Волевая регуляция поведения кратко

Обновлено: 18.05.2024

Воля — сознательная, социально сформированная детерминация поведения личности, обеспечивающая мобилизацию ее психофизиологических ресурсов на достижение значимых и необходимых для нее целей. Воля — социально опосредованный механизм регуляции человеческого поведения: побуждение к волевым действиям совершается на основе социально сформированных понятий и представлений.

Воля является социально сформированным психорегуляционным фактором. В основе волевой регуляции лежат объективные условия деятельности, понимание человеком необходимости определенного поведения. Все волевые действия — действия сознательные. В волевом акте подавляются текущие эмоции: человек осуществляет власть над собой. И мера этой власти зависит как от его сознания, так и от системы других его психорегуляционных качеств.

Важнейшее проявление воли — способность индивида к волевым усилиям, длительному волевому напряжению. Но воля не связана лишь с подавлением эмоций. Сам образ желаемого будущего результата эмоционально насыщен. Воля как сознательная регуляция жизнедеятельности имеет специфический энергетический источник — чувство социально ответственного поведения.

Каждый волевой акт сопровождается определенной мерой волевых усилий по преодолению внешних и внутренних препятствий.

Трудности в достижении цели могут быть объективными и субъективными. Иногда степень волевого усилия не соответствует объективной трудности. Так, стеснительный человек затрачивает много сил при выступлении на собрании, тогда как у другого это не связано с большим напряжением.

Способность к волевому усилию зависит в некоторой мере от силы, подвижности и уравновешенности нервных процессов.

Но в основном эта способность зависит от сформированности у человека навыка подчинения своего поведения объективной необходимости.

Социализированная личность предвидит и эмоционально переживает оценку своего возможного поведения. Это влияет на самодетерминацию ее поведения. Недостаточная развитость предвосхищающей и оценочной деятельности индивида — один из факторов его дезадаптивного (не приспособленного к среде) поведения.

Волевая активность субъекта, приводящая к социально значимым результатам, называется деянием. Человек отвечает за свои деяния, даже за те, которые выходят за пределы его намерений. (Отсюда в юриспруденции существуют две формы вины — в форме умысла и неосторожности.)

Настойчивое и систематическое преодоление трудностей в достижении одобряемых обществом целей, завершение начатых дел во что бы то ни стало, избегание малейшего безволия, безответственности — таков путь формирования и укрепления воли.

Волевая регуляция деятельности представляет собой определенную динамику психических состояний. Так, устойчивое состояние инициативности может сочетаться с менее устойчивым состоянием настойчивости.

Все волевые состояния связаны с соответствующими волевыми качествами личности. Длительный опыт пребывания в отдельных волевых состояниях приводит к формированию соответствующих качеств личности, которые затем сами влияют на волевые состояния.

Итак, поведение человека не определяется инстинктивными импульсами, а опосредствуется сознанием личности, ее ценностно-смысловой направленностью. Воля — сознательная концентрация психической активности личности на достижении результата, осмысленного индивидом в категориях необходимости и возможности.

Воля формируется в социальной практике, трудовой деятельности, во взаимодействии с людьми, в условиях систематического социального контроля над социально значимым поведением личности.

Формирование воли — это переход внешнего социального контроля к внутреннему самоконтролю личности.

Физиологические механизмы волевой регуляции не локализованы в каких-либо отдельных структурах мозга. Они представляют собой сложные функциональные системы. Нейрофизиологической основой воли является системная работа всего мозга, но центральное значение в этой системе имеют лобные доли коры больших полушарий. Акцепторы действия человека функционируют в его понятийной сфере.

В составе мозга человека можно выделить три основных функциональных блока, совместная работа которых лежит в основе сознательной деятельности:

• блок, регулирующий тонус мозга, его бодрствующее состояние (ретикулярная формация и другие подкорковые образования);

• блок получения, переработки и хранения информации;

• блок программирования, регулирования и контроля психической деятельности (лобные доли коры).

Лобные доли коры осуществляют функции синтеза внешних раздражителей, подготавливают действие, формируют его программу, контролируют процесс ее реализации и оценивают итоговый результат.

Как показывают клинические данные, поражение лобных долей мозга вызывает патологическое безволие — абулию.

Понятие воли

Понятие воли Процесс самовоспитания тесно связан с волей. Достаточный уровень развития воли — необходимая основа и условие для осуществления программы самовоспитания. Поэтому самовоспитание воли является не только целью развития одного из качеств

20. Социальная регуляция поведения личности

20. Социальная регуляция поведения личности Под социальным регулированием поведения личности понимают приведение в согласие норм социального поведения личности с нормами общества, в котором эта личность существует. К функциям социальной регуляции относятся:

61. ПОНЯТИЕ ВОЛИ В ПСИХОЛОГИИ. ФОРМИРОВАНИЕ ВОЛИ

61. ПОНЯТИЕ ВОЛИ В ПСИХОЛОГИИ. ФОРМИРОВАНИЕ ВОЛИ Воля – сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий. Это качество сознания и деятельности возникло с появлением общества, труда. Воля

Психическая регуляция поведения и деятельности

Психическая регуляция поведения и деятельности Из числа способов психической регуляции деятельности можно выделить эмоциональную и волевую регуляцию.Психический процесс импульсивной регуляции поведения, в основе которого лежит чувственное отражение значимости

Психическая регуляция поведения и деятельности

Психическая регуляция поведения и деятельности Из числа способов психической регуляции деятельности можно выделить эмоциональную и волевую регуляцию.Эмоции побуждают сознательную, рациональную регуляцию поведения, которая противостоит текущим эмоциям. Сильные

Психическая регуляция поведения и деятельности

Психическая регуляция поведения и деятельности Из числа способов психической регуляции деятельности можно выделить эмоциональную и волевую регуляцию.Эмоции побуждают сознательную, рациональную регуляцию поведения, которая противостоит текущим эмоциям. Сильные

2.3. Воля — это волевая регуляция или произвольное управление?

Глава 6. Волевая регуляция и волевое усилие (самомобилизация)

6.2. Волевая регуляция и сила воли

6.2. Волевая регуляция и сила воли Как уже говорилось, волевая регуляция является частным видом произвольного управления и характеризуется использованием значительных волевых усилий, направленных на преодоление препятствий и трудностей, т. е. служит механизмом

Глава 3. Волевая медитация

Глава 10. Рефлексивно-волевая инстанция

Глава 10. Рефлексивно-волевая инстанция 10.1. Понятие рефлексивно-волевой инстанцииДКВ-техники выводят нас на рубежи чистого сознания. Для многих людей это и является главной задачей, на чем дальнейшее движение заканчивается. Остается лишь усиливать проблески полученных

Волевая подготовка.

Волевая подготовка. Воля (сила воли)— сознательные усилия, направленные на преодоление препятствий на пути к определенной цели. В главе 1 уже были приведены доказательства того, что в твоей подготовке воля должна занимать главенствующее место.Воля всегда проявляется в

Волевая регуляция поведения – это сознательное управление не только своим поведением, но и своими мыслями, чувствами, желаниями.

Воля обеспечивает преодоление трудностей, стоящих на пути к цели и является высшим уровнем произвольной регуляции деятельности. Это одна из форм отражения, которым выступает цель деятельности. Воля – это компонент психики, обеспечивающий выполнение побудительной и тормозной функций, взаимодополняющих друг друга:

  1. Побудительная функция направлена на преодоление препятствий и связана с активностью человека, она характеризуется произвольностью.
  2. Тормозная функциянаправлена на сдерживание человека от выполнения какого-либо поступка или действия.

Волевая регуляция характеризуется использованием волевых усилий и является частным видом произвольного управления, т.е. это механизмом самомобилизации. Её необходимость заключается в том, чтобы в поле сознания удерживать объект, над которым размышляет человек, и в течение длительного времени концентрировать на этом объекте внимание.

Все основные психические функции – воображение, восприятие, ощущение, память, мышление, речь, регулируются волей.

В основе суждений о наличии или отсутствии волевой регуляции у человека лежат достигнутые им результаты, которые показывают, что трудность была преодолена.

Надо сказать, что психологи конкретное содержание волевой регуляции понимают по-разному:

Готовые работы на аналогичную тему

Механизмы волевой регуляции представляют собой сложные функциональные системы и в отдельных структурах мозга не локализуются. Однако центральное значение в этой системе имеют лобные доли коры больших полушарий, поражение которых, как показывают клинические данные, вызывает патологическое безволие – абулию.

Структура волевой регуляции деятельности

Структурной единицей деятельности является действие. Действия могут быть перцептивными, умственными, мнемическими, практическими, причем, в каждом действии выделяется ориентировочная, исполнительная, контрольная части.

Структурной единицей действия является операция. Чтобы начать какую-либо деятельность человек сначала ориентируется в её условиях, знакомится с обстановкой для выработки плана будущих действий.

Определяется отношение между элементами ситуации, их значение, возможности их комбинации. Порядок достижения цели, система представлений о ней, необходимые средства называются ориентировочной основой деятельности, от содержания которой зависит её эффективность.

Осуществляя ту или иную деятельность, субъект находится во взаимодействии с предметным миром, в результате чего происходит преобразование предметной ситуации.

Операции, лежащие в структуре действия, определяются умениями и навыками субъекта деятельности.

Умение – это способ выполнения действий, освоенный субъектом, а навык – это способ совершения операций, приобретаемый при многократном повторении.

Специалисты выделяют перцептивные, интеллектуальные, двигательные навыки поведения. Перцептивные навыки означают одномоментное отражение комплекса признаков тех предметов, которые хорошо знакомы. Интеллектуальные навыки – это стереотипизированные способы решения задач, а двигательные – это система хорошо отработанных движений.

Навыки имеют различную степень обобщенности – широту охвата каких-либо ситуаций, гибкость, готовность к быстрой реализации.

К навыкам относится большая часть повседневных действий человека, которые совершаются быстро и точно.

Выработанный навык ослабляет зрительный контроль над выполнением физического движения и заменяется мышечным контролем, например, опытная машинистка, при печатании текста не смотрит на клавиши.

Новые навыки формируются значительно легче по сравнению с переделыванием уже сформировавшихся.

Волевые состояния и качества личности

Регуляция деятельности, если она сознательная, требует определенных волевых психических состояний – инициативности, целеустремленности, решительности, настойчивости, уверенности и др.

Данные волевые состояния должны проявляться в течение всей деятельности, но, отдельные её этапы характеризуются тем, что волевые состояния приобретают ведущее значение, например, чтобы выбрать цель, необходима целеустремленность, а чтобы принять решение – важным будет состояние решительности.

С исполнением действий связано состояние настойчивости. Если волевые состояния рассматривать в той последовательности, которая соответствует структуре деятельности, то сначала надо сказать о состоянии инициативности. Это состояние характеризуется переработкой поступающей информации, постановкой целей, путей их решения, определением первоочередных проблем. Для этого состояния характерна повышенная возбудимость и, если цели налицо, первостепенное значение имеет состояние решительности.

Решительность говорит о том, что психическое состояние мобилизуется на быстрый выбор цели и способы её достижения. Решительность, как правило, связана с эмоциональной и интеллектуальной активностью психики. Она не только побуждается чувством, но имеет связь с подавлением различных эмоций, предположением последствий.

Состояние решительности имеет свои индивидуально-типологические особенности. Одни стараются подводить свои решения под общепринятые идеи, принципы, схемы, и принятие решений в этом случае облегчается. Другие предпочитают плыть по течению и не вмешиваться в ход событий.

Быстрое, необоснованное принятие решений является индивидуально-типологической особенностью состояния решительности и возникает оно в связи с тем, что некоторые люди стараются быстрее избавиться от напряжения, вызванного борьбой мотивов. Недостаточная волевая регуляция деятельности скрыта под внешней решительностью.

Нерешительность может быть связана с отсутствием необходимых умений и навыков, недостаточной информированностью. Люди к своей нерешительности относятся по-разному.

Такое психическое состояние как целеустремленность, характеризуется сосредоточенностью сознания на основных целях, а уверенность представляет собой ожидание запланированного результата с высокой степенью вероятности на основе учета исходных условий. В результате ко всей деятельности возникает положительное эмоциональное отношение, увеличивается физическая и психологическая активность человека.

Такое психическое состояние как настойчивость помогает преодолеть трудности, контролировать действия и направлять их в нужное русло.

Состояние сдержанности тормозит нежелательные действия и требует значительного волевого усилия, которые подавляют возможные негативные эмоции. В сдержанности проявляется тормозная функция воли.

Вы здесь: Студенты Билеты Общая психология Воля: понятие, волевые действия, их структура. Волевая регуляция поведения.

Воля - высший уровень произвольной регуляции деятельности, обеспечивающий преодоление трудностей при достижении цели.

Среди уровней регуляции поведения выделяются следующие:

1. Непроизвольная регуляция:

  • допсихические непроизвольные реакции;
  • образная (сенсорная и перцептивная) регуляция.

2. Произвольная регуляция:

3. Волевая регуляция. Структура и содержание волевого действия :

В большинстве случаев принятие решения и волевое поведение в целом связаны с большим внутренним напряжением, приобретающим иногда и стрессовый характер. Наличие волевого усилия, переживаемого субъектом как его психическая реальность, является очень характерной особенностью волевого акта.

Волевая регуляция – это прижизненное образование. Волевая регуляция связанна с проявлением усилий, реализующих активность личности, направленную на сознательную мобилизацию её психических и физических сил.

Волевое усилие – механизм волевой регуляции, средство мобилизации субъектом своих психических и физических возможностей.

Волевое действие – действие осознанное и целенаправленное, принятое по решению самого субъекта. Ситуация преодоление трудностей как внешних, так и внутренних, детерминированных дополнительными побуждениями, связями с изменениями смысла действия (нельзя с одного раза решить проблему, нужно приложить какие-то усилие).

Волевое поведение – целенаправленное поведение личности, проявляется в умении управлять собой, своими действиями и поступками на основе стремления к достижению определенной цели, путем реализации специальных действий. Специфика волевого регулирования.

Воля и регуляция деятельности.

Традиционно считается, что главное для возникновения волевого регулирования - наличие преград, препятствий при достижении цели.Л. М. Веккер считает, что волевое регулирование начинается там, где имеется как минимум двухуровневая иерархия программ деятельности, где необходимо соотнести уровни этих программ и выбрать среди них тот уровень, который отвечает критериям интеллектуальной, эмоционально- нравственной и общесоциальной ценности.

Примерно тот же смысл вкладывал в понятие воли И. М. Сеченов, когда писал, что воля - это деятельная сторона разума и моральных чувств.

Волевое регулирование включает в себя следующие компоненты:

  1. когнитивный
  2. эмоциональный
  3. поведенческий (деятельный)

В структуру волевого акта включаются следующие составляющие:

  1. побуждение и осознание цели;
  2. борьба мотивов;
  3. акт принятия решения;
  4. исполнение.

Волевое действие связано с потребностями, но не вытекает из них непосредственно. Оно опосредовано осознанием побуждений к действию как мотивов и его результата как целей (С. Л. Рубинштейн).

Воля возникает, когда человек способен к рефлексии собственных влечений, может как-то отнестись к ним. Воля неразрывно связана с наличным планом действий. Посредством волевого действия человек планово осуществляет стоящую перед ним цель, подчиняя свои импульсы сознательному контролю и изменяя окружающую действительность в соответствии со своим замыслом.

Основные характеристики воли. Волевая регуляция поведения. Понятие воли одно из самых древних, его пытался изучить Аристотель. Декарт. Оно было введено как понятие объяснительное. По мнению Аристотеля, понятие воли было необходимым для объяснения порождения действия, основанного не на желаниях человека, а на разумном решении о его существовании. Понимая, что само по себе знание не обладает побудительностью, но постоянно сталкиваясь с реальностью этических поступков человека, когда действие осуществляется не потому, что так хочется, а потому, что так надо, Аристотель был вынужден искать силу, способную инициировать такое поведение.

Проблема воли, по Аристотелю, есть проблема придания предмету действия побудительной силы и тем самым обеспечение побуждения к действию (или торможение при необходимости снижение побудительной силы предмета действия).

Раньше воля рассматривалась как надприродная сила, которая имеет приоритет над другими психическими процессами. Абсолютной воли нет. О воле мы можем говорить тогда, когда возникает побуждение:

  1. Фаза воления: желание + стремление + мотив.
  2. Фаза выбора: борьба мотивов, принятие решения.
  3. Фаза реализации действием, решение превращается в телесное действие. Наше решение, поведение детерминировано сильным мотивом. В концепции Аристотеля воля определяла не только инициацию произвольных действий, но и их выбор и их регуляцию при осуществлении. Причем сама воля могла пониматься и как самостоятельная сила (образование) души, и как способность человека к определённой активности, идущей от него самого.

Т.о., первой парадигмой, в рамках которой была поставлена проблема воли, было порождение действия человека, идущего от него самого. Рассмотрение воли в контексте порождения действия предполагает прежде всего побудительную функцию воли, а такой подход можно условно обозначить как мотивационный, он является самым мощным в исследовании воли.

Он характеризуется тем, что воля анализируется как способность к инициации действий, или к усилению побуждения к действию при его дефиците, вследствие внешних или внутренних препятствий, отсутствия актуально переживаемого желания к действию, наличия конкурирующих с выполняемым действием мотивов . В зависимости от представлений о механизмах такой способности воля понимается:

  • либо как самостоятельное психическое образование,
  • либо как самостоятельная сила непсихологической природы,
  • либо как мотивационное или эмоциональное образование (желание, аффекты, потребности),
  • либо сводится к состоянию мозга как механизма регуляции.

В рамках этого подхода можно выделить два варианта представлений о воле:

  1. Воля рассматривается как самостоятельная сила (волюнтаристический тип теории);
  2. Воля сводится к функционированию познавательных процессов (интеллектуалистические теории).

Когда человек добровольно принимает нравственные нормы, высший нравственный закон и руководствуется им в своих поступках, мы можем говорить о том, что человек нравственно свободен. Быть свободным - это значит повиноваться разуму, а не страстям (Лейбниц, Спиноза).

В психологии свобода выбора понимается, когда человек в результате борьбы мотивов выбирает тот, который более силен. Современными исследователями воли являются Селиванова, Иванников, Платонов, Воля определяется ими как сознательная регуляция человеком своего поведения в результате преодоления внутренних и внешних препятствий на пути и цели. Структура воли: Цель; Уровень притязания; Волевое усилие; Борьба мотивов; Принятие решения; Выполнение.

Волевое усилие может быть на любом этапе волевого действия, связанного с преодолением преград. Волевое усилие - форма эмоционального стресса, мобилизующего все внутренние ресурсы человека, создающего дополнительные мотивы к действию и переживаемые психические состояния значительного напряжения (Иванников). Психологическим механизмом волевого усилия является привлечение нового мотива, тем самым изменение смысла действия с целью усиления первичного побуждения.

Функции воли.

  • Побудительная;
  • Тормозная (сдерживает нежелательные действия)

В западной психологии:

  • инициирование действия (формирование намерения);
  • поддержка первичного намерения в активное состояние вплоть до достижения цели.
  • преодоление препятствия.

Волевая регуляция поведения.

Волевая регуляция является частным видом произвольного управления и характеризуется использованием значительных волевых усилий, направленных на преодоление препятствий и трудностей, т.е. является механизмом самомобилизации.

Волевая регуляция необходима для того, чтобы в течение длительного времени удерживать в поле сознания объект, над которым размышляет человек, поддерживать сконцентрированное на нем внимание.

Воля участвует в регуляции практически всех основных психических функций: ощущений, восприятия, воображения, памяти,: мышления и речи.

Развитие указанных познавательных процессов от низших к высшим означает приобретение человеком волевого контроля над ними.

Часто суждение о наличии или отсутствии волевой регуляции (волевого поведения), выносят на основании достигаемых человеком результатов. Однако можно стараться преодолевать трудность, но не преодолеть её.

Конкретное содержание волевой регуляции понимается психологами по-разному.

Волевая регуляция – деятельность, направленная на управление поведением, постановку целей и их достижение, расширение возможностей человека, улучшение его адаптивных способностей и защитных качеств. Воля предопределяет успех в профессиональной, учебно-познавательной, спортивной, направленной на сохранение здоровья деятельности. Формирование качеств, отражающих наличие силы воли, происходит на фоне уверенности в себе, в своей состоятельности и компетентности.

уверенная в себе женщина

Определение в психологии

Воля – способность индивида осуществлять желания и достигать цели, умение принимать решения, сообразные с поставленными задачами. Волевая регуляция в психологии – форма поведения, которая предполагает осознанное управление мыслями и действиями. Сила воли показывает, насколько человек способен управлять мыслями, чувствами, поведением, подчинять деятельность поставленным задачам.

Волевое поведение предполагает способность индивида действовать согласно намеченным планам, выполнять задания любой сложности. Воля тесно взаимосвязана с мотивацией. Наличие мотивов побуждает индивида прилагать усилия, чтобы противостоять тормозящим внешним влияниям, преодолевать преграды. Воля – компонент психики, который направляет деятельность индивида исходя из позиции полезности и целесообразности.

Например, если человеку, обладающему силой воли, сложно делать дело, он не бросает его, не выбирает более легкие задачи. Он активно концентрирует волю, действует согласно намеченному плану. Волевые свойства отличаются устойчивостью, участвуют в познавательных процессах и в регуляции эмоциональных реакций. Волевое поведение направляет произвольную деятельность.

Задачи человека включают познание мира и влияние на него. Он ставит перед собой цели, определяет пути их достижения и выполняет намеченный план. Целенаправленная деятельность встречает препятствия, которые нужно преодолеть. В психологии выделяют объективные и субъективные препятствия. В первом случае речь идет о противодействии со стороны людей и неблагоприятных внешних условиях.

Субъективные препятствия связаны с недостатками личности, такими чертами характера, как лень, отсутствие инициативности, страх, неорганизованность, болезненное самолюбие, необдуманные, поспешные решения. Чтобы преодолевать препятствия, индивид мобилизует физические силы и умственный потенциал, что в психологии рассматривается как волевое поведение.

В ходе осуществления намеченных планов произвольные и непроизвольные действия сочетаются. Произвольные действия выполняются под контролем сознания, непроизвольные – слабее поддаются сознательной регуляции, возникают как спонтанные реакции. Человек, обладающий силой воли, способен управлять рефлекторными реакциями организма. Произвольная деятельность включает:

  1. Физическое напряжение, сила и вектор которого регулируются сознанием.
  2. Контролируемое, четко направленное восприятие.
  3. Процесс концентрации внимания.
  4. Процесс умственного напряжения с учетом определенных задач.
  5. Процесс умственной обработки и запоминания информации.

задумчивая девушка

Становление воли ассоциируется со способностью индивида делать осознанный выбор, с обретением навыков самоопределения и саморегуляции. В рамках волевой регуляции индивид находит компромисс между внешними воздействиями, влиянием на собственное поведение и деятельность. Воля предопределяет сознательные, умышленные действия. Волевое поведение тесно соприкасается с психическими процессами:

  • Выбор мотивов.
  • Желание получить результат.
  • Приложение усилий для получения результата.
  • Регуляция внутренней напряженности, собранности.
  • Управление побуждениями.
  • Принятие решений.
  • Торможение нежелательных поведенческих реакций.

Волевая регуляция – это процесс управления поведением человека, который приобретает особую значимость в экстремальных ситуациях. Качества, отражающие наличие силы воли, обязательно присутствуют в структуре характера личности, занятой в определенных профессиональных сферах. Речь в первую очередь о представителях силовых ведомств, пожарных, спасателях.

В экстремальных ситуациях повышается нагрузка (психическая, физическая), что приводит к состоянию психического перенапряжения. В результате понижается эффективность деятельности, происходит дезорганизация рабочего процесса. Человеку, не способному к волевому регулированию, присущи неадекватные реакции на внешние воздействия, он совершает ошибки и действия, которые губительны для дела.

Неоднократное повторение промахов на фоне психического перенапряжения провоцирует понижение самооценки и развитие депрессии. В психологии овладение методами волевой регуляции – это способ повышения устойчивости к стрессовым воздействиям, тренировка выдержки и выносливости, овладение способностью сохранять спокойствие и быстро принимать адекватные ситуации решения.

медитация

Волевое поведение ассоциируется с успехами на трудовом поприще, профессиональным ростом, повышением самооценки человека. Индивид с развитой силой воли рационально распоряжается физическими ресурсами, умственным потенциалом, поддерживает на оптимальном уровне физическую и психическую активность. Волевая регуляция в процессе общения проявляется управлением поведения, эмоций и чувств.

Индивид повергает свои эмоциональные импульсы сознательному контролю, в результате учится сдерживать эмоции и контролировать настроение. Качества характера, которые ассоциируются с развитой силой воли: самоконтроль, самообладание, выдержка, выносливость. Совершая волевые поступки, человек тренирует силу воли.

Способы саморегуляции

Один из источников формирования волевой регуляции – национальная культура, которая во многом определяет поведение и личностные характеристики человека. Культура – совокупность ценностей, набор средств и способов их достижения. Если кратко, волевая регуляция дает возможность контролировать поведение, вырабатывать качества характера, необходимые для успешного построения карьеры в любой профессиональной сфере.

Выделяют типы воздействия на работу нервной системы и мышечного аппарата, которые охватывают методы контроля мышления и функций тела. В рамках управления функциями тела подразумевается регуляция тонуса мышц, дыхательной и сердечной деятельности. Способы контроля мышления и поведения в рамках волевой регуляции:

  • Избегать эмоциональной окраски образов, сопровождающих текущие события, например, появления чувства неприязни, страха, злобы, раздражения.
  • Переключать внимание на реальную действительность. Управлять вниманием. Тренировать умение быстро переключать внимание с одного объекта на другой, оттачивать навык концентрации внимания на нужном объекте.
  • Сохранять спокойствие, планировать дальнейшие действия с учетом текущих обстоятельств независимо от внешних дестабилизирующих влияний.

девушка с бумагами

Эмоциональное напряжение сопровождается изменением психического и физического состояния организма. В этот момент повышается тонус мышц скелета, изменяется мимика, темп и тональность речи, учащаются пульс и дыхательные движения. Простые способы саморегуляции:

  1. Расслабление мускулатуры лица. Чем раньше подключается осознанный контроль эмоций, тем больше его эффективность. Например, в состоянии гнева рефлекторно сжимаются зубы, меняется мимика. В этот момент важно приложить усилие и произвольно расслабить мускулатуру.
  2. Совершенствование техники дыхания. Делать упражнение – сидя на стуле, расслабить шейные мышцы, расположить руки свободно на коленях, закрыть глаза, сосредоточившись на процессе дыхания. Легко и ритмично, без усилий дышать через носовые ходы. При выполнении дыхательных движений не задействовать дополнительные мышцы, например, живота, области диафрагмы, плеч (приподнимая их). Одновременно увеличивать время вдоха и выдоха, не напрягая дополнительные мышцы. Зафиксировать в памяти технику дыхания, применять в экстремальных ситуациях.
  3. Визуализация. Мысленно представляя объекты, можно регулировать эмоциональное состояние. Например, чтобы отдохнуть и расслабиться, мысленно представляют широкое пространство – бесконечную водную гладь, открытое, чистое небо, обширную комнату, зал. Если нужно мобилизовать ресурсы организма, воображают узкое, ограниченное пространство – ущелье, маленькую комнату, узкую улицу с высотными домами.

девушка представляет образы

Исследования показывают, тонус мышц влияет на деятельность головного мозга. По афферентным путям к головному мозгу поступают импульсы от разных отделов тела. Доля сигналов, поступающих от скелетных мышц, составляет 60%, что обуславливает зависимость активности мозговых структур от состояния мышц. Мускулы расслаблены – мозговые структуры меньше возбуждены и наоборот.

Напрягая мышцы, индивид активизирует работу мозга. Снижение значимости планируемого результата и параллельная концентрация внимания на способах преодоления трудностей, технических деталях задачи, выборе тактических приемов повышает эффективность работы. С этой целью применяют волевые качества, которые включают целеустремленность, решительность, настойчивость, выдержку, самообладание.

Особенности волевой саморегуляции

Управляемое регулирование поведения, работы организма и умственной деятельности направлено на формулирование цели, определение методов ее достижения (выбор мероприятий, форма усилий и действий) и реализацию плана. Волевая саморегуляция – совокупность процессов побуждения и торможения активности, эмоциональных проявлений с учетом текущих условий и обстоятельств. Структура волевой регуляции:

  • Инициация волевых действий.
  • Волевой выбор.
  • Управление психическими и соматическими функциями сообразно поставленным задачам.
  • Формирование и укрепление волевых качеств.

Побуждение или торможение активности происходит под влиянием приоритетных произвольных (самостоятельно выбранных) мотивов. Работа, которая выполняется при участии волевой регуляции, дает эффективные результаты, что обусловлено мобилизацией всех ресурсов организма и четкой организацией рабочего процесса.

Волевая регуляция – процесс сознательного управления поведением, фундамент формирования и достижения целей.

Читайте также: