Правильный выбор профессии это шестой класс кратко

Обновлено: 30.06.2024

Выбор профессии, или профессиональное самоопределение, - основа самоутверждения человека в обществе, одно из главных решений его жизни. Выбор профессии определяет многое, а именно: кем быть, к какой социальной группе принадлежать, где и с кем работать, какой стиль жизни выбрать.

Выбор профессии (профессиональное самоопределение) – это не одномоментный акт, а процесс, состоящий из ряда этапов, продолжительность которых зависит от внешних условий и индивидуальных особенностей субъекта выбора профессии.

С позиций личностного подхода выделяют четыре стадии процесса профессионального самоопределения:

1. Возникновение и формирование профессиональных намерений и первоначальная ориентировка в различных сферах труда (старший школьный возраст).

2. Профессиональное обучение как освоение выбранной профессии.

3. Профессиональная адаптация, характеризующаяся формированием индивидуального стиля деятельности и включением в систему производственных и социальных отношений.

4. Самореализация в труде (частичная или полная) – выполнение или невыполнение тех ожиданий, которые связаны с профессиональным трудом.

Таким образом, профессиональное самоопределение рассматривается как процесс, охватывающий весь период профессиональной деятельности личности: от возникновения профессиональных намерений до выхода из трудовой деятельности.

Далее в данном параграфе мы рассмотрим этапы профессионального самоопределения.

Психология развития отождествляет начало профессионального самоопределения – первый этап – с детской игрой, когда ребенок принимает на себя различные профессиональные роли и проигрывает элементы связанного с ними поведения.

Второй этап – подростковые фантазии, вызываемые различными привлекательными для подростка профессиями.

Четвертый этап – практическое принятие решения, включающее в себя два главных компонента:

1) определение уровня квалификации, объема и уровня профессиональной подготовки;

2) выбор специальности.

Итак, можно сказать, что процесс профессионального самоопределения охватывает (пронизывает) весь жизненный путь человека. Однако, пиком этого процесса, переломным моментом в жизни является акт принятия решения о выборе профессии. По времени он обычно совпадает с окончанием общеобразовательной школы. Этот момент связан с предшествующими этапами профессионального самоопределения и на решение о выборе профессии влияет прошлый опыт личности.

В психологической литературе нет единого взгляда на то, как формируется выбор профессии и какие факторы влияют на этот процесс.

Существует ряд точек зрения, в защиту каждой из которых приводятся убедительные аргументы.

Объясняется это сложностью процесса профессионального самоопределения и двустронностью самой ситуации выбора профессии:

1. Ряд исследователей придерживается распространенной точки зрения на выбор профессии как на выбор деятельности. В этом случае предметом исследования выступают с одной стороны, характеристики человека как субъекта деятельности, а с другой – характер, содержание, виды деятельности и ее объект. Профессиональное самоопределение понимается здесь как процесс развития субъекта труда. Следовательно, выбор профессии сделан правильно, если психофизиологические данные личности будут соответствовать требованиям профессии, трудовой деятельности (Шишкина, Алишев, Широков). Этот взгляд недооценивает активное начало личности выбирающего профессию.




2. Следующая точка зрения: основная детерминанта правильного выбора профессии – профессиональный интерес или профессиональная направленность. Этот подход более продуктивен, т.к. утверждает активность самого субъекта выбора профессии. Однако, профессиональный интерес как эмоционально окрашенное отношение личности к виду труда может иметь различные истоки, в том числе и не относящиеся к деятельности. Кроме того, профессию нельзя свести к определенному виду трудовой деятельности. Абсолютизация профессионального интереса как основы выбора профессии также не вполне правомерна.

3. Ряд авторов придерживается взгляда на выбор профессии как на частный случай социального самоопределения личности (Костенко, Оссовский, Михайлов). Т.Е. выбор профессии, с одной стороны, считается социально заданным, а с другой – определяется прежде всего социальными характеристиками профессии.

В качестве факторов выбора профессии должны быть учтены жизненные планы личности также и в других областях, например, в личной жизни (Кузнецова, Головаха). Взгляд на выбор профессии как на часть жизнеопределения человека не лишает субъекта выбора профессии активности и с учетом всего спектра факторов профессионального самоопределения приводит к мысли об индивидуальной иерархии факторов выбора профессии, присущей каждому субъекту выбора.

Все объективно существующие факторы оказывают влияние на процесс выбора профессии, однако от особенностей субъекта выбора профессии зависит, какие факторы становятся главными. Объективно существующие факторы выбора профессии являются лишь возможностью, а то, какие из них и в какой комбинации окажут влияние на реальный процесс выбора, зависит от особенностей конкретной личности. Большое значение имеет субъективный образ ситуации выбора, который может существенно отличаться от объективной картины в силу различных причин.

Традиционно общая схема описания профессий подразумевает 4 аспекта:

1. Социально-экономический – краткая история профессии, ее роль в системе экономики, сведения о подготовке кадров, перспективах продвижения, заработной плате.

2. Производственно-технический – данные о технологическом процессе, объекте, орудиях и предмете труда, рабочем месте, формах организации труда.

3. Санитарно-гигиенический – информация о микроклиматических условиях, характере освещения и других санитарных факторах, режиме и ритме труда, медицинских противопоказаниях.

4. Психофизиологический – требования профессии к особенностям психических процессов и свойствам личности.

Б.Г. Ананьев говорит о сложности такого образования как субъект деятельности. Исходными его характеристиками он называет сознание (как отражение объективной действительности) и деятельность (как преобразование действительности). Высшей интегрирующей субъективных свойств является творчество, наиболее обобщенными потенциалами – способности и талант.

К основным субъективным факторам выбора профессии обычно относят следующие:

- интересы (познавательный, профессиональный);

- мотивы выбора профессиональной деятельности;

- представления о будущем;

Ряд авторов дополняют этот ряд: общая активность, самооценка, уверенность в достижении успеха, уровень сформированности осознанной психической саморегуляции.

Объективные факторы выбора профессии:

1) уровень подготовки (школьная успеваемость);

2) сосотяние здоровья;

3) информированность о мире профессий;

4) социальные характеристики: социальное окружение, домашние условия, образовательный уровень родителей.

Более подробно о некоторых факторах:

- Интересы. Всеми признанный фактор выбора профессии. Интересы считаются самым значимым мотивом выбора профессии, осознаваемым ранее и яснее всех других.

- Самооценка. Неадекватность самооценки часто связана со школьной успеваемостью. Ориентация на школьную успеваемость может стать причиной завышенной и заниженной самооценки, что влечет за собой неадекватный выбор профессии. Неадекватность самооценки может стать одной из причин неполной реализации способностей в деятельности, т.к. обусловливает расхождение способностей и склонностей.

Ряд исследований доказывает, что успешность любой деятельности, в том числе профессионального самоопределения, зависит от уровня сформированности осознанной психической саморегуляции. Это качество определяется как умение самостоятельно работать без систематического контроля, помощи, стимуляции; оно связано с умением правильно оценивать свои возможности при постановке и принятии цели, уверенностью в себе, адекватной самооценкой, умением анализировать причины успеха и неудач.

Школьники с такими качествами характеризуются: осознанностью своего места в жизни, знанием о мире профессий, обоснованностью выбора, осознанием последствий выбора. Они менее подвержены влиянию случайных факторов.

Таким образом, качества субъекта выбора профессии, связанные с уровнем осознанной психической саморегуляции, являются одним из ведущих факторов выбора профессии. Причем влияние этого фактора опосредует влияние остальных факторов, как присущих самому субъекту, так и внешних.

Можно сказать, что осознанная психическая саморегуляция, как фактор выбора, представляет собой своего рода сквозную характеристику профессионального самоопределения. Она обусловливает: способность адекватно оценивать свои качества; способность изучать мир профессий, опираясь на неслучайные факторы, формировать адекватное представление о нем; способность выделять главное для себя при выборе профессии, т.е. сформировать индивидуальную иерархию факторов, максимально адекватно отразить ситуацию выбора профессии.

Исследования сформированности профессиональных планов выпускников показывают, что только 30% учащихся 9 классов и 50% учащихся 11 классов в состоянии самостоятельно выбрать профессию.

По степени сформированности выбора выпускников школы обычно разделяют на 4 группы. Связано это с индивидуальными характеристиками.

Группы таковы:

Контрольные вопросы

1. Укажите основные причины возникновения профориентации.

2. Дайте краткую характеристику основных направлений профориентационной работы в зарубежной и отечественной истории психологии.

3. Перечислите факторы выбора профессии. Укажите наиболее важные с вашей точки зрения.

Выбор профессии, или профессиональное самоопределение, - основа самоутверждения человека в обществе, одно из главных решений его жизни. Выбор профессии определяет многое, а именно: кем быть, к какой социальной группе принадлежать, где и с кем работать, какой стиль жизни выбрать.

Выбор профессии (профессиональное самоопределение) – это не одномоментный акт, а процесс, состоящий из ряда этапов, продолжительность которых зависит от внешних условий и индивидуальных особенностей субъекта выбора профессии.

С позиций личностного подхода выделяют четыре стадии процесса профессионального самоопределения:

1. Возникновение и формирование профессиональных намерений и первоначальная ориентировка в различных сферах труда (старший школьный возраст).

2. Профессиональное обучение как освоение выбранной профессии.

3. Профессиональная адаптация, характеризующаяся формированием индивидуального стиля деятельности и включением в систему производственных и социальных отношений.

4. Самореализация в труде (частичная или полная) – выполнение или невыполнение тех ожиданий, которые связаны с профессиональным трудом.

Таким образом, профессиональное самоопределение рассматривается как процесс, охватывающий весь период профессиональной деятельности личности: от возникновения профессиональных намерений до выхода из трудовой деятельности.

Далее в данном параграфе мы рассмотрим этапы профессионального самоопределения.

Психология развития отождествляет начало профессионального самоопределения – первый этап – с детской игрой, когда ребенок принимает на себя различные профессиональные роли и проигрывает элементы связанного с ними поведения.

Второй этап – подростковые фантазии, вызываемые различными привлекательными для подростка профессиями.

Четвертый этап – практическое принятие решения, включающее в себя два главных компонента:

1) определение уровня квалификации, объема и уровня профессиональной подготовки;

2) выбор специальности.

Итак, можно сказать, что процесс профессионального самоопределения охватывает (пронизывает) весь жизненный путь человека. Однако, пиком этого процесса, переломным моментом в жизни является акт принятия решения о выборе профессии. По времени он обычно совпадает с окончанием общеобразовательной школы. Этот момент связан с предшествующими этапами профессионального самоопределения и на решение о выборе профессии влияет прошлый опыт личности.

В психологической литературе нет единого взгляда на то, как формируется выбор профессии и какие факторы влияют на этот процесс.

Существует ряд точек зрения, в защиту каждой из которых приводятся убедительные аргументы.

Объясняется это сложностью процесса профессионального самоопределения и двустронностью самой ситуации выбора профессии:

1. Ряд исследователей придерживается распространенной точки зрения на выбор профессии как на выбор деятельности. В этом случае предметом исследования выступают с одной стороны, характеристики человека как субъекта деятельности, а с другой – характер, содержание, виды деятельности и ее объект. Профессиональное самоопределение понимается здесь как процесс развития субъекта труда. Следовательно, выбор профессии сделан правильно, если психофизиологические данные личности будут соответствовать требованиям профессии, трудовой деятельности (Шишкина, Алишев, Широков). Этот взгляд недооценивает активное начало личности выбирающего профессию.

2. Следующая точка зрения: основная детерминанта правильного выбора профессии – профессиональный интерес или профессиональная направленность. Этот подход более продуктивен, т.к. утверждает активность самого субъекта выбора профессии. Однако, профессиональный интерес как эмоционально окрашенное отношение личности к виду труда может иметь различные истоки, в том числе и не относящиеся к деятельности. Кроме того, профессию нельзя свести к определенному виду трудовой деятельности. Абсолютизация профессионального интереса как основы выбора профессии также не вполне правомерна.

3. Ряд авторов придерживается взгляда на выбор профессии как на частный случай социального самоопределения личности (Костенко, Оссовский, Михайлов). Т.Е. выбор профессии, с одной стороны, считается социально заданным, а с другой – определяется прежде всего социальными характеристиками профессии.

В качестве факторов выбора профессии должны быть учтены жизненные планы личности также и в других областях, например, в личной жизни (Кузнецова, Головаха). Взгляд на выбор профессии как на часть жизнеопределения человека не лишает субъекта выбора профессии активности и с учетом всего спектра факторов профессионального самоопределения приводит к мысли об индивидуальной иерархии факторов выбора профессии, присущей каждому субъекту выбора.

Все объективно существующие факторы оказывают влияние на процесс выбора профессии, однако от особенностей субъекта выбора профессии зависит, какие факторы становятся главными. Объективно существующие факторы выбора профессии являются лишь возможностью, а то, какие из них и в какой комбинации окажут влияние на реальный процесс выбора, зависит от особенностей конкретной личности. Большое значение имеет субъективный образ ситуации выбора, который может существенно отличаться от объективной картины в силу различных причин.

Традиционно общая схема описания профессий подразумевает 4 аспекта:

1. Социально-экономический – краткая история профессии, ее роль в системе экономики, сведения о подготовке кадров, перспективах продвижения, заработной плате.

2. Производственно-технический – данные о технологическом процессе, объекте, орудиях и предмете труда, рабочем месте, формах организации труда.

3. Санитарно-гигиенический – информация о микроклиматических условиях, характере освещения и других санитарных факторах, режиме и ритме труда, медицинских противопоказаниях.

4. Психофизиологический – требования профессии к особенностям психических процессов и свойствам личности.

Б.Г. Ананьев говорит о сложности такого образования как субъект деятельности. Исходными его характеристиками он называет сознание (как отражение объективной действительности) и деятельность (как преобразование действительности). Высшей интегрирующей субъективных свойств является творчество, наиболее обобщенными потенциалами – способности и талант.

К основным субъективным факторам выбора профессии обычно относят следующие:

- интересы (познавательный, профессиональный);

- мотивы выбора профессиональной деятельности;

- представления о будущем;

Ряд авторов дополняют этот ряд: общая активность, самооценка, уверенность в достижении успеха, уровень сформированности осознанной психической саморегуляции.

Объективные факторы выбора профессии:

1) уровень подготовки (школьная успеваемость);

2) сосотяние здоровья;

3) информированность о мире профессий;

4) социальные характеристики: социальное окружение, домашние условия, образовательный уровень родителей.

Более подробно о некоторых факторах:

- Интересы. Всеми признанный фактор выбора профессии. Интересы считаются самым значимым мотивом выбора профессии, осознаваемым ранее и яснее всех других.

- Самооценка. Неадекватность самооценки часто связана со школьной успеваемостью. Ориентация на школьную успеваемость может стать причиной завышенной и заниженной самооценки, что влечет за собой неадекватный выбор профессии. Неадекватность самооценки может стать одной из причин неполной реализации способностей в деятельности, т.к. обусловливает расхождение способностей и склонностей.

Ряд исследований доказывает, что успешность любой деятельности, в том числе профессионального самоопределения, зависит от уровня сформированности осознанной психической саморегуляции. Это качество определяется как умение самостоятельно работать без систематического контроля, помощи, стимуляции; оно связано с умением правильно оценивать свои возможности при постановке и принятии цели, уверенностью в себе, адекватной самооценкой, умением анализировать причины успеха и неудач.

Школьники с такими качествами характеризуются: осознанностью своего места в жизни, знанием о мире профессий, обоснованностью выбора, осознанием последствий выбора. Они менее подвержены влиянию случайных факторов.

Таким образом, качества субъекта выбора профессии, связанные с уровнем осознанной психической саморегуляции, являются одним из ведущих факторов выбора профессии. Причем влияние этого фактора опосредует влияние остальных факторов, как присущих самому субъекту, так и внешних.

Можно сказать, что осознанная психическая саморегуляция, как фактор выбора, представляет собой своего рода сквозную характеристику профессионального самоопределения. Она обусловливает: способность адекватно оценивать свои качества; способность изучать мир профессий, опираясь на неслучайные факторы, формировать адекватное представление о нем; способность выделять главное для себя при выборе профессии, т.е. сформировать индивидуальную иерархию факторов, максимально адекватно отразить ситуацию выбора профессии.

Исследования сформированности профессиональных планов выпускников показывают, что только 30% учащихся 9 классов и 50% учащихся 11 классов в состоянии самостоятельно выбрать профессию.

По степени сформированности выбора выпускников школы обычно разделяют на 4 группы. Связано это с индивидуальными характеристиками.

Группы таковы:

Контрольные вопросы

1. Укажите основные причины возникновения профориентации.

2. Дайте краткую характеристику основных направлений профориентационной работы в зарубежной и отечественной истории психологии.

3. Перечислите факторы выбора профессии. Укажите наиболее важные с вашей точки зрения.



В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Выбор профессии"

В начале нашего урока ответьте на один вопрос. Кем работают ваши родители?

Наверняка среди них есть врачи, учителя, строители, водители, военные, продавцы, офисные служащие, чиновники. То есть каждый из ваших родителей обладает определённой профессией.


Есть несколько классификаций профессий. Наиболее известная из них основывается на предмете труда, с которым имеет дело человек.

По этому принципу все профессии делятся на пять групп.


Человек – человек.

Это профессии, связанные с воспитанием, обслуживанием, обучением людей, общением с ними. К этой группе относятся все педагогические и медицинские профессии, профессии сферы услуг и другие.

Человек – знаковая система.

Это профессии, связанные с созданием и использованием знаковых систем (цифровых, буквенных, нотных). К этой группе относятся переводчики художественных и технических текстов, аналитики, финансисты и другие.

Человек – природа.

Это профессии, связанные с изучением, охраной и преобразованием природы. К этой группе относятся такие профессии, как ветеринар, садовник, агроном, эколог и другие.

Человек – техника.

Это профессии, связанные с созданием, обслуживанием и эксплуатацией техники. Это такие профессии, как инженер-конструктор, автослесарь, системный администратор и другие.

Человек – художественный образ.

Это профессии, связанные с созданием, копированием, воспроизведением и изучением художественных образов. К этой группе относятся такие профессии, как художник, актёр, певец, реставратор, искусствовед и другие.

Прогресс не стоит на месте, и человечество постоянно идёт вперёд. А вслед за прогрессом вперёд идёт и мир профессий. Ежегодно появляется около пятисот новых профессий и столько же пропадает или видоизменяется.


Например, во всей античной Греции насчитывалось около пятидесяти профессий, а уже в четырнадцатом веке только в одном немецком городе Франкфурте-на-Майне зарабатывали на жизнь своими профессиональными навыками около двухсот различных специалистов.

В словаре профессий, опубликованном в Соединённых Штатах Америки в 1965 году, было описано более тридцати пяти тысяч профессий и специальностей.

Ну а в современном мире уже существует более пятидесяти тысяч различных видов деятельности.

Только в промышленности и строительстве насчитывается около трёх тысяч профессий, не говоря об остальных сферах жизнедеятельности человека.

В нашей стране существует специальный справочник, который насчитывает более семи тысяч разнообразных профессий.


В среднем жизнь одной профессии длится от пяти до пятнадцати лет.

Например, профессиональных ямщиков-извозчиков, чьи конные экипажи можно было увидеть на улицах городов в начале двадцатого века, заменили водители и их автомобили.

В конце 20 века была очень востребована профессия секретаря-машиниста, который занимался набором текста на печатной машинке. Но с развитием компьютерной и копировальной техники надобность в таких специалистах тоже отпала.



Даже сегодня есть целый ряд профессий, которые по мнению учёных могут исчезнуть в ближайшее время.

Например, такая привычная для нас с вами профессия, как продавец в магазине. Зачем держать человека за прилавком, если всё могут продавать автоматы?

Например, в Англии первый такой магазин появился в 2009-м году, а сегодня уже каждый шестой супермаркет в стране нанимает всего одного человека, чтобы тот следил за работой кассовых автоматов и чинил их в случае необходимости.

Кстати, подобные кассы самообслуживания уже начали появляться и в наших магазинах.

По подсчётам Банка Америки, к 2025 году в Соединённых Штатах Америки роботы будут выполнять до сорока пяти процентов всех производственных задач. И это касается не только больших промышленных предприятий. Планируется, что роботы заменят людей таких профессий, как экскурсовод, таксист, пекарь, мясник, модель, фармацевт, страховой агент и даже чиновник.

Согласно статистике, самыми невостребованными специалистами в нашей стране в 2015 году стали: графические дизайнеры, юристы и экономисты, администраторы, секретари, офис-менеджеры и тому подобный персонал, тренеры по сетевым продажам, инженеры-монтажники, страховые агенты, полицейские и инспекторы, чиновники.

А список профессий, которые наиболее востребованы в настоящее время, выглядит следующим образом:

· Специальности в области инженерии;

· Профессии, связанные с компьютерными технологиями и сферой IT;

· Специалисты в сфере рекламы и продаж;

· Сотрудники в области строительства и технического обслуживания;

· Профессии, связанные со сферой услуг;

· Химики и экологи;

· Специалисты в сфере нанотехнологий, биотехнологий и электроники.

Для того, чтобы сделать правильный выбор, очень важно быть информированным, читать и много знать о различных профессиях. Ведь выбор профессии это непростое и очень важное решение в жизни человека, к которому стоит подходить обдуманно. Во-первых, нужно учитывать свои личные интересы. Во-вторых, оценить собственные способности. В-третьих, проанализировать соответствие своих личностных качеств с теми качествами, наличия которых требует выбранная профессия. В-четвертых, изучить возможные жизненные перспективы, которые даст та или иная профессия.

При выборе профессии обязательно учитывайте свои увлечения, ведь можно без проблем превратить своё хобби в будущую профессию. Например, если вам нравится играть в компьютерные игры, вы можете стать дизайнером компьютерных игр или программистом.

Подумайте над тем, какие предметы вам легко даются в школе, что вам больше всего нравится изучать не только в объёмах школьной программы, но и самостоятельно. Если вам хорошо даётся химия и биология, то можно задуматься над тем, чтобы, например, стать врачом или учителем и передать свои знания детям.

Стоит отметить, что не каждый выбирает для себя профессию раз и навсегда. В ходе жизни можно приобрести другую специализацию либо кардинально сменить сферу деятельности, иногда это может быть связано с общей неблагоприятной ситуацией на рынке труда.


Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Классный час, посвященный проблеме нравственного самоопределения при выборе профессии в 6 классе.

Цели классного часа:

1. Образовательные:

дать учащимся представления о профессиях;

уметь ориентироваться в современном мире профессий.

2. Воспитательные:

формирование познавательного интереса, связанного с выбором профессий;

воспитание устойчивого положительного отношения к труду.

Задачи классного часа:

расширить знания обучающихся о мире профессий;

стимулировать размышления о собственных перспективах личностного самоопределения;

помочь в отношении профессионального самоопределения.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, картинки.

Вступительное слово классного руководителя.

Каждому из вас, рано или поздно предстоит начинать самостоятельную, взрослую жизнь. Всё изменится в вашей жизни, каждый выберет для себя свою дорогу. Будет хорошо всем, если слова о том, что нужно жить не только для себя, но и для людей, которые рядом с вами - вы будите помнить всегда. Выбор профессии — сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. От продуманного выбора профессии во многом зависит будущая судьба. Правильно выбрать профессию — значит найти свое место в жизни. Выбирая профессию, человек выбирает и свою судьбу.

Ребята, а как вы думаете, какой должна быть профессия? (Дети отвечают.)

Требования, предъявляемые к профессии:

Профессия должна быть интересной

Профессия должна пользоваться спросом на рынке труда

Профессия должна соответствовать собственным возможностям.

Поиск работы - это поиск информации по принципу: что? где? когда? Кто же может нам помочь в поиске работы? (ответы детей)

Государственная служба занятости - имеет банк данных о предприятиях и имеющихся вакансиях. Специалисты отдела содействия занятости и по оргнабору помогут подобрать подходящий вариант.

Частные агентства по трудоустройству. Но они оказывают платные услуги.

Объявления в газете, реклама по радио и Т.В.. Объявления о приёме на работу на улицах или у проходных на предприятии.

Сеть информаторов из родных, знакомых, друзей, соседей.

Отделы кадров учреждений и предприятий, различных организаций и служб.

Я думаю, это вам пригодится в дальнейшем.

А теперь мы с вами совершим путешествие в мир профессий и сделаем
первый шаг в трудном деле выбора профессии.

Презентация о профессиях.

Я буду перечислять предметы и показывать картинки, а вы должны угадать, о какой профессии идет речь:

игла, нитки, швейная машинка (швея)
– ложка, нож, поварешка (повар)
– ножницы, расческа, фен (парикмахер)
– лопата, садовые ножницы, грабли (цветовод).

- белый халат,

- обои, краска, кисти, шпатель (штукатур-маляр)

Специалист, по изготовлению изделий из металла. (Токарь).

Специалист, по воспитанию и обучению детей. (Педагог).

Специалист, с высшим техническим образованием. (Инженер).

Специалист, по разведению садовых растений. (Садовод).

Специалист, владеющий ножницами и расческой. (Парикмахер).

Специалист, по возделыванию с/х культур. (Агроном).

Специалист, по покраске и ремонту квартир. (Маляр)

Загадки. А теперь попробуем отгадать загадки о профессиях.

Его приходу каждый рад,

Когда на кухне водопад. (водопроводчик)

Тонкой палочкой помашет,

Как играть, оркестру скажет. (дирижёр)

Кто в дни болезней всех полезней

И лечит нас от всех болезней? (доктор)

На работе день-деньской

Он командует рукой.

Поднимает та рука

Сто пудов под облака. (крановщик)

Животным помогает. (лесник)

Из кирпича мы строим дом,

Чтоб смеялось солнце в нём.

Чтобы выше, чтобы шире

Были комнаты в квартире. (каменщик)

Ставят ловких две руки

Каблуки на башмаки,

И набойки на каблук —

Тоже дело этих рук. (сапожник)

Он в автобусе сидит

И внимательно следит,

Чтоб у всех билеты были,

Чтоб купить их не забыли. (кондуктор)

Этот врач не просто доктор,

Лечит людям он глаза,

Даже если видишь плохо,

Разглядишь ты всё в очках. (врач- окулист)

Доктор, но не для детей,

А для птиц и для зверей.

У него особый дар,

Этот врач - … (ветеринар)

Мелом пишет и рисует,

И с ошибками воюет,

Учит думать, размышлять,

Как его, ребята, звать? (учитель)

Пословицы. Перед вами разрезанные слова, вам нужно составить пословицу и объяснить ее смысл.

Цель: Познакомить обучающихся с миром новых профессий.

Изучение нового материала.

1. Профессии, наиболее востребованные на рынке труда

3. Тест: согласны ли вы с утверждениями?

4. Горячая десятка заблуждений в выборе профессии (анализ вопросов теста)

5.Заключительная часть. Подведение итогов урока

6.Бывает образование без успеха. Успех без образования исключен. Рекомендации по выбору профессии.

1.Профессии, наиболее востребованные на рынке труда

Вы, наверное, уже знаете, как сложен и многообразен мир профессий. В нем насчитывается несколько тысяч профессий, и он постоянно изменяется: уходят в прошлое старые профессии, появляются новые. Чтобы не потеряться в этом сложном и многообразном мире, необходимо иметь знания о нём. Они помогут вам сделать более осознанный выбор профессии.

Если мы сравним современный мир профессий с теми профессиями, которые выбирали ваши родители, то увидим существенную разницу. Двадцать лет назад вообще не знали о тех профессиях, которые существуют сегодня. Например, бизнес-менеджер, менеджер по персоналу, бренд-менеджер, маркетолог, имиджмейкер, стилист, мерчендайзер, промоутер (коммивояжёр), девелопер и т.п.

Еще одна тенденция развития мира профессий – сращивание технических университетов и промышленных предприятий. Это явление принято называть корпоративным университетом.

Если вас интересуют инженерно-технические специальности, которые в перспективе будут пользоваться всё большим спросом, имеет смысл искать вузы, тесно сотрудничающие с предприятиями. Процесс обучения переплетается с освоением азов деятельности на предприятии. В рамках корпоративных университетов ваша профессиональная деятельность начнется в процессе обучения, и по окончании университета вы придете на позицию инженера.

На сегодняшний день мир профессий развивается в большей степени в данных направлениях. Поэтому имеет смысл, стремиться получить комплексное образование, которое бы соответствовало нескольким из перечисленных направлений. Например, менеджер по персоналу интегрирует в себе тенденцию менеджериализации, и гуманизацию профессиональной деятельности. Специалист по связям с общественностью (PR-агент) также соединяет в себе несколько профессий: как психолог он учится понимать и управлять общественным мнением; как представитель поколения информатизации он знает, как оперативно найти информацию и построить самые эффективные каналы ее распространения; как управленец, представляет, каких специалистов привлечь для разработки проекта и т.д. Ваша задача – найти свое сочетание, которое позволит заниматься интересным делом и достойно жить.

2.Стереотипы при выборе профессии

3.Тест: согласны ли вы с утверждениями?

Подсчитайте, со сколькими утверждениями вы согласились. На самом деле, все девять утверждений относятся к заблуждениям, которые часто мешают человеку выбрать профессию.

4. Горячая десятка заблуждений в выборе профессии (анализ вопросов теста)

5.Заключительная часть. Подведение итогов урока

  1. Что интересного вы сегодня узнали?
  2. Что останется в памяти?
  3. О чём можно задуматься?

6.Бывает образование без успеха. Успех без образования исключен

Рекомендации по выбору профессии

В любых делах при максимуме сложностей

Подход к проблеме все-таки один:

Желание – это максимум возможностей,

А не желание – множество причин

8.Домашнее задание: прочитать конспект .Ответить на вопросы теста .

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Проблема выбора профессии в современных условиях

Выбор профессии на сегодняшний день является первоочередной задачей которую необходимо решать в средней школе.

Проблемы выбора профессии и роль иностранного языка

Тренировочный тест для подготовки к ГИА.

Test 10 Проблемы выбора профессии и роль иностранного языка

тренировочный тест для подготовки к ГИА.


Проблема выбора профессии

Материал по профориентации со списком профессий различных сфер деятельности, кратким описанием, требованиями к профессиям и где можно работать по ним.


Проблема выбора профессии. Рекомендации родителям по профориентации детей.

Материалы стенда для родителей по профориентации детей. Тематика:Проблема выбора профессии. Рекомендации родителям по профориентации.Как помочь детям минимизировать ошибки в выборе профессии.Оказание .


Проблема выбора профессии. Рекомендации учителям по профориентации учащихся.

Материалы стенда для учителей по профориентации детей. Тематика:Проблема выбора профессии. Рекомендации учителям по профориентации.Как помочь ученикам минимизировать ошибки в выборе профессии.Оказание.

Читайте также: