Концепция власти биологическая кратко

Обновлено: 01.06.2024

В самом общем смысле власть – это способность и возможность социального субъекта осуществлять свою волю, используя различные ресурсы и технологии (авторитет, силу, традиции, закон, техники манипуляции сознанием и т.д.). При определении власти следует учитывать множественность её проявлений и многоаспектность научных подходов к её анализу.

По своей природе власть – явление социальное, поскольку возникает в обществе. Общество без власти – это хаос, дезорганизация, саморазрушение социальных связей. Потребность во властных механизмах обусловлена рядом причин, прежде всего необходимостью придать взаимодействиям между людьми целесообразность, разумность, организованность, создав общие для всех правила поведения, согласовывать несовпадающие интересы, регулировать взаимоотношения между их носителями, обеспечивать взаимодействие социальных субъектов и тем самым предохранять общество от анархии и распада.

– как функционирование определенных институтов (государственных, общественных);

– как деятельность лидеров, элит, масс (выражается в действиях);

– как систему средств и методов властного воздействия (источники и ресурсы власти);

– как результаты (последствия) реализации власти.

При определении природы власти выделяют два основных подхода. Первый подход (поведенческий) характеризует власть как особенную сущность, носителем которой выступает отдельная личность и которая выражается в локализованной энергии, заставляющей других людей повиноваться. С точки зрения данного подхода природа власти объясняется биологическими и психическими особенностями человека – её носителя. Второй подход (социологический) трактует власть в терминах социального взаимодействия, как отношения чего-нибудь или кого-нибудь. При этом взаимодействие предполагает наличие, по крайней мере, двух сторон.

В рамках поведенческого подхода получили развитие следующие концепции власти: теологическая, биологическая, бихевиористская, психоаналитическая, мифологическая и др.

Теологическая концепция власти (Аристотель, Аврелий Августин) – одно из наиболее ранних определений власти, согласно которой всякая государственная власть происходит от Бога, а все монархи, осуществляющие власть, – лишь исполнители божественной воли. Подчинение людей воле Божьей, принципам божественного разума обеспечивает порядок в обществе, самосохранение и продолжение человеческого рода.

Биологическая концепция власти (Габриэль Марсель, Фридрих Ницше) рассматривает власть как механизм обуздания человеческой агрессивности, заложенной в наиболее фундаментальных инстинктах человека как биологического существа.

Так, биологические трактовки власти послужили обоснованием права одних народов повелевать другими. Адольф Гитлер выдвинул идею, согласно которой волей и способностью к самоутверждению обладают исключительно представители арийской расы — в этом их богоизбранность и призвание управлять всем миром.

Психоаналитическая концепция власти (Гарольд Лассуэл) рассматривала власть как способ господства бессознательного над человеческим сознанием. Индивид подчиняется силам, находящимся вне его сознания. Это происходит в результате того, что средствами скрытого и открытого манипулирования его психике задается особая установка. Подавляя рациональные мотивы поведения, манипуляция обеспечивает доминирование иррационального в политической деятельности (страха, агрессивности, стремления к разрушению).

В рамках второго (социологического) подхода в определении природы власти сформировались следующие концепции власти: структурно-функциональная, классовая, дуалистическая и др.

Структурно-функциональная концепция (Толкотт Парсонс) рассматривает власть как отношение неравноправных субъектов, чьё поведение обусловлено выполняемыми ими ролями (например, роль управляющих или управляемых). При этом предполагается, что социальная роль определяет стиль (тип, характер, содержание) ожидаемого от человека поведения, соответствующего занимаемому им положению в обществе (статусу).

Следуя функциональному принципу деятельности, власть, по Т. Парсонсу, осуществляет ряд жизнеобеспечивающих функций: предписывает субъектам выполнять обязанности, налагаемые на них целями общества, и мобилизует его ресурсы для достижения общих целей.

Классовая теория власти (Карл Маркс, Фридрих Энгельс, Владимир Ильич Ульянов (Ленин)) рассматривает власть как отношения господства и подчинения одного класса другим. Природа данного господства обусловлена экономическим неравенством, местом и ролью класса в экономической системе общества.

На взгляд представителей этой теории, экономическое неравенство служит основой всех других форм социального неравенства, которое не исчерпывается только классовыми различиями. Оно более многообразно и включает в себя профессиональные, этнические, половозрастные, региональные и культурные различия. Поэтому власть оказывается везде, где есть неравенство. Согласно этой концепции власть следует отличать от господства.

Дуалистическая концепция власти (Морис Дюверже) выделяет внутри власти два элемента: а) материальное принуждение; б) убеждение, вера со стороны подчиняющихся в то, что такое подчинение похвально, справедливо, законно. При отсутствии второго элемента это уже не власть, а господство. Господство – более узкое понятие, чем власть. Оно связано с применением силы, которое может выражаться в разных формах, таких, как физическое насилие, экономическое принуждение, давление со стороны организованного коллектива и т.д. Власть же может осуществляться и без прямого насилия, опираясь на силу авторитета (вероятность добровольного подчинения).

Как полагали представители данной концепции, двойственность власти выражается в том, что она, с одной стороны, является инструментом господства одних групп общества над другими, а с другой – выступает эффективным средством интеграции и обеспечения социальной солидарности всех членов общества для всеобщего блага.

Несмотря на различность подходов и определений большинство исследователей в рассуждении о власти сходились на том, что власть начинается там, где возникает подчинение. Иначе говоря, власть – это социальное отношение, проявляющееся в возможности и праве одного субъекта или группы принимать решения, приобретающие обязательный характер для другого субъекта или группы.

Немалое значение для политической науки имеет и структура власти, под которой понимаются её компоненты и движущие силы: субъекты власти, объекты власти, источники власти, средства (ресурсы) власти и процесс, приводящий всё это в движение для достижения определенной цели.

Субъект власти (государство, государственные институты, политические лидеры и элиты, политические партии) – в системе двусторонних отношений людей воплощает в себе активное, направляющее и ведущее начало. Именно от субъекта исходит волевое влияние и воздействие, следуют распоряжения, указания, требования, спрос и контроль. При этом субъект власти должен обладать целым рядом качеств:

– готовностью брать на себя ответственность;

– знание дела, за которое берется;

– умениями и навыками руководства и управления;

– авторитетом и другими.

Конечно, в реальной жизни властвующие субъекты в разной степени наделены этими качествами, но все же, знания, умения, профессионализм – неотъемлемый атрибут власти. Это главные предпосылки обязательного выполнения объектом требований субъекта власти.

Значительную роль в системе властных отношений играет объект власти (индивиды, социальные группы, классы и т.д.). Это обусловливается тем, что власть, невозможна без доминирования воли субъекта и без подчинения объекта. Если отсутствует подчинение (ответные действия со стороны объекта), то нет и власти. В то же время иерархия власти предполагает, что объект власти является таковым только по отношению к вышестоящему властному органу, но по отношению к нижестоящему он выступает как субъект власти.

Под источниками власти понимается то, что даёт власти её силу и действенность, всё то, что находится в её исходном начале – воля, закон, сила, авторитет, богатство, знания и т.д. В Конституции Российской Федерации (далее – Конституция РФ) говорится, что единственным источником власти в Российской Федерации является её многонациональный народ.

Под ресурсами власти в широком смысле понимается всё то, что субъект власти может использовать для влияния на объект с целью достижения своих целей, всё то, что позволяет добиться доминирования – право, принуждение, насилие, убеждение, страх и т.д.

Любая общественная власть имеет различные формы реализации – функции:

– господство – это подавление, преобладающее влияние, обладание всей полнотой власти;

– руководство – осуществление путем воздействия (прямого или косвенного) на людей в определенной сфере;

– управление – использование представленных полномочий для поддержания задуманного (заданного) режима в конкретной сфере деятельности (по горизонтали или вертикали);

– организация – регулирование, функционирование, субординация и координация элементов или компонентов системы;

– контроль – проверка соответствия деятельности людей установленным принципам и нормам и её корректировка.

В современной политической науке исследователи насчитывают более 150 разновидностей власти[2]. Оснований для её классификации существует множество:

по сферам общественной жизни – экономическая, политическая, социальная, духовная и т.д.;

по функциям органов власти – законодательная, исполнительная, судебная;

по формационному и классовому признакам – первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, социалистическая;

по типу политического режима – тоталитарная, авторитарная, демократическая;

по отношению к социальному прогрессу – прогрессивная, реакционная, динамичная, застойная;

по субъекту – государственная власть, власть органов местного самоуправления, власть общественно-политических организаций и движений, власть средств массовой информации, власть церкви и др.;

по степени институционализации – центральная, региональная, республиканская, окружная, областная, городская, районная, муниципальная и др.;

по правовому признаку – легальная, нелегальная;

по степени признания власти населением страны – легитимная, нелегитимная.

Среди перечисленных разновидностей власти наиболее важной и общественно значимой, является политическая власть, ядро которой составляет власть государственная. Политическая власть, по сравнению с другими разновидностями власти, оказывает наиболее существенное и всестороннее влияние на общественную жизнь, является её важнейшим регулятором.

Биологический подход к понятию "власть", сущность и содержание социального дарвинизма. Психологические и культурные основы власти, их особенности и значение. Религиозно-атеистическая сакральность и утилитаризм как основа большевистских идей и власти.

Рубрика Политология
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 09.11.2010
Размер файла 24,8 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Биологические, психологические и культурные основы власти

В политологии особенно часто встречаются следующие подходы к истолкованию власти: биологический, психологический и культурный.

1. Биологические основы власти

· французского социолога М. Марсаля

Считает, что власть не является специфичной только для человека, а имеет предпосылки и корни в биологической структуре, общей у человека с животными.

· французского политолога А. Поза

· французского политолога М. Дюверже

Находит феномен власти и политики не только у животных, но и у других биологических образований.

Своеобразным вариантом биологической концепции власти является социальный дарвинизм - идейное течение в общественной мысли конца XIX - начала XX в., которому свойственно сведение закономерностей развития человеческого общества к закономерностям биологической эволюции и выдвижение принципов естественного отбора, борьбы за существование и выживание наиболее приспособленных в качестве определяющих факторов общественной жизни.

· выводили свои концепции власти непосредственно из принципов биологической эволюции (Ф. Шальмайер и Г. Мацат);

· стремились выявить различия между борьбой за существование среди животных, с одной стороны, и среди людей - с другой (В. Ваккаро);

· подчеркивали ведущую роль социальных конфликтов, возникающих в процессе удовлетворения людьми потребностей в результате их стремления к господству (Л. Гумплович).

2. Психологические основы власти

Сторонники этого подхода исследуют власть главным образом под углом зрения субъективного восприятия ее индивидом. Такого рода субъективное восприятие: основывается на особых качествах непосредственного носителя власти (вождя, лидера, руководителя)

Это ведет свое начало от веберовской концепции трехчленного деления типов политического господства: вытекает из особенностей психологической природы самого человека.

У одних людей проявляется в чувстве слепого повиновения, а у других, наоборот, в чувстве неповиновения, непокорности всяким атрибутам внешнего воздействия на личность.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что власть - это явление и общественное, и психологическое. В качестве общественного явления она подчиняется объективным законам, независимым от человеческих представлений и стремлений, вытекающим из процесса общественного развития, в котором экономическое развитие играет решающую роль. Как явление психологическое она существует в сфере восприятий и переживаний личности и зависит от сложных, формируемых не только под воздействием общества, его экономики и культуры, но и под воздействием всего уклада жизни черт личности людей, над которыми власть осуществляется.

Общественные законы, суть, законы сотрудничества и взаимовлияния чувств, желаний и представлений людей, вступающих в общественное взаимодействие; однако любое сотрудничество - это действия людей, имеющих определенную направленность и предполагающих некоторую силу, а именно, власть. Власть рождается с самим общественным процессом, являясь одним из необходимых условий его функционирования. Власть есть сила направляющая, но в то же время сама порождается общественными силами, т.е. в известном смысле им подчинена и без их поддержки. Власть неизбежна. Ее присутствие и последствия - принуждение видны во всех отношениях между людьми. Нередко власть и принуждение противопоставляют свободе. Свобода есть состояние независимости от внешних условий. Однако такое состояние не является внешне бездеятельным, когда человек и не подчиняется никому сам и не подчиняет никого, не поддается на чужое влияние и сам его не оказывает. Трудно представить себе общество, состоящее из людей подобного типа. Такое общество, строго говоря, упраздняется. Живя в обществе, человек не может быть свободным от общества. Нравственный интерес требует личной свободы как условия, без которого невозможны человеческое достоинство и высшее нравственное развитие. Но существование общества, прежде всего, зависит от безопасности всех живущих в нем. Любое общество не может существовать, если всякому желающему представляется беспрепятственно творить произвол.

Власть является последствием общественного процесса и одним из необходимых условий его совершения.

Оба явления неотделимы одно от другого. Власть есть сила направляющая, но в то же время сама порождается общественными силами, то есть, стало быть, в известном смысле им подчинена и без их поддержки не может существовать. Не трудно априорно видеть, что по самому происхождению своему и по смыслу своему как сила направляющая власть должна порождаться не одной волевой способностью, но также чувствами и представлениями.

Присутствие власти и - последствия ее - принуждения - видно решительно во всех междучеловеческих отношениях. Никогда и нигде не видно общежития без какой-либо власти и принуждения. С исторической точки зрения этот факт не подлежит оспариванию. Но не все одинаково оценивают его значение со стороны нравственной. Нередко власть и принуждение рассматриваются как неизбежное зло. Власти противополагают свободу, как состояние особенно благодетельное. Известно, какое сильное участие принимают такие представления в наших исторических оценках различных учреждений, а равно и в нашем политическом творчестве, наконец, в идеалах предполагаемого будущего. Очень важно поэтому, как можно яснее вникнуть в действительный источник и в точное существо как того явления, которое называется властью, так и того, которое называется свободой.

Не трудно заметить, что оба эти явления составляют не более как различные проявления одного и того же факта - а именно самостоятельности человеческой личности. Если бы человек не был существом, заключающим в себе некоторую самостоятельную силу, если бы он был простым результатом каких-либо внешних влияний, он не был бы способен ни к состоянию свободы, ни к состоянию власти. Наша свобода есть нечто иное, как состояние независимости от данных окружающих условий, а такое состояние может явиться только при способности напряжения внутренней нашей силы до степени по крайней мере равной напряжению действующих на них внешних сил. Наша власть есть не что иное, как переход этого внутреннего напряжения к подчинению сил внешних условий или внешних сил. По самому существу общественных явлений эта способность свободы и власти, прежде всего и чаще всего проявляется в отношении других личностей.

В состоянии общественной кооперации каждая личность, в качестве внешних для нее условий и сил, встречает, прежде всего, членов этой же кооперации. Самостоятельность личности, прежде всего и чаще всего проявляется в отношении того, что ее наиболее ближе окружает. Во взаимодействии с этими окружающими существами каждый человек, смотря по обстоятельствам, является попеременно в состоянии свободы и власти. При этом не трудно видеть, что состояние свободы есть состояние внешне бездеятельное. Это состояние, в котором личность и не подчиняется сама, но также и не подчиняет никого, не поддается на чужое влияние и сама его не оказывает. Это состояние для личного существования есть как бы идеальное, но с точки зрения общественной не есть активное.

Необходимо заметить, что власть, с одной стороны, и подчинение - с другой вовсе не являются непременно результатом какого-либо насилия, подавления одной личности другою. Как обрисовывает К.П. Победоносцев, в сложной натуре человека есть, между прочим, несомненное искание над собой власти, которой он мог бы подчиниться.

Это очень глубоко подмеченная черта нашей психологии, черта, которую можно назвать женственною, но которая обща всему роду человеческому. Она вовсе не есть выражение слабости, по крайней мере, по существу, но выражает поэтическое созерцание идеала, искомого нами и чарующего нас в частных воплощениях своих, вызывающего наше преклонение и подчинение, ибо идеалом нельзя владеть, а ему можно только подчиняться, как высшему нас началу. Эта черта выражает, однако целую, серию общечеловеческих добродетелей: смирения, скромности, искренней радости при отыскании идеального, без зависти к тому, что оно выше нас, а с одной чистой готовностью поставить это высшее в образец себе и руководство. Подобно тому, как стремление к независимости может порождаться не только могучей силой, но также грубой необузданностью натуры, демоническим тщеславием, так и стремление к подчинению не всегда является результатом слабости, но и лучших, тончайших свойств природы нашей.

Это искание над собой власти, свободное желание подчинения играло огромную и высокую роль в развитии общественности.

В общей сложности - резюмируя - свобода играет гораздо большую роль в личной жизни и выработке, нежели в общественной. Свобода для общества нужна, собственно, потому, что без нее не будет высокой личности. Власть и подчинение, наоборот, суть по преимуществу состояния общественные, в них по преимуществу выражается человеческая кооперация, ими строится общество. С точки зрения нравственной этот факт сам по себе не может быть ни превозносим, ни осуждаем, ибо оценка власти и подчинения вполне зависит от того, во имя чего, в каких целях и с какими последствиями власть применяет свое влияние, а подчинение ищет, или допускает воздействие власти.

3. Культурные основы власти

Культурная основа власти - псевдосинкретизм.

В сущности, вся история становления политической культуры в России была историей попыток либо преодолеть раскол посредством просвещения, реформ и т.д., либо адаптироваться к нему. Любой шаг в сторону усложнения нравственного схематизма можно рассматривать, как попытку преодолеть раскол за счет новых средств, новых путей решения все более сложных проблем. Для преодоления раскола требуются свобода поиска эффективных решений, неуклонное расширение свободы, включая свободу политической деятельности, более или менее свободное общение людей, чтобы обеспечить взаимопроникновение, взаимоотталкивание смыслов, использовать все богатство нравственного схематизма, а также сделать возможной критику его ограниченности.

История продемонстрировала, что утилитаризм был для большевиков, прежде всего инструментом поверхностного и, в сущности, инфантильного манипулирования обществом. Это была не политика, а политиканство, где все было построено на фактическом игнорировании проблемы общего интереса, на воспроизводстве глубоко деформированного дуального управления, которое было органически неспособно выработать и осмыслить такой интерес.

Заключение

Наличие множества подходов, выделяющих разные аспекты власти, объясняется сложностью, субстанциональностью самого явления властвования, его присутствием в любом элементе человеческих отношений. Ведь это одно из проявлений управления, самоорганизации социальных систем, координации, распределения ролевых функций, влияния между людьми.

Но для политологии важным является выделение смысловых границ именно политической власти, т.е. власти, осуществляемой специфически политическими способами и механизмами и преследующей именно политические цели. Атрибутами такой власти служат государство, профессионализм, временная и пространственная локализация властных отношений, их формализация и иерархический характер.

Список литературы

1. Ахиезер А.С. Как искать специфику российского общества, или Было ли осевое время в России // Рубежи. 1998. №3-4

2. Ахиезер А.С. Россия: критика исторического опыта. В 2-х т. Новосибирск, 1997-1998.

4. Плискевич Н.М. Экономика - жизнь - культура: К итогам дискуссии // Общественные науки и современность. 2001. №6. С. 53.

5. Политология: Учебник для вузов / В.Н. Лавриненко, А.С. Гречин, В.Ю. Дорошенко и др.; Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. - М.: ЮНИТИ, 1999. - 367 с.

Существуют поведенческий и социологический подходы к определению природы власти. В рамках этих подходов выделяют различные концепции власти, каждая из которых представляет собой определенный способ понимания и трактовки власти.


Мифологическая концепция власти.

Теологическая концепция власти.

Согласно данной концепции вся государственная власть происходит от Бога, а монархи – исполнители божественной воли.

Биологическая концепция власти.

Согласно данной концепции власть – механизм обуздания человеческой агрессивности, которая заложена в инстинктах человека как биологического существа.

Бихевиористская концепция власти

Власть связана с особенностями человеческого поведения, согласно которым одни люди командуют, а другие – подчиняются. Политическая власть зависит от индивидуальных стремлений к власти. Стремление подчинять своей воле других индивидов – доминирующий мотив политической активности человека.

Психологическая концепция власти

Мотивы и истоки власти находятся в сфере бессознательного. Стремление к власти – это проявление психологической энергии. Власть – это способ господства бессознательного над человеческим сознанием. Индивид подчиняется силам, находящимся вне его сознания.

Структурно-функциональная концепция власти

Власть – это способ самоорганизации общества, который основан на разделении функций управления и исполнения. Власть – это отношения неравноправных субъектов, поведение которых зависит от выполняемых ими ролей.

Конфликтологическая концепция власти

Власть – это отношения господства и подчинения одних классов другим (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин). Господство обусловлено экономическим неравенством, местом и ролью класса в экономической системе общества. Класс, обладающий собственностью, может подчинять своей воле экономически зависимые классы.

Дуалистическая концепция власти

Происхождение власти дуально (двойственно): с одной стороны, власть основывается на прямом принуждении, с другой стороны, на убеждении подчиняющихся в справедливости своего подчинения.

↑ Понятие власти

↑ Сущность власти

Определение власти, сформулированное Вебером, помогает выделить важные положения, характеризующие сущность политической власти:

↑ Признаки власти


  • всеобщность, т.е. способность проникать во все сферы деятельности отдельных индивидов, человеческих общностей и социальных институтов;
  • порядок и согласованность действий сторон, обусловлен­ных различными факторами, например общей материальной заинтересованностью, духовной близостью, страхом, подра­жанием, привычкой и т.д. В конечном счете любая власть опирается на добровольный или вынужденный консенсус сторон, готовность к подчинению;
  • объективные потребности и интересы конкретного ин­дивида, социальной группы либо класса.

↑ Виды власти

В зависимости от признака классификации выделяют различные виды власти.

Так, с точки зрения социального уровня различают власть: в масштабе всего общества; внутри коллектива (социальной общности); в отношениях между индивидами.

По способам взаимодействия субъекта и объекта власти выделяют власть: тоталитарную; авторитарную; либеральную; демократическую.

С точки зрения эволюции власти проводится различие между общинной или недифференцированной властью (при родовом строе), индивидуализированной и персонифицированной властью (при племенном строе, теократических и феодальных режимах) и институализированной, т.е. автономной в правовом отношении (современное государство).

По содержанию можно выделить власть: семейную, чувственно-­эмоциональную, духовную, религиозную, экономическую, полити­ческую, информационную и др.

Политическая власть и государственная власть

Государственная власть
Политическая власть
Государственная власть формализована, легализована, закреплена в правовой форме, реализуется специальным государственным аппаратом, выполняет арбитражную роль в обществе. Это один из видов власти в обществе, где в качестве субъекта власти выступает государство в лице своих органов, учреждений и должностных лиц, а в качестве объекта власти — население страны.Политическая власть — опирается на группы давления, политические партии, представительство в органах государства, использует общественное мнение. Политическая власть — это право, способность и возможность отстаивать и претворять в жизнь определенные политические взгляды, установки и цели.

Специфика государственной власти определяется, прежде всего, ее монополией на легальное, легитимное и универсальное принуждение от имени общества, обладанием юридического верховенства в обществе, универсальностью и суверенностью.

↑ Власть и авторитет

Власть связана с личностью лидера. Власть создает благоприятные правовые или юридические возможности для осуществления политического лидерства, которое, в свою очередь, опирается на авторитет и доверие.

Авторитет - безусловное признание достоинств политического лидера и его влияние на своих последователей.

Лидер использует свой авторитет для осуществления целей и задач политической деятельности. Обычно авторитет лидера определяется либо личными качествами политика, либо престижем проводимой им политики или статусом возглавляемого им органа.

Специфической особенностью авторитета является то, что он основан на добровольном признании личных заслуг и достоинств субъекта авторитета, а не на навязывании чужой воли.

В политологии авторитет рассматривается в качестве одного из методов осуществления политики, как один из мотивов подчинения властным органам, как выражение отношений субъекта и объекта политической деятельности. В основе авторитета лежит вера объекта политики в то, что политический лидер обладает определенными качествами для политического управления.

Политологи выделяют два вида авторитета руководителей:

  • должностной, обеспеченный положением,
  • личный, приобретенный самим руководителем.

Применительно к системе власти можно предположить, что авторитет представителей высших эшелонов власти (президент, премьер-министр и т.д.) в большей мере является должностным.

На более низких уровнях (региональные, местные администрации) все более определяющую роль начинает играть психологический авторитет, что объясняется меньшей дистанцией между властью и населением.

В основе политического авторитета лежит доверие объекта авторитета субъекту, вера объекта в то, что субъект обладает определенными основаниями и качествами для того, чтобы подчиняться ему. Доверие по отношению к политическим лидерам возникает в том случае, если люди уверены (или предполагают), что политический лидер сможет разделить их ценности. Особенности его выражения основаны на прошлом опыте лидера и его окружения и определяются сложившимися нормами и ценностями данной общности людей. Человек доверяет тем людям, взгляды и представления которых соответствуют сложившейся у него системе ориентаций и ценностей. Он воспринимает как истинную информацию, поступающую в первую очередь от вызывающих у него доверие людей. Не случайно кредит доверия (равно, как и его отсутствие) существенно влияет на поведение как политического лидера, так и его последователей.

В пособии анализируются такие проблемы, как политическая власть, лидерство, политические элиты, политические системы и режимы, партийные и избирательные системы, политические конфликты, политическая модернизация и другие актуальные вопросы современной политологии.

Природа власти в трактовке различных политологических школ

Власть многолика. Поэтому существуют различные способы объяснения происхождения и природы власти.

Прежде всего, концепции и определения власти зависят от подходов к ней.

Социологический подход рассматривает власть как взаимодействие, по крайней мере, двух сторон – субъекта и объекта власти. М. Вебер определял власть как способность и возможность одного лица в определенных социальных условиях проводить собственную волю вопреки сопротивлению других лиц. В основе власти лежат отношения господства и подчинения. Субъект власти – это тот, кто господствует, влияет на других и добивается поставленных целей. Объект власти – это тот, кто подчиняется, выстраивает своей поведение в зависимости от содержания и направления властного воздействия. Т. Парсонс считал, что в качестве субъекта власти может выступить не только личность, но и группа лиц. Он обратил внимание на то, что власть способна принимать решения и добиваться их выполнения путем мобилизации ресурсов общества на достижение поставленных целей.

В рамках этих двух подходов сформировались основные концепции власти.

Поведенческий подход стал основой формирования теологической, биологической, бихевиористской, психоаналитической и мифологической концепций власти.

(Бихевиористская и психоаналитическая концепции власти опираются на многочисленные данные практических исследований поведения личности в конкретных политических ситуациях. Исследователям этих направлений удалось изучить причины деструктивного, разрушительного политического поведения личности, мотивы поддержки власти индивидом, найти множество способов влияния и контроля над поведением личности и социальных групп, расширить научные представления о власти).

Социологический подход лёг в основу структурно-функциональной, конфликтологической и дуалистической концепций власти.

Структурно-функциональная концепция власти вытекает из общей теории действия Т. Парсонса. Общество – это структурно расчлененная целостность, в которой каждый элемент выполняет определенные функции. Интеграция элементов общества осуществляется путем социального действия. Одни субъекты выполняют социальные роли управляющих, другие – управляемых. Социальная роль личности соответствует занимаемому ею в обществе положению (социальному статусу) и предполагает определенное, ожидаемое поведение этой личности. Власть выполняет в обществе ряд жизнеобеспечивающих функций: предписывает субъектам выполнять обязанности, налагаемые общественными целями; мобилизует ресурсы общества на достижение общезначимых целей. (Структурно-функциональная концепция власти разрабатывалась также Р. Мертоном, Э. Шилзом и другими западными исследователями).

Конфликтологическая концепция (теория) власти впервые была разработана К. Марксом. В марксистском варианте эта концепция трактует власть как классовое господство – владычество одного класса над другими, вытекающее из собственности господствующего класса на средства производства. Это экономическое неравенство составляет фундамент всех других форм неравенства в обществе (политического, социального, этнического, регионального, культурного). Власть присутствует везде, где есть неравенство. Власть господствующего класса, подавляя угнетенные социальные слои, использует механизмы не только экономического, но и внеэкономического (государственного) принуждения.

В интерпретации Р. Дарендорфа конфликтологическая концепция власти имеет иной оттенок. В развитом индустриальном обществе ХХ в., считает Р. Дарендорф, конфликт возникает не только между общественными классами, сколько между властвующими и подчиненными вообще. Но этот конфликт может и должен быть признан и урегулирован, поскольку власть одних людей над другими составляет основу социальной стабильности.

Помимо перечисленных концепций власти, существуют и другие. Так, телеологическая концепция власти (Б. Рассел) считает власть способом достижения поставленных целей. Согласно Б. Расселу, властвует тот, кто способен выдвинуть обдуманную цель, спрограммировать средства её достижения и с помощью этих средств реализовать поставленную цель. Всё, что нас окружает, есть результат достижения известных целей.

Мобилизационная концепция власти (К. Дойч) видит во власти инструмент мобилизации общественных ресурсов на достижение социально-значимых целей.

Читайте также: