Анри матисс танец описание картины кратко

Обновлено: 03.07.2024

Полотна фовистов были полны энергией, чувственности и гармонии. Они сознательно отказались от правил академического изобразительного искусства. У них не было линейной и воздушной перспективы, светотени и построения на основе анатомии. Они не видели в этом смысл. Им было скучно просто копировать формы предметов. Главное для фовистов – это выражение собственных эмоций, чувств, настроений.

Яркие, насыщенные цвета – визитная карточка художников фовистов. Даже там где на картинах мягкие и приглушенные колориты, фовисты используют цвет нестандартно. Он передают не реальные цвета изображаемой действительности, а свои ощущения и эмоции.

Расцветом стиля фовизм считают 1904- 1908 годы. Затем художники, начинавшие работать как фовисты, продолжают экспериментировать, искать формы самовыражения и становятся основателями других стилей. Как, например, Пабло Пикассо через фовизм пришел к кубизму.

Направление фовизм можно считать первоосновой, переходным, экспериментаторским стилем для всего авангардизма. Поэтому это художественное течение имеет мировое значение для развития живописи.

Для фовизма прежде всего характерно:

- внесение горячих акцентов в холодные и темные колориты;

- стремление к чистоте цвета и обособленности цветовых зон;

- игра на контрастах, отказ от плавных переходов;

- столкновение противоположных цветов по цветовому кругу;

- преобладание внутренних ощущений художника над реальностью;

- отказ от академических правил изобразительного искусства: светотени, перспективы, анатомии, конструктивного построения;

- плоскостность и обобщенность форм;

- динамичность и выразительность композиции;

- экспрессивность и спонтанность в творчестве, высокое эмоциональное звучание работ.

Для художников фовистов характерен интерес к творчеству народов мира, в первую очередь к искусству Африки. Так на творчестве Анри Матисса оказали влияние необычные колориты, оригинальные орнаменты, особые ритмы, которыми он вдохновился в марокканском путешествии.

Ключевой фигурой фовистов считается Анри Матисс. Всю свою жизнь этот великий художник находился в безостановочном поиске. Он искал максимально эффектную и одновременно гармоничную выразительность, чтобы передать свои ощущения от реального мира.

Танцевальное искусство Матисс очень любил, поэтому и выбрал для панно, украшавшего лестничный проем особняка, тему танца. Источником вдохновения служили представления Айседоры Дункан, порвавшей с официальной балетной школой и создавшей естественный, свободный от классической окостенелости, эмоциональный танец, в котором воспевается гармония души и тела. Это было близко художнику, работающему в стиле фовизм.

Полотно передает душу танца, эмоцию движения. Создавая образ стихийного и спонтанного танца, неотъемлемой частью входящего в жизнь человека, выражающего его душевные стремления, Матисс изображает танцоров обнаженными, символизируя их открытость души и чувств.

Здесь есть возвращение к истокам культуры человека. Обнаженность фигур связана с естественной открытостью помыслов и порывов, характерных для народов, не испорченных цивилизацией.

Индивидуальность танцоров для художника не важна, главное общий образ танца, где динамичному пространству соответствует экспрессивное движение. Мы видим вершину холма, на ней неистовых танцоров, а вокруг – синие небо, будто опрокидывающееся в пропасть за холмом. Больше на холсте ничего нет.

Художник лаконичен. Он максимально упрощает пространство холста. Ему не нужны детали, которые бы отвлекали от главного – безудержного движения. На сине-зеленом абсолютно условном фоне четко выделяются красные фигуры. Всего три краски, а такая сила выразительности.

Матисс ставит иную задачу: сводя формы изображаемых объектов к их геометрическим прототипам, он добивается выражения гармонии бытия.

Творчество Анри Матисс невозможно охарактеризовать в рамках какого-либо отдельного направления, поскольку он постоянно экспериментировал и выходил за любые ограничивающие его рамки.

Эта работа не понравилась заказчику, и заказ до конца не был сделан. Зато теперь мы можем видеть ее в Эрмитаже, где хранится одна из самых ярких работ авангарда. Творчество Матисса повлиял на развитие изобразительного искусства в 20 веке, без него оно было бы другим.

Матисс танец

И вот на этом огромном холсте Матисс изобразил крайне скупыми средствами некое действие. Танец. Ничего удивительного, что его современники были ошарашены. Ведь на таком пространстве столько всего можно было бы поместить!

Но нет. Перед нами лишь нечто, созданное с помощью линий и трёх цветов: красного, синего, зеленого. На этом все.

У нас может возникнуть подозрение, что фовисты* (коим являлся Матисс) и примитивисты просто не умеют по-другому рисовать.

Это не так. В большинстве случаев они все получали классическое художественное образование. И реалистичное изображение очень им даже по силам.

Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть их ранние, ученические работы. В том числе Матисса. Когда они ещё не выработали свой авторский стиль.

Все легко объясняется. Чтобы выразить что-то важное, отсекается все лишнее. А то, что остаётся, служит для того, чтобы замысел художника до нас четко донести.

К тому же, если приглядеться, то в картине не все так уж примитивно. Да, земля выражена лишь зелёным цветом. А небо – синим. Фигуры написаны очень условно, одним цветом – красным. Никакого объема. Никакого пространства в глубину.

Но движения этих фигур очень даже сложны. Особенно обратите внимание на левую, самую высокую фигуру.

Буквально несколькими точными и выверенными линиями Матисс изобразил эффектную, выразительную позу человека.

И ещё несколько деталей добавляет художник, дабы донести до нас свою мысль. Земля изображена в виде некоего возвышения, что усиливает иллюзию невесомости и скорости.

Фигуры справа расположены ниже, чем фигуры слева. Так круг из рук становится наклонённым. Это добавляет ощущения стремительности.

А ещё важен цвет танцоров. Он красный. Цвет страсти, энергии. Опять же в довесок к иллюзии движения.

Все эти немногочисленные, но такие важные детали Матисс добавляет лишь для одного. Чтобы наше внимание было сосредоточено на самом танце.

Не на фоне. Не на лицах персонажей. Не на их одежде. Их просто нет в картине. А лишь на самом танце.

Перед нами квинтэссенция танца. Его суть. И ничего больше.

Вот тут-то и понимаешь весь гений Матисса. Ведь упрощать сложное всегда тяжелее. Гораздо легче усложнять простое. Надеюсь, я вас не запутала.

Сравним Матисса и Рубенса

А чтобы ещё лучше понять замысел Матисса, представьте, если бы у персонажей были бы лица, одежда. На земле росли бы деревья, кусты. В небе летали птицы. Например, как у Рубенса.

Это была бы уже совсем другая картина. Мы бы смотрели на людей, думали бы о их характерах, отношениях. Размышляли бы, где они танцуют. В какой стране, в какой местности. Какая погода при этом.

В общем, думали бы о чем угодно, только не о самом танце.

Сравним Матисса с самим Матиссом

Добавив деталей, Матисс выразил совсем другую мысль. Не про танец как таковой, а про жизнь танца в некоем пространстве.

Были бы цвета другие, энергия картины была бы тоже иная. Опять же сам Матисс невольно даёт нам возможность это почувствовать.

Достаточно взглянуть на его работу Танец (I), что находится в Музее современного искусства в Нью-Йорке.

Эта работа была создана сразу после получения заказа от Сергея Щукина. Она была написана быстро, как эскиз.

В ней цвета более приглушённые. И мы сразу понимаем, насколько красный цвет фигур вносит существенную лепту в ощущения от картины.

Конечно, не отделима от картины ее история создания. К тому же эта история очень увлекательна. Как я уже упоминала, Сергей Щукин сделал заказ Матиссу в 1909 году. Причём на три панно. Ему хотелось видеть на одном полотне – танец, на другом – музыку, третьем – купание.

Ссылка на бесплатный курс

Третье так и не было исполнено. Два же других до того, как они были отправлены Щукину, выставлялись в Парижском салоне.

Публика к тому времени уже полюбила импрессионистов. И худо-бедно начала воспринимать постимпессионистов: Ван Гога, Сезанна и Гогена.

Но Матисс с его красными фигурами был слишком большим потрясением. Поэтому, конечно, работу ругали нещадно. Щукину тоже досталось. Его критиковали за то, что он покупает всякий хлам…

Чему мы можем только порадоваться. Ведь один из самых известных шедевров мастера мы с вами можем посмотреть вживую в Эрмитаже.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Хранящиеся ныне в Музее современного искусства города Парижа монументальные полотна были заказаны Анри Матиссу американским коллекционером Альбертом Барнсом в 1930 году. По замыслу Барнса, панно должны было украсить один из залов Фонда Барнса в Мерионе, штат Пенсильвания.

В 1931 году Матисс принялся за создание грандиозных полотен. Художник возвращался к излюбленным мотивам, осмысливая их заново. Когда работа была практически завершена, выяснилось, что сообщенные художнику размеры помещения были неверны. Матисс был вынужден срочно приступить к созданию второго варианта композиции, который ныне и украшает зал Фонда Барнса.

Как Анри Матисс создавал свои полотна?

Анри Матисс

Напряженная работа по сложению из бумажных фрагментов окончательного облика панно для Фонда Барнса растянулась более чем на год. Художник избегал показывать результаты и не сообщал об изобретенной им необычной технике. В январе 1932 обнаружилась ошибка в измерениях ширины оснований сводов – почти на полметра. Границы между уже подготовленными панно были меньше, чем следует. Построение композиции нужно было начинать заново.

Анри Матисс "Танец": описание картины

Анри Матис

Наконец, даже такая техническая подробность, как возможность исполнения произведения искусства простым маляром, копирующим расположение бумажных листов, воспринимается как акция, исследующая подход художника к столь актуальной для авангарда проблеме уникального и массового. Матисс, глава первого новаторского художественного движения XX столетия, по истечении его первой трети вновь попытался дать ответы на вечные вопросы о месте человека в обществе и мире, зыбком равновесии между рационализмом цивилизации и первобытной энергией инстинкта, соотношении, столкновении и диалоге в человеческой личности природного и социального.

Где хранится картина Анри Матисса "Танец"?

Анри Матисс: как создавалась картина

В конце 1980-х годов полотна были полностью отреставрированы и заняли почетное центральное место в экспозиции. Уникальная возможность увидеть панно в России представилась по причине ремонта, проходящего сейчас в залах Музея современного искусства города Парижа. На это время грандиозные полотна отправились в путешествие, конечный пункт которого — Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина в Москве.


Стоит заметить, что существуют две версии этой картины: первый вариант сейчас хранится в Музее современного искусства в Нью-Йорке; второй, окончательный вариант, который был отправлен Щукину, ныне находится в Эрмитаже. И в первом, и во втором варианте композиция остается одинаковой.

2) Он изменяет позы танцующих в сторону наибольшей экспрессивности и более тщательно прорисовывает их фигуры.

3) Матисс полностью отказывается от черного цвета, оставляя три основных – синий, зеленый и красный – в качестве главных аккордов.

Матисс усиливает экспрессию и напряжение композиции благодаря созданному ощущению тесноты: фигуры слишком большие для столь ограниченного пространства, верхние фигуры опускают головы и плечи, нижняя – подгибает ноги, из-за чего создается ощущение ее полета. Этот прием лишь подчеркивает стремительность танца, водоворотом увлекающего зрителя в реальность картины. Создается ощущение вечного движения хоровода, почти первобытных плясок на холме, пружинящем под ногами скачущих фигур.

Интересно, что ощущение неравновесия из-за неровной поверхности холма даже сравнивается с синкопированными ритмами Стравинского и Сати. Эта картина несет в себе безудержную энергию, стремительную динамику и экстатическое состояние.

Читайте также: