Вокальное творчество мусоргского кратко
Обновлено: 02.07.2024
М-го. В этом, а также в создании песен-сценок, он продолжил традиции Даргомыжского.
4. Вокальное творчество М-го обы чно делится на три периода: ранний (до 1864),
звучания народного инструмент аль ного наигрыша, монолог с библейской тематикой «Царь
жанра колыбельной. Рассказ Некрасова построен как пред сказание, которому не суждено
сбыться. Для выражения этого подтекста М-кий провел через всю песню колыбельную, как
символ мечты, но ввел в нее плясовые элементы, как бы олице творяющие действительность
и постепенно вытесняющие мечту. К концу песни колыбельная полностью преображается в
недобрый пляс, как глумление над словами матери. Жанр колыбель ной — один из самых
Средний период отмечен созданием ряда уникальных произведений в ж анре «песни-
богатейшие возможности создания характеров через вокально-рече вую интонацию.
Композитор находи т такие интонации, которые могут быть присущ и только данным
долбящие п овторения основной инт онации в различных вариантах при неизменности
ритмоформулы; нарочит о невыразительная мелодика, почти не вы ходящая за диапаз он
бойкий мальчишка — сходная ситуация, но смысл ее прямо противоположен.
Поэтому н ачальная интонация и мет р на протяжении песни пост оянно варьируютс я,
интонации расширяются в диапазоне, часто меняются темп и динамика. Драматургия песни
выразительных ариозных интонаций со множеством оттенков (воспоминания семинариста)
В эти же годы в творчестве М-го появились образцы вокальной сатиры (еще одна
сочинений на собственный текст. В этих произведениях М-кий выступает как тонкий
психолог, воссоздающий особенности детского мышления, мировосприят ия,
непосредственность детской речи — точная фикса ция интонаций вопроса, удивления, обиды.
Вокальный стиль цикла — свободная речитация. Каждое слово иллюстрируется музыкой («С
няня и обиженный Мишенька; четкая дифференциация речи героев).
лирически самоуглубленный. Впервые у Мус-го столь яркое проявление субъективной
интонаций, большая цельность мелодики. Декламационность + ариозность. Жанры —
серенады парадоксально, противоположно их обы чному смыслу (неожиданность вторжения
смерти). Развитие идет отличных трагедий (№1,2,3) к трагедии всего человечества (№4).
Композиция песен включает два раздела: вступление с моментами изобразительности
матери). Песням свойственна картинность, живо писность (сам композитор называл их
Верещагина, выявляющая общее для двух художников отношение к войне как к
преступлению против человечества. Музыка основана на сопоставлении мрачного марша
(поле битвы) и груст ной колыбельной (мать качает ребенка). Образ ворона как контраст
Лекции
Лабораторные
Справочники
Эссе
Вопросы
Стандарты
Программы
Дипломные
Курсовые
Помогалки
Графические
Доступные файлы (1):
ВОКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО М.МУСОРГСКОГО (1839-1881)
1.Вокальное творчество — основа наследия Мусоргского
3. Содержание вокального творчества. Герои Мусоргского
4. Периодизация творчества. Типы вокальных произведений. Методы письма
5. Циклы Мусоргского
1. Вокальное творчество — основа наследия М-го. Именно здесь откристаллизовался стиль, твор-ческий метод автора, здесь нашел отражение круг тем, художественных интересов композитора.
Модест Петрович Мусоргский - выдающийся композитор Российской империи, гениальнейший автор и член знаменитой организации "Могучая кучка". Он оказал влияние на развитие не только отечественной, но и зарубежной музыки, причем не только классической. Его творческое наследие – оперы, циклы фортепианной и вокальной музыки, оркестровые пьесы, хоровая музыка, романсы и песни.
Биография: начало
Модест Петрович Мусоргский родился 21 марта 1839 года в Карево - селе в Псковской губернии Российской империи.
Юношество и зрелость
Юноша не заканчивает учебу и поступает в Школу гвардейских прапорщиков, учась в которой он глубоко проникся церковной музыкой (протестантской, греческой, католической). Учеба в школе оставит большой отпечаток на творчестве Мусоргского.
В 1856 году, после окончания школы, он отправляется на службу в Преображенский полк, где знакомится со знаменитым русским композитором Александром Сергеевичем Даргомыжским. Затем он меняет место работы на министерство имуществ государства.
Спустя три года жизнь знакомит Модеста с Милием Алексеевичем Балакиревым - главой "Могучей кучки". Под его бдительным контролем Мусоргский посвящает свое свободное время занятиям музыкой: изучает гармонию, читает партитуры, проводит анализы сочинений и развивает навыки критика.
От природы ему повезло, он обладал красивым голосом (баритоном) и любил выступать на музыкальных вечерах. Благодаря Антону Августовичу Герке (российский педагог), смог в достаточной степени освоить игру на фортепиано.
Последние годы
Под конец жизни он тяжело переживал распад "Могучей кучки". Мусоргский не мог спокойно переносить непонимание и критику сочинений его близкими друзьями (членами музыкального собрания) и называл свое состояние "нервной лихорадкой", в дальнейшем оно привело к алкогольной зависимости. Он лишается денежного дохода, уволившись с должности младшего столоначальника, а также какой-либо финансовой поддержки близких людей.
Единственным просветлением того времени стала возможность гастролировать в качестве аккомпаниатора певице Д. М. Леоновой, так как помимо сочинений, входящих в программу, он мог исполнять и свои авторские произведения.
В 1881 году состоялся последний крупный выход в свет композитора. В Петербурге (на вечере памяти Достоевского) Модест сел за инструмент и сочинил на ходу импровизацию траурного колокольного перезвона. Экспромт, поразивший всех присутствующих, стал неким прообразом "прости" самого автора для всех усопших и живых.
13 февраля 1881 года, помещенный в Николаевский госпиталь после приступа белой горячки, Мусоргский умирает, так и не успев дописать свои последние произведения. Он был похоронен на Тихвинском кладбище в Александро-Невской лавре.
Творческий путь
Музыкальная одаренность Модеста проявилась еще в раннем детстве. В 7 лет под наблюдением матери он мог играть не очень сложные фортепианные произведения Ференца Листа. Но в семье к музыке никто серьезно не относился, потому профессиональным музыкальным образованием его не обеспечили.
Композиторская работа началась достаточно бурно. С написанием каждого произведения для Модеста открывались новые возможности и источники вдохновения, даже если и не были оконченными.
Романсы Мусоргского
Вокальная музыка была его любимым направлением. Романсы композитор писал на протяжении всего жизненного пути, в его коллекцию входит около 70 сочинений.
Мусоргский являлся продолжателем творчества Даргомыжского, девизом которого служило высказывание "о жизни и правде".
В 50-60-х годах XIX века он пишет ряд романсов, в которых уже можно узнать его индивидуальную манеру. Как автора его интересовала не лирическая, а социальная сторона жизни.
В творчестве Мусоргского нашли отражение, оригинальное и яркое, национальные русские черты. Например, в сочинении "Трепак" мы наблюдаем замерзающего выпившего крестьянина, а песня "Колыбельная" – это, по сути, монолог матери, стоящей у кровати умирающего ребенка.
Порой источником вдохновения могло явиться любое наипростейшее событие. Вот лишь несколько его знаменитых произведений:
- "Молитва" на стихи Лермонтова;
- "Отверженная";
- "Забытый" на известный живописный сюжет художника Верещагина;
- "Калистрат" на слова Некрасова;
- "Сиротка";
- "С куклой"
Мусоргский обладал отличным чувством юмора. Например, произведение "Семинарист" наполнено обличительным смыслом, суть которого заключена в железных оковах, не дающих молодой жизни пробиться сквозь традиционные порядки общества.
Однако впоследствии произведение было под цензурным запретом.
Другие его произведения этого жанра:
- "Спесь";
- "Раек";
- "Сказка про козла".
Опера "Борис Годунов"
Сочинения, прославившие композитора на весь мир, - оперы. Вершиной его творчества стала опера "Борис Годунов". М. П. Мусоргский является автором всех либретто в ней. Основой либретто послужила драма А. С. Пушкина. Произведение стало настоящим прорывом и выходило за рамки привычной на то время оперы.
В первой редакции произведение в 1869 году было представлено в Дирекцию императорских театров, но только через 5 лет его поставили на сцене. Вторая редакция относится к 1872 году.
"Борис Годунов" - опера, впервые изобразившая русский народ как великую масштабную силу, а ранее он служил лишь фоном для главного героя. В произведении автор демонстрирует обреченное бытие простых людей и неизбежность массовых революций.
Опера "Хованщина"
Еще во время работы над предыдущей оперой Модест уже в голове держал наброски нового шедевра.
Особенность оперы "Хованщина" М. П. Мусоргского заключается в безликом обобщенном главном герое, лицом которого является народ.
Работа над сочинением шла тяжело и долго из-за непредвиденных обстоятельств, потому к концу жизни так и не была завершена. Автор писал либретто на основе собственного сценария.
События разворачиваются в России времен XVII века, когда произошел раскол и бунт стрельцов.
Распад "Могучей кучки", ухудшение отношений с Кюи и Римским-Корсаковым, отставка главы Балакиревского кружка нанесли сильный эмоциональный удар по Мусоргскому, но, несмотря на это, автор композитор продолжал свою работу.
Фортепианное произведение
В творчестве Мусоргского, помимо вокального жанра широко, представлена фортепианная музыка.
В 1874 году на свет рождается цикл "Картинки с выставки" Мусоргского. Толчком для написания работы явилась выставка художника Гартмана по инициативе Стасова (музыкального критика), которая произвела на Модеста большое впечатление.
Цикл состоит из 10 картин, чередующих реальность с выдуманными фантазиями и фигурами прошлого.
Интересный факт: все номера связаны между собой лейтмотивом (музыкальной темой), который ассоциируется с ощущением прогулки. Таким образом Мусоргский проводит аналогию с путешествием по галерее. Подобное сравнение является уникальным в своем роде. Каждому номеру дано индивидуальное название (на латинском и русском языках), как в живописи художественным картинам.
"Картинки с выставки" Мусоргского имеют десятки оркестровых аранжировок и фортепианных записей, а также присутствуют и в некоторых экранизациях, например студии "Союзмультфильм".
Подводя итог
Помимо перечисленных выше жанров, Модест Мусоргский внес лепту и в симфоническое творчество. "Ночь на лысой горе" - известнейший пример фантазии для оркестрового состава, сочиненный в 1867 году.
Творчество Мусоргского - гениальное богатство, повлиявшее на дальнейшее отечественное искусство. Композитор заставил переосмыслить действующие в то время каноны и оставил в подарок шедевральное музыкальное наследие.
РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ 96
РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ 97
РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ 98
РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ 99
РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ 100
Наиболее полно показаны в опере стрельцы. Своеобразие их образа отчетливо приступает, если сопоставить два типа маршевости (второй тип — это петровцы). Стрельцы — это песенность, удаль, петровцы — чисто инструментальная звучность духового оркестра. При всей широте показа народной жизни и народной психологии петровцы очерчены в опере лишь с внешней стороны. Слушатель видит их глазами народа, для которого армия Петра представляет всѐ жестокое, безликое, безжалостно вторгшееся в их жизнь.
Еще одной народной группой оперы является московский пришлый люд. Появление этого собирательного образа объясняется желанием композитора показать происходящие события не только с позиции тех, кто играл в ник главную рель, но и глазам той части народа, которая судит об этой борьбе со стороны, хотя и испытывает еѐ воздействие.
Важную роль играет в опере ещѐ одна социальная группа – раскольники. Они выступают в роли особой духовной силы, которая, оказавшись в необычной исторической обстановке, обречена на физическую гибель (самосожжение).
Еще летом 1873 года Модест Петрович наигрывал своим друзьям отрывки из V действия оперы, не торопясь заносить их на нотную бумагу. Только в 1878 году Мусоргский сочинил сцену Марфы с Андреем Хованским перед самосожжением. Окончательно формировать оперу начал в 1880 году.
РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ 96
РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ 97
РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ 98
РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ 99
РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ 100
Наиболее полно показаны в опере стрельцы. Своеобразие их образа отчетливо приступает, если сопоставить два типа маршевости (второй тип — это петровцы). Стрельцы — это песенность, удаль, петровцы — чисто инструментальная звучность духового оркестра. При всей широте показа народной жизни и народной психологии петровцы очерчены в опере лишь с внешней стороны. Слушатель видит их глазами народа, для которого армия Петра представляет всѐ жестокое, безликое, безжалостно вторгшееся в их жизнь.
Еще одной народной группой оперы является московский пришлый люд. Появление этого собирательного образа объясняется желанием композитора показать происходящие события не только с позиции тех, кто играл в ник главную рель, но и глазам той части народа, которая судит об этой борьбе со стороны, хотя и испытывает еѐ воздействие.
Важную роль играет в опере ещѐ одна социальная группа – раскольники. Они выступают в роли особой духовной силы, которая, оказавшись в необычной исторической обстановке, обречена на физическую гибель (самосожжение).
Еще летом 1873 года Модест Петрович наигрывал своим друзьям отрывки из V действия оперы, не торопясь заносить их на нотную бумагу. Только в 1878 году Мусоргский сочинил сцену Марфы с Андреем Хованским перед самосожжением. Окончательно формировать оперу начал в 1880 году.
Читайте также: