Виды коррупционных отношений кратко

Обновлено: 05.07.2024

Коррупционная преступностью является одним из самых распространенных видов корыстных преступлений. Подобного рода преступления в большей мере характерны для стран с отсутствующими демократическими традициями и слабо развитой экономикой.

Коррупция – это уголовно наказуемое преступление, представляющее собой действие или ряд действий, совершаемых гос. служащими, должностными лицами, служащими частных учреждений, общественными и политическими деятелями на основе незаконного вознаграждения в пользу лиц, предлагающих или вынужденных его предложить.

В качестве вознаграждения могут быть расценены: денежные средства, услуга, в том числе сексуального характера, имущество или права на него, либо нечто иное, что подлежит оценке.

Совершенные за вознаграждение действия могут носить правомерный характер, но не производится с целью получения взяток.

Важным моментом является то, что лицо, получающее незаконное вознаграждение, не должно напрямую угрожать жизни или здоровью, а также распространять порочащие сведения, в противном случае это преступление будет относится к категории вымогательства и разбоя. При этом коррупционная преступность несет угрозу безопасности государства и всех его граждан. Коррупция может приводить к военной, экономической или иной угрозе вплоть до гибели населения. Согласно теории С.В. Максимова выделяется три вида коррупционных нарушений:

  • Гражданско-правовой деликт:
    • получение в качестве подарка работником государственного и муниципального уровня имущественных прав или имущества от граждан проходящих лечение, воспитание или находящихся на содержании из рук их родственника, супруга и пр.;
    • получение подарков, стоимость которых превышает эквивалент 3000 руб. гос. служащим или служащим муниципалитета.
    • непосредственно административный проступок;
    • дисциплинарный проступок, основанный на нарушении гос. служащим или служащим муниципалитета законов и/или нормативных актов в сфере государственной службы.
    • злоупотребление своими полномочиями со стороны должностного лица;
    • незаконное занятие должностным лицом предпринимательской деятельностью;
    • получение или дача гос. служащим или иным должностным лицом взяток;
    • совершение служебного подлога;
    • совершение преступления против интересов службы в коммерческой или иной организации;
    • совершение подкупа организатора и/или участника коммерческого конкурса или спортивного соревнования.

    Коррупционная составляющая в действиях должностных лиц на гос. службе или, коммерческой или иной законной структуре направлены на:

    • получение подношений денежными средствами или подарками в качестве условий для выполнения своих должностных обязанностей;

    Гос. служащий получает денежное вознаграждение от частного предпринимателя за оформление необходимых документов или разрешений в установленный срок без проволочек, основанных на мелких придирках и искусственном затягивании сроков оформления.

    • получение вознаграждений за нарушения действующих процедур с целью их ускорения или облегчения при наличии законного основания, или же нарушения законных оснований принятий решений;
    • получение вознаграждений в качестве условий надлежащего рассмотрения дел;

    В процессе оценивания судьями фактов, характеризующих личность подсудимых с целью оценки их опасности для общества полученная или не полученная взятка может оказывать прямое влияние на принятое решение и тяжесть наказания.

    • получение вознаграждения от заинтересованного лица за принятое незаконное решение в его пользу;
    • получение вознаграждения за допущение попустительства, терпимого отношения, то есть ненадлежащего выполнения служебных обязанностей;
    • создание условий, обеспечивающих благоприятное для себя решение в процессе голосования;
    • умышленное использование служебного положения с целью получения личных выгод.

    Виды коррупционной деятельности

    Виды коррупционной деятельности, существующие в качестве общественной проблемы, представляют собой социальные конструкции, определяющие с помощью неформальных конструкций, предмет, время, место, условия и последствия произведения незаконных действия за вознаграждение. Коррупционная деятельность характеризуется:

    • рядом функций социального характера, выражающихся в упрощении части связей административного характера, ускорении и/или упрощении принятия решений в сфере управления, консолидации и реструктуризации межгрупповых социальных отношений, содействии в развитии экономики через снижение количества препятствий бюрократического характера и пр.;
    • наличием четко определяющихся субъектов с распределенными социальными ролями;
    • фактом наличия прописных правил и норм, которыми руководствуются субъекты коррупционной деятельности;
    • наличием сленга и символики;

    Всем хорошо известен жест, который заключается в потирании указательного и среднего пальца руки большим пальцем.

    • установленным и известным субъектам коррупционных действий размер вознаграждения (такса).

    Под коррупцией понимается наличие факта девиантного поведения публичного должностного лица по нелегитимному использованию полномочий, возможностей, какого-либо общественного ресурса, к которому у него есть доступ, а также статуса и фактического положения вразрез с общественными и/или частными интересами с целью получения личной, групповой или корпоративной выгоды.

    Определение коррупционных действий достаточно широкое и из него можно выделить ряд отдельных составляющих. Одной из основных целей коррупции является получение выгоды, блага или преимущества большинство из которых материально измеримы. При этом нематериальная цель, к примеру захват или удержание власти все равно опирается на материальное ресурсное обеспечение. Исходя из этого основным аспектом коррупционной деятельности можно считать отношение к собственности в любой форме, в том числе в виде общественных или государственных ресурсов. При этом процесс овладения собственностью или ресурсами может быть формально правомерным и идущим в разрез з законодательством.

    Преступление не является коррупционным, в случае присвоения и растраты, при вымогательстве, хищении, легализации (отмывании) незаконно полученных денег или имущества или другом корыстном действии, отдаленно напоминающем коррупционное деяние. Это не исключает наличие коррупционной составляющей в процессе совершения такого рода преступлений. Однако к числу коррупционных относятся все преступления, перечисляемые в 23 главе Уголовного кодекса РФ. В этом случае тот факт, что такие деяние не причиняют вред гос. службе или службе в гос. органах самоуправления, не имеет никакого значения. Вред наносится интересам коммерческих и частных организаций, а значит и обществу в целом. По сути взятки должностным лицам коммерческих и государственных организаций мало чем отличаются.

    Типология коррупции преступности и ее связь с другими видами преступной деятельности

    За год на территории Российской Федерации фиксируется в среднем около 15 тыс. фактов получения взяток. Меньше 5-ти процентов из числа такого рода преступлений припадает на крупные и особо крупные. Коррупционная связь с ОПГ и другими преступными сообществами выявлена в около 4% случаев. Общий размер незаконного вознаграждения такого рода составил около 7000000 рублей, из них большая часть выпадает на долю организованной преступности. По существу, такая статистика отражает лишь маленькую часть проблемы, поскольку взяточничество выявляется лишь в 15-20% процентах случаев, а процент осужденных по данным фактам не превышает 50%. Россия находится в числе стран с самым высоким уровнем коррупции. Наименее коррумпированными являются Финляндия и Швейцария. По данным статистики наиболее распространенными видами коррупции являются:

    • взяточничество и совершения служебного подлога – около 40%;
    • факты злоупотребления властью и/или служебным положением – около 20%.

    Большую часть коррупционеров составляют лица старшего возраста. Средний возраст коррупционеров составляет около 37-ми лет. Около 30% лиц, совершающих такого рода преступления – это женщины. В основном женщины попадаются на мелких поборах. Более 50% процентов коррупционеров имеют оконченное или неоконченное высшее образование.

    Типология коррупционной преступности состоит из:

    • коррупции в местных и государственных органах власти;
    • мелких поборов с населения;
    • коррупции в органах охраны правопорядка;
    • коммерческого подкупа организаторов соревнований, мероприятий и разного рода конкурсов;
    • коррупции в низших и средних эшелонах законодательной и исполнительной власти;
    • коррупции в СМИ;
    • коррупции в образовательной сфере.

    Конечно же такой список не является исчерпывающим. Коррупция существует во всех сферах общественной жизни и на всех ее уровнях. Именно поэтому важно понимать ее связь с другими явлениями, в том числе и с несущим опасность обществу.

    Коррупция тесно связана с другими видами преступной деятельности несмотря на то, что не все коррупционные деяния являются преступными. Эта связь не ограничивается взаимным влиянием поскольку коррупция способствует развитию других видов преступной деятельности. Связь коррупционной преступности с другими видами незаконной деятельности прослеживается через взаимодействия:

    • с организованной преступностью в части помощи через взятки, подкупы и запугивание с легализацией и проникновением в политику и избегания уголовной ответственности за совершаемые преступления;
    • с экономической преступностью в части получения разрешений на деятельность, которая может приводить к негативным последствиям для окружающей среды;
    • с налоговой преступностью в части не взыскания или взыскание в меньших объемах налоговых платежей за взятку;
    • с таможенной преступностью в части снижения таможенных сборов за взятку;
    • с преступностью, связанной с присвоениями и растратами в части заимствования необходимых денежных средств, находящихся в распоряжении в связи со служебным положением;
    • с неосторожной преступностью в части, к примеру, использования материалов, не подходящих по нормативам;
    • с иными видами преступной деятельности, например, экономическими.

    Процветание экономики невозможно при господстве коррупции, сопряженным с бедностью. Усугубляет положение сочетание коррупции в экономической и налоговой сфере. Плохое пополнение бюджета ведет к снижению уровня социального обеспечения наиболее незащищенных слоев населения. Коррупционная деятельность в экономической сфере стимулирует отток капитала в теневую сферу и препятствует вхождению иностранных инвестиций. Коррупция выступает в качестве главной причины низкой эффективности экономики. Коррупционные действия неизменно ведут к порождению новых случаев коррупции. Коррупция в государственном аппарате приводит к увеличению расходов и негативному влиянию на уровень жизни граждан. Не всегда ключевым моментом являются размеры взяток. Иногда большее значение имеет цель, преследуемая коррупционерами и взяточниками.

    Отношение к данному явлению и непосредственно к коррупционерам разное в разных странах. Там, где коррупция распространена повсеместно, присутствует даже уважительное отношение со стороны населения и правоохранительных органов. В основной массе западных стран отношение к этому явлению резко негативное, но при этом предприниматель, который не при каких обстоятельствах не пойдет на коррупционное деяние в своей стране, может с легкостью совершить нечто подобное в Азии или Африке.

    В экономической сфере с помощью взяток создаются лучшие условия хозяйственной деятельности, получаются незаконные конкурентные преимущества, в результате чего происходит вытеснение ценового механизма производственного регулирования. Самым распространенным механизмом подобных деяний является закупка по заниженным гос. ценам продукции с целью ее перепродажи по рыночной цене.

    В процессе распределения чиновниками льгот и разного рода разрешений и лицензий последними определяются получатели и стоимость подобных льгот и разрешений. Взятки могут приводить к получению лицензий лицами, не способными на надлежащем уровне выполнить возложенные на них при этом задачи. Большой объем правил и малое количество рычагов экономического влияния порождает огромное количество возможностей для коррупционной деятельности.

    Коррупция, характерная для тоталитарного общества отличается от коррупции в демократических государствах. Цены в тоталитарных странах отсутствуют, а номенклатура тоже имеет собственность. Существуют полностью коррумпированные тоталитарные государства, в которых уровни жизни представителей элит и простых граждан существенно разнятся.

    Может производиться искусственное сдерживание уровня производства с целью поддержания завышенных монопольных цен или поддержание экономической системы, которая способствует личному обогащению главы государства и/или элиты.

    Высокий уровень налогообложения является одним из самых распространенных видов вымогательства. Большое количество налогов и высокие ставки налогообложения приводят к высокому уровню взяточничества с целью неуплаты налогов, потому как это значительно сокращает производственные расходы. Отсутствие эффективных контролирующих органов в тоталитарных странах приводит к появлению все большего количества новых правил, стимулирующих предпринимателей к нарушениям. Чтобы поддерживать свое производство на плаву последние просто вынуждены прибегать к взяткам.

    В России и во многих других странах наблюдается особое положение коррумпированного мелкого чиновничества. В случае изобличения мелкого чиновника чаще всего происходит привлечение к админ. ответственности, а нередко они и вовсе избегает какой-либо ответственности, поскольку переводятся или уходят с должности по собственному желанию. Такого рода чиновники занимаются взяточничеством с целью улучшения материального положения, поскольку абсолютное большинство признает, что даже в случае полной отдаче на работе не могут удовлетворять свои базовые потребности материального характера. Также наблюдается тенденция по росту коррупции в учебных заведениях. Это связано с тем, что деятельность научного характера не способна обеспечивать материальные потребности учителей, преподавателей и научных работников.

    что такое коррупция

    На самом деле эта тема очень интересная, многосторонняя и распространённая. Так как сегодня о коррупции говорят все кому не лень, и винят во всех бедах и неудачах. Жалуются на чиновников, которые все сплошь и рядом взяточники, и знают, что это злейший враг социального благополучия и экономического развития страны. Но самое парадоксальное, что бороться с коррупцией по-настоящему особо никто и не стремится. Ну а зачем, если на самом деле коррупция это так удобно?

    Что такое коррупция

    Простыми словами, коррупция – это злоупутребление государственной властью с целью получения личной выгоды.

    К лицам, которые злоупотребляют собственной властью могут относиться как политики, чиновники, так и представители медицины и образования. А сама коррупция включает в себя злоупотребление властью, мошенничество, вымогательство, отмывание денег и растрату.

    Виды коррупции и ее формы

    По направленности ее можно поделить на политическую, экономическую и криминальную:

    Экономическая — осуществляется с целью получения материальных выгод от действий чиновников.

    Это, как правило, подкуп, взятки, лоббистскую деятельность, направленные на принятие властью выгодных экономических решений. Сюда же включается незаконное отмывание денег.

    Политическая — применяется для получения властных полномочий в обход установленного избирательного процесса путем вмешательства в выборы, незаконного финансирования партий, принятия решений, противоречащих принципам равноправия граждан и политических сил.

    Криминальная — основана на насилии и преступной деятельности.

    Предполагает втягивание должностных лиц в криминальные схемы с помощью угроз, шантажа, взяток.

    В зависимости от отрасли, коррупция бывает:

    • судейской;
    • парламентской;
    • корпоративной;
    • политической;
    • экологической;
    • полицейской;
    • образовательной;
    • профсоюзной;
    • церковной и т. д.

    Основные формы коррупции это:

    • Индивидуальная (несистематическая, бытовая) коррупция;
    • Мелкая коррупция;
    • Политическая (большая, грандиозная) коррупция.

    Индивидуальная (несистематическая, бытовая) коррупция.

    На самом деле это самый наименее опасный вид коррупции, который встречается очень редко и не способен повлиять на общие процессы в обществе.

    Мелкая коррупция (маломасштабная и бюрократическая).

    Это повседневная коррупция, которая происходит, когда государственные чиновники встречаются с общественностью. Это, как правило, взяточничество в связи с применением существующих законов, правил и положений, таким образом, что все выглядит якобы законным, но с вкраплением обходных путей. Данная форма коррупции связана с небольшими суммами, так как основывается на решении самых обыденных вопросов. Сюда можно отнести взяточничество в больницах, школах, местных органах лицензирования, полиции и налоговой.

    Политическая (большая, грандиозная) коррупция.

    Политическая коррупция является самой губительной для страны, так как, политики, имеющие право создавать и применять законы от имени народа, используют эту власть для поддержания своей власти, статуса и богатства. Политическая коррупция не только приводит к нерациональному использованию ресурсов, но также извращает принцип управления государством. Правительство становится клептократическим.

    Основные коррупционные методы

    что такое коррупция

    Для достижения своих целей коррупционеры используют множество метод, к самым основным и которых являются:

    1.Взятки и подкуп.

    Это самое распространенное средство влияния на чиновников. Как правило, самыми распространенными видами здесь являются деньги, подарки, сексуальные услуги, развлечения, занятость, льготы, политические выгоды, доли компаний и т.п..

    2.Расхищение, воровство.

    Этим методом пользуются должностные лица, имеющие доступ к материальным ценностям или контролирующим активам. Основной пример здесь – это вывод денег в оффшоры, фирмы-однодневки с последующей передачей средств коррумпированным сотрудникам.

    3.Вымогательство и шантаж.

    Здесь свои цели достигаются целей с помощью угроз, как с применением, так и без насилия, совершением преступления, обнародованием поступков или предоставлением ложной информации.

    4.Мошенничество.

    Подразумевает под собой обман владельцев активов, с целью завладения их имуществом.

    5.Фаворитизм, кумовство, непотизм

    Это предоставление должностей, привилегий или иных благ лицам, не обладающим должными качествами.

    6.Лобби

    Это поддержка, отраслей, регионов, предприятий или социальных групп в законодательных органах власти.

    7.Злоупотребление полномочиями

    Принятие неправомочных решений в силу принадлежности к власти. Например, отклонение дела судьей по надуманным причинам, или разрешение провоза запрещенных вещей через границу.

    Причины появления коррупции

    На самом деле причин появления такого явления как коррупция, великое множество. И рассматривать их все нет никакого смысла. Перечислим только некоторые и них, которые являются основными и самыми распространенными.

    Самой основной и банальной причиной появления коррупции является ЖАДНОСТЬ. Да именно банальная человеческая жадность. Именно ОНА толкает людей на подобные поступки и заставляя забыть о моральных устоях.

    Другими первоочерёдными мотивами выступают:

    • низкий уровень образования, воспитания, социальной ответственности, самосознания, отсутствие чувства долга и другие личные характеристики участников акта коррупции;
    • низкий уровень доходов, отсутствие возможностей роста и самореализации;
    • дисфункция правовой и судебной системы, отсутствие адекватного наказания за подобное правонарушение, двойственность законов (одна и та же статья может трактоваться по-разному);
    • отсутствие единства исполнительной власти, профессиональная некомпетентность, бюрократизм;
    • низкий уровень правовой грамотности населения;
    • заинтересованность обеих сторон-участников акта коррупции.

    Основные меры противодействие коррупции

    что такое коррупция

    На сегодняшний день не существует таких мер противодействия коррупции, которые гарантировали бы полное ее исключение. Однако пример стран с низкой коррупцией позволяют выявить ряд действий, которые способствуют ее снижению:

    Внутренний контроль — включает в себя стандартизацию действий чиновников и строгий надзор за госслужащими.

    Внешний контроль — создание независимых механизмов наблюдения за чиновниками.

    Демократическая система выборов — свободные выборы способствуют отстранению людей, совершивших преступление, от власти.

    К мерам общего характера относятся снижение ограничений, вызывающих коррупцию, создание открытых ведомственных систем, повышение социальной обеспеченности чиновников и др.

    Чем опасна коррупция

    На самом деле коррупция – явление далеко не безобидное и несет в себе кучу негативных последствий и проблем:

    • неадекватное распределение и использование государственного бюджета и ресурсов или же нерациональное управление доходами и расходами компании;
    • недополучение налогов (прибыли);
    • снижение эффективности функционирования экономики в целом и ее субъектов в частности;
    • ухудшение условий функционирования экономики в целом и ее субъектов в частности;
    • снижение инвестиционной привлекательности экономики в целом и ее субъектов в частности;
    • снижение качества предоставляемых услуг (речь идёт как об общественном сервисе, так и об услугах, предоставляемых коммерческим сектором);
    • нецелевое использование международной помощи развивающимся странам, что приводит к увеличению долгового бремени государства; нецелевое использование кредитных средств, что нередко приводит к банкротству предприятий;
    • увеличение социального неравенства;
    • рост организованной преступности;
    • рост социального недовольства и т.д.

    В заключение….

    В этой статье мы коротко и ясно дали определение коррупции, рассмотрели ее негативные последствия и то, как с ней бороться.

    Коррупция оказывает губительное влияние на экономику и благосостояние страны, способствует росту и процветанию взяточничества, мы делаем хуже. Может быть вам кажется, что эта проблема вас не касается, но в действительности это далеко не так. Коррупция касается всех и каждого. Не нужно снимайте с себя ответственность. В конце концов, от каждого из нас зависит успех борьбы с разложением общества.

    Хотя абсолютная победа над коррупцией невозможна, ее можно загнать в такие рамки, которые не будут влиять на развитие общества.

    Сегодня проблема коррупции, подавления различных её проявлений и противодействия её распространению, выработки и практической реализации эффективной антикоррупционной политики является предельно острой и жизненно важной для Российской Федерации.

    Коррупция – очевидное зло всей системы социального управления, присущее всем государствам и существовавшее во все времена. Она лишь с разной степенью активности воздействовала на систему общественных отношений, иногда, набирая такую степень активности, что превращалась в регулятор этих отношений, подменяя право или действуя параллельно с ним, тем самым ослабляя государственную власть. Такое поведение коррупции провоцирует легальных обладателей власти к противодействию ей. Противодействие этой крайней форме проявления коррупции становится важнейшим направлением формирования устойчивого развития системы социального управления.

    Государство и общество по мере своего развития с учетом многих факторов объективного и субъективного характера формирует средства противодействия коррупции и апробирует их на различных уровнях власти – федеральном, региональном и местном.

    Коррупция (от лат. corruptio – порча, подкуп), преступление, заключающееся в прямом использовании должностным лицом прав, предоставленных ему по должности, в целях личного обогащения. Коррупцией называют также подкуп должностных лиц, их продажность.

    а. злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

    - наличие у должностного лица выбора варианта поведения, когда он может решить поставленный перед ним вопрос как положительно, так и отрицательно;

    - незнание гражданином своих прав, а также прав и обязанностей чиновника или лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации;

    - клептократия (коррупция как неотъемлемый компонент властных отношений). Для клептократии характерен лоббизм.

    Большое внимание уделяется социальным обличиям в древнейшем разделе Библии – Ветхом Завете: «Я знаю как многочисленны ваши преступления и как тяжки ваши грехи: вы притесняете правового, берете взятки, а нищего, ищущего правосудие, гоните от ворот (Ам., 5:12).

    Мздоимство упоминается в русских летописях XIII в. Первое законодательное ограничение коррупционной деятельности в России было осуществлено в царствование Ивана III. Его внук Иван IV (Грозный) впервые ввёл смертную казнь в качестве наказания за чрезмерность во взятках.

    При Петре I в России приобрели широкий размах и коррупция, и жестокая борьба царя с ней. Характерным является эпизод, когда после многолетнего следствия был изобличен в коррупции и повешен сибирский губернатор Гагарин. Буквально через три года четвертовали за взяточничество обер-фискала Нестерова – того, кто изобличил Гагарина.

    В Российской империи коррупция была тесно переплетена с фаворитизмом. Известны многочисленные эпизоды коррупционной деятельности фаворита Петра I князя Александра Меньшикова, за что последний не раз наказывался царем.

    Из последних предреволюционных эпизодов помимо Г. Распутина имеет смысл упомянуть балерину Кшесинскую и великого князя Алексея Михайловича, которые на пару за огромные взятки помогали фабрикантам получать военные заказы во время первой мировой войны.

    В записке Отдела административных органов ЦК КПСС и КПК при ЦК КПСС об усилении борьбы со взяточничеством в 1975-1980 гг., датированной 21 мая 1981 г., указано, что в 1980 г. выявлено более 6 тысяч случаев взяточничества, что на 50% больше, чем в 1975 г. Рассказывается о появлении организованных групп (пример – более 100 человек в Минрыбхозе СССР во главе с заместителем министра). Говорится о фактах осуждения министров и заместителей министров в республиках, о других союзных министерствах, о взяточничестве и сращивании с преступными элементами работников контрольных органов, о взяточничестве и мздоимстве в прокуратуре и судах.

    Перечисляются основные составы преступлений: отпуск дефицитной продукции; выделение оборудования и материалов; корректировка и снижение плановых заданий; назначение на ответственные должности; сокрытие махинаций. В качестве причин указываются серьезные упущения в кадровой работе; бюрократизм и волокита при рассмотрении законных просьб граждан; плохая работа с жалобами и письмами граждан; грубые нарушения государственной, плановой и финансовой дисциплины; либерализм по отношению к взяточникам (в том числе – и в приговорах судов); плохая работа с общественным мнением. Сообщается о наказании руководящих партийных работников (уровень – горкомы и райкомы) за попустительство взяточничеству. Предлагается принять постановление ЦК.

    В-третьих, лицемерие власти, способствовавшее ускорению коррупции, проявилось в том, что практически неприкосновенными были высшие советские партийные сановники. К редким исключениям можно отнести дела Тарады и Медунова из высшего краевого руководства в Краснодаре, дело Щелокова. Когда за взятки и злоупотребления был осужден заместитель министра внешней торговли Сушков, КГБ и Генеральная прокуратура Союза сообщали в ЦК о побочных результатах следствия: министр Патоличев систематически получал в качестве подарков от представителей иностранных фирм дорогостоящие изделия из золота и драгоценных металлов, редкие золотые монеты. Дело было замято.

    В-четвертых, с коррупцией среди государственного аппарата боролись исключительно представители этого аппарата. Это привело к двум последствиям: боровшиеся были органически не в состоянии менять коренные причины, порождающие коррупцию, поскольку они восходили к важнейшим условиям существования системы; борьба против коррупционеров нередко перерастала в борьбу против конкурентов на рынках коррупционных услуг.

    Таким образом, нынешнее состояние коррупции в России во многом обусловлено давно наметившимися тенденциями и переходным этапом, который и в других странах, находящихся в подобной ситуации, сопровождался ростом коррупции. Из числа наиболее важных факторов, определяющих рост коррупции и имеющих исторические корни, помимо дисфункций государственной машины и некоторых исторических и культурных традиций, следует отметить:

    - стремительный переход к экономической системе, не подкрепленной необходимой правовой базой и правовой культурой;

    Коррупция является интернациональной проблемой. Она свойственна всем странам независимо от политического устройства и уровня политического развития и различается лишь масштабами.

    Процесс усложнения и многообразия социальных и экономических процессов, являющийся объективным для современного мира, затрагивает не только позитивные, но и негативные явления, в том числе и проблемы борьбы с преступностью. Об этом еще в 80-х годах ХХ века писали такие ученые, как Л.И.Абалкин и Л.И.Никифоров, затем применительно к деятельности правоохранительных органов вопросы многообразия и усложнения социальных явлений рассматривали А.А.Крылов и Т.Т.Перова. Наконец, сегодня в рамках теории экономической социологии об усложнении и многообразии негативных социальных и экономических процессов пишут В.М.Есипов, В.В.Колесников, Ю.В.Латов, А.К.Моденов и др.

    Анализ публикаций вышеперечисленных ученых показал, что во многих экономически развитых странах принимаемые меры в сфере институционального регулирования экономической деятельности пока не в силах обеспечить устранение ряда глубинных общих противоречий. Речь идет о противоречиях, присущих системе традиционных рыночных отношений: между публичными экономическими интересами общества и частными материальными интересами бизнеса; между интересами наемного труда и интересами частного капитала; между достигнутым уровнем демократизации в общественно-политической системе и отсутствием достаточных демократических начал в экономике и др. Более того, эти, уже ставшие традиционными, противоречия сегодня дополняются новыми. Так, совершенно естественное стремление к расширению экономической свободы вступает в противоречие с необходимостью общественного регулирования экономических процессов, государственный контроль экономических процессов трудно совмещается с принципами свободной конкуренции и т.п. На фоне этих и других подобного рода противоречий бурно развиваются различные коррупционные отношения. Именно поэтому в последние годы проблема борьбы с коррупцией стала предметом самых различных и многочисленных исследований.

    Сразу следует отметить, что эти исследования дали свои результаты: тема борьбы с коррупцией стала присутствовать в повестках дня органов местной и федеральной власти, на эту тему было проведено огромное количество научных форумов, появились специальные сайты в Интернете. Наконец, эта тема нашла свое законное место в многочисленных учебных курсах по криминологии, социологии, экономике, уголовному праву. Во многих учебных пособиях появились самостоятельные разделы, посвященные коррупции и теневой экономике, где уже как бесспорный факт даются определения и виды коррупции. В качестве примера можно обратиться к учебному пособию по теневой экономике для вузов, подготовленному в Московском университете МВД России Ю.В.Латовым и С.Н.Ковалевым.

    На самом деле, любая институциональная организация общества так или иначе способствует коррупции. Однако при этом от конкретных видов организации институтов зависят формы и масштабы коррупции.

    Наконец, еще одна из особенностей в развитии коррупционных отношений в конце ХХ века состоит в том, что в странах с переходной экономикой (от социалистической системы к рыночной) эти отношения сначала не воспринимались как коррупционные. Более того, участие государственных служащих в предпринимательской деятельности крупных корпораций объяснялось необходимостью контроля за использованием принадлежащих государству пакетов акций. В результате многие чиновники фактически злоупотребляли своим положением, даже не принимая взяток, а непосредственно защищая свои личные коммерческие интересы.

    Таким образом, можно сделать предварительный вывод, состоящий в том, что самой общей тенденцией в развитии коррупционных отношений в XX веке является постепенное умножение и усложнение конкретных форм их проявления.

    Чрезвычайно полезной с точки зрения выяснения сущности коррупционных отношений является типология этих отношений, представленная в таблице 1. В основе этой таблице лежит типология коррупционных отношений, разработанная Ю.В. Латовым и С.Н. Ковалевым.

    Виды коррупционных отношений

    Субъекты и критерии коррупционных отношений

    Должностное лицо и иные граждане

    Коррупция менеджеров негосударственных структур

    Менеджеры различных негосударственных организаций и их клиенты

    Коррупция политических деятелей

    Политические деятели и представители различных структур, интересы которых требуется лоббировать

    Запрашивание взяток по инициативе руководящего лица

    Подкуп по инициативе просителя

    Со стороны гражданина-просителя

    Со стороны коммерческих структур

    Со стороны криминальных структур

    Незаконное получение денежных вознаграждений

    Должностные лица и политические деятели

    Обмен услуг, связанных с выполнением властных полномочий, на иные услуги

    Лоббирование интересов своего бизнеса

    Менеджеры различных коммерческих структур

    Необоснованное формальными правилами предпочтение интересов взяткодателя

    Цель коррупции с точки зрения взяткодателя

    Необоснованное формальными правилами игнорирование интересов любых иных субъектов, кроме взяткодателя

    Цель коррупции с точки зрения взяткодателя

    Индивидуальные действия чиновников, связанные с коррупцией

    Организованные действия чиновников, связанные с коррупцией

    Служащие низших и средних уровней управления

    Коррупция во властных структурах

    Чиновники высших эшелонов власти

    Служащие международных организаций

    Проявляется от случая к случаю

    Систематическая (или институциональная) коррупция

    Эти отношения являются встроены в механизм функционирования действующих институтов

    Эти отношения являются неотъемлемым компонентом властных структур общества

    Выше уже отмечалось, что коррупция – это сложное социальное явление, к анализу которого можно подходить по-разному. Так, в российской гуманитарной науке часто используется такой прием, когда то или иное явление рассматривается в узком и широком смысле. Узкое определение – это обычно конкретный взгляд на проблему. Широкое определение – это рассмотрение явления в контексте общих закономерностей, можно даже сказать философское понимание данного явления.

    Итак, в узком смысле коррупцию можно рассматривать в качестве социального явления, содержание которого проявляется в нарушении нормального режима работы властных структур, когда государственные (или муниципальные) служащие и иные лица, уполномоченные на выполнение госфункций, используют свое служебное положение, статус и авторитет занимаемой должности в корыстных целях, т.е. для личного обогащения, или в групповых интересах, последствием которых рано или поздно опять же являются корыстные интересы. В таком аспекте коррупция находит конкретные формы проявления в совершении различных коррупционных деяний, часть из которых объявляется преступными и преследуется в уголовном порядке. Отсюда следует, что коррупционная преступность представляет собой совокупность преступлений, совершенных лицами, официально привлеченными к управлению (государственными и муниципальными служащими и иными лицами, уполномоченными на выполнение публичных функций), использующими различным образом имеющиеся у них по статусу возможности для незаконного извлечения личной выгоды.

    Из приведенной выше таблицы 1 следует, что помимо коррупции в системе государственной и муниципальной службы и среди лиц, привлеченных к публичному управлению, коррупция существует и в частном секторе, профессиональных союзах и в политических партиях, в мире шоу-бизнеса, в спорте, образовании, в науке.

    Специфичность коррупции как вида обменных отношений состоит, на наш взгляд, в ее способности формировать и воспроизводить неинституциональные отношения обмена и соответствующие им неинституциональные социальные нормы (правовые, экономические, моральные и др.), регулирующие и поддерживающие непредусмотренный законом обмен и присвоение незаконной ренты. В свою очередь, отношения обмена, осуществляемые за счет воспроизводства коррупционных деяний и поэтому скрываемые от учета и контроля со стороны общества и государства, а также подпольно получаемой коррупционерами - субъектами публично-властных структур - ренты, в совокупности приводят к серьезным деформациям в системе институциональных общественных отношений. Это находит свое выражение преимущественно в утрате принципа эквивалентности как в сфере самого обмена, так и возникающих на его основе отношений. Напомним, что принцип эквивалентности является одним их базовых принципов демократического устройства общества. Нарушение принципа эквивалентности приводит к несанкционированному обществом социально несправедливому перераспределению национального дохода и национального богатства в пользу немногочисленных социальных групп, к появлению значительных дополнительных трансакционных издержек в национальной экономике.

    Примерно также, лишь с некоторыми особенностями, мы встречаем толкование коррупции как социального явления, представляющего особый вид обменных отношений, у ученого из Санкт-Петербурга А.К. Моденова. Он пишет, что коррупцию целесообразно исследовать в спектре анализа форм своего проявления как минимум в трех сферах жизнедеятельности общества - экономики, права и государства.

    Итак, коррупция как деструктивное социальное явление оказывает заметное воздействие на все сферы жизни общества и, особенно, на сферу государственного управления. Проблема декриминализации власти – это, прежде всего, проблема отстранения чиновников от бесконтрольного распоряжения экономическими и финансовыми ресурсами, лишения их возможности, преследуя собственную корысть, влиять на изменение экономической политики государства, на процессы распределения материальных и денежных потоков, безвозмездно присваивать национальное богатство страны, осуществлять обмен власти на собственность (и наоборот: собственности на власть).

    Весьма интересный подход к выявлению сущности и содержания различных негативных социально-экономических явлений, в том числе и коррупции, наблюдается у таких ученых, как А.А.Крылов, В.В.Колесников, А.К.Моденов, Н.Н. Потрубач. Первый еще в начале 90-х годов стал разрабатывать основы теории криминальной экономики, которые нашли отражение в целом ряде работ других ученых. Затем уже в середине 90-х годов профессора Колесников В.В. и Н.Н. Потрубач, а за ними и Моденов А.К. оформили эти идеи в стройную научную систему: Колесников В.В. и Моденов А.К. – в теорию криминализации экономики, а Потрубач Н.Н. – в один из разделов теории экономической безопасности, где и нашла свое место коррупция.

    Вторая часть описываемой системы посвящена институциональному анализу механизмов воспроизводства криминальных процессов в макроэкономике, включающему научное описание гетерогенности их характера, и вариантов типологизации.

    В итоге - выделяются и теоретически описываются два агрегированных класса криминальных явлений: криминализированная экономическая деятельность и криминальная экономическая деятельность. Затем предлагается описание основных моделей поведения субъектов предпринимательства в криминальной экономике, где охватывается два ее сектора – криминализированная и криминальная экономики. При этом особое место занимает исследовательский блок, эксплицирующий анализ двух основных моделей поведения субъектов предпринимательства, относящихся к классу преступных явлений в экономическом поведении. Первая модель описывает асоциальное поведение в экономике, которое однородно и преимущественно независимо от иных форм экономического поведения. Оно практически не адаптивно к правилам легальной хозяйственной системы. Более того, оно дисфункционально для этой системы и в силу чего ведет ее к дезинтеграции. Модель, которая базируется на таком поведении, характерна для поведения субъектов криминальной экономики (наркобизнеса и т.п.) и является наиболее социально опасной. А вторая модель поведения носит иной характер: в ней реализуются механизмы деструктивного криминализированного поведения преимущественно легальных субъектов хозяйствования (предпринимательства). Эти механизмы приводят к эффекту мутации позитивных свойств легальных явлений, что вызывает их затухание и минимизацию. Более того, в итоге массового воспроизводства криминальных деструкций может происходить инверсия самой системы конформного, законопослушного экономического поведения, обусловливающая существенные дисфункции экономических и правовых институтов. Рассматриваемая модель описывает криминализированное экономическое поведение легальных субъектов предпринимательской деятельности, использующих для максимизации прибыли внеэкономические формы конкурентной борьбы - совершение правонарушений, в том числе преступлений мошеннического характера, в отношении потребителей и партнеров по бизнесу, использование инструментария подкупа, вымогательства, шантажа и т.п. Описание такой модели бизнес-поведения может быть дополнено характеристиками личности экономических преступников, сценариями инфильтрации бизнесменов-делинквентов в легальную экономику, и т.д.

    Четвертый раздел теории криминализации экономики посвящен исследованию характера и последствий воздействия криминальных процессов на макроэкономику, ее параметры, систему макроэкономического управления. Особое место здесь отводится вопросам математического и графического моделирования влияния криминальных воздействий на параметры макроэкономических процессов (инвестиции, доходы, налоги, инфляция, безработица и др.). Здесь криминальные деструкции инсталлируются в качестве фактора макроэкономического неравновесия и энтропии, дисфункционального фактора воздействия на систему управления национальным хозяйством.

    Наконец, последний раздел теории криминализации экономики посвящен анализу комплекса научно-прикладных задач вытеснения криминальных явлений из сферы легальной экономической жизни. Теоретическое решение этих задач является предпосылкой формирования на практике цивилизованной и эффективной национальной хозяйственной системы, обладающей рядом важных конституирующих свойств. В числе последних: признаки социальности, гуманизма, соуправления и демократии. Здесь же - признаки правовой экономики с присущими ей принципами свободы, равенства и справедливости, которые являются основополагающими принципами организации цивилизованных правовых систем.

    Следует отметить, что описанный выше подход основан на положениях институциональной теории, теории публичного сектора, теории общественного выбора, экономической теории права и других новейших направлений постмодернизма в общественных науках.

    Коррупция в рамках теории криминализации представляется как двухуровневая система мотиваций. Первый уровень - коррупция понимается как сложное общесоциальное явление, своеобразный институт неформальных отношений. В данном случае коррупция находится в системе внеправовой оценки, за нее нельзя наказать кого-либо. Это явление, которое пронизывает все институты или, иначе говоря, основные формализованные отношения общества. В этом случае невозможно решить проблему изданием какого-либо закона или указа, даже рамочного характера. О борьбе с коррупцией в данном случае можно говорить лишь как о системе долговременных мер социального, правового, политического и иного характера.

    Второй уровень рассмотрения коррупции – это оценка ее результатов, конкретных последствий, которые всегда имеют четкую правовую оценку. В законодательстве всегда найдется достаточно норм, предусматривающих ту или иную ответственность за, так называемую, коррупционную преступность. Согласно российскому законодательству, к коррупционным преступлениям можно отнести преступления, подпадающие при уголовно-правовой квалификации под признаки следующих статей УК РФ:

    1. Злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285);

    2. Превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ);

    3. Получение и дача взятки (ст. 290, 291);

    4. Служебный подлог (ст. 292);

    5. Незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289);

    6. Уклонение от уплаты таможенных платежей (ст. 194);

    7. Контрабанда (ст. 188) и др.

    При правовой оценке коррупционных деяний можно также использовать нормативно-правовые методы и процедуры, разработанные в практике международных экономических отношений. В частности, можно использовать механизм, предусмотренный для стран ОЭСР в Конвенции о борьбе с дачей взяток иностранным государственным должностным лицам при осуществлении международных деловых операций (была принята 21 ноября 1997 г.) и Рекомендациях по борьбе с дачей взяток при осуществлении международных деловых операций (пересмотренный вариант был принят 23 мая 1997 г.). Эти документы определяют дачу таких взяток как уголовное преступление, выявляют признаки состава этих преступлений или правонарушений, определяют судебную юрисдикцию, включающую возможность экстрадиции лиц, их совершивших, рекомендуют ввести в национальное законодательство норму, гласящую, что дача взяток иностранным государственным должностным лицам, вне зависимости от места дачи взяток, является преступлением, служащим основанием для применения законодательства о борьбе с отмыванием денег. Следует также отметить, что эти документы содержат рекомендации по применению санкций, требований к организации бухгалтерского учета и раскрытию информации, а также по международному сотрудничеству во взаимной правовой помощи.

    Таким образом, коррупция – это сложное социальное явление, которое может проявляться в самых различных формах. Самое простое и, можно сказать, общепринятое определение коррупции сводится к использованию служебного положения в личных целях.

    Коррупция и экономическая преступность имеют непосредственную взаимную связь и обусловленность с экономическим и политическим устройством общества. Эта связь определяется не столько формой политической системы (хотя бессмысленно ставить на одни весы демократические и тоталитарные системы - между ними лежит пропасть), сколько ее содержанием: особенностями и состоянием развитости и зрелости ее институтов, отношений и др. Однако, как показали современные российские реформы, ожидать, что сам по себе переход в социальной сфере к демократии, а в экономической сфере – к рыночной экономике, обусловит минимизацию коррупции, не просто наивно, но и опасно. Незрелые, не устоявшиеся формы демократии лишь усиливают неравновесное состояние политической власти, ослабляют ее иммунитет против криминализации.

    Наконец, практически все исследования представителей различных наук, посвященные коррупции и проводимые в конце ХХ и начале XXI веков доказали, что коррупция сегодня стала осознаваться как одна из глобальных проблем современности, мешающая нормальному развитию всех стран мира и позитивному решению многих мирохозяйственных проблем. В экономической сфере коррупция подрывает основополагающие принципы рыночной экономики: экономическую свободу и конкуренцию.

    Читайте также: