Искусство испании 15 16 вв кратко

Обновлено: 05.07.2024

Исторический контекст и особенности испанского Ренессанса

Свой Ренессанс пережила и Испания, однако сильно позже Италии и Северной Европы. Но много ли знаем мы об испанском Возрождении? Имена Сервантеса и Эль Греко, пожалуй, известны всем, но не все знают, что эти гении были в числе творцов Испанского Ренессанса. Который, в свою очередь, имел свое неповторимое лицо, свой почерк и свою собственную историю.

Новое XVI столетие открывается присоединением новых земель к Короне. Военные успехи и династическая политика способствуют расширению Испании. В ее состав включаются Нидерланды, северное побережье Африки, колонии в Новом Свете. Крепнет могущество державы, и в Испании появляется нечто похожее на национальное самосознание, национальную идею, что прямым образом повлияет на интенсивное развитие искусства, научной и культурной мысли.

XVI в. отмечен правлением Карла V Габсбурга, короля Испании и императора Священной Римской Империи. По праву рождения этому счастливцу принадлежало 27 корон, путем завоеваний он прибавил к ним еще несколько.

Любимым живописцем Карла был венецианец Тициан. Так эстетика итальянского возрождения начинает проникать в Испанию, в среду ее высшей аристократии. Однако католик Карл потерпел поражение в борьбе с немецкими князьями-протестантами и отрекся от престола. Часть своей империи он передает своему брату, другую часть - сыну Филиппу (в последствии королю Филиппу II, 1527-1598 гг.).

Правление последнего стало временем особенной мощи Испании, ярким, но кратким финальным аккордом. Это апофеоз силы католической державы и ее абсолютизма, за которым неминуемо следует его крах. Постепенно корона теряет свой престиж. Кстати, одной из причин того, почему Возрождение в Испанию приходит сильно позже Нидерландов и Италии, часто называют тот факт, что сильная королевская власть, а также деятельность инквизиции, мешали самостоятельности выражения художников и мастеров.

В то же время этот краткий, но блестящий период политического могущества подготовил почву для Нового. Он дал толчок мощному культурному развитию, появлению новых форм, новых мастеров, творивших в условиях постепенно сгущающихся над родиной туч. Уже в конце XVI столетия страна теряет свое господство на море в результате войн с Англией. И этот тяжелый в экономическом и политическом плане период рубежа веков порождает Золотой век испанского искусства, истинное Возрождение.

Культурный феномен испанского Ренессанса зарождался и зрел между двумя крупнейшими центрами европейского Возрождения — Нидерландами и Италией. Поэтому на протяжении XV-XVI вв. искусство Пиренейского полуострова находилось под постоянным воздействием художественных традиций обеих стран. Но особенностью пути Испании станет то, что местные мастера не копировали своих предшественников, но творчески пере-осмысляли их опыт, пропуская его через призму своей формирующейся национальной культуры.

Центрами испанского Ренессанса становятся крупные города, расцвет которых пришелся на время особенного могущества страны в XV-XVI вв. Это Севилья, Валенсия, Толедо. А после того как в 1561 г. король Филипп II переносит столицу государства в Мадрид, именно там сосредотачивается художественная жизнь страны. В столице и вокруг нее возводят прекрасные дворцы и наполняют их шедеврами как великих мировых живописцев (Тициан, Брейгель, Тинторетто, Босх), так и новых испанских мастеров.

Отличительной особенностью испанского искусства являлся минимальный процент светских произведений. С окончания Средних веков до наступления Нового времени, в то время как фламандцы и итальянцы охотно обращаются к античным сюжетам и античной эстетике, а также к бытовым жанрам, испанцы работают практически исключительно в религиозной тематике. Не в последнюю очередь факт этот объяснялся деятельностью Инквизиции — детища католических королей. Святая Инквизиция устанавливала жесткую цензуру.

В то же время католические короли немало поспособствовали и на благо будущих испанских творцов. Вдохновленные обретенной независимостью своей родины, а также ее могуществом и силой, мастера испанского Возрождения берутся за формирование нового национального стиля. Обращение не к классическим античным, а скорее к готическим, средневековым традициям станет его характерной особенностью. Традиции эти находят свое воплощение в новых формах, наполняются новым содержанием. В искусстве испанского Возрождения нередко можно заметить черты мавританского искусства, что не удивительно ввиду многовекового господства арабов на полуострове.

Итак, становление Испанского Ренессанса, его предыстория, приходится на XVI в. Сам период Испанского Возрождения охватывает собой конец XVI в. и все XVII столетие. Первые шаги к Возрождению совершаются в архитектуре, чуть позже новые веяния захватывают скульптуру, живопись, литературу. И, вслед за канувшей в Лету эпохой политического величия Испании, наступает ни менее, если ни более славная эпоха ее культурного расцвета, ее собственного, глубокого и самобытного Ренессанса.

Искусство XV в.3. Искусство Испании и Португалии

Пиренейский полуостров в течение этой эпохи, благодаря своему географическому положению, предназначавшему его к великим всемирно-историческим открытиям через посредство путешествий, стремился к преходящему мировому владычеству. Чтобы удовлетворить художественные потребности, которые как в Испании, так и в Португалии возникали вместе с быстро приобретенным богатством, были привлечены прежде всего иностранные художники и художественные произведения, нидерландские, немецкие, а также итальянские, на образцах которых постепенно выросло поколение местных художников. На рубеже XVI в. всюду пробуждалась известная самостоятельность, прежде всего в области архитектуры, выработавшей смешанный декоративный стиль, пышный и великолепный, но без задатков долговечности.

В Испании архитектура в течение наиболее продолжительной части XV в. двигалась еще по старым колеям готики, хотя кое-где на нее повлияли мавританские традиции. Первый чисто итальянский памятник раннего Возрождения на испанской почве, созданный итальянцем, быть может, как полагал Юсти, Андреа Сансовино, это гробница умершего в1495 г. великого государственного мужа и кардинала Мендосы в соборе в Толедо. До этого времени в испанских зданиях встречаются лишь единичные отклики раннего итальянского возрождения. Теперь они в соединении с готическими и мавританскими мотивами украшений сплетаются в тот ювелирный, или чеканный, стиль (plateresko), который достиг полного расцвета только в XVI в. В общем, здесь даже вторая половина XV в. относится еще к той богатой поздней готике, которую сами испанцы называют estilo florido.


Рис. 357. Башня над средокрестием собора в Бургосе. По Юнггенделю и Гурлитту

Новая большая церковь, которой Испания обогатилась в XV в., был семинефный собор в Севилье (1403–1507), строители которого неизвестны. Будучи в основании самым большим среди христианских храмов, он образует в плане прямоугольник без выступов. Трансепт и средний неф, над средокрестием которых возвышается cimborio в виде купола, оба одинаковой ширины и высоты, четыре внутренних боковых нефа равной высоты несколько ниже и уже, значительно ниже их ряды часовен, в которые перешли пятый и шестой боковые нефы и прямой хор. Пучковые столбы, украшенные мелкими и лишенными типичности капителями с венками из листьев, могуче стремятся вверх к высоким, гладким крестовым сводам, которые только над средокрестием и в четырех соседних полях снабжены довольно богатой системой ребер. Интерьер собора производит возвышенное, торжественно-грустное впечатление. По широко раскинувшемуся наружному виду здания, однако, совершенно незаметно, что оно заключает в себе высокий готический собор.


Рис. 358. Двор дворца Инфантадо в Гвадалахаре. По Юнггенделю и Гурлитту

Церкви XV в. зальной системы встречаются на севере Испании. План церкви в Медине дель-Кампо, например, десять сводов которой украшены богатой сетью ребер, состоит из девяти равных квадратов, из них в середине восточной стороны один выдается вперед для образования капеллы хора.


Рис. 359. Верхний этаж capellas imperfeistas в португальском монастыре в Баталье. По Гаупту


Рис. 360. Интерьер монастырской церкви в Белеме в Португалии. По Гаупту

Подковообразные арки и другие особенности мавританского стиля в светских постройках продержались дольше, чем в церковных. В Эворе мы находим смешанный стиль с подковообразными арками не только в охотничьем замке Семпре Ноива, но и в жилых домах горожан. Но прежде всего в более древних, относящихся к XV столетию, частях знаменитого королевского замка в Синтре видно упомянутое выше ясно выраженное смешение мавританских и готических форм, на соединение которых нельзя смотреть просто как на mesallianse.

В изобразительных искусствах Испании XV в. явственнее, чем в архитектуре, стиль восточного берега, обращенного к Италии, отличается от стиля Кастильской возвышенности, к которой примыкает андалусский юг. На восточном берегу развивается, как показал Юсти, скульптура, которая в сравнении с искусством Возрождения в Италии представляется отсталой, но, примыкая к стилю пизанцев (см. рис. 291–295), все-таки стремится к свободной красоте. Эта скульптура достигает расцвета главным образом в рельефах и стоящих фигурах алтарных скульптур (retablos), всегда внутри готических обрамлений. Основные ее центры — Валенсия, города Лерида и Таррагона. Главным ее мастером является Педро Хуан де Таррагона, лучшие произведения которого — прекрасные боковые части высокого алтаря собора в Сарагосе и великолепный алтарь собора в Таррагоне (1426).


Рис. 361. Надгробный памятник Хуану II и его жене Изабелле работы Жиля де Силое в церкви в Мирафлоресе. С фотографии Лорана

Жиль де Силое был, прежде всего, ваятелем надгробной скульптуры. Старейшей работой Жиля в этом роде считается искусный по своей простоте надгробный памятник епископу Алонсо де Картагену (ум. в 1456 г.) в часовне во имя Посещения Богородицей св. Елизаветы, в соборе Бургоса. Богаче уже надгробный памятник в нише инфанта Алонсо (ум. в 1470 г.) на северной стене картезианской церкви в Мирафлоресе. Мастерское произведение Жиля — мраморный надгробный памятник королю Хуану II и его супруге Изабелле (рис. 361) в той же церкви, исполненный между 1486 и 1493 гг. Королевская чета покоится на прямоугольном надгробии, украшения которого в виде ниш, балдахинов, львов, статуэток и рельефов не поддаются никакому описанию. В качестве скульптора наряду с Жилем де Силое следует назвать еще только Пабло Ортиза, исполнившего в 1489 г. памятник Дону Альваро де Луна и его жене в часовне Сантьяго в соборе Толедо. У ног и около головы рыцаря стоят на коленях воины в кольчугах, у его жены — монахи и монахини. Бургундско-нидерландское искусство было восприемником и этого произведения.

Идя на помочах, с одной стороны, у итальянского, а с другой — у нидерландского искусства, испанская живопись в XV в. постепенно стала на свои ноги. Среди исследователей, которым мы обязаны нашим знанием испанской живописи XV в., назовем Бермудеза, Штирлинга и Пассавана. Напротив, история португальской живописи, несмотря на извлеченные из забвения графом Рачинским имена ранних художников, начинается только с XVI столетия.

Из итальянцев, распространивших в Испании стиль Джотто и его школы, следует назвать Герардо Старнину (конец XIV в.) и Делло Делли (первая половина XV в.); из нидерландцев XV в. Ян ван Эйк сам был на Пиренейском полуострове, а другие, как, например, Рогир ван дер Вейден, Мемлинг и Герард Давид, создали значительные произведения для испанских и португальских церквей. Только в конце XV в. крупные нидерландские художники поселились в Испании, чтобы там писать.

Хуан де Фландес (Фландрия), в 1498 г. сделавшийся придворным художником Изабеллы Католической, и Хуан де Боргонья (Бургундия), имя которого встречается с 1495 г., принадлежит уже XVI в.

Картины испанских художников, исполненные в восточных частях полуострова вплоть до середины XV в., можно найти, например, в музее и соборе в Валенсии, в музее Пальмы и клуатре собора в Барселоне. Светлый и цветистый колорит итальянцев XIV в. постепенно получает в испанских картинах этого рода более тусклый, тяжелый, но и более однородный характер. Произведения, выполненные испанскими художниками под влиянием нидерландских мастеров, более строги и сухи по своим формам, но идут дальше в своих пейзажных фонах. Тонкости письма и свежести красок своих нидерландских образцов они, однако, никогда не достигают; обычно они тяжелее и коричневее по тону, в них больше золота, но в то же время они проникнуты испанским темпераментом.

Северные художники и их испанские ученики прежде всего украсили соборы Пиренейского полуострова рядом горящих красками витражей, из которых, например, картины XV в. в окнах соборов в Барселоне и Толедо дошли до нашего времени, знаменитые витражи Севильского собора были исполнены только в XVI в. Имена главных мастеров, называемых в Севилье и Толедо в качестве живописцев по стеклу, немецкие или нидерландские.

В Испании, так же как и в других странах, в это время была сильна потребность в иллюстрированных рукописях. Королевская национальная библиотека в Мадриде, библиотеки Севильского собора и Эскориала богаты испанскими рукописями XV в., которые ясно обнаруживают свое родство то с французско-бургундскими или бургундско-нидерландскими, то с итальянскими. В картинах из духовной жизни епископского обрядника, архиепископа Алонсо Фонсека, возникшего до 1473 г., мы видим при старофранцузском стиле чисто испанские типы на золотых или пестрых узорчатых фонах; но известная древнемавританская колокольня Севильского собора появляется уже на заднем плане одной картины возникшего около 1450 г. служебника, примыкавшего больше к итальянским образцам. Признаки школы ван Эйков выступают в картинах служебника упомянутого выше кардинала Мендосы, умершего в 1495 г., того же собрания, при этом золотые горы и облака вдали и над Иерусалимом с его золотыми куполами, слегка заштрихованным белилами и виднеющимся за Распятием на выходном листе, производят впечатление испанских. Таким образом, в миниатюрной живописи скрещиваются итальянские и нидерландские влияния, и чувствуется, что эта живопись будет в состоянии достичь своего расцвета.

В станковой живописи появилась новая испанская школа, в которой теперь все явственнее выступают имена художников преимущественно нидерландского направления. Что она около середины XV в. победоносно подняла голову и на восточном берегу, показывает древнейшая сохранившаяся картина масляными красками, где изображена Богоматерь на троне с коленопреклоненными ратманами, поющими ангелами и стоящими святыми, в Муниципальном архиве Барселоны. Картина имеет имя мастера (Луис Дальмау) и дату (1445). Таким образом, прошло только четыре года со смерти Яна ван Эйка — и уже появляются такие ясные отклики его стиля, что можно было бы думать, будто испанский художник был в Нидерландах его учеником. Золото, за исключением венчиков святых, соответственно живописному нововведению братьев ван Эйков, изображается здесь желтой краской.

Антонио дель Ринкон из Гвадалахары (1446–1500) — кастильский художник, большой запрестольный образ которого с изображением жизни Девы Марии в приходской церкви в Робледо де Кавела, однако, заново переписан и испорчен. Кастильским произведением 1498 г. является алтарь в часовне Сантьяго Толедского собора. Хуан де Сеговиа, Педро Гумиэль и Санхо де Замора, мастера этого алтаря, окружили конный портрет главного святого 14 картинами на золотом фоне, выполненными наполовину в нидерландском, наполовину в испанском стиле.

Искусство Испании — изобразительное искусство всемирно известных испанских художников. Мавританское наследие, в особенности в Андалусии, сегодня очевидно, в таких городах, как Кордоба, Севилья и Гранада.

Содержание

Доисторическая Испания

Античная Испания



Левантийское искусство

Раннехристианское испанское искусство

Согласно замыслу одного из участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел.
Вы можете помочь проекту, написав этот раздел.

Средневековая Испания



Вестготское искусство

Астурийское искусство

Согласно замыслу одного из участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел.
Вы можете помочь проекту, написав этот раздел.

Нехристианское искусство

Мосарабское искусство

Кордовский халифат

Согласно замыслу одного из участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел.
Вы можете помочь проекту, написав этот раздел.

Искусство мудехаров

Гранадский эмират

Искусство испанских евреев

Согласно замыслу одного из участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел.
Вы можете помочь проекту, написав этот раздел.

Испано-берберские империи

Испанская романика

Согласно замыслу одного из участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел.
Вы можете помочь проекту, написав этот раздел.

Испанская готика

Исабелино

Эпоха Возрождения

Раннее Возрождение

Позднее Возрождение

Золотой век



Живопись

Архитектура

Просвещение и Романтизм

XIX век

Архитектура

Современное искусство

Ссылки

Библиография

Примечания

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Искусство Испании" в других словарях:

Искусство и техника оружейного дела — Император Максимилиан I в доспешной мастерской. На столе хорошо видны инструменты. На втором плане кузнечный горн и наковальня. На стене висят готовые доспехи различных типов. Любопытно, что доспех ренцойг и рентарч предназначаются для левши, о… … Энциклопедия средневекового оружия

ИСПАНИИ ЛИТЕРАТУРА — ИСПАНИИ ЛИТЕРАТУРА, литература народов Испании. На ее территории в процессе исторического развития сложились испанская (кастильская), баскская, галисийская и каталанская литературы, развивающиеся в постоянном и сложном взаимодействии друг с… … Литературный энциклопедический словарь

Искусство и жизнь мезолитического населения Восточной Испании — Совершенно особенное место среди памятников культуры мезолитического населения Европы занимают наскальные изображения испанского Леванта. Росписи Леванта не раз привлекали внимание археологов, в недоумении останавливавшихся перед загадкой их… … Всемирная история. Энциклопедия

Искусство добра (фонд) — Эта статья предлагается к удалению. Пояснение причин и соответствующее обсуждение вы можете найти на странице Википедия:К удалению/14 октября 2012. Пока процесс обсуждения не завершён, статью можн … Википедия

Искусство Германии — Ковер. 15 в. Берлин Истоки искусства Германии берут своё начало в глубокой древности, когда германские племена пришли на земли Римской империи в эпоху крушения античного способа прои … Википедия

Искусство древнехристианское — – проявилось, гл. обр., в архитектуре, в живописи и в мозаиках. Первые христиане для совершения богослужений и молитвы собирались в частных домах; когда начались гонения, они собирались в катакомбах. Затем, еще до Константина, христ., когда… … Полный православный богословский энциклопедический словарь

Иберийское схематическое искусство — Идол с глазами из Эстремадуры, ( … Википедия

Искусство Испании — изобразительное искусство всемирно известных испанских художников. Мавританское наследие, в особенности в Андалусии, сегодня очевидно, в таких городах, как Кордоба, Севилья и Гранада.

Содержание

Доисторическая Испания

Античная Испания



Левантийское искусство

Раннехристианское испанское искусство

Согласно замыслу одного из участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел.
Вы можете помочь проекту, написав этот раздел.

Средневековая Испания



Вестготское искусство

Астурийское искусство

Согласно замыслу одного из участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел.
Вы можете помочь проекту, написав этот раздел.

Нехристианское искусство

Мосарабское искусство

Кордовский халифат

Согласно замыслу одного из участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел.
Вы можете помочь проекту, написав этот раздел.

Искусство мудехаров

Гранадский эмират

Искусство испанских евреев

Согласно замыслу одного из участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел.
Вы можете помочь проекту, написав этот раздел.

Испано-берберские империи

Испанская романика

Согласно замыслу одного из участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел.
Вы можете помочь проекту, написав этот раздел.

Испанская готика

Исабелино

Эпоха Возрождения

Раннее Возрождение

Позднее Возрождение

Золотой век



Живопись

Архитектура

Просвещение и Романтизм

XIX век

Архитектура

Современное искусство

Ссылки

Библиография

Примечания

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Искусство Испании" в других словарях:

Искусство и техника оружейного дела — Император Максимилиан I в доспешной мастерской. На столе хорошо видны инструменты. На втором плане кузнечный горн и наковальня. На стене висят готовые доспехи различных типов. Любопытно, что доспех ренцойг и рентарч предназначаются для левши, о… … Энциклопедия средневекового оружия

ИСПАНИИ ЛИТЕРАТУРА — ИСПАНИИ ЛИТЕРАТУРА, литература народов Испании. На ее территории в процессе исторического развития сложились испанская (кастильская), баскская, галисийская и каталанская литературы, развивающиеся в постоянном и сложном взаимодействии друг с… … Литературный энциклопедический словарь

Искусство и жизнь мезолитического населения Восточной Испании — Совершенно особенное место среди памятников культуры мезолитического населения Европы занимают наскальные изображения испанского Леванта. Росписи Леванта не раз привлекали внимание археологов, в недоумении останавливавшихся перед загадкой их… … Всемирная история. Энциклопедия

Искусство добра (фонд) — Эта статья предлагается к удалению. Пояснение причин и соответствующее обсуждение вы можете найти на странице Википедия:К удалению/14 октября 2012. Пока процесс обсуждения не завершён, статью можн … Википедия

Искусство Германии — Ковер. 15 в. Берлин Истоки искусства Германии берут своё начало в глубокой древности, когда германские племена пришли на земли Римской империи в эпоху крушения античного способа прои … Википедия

Искусство древнехристианское — – проявилось, гл. обр., в архитектуре, в живописи и в мозаиках. Первые христиане для совершения богослужений и молитвы собирались в частных домах; когда начались гонения, они собирались в катакомбах. Затем, еще до Константина, христ., когда… … Полный православный богословский энциклопедический словарь

Иберийское схематическое искусство — Идол с глазами из Эстремадуры, ( … Википедия

Читайте также: