Войны в древней индии кратко

Обновлено: 18.05.2024

Из них только третья категория недостаточно ясна. Речь идет, возможно, о частной милиции, которую содержали купеческие объединения для защиты караванов и торговых контор и которая могла привлекаться на царскую службу. На Цейлоне в Средние века корпорация купцов Кералы, известная как маниграма, играла важную и зачастую решающую роль в политике острова благодаря своей милиции. Керала (Малабар) и Карнатака в Средние века содержали наемников, известных своей жестокостью, которые легко переходили на военную службу в армии многочисленных индийских и сингальских правителей.

Класс кшатриев был по сути классом военных, и, естественно, большая часть наследственных войск принадлежала этой касте, но в войне принимали участие все социальные классы. Брахманы, занимавшие высокие военные посты, упоминаются в эпической литературе и в многочисленных средневековых записях, и некоторые тексты недвусмысленно говорят об их участии в конфликте. Члены низших каст тоже участвовали в войне, но обычно как вспомогательные войска.

Индийская армия традиционно разделялась на четыре корпуса: слоны, конница, колесницы и пехота; некоторые источники добавляют сюда флот, разведывательные службы, авангард, интендантские войска, доводя, таким образом, число корпусов до восьми. С точки зрения современной стратегии наиважнейшим из всех был корпус слонов.

Впервые боевые слоны упоминаются в буддийских священных текстах, где сказано, что корпус слонов царя Бимбисары из Магадхи обеспечил массированную и эффективную атаку.

Слонов обучали и обеспечивали им особый уход, и они шли во главе армии, как современные бронированные машины, сминая вражеские ряды, снося изгороди, ворота и другие оборонительные элементы, а при необходимости использовались в качестве живых мостов для переправы через реки. Зачастую их защищали кожаные панцири, а на их бивни надевались металлические наконечники. Китайский путешественник Сунг Юн, который посетил государство гуннов в Михиракуле в начале V в., говорит о боевых слонах, чьи хоботы, снабженные ножами, устраивали настоящую резню, но другие источники не подтверждают эту практику. Слон, помимо погонщика, нес на себе обычно двух или трех солдат, вооруженных луками, дротиками и длинными копьями, а внизу его защищал маленький отряд пехотинцев.

Конница в Индии, несмотря на свою значимость, никогда не играла ведущей роли, как у других народов древности, что и объясняет слабость индийских армий, которые терпели поражение от захватчиков, пришедших с северо-запада. Решающая победа Александра над Пором в 326 г. до н. э. и победа Мухаммада Гури над Притхвираджей в 1192 г. доказали преимущество кавалерии.

Некоторые тексты говорят о морских судах, которые использовались в военных целях, но индийские правители, по-видимому, не осознавали значение и силу флота. Корабли прежде всего служили для доставки войск по большим рекам. Между тем царь династии Чалукья Пулакешин II использовал суда для осады Пури, недалеко от современного Бомбея, а два могущественных принца Чола — Раджараджа I и Раджендра I — создали эффективную морскую полицию и, безусловно, имели регулярный флот. Сингальский завоеватель Паракрамабаху I захватил Бирму, высадившись на ее берега. Военные корабли использовались для борьбы с многочисленными пиратами, которые наводнили Индийский океан, а средневековые арабские авторы отмечают, что правители государств на западном берегу сами вооружали пиратские флоты; но Чола, пожалуй, были единственными индийскими монархами, имевшими флот в современном смысле слова.

Индийская армия обычно была очень многочисленна. Согласно классическим текстам, войска, которыми располагал последний царь династии Нандов, состояли из 20 000 конников, 2000 колесниц, 200 000 пехотинцев и 3000–4000 или 6000 слонов. По словам Плутарха, Чандрагупта Маурья завоевал Индию с 600 000 воинов. Сюань Цзян сообщает, что у Харши было 5000 слонов, 20 000 кавалеристов и 50 000 пехотинцев в начале его правления и 60 000 слонов и 100 000 конников в апогее его могущества. В IX в. арабский путешественник ал-Масуди писал, что царь династии Пратихаров Махендрапала имел четыре армии по 800 000 воинов каждая, и, согласно хроникам, царь Чола Раджараджа I захватил государство Чалукья с армией в 900 000 человек. Эти свидетельства не должны восприниматься буквально, но необходимо отметить, что численность средневековых армий возрастает по сравнению с предшествующими эпохами, что в какой-то мере отражало реальность. Но вряд ли численность регулярной армии типичного средневекового государства со всеми резервами и ополчением превосходила один миллион человек.

Вооружение не многим отличалось от того, которое использовалось в других древних цивилизациях. Некоторые авторы, как индийские, так и европейские, пытались доказать наличие огнестрельного оружия и даже летательных аппаратов, но это, разумеется, не соответствует реальности. Единственное упоминание об огнестрельном оружии встречается в политическом трактате, приписанном Шукре, но на самом деле датируемом XIX в. Удивительное магическое оружие, встречаемое в эпической литературе, которое наносило огромный ущерб, на самом деле поэтический вымысел.

Лук, использовавшийся во времена Маурьев, был приблизительно 1 м 75 см в длину; он делался из бамбука и посылал длинные стрелы. Согласно классическим текстам, при стрельбе это мощное оружие упирали в землю и придерживали ногой, но на нескольких барельефах можно видеть лучников, натягивающих лук без поддержки. Иногда использовали отравленные стрелы, но религиозные тексты осуждали такую практику. Был известен также лук с двойной кривизной, более удобный, который обычно делался из рога и стал впоследствии очень популярным. Имелись различные типы мечей, наиболее грозным был длинный и острый двуручный меч. Дротики и копья составляли часть обычного снаряжения индийского солдата, так же как и длинный дротик — томара, которым был вооружен сидевший на спине слона воин. Пользовались также дубинами и бердышами. В развалинах поселений Инда были обнаружены глиняные снаряды для пращи, но, скорее всего, праща была не очень эффективным оружием.

Воины, изображенные на некоторых древних барельефах, защищены только легкими доспехами; использование доспехов из металла или из кожи медленно распространилось после первых волн вторжений с северо-запада, однако в Средние века кольчуги, так же как и доспехи для лошадей и слонов, не использовались. Щиты, сплетенные из тростника и покрытые кожей или металлом, иногда прикрывали все тело. До средневековой эпохи на скульптурах мы не обнаружим шлемов: скорее всего, голову индийского солдата спасала только толщина его тюрбана.

Большинство описаний сражений чересчур опоэтизированы, и реальности в них куда меньше, чем вымысла. Излюбленная тема — поединок, сталкивающий избранных воинов. По-видимому, боевой дух рядовых солдат зависел от мужества и самоотверженности их командиров. Только знать и элитные войска сражались насмерть, и в некоторых источниках рассказывается об армиях, которые в панике отступали, если был ранен или убит их военачальник.

Сражения не всегда проходили в открытом поле: зачастую они разворачивались вокруг городов и крепостей, где укрывался противник. Укрепление играло немалую роль в войне. К сожалению, трудно составить представление о военной архитектуре, так как большинство крепостей домусульманского периода подверглись значительной перестройке в более позднюю эпоху. Между тем индийские археологи несколько лет назад обнаружили стену древнего города Каушамби, укрепленную кирпичом. Возведенная, вероятно, в эпоху Будды, она неоднократно наращивалась и укреплялась и имела внушительную высоту и толщину. Ограда из плохо обтесанных камней защищала древнюю Рад-жагриху, столицу Бимбисары, царя Магадхи; она датируется, вероятно, той же эпохой. В Шишупалгархе, в Ориссе, раскопана часть крепостной стены города догуптской эпохи. Возведенные из тщательно выложенных кирпичей на земляной насыпи, эти стены, вероятно, были окружены рвом.

Самая крупная сохранившаяся до наших дней домусульманская крепость — это Девагири (современный Даулатабад), столица царей Ядавов в северном Декане, наследников последних Чалукьев. Внешние укрепления в основном были заново отстроены и укреплены мусульманскими завоевателями, но крепость, возведенная на почти недоступной высоте, сохранила туннели, прорытые в скале при индусских князьях.

Тактика осаждающих чаще всего состояла в том, чтобы блокировать врага и морить его голодом и жаждой, но случалось, что крепость брали приступом или с помощью подкопа. Туннели, вырытые для этой цели, назывались суранга — слово, производное от греческого surigx, это позволяет предположить, что индийцы переняли некоторые способы подрывных работ, используемые греко-бактрийскими правителями.

Индусские войска, сопротивлявшиеся мусульманским вторжениям, в конце концов оказались слабее своих противников. Отсутствие долговременной и последовательной дипломатии делало их положение еще более сложным. Средневековые государства не смогли ни образовать империю, ни заключить прочные союзы.

Они имели огромные армии, но, плохо управляемые, те оказались бессильны перед внешними врагами. Эти армии имели в своих рядах героев, но были неспособны противостоять тюркам, чья военная наука не была обременена ни педантичными теориями, ни соблюдением устаревших традиций.

Один из столпов на которых стоит вся история Древней Индии – деление на касты, то есть наличие в обществе четко разделенных между собой классов граждан страны, профессия, род деятельности и вообще вся жизнь которых, была заранее определена уже по праву рождения.

Брахманы (жрецы), кшатрии (воины) и вайшьи (земледельцы, ремесленники и торговцы) составляли господствующие касты, из которых первые две считались главными. При этом каждая предшествующая каста стояла выше по рождению, чем следующая, и почет должен был оказываться тем, кто принадлежит к высшей касте. Шудры составляли четвертую касту — это были бесправные и угнетенные бедняки.

Сражение индусов и македонян вовремя похода Александра Македонского в Индию

Сражение индусов и македонян вовремя похода Александра Македонского в Индию

Количественный и качественный состав армий Древней Индии

В бою индийское войско древности широко использовало слонов. На спине слона устраивалась башенка, и в ней помещались лучники, вооруженные луками и дротиками. По примеру индийских войск боевых слонов включили в состав своего войска персидские цари, а после правления Александра Македонского и так называемые эллинистические царства.

Индийские пехотинцы, по сведениям Арриана, имели большой лук в рост человека и длинные стрелы. Один конец лука ставился на землю; пехотинец упирался в него левой ногой и натягивал до отказа тетиву. Длинные стрелы якобы пробивали щит и панцирь.

Квинт Курций, возражая Арриану, заявлял, что эти стрелы были неопасны. Пехотинец имел щит из кожи в рост человека, но узкий — уже туловища человека. Кроме лука и стрел, пехотинец был вооружен длинным и широким мечом. Всадники имели на вооружении по два копья для метания (дротики) и небольшие щиты; седел у них не было, но лошади были взнузданы.

Боевые слоны до появления регулярной конницы были грозою для пехоты. Арриан сообщает о хорошей дрессировке боевых слонов, которые защищали своих вожаков, прикрывая упавших на землю своим туловищем, как щитом; убитых вожаков слоны выносили из боя.

Структура войск древнейших государств Индии имела свои особенности. В состав войска входили пехота, боевые колесницы, всадники и боевые слоны. Арриан сообщает, что один из правителей имел 50 боевых слонов, 4 тысячи всадников и 130 тысяч пехотинцев. Последнее мало вероятно. Обычно боевые слоны исчислялись десятками, реже — сотнями, боевые колесницы — сотнями, всадники — тысячами, а пехотинцы — десятками тысяч. Пехота была у индийцев главным родом войск.

В древней Индии города были хорошо укреплены. Укрепления состояли из стен с башнями; вокруг стены обычно выкапывали широкий и глубокий ров. Стены города Палим-ботра, по словам Арриана, имели 570 башен и более 60 прочных ворот. Около VI века до н э. среди рабовладельческих государств Северной Индии выделялись два наиболее крупных государства — Магадха и Кошала, которые возникли в долине Ганга и длительное время враждовали между собой.

Государства Северо-Западной Индии отстаивали свою независимость в борьбе с персидской деспотией. Персам удалось захватить Гандхару, которая была превращена в сатрапию Персии, платила большую дань и посылала в персидское войско отряды индийских воинов. В IV веке до н.э. поход в Северо-Западную Индию (долина Инда) предпринял Александр Македонский, однако ему не удалось проникнуть вглубь Индии.

Военное дело древней Индии: Законы Ману

Мы не имеем достоверных данных о ходе каких-либо войн и боев индийского войска, которые показали бы характерные черты индийского военного искусства. Но у нас есть документ, обобщающий боевой опыт государств Северной Индии. Этим документом являются “законы Ману”, корни которых уходят в глубокую древность. В “законах Ману” большое внимание уделено вопросам военного искусства, и они являются одной из первых попыток теоретического обобщения древнего боевого опыта индийских деспотий.

Окончательная редакция “законов Ману” относится к периоду I века до н. э.—V века н. э., вследствие чего весьма вероятно, что на них оказала влияние китайская и греческая военно-теоретическая мысль. Но исторические корни “законов” все же уходят к древним руководящим документам, существовавшим в Индии.

В южной части Индии в первой половине I тысячелетия до н. э. существовало три государства — Пандия, Чола и Чера, сведения о которых слишком скудны. Известно лишь, что им пришлось отстаивать свою независимость в борьбе с брахманами и кшатриями государств Северной Индии.

“Законы Ману” охватывают большой круг вопросов: о войне и мире, о значении укрепленных пунктов, о моральных основах войн, об обязанностях царя, о значении правильной оценки обстановки и выбора момента начала действий, о требованиях к подготовке похода и обеспечению движения, о ведении боя и способах овладения крепостями. Все эти вопросы изложены довольно систематично.

По “законам Ману” войско вверялось полководцу, казна и управление государством — царю. Причем (!) у царя есть самые настоящие обязанности, которые он должен неукоснительно соблюдать. Мир и война, говорилось в законах, зависят от посла, который “создает и ссорит союзников” (ст. 66), то есть уже в те времена военные деятели отчетливо понимали – есть война это прямое продолжение политики, один из её рычагов. Как показывает история, далеко не все народы сумели не то, чтоб понять эту мысль, но даже и приблизиться к её пониманию.

Обязанность царя заключалась, кроме всего прочего, в поддержании должного боевого состояния крепостей и их гарнизонов. “Законы” регламентируют: крепость может быть сооружена из камня и земли, подступы к ней преграждаются водой или деревьями. Каждую крепость надо обеспечить оружием, деньгами, зерном, транспортными животными, кормом для скота и водой. В гарнизоне крепости находились брахманы и достаточное количество воинов и ремесленников. Именно содержанию крепостей в мирное время уделяется решающее значение, ведь: “Один стрелок, помещенный на городском валу, сопротивляется сотне, сотня—десяткам тысяч” (ст. 74).

Большой интерес в “законах Ману” представляет изложение моральных правил ведения войны, чего мы не встречаем ни у одного военного теоретика древности. “Законы” запрещали на войне “убивать вероломным оружием, ни зубчатыми стрелами, ни ядовитыми, ни расколотым на конце острием. Он (царь) не должен убивать того, кто (в сражении) стоит на возвышении (если он сам находится на колеснице), ни евнуха, ни сложившего руки (в знак помилования), ни того, который (бежит) с развевающимися волосами, ни сидящего, ни того, который говорит: “я твой”. Ни спящего, ни того, у кого нет кольчуги, ни нагого, ни безоружного, ни того, который смотрит на сражение, не принимая в нем участия, ни того, который сражается с другим (врагом). Ни того, у которого поломано оружие, ни пораженного (горем), ни тяжко раненого, ни испугавшегося, ни обратившегося в бегство; но во всех этих случаях он должен помнить долг (настоящих воинов)” (ст. 91—93).

“Царь должен всегда действовать без обмана и никогда не нападать вероломно” (ст. 104).

Кроме того, царь должен: быть храбрым в сражении, защищать народ и подчиняться брахманам, быть всегда готовым к войне, показывать свою силу, скрывать свои секреты и подмечать слабые стороны врага (ст. 102). “Подобно цапле он (царь) должен обдумывать свои дела; подобно льву он должен обнаруживать свою силу; подобно волку он должен брать свою добычу; подобно зайцу он должен уходить в безопасное место” (ст. 106). Но самое главное — это сохранение военной тайны. “Тот царь, тайных планов которого не узнают другие люди… завладеет всей землей, хотя бы у него была бедная казна” (ст. 148).

Царь постоянно обязан думать о шести видах царской политики: о союзе, войне, походе, стоянке, разделении войска и приискании помощи (ст. 160).

Он должен тщательно оценить обстановку и лишь после этого принимать решение о способе действий, исходя прежде всего из поведения союзников. “Кто понимает пользу и вред (какой будет результат его действий) в будущем, кто быстро решает в настоящем и понимает последствия прошлого, тот не будет побежден врагами” (ст. 197).

“Законы” требовали от царя “очень остерегаться друга, который тайно сносится, с врагом, и беглецов (из лагеря неприятеля); ибо это опаснейшие враги” (ст. 186). В то же время царь должен поощрять к мятежу тех из войска противника, кто склонен к этому, т. е., иначе говоря, рекомендовалось широко пользоваться подрывной деятельностью.

В благоприятной обстановке предписывалось вступать в сражение, но лучше было достигнуть цели переговорами, дарами, угрозами, так как неизвестно, на чьей стороне в бою окажется победа. Если же все средства будут исчерпаны и цель не будет достигнута, следует вступить в сражение, хорошо вооружившись, чтобы наверняка победить врагов. Следовательно, “законы” не исключали боя, но считали его крайним средством и требовали тщательного обеспечения успеха.

Важное значение придавалось выбору момента начала действий. Начинать войну рекомендовалось лишь тогда, когда подданные были довольны политикой царя, когда имелось сильное и воодушевленное войско. Если не имеется достаточного количества подвижных боевых сил (слонов, боевых колесниц, всадников), то войска должны выбрать и занять выгодную позицию. Если противник сильнее, следует разделить свое войско, чтобы заставить его (противника) разбросать свои силы. Выступать в поход следует в благоприятном месяце. Перед выступлением надо обязательно учитывать состояние своего войска и возможность победы.

Закончив приготовления к войне и обеспечив базу военных действий, “законы” рекомендуют заслать к противнику шпионов, а затем подготовить три рода дорог для движения своего войска: для пехоты, конницы, боевых колесниц и слонов. Войско для похода делилось на шесть частей для обеспечения его маневренности. Его надо было двинуть к столице противника.

Следовательно, главным объектом действий “законы” считали не войско врага, а его политический и экономический центр — столицу.

Войско, говорилось в “законах”, должно двигаться “сообразно с правилами военной тактики” (ст. 185), суть которой, заключалась в определении формы построения. “Законы” рекомендовали в зависимости от обстановки применять различные формы построения боевого порядка (“ромб”, “клин”, “игла” и т. д.).

С какого направления ожидалась опасность, туда и двигалось войско. На флангах, впереди и в тылу имелись отряды воинов, знающие сигналы, “искусные в отражении атаки и в нападении, неустрашимые и верные” (ст. 190). Царю рекомендовалось находиться в центре отряда, построенном “подобно лотосу”, т. е. кругом.

Ведению боя “законы” уделяют меньше внимания, но и в этом отношении даны некоторые указания. Прежде всего, там говорится об использовании родов войск в зависимости от характера местности. “В равнине должно сражаться на колесницах и лошадях, в покрытой водою местности — на слонах и лодках, в покрытой лесом и кустами местности — луками, в холмистой местности мечами, щитами и (другим) оружием” (ст. 192).

Царь “должен заставить сражаться небольшое число воинов сомкнутым строем, при желании выдвинуть большое число отдельными рядами; или он должен заставить их сражаться, построив (небольшое число) в виде иглы и (большое число) в виде громовой стрелы” (ст. 191). Рослые и надежные воины должны сражаться в первых рядах.

Перед боем царю надо воодушевить свое войско, а во время боя тщательно наблюдать за воинами и “записывать поведение их во время сражения” (ст. 194). Вопросу морального обеспечения боя “законы” отводят значительное место.

Наконец, в “законах Ману” излагаются краткие указания в отношении способов овладения укрепленным городом.

Прежде всего, следует обложить город со всех сторон и расположить лагерем свое войско. Затем необходимо опустошить окрестности города, уничтожить подножный корм, продовольствие, топливо и воду, разрушить валы, завалить рвы; на противника нападать неожиданно и тревожить его ночью.

По окончании войны царь должен осмотреть свои войска, боевые колесницы, вьючных животных, оружие и амуницию.

Таково содержание важнейших военных статей “законов Ману”, которые излагают главным образом военные обязанности царя. Лишь в одном случае упоминаются военачальники, но об обязанностях их ничего не говорится.

Индия в древности была отделена от остальных стран Азии высокими горами, ее население вело торговлю и воевало с государствами Древнего Востока, оказав большое влияние на их военную организацию и военное искусство.

Артхашастра – древнеиндийский политический и экономический трактат.

Кастовая система

Армия в древней Индии играла важную роль, так как войны с другими народами и разграбление их городов являлись главным источником процветания страны. Армия почитала царя, он считался мужественным воином, ему переходила часть добытого имущества, остальное делили воины. еще одной функцией армии была охрана общественного порядка.

Класс кшатриев считался военным, и, соответственно, значительная часть наследственных воинов относилась к этой касте, но в войне принимали участие и другие социальные классы. Брахманы, занимали высокие военные звания, члены низших каст тоже могли принимать участие в войне, но обычно как вспомогательные войска, все остальные могли брать оружие, только, когда наступал период бедствий.

Готовые работы на аналогичную тему

Воинственное настроение племен северо-запада Индии, Раджастана и части западного Декана, по-видимому, так и не утратило силу с течением времени, несмотря на многочисленные вторжения и многократную смену правителей, у этих народов многие мужчин должны были носить оружие.

Армия в древних текстах

Вооружение армии

В боях индийская армия использовала слонов, на спине слона располагались лучники, после персы тоже стали использовать слонов в своих военных походах, по некоторым источникам один правитель держал в своей армии 50 боевых слонов. Боевые слоны до включения в армию конницы были грозой для пехоты, их очень хорошо дрессировали, они защищали своих вожаков, прикрывали упавших своими туловищами как щитом, а убитых вожаков выносили из боя.

В составе войска была пехота и колесницы и тысячи всадников.

Всадники были вооружены копьями для метания, у каждого было по два копья и небольшой щит, при этом у всадников не было седел, но лошадей взнуздывали.

Древние индийцы хорошо укрепляли и защищали свои города, строили укрепления в виде башен и стен, вокруг стен вырывали глубокие рвы, так древний город Полимботра имел более 500 башен и более 60 прочных ворот.

Рисунок 1. Боевой слон. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Древние воины занимались исключительно военными делами, при этом оружие они сами не изготавливали, им доставляли лошадей, ухаживали за ними слуги, они же и чистили оружие, чинили колесницы. Воины только сражались, все остальное время вели беззаботную жизнь, государство платило им хорошее жалованье, на которое без проблем и лишений можно было жить.

Тактика ведения боя

Важную роль играл выбор момента начала действия. Начинать сражение лучше тогда, когда подданные и армия одобряли и были довольны политикой царя, когда войско было сильным и храбрым, если на момент начавшихся боевых действий не было колесниц и боевых слонов, то армия должна выбрать удобную позицию чтобы не проиграть бой в первые часы сражений.

Если вожак понимал, что противник сильнее, он делил войско, чтобы неприятель также разделил свои силы. Перед тем как идти в военный поход, учитывалось общее состояние войска и высчитывалась вероятность победы.

Самому ведению боя законы уделяли меньше внимания, но и в этом плане были свои указания. На равнинах лучше использовать колесницы с лошадями, в водной местности слонов и лодки, в лесном массиве луки, в гористой местности мечи и щиты.

Многое зависело от царя, он сам выстраивал ряды, самые сильные и надежные воины сражались в первых рядах.

Описание: Данная статья предназначена для тех кто увлекается Историей Древнего мира и Древней Индии, учителям, родителям и детям.
Цель: повысить познавательную активность данный темы и к самой истории Индии.
Задачи:
1. Рассказать о происхождении цивилизации Индии.
2. Описать основные этапы Древней Индии
3. Обьяснить основу верования.
4. Падения империи.



Литература:
1. Забытая цивилизация в долине Инда М. Ф. Альбедиль
2. Индия. История страны Синхараджа Таммита-Дельгода

Читайте также: