 1956 года СССР и Япония приняли Совместную декларацию, которая прекращала состояние войны и восстанавливала дипломатические отношения между двумя странами, а также фиксировала согласие СССР на передачу Японии островов Хабомаи и Шикотан после заключения мирного договора (который не подписан до сих пор. Отказ от подписания договора японская сторона произвела под давлением США, которые пригрозили не отдавать Окинаву, если Япония откажется от претензий на Кунашир и Итуруп). [3] [4]

19 января 1960 года Япония продлила договор безопасности с США, подписанный 8 сентября 1951 года, являющийся юридической базой для пребывания американских войск на японской территории. 27 января 1960 года СССР заявил, что поскольку данное соглашение направлено против СССР и КНР, советское правительство отказывается рассматривать вопрос о передаче островов Японии, поскольку это приведёт к расширению территории, используемой американскими войсками.

В 1993 году была подписана Токийская декларация о российско-японских отношениях, где говорится о том, что Россия — продолжатель СССР и все соглашения, подписанные между СССР и Японией, будут признаны как Россией, так и Японией. Было также зафиксировано стремление сторон решить вопрос о территориальной принадлежности четырёх южных островов Курильской гряды, что в Японии было расценено, как успех и, в определённой степени, породило надежды на решение вопроса в пользу Токио.

XXI век

14 ноября 2004 года глава МИДа России Сергей Лавров в преддверии визита президента России Владимира Путина в Японию заявил, что Россия как государство-продолжатель СССР признаёт Декларацию 1956 года как существующую и готова вести территориальные переговоры с Японией на её базе.

14 декабря 2004 года министр обороны США Дональд Рамсфельд выразил готовность посодействовать Японии в разрешении спора с Россией по поводу Южных Курил. Некоторые наблюдатели видят в этом отказ США от нейтралитета в японско-российском территориальном споре.

В 2005 году президент России В. В. Путин выразил готовность разрешить территориальный спор в соответствии с положениями советско-японской декларации 1956 года, то есть с передачей Японии Хабомаи и Шикотана, однако японская сторона не пошла на компромисс.

В годы холодной войны США поддерживали позицию Японии в споре о Южных Курилах и делали всё, чтобы эта позиция не смягчалась. Именно под давлением США Япония пересмотрела своё отношение к советско-японской декларации 1956 года и стала требовать возвращения всех спорных территорий. Но в начале XXI века, когда Москва и Вашингтон нашли себе общего врага в лице международного терроризма, США перестали делать какие-либо заявления по поводу российско-японского территориального спора.

16 августа 2006 года японская рыболовецкая шхуна была задержана российскими пограничниками. Шхуна отказывалась подчиняться командам пограничников, по ней был открыт предупредительный огонь. В ходе инцидента один член экипажа шхуны получил смертельное ранение в голову. Это вызвало резкий протест японской стороны, она требует немедленной выдачи тела погибшего и освобождения экипажа. Обе стороны заявляют, что инцидент произошёл в их собственных территориальных водах. За 50 лет спора вокруг островов это первый зафиксированный смертельный случай [7] .

13 декабря 2006 года. Глава Министерства иностранных дел Японии Таро Асо на заседании внешнеполитического комитета нижней палаты представителей парламента высказался за то, чтобы разделить с Россией пополам южную часть спорных Курильских островов. Существует точка зрения, что таким образом японская сторона надеется решить давнюю проблему в российско-японских отношениях. Однако сразу после высказывания Таро Асо японский МИД дезавуировал его слова, подчеркнув, что они были неверно истолкованы. [8]

2 июля 2007 года. Для снижения напряженности между двумя странами секретарь кабинета министров Японии Ясухиса Сиодзаки (Yasuhisa Shiozaki) предложил, а российский вице-премьер Сергей Нарышкин принял предложения Японии о помощи в развитии дальневосточного региона. Предполагается развивать атомную энергетику, прокладывать оптические интернет-кабели через территорию России для связи Европы и Азии, развивать инфраструктуру, а также сотрудничество в области туризма, экологии и безопасности. До этого это предложение было рассмотрено в июне 2007 на встрече большой восьмерки между премьер-министром Японии Синдзо Абэ и президентом России Владимиром Путиным [9]

Территориальный спор между двумя сильными, передовыми державами Россией и Японией вот уже более чем пол века остается актуальным вопросом, обостряющим отношения двух сильных стран. Зародилась эта острая конфликтная ситуация ещё в сталинские времена, и продолжает существовать и по сей день. Хотя истоки зарождения данного территориального конфликта можно отнести к XVIII веку. Страна Восходящего солнца настаивает на некоторых уступках, а именно получении четырех южных Курильских островов (Итурупа, Кунашира, Шикотана и группу островов Хамобаи). Они наиболее благоприятны, удобны с точки зрения хозяйственного освоения и важны в стратегического отношении.

Сегодня политические споры по поводу этого территориального вопроса зашли в тупик и значительно осложняют отношения России и Японии, сказываются на торгово-экономических, военно-политических отношениях.

Значение Курильских островов и их освоение

Южные Курильские острова имеют важное экономическое и военно-стратегическое значение. Они представляют собой естественный основной рубеж защиты всей России на побережье Дальнего востока. Регион богат природными ресурсами: богата фауна морских глубин, ценные породы рыб, морепродуктов, бурые, зеленые, красные водоросли. На островах неустанно ведется добыча ценного для электронно-технической промышленности металла – рения.

С конца XVII и до начала XVIII веков Россия активно занималась освоением, колонизацией и изучением Курильских островов. Это подтверждает большое количество экспедиций, отправленных на Курилы, царские указы, создание на этих островах промысловых баз и факторий, приведение в подданство местных жителей и сбор с них ясака.

В период, когда русские колонисты активно осваивали Курильские острова, японцы даже остров Эдзо не считали частью своей империи, а отношения с местными жителями Курил сводились к приграничной торговле через княжество Мацумаэ. И лишь после плавания И. Антипина и Д. Шабалина японское правительство заняло иную позицию, начав проводить политику вытеснения русских с Южных Курил. С 1855 по 1945гг. Южно-Курильские острова официально находились в составе Японии. Фактически же японская колонизация Южных Курил началась с начала XIX века.

Урегулирование территориального спора в ХIX – первой половине XX века

Первые официальные двусторонние встречи по вопросу территориального спора пришлись на середину ХIX века. Окончательные условия первого русско-японского договора руководителю русского посольства Е.В. Путятину пришлось принимать при крайне невыгодных обстоятельствах: в условиях войны и прямой опасности самому посольству, к тому же потерпевшему кораблекрушение. Е.В. Путятину удалось, заключив с Японией Симодский договор, установить с ней дипломатические отношения, обеспечить торговые интересы России. Однако территориальное размежевание на Курилах произошло в пользу Японии. После заключения Санкт-Петербургского договора: Япония официально признавала права России на Сахалин, но, что касается российских интересов на Курилах, то они были утрачены без какого-либо возмещения.

В период с 1855 по 1945 года Южные Курильские острова официально находились в составе Японии. Осуществлялось их дальнейшее освоение и колонизация. Было организовано широкое переселение японцев на Курильские острова. При этом в крайне трудное положение были поставлены местные жители – айны. Их жестоко притесняли японские переселенцы, использовали их труд в качестве дешевой рабочей силы на местных факториях и заводах.

Япония широко развернула хозяйственную эксплуатацию Курильских островов и богатств прилегающих морей. Было создано множество рыболовецких баз, факторий, рыбопромысловых компаний, консервных комбинатов, йодных заводов, заводов по производству удобрений, лесопромышленных компаний, рудники и серные заводы.

В конце XIX века – начале XX века значительно усилились позиции Японии в Тихоокеанском регионе и на Дальнем Востоке. Этому способствовала поддержка Японии со стороны США и Великобритании. Коренным образом изменилась внешняя политика Японии. Она перешла к резкой экспансионистской политике и стремлению утвердиться в Китае и Корее. Ее задачи непосредственно столкнулись с интересами России, которая стремилась обеспечить безопасность своих границ. Такое столкновение интересов привело к русско-японской войне 1904-1905 годов, которая закончилась полным поражением России и подписанием Порсмутского мирного договора 1905 года, по которому Россия потеряла полностью всю гряду Курильских островов и половину острова Сахалин.

Нынешняя судьба и принадлежность Курильских островов была определена итогами второй мировой войны, в которой Япония выступила на стороне агрессивного фашистского блока вместе с Германией и Италией, а СССР, участник антигитлеровской коалиции, был страной внесший определяющий вклад в разгром этого блока. Вступив в войну против Японии на заключительном этапе, Россия, согласно Ялтинскому соглашению, обеспечила себе возврат отторгнутых по Портсмутскому договору Курильских островов. Подписание Сан-Францисского мирного договора Японией подтвердило передачу Курил и Южного Сахалина. Однако отказ Советского Союза поставить подпись под Сан-Францисским договором значительно усложнило позицию России в отстаивании прав на владение Курильскими островами.

Попытки урегулирования территориального конфликта между Россией и Японией во второй половине ХХ века и на современном этапе

В период с 1960 годов до начала XXI века позиции России по территориальному вопросу были ослаблены, но в тоже время японская сторона не добилась конкретного результата. С приходом к власти В. Путина, а затем и Д. Медведева произошло качественное изменение характера обсуждения вопроса о заключении мирного договора. Японское руководство вынуждено было столкнуться с принципиальной позицией России. Однако решение курильского вопроса так и не сдвинулось с мертвой точки. Регулярно на высшем уровне проводятся двусторонние встречи, которые, к сожалению, так и не увенчиваются никакими результатами.

Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.

1. Причины возникновения проблемы

Корни возникновения проблемы "северных территорий" (островов Итуруп, Кунашир, Хабомаи, Шикотан с общей площадью 4946 кв. км) лежат в агрессивной политике милитаристской Японии в ХХ в. Русско-японские договоры 1855 г. и 1875 г., признавшие сначала южные, а затем и северокурильские острова принадлежащими Японии, обязывали последнюю развивать дружественные отношения с Россией.

Однако Токио использовал владение указанными островами для агрессии против России и захвата Ю. Сахалина. В результате насильственный Портсмутский мир перечеркнул договоры 1855, 1875 гг. как аргумент в пользу принадлежности Курил современной Японии. В соответствии с Ялтинскими соглашениями Курильские острова и Южный Сахалин наряду с другими правами России, попранными милитаристской Японией, возвращались Советскому Союзу. Японская капитуляция в 1945 г. на условиях Потсдамской Декларации ограничивала территорию этой страны четырьмя крупнейшими японскими островами.

По Сан-Францисскому Мирному договору Япония признала Курилы ей не принадлежащими. Принадлежность островов России, не подписавшей этого договора, обусловлена предыдущими Ялтинскими соглашениями. Таким образом, с точки зрения международного права Токио на острова претендовать не может. Однако проблема возникла в условиях "холодной войны", и ее отцовство принадлежит Вашингтону. США была невыгодна нормализация советско-японских отношений после 1951 г., т. к. она ставила под вопрос необходимость и целесообразность американского военного присутствия в Японии. Поэтому Вашингтоном был предпринят ряд мер по торпедированию этой нормализации: сенатом США при ратификации Сан-Францисского договора была принята специальная резолюция, что "ничто в этом Договоре" не может истолковываться в пользу СССР (т. е., Ю. Сахалин, Курилы). Во время советско-японских переговоров в Москве 1956 г. Вашингтон сделал все возможное для их срыва: в ноте госдепартамента Токио говорилось, что США рассматривают Малые Курилы (Хабомаи и Шикотан) как геологическую часть японского острова Хоккайдо, а южные острова Большой Курильской гряды как часть Японии. При этом США угрожали Токио не возвращать Окинаву Японии, если последняя откажется от требования к Москве "вернуть" 4 острова Курильской гряды. Таким образом, США сорвали в 1956 г. возможность окончательного советско-японского урегулирования, а Токио не получил Хабомаи и Шикотан в качестве "платы" Москвы за это урегулирование.

Такому исходу были рады проамериканские силы в Японии, опасавшиеся ухода войск США из своей страны, что оставило бы их один на один с сильным левым движением. Сначала инспирированная Вашингтоном проблема возвращения островов не имела широкой поддержки в Японии (будущий Премьер-министр страны от ЛДП Исибаси даже назвал шумиху вокруг этого вопроса "пусканием пыли в глаза"). Однако со временем проблема "северных территорий" из внешнеполитической превратилась во внутриполитическую: теряющая постепенно, но неуклонно свой электорат правящая ЛДП использует проблему восстановления "территориальной целостности" страны для повышения своего авторитета в условиях роста японского национализма в период экономического бума. Другие партии были вынуждены также прибегнуть к этой разновидности избирательной борьбы (КПЯ подобным образом демонстрировала свой "национальный" характер и независимость от КПСС). Таким образом, сложился общенациональный политический консенсус по вопросу об островах, независимо от партийной принадлежности. До начала 70 гг. острие японского растущего национализма было направлено в две противоположные стороны - против СССР по курильскому вопросу, и против США за возвращение Японии административных прав на архипелаг Рюкю. В 1973 г., увязав это с сохранением Пакта безопасности и более активным участием в нем Токио, Вашингтон вернул Окинаву Японии (при этом США ничего не потеряли, кроме забот о социально-экономическом развитии Окинавы, потерявшей свое прежнее военно-стратегическое значение "непотопляемого авианосца" США с развитием ракетных средств доставки ядерного оружия). С политико-психологической точки зрения американская дипломатия этим шагом создала впечатление, что Вашингтон идет навстречу японскому национализму, а Москва этого делать не желает. В результате происходит концентрация японского национализма на проблеме "северных территорий", на СССР, а затем на России.

2. Аргументы сторон по проблеме "северных территорий"

Аргументация Токио сводится к двум основным тезисам: Малая Курильская гряда является геологическим продолжением Японского архипелага и, следовательно, ее острова Хабомаи и Шикотан не относятся к числу Курильских островов, от которых Япония отказалась по Сан-Францисскому договору. Следовательно, Москва должна передать Японии указанные острова без всяких предварительных условий.

Что касается островов Большой Курильской гряды Итурупа и Кунашира, то они также по историческому праву принадлежат Японии (они исконно японские, и Россия признала их японскую принадлежность по Договорам 1855, 1875 гг.), они находятся в непосредственной близости к Хоккайдо, что в условиях их международно-правовой "бесхозности" дает Японии первоочередное право на владение ими. В Сан-Франциско их государственная принадлежность не определена и, к тому же, СССР этот Договор не подписал и не имеет права на него ссылаться в споре с Токио. Ялтинские Соглашения с точки зрения Японии юридически "несостоятельны", как принятые союзниками секретно и без участия Японии. Не все западные державы поддерживали японские претензии и аргументы в этом вопросе - Лондон, например, категорически отвергает покушения Токио на дух и букву союзнических соглашений по поводу Японии.

Ответная российская аргументация по крайней мере не менее убедительна. Япония не могла открыть и освоить Курилы, поскольку проводила политику "самоизоляции" вплоть до эпохи Мэйдзи, а первая японская экспедиция на Ю. Курилы 1785 г. в своем отчете отметила, что русские встретили ее с пельменями. К тому же, коренные жители Курил не японцы, а айны. Утверждения о юридической несостоятельности Ялты в отсутствие там японского представителя - несостоятельно: безоговорочная капитуляция Японии означала согласие ее со всеми решениями союзников-победителей, в т. ч. и с Ялтой. "Северные территории" - неотъемлемая часть Курил, что подтверждается японской лоцией 1937 г., Британской Энциклопедией, даже американскими картами 1969 г., Япония, капитулировавшая безоговорочно, вообще не имеет прав на историческую аргументацию, т. к. возникшее после подобной капитуляции новое японское государство не является правопреемником прежней милитаристской Японии.

3. Попытки решения проблемы "северных территорий"

Официальная советская позиция вплоть до к. 80 гг. сводилась к тому, что проблемы как таковой не существует и даже соответствующий пункт Декларации 1956 г. ни к чему Москву не обязывает, поскольку Токио сам уклонился от выполнения необходимых предварительных условий. В ответ на упрек Премьер-министра Танаки, что большой СССР из-за маленьких островов теряет возможность дружбы с Японией, советский посол в Токио Трояновский заявил: "Мы потому Великая Держава, что никогда не торговали своей территорией". С началом перестройки и стремлением к улучшению отношений с западными странами Горбачев признал наличие "проблемы", но уклонился от ее детального рассмотрения и решения.

В результате в Токио сначала возникла эйфория, а затем почувствовали себя Горбачевым обманутыми. Позиция Ельцина до августовского путча 1991 г. сводилась к признанию наличия проблемы и предложению ее поэтапного решения с завершением последних этапов "последующими поколениями" россиян и японцев. С распадом СССР у части руководства МИД (Козырев, Кунадзе) возобладало стремление избавиться от проблемы путем односторонней уступки островов Японии по формуле 2+2 (передача Хабомаи и Шикотана сразу без условий, и переговоры по поводу судьбы Итурупа и Кунашира) в надежде на участие японского капитала в реформировании российской экономики.

Политика односторонних уступок со стороны МИДа России вызвала широкое противодействие российской общественности, в результате которого был отменен визит Ельцина в Токио в сентябре 1992 г. Противники уступок показали сомнительность японской аргументации и возможные негативные последствия для России передачи Курил Японии: - во-первых, передача Японии Кунашира и Итурупа превратит Охотское море из фактически внутреннего российского бассейна (сейчас только 3,6% его площади являются международными) в фактически международный бассейн со всеми отсюда вытекающими последствиями экономического и стратегического характера - во-вторых, будет повешен японский замок на выходе России в Тихий океан через южнокурильские проливы - в-третьих, будут потеряны огромные площади рыболовных полей радиусом 200 миль вокруг передаваемых территорий Большой и Малой Курильской гряды - в-четвертых, нельзя недооценивать уникальный природный потенциал самих островов, до конца еще не раскрытый (один агар-агар, способный выводить радионуклиды из организма, представляет собой достояние всего народа России) - и самое главное, одностороннее решение проблемы на японских условиях не только подорвет международный авторитет России, но и вызовет цепную реакцию территориальных претензий к России со стороны ее соседей (Китай, Эстония, Финляндия). Осознание пагубности курса на односторонние уступки на фоне некоторого укрепления российской государственности и экономики побудило Премьер-министра В. Черномырдина заявить, что "Курильские острова были, есть и будут российскими". Провокационная политика США в этом вопросе убеждает в правильности курса на отстаивание национально-государственных интересов России.

Создав курильскую проблему для разжигания советско-японского антагонизма, Вашингтон явно провоцирует после распада СССР японо-российский антагонизм. Об этом свидетельствуют рекомендации госдепартамента японским коллегам накануне сорванного визита Ельцина в Токио: - не соглашаться на демилитаризацию островов в случае их передачи Японии - не соглашаться на исключение передаваемых островов из зоны действия японо-американского Пакта безопасности (т. е., США не исключают возможности создания здесь своих военных баз). Следует отметить, что Россия с 1992 г. уже проводит демилитаризацию Ю. Курил. Таким образом, в отношениях двух дальневосточных держав, имеющих глубокие исторические корни недоверия друг к другу, усилиями третьей стороны (США) появилась проблема "северных территорий", усложняющаяся уже по своей внутренней логике развития на протяжении четырех десятилетий. Пережив Советский Союз, эта проблема по-прежнему требует своего решения в той или иной форме, поскольку отравляет отношения двух стран.

Нынешние японские политики не могут отказаться полностью от претензий, сформулированных их предшественниками и превращенных в общенациональную цель, без потери лица. В свете изменившихся реалий в качестве базы для компромиссного решения проблемы может быть использован пункт советско-японской Декларации 1956 г. о передаче Японии Хабомаи и Шикотана, но на более мягких предварительных условиях (ограничиться демилитаризованным статусом этих островов вместо требования вывода американских войск из Японии вообще). При реализации такого варианта Российское правительство не теряет своего престижа внутри страны, т. к. Декларация 1956 г. подписывалась Советским Правительством, которое передачей островов хотело оторвать Токио от США (а Договоры надо выполнять). С другой стороны, Японское правительство сохраняет лицо, приобретя эти два острова без вывода американских войск и разрыва Пакта безопасности с Вашингтоном.

По вопросам "северных территорий" ака "Курильских островов, в сети блуждает масса спорной информации, в которой разобраться и запомнить довольно сложно. Под катом коротко и предельно понятно с рисунками и пояснениями:



ИА Total.kz

Граждане спорщики. Не хочу влезать в ваш горячий диалог, (тем более что он интересен мне и я почерпнул из него много нового - спасибо!) но прошу обратить внимание вот на какую мелкую, но с моей точки зрения главную деталь.:

Правительство СССР выразило готовность в качестве жеста доброй воли рассмотреть возможность передачи, но только после подписания мирного договора. Ибо извините, Япония, - капитулировавшая страна, и диктовать условия мира стране-победителю она по определению не может.

Сыновья косоглазой собаки все перевернули с ног на голову и требуют теперь сначала передачи, а уж потом (ога, если повезет) подписания мирного договора.

В этой ситуации спор о том кто кому что обещал - вообще теряет смысл. Ведь совершенно очевидно, что подарки и жесты доброй воли делают только тем девочкам, которые честно и преданно делают папочке приятно нежно и ласково ведут себя хорошо, и не треплют нервов большим дядям.

В данной ситуации Россия, у которой мирного договора я яппами нет, а территориальные споры - есть, вообще может делать с яппами все что хочет и может. И никакое мировое сообщество и пикнуть не сумеет, - формально все по закону. Ибо, НЯП, декларация о прекращении состояния войны, - это по сути всего лишь набор пожеланий друг к другу двух подписавших её государств. Желательный, но необязательный к исполнению документ.

Комментарии

российский суверенитет над ними, имеющий соответствующее международно-правовое оформление, сомнению не подлежит.

Подскажите, пожалуйста, какой именно международный договор или договоры вы имели в виду, когда писали этот тезис.

Акт о капитуляции Японии вообще-то.

Number9 (5 лет 9 месяцев) 19:59-4/Янв/17

Вы читали документ, о котором говорите?

Думаю, что нет. Там нет ничего ни о каких границах.

А вы то сами читали? Почитайте

Заявление
глав правительств Соединенных Штатов, Соединенного Королевства и Китая
(Потсдамская декларация)
(Потсдам, 26 июля 1945 г.)

1. Мы, президент Соединенных Штатов, президент Национального правительства Республики Китая и премьер-министр Великобритании, представляющие сотни миллионов наших соотечественников, совещались и согласились в том, что Японии следует дать возможность окончить эту войну.

2. Огромные наземные, морские и воздушные силы Соединенных Штатов, Британской Империи и Китая, усиленные во много раз их войсками и воздушными флотами Запада, изготовились для нанесения окончательных ударов по Японии. Эта военная мощь поддерживается и вдохновляется решимостью всех союзных наций вести войну против Японии до тех пор, пока она не прекратит свое сопротивление.

3. Результат бесплодного и бессмысленного сопротивления Германии мощи поднявшихся свободных народов мира с ужасной отчетливостью предстает как пример перед народом Японии. Могучие силы, которые теперь приближаются к Японии, неизмеримо больше тех, которые, будучи применены к сопротивляющимся нацистам, естественно, опустошили земли, разрушили промышленность и нарушили образ жизни всего германского народа. Полное применение нашей военной силы, подкрепленной нашей решимостью, будет означать неизбежное и окончательное уничтожение японских вооруженных сил, столь же неизбежное полное опустошение японской метрополии.

4. Пришло время для Японии решить, будет ли она по-прежнему находиться под властью тех упорных милитаристических советников, неразумные расчеты которых привели японскую империю на порог уничтожения, или пойдет она по пути, указываемому разумом.

5. Ниже следуют наши условия. Мы не отступим от них. Выбора никакого нет. Мы не потерпим никакой затяжки.

6. Навсегда должны быть устранены власть и влияние тех, которые обманули и ввели в заблуждение народ Японии, заставив его идти по пути всемирных завоеваний, ибо мы твердо считаем, что новый порядок мира, безопасности и справедливости будет невозможен до тех пор, пока безответственный милитаризм не будет изгнан из мира.

7. До тех пор, пока такой новый порядок не будет установлен, и до тех пор, пока не будет существовать убедительное доказательство, что способность Японии вести войну уничтожена, - пункты на японской территории, которые будут указаны союзниками, будут оккупированы для того, чтобы обеспечить осуществление основных целей, которые мы здесь излагаем.

8. Условия Каирской декларации будут выполнены, и японский суверенитет будет ограничен островами Хонсю, Хоккайдо, Кюсю, Сикоку и теми менее крупными островами, которые мы укажем.

9. Японским вооруженным силам после того, как они будут разоружены, будет разрешено вернуться к своим очагам с возможностью вести мирную и трудовую жизнь.

10. Мы не стремимся к тому, чтобы японцы были порабощены как раса или уничтожены как нация, но все военные преступники, включая тех, которые совершили зверства над нашими пленными, должны понести суровое наказание. Японское правительство должно устранить все препятствия к возрождению и укреплению демократических тенденций среди японского народа. Будут установлены свобода слова, религии и мышления, а также уважение к основным человеческим правам.

11. Японии будет разрешено иметь такую промышленность, которая позволит поддержать ее хозяйство и взыскать справедливые репарации натурой, но не те отрасли промышленности, которые позволят ей снова вооружиться для ведения войны. В этих целях будет разрешен доступ к сырьевым ресурсам, в отличие от контроля над ними. В конечном счете Японии будет разрешено принять участие в мировых торговых отношениях.

12. Оккупационные войска союзников будут отведены из Японии, как только будут достигнуты эти цели и как только будет учреждено мирно настроенное и ответственное правительство в соответствии со свободно выраженной волей японского народа.

13. Мы призываем правительство Японии провозгласить теперь же безоговорочную капитуляцию всех японских вооруженных сил и дать надлежащие и достаточные заверения в своих добрых намерениях в этом деле. Иначе Японию ждет быстрый и полный разгром.

Читайте также: