Война и общество 10 класс история кратко
Обновлено: 02.07.2024
Эта война — самоубийство Европы
Успешная реализация личностно-ориентированного подхода к изучению истории предполагает активное участие самого ученика в учебном процессе и его творческий подход к изучению событий прошлого. Учащийся должен научиться добывать исторические знания разным путём: не только через целенаправленное изучение истории на уроках, но и через средства массовой информации, художественную литературу, искусство. Не менее важным является и эмоциональное переживание учениками исторического прошлого, и превращение этих переживаний в ценности индивидуального сознания, что является основой духовности сознания и основным показателем социальной зрелости, важным фактором формирования гражданской культуры.
В условиях перехода от событийно-хронологической модели школьного исторического образования к современным моделям вариативного образования, построенным на принципах многоперспективности, поликультурности, многосубъектности и диалогичности, все более возрастает значимость работы с информацией, анализа достоверности исторических источников, умения их интерпретировать. В этой связи достаточную актуальность в современной школе приобрел вопрос об умении учащихся работать с разными источниками информации, в том числе с художественной литературой, что в полной мере отвечает основной задаче школы — пробудить интерес ребенка к обучению, воспитать социально активную личность, способную к самоутверждению и самосовершенствованию.
При постановке целей урока нужно учитывать:
- необходимость углубления и закрепления понятий, раскрытых в ходе изучения темы;
- сосредоточение внимания учащихся на тех вопросах истории Первой Мировой войны, которые требуют новых подходов;
- умения учащихся анализировать исторический и литературный источник;
- необходимость проявления школьниками патриотизма, гуманизма, уважения к подвигу простого солдата и тружеников тыла при изучении темы;
- умение старшеклассников участвовать в дискуссии.
- Война и общество. На пути к Мировой войне
- Человек и война
Средства обучения, использованные на уроке, могут включать в себя:
В начале изучения раздела учащимся дается опережающее задание в группах:
1. Написать исторический портрет одной из предложенных исторических личностей:
- Николай II
- Отто фон Бисмарк
- Вильгельм II Гогенцолерн
- Брусилов А.А.
2. Написать рецензию на одно из прочитанных литературных произведений:
- Барбюс А. Огонь
- Горький М. Несвоевременные мысли
- Пикуль В. Честь имею
- Ремарк Э.М. На западном фронте без перемен
- Ропшин В. (Савинков Б.) Во Франции во время войны
- Толстой А. Хождение по мукам
- Федин К. Города и годы
- Шолохов М. Тихий Дон
Так увидел войну Анри Барбюс. Какую проблему поднял писатель в этом отрывке?
Проблема урока – В чем проявился трагизм Первой Мировой войны?
Перед учащимися ставится задача:
- через мироощущение героев тех дней, авторов, чьи художественные произведения были прочитаны к этому уроку, увидеть трагизм этой страшной войны.
1. Война и общество. На пути к Мировой войне
Война, как ни странно, не была неожиданной ни для кого. Правительства сосредоточенно готовились, вынашивая авантюрные планы; рабочие и интеллигенция напряженно следили за нарастающим напряжением. Однако когда война началась, она разделила весь мир и всех и все, что в нем было на две части – ДО и ПОСЛЕ войны. Эта война изменила всё: взгляды, теории, души…
Предлагается задание в группах:
1) проанализировать отношение к войне в противоборствующих блоках (Тройственный союз, Антанта), в России:
- Германия в своем блоке проводила активную шовинистическую и националистическую пропаганду;
- Антанта активно готовилась противостоять Тройственному союзу;
- Российские политические партии, пытающиеся проводить активную антивоенную пропаганду, авторитета среди трудящихся не имели, в то время как правительство готово было следовать союзническим интересам.
2) Можно ли было избежать войны?
- Субъективно можно – путем отказа ряда стран от активного наращивания военных проблем;
- Объективно нет – с середины XIX века все империалистические страны активно готовились к войне и искали лишь повода к ее началу.
Но ведь так давно и красноречиво говорилось о братстве людей, о единстве интересов человечества. Кто же виноват в развязывании этого кровавого хаоса?
3) Какими качествами должен обладать политик, чтобы повернуть ход истории в сторону Мировой войны? Какие качества могут быть опасными для дела мира? Кому нужна война и почему?
- Работа в группах с историческими портретами, предварительно подготовленными обучающимися к уроку (обсуждение исторических портретов, качеств политических лидеров, их роль в исторических событиях).
2. Человек и война
Война вскрыла в человеке те качества, которые были скрыты до этого: в ком-то хорошие, а в ком-то - самые низменные.
Как изменился человек, его душа к концу войны?
Продолжение работы в группах с прочитанными литературными произведениями и письмами солдат Первой Мировой:
1) Как массы людей отнеслись к войне? Кто ее поддержал или нет и почему?
2) Как автор в лице своего героя относится к войне? Что для него храбрость в тылу и на фронте?
Информация для учителя.
5) В чем проявился трагизм войны?
Подведение итогов
Страшная война нанесла огромный вред материальному достоянию человечества: на нее было истрачено 208 млрд. рублей, тогда как на европейские наполеоновские войны было затрачено 6 млрд. Первая Мировая война охватила 38 государств и погубила 10 млн. человек. Это счет в смертях… А в человеческих страданиях? Разрушенные души никто не считал…
Но хочется надеяться, что верующие в победу над безумием должны стремиться к единению своих сил. Ведь в конце концов побеждает разум!
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Описание презентации по отдельным слайдам:
Тема: Война и общество. 10 класс ФГОС
План урока 1. Отношение российского общества к войне. 2. Народы России и Первая мировая война. 3. Земский и городской союзы. 4. Экономика в годы войны.
Отношение российского общества к войне. Стр. 26 учебника из воспоминаний А.Ф.Керенского (чтение) Вопросы для осмысления: Как война сказалась на настроениях россиян? Как осуществлялась помощь тыла фронту? Общество Благотворительная деятельность Участие дома Романовых, земств, частных лиц Выплаты пособий семьям, вдовам и сиротам, ветеранам. Открытие лазаретов в Зимнем дворце, домах певца Ф.И.Шаляпина, промышленника Н.И.Прохорова Патриотический порыв Война – Вторая Отечественная справедливая, против германской агрессии, за Родину. Петербург переименован в Петроград. Ирина Романова:
Народы России и Первая мировая война. Противники России делают ставку на СЕПАРАТИЗМ (Польша). Но! До 1917г. сепаратистские настроения не были столь масштабными, чтобы угрожать царскому режиму и целостности государства. Турция делает ставку на мусульман России и Грузию (есть сторонники идеи автономии Грузии под протекторатом Турции). Но в целом Закавказье поддержало центральную власть. 1915г. – резня в Армении, устроенная турками (погибло более 1млн. армян) – геноцид. Мусульмане России записываются в армию добровольцами (Кавказская туземная конная дивизия). В Средней Азии – вооруженное восстание, вызванное набором в армию во время полевых работ. 18 июля Туркестанский край переведен на военное положение. Начало джихада в Узбекистане и Сев. Киргизии. К октябрю 1916 г. сопротивление было подавлено. Мусульманская фракция в Гос. Думе осудила жестокость царской власти.
Презентация дает краткое описание развития военной техники в годы Первой мировой войны и отношение общества и государства к войне.
Содержимое разработки
Первая мировая война и общество
I мировая война (1914-1918)
Развитие военной техники в годы войны
Качественно новым видом вооружений стало химическое оружие
Государственное регулирование экономики
- Во всех воюющих странах создаются ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВОЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УПРАВЛЕНИЯ, под их контролем промышленность и сельское хозяйство
- В России слабое развитие экономики сказалось на снабжении армии
- Правительство России переходит к СЕКВЕСТИРОВАНИЮ (передаче государству) крупных военных заводов и банков
Общественное мнение в годы войны
Общество в годы войны
Общество в годы войны
- Отражала интересы стран-победительниц, просуществовала вплоть до Второй мировой войны
- Задание: стр. 51 (вопр. 1- 4)
-75%
Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Война и общество. Презентация на заданную тему содержит 24 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!
вопросы 1. Причины Первой мировой войны 2. Повод к началу 3. Противники 4. Военная компания 1914 года 5. Военные компании 1915-1916 гг. 6. Понятия: план Шлиффена, позиционная война 7. Состояние армии
План урока: 1. Патриотический подъем начального периода войны 2. Нейтральные страны в годы войны 3. Перестройка государственного механизма и экономики на военный лад. 4. Положение беженцев и военнопленных в годы войны 5. Антивоенные и национальные демократические движения. 6. Итоги Первой мировой войны
Патриотический подъем начального периода войны Компания дезинформации и психологического давления – в печати и многочисленных популярных брошюрах противник изображался как кровожадный и беспощадный враг, который поставил своей целью физическое уничтожение германской, славянской, французской или британской нации.
В 1916 г. отношения между властью и обществом обострились. В Думе откровенно говорили о необходимости смены монарха. Даже великие князья требовали согласиться на ответственное министерство и удалить Г. Е. Распутина. В 1916 г. отношения между властью и обществом обострились. В Думе откровенно говорили о необходимости смены монарха. Даже великие князья требовали согласиться на ответственное министерство и удалить Г. Е. Распутина. В декабре 1916 г. великий князь Дмитрий Павлович, князь Ф. Ф. Юсупов и лидер черносотенцев В. М. Пуришкевич убили Распутина. Но даже это не повлияло на императора. Дискредитация Николая II сделала неизбежным его свержение.
Нейтральные страны в годы войны Позиция нейтралитета: Нидерланды, Испания, Португалия, Дания, Норвегия, Швеция, Швейцария и др. На их территориях не шли боевые действия, а их граждане пользовались правом свободного перемещения как по странам Антанты, так и по Центральным державам. -располагались лагеря беженцев -госпитали -активно действовали разведывательные организации большинства стран
Перестройка государственного механизма и экономики на военный лад. - ограничены демократические свободы. - конфискована собственность подданных вражеских государств. - запрещены антивоенные митинги и демонстрации - во время военных действий законодательная власть парламентов свелась к минимуму. - усилилось влияние верховного командования и военной администрации на фронте и в тылу.
Положение беженцев и военнопленных в годы войны - миллионы солдат и офицеров содержались в специальных лагерях построенных руками самих пленных - опасаясь репрессий оккупационных властей, мирное население стремилось покинуть районы ожесточенных сражений и переместиться на более спокойные, тыловые территории.
Антивоенные и национальные демократические движения. Весной 1916г. Почти во всех странах начался антивоенный общественный подъем. - забастовки - демонстрации и митинги (под лозунгами скорейшего мира). - подпольные вооруженные организации (захватить политическую власть в своих странах) - братание солдат
Тройственный союз – Германия, Австро-Венгрия, Италия (с 1915 г.) + Османская империя и Болгарское царство.
Антанта – Англия, Франция, Россия.
Союзники: Союзниками Антанты выступали США, Италия, Румыния, Канада, Австралия, новая Зеландия.
Причины войны.
Стремлении ведущих держав к переделу мира.
между Англией и Германией - Англия стремилась не допустить усиления влияния Германии на Балканах. Германия стремилась укрепиться на Балканах и Ближнем Востоке, а также стремилась лишить Англию морского господства;
между Германией и Францией. Франция мечтала вернуть себе земли Эльзас и Лотарингию, которые она потеряла в войне 1870-1871 годов и захватить немецкий Саарский угольный бассей;.
м ежду Германией и Россией. Германия стремилась отнять у России Польшу, Украину и Прибалтику;
между Россией и Австро-Венгрией. Стремления обеих стран оказывать влияния на Балканы, а также стремление России подчинить себе Босфор и Дарданеллы.
Повод к войне:
убийство 28 июня 1914 года в Сараево членом сербской террористической организации Г. Принципом наследника Австро-Венгерского престола Франца Фердинанда.
- Ультиматум (23 июля 1914 года) и объявление войны (28 июля 1914 г.) Сербии Австро-Венгрией.
- Мобилизация русской армии.
- Объявление войны России Германией (1 августа 1914) и Австро-Венгрией (5 августа 1914).
- Вступление в войну Франции (3 августа 1914) и Англии (4 августа 1914).
Восточно-Прусская операция. Северо-Западный фронт. Наступление двух армий (В.В. Самсонова и П.К. Ренненкампфа) в Восточной Пруссии.
Цель: отвлечь внимание Германии от Франции.
Галицийская операция. Юго-Западный фронт.
Против австро-венгерских войск.
Варшавско-Ивангородская операция.
Кавказский фронт.
1914 год был в основном успешным для русской армии, однако решающих успехов не добилась ни одна сторона.
Сорван план Германии – молниеносный поочерёдный разгром Франции и России (немецкий план Шлиффена (начальника германского Генерального штаба, генерала-фельдмаршала) – за 40 дней разбит Францию, потом пойти на Россию, не допустить войны на два фронта).
1915 год.
Для Германии главным фронтом стал Восточный, цель – вывести Россию из войны.
Северо-Западный фронт.
Юго-Западный фронт.
Карпатская операция против австро-венгерских войск.
Кавказский фронт.
Алашкертская операция против турецких войск.
Сорван план Германии – вывести Россию из войны.
Борьба приобрела позиционный характер на всех фронтах.
Стало очевидно, что Первая мировая война затянется надолго.
Причины неудач русской армии:
· превосходство германкой армии по технической оснащённости,
· пассивность союзников на Западном фронте.
· перевод экономики России на военные рельсы;
· создание особых совещаний по обороне, продовольствию, топливу, перевозкам;
· образование ВПК – военно-промышленных комитетов и Земгора для координации действий правительства и предпринимателей по снабжению армии;
Северо-Западный фронт.
Кавказский фронт.
Юго-Западный фронт.
· К середине 1916 года Россия догнала Германию по выпуску вооружений.
· Россия провела мощное наступление – Брусиловский прорыв.
· Германия утратила стратегическую инициативу, инициатива перешла на сторону Антанты.
· Румыния выступила на стороне Антанты.
В России:
· истощение материальных ресурсов,
· падение уровня жизни населения,
· тяжелейшие продовольственный и топливный кризисы;
Русская армия полностью демобилизована, народ требует мира.
Выход России из войны.
Брестский мир. 3 марта 1918 г.
- Россия заключает мир с Германией, Австро-Венгрией и Турцией.
- Россия теряет Польшу, Украину, Финляндию, часть Белоруссии и Прибалтику, Крым и Северный Кавказ.
- Россия уступает Турции Батум, Карс и Ардаган.
- Россия должна была выплатить 5 млрд. золотых марок контрибуции (контрибуция – это сумма, взимаемая государством-победителем с государства, проигравшего войну).
В результате своего участия в Первой мировой войне Россия потеряла: около 1 миллиона квадратных метров территории, потеряно примерно 1/4 населения, 1/4 пашенных земель и 3/4 угольной и металлургической промышленности.
- Большевики получили передышку и сохранили власть;
- Потеря основных хлебопроизводящих районов (Украина) привела к угрозе голода в городах;
- большевики вынуждены были пойти на непопулярные меры – реквизицию (изъятию)хлеба у крестьян, что вызвало рост недовольства;
- страны Антанты получили повод открытой интервенции против Советской России (интервенция – это военное, политическое, информационное или экономическое вмешательство, одного или нескольких государств во внутренние дела другого государства, нарушающее его суверенитет, то есть самостоятельность);
- по завершении войны Россия не была приглашена на Версальскую мирную конференцию и никакой компенсации за ущерб не получила.
Итоги первой мировой войны.
Первая мировая война велась на территории 14 государств.
В ней принимали участие страны, с общей численностью населения свыше 1 миллиарда человек (это примерно 62% от всего населения мира на тот момент).
Всего странами участницами было мобилизовано 74 миллиона человек, из которых 10 миллионов погибло и еще 20 миллионов получили ранения.
Количество жертв среди гражданского населения, по разным оценкам, находится в интервале от 7 до 12 миллионов человек.
Во время Первой мировой войны Россия мобилизовала 12 млн солдат, что сделало её крупнейшей армией в войне. Более 3/4 были убиты, ранены или пропали без вести.
Испанский грипп вызвал почти одну треть всех смертей во время Первой мировой войны. Всего от испанки умерло приблизительно 50—100 млн человек или 2,7—5,3 % населения Земли.
Читайте также: