Волевая сфера личности кратко

Обновлено: 02.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Конспект лекций по ПСИХОЛОГИИ ОБЩЕНИЯ

преподаватель: Орлова Л.А.

Индивидуально-психологические особенности личности.

Эмоционально-волевая сфера личности.

Индивидуально-психологические особенности личности.

Индивидуально-психологическими особенностями называются своеобразные свойства психической активности личности, которые выражаются в темпераменте, характере, способностях, чувствах и эмоциях, а также проявление воли. Они образуются в результате системного обобщения индивидуальных биологических и социально приобретенных свойств, вовлеченных в функционирование системы поведения человека, а также его деятельности и общения. Они связаны со всеми психическими процессами: мотивационно-потребностными, познавательными, эмоционально-волевыми.

1. Темперамент

История возникновения учения о темпераментах относится к V в. до н.э., когда древнегреческий врач Гиппократ выдвинул идею о том, что жизнедеятельность, здоровье человека зависят от четырех основных соков организма: крови, лимфы, желчи и черной желчи. В зависимости от преобладания в организме той или иной жидкости люди, согласно его теории, отличаются друг от друга силой, скоростью, темпом, ритмом движений, экспрессивностью выражения чувств.

Отсюда пошли названия четырех типов темперамента: сангвинический, флегматический, холерический и меланхолический.

Характеристики четырех типов темперамента:

Холерик. Представители этого типа отличаются повышенной возбудимостью, а вследствие этого и неуравновешенностью поведения. Холерик вспыльчив, агрессивен, прямолинеен в отношениях, энергичен в деятельности. Для холериков характерна цикличность в работе. Они со всей страстью отдаваться делу, увлечься им. Но вот истощились силы, упала вера в свои возможности, наступило подавленное настроение, и они нечего не делают. Такая цикличность есть одно из следствий неуравновешенности их нервной деятельности.

Сангвиник . Человек с сильной, уравновешенной, подвижной нервной системой. Он обладает быстрой скоростью реакции, его поступки обдуманны. Сангвиник жизнерадостен, благодаря чему ему свойственна высокая сопротивляемость трудностям жизни. Он продуктивный деятель, но лишь тогда, когда много интересных ему дел. В противном случае он становится вялым, скучным, отвлекается.

Флегматик. Он солиден, не тратит понапрасну сил: рассчитав их, он доводит дело до конца. Он ровен в отношениях, в меру общителен, не любит попусту болтать. Недостатками флегматика являются его инертность, малоподвижность. Ему нужно время для раскачки, для сосредоточения внимания, для переключения его на другой объект и т.п.

Меланхолик. Человек со слабой нервной системой, обладающий повышенной чувствительностью даже к слабым раздражителям. Он часто грустен, подавлен, неуверен в себе, тревожен; у него могут возникнуть невротические расстройства.

От темперамента зависят такие свойства, как впечатлительность, эмоциональность, импульсивность и тревожность.

В чистом виде указанные четыре типа темперамента встречаются крайне редко, так как различные свойства нервной системы человека в их разнообразных сочетаниях определяют большое количество промежуточных типов.

2. Характер - это совокупность устойчивых индивидуально-психологических свойств, проявляющихся в жизнедеятельности, поведении человека в виде его отношения к окружающим людям, к самому себе, к делу, другим различным обстоятельствам бытия. Характер формируется, как правило, постепенно в процессе познания и практической деятельности.

Существуют различные подходы к описанию, классификации свойств, черт характера. Условно их можно сгруппировать следующим образом.

Черты, в которых отражается отношение человека к другим людям (к родным, близким, знакомым и незнакомым, к лицам противоположного пола, к людям, которые к нему относятся хорошо или настроены враждебно).

Черты, в которых проявляется отношение человека к самому себе (к своему социальному статусу, своей внешности, собственному здоровью и т.п.).

Черты, выражающие отношение к делу, работе, служебной, профессиональной деятельности (трудолюбие, добросовестность, аккуратность, леность, безответственность и т.п.).

Черты, в которых отражается отношение к вещам, материальному благополучию (щедрость, жадность, корыстолюбие, бережливость и некоторые другие).

Исследователи выделяют в структуре характера темперамент, волю, убеждения, потребности, интересы, чувства и интеллект.

3. Способности — это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и легкость овладения ими. Успешность в деятельности и общении определяется не одной, а системой различных способностей, при этом они могут взаимно компенсироваться.

Существует целый ряд классификаций способностей:

1) природные (или естественные способности в основе своей биологически обусловленные, связанные с врожденными задатками, формирующиеся на их базе, при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей);

2) специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение и обеспечивающие жизнь и развитие в социальной среде. Специфические человеческие способности в свою очередь подразделяются на:

а) общие, специальные,

в) учебные и творческие. Высшая степень творческих проявлений личности называется гениальностью, а высшая степень способностей личности в определенной деятельности (общении) — талантом;

г) способности к общению, взаимодействию с людьми, а именно, речь человека как средство общения и т. д.

4. Чувства и эмоции . Переживание человеком своего отношения к тому, что он делает или познает, к другим людям, к самому себе, называют чувствами и эмоциями.

Чувства и эмоции - взаимосвязанные, но различные явления эмоциональной сферы личности.

Чувство - это наиболее сложное, чем эмоции, постоянное, устоявшееся отношение личности к тому, что она познает и делает, к объекту своих потребностей. Чувство характеризуется устойчивостью и длительностью, измеряемой месяцами и годами жизни их субъекта. Чувства обычно классифицируются по содержанию.

Принято выделять следующие виды чувств: моральные, интеллектуальные и эстетические.

4. Воля — сознательное регулирование человеком своего поведения (деятельности и общения), связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий. Это - способность человека, которая проявляется в самодетерминации и саморегуляции им своего поведения и психических явлений.

Основные признаки волевого акта:

а) приложение усилий для выполнения волевого акта;

б) наличие продуманного плана осуществления поведенческого акта;

в) усиленное внимание к такому поведенческому акту и отсутствие непосредственного удовольствия, получаемого в процессе и в результате его исполнения;

г) нередко усилия воли направлены не только на победу над обстоятельствами, сколько на преодоление самого себя.

Человек, желающий владеть собой и обстоятельствами, желающий победить деструктивные эмоции и качества, может путем тренировки усилить свою волю и увеличить спектр своих возможностей.

Эмоционально-волевая сфера личности.

Эмоционально-волевая сфера личности включает в себя два взаимосвязанных понятия, одним являются человеческие эмоции и чувства, а другим - воля. Эти формы психического отражения свойственны всем живым существам. И выражаются во внутренних переживаниях, и в виде телесных проявлений (мимики лица, жестов, позы, нарушения частоты дыхания и сердцебиения).

Эмоции — это субъективные реакции человека на воздействия внешних и внутренних раздражителей, отражающие в форме переживаний их личную значимость для субъекта и проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия. В узком значении слова эмоции — это непосредственное, временное переживание какого-либо чувства.

Чувства — это переживаемые в различной форме отношения человека к предметам и явлениям действительности. Для эмоционального насыщения человеку нужны не только положительные чувства, но и чувства, связанные со страданием.

В зависимости оттого, насколько сильны и продолжительны чувства, их можно отнести к разным видам эмоциональных состояний человека:

1. Эмоциональный тон . Это непосредственные переживания и ощущения, которые относятся к каждому объекту реальности.

2. Настроение . Это переживания слабой или средней силы и относительно устойчивые.

3. Страсть . Это устойчивое, длительное состояние. Оно связано с сильным накалом страстей. В позитивном смысле это отличный мотиватор, но страсть же и порождает зависимости.

4. Аффекты . Это чрезвычайно сильные, быстрые и бурные эмоциональные состояния, которые быстро проходят. Возникают в связи с внезапными шокирующими событиями.

5. Воодушевление . Это состояние большой устремлённости к определенной деятельности.

6. Амбивалентность . Это противоречивость переживаемых эмоций.

7. Апатия . Это последствие утомления или сильного переживания, которое протекает как безразличие к жизни.

8. Депрессия . Это подавленное состояние, в котором у человека нет желаний и все видится в мрачном свете.

9. Стресс . Это эмоциональное состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое нередко требует специальных восстановительных процедур.

10. Фрустрация . Это состояние дезорганизации сознания из-за серьезных препятствий на пути к цели.

Эмоции проходят общий для всех высших психических функций путь развития – от внешних социально детерминированных форм к внутренним психическим процессам. На базе врожденных реакций у ребенка развивается восприятие эмоционального состояния окружающих его людей. Со временем, под влиянием усложняющихся социальных контактов, формируются эмоциональные процессы.

Наиболее ранние эмоциональные проявления у детей связаны с органическими потребностями ребенка.

Эмоции и чувства играют огромную роль в жизни человека, выполняя очень важные функции:

1) выступают как система сигналов благополучия или неблагополучия. Голод, жажда, боль заставляют живые организмы заранее позаботиться о восполнении питательных веществ, пока они еще не исчерпаны полностью. Это сигнальная (информативная) функция;

3) являются для человека первым языком, которым он начал пользоваться в общении с себе подобными. Даже высшие животные по выражению лица человека, интонации голоса способны понимать его состояние. Это коммуникативная функция.

Воля — психическая функция, заключающаяся в способности индивида к сознательному управлению своей психикой и поступками в процессе принятия решений для достижения поставленных целей.

Воля не является изолированным свойством психики человека, поэтому она должна рассматриваться в тесной связи с другими сторонами его психической жизни, с мотивами и потребностями. Могучим двигателем воли являются чувства. Глубока связь воли и с мышлением.

Волевое действие – это действие обдуманное: прежде чем заставить себя поступать так, как необходимо в данных обстоятельствах, человек должен понять, осознать, продумать свои действия.

В волевом действии можно выделить две основные стадии:

В простых волевых действиях, совершая которые человек без колебаний идет к намеченной цели, ему вполне ясно, чего и каким путем он будет добиваться, и решение непосредственно переходит в исполнение.

В сложном волевом действии этапов значительно больше:

1) осознание цели и стремление достичь ее;

2) осознание ряда возможностей достижения цели;

3) появление мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности;

4) борьба мотивов и выбор;

5) принятие одной из возможностей в качестве решения;

6) осуществление принятого решения;

7) преодоление внешних препятствий при осуществлении принятого решения и достижении поставленной цели.

Характеристика воли свидетельствует о том, что она развивается не по биологическим, а по общественным законам.

Можно выделить следующие основные условия и направления воспитания воли:

1. Формирование мировоззрения, обогащение мотивационной и нравственной сфер человека, развитие этических чувств и воспитание чувства долга.

2. Развитие волевой регуляции поведения начинается с того момента жизни человека, когда он овладевает речью и научается пользоваться ею как эффективным средством саморегуляции.

3. Человек, стремящийся воспитать в себе сильную волю, должен к каждому своему решению и намерению относиться как к серьезному и ответственному делу.

4. Формирование контроля над своим поведением, привычки оценивать свои действия, осознавать их последствия. Большая требовательность к себе – один из характерных признаков человека сильной воли.

5. Важным направлением в развитии воли является выработка волевых качеств личности: дисциплинированности, целеустремленности, самообладания, самостоятельности, решительности, настойчивости, инициативности, смелости, мужества, отваги и др.

6. Постоянная тренировка себя в преодолении внутренних и внешних препятствий, постоянное упражнение волевого усилия. Умение преодолевать препятствия развивается в результате практики. Воля формируется в действии.

Общее понятие о воле. Существенной особенностью всех психических процессов и личности в целом является ак­тивность- непроизвольная и произвольная. Непроизволь­ная активность возникает без предварительного намере­ния человека, она вызывается какими-либо внешними причинами и осуществляется без сознательного усилия. Произвольная активность возникает по нашему намерению, с заранее поставленной целью.

Волевое действиеосуществляется по собственному ре­шению человека, оно является осознанным и намерен­ным. Человек его принимает на ос­нове внешней или внутренней необходимости. Всякому волевому поступку предшествует определенная мысль, успех нашего поведения зависит от ясного представления цели и от степени ее желательности для нас. С волей мы имеем дело всегда, когда ставим перед собой цели и при­лагаем усилия для их достижения, преодолевая проблемы и трудности, которые встречаются на этом пути.

Основной функцией воли является регуляция действий и поступков, руководство потребностями, желаниями, мо­тивами человека.Поэтому волевая регуляция тесно связана с мотивацией поведения и поступков человека. Произволь­ное поведение, осуществляемое по сильному устойчивому мотиву, не нуждается в волевой регуляции.

Структура (ступени) волевого действияСвои потребности человек удовлетворяет с помощью определенной деятельности, которая состоит из разнооб­разных действий. Воля проявляется в действиях и поступках человека. Однако не каждое действие является волевым.

Импульсивное (непроизвольное) действие ведет к удов­летворению непосредственной потребности без сознательной цели и усилия воли, а также без учета возможных по­следствий. Импульсивными являются протягивание руки ребенка к игрушке или удар, нанесенный в порыве гнева.

Привычные действия совершаются также без особого усилия воли, на основании уже усвоенного стереотипа поведения. Привычными действиями являются привет­ствие, умывание по утрам, выполнение обычных производ­ственных заданий и пр.

Волевое действие имеет следующие ступени (или струк­туру).




Люди со слабо развитой волей не проявляют настойчи­вости, решительности, не умеют сдерживать себя, подав­лять сиюминутные побуждения во имя более общественно значимых, нравственно оправданных мотивов поведения и деятельности. Они нередко отступают даже перед незна­чительными трудностями и проблемами.

Расстройства эмоционально-волевой сферы, их виды.Эмоции - реакция в виде субъективно окрашенных переживаний индивида, отражающих значимость для него воздействующего раздражителя или результата собственных действий.Среди эмоциональных проявлений выделяют эмоциональные: состояния, реакции, отношения.Нарушения могут касаться любой из названных групп явлений.

Эмоциональные состояния - определенный нервно-психический тонус, устойчиво сохраняющийся на протяжении длительного времени. К ним, прежде всего, относится настроение. В норме настроение характеризуется колебаниями в связи с многочисленными впечатлениями и переживаниями человека. В случае патологии настроение может быть резко изменено в сторону его повышения или понижения; оно может претерпевать резкие изменения или быть однообразным на протяжении длительного времени, а также Повышение настроения как основной симптом отмечается при маниакальном состоянии. Больные чувствуют себя счастливыми, полными сил и энергии, физические нарушения и заболевания игнорируются, окружающее кажется интересным; они в курсе всего происходящего, оживлены, деятельны.Один из вариантов повышенного настроения - эйфория. Благодушие и беззаботность не соответствуют бедственному положению беспомощных больных с расстройствами памяти и слабоумием, страдающих органическими ослабоумливающимизаболеваниями (прогрессивный паралич, сосудистое поражение ЦНС).

Пониженное настроение характерно для депрессивных состояний. Главным признаком является ощущение тоски, настолько иногда тягостное и невыносимое, что больные кончают жизнь самоубийством.

Апатия — пустое эмоциональное состояние, полное равнодушие ко всему, эмоциональная тупость считается дефицитарным симптомом.

Состояния дисфории — периоды измененного настроения с раздражительностью, злобностью, недовольством собой и окружающими, взрывчатостью, склонностью к агрессивным и разрушительным действиям.

Слабодушие— состояние эмоциональной слабости, лабильность в сфере чувств. Состояние характеризуется постоянными колебаниями настроения, возникающими по ничтожному поводу; отмечается повышенная слезливость, а при подъеме настроения — сентиментальность.

Растерянность — состояние недоумения, сопровождающее развитие острого расстройства психической деятельности с нарушением самосознания и предметного сознания.

Эмоциональные реакции — эмоциональные ответы на биологически или социально значимые раздражители. Эмоциональная реакция всегда конкретна.

Аффект— кратковременное сильное душевное волнение, которое сопровождается не только сильной эмоциональной реакцией, но и возбуждением всей психической деятельности.

Депрессия— аффективное состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном, изменением мотивационной сферы, когнитивных представлений и общей пассивностью поведения.

Воля и ее нарушения

В человеческой деятельности основными являются волевые действия. Волевыми мы называем такие действия, которые направлены на достижение сознательно поставленных целей.

Общее понятие о воле. Существенной особенностью всех психических процессов и личности в целом является ак­тивность- непроизвольная и произвольная. Непроизволь­ная активность возникает без предварительного намере­ния человека, она вызывается какими-либо внешними причинами и осуществляется без сознательного усилия. Произвольная активность возникает по нашему намерению, с заранее поставленной целью.

Волевое действиеосуществляется по собственному ре­шению человека, оно является осознанным и намерен­ным. Человек его принимает на ос­нове внешней или внутренней необходимости. Всякому волевому поступку предшествует определенная мысль, успех нашего поведения зависит от ясного представления цели и от степени ее желательности для нас. С волей мы имеем дело всегда, когда ставим перед собой цели и при­лагаем усилия для их достижения, преодолевая проблемы и трудности, которые встречаются на этом пути.

Основной функцией воли является регуляция действий и поступков, руководство потребностями, желаниями, мо­тивами человека.Поэтому волевая регуляция тесно связана с мотивацией поведения и поступков человека. Произволь­ное поведение, осуществляемое по сильному устойчивому мотиву, не нуждается в волевой регуляции.

Структура (ступени) волевого действияСвои потребности человек удовлетворяет с помощью определенной деятельности, которая состоит из разнооб­разных действий. Воля проявляется в действиях и поступках человека. Однако не каждое действие является волевым.

Импульсивное (непроизвольное) действие ведет к удов­летворению непосредственной потребности без сознательной цели и усилия воли, а также без учета возможных по­следствий. Импульсивными являются протягивание руки ребенка к игрушке или удар, нанесенный в порыве гнева.

Привычные действия совершаются также без особого усилия воли, на основании уже усвоенного стереотипа поведения. Привычными действиями являются привет­ствие, умывание по утрам, выполнение обычных производ­ственных заданий и пр.

Волевое действие имеет следующие ступени (или струк­туру).

Люди со слабо развитой волей не проявляют настойчи­вости, решительности, не умеют сдерживать себя, подав­лять сиюминутные побуждения во имя более общественно значимых, нравственно оправданных мотивов поведения и деятельности. Они нередко отступают даже перед незна­чительными трудностями и проблемами.

Расстройства эмоционально-волевой сферы, их виды.Эмоции - реакция в виде субъективно окрашенных переживаний индивида, отражающих значимость для него воздействующего раздражителя или результата собственных действий.Среди эмоциональных проявлений выделяют эмоциональные: состояния, реакции, отношения.Нарушения могут касаться любой из названных групп явлений.

Эмоциональные состояния - определенный нервно-психический тонус, устойчиво сохраняющийся на протяжении длительного времени. К ним, прежде всего, относится настроение. В норме настроение характеризуется колебаниями в связи с многочисленными впечатлениями и переживаниями человека. В случае патологии настроение может быть резко изменено в сторону его повышения или понижения; оно может претерпевать резкие изменения или быть однообразным на протяжении длительного времени, а также Повышение настроения как основной симптом отмечается при маниакальном состоянии. Больные чувствуют себя счастливыми, полными сил и энергии, физические нарушения и заболевания игнорируются, окружающее кажется интересным; они в курсе всего происходящего, оживлены, деятельны.Один из вариантов повышенного настроения - эйфория. Благодушие и беззаботность не соответствуют бедственному положению беспомощных больных с расстройствами памяти и слабоумием, страдающих органическими ослабоумливающимизаболеваниями (прогрессивный паралич, сосудистое поражение ЦНС).

Пониженное настроение характерно для депрессивных состояний. Главным признаком является ощущение тоски, настолько иногда тягостное и невыносимое, что больные кончают жизнь самоубийством.

Апатия — пустое эмоциональное состояние, полное равнодушие ко всему, эмоциональная тупость считается дефицитарным симптомом.

Состояния дисфории — периоды измененного настроения с раздражительностью, злобностью, недовольством собой и окружающими, взрывчатостью, склонностью к агрессивным и разрушительным действиям.

Слабодушие— состояние эмоциональной слабости, лабильность в сфере чувств. Состояние характеризуется постоянными колебаниями настроения, возникающими по ничтожному поводу; отмечается повышенная слезливость, а при подъеме настроения — сентиментальность.

Растерянность — состояние недоумения, сопровождающее развитие острого расстройства психической деятельности с нарушением самосознания и предметного сознания.

Эмоциональные реакции — эмоциональные ответы на биологически или социально значимые раздражители. Эмоциональная реакция всегда конкретна.

Аффект— кратковременное сильное душевное волнение, которое сопровождается не только сильной эмоциональной реакцией, но и возбуждением всей психической деятельности.

Депрессия— аффективное состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном, изменением мотивационной сферы, когнитивных представлений и общей пассивностью поведения.

Воля и ее нарушения

В человеческой деятельности основными являются волевые действия. Волевыми мы называем такие действия, которые направлены на достижение сознательно поставленных целей.

сферы личности

Как человек, занимающийся саморазвитием, вы наверняка задумывались о совершенствовании каких-либо навыков. Но их так много, что порой не знаешь, за что взяться. Что важнее: сила воли или целеустремленность? Этот и подобные вопросы могут поставить в тупик. Однако если вы знаете о концепции сферы личности, разобраться становится намного проще. Например, зная, что сила воли и целеустремленность относятся к одной группе способностей, вы можете сделать определенные выводы.

Сферы личности – это совокупность особенностей человека, которые характеризуют его поступки, мотивации, пути достижения целей, восприятие информации, потребности и т.д. Подобная категоризация нужна не только тем, кто занимается саморазвитием, но и, к примеру, компаниям, которые ищут работников.

Выделяют следующие сферы личности человека:

  • мотивационная;
  • волевая;
  • органическая и социальная;
  • познавательная.

В этой статье мы рассмотрим эти сферы личности человека и попытаемся понять, как они формируются и от чего зависят.

Мотивационная сфера личности

Каждый человек имеет свои определенные потребности, которые побуждают его на то или иное поведение, направленное на удовлетворение этих потребностей.

Уровень и количество потребностей отличаются от человека к человеку: это обусловлено условиями существования, разным образом жизни, уровнем организации и места в обществе.

Если основные потребности (еда, питье, тепло) не особенно меняются в процессе жизни, разве что их количество, то иные (самореализация, поиск смысла существования) эволюционируют вместе с человеком. Многое зависит от моральных ценностей.

Если говорить о структуре мотивационной сферы личности, то, несмотря на некоторые различия, все же можно выделить определенные тенденции. Вот приблизительная схема:

  • Органические (потребность в еде и питье).
  • Материальные (потребность в имуществе и деньгах).
  • Социальные (потребность в авторитете, уважении, чувстве справедливости, чувстве собственного достоинства).
  • Духовные (вера, повышение духовного уровня).

Психологи уделяют мотивационной сфере личности основное внимание, потому что от мотивации зависит поведение человека, направленное на достижение целей. Множество поступков в своей жизни мы совершили исключительно потому, что хотели этого.

Основные характеристики мотивационной сферы личности:

  • Мотивационная сила: если человек достаточно мотивирован, он способен на многое.
  • Динамичность мотивов: изменение силы и приоритетности мотивов.
  • Устойчивый характер мотивов: они не исчезают после удовлетворения определенных потребностей.
  • Наличие структуры: несколько потребностей можно объединить в одну мотивацию.
  • Существование определенной иерархии: есть второстепенные и доминирующие мотивы.
  • Гибкий характер: каждый человек может удовлетворять свои потребности при помощи разных способов.
  • Множественный характер: увеличение самих потребностей, средств и способов для удовлетворения таких нужд.
  • Разнообразие мотивов: большое количество побуждений к действиям.

Следует помнить, что мотивационная сфера личности – лишь одна из нескольких. По ней одной нельзя судить о человеке. Рассмотрим другие.

Волевая сфера личности

Волевая сфера личности – это совокупность волевых качеств, которая характеризует человека в его способности достигать целей в трудных условиях.

Три самых главных качества этой сферы: целеустремленность, сила воли, стойкость воли.

Целеустремленность – это способность в любых ситуациях помнить о намеченных планах, быть сфокусированным на ней до победного конца.

Изучая основы тайм-менеджмента, мы понимаем важность постановки целей. Но из-за раздражителей теряем фокус и начинаем заниматься совершенно другими делами, при этом испытывая стыд и пытаясь избавиться от когнитивного диссонанса при помощи отговорок и поиска оправданий.

Чтобы воспитать целеустремленность, нужно в первую очередь использовать хитрости, не имеющие к ней прямого отношения: даже простые стикеры, расклеенные по всей квартире, окажут существенный эффект. Но при этом вам нужно развивать силу воли.

Сила воли – это способность человека принимать сложные решения, а также направлять свои действия и мысли в соответствии с принятым решением.

Она является невероятно важным компонентом в достижении успеха. Даже если у человека сильно развита мотивационная сфера, пробелы в волевой будут тянуть его вниз при каждой неудаче.

Сила воли необходима как для совершения действия, так и для отказа от него (что не менее важно). Например, отказаться от торта ради будущего в спорте или от вечеринки с друзьями ради изучения английского языка. Сейчас существует наибольшее количество соблазнов за всю историю человечества, поэтому наличие силы воли является одним из самых серьезных преимуществ.

Сейчас модно считать, что сила воли переоценена, но она, скорее, недооценена (все выдающиеся личности ею обладали). А если вы сумеете объединить ее с мотивацией, то достигнете самых амбициозных целей.

Стойкость воли – это уровень постоянства и повторения усилий, которые человек прилагает при достижении сложной цели на протяжении длительного периода времени. Проще говоря, это шкала измерения силы воли.

Да, сила воли является исчерпаемым ресурсом, но при этом можно повышать ее количество. Это и есть стойкость воли: сколько минут или часов вы сможете работать над задачей, не получая никаких результатов?

Волевая сфера личности проявляется и в других аспектах жизни человека. Например, в склонности к риску и локусе контроля.

Склонность к риску – это характеристика поведения человека в неопределенных ситуациях. Считается, что развитая сила воли делает индивида более рискованным.

Локус контроля – это склонность человека приписывать свои неудачи или успехи либо внутренним, либо внешним факторам. Индивид, обладающий развитой волевой сферой, будет брать на себя полную ответственность за провалы и неудачи (при этом не страдая от самобичевания и чувства вины).

Такой человек знает, что лишь он ответственен за свою жизнь и даже реакции других людей на него. В то время как личность с внешним локусом контроля (винящая обстоятельства) развивает в себе синдром жертвы.

Органическая и социальная сфера личности

Человека нельзя рассматривать вне контекста общества. Помимо волевой и мотивационной сферы личности, одновременно развивается органическая и социальная (ее изучал русский психиатр и невропатолог Владимир Бехтерев).

Органическая сфера проявляется в реакциях на раздражители окружающего мира, в то время как социальная имеет связь с установлением взаимопонимания с членами общества, в котором находится человек.

На самую вершину социальной сферы личности Бехтерев ставил характер. И уже потом идут сосредоточенность, умственная работоспособность. При этом он подчеркивал, что очень сильно на эти параметры влияет темперамент.

Он также утверждал, что для личности присущи волевые проявления, внутренние мотивы действий и поступков, то есть те психические явления, которые в психологии и философии связаны с волей.

Познавательная сфера личности

Познавательная сфера личности – это набор способностей, при помощи которых человек познает явления окружающего его мира. Существует мнение, что совокупность всех этих элементов и называется интеллектом.

Эта сфера состоит из следующих компонентов: восприятие, ощущения, внимание, воображение, память, мышление.

Ощущения – это то, что воспринимают наши рецепторы из внешней или внутренней среды.

Восприятие – это то, как мы интерпретируем сигналы, полученные при помощи ощущений. То есть это явление можно назвать психологическим, потому что он может менять свое восприятие при помощи волевого усилия и изменения мышления.

Внимание нам помогает сосредотачиваться на одном раздражителе, выбирая его из всего, что есть вокруг.

Память очень сильно зависит от внимания, потому что запоминается лучше всего то, на чем человек был сфокусирован. При этом память тесно связана со всеми остальными элементами познавательной сферы человека.

Воображение – это способность человека вызывать в уме образы. Считается, что данное умение присуще исключительно человеку, оно помогает планировать достижение сложнейших целей.

Мышление – это умение человека анализировать полученную информацию. Ощущения, восприятие, внимание, память и воображение являются пищей для ума, которая затем перерабатывается мышлением.

Все познавательные сферы личности человека и их элементы поддаются тренировке. На нашем сайте вы найдете курсы и статьи, которые помогут их развивать, становясь более разносторонней личностью. Советуем вам начать со следующих курсов:

Желаем вам удачи!

В самом общем виде понятие воли может быть определено как сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий.


Функции воли

Побудительная функция воли - направляющая на достижение поставленной цели при преодолении трудностей.

Она непосредственно связана с мотивационными факторами и заключается в инициировании того или иного действия, деятельности по преодолению объективных и субъективных препятствий.

Воля представляет собой особую форму активности человека. В отличие от реактивности, когда действие возникает в ответ на внешнюю ситуацию (человека окликнули — он оборачивается), волевая активность порождает действие исходя из внутреннего состояния субъекта, его желаний и целей.

Тормозная функция воли проявляется в сдерживании мотивов и желаний, не согласующихся с главными целями деятельности, идеалами, ценностями, взглядами, мировоззрением личности.

В своем единстве тормозная и побудительная функции воли обеспечивают преодоление трудностей на пути к достижению цели, т.е. обеспечивают волевую регуляцию поведения человека.

Регулирующая функция выражается в произвольной регуляции действий, психических процессов и поведения, в преодолении препятствий.

Развивающая функция состоит в том, что волевая регуляция направлена на совершенствование субъектом своего поведения.

Волевые действия реализуются в волевых актах, имеющих определенную структуру и содержание.

Волевые акты могут быть простыми и сложными.

В простом волевом акте побуждение к действию переходит в само действие почти автоматически.

В сложном волевом акте действию предшествуют учет его последствий, осознание мотивов, принятие решения, намерение его осуществить, составление плана осуществления.

Таким образом, структуру сложного волевого акта образуют следующие основные этапы:

- возникновение мотивов деятельности;

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

- решение о действии;

- исполнение принятого решения.

Нередко 1-й, 2-й и 3-й этапы объединяют, называя эту часть волевого действия подготовительным звеном, 4-й этап является при этом исполнительным звеном.

Волевые качества личности

Воля обладает определенными качествами: силой, устойчивостью и широтой.

Сила воли - степень возбуждения волевого усилия.

Устойчивость воли - постоянство проявления в однотипных ситуациях.

Широта воли - количество видов деятельности (спорт, учеба, работа и т.п.), В которых проявляется воля.

В.А.Иванников выделяет три блока волевых качеств личности:

1) морально-волевые качества (ответственность, обязательность, энергичность, инициативность, самостоятельность, дисциплинированность);

2) эмоцuонально-волевые (целеустремленность, выдержка, терпение, спокойствие;

3) собственно волевые (смелость, мужество, решительность, настойчивость).

В психологии выделяют следующие волевые качеств личности:

- ответственность - внешний или внутренний контроль над деятельностью, отражающий социальное, морально-правовое отношение к обществу, выражающееся в выполнении принятых нравственных и правовых норм и правил, своего долга.

- обязательность (исполнительность) - качество воли, проявляющемся в точном, неукоснительном и систематическом исполнении принимаемых решений.

- целеустремленность — волевое свойство личности, проявляющееся в подчинении человеком своего поведения устойчивой жизненной цели, целевая направленность принимаемых решений и их исполнения;

- решительность— волевое свойство личности, которое проявляется в быстром и продуманном выборе цели и определении способов ее достижения. Решительность необходима особенно в сложных ситуациях, связанных с риском. Противоположность этому качеству — нерешительность;

- смелость — способность к преодолению страха и растерянности, учитывая грозящие опасности. Смелый человек осознает свои возможности и достаточно продумывает действия;

- настойчивость — волевое свойство личности, которое проявляется в способности доводить до конца принятые решения, достигать поставленные цели. От настойчивости следует отличать упрямство, где признается лишь собственное мнение, хотя оно может быть и ошибочным;

- выдержка (самообладание) — волевое свойство личности, которое проявляется в способности сдерживать психические и физические проявления, мешающие достижению цели. Противопоставляется импульсивности— склонности действовать по первому побуждению, поспешно, не обдумывая своих поступков;

- мужество — сложное волевое свойство личности, предполагающее наличие не только смелости, но и настойчивости, выдержки, уверенности в себе. Это не кратковременное состояние, а длительное систематическое преодоление внутренних и внешних трудностей при решении больших и сложных жизненно важных задач;

- инициативность — волевое свойство, благодаря которому человек действует творчески, это отвечающая времени и условиям активная и смелая гибкость действий и поступков человека;

- самостоятельность — волевое свойство, проявляющееся в умении самостоятельно ставить цели, находить пути их достижения и выполнять принятые решения. Противоположное качество — внушаемость. Внушаемый человек легко поддается чужому влиянию, не умеет критически относиться к чужим советам и противостоять им;

- дисциплинированность — это волевое свойство личности, заключающееся в сознательном подчинении своего поведения общественным правилам и нормам.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

ВОЛЕВАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ. ПОНЯТИЕ, ЗНАЧЕНИЕ, ФУНКЦИИ ВОЛИ. СТРУКТУРА ВОЛЕВОГО АКТА. ВОЛЕВЫЕ КАЧЕСТВА ЧЕЛОВЕКА.

ВОЛЕВАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ. ПОНЯТИЕ, ЗНАЧЕНИЕ, ФУНКЦИИ ВОЛИ. СТРУКТУРА ВОЛЕВОГО АКТА. ВОЛЕВЫЕ КАЧЕСТВА ЧЕЛОВЕКА.

ВОЛЕВАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ. ПОНЯТИЕ, ЗНАЧЕНИЕ, ФУНКЦИИ ВОЛИ. СТРУКТУРА ВОЛЕВОГО АКТА. ВОЛЕВЫЕ КАЧЕСТВА ЧЕЛОВЕКА.

Читайте также: