Волгоградский вокзал история кратко

Обновлено: 30.06.2024

Волгоградский железнодорожный вокзал уже вскоре после окончания строительства в 1954 г. стал одним из символов города на Волге. Незаурядные архитектурные решения конструкции здания и его декора, оригинальные украшения интерьера позволяют считать вокзал памятником архитектуры XX века.

Вокзал Волгограда: страницы истории

История этого здания закончилась в годы Великой Отечественной войны. В 1942–1943 гг. вокзал стал одним из центров ожесточённых сражений за город. Первый бой около него состоялся в сентябре 1942 г. Вокзал защищали бойцы 1-го батальона 42-го Гвардейского стрелкового полка, командиром которого был старший лейтенант Ф. Г. Федосеев. За время Сталинградской битвы здание неоднократно переходило под контроль противостоявших друг другу армий. Немногие из его защитников остались в живых и в конце сентября немцам удалось закрепиться на территории вокзала. С новой силой бои за овладение вокзалом разгорелись в январе 1943 г., и в конце месяца бойцы 422-й дивизии подняли над руинами знамя победителей.

В июле 1943 г. станция Сталинград-1 работала уже так же, как и в мирное время. Девять лет роль железнодорожных ворот города исполняло неказистое временное деревянное сооружение. Необходимость строительства нового вокзала была очевидной, и его проектирование было доверено специалистам Волгоградского филиала Дорпроекта в 1950 г. Три года понадобилось архитекторам А. В. Куровскому, С. З. Бринскину и инженеру-конструктору В. Ф. Кадильникову для разработки проекта. Однако в силу острой необходимости строительство вокзала началось даже до полного завершения проекта. Первый камень в его фундамент был уложен рабочими Главжелдорстроя в июле 1951 г. Своих первых пассажиров новый вокзал принял 2 июня 1954 г.

К 60-летию Победы в Великой Отечественной войне железнодорожный вокзал был реставрирован. В 2005 г. он снова стал белым, каким был изначально. Во время реконструкции была смонтирована подсветка, эффективно подчёркивающая архитектурные достоинства вокзала в вечернее и ночное время. Для большей выразительности подсветки применены разные цветовые оттенки света. Выступающие элементы фасада освещаются более холодным белым светом ламп. Заглублённые участки отмечены более тёплым жёлтым цветом. Для освещения внутренних помещений используются лампы с лёгким зеленоватым оттенком света, способствующим умиротворяющему настроению.

Предновогодняя трагедия

Новой драматической страницей в истории вокзала в Волгограде стал террористический акт 29 декабря 2013 г. Взрыв прогремел в 12.45 у входа в досмотровую зону. В городе он стал вторым из цепочки подобных чрезвычайных происшествий в 2013 г. По заключениям экспертов сила взрыва составила около 20 кг в тротиловом эквиваленте. Непосредственно на месте происшествия в этот день скончались 14 человек. Ещё четыре человека умерли от полученных ран в больнице в последующие дни. Всего врачи скорой помощи и больниц города пришли на помощь 49 жертвам террористов, в том числе, двум детям. Некоторых из пострадавших затем пришлось экстренно доставить в ведущие медицинские клиники в Москве. При взрыве пострадали граждане трёх государств: кроме россиян, это была гражданка Армении и два уроженца Таджикистана.

Значительный ущерб при взрыве был нанесён и зданию вокзала. Взрывной волной были выбиты двери и окна, повреждён интерьер здания, остановились башенные часы. Восстановительные работы начались незамедлительно и вскоре все нанесённые взрывом повреждения были устранены.

Архитектурное своеобразие и интерьер вокзала

Облик здания соответствует всем канонам классицизма, господствовавшего в архитектуре первой половины 1950 годов. Торжественность и величественность облика здания характерны для этого стиля. Трёхэтажное кирпичное здание в основном облицовано гранитом и инкерманским камнем, но часть фасадов оштукатурена. Для отделки помещений строители обильно использовали мрамор. Два крыла здания соединены центральной частью, над которой возвышается башня с часами. Башню центральной части венчает высокий шпиль, увенчанный позолоченной звездой. Общая высота здания составляет 67 м, что придаёт ему значение доминанты в окружающей городской застройке. Часы в башне вокзала смонтировали в 1959 г. Диаметр их циферблата составляет 4 м, а длина минутной стрелки около 2 м. В декоративном убранстве холла и залов вокзала использованы лепные карнизы, разнообразные розетки и кессоны.

В правом крыле расположился зал ожидания. Ведущей художественной темой в его оформлении стал воинский подвиг русского солдата. Сражения Гражданской и Великой Отечественной войны запечатлены на его стенах. Как отмечал директор волгоградского железнодорожного музея О. Н. Кириченко, в сюжетах картин о Гражданской войне изображены реальные участники событий. Среди многолюдных сцен жители города узнавали начальника пассажирских перевозок и главного архитектора вокзала. С одной из росписей зала произошла любопытная метаморфоза. Первоначально на ней был изображен И. В. Сталин, передающий боевое Красное знамя представителям города. Но после развенчания культа вождя, его изображение было уничтожено. Вместо Сталина в 1961 г. возник образ колхозника, одетого в шинель.

В левом крыле находятся билетные кассы. Строительство Волго-Донского канала, Волжской ГЭС, мирный труд на других масштабных стройках стал сюжетом живописных работ художников. Над росписями стен в обеих частях вокзала работали художники Я. Скрепков, Д. Мерперт, В. Крылов.

В 1997 г. здание вокзала в Волгограде было признано памятником архитектуры. Однако его архитектурное богатство и своеобразие не всегда оценивалось положительно. В конце 1950-х гг., в преддверии перехода к широкому распространению брутального стиля в архитектуре, его часто приводили как отрицательный пример строительства здания с архитектурными излишествами.

В наши дни по железной дороге в Волгоград прибывает и покидает город в среднем около 3,5 тыс. пассажиров ежедневно. От перронов вокзала каждый день отправляются поезда в пяти направлениях: до Ростова-на-Дону, Краснодара, Саратова, Астрахани и Москвы. От привокзальной площади отправляются и некоторые автобусы дальнего следования до Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону и Москвы. Современный железнодорожный вокзал в Волгограде – прекрасное и величественное сооружение с развитой системой разнообразных услуг для пассажиров.

Железнодорожный вокзал Волгоград-1 пережил много трудностей и испытаний: жестокие разрушительные войны и террористические атаки.

Его история началась с 1869 года, когда городу была дарована концессия на строительство железной дороги. С 1871 года направление стало ключевым транспортным узлом на юго-восточной железной дороге. В 1942 году вокзал получил значительные разрушения из-за начавшейся сталинградской битвы.


Послевоенное возрождение здания

Здание и само железнодорожное полотно во время Сталинградской битвы и капитуляции фашистских войск, была разрушено практически до фундамента. Несмотря на это, оно продолжало исполнять свою функцию, продавал билеты, принимал и отправлял пассажиров, только в другом, специально построенном отдельно стоящем временном здании.


Реконструкция и возведение железнодорожной станции в Волгограде начались в 1951 году и длились 3 года.

При этом новое стало существенно меньше предыдущего и объяснялось это тем, что оно перестало иметь внутри себя дополнительные административные помещения.

Архитектура

В 1954 году возведена новая станция, состоявшая из трех этажей, высотой 67 метров.

Несмотря на все заслуги и испытания, оно было признано памятником архитектуры только спустя 43 года.

Теракт 29 декабря 2013 года

Несмотря на то, что после полной реконструкции и обновления, на станции появился участок трехэтапного досмотра, а в 2013 году была установлена система ИКСБ, накануне нового года, 29 декабря, был совершен террористический акт.

Погибло 17 человек, около 50 получили ранения. Из-за сильного взрыва пострадало и само здание: были выбиты входные двери, повреждены оконные рамы, башенные часы, современные видеокамеры (расположенные по всему периметру здания), пожарная сигнализация, купол центрального вестибюля.

Современное архитектурное своеобразие и интерьер

Использованные материалы – мрамор, лепные карнизы.

Внутренняя отделка – лепные карнизы, гранитные плиты, скульптурные выпуклые рельефы на стенах.

Тематика – гражданская и отечественная войны, сражения, герои.
Станция является очень ярким архитектурным звеном в цепочке объектов культурного наследия, от набережной Волги до самого центра.

Услуги и система безопасности вокзала
Помимо этого вокзал предлагает своим пассажирам сегодня большой перечень услуг: хранение ручной клади, взвешивание багажа, доставка багажа к поезду или от поезда.

Имеются комнаты отдыха, комнаты матери и ребёнка, душевые кабины, стирка, залы повышенной комфортности, торговые павильоны.

После террористических событий была проведена модернизация ИКСБ. Установили дополнительные современные видеокамеры, оснастили современным оборудованием рабочее место оператора системы видеонаблюдения, ускорили передачу всей информации с видеокамер в дежурную часть, обновили пожарную сигнализацию с установкой современных датчиков.
Всё это помогает обеспечивать максимальную безопасность здания железнодорожного вокзала города Волгограда, чтобы не повторить трагический день 2013 года.

На железнодорожную станцию ежедневно прибывает и покидает примерно 3.500 пассажиров.

В самом здании вокзала представлено электронное табло с актуальным расписанием. С главной станции города отправляются поезда дальнего следования

Поезда отсюда курсируют в самых разных направлениях. От Привокзальной площади отправляются автобусы.
Пассажирская станция на сегодняшний день является одной из самых крупных, имеет протяженность около 4 км.

За платной индивидуальной информацией можно обратиться в справочное бюро или по бесплатному единому информационному сервису 8 800 775 00 00.

Волгогра́д I — железнодорожная станция Волгоградского региона Приволжской железной дороги, центральный вокзал Волгограда. Расположен на территории Центрального района по адресу: Привокзальная площадь, 1. Обслуживает как пригородные поезда, так и поезда дальнего следования.

Содержание

История

До Великой Отечественной войны



Первой железной дорогой в Царицыне стала Волго-Донская железная дорога, построенная в 1862 году. В это же время был построен первый деревянный вокзал.

Великая Отечественная война

Во время Сталинградской битвы здание было практически полностью разрушено.

Современное здание

В период с июля 1951 по май 1954 год. Новое здание вокзала возведено чуть севернее старого здания. На месте старого здания сейчас здание Волгоградского отделения Приволжской железной дороги. В постоянную эксплуатацию вокзал сдан 2 июня 1954 года.

Вокзал представляет собой трёхэтажное здание с цокольным этажом, венчаемое башней со шпилем.

Здание построено из кирпича с железобетонными перекрытиями. Фасады облицованы гранитом и инкерманским камнем, частично оштукатурены; стены в интерьере преимущественно облицованы мрамором. Потолки в залах отделаны лепными карнизами, кессонами, розетками. Росписи, посвящённые героике войны и мирного труда, выполнены художниками Я. Скрепковым, В. Крыловым, Д. Мерпертом. Скульптурные группы и барельефы в комплексе вокзала выполнены скульпторами М. Д. и Н. А. Павловскими и В. Н. Безруковым. В целом решение здания типично для архитектуры эпохи Сталина.

Культура

  • Водонапорная башня вокзала изображена на Панораме "Разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом". Башня пережила Сталинградскую битву и была снесена после войны.
  • Миссия по обороне вокзала присутствует в советской кампании игры Call of Duty 2

Движение по станции

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 13 октября 2012.

Примечания

См. также

Ссылки

    на сайте Яндекс Расписания на сайте История Волгограда на сайте Фото Волгограда
  • Железнодорожные станции по алфавиту
  • Железнодорожные вокзалы по алфавиту
  • Объекты культурного наследия России
  • Станции Волгоградского отделения Приволжской железной дороги
  • Транспорт Волгограда
  • Памятники Волгограда

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Волгоград I" в других словарях:

Волгоград — город, ц. Волгоградской обл. Возник около 1555 г. на острове у лев. берега Волги, но вскоре был перенесен на мыс пр. берега при впадении р. Царица, по которой и получил название Царицын. Гидроним из тюрк. Сарысу (сары желтый , су вода ). Есть… … Географическая энциклопедия

Волгоград — Волгоград. Улица Мира. ВОЛГОГРАД (до 1925 Царицын, до 1961 Сталинград), город, центр Волгоградской области в России. 1005,1 тысяч жителей. Порт на Волге; начальный пункт Волго Донского судоходного канала; железнодорожный узел; аэропорт.… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Волгоград-1 — Волгоград I Приволжская железная дорога Волгоградское отделение Коо … Википедия

Волгоград-2 — Волгоград II Приволжская железная дорога Волгоградское отделение Дата открытия … Википедия

Волгоград — (до 1925 Царицын, до 1961 Сталинград), город, центр Волгоградской области РСФСР. Во время Великой Отечественной войны 1941 45 был почти полностью разрушен, в послевоенные годы восстановлен по генеральному плану (1945, архитекторы К. С.… … Художественная энциклопедия

волгоград — Сталинград, Царицын, волжская твердыня Словарь русских синонимов. волгоград сущ., кол во синонимов: 5 • волжская твердыня (1) • … Словарь синонимов

ВОЛГОГРАД — (до 1925 Царицын, до 1961 Сталинград), город, центр Волгоградской области в России. 1005,1 тысяч жителей. Порт на Волге; начальный пункт Волго Донского судоходного канала; железнодорожный узел; аэропорт. Машиностроение (в том числе тракторное) и… … Современная энциклопедия

ВОЛГОГРАД — (до 1925 Царицын до 1961 Сталинград), город герой в Российской Федерации, центр Волгоградской обл. Порт на Волге. Начальный пункт Волго Донского судоходного канала. Железнодорожный узел. 1005 тыс. жителей (1992). Машиностроение (ПО: Волгоградский … Большой Энциклопедический словарь

ВОЛГОГРАД — (до 1925 Царицын, до 1961 Сталинград), город герой, центр Волгоградской обл. Порт на Волге. Начальный пункт Волго Донского судоходного канала. Ж. д. узел. 1003 тыс. жителей (1998). Машиностроение (ПО: Волгоградский тракторный завод , Баррикады и… … Русская история

Волгоград — (до 1925 Царицын, до 1961 Сталинград) город, центр Волгоградской области РСФСР. Расположен на изгибе нижнего течения Волги, тянется более чем на 70 км по её правому берегу. В городе начинается Волго Донской судоходный канал им. В. И.… … Большая советская энциклопедия


История центрального вокзала на том месте, где он находится и сейчас, начинается 25 июля 1871 года, когда в Царицыне открыли новую железную дорогу, соединившую развивающийся город с общероссийской железнодорожной системой, а именно населенным пунктом Грязи. Главной станцией, принимающей иногородних пассажиров, стал Грязе-Царицынский вокзал.

127 дней в оккупации

Спустя 10 с лишним лет начинается война – один из самых тяжелых периодов в истории вокзала. С первых дней Великой Отечественной работникам станции пришлось выдержать огромную нагрузку. В город ежесуточно прибывало по 20-25 тысяч человек. В 1942 году немцы начали усиленно бомбить Сталинград. 23 августа во время очередной интенсивной бомбардировки вокзал был почти полностью разрушен. Однако несмотря на сильнейшие повреждения вражеской авиацией станция все же продолжала функционировать до сентября 1942 года, оставаясь при этом важным стратегическим пунктом города и очень удобным узлом для построения обороны.

В начале сентября около вокзала состоялся первый бой с немцами. Здание обороняли бойцы 1-го батальона 42-го гвардейского стрелкового полка, командиром которого был старший лейтенант Федор Федосеев.

– В ночь с 14 на 15 сентября передовой отряд 42-го гвардейского полка переправился через Волгу и с ходу вступил в бой с неприятелем. Ценой очень больших потерь противника удалось оттеснить от центра города, – отмечает Шкода.

Возродился, но уменьшился

После Сталинградской битвы и капитуляции фашистских войск началось восстановление почти полностью разрушенного вокзала и железнодорожного полотна, также поврежденного в результате бомбардировок и постоянных атак. Продажа билетов, прием и отправление пассажиров осуществлялись в специально построенном временном здании. Уже 14 марта 1943 года на станцию прибыл первый поезд из Москвы, а к июлю вокзал начал функционировать в довоенном режиме.

– После войны было принято решение не реконструировать существующее здание, а построить на его месте новое. Для этого нужно было разобрать полуразрушенное строение. Весной 1947 года непосредственное участие в этом приняли пленные немцы, – говорит Шкода.

Спустя 40 с лишним лет, в 1997 году, зданию вокзала присвоили статус памятника архитектуры, а к 60-летию Победы в 2005 году его полностью отремонтировали. 29 декабря 2013 года в здании произошел теракт, ударная волна повредила конструкции и внутреннее пространство центральной части строения, а также выбила стекла. Вокзал снова пришлось восстанавливать. Теперь у него начинается новая жизнь.

Читайте также: