Волошин максимилиан биография и творчество кратко

Обновлено: 27.06.2024

Волошин Максимилиан Александрович – русский художник-пейзажист, критик, переводчик и поэт. Много путешествовал по Египту, Европе и России. Во время Гражданской войны старался примирить конфликтующие стороны: в своём доме спасал белых от красных и красных от белых. Стихи тех лет были наполнены исключительно трагизмом. Также Волошин известен как художник-акварелист. Произведения Максимилиана Александровича выставлены в феодосийской галерее имени Айвазовского. В статье будет представлена его краткая биография.

Детство

Максимилиан Волошин появился на свет в Киеве в 1877 году. Отец мальчика работал коллежским советником и юристом. После его смерти в 1893 году Максимилиан переехал с матерью в Коктебель (юго-восточный Крым). В 1897 г. будущий поэт окончил в Феодосии гимназию и поступил в Московский университет (юридический факультет). Также молодой человек ездил в Париж, чтобы взять несколько уроков гравюры и рисования у художницы Е. С. Кругликовой. В будущем Волошин очень сожалел о годах, потраченных на обучение в гимназии и университете. Полученные там знания совершенно ему не пригодились.

максимилиан волошин

Годы странствий

волошин максимилиан александрович

Масонство

Дуэль

В ноябре 1909 года Максимилиан Волошин получил вызов на поединок от Николая Гумилёва. Причиной дуэли стала поэтесса Е. И. Дмитриева. Вместе с ней Волошин сочинил очень удачную литературную мистификацию, а именно – личность Черубины де Габриак. Вскоре произошло скандальное разоблачение, и Гумилёв нелестно высказался о Дмитриевой. Волошин нанёс ему личное оскорбление и получил вызов. В итоге оба поэта остались живы. Максимилиан спустил курок два раза, но произошли осечки. Николай же просто выстрелил вверх.

максимилиан волошин стихи

Творчество Максимилиана Волошина

максимилиан волошин биография

Лекция

Живопись

Помимо написания критических статей, герой данного повествования сам занимался живописью. Поначалу это была темпера, а потом Волошин увлёкся акварелью. По памяти он часто рисовал колоритные крымские пейзажи. С годами акварели стали ежедневным хобби художника, став буквально его дневником.

поэт максимилиан волошин

Постройка храма

Летом 1914 года Максимилиан Волошин, картины которого уже активно обсуждались в сообществе художников, увлёкся идеями антропософии. Вместе с единомышленниками из более чем 70 стран (Маргарита Волошина, Ася Тургенева, Андрей Белый и другие), он приехал в Швейцарию в коммуну Дорнах. Там вся компания приступила к постройке Гетеанума – известного храма святого Иоанна, который стал символом братства религий и народов. Волошин больше работал в качестве художника – создавал эскиз занавеса и рубил барельефы.

Отказ от службы

Неопалимая купина

стихотворение максимилиана волошина

Бурная деятельность

В 1920 годы Максимилиан Волошин, стихи которого становились всё более популярными, тесно сотрудничал с новой властью. Он работал в сфере краеведения, охраны памятников, народного просвещения – ездил с инспекциями по Крыму, выступал с лекциями и т. п. Неоднократно устраивал выставки своих акварелей (в том числе в Ленинграде и Москве). Также Максимилиан Александрович получил охранную грамоту на свой дом, вступил в Союз писателей, ему назначили пенсию. Однако после 1919 года стихи автора в России почти не печатались.

Свадьба

В 1927 г. поэт Максимилиан Волошин женился на Марии Заболоцкой. Она разделила с супругом самые трудные его годы (1922-1932). В тот период Заболоцкая была опорой во всех начинаниях героя данной статьи. После смерти Волошина женщина сделала всё для сохранения его творческого наследия.

Пожалуй, этот особняк в Коктебеле стал главным творением Максимилиана Александровича. Поэт построил его на берегу моря в 1903 году. Просторный дом с башней для наблюдения за звёздным небом и художественной мастерской стал вскоре местом паломничества художественно-литературной интеллигенции. Здесь гостили Альтман, Остроумова-Лебедева, Шервинский, Булгаков, Замятин, Ходасевич, Мандельштам, А. Н. Толстой, Гумилёв, Цветаева и многие другие. В летние месяцы число приезжавших доходило до нескольких сотен.

Максимилиан был душой всех проводимых мероприятий – ловля бабочек, собирание камешков, прогулки на Карадаг, живые картины, шарады, турниры поэтов и т. д. Своих гостей он встречал в сандалиях на босу ногу и парусиновом балахоне, с массивной головой Зевса, которая была украшена венком из полыни.

волошин максимилиан александрович стихи

Смерть

Максимилиан Волошин, биография которого была представлена выше, скончался после второго инсульта в Коктебеле в 1932 году. Художника решили похоронить на горе Кучук-Янышар. После смерти героя данной статьи завсегдатаи продолжали приходить в Дом поэта. Их встречала его вдова Мария Степановна и старалась поддерживать прежнюю атмосферу.

Память

Одна часть критиков ставит весьма разнородную по ценности поэзию Волошина намного ниже произведений Ахматовой и Пастернака. Другая же признаёт наличие в них глубокого философского прозрения. По их мнению, стихи Максимилиана Александровича рассказывают читателям о русской истории намного больше, чем произведения других поэтов. Некоторые мысли Волошина относят к пророческим. Глубина идей и цельность миросозерцания героя данной статьи привели к сокрытию его наследия в СССР. С 1928 по 1961 год не опубликовали ни одного стихотворения автора. Если бы Максимилиан Александрович не умер от инсульта в 1932 г., то наверняка стал жертвой Большого Террора.

Щедро одаренный талантами, поэт помимо литературы, занимался живописью, писал изысканные пейзажи, был создателем эскизов занавеса при строительстве храма в Швейцарии.

М.А. Волошин был в числе первых краеведов Крыма. Его работы о связи древней архитектуры с особенностями ландшафта получили широкое признание. В числе его научных изысканий были геология, метрология, астрономия.

Происхождение и ранние годы


Максимилиан с мамой

16 мая 1877 г. у коллежского советника, юриста Александра Максимовича Кириенко-Волошина и Елены Оттобальдовны Глазер родился сын Максимилиан. Родиной будущего поэта был Киев. В роду отца были запорожские казаки, предки матери – обрусевшие немцы.

Дом в Коктебеле, построенный по проекту Волошина

Через некоторое время Волошины переехали в Таганрог. Глава семьи умер, когда мальчику было 4 года. Мать ради заработка перебралась в Москву, поступила на службу, и без какой-либо поддержки сама содержала и воспитывала сына.

Образование

В 1887 г. Максимилиан поступил в частную гимназию Поливанова, а в 1888 – перевелся в Московскую казенную гимназию. В столице Волошины прожили до 1893 года. Затем тяжелое материальное положение заставило их оставить столицу, и купить недорогое жилье в Крыму. Продолжал гимназическое обучение Макс уже в Феодосии.

В 1897 г. Елена Оттобальдовна настояла на поступлении сына на юридический факультет Московского университета. Однако на втором году обучения Волошина отчислили за активное участие во Всероссийской студенческой забастовке. Он был выслан из Москвы, и определен под надзор феодосийской полиции сроком на один год.


Творчество



Максимилиан с Еленой Оттобальдовной

На двадцатые годы приходится расцвет литературного творчества Волошина. Стихи его в этот период пользовались огромной популярностью, хотя практически не издавались в России. Он тесно взаимодействовал с новыми властями, принимая участие в организации охраны памятников, читал лекции, вступил в Союз писателей, организовывал выставки собственных пейзажей.

Едва ли не лучшим творением поэта является построенный им в Коктебеле дом. Сюда съезжались знаменитые поэты Серебряного века, устраивались литературные вечера, проводились разные турниры. В этом доме Волошин окончательно поселился после женитьбы, и прожил в нем до конца жизни, запечатлевая на холсте изумительные крымские пейзажи.

Фрагмент стихотворения

Неопалимая купина М. Волошин

Кто ты, Россия? Мираж? Наважденье?

Была ли ты? есть? или нет?

Омут… стремнина… головокруженье…

Бездна… безумие… бред…

Всё неразумно, необычайно:

Взмахи побед и разрух…

Мысль замирает пред вещею тайной

И ужасается дух.

Каждый, коснувшийся дерзкой рукою, —

Молнией поражен:

Карл под Полтавой, ужален Москвою

Падает Наполеон.

Главные произведения

М. Волошин в свое время прошел пешком по всей России. Естественно, что впечатления об этих путешествиях поэт излагал на бумаге. Так появлялись стихотворения, посвященные тем местам, где ему довелось побывать. Многое в его творчестве посвящено зарубежным поездкам в Западную Европу, Египет, Грецию.


Похороны Максимилиана Волошина

В произведениях о войне поэт призывал к человеколюбию, осознанно не принимая какую-либо сторону. Он просто защищал всех людей, враждующих между собой, от власти и от политики.


Последние годы

В любимом Коктебеле М. Волошин провел безвыездно последние 10 лет жизни. Его постоянно навещали советские литераторы, приезжающие в Крым на отдых. Летом 1932 года у поэта случился инсульт, после которого речь его стала невнятной, а движения почти

М. Волошин умер 11 августа 1932 года. По завещанию его похоронили на горе Кучук-Янышар недалеко от Коктебеля. Дом был завещан Союзу писателей.

Хронологическая таблица (по датам)

Интересные факты

  • М. Волошин так и не окончил Московский университет;
  • в Париже присоединился к масонам;
  • официально отказался от участия в Первой Мировой войне;
  • в 1909 году стрелялся на дуэли с Н. Гумилевым;
  • в годы Гражданской войны в его доме укрывались как красные, так и белые;
  • его руки обладали исцеляющей силой. Мог снять боль прикосновением.

Память о поэте

В Москве функционирует библиотека имени М. А. Волошина.

Дом-музей М. Волошина в Коктебеле.

В Киеве, на доме, в котором родился М. Волошин, установлена мемориальная доска.

Краткая биография Волошина

Родился 28 мая 1877 г. в Киеве. Предки Волошина по отцовской линии — запорожские казаки, по материнской — обрусевшие немцы. После смерти отца Максимилиан с матерью жили в Москве.

Мальчик обучался в московских гимназиях (1887—1893 гг.).

В 1893 г. семья переехала в Коктебель; в 1897 г. Волошин окончил гимназию в Феодосии. Образ Восточного Крыма (Волошин предпочитал его древнегреческое название — Киммерия) проходит через всё творчество поэта.

В 1897—1900 гг. Волошин учился на юридическом факультете Московского университета (с перерывами, поскольку исключался за участие в студенческих волнениях).

В 1899 и 1900 гг. путешествовал по Европе (Италия, Швейцария, Франция, Германия, Австрия, Греция).

Близкая тема:
Цитаты и афоризмы Максимилиана Волошина

Максимилиан Александрович Волошин (Кириенко–Волошин) (1877—1932) — русский поэт и художественный критик. Известен как акварелист. В своих произведениях пророчески предвосхитил грандиозные исторические события последующего времени. Свобода и любовь в душе неразделимы, Но нет любви, не налагавшей Читать дальше…

В 20-х гг. Волошин существовал в контакте с новой властью, работал в области народного просвещения, охраны памятников, краеведения.

Он вступил в Союз писателей, однако стихи его в России практически не печатались.

Дом поэта в Коктебеле, построенный им в 1903 г., вскоре стал местом сбора литературной молодёжи. Здесь бывали Н. С. Гумилёв, М. И. Цветаева, О. Э. Мандельштам и многие другие.

В 1924 г. с одобрения Наркомпроса Волошин сделал его бесплатным Домом творчества.

В этом доме он и умер 11 августа 1932 г.

Волошин Максимилиан (годы жизни - 1877 - 1932) - поэт, художник, искусствовед, литературный критик. Волошин - это псевдоним. Настоящая его фамилия - Кириенко-Волошин.

волошин максимилиан александрович поэт

Детство, студенческие годы

Будущий поэт родился в Киеве в 1877 году, 16 (28) мая. Его предки по отцу были запорожскими казаками. Со стороны матери в роду были немцы, обрусевшие в 17 веке. Максимилиан в 3 года остался без отца. В Москве прошли детство и отрочество будущего поэта. Мать его в 1893 году приобрела в расположенном близ Феодосии Коктебеле земельный участок. Здесь в 1897 году Волошин Максимилиан окончил гимназию. Он поступил в Московский университет (факультет - юридический). Максимилиан в студенческие годы втянулся в революционную деятельность. Он был причастен к состоявшейся в феврале 1900 года Всероссийской студенческой забастовке. В результате этого, а также за склонность к агитациям и "отрицательное миросозерцание" Волошин Максимилиан был отстранен от занятий.

Начало путешествий

Для того чтобы избежать худших последствий, он отправился на строительство железной дороги осенью 1900 года. Волошин этот период позднее называл "решающим моментом", определившим его дальнейшую духовную жизнь. На строительстве он прочувствовал древность, Восток, Азию, относительность европейской культуры.

Жизнь в Париже, дальнейшие путешествия, "дом поэта" в Коктебеле

В Париже Волошин Максимилиан (фото его представлены в этой статье) бывал неоднократно в период с 1901 по 1916 год, подолгу жил здесь. В промежутках поэт совершал путешествия по "древнему Средиземному миру". Кроме того, он бывал наездами в обеих российских столицах. Волошин в это время жил также в своем "доме поэта" в Коктебеле, который превратился в своеобразный культурный центр, место отдыха и пристанище писательской элиты. Г. Шенгели, переводчик и поэт, назвал его "Киммерийскими Афинами". В разное время в доме этом побывали Андрей Белый, Вячеслав Брюсов, Алексей Толстой, Максим Горький, Николай Гумилев, Осип Мандельштам, Марина Цветаева, В. Ходасевич, Е. Замятин, Вс. Иванов, К. Чуковский, М. Булгаков и многие другие писатели, артисты, художники, ученые.

Волошин - литературный критик

волошин максимилиан александрович русский поэт

Как литературный критик Волошин Максимилиан дебютировал в 1899 году. В журнале "Русская мысль" появились его маленькие рецензии без подписи. В мае 1900 года в этом же журнале была напечатана большая статья под названием "В защиту Гауптмана". Она была подписана "Макс. Волошин". Статья эта была одним из первых в России манифестов модернистской эстетики. После этого появились и другие его статьи. Всего Волошин написал их 36 - о русской литературе, 35 - о французском и русском театре, 28 - о французской литературе, а также 49 статей о событиях французской культурной жизни. В них были утверждены и провозглашены художественные принципы модернизма. Волошин новые явления литературы нашей страны (прежде всего, творчество так называемых младших символистов) ввел в контекст современной культуры Европы.

Волошин Максимилиан Александрович, биография которого нас интересует, был также литературным агентом, консультантом, антрепренером, ходатаем и экспертом издательств "Гриф", "Скорпион" и братьев Сабашниковых. Свою просветительскую миссию сам он именовал буддизмом, магией, католичеством, теософией, оккультизмом, масонством. Все это Максимилиан воспринимал в своем творчестве через призму искусства. В особенности он ценил "пафос мысли" и "поэзию идей", поэтому статьи его были похожи на стихи, а стихи - на статьи (это отметил И. Эренбург, который посвятил ему очерк в вышедшей в 1923 году книге "Портреты современных поэтов").

Первые стихи

волошин максимилиан фото

Поначалу не много стихов писал Волошин Максимилиан Александрович, поэт. Практически все они были помещены в книгу, появившуюся в 1910 году ("Стихотворения. 1900-1910"). Руку "ювелира", "настоящего мастера" увидел в ней В. Брюсов. Волошин считал своими учителями виртуозов стихотворной пластики Ж. М. Эредиа, Готье и др. поэтов-"парнасцев" из Франции. Их произведения находились в противовесе с верленовским "музыкальным" направлением. Эту характеристику творчества Волошина можно отнести к его первому сборнику, а также ко второму, который был составлен Максимилианом в начале 1920-х годов и не был опубликован. Назывался он "Selva oscura". В него были включены стихотворения, созданные в период с 1910 по 1914 гг. Основная их часть вошла позже в книгу избранного, вышедшую в 1916 году ("Иверни").

Ориентация на Верхарна

Можно долго говорить о творчестве такого поэта, как Волошин Максимилиан Александрович. Биография, кратко изложенная в этой статье, содержит лишь основные факты о нем. Нельзя не отметить, что явственным политическим ориентиром поэта становится с начала 1-й мировой войны Э. Верхарн. Брюсовские переводы его еще в статье 1907 года "Эмиль Верхарн и Валерий Брюсов" были подвергнуты Максимилианом сокрушительной критике. Волошин сам переводил Верхарна "с разных точек зрения" и "в разные эпохи". Отношение к нему он подытожил в своей книге 1919 года "Верхарн. Судьба. Творчество. Переводы".

Волошин Максимилиан Александрович - русский поэт, который сочинял стихи и о войне. Вошедшие в сборник 1916 года "Anno mundi ardentis", они вполне созвучны верхановской поэтике. В них обрабатывались образы и приемы стихотворной риторики, ставшей устойчивой характеристикой всей поэзии Максимилиана революционных времен, гражданской войны и дальнейших лет. Часть стихотворений, написанных в то время, была опубликована в книге 1919 года "Демоны глухонемые", другая часть в 1923 году была издана в Берлине под заглавием "Стихи о терроре". Однако в большинстве своем произведения эти остались в рукописи.

Официальная травля

максимилиан волошин краткая биография

В 1923 году началась травля Волошина со стороны государства. Имя его предали забвению. В СССР в период с 1928 по 1961 год ни одной строчки этого поэта не появилось в печати. Когда Эренбург в 1961 году почтительно упомянул в своих мемуарах о Волошине, это сразу же вызвало отповедь А. Дымшица, который указал на то, что Максимилиан был декадентом из самых незначительных и отнесся отрицательно к революции.

Возвращение в Крым, попытки пробиться в печать

Весной 1917 года Волошин возвратился в Крым. В автобиографии 1925 года он писал, что больше не покинет его, никуда не эмигрирует и ни от чего не спасается. Ранее он заявлял о том, что не выступает ни на одной из борющихся сторон, однако живет лишь Россией и совершающимся в ней; а также писал, что ему нужно остаться в России до конца. Дом Волошина, находящийся в Коктебеле, в период гражданской войны оставался странноприимным. Здесь находили приют и скрывались от преследований и белые офицеры, и красные вожди. Об этом Максимилиан написал в своем стихотворении 1926 года "Дом поэта". "Красным вождем" являлся Бела Кун. После того как был разгромлен Врангель, он путем организованного голода и террора заправлял усмирением Крыма. По всей видимости, в награду за укрывательство Куна при советской власти Волошину был сохранен дом, а также обеспечена относительная безопасность. Однако ни его заслуги, ни хлопоты В. Вересаева, влиятельного в то время, ни отчасти покаянное и умоляющее обращение к Л. Каменеву, всесильному идеологу (в 1924 году) не помогли Максимилиану пробиться в печать.

Два направления мыслей Волошина

Волошин писал о том, что для него стих остается единственным способом выражения мыслей. А они устремлялись у него в двух направлениях. Первое - историософское (судьбы России, произведения о которой принимали у него нередко условно-религиозную окраску). Второе - антиисторическое. Здесь можно отметить цикл "Путями Каина", в котором отразились идеи универсального анархизма. Поэт писал, что в этих произведениях он формирует практически все его социальные идеи, которые были по большей части отрицательными. Следует отметить общий иронический тон этого цикла.

Признанные и непризнанные произведения

Несогласованность мыслей, характерная для Волошина, приводила нередко к тому, что его творения воспринимались порой как высокопарная мелодекламация ("Преосуществление", "Святая Русь", "Китеж", "Ангел времен", "Дикое поле"), эстетизированные умствования ("Космос", "Левиафан", "Таноб" и некоторые другие произведения из "Путями Каина"), претенциозная стилизация ("Дметриус-император", "Протопоп Аввакум", "Святой Серафим", "Сказание об иноке Епифании"). Тем не менее можно сказать, что многие его стихотворения революционного времени получили признание как емкие и точные поэтические свидетельства (например, типологические портреты "Буржуй", "Спекулянт", "Красногвардеец" и др., лирические декларации "На дне преисподней" и "Готовность", риторический шедевр "Северовосток" и другие произведения).

Статьи об искусстве и занятие живописью

волошин максимилиан александрович биография

После революции деятельность его как искусствоведа прекратилась. Тем не менее Максимилиан смог опубликовать 34 статьи, посвященные русскому изобразительному искусству, а также 37 статей об искусстве французском. Первая его монографическая работа, посвященная Сурикову, сохраняет свое значение. Книга "Дух готики" осталась незавершенной. Над ней Максимилиан трудился в 1912 и 1913 году.

Волошин занялся живописью для того, чтобы судить профессионально об изобразительном искусстве. Как оказалось, он был даровитым художником. Крымские акварельные пейзажи, выполненные со стихотворными надписями, стали его излюбленным жанром. В 1932 году (11 августа) в Коктебеле умер Максимилиан Волошин. Краткая биография его может быть дополнена сведениями о личной жизни, интересные факты из которой мы приводим ниже.

Интересные факты из личной жизни Волошина

Дуэль Волошина и Николая Гумилева состоялась на Черной речке, той самой, где в Пушкина стрелял Дантес. Произошло это 72 года спустя и также из-за женщины. Однако судьба сберегла тогда двух знаменитых поэтов, какими являлись Гумилев Николай Степанович и Волошин Максимилиан Александрович. Поэт, фото которого представлено ниже, - Николай Гумилев.

волошин максимилиан

Стрелялись они из-за Лизы Дмитриевой. Она училась на курсе староиспанской и старофранцузской литературы в Сорбонне. Первым этой девушкой пленился Гумилев. Он ее привез в гости к Волошину в Коктебель. Тот соблазнил девушку. Николай Гумилев уехал, так как почувствовал себя лишним. Однако история эта через некоторое время продолжилась и привела в итоге к дуэли. Суд приговорил Гумилева к неделе ареста, а Волошина - к одному дню.

жена максимилиана волошина

Первая жена Максимилиана Волошина - Маргарита Сабашникова. С ней он в Сорбонне слушал лекции. Брак этот, однако, вскоре распался - девушка влюбилась в Вячеслава Иванова. Жена его предложила Сабашниковой жить втроем. Однако семья "нового типа" не сложилась. Второй супругой его была фельдшер Мария Степанова (на фото выше), ухаживавшая за престарелой матерью Максимилиана.

Читайте также: