Война и общество 10 класс история кратко

Обновлено: 02.07.2024

Эта войнасамоубийство Европы

Успешная реализация личностно-ориентированного подхода к изучению истории предполагает активное участие самого ученика в учебном процессе и его творческий подход к изучению событий прошлого. Учащийся должен научиться добывать исторические знания разным путём: не только через целенаправленное изучение истории на уроках, но и через средства массовой информации, художественную литературу, искусство. Не менее важным является и эмоциональное переживание учениками исторического прошлого, и превращение этих переживаний в ценности индивидуального сознания, что является основой духовности сознания и основным показателем социальной зрелости, важным фактором формирования гражданской культуры.

В условиях перехода от событийно-хронологической модели школьного исторического образования к современным моделям вариативного образования, построенным на принципах многоперспективности, поликультурности, многосубъектности и диалогичности, все более возрастает значимость работы с информацией, анализа достоверности исторических источников, умения их интерпретировать. В этой связи достаточную актуальность в современной школе приобрел вопрос об умении учащихся работать с разными источниками информации, в том числе с художественной литературой, что в полной мере отвечает основной задаче школы — пробудить интерес ребенка к обучению, воспитать социально активную личность, способную к самоутверждению и самосовершенствованию.

При постановке целей урока нужно учитывать:

  • необходимость углубления и закрепления понятий, раскрытых в ходе изучения темы;
  • сосредоточение внимания учащихся на тех вопросах истории Первой Мировой войны, которые требуют новых подходов;
  • умения учащихся анализировать исторический и литературный источник;
  • необходимость проявления школьниками патриотизма, гуманизма, уважения к подвигу простого солдата и тружеников тыла при изучении темы;
  • умение старшеклассников участвовать в дискуссии.
  1. Война и общество. На пути к Мировой войне
  2. Человек и война

Средства обучения, использованные на уроке, могут включать в себя:

В начале изучения раздела учащимся дается опережающее задание в группах:

1. Написать исторический портрет одной из предложенных исторических личностей:

  • Николай II
  • Отто фон Бисмарк
  • Вильгельм II Гогенцолерн
  • Брусилов А.А.

2. Написать рецензию на одно из прочитанных литературных произведений:

  • Барбюс А. Огонь
  • Горький М. Несвоевременные мысли
  • Пикуль В. Честь имею
  • Ремарк Э.М. На западном фронте без перемен
  • Ропшин В. (Савинков Б.) Во Франции во время войны
  • Толстой А. Хождение по мукам
  • Федин К. Города и годы
  • Шолохов М. Тихий Дон

Так увидел войну Анри Барбюс. Какую проблему поднял писатель в этом отрывке?

Проблема урока – В чем проявился трагизм Первой Мировой войны?

Перед учащимися ставится задача:

  • через мироощущение героев тех дней, авторов, чьи художественные произведения были прочитаны к этому уроку, увидеть трагизм этой страшной войны.

1. Война и общество. На пути к Мировой войне

Война, как ни странно, не была неожиданной ни для кого. Правительства сосредоточенно готовились, вынашивая авантюрные планы; рабочие и интеллигенция напряженно следили за нарастающим напряжением. Однако когда война началась, она разделила весь мир и всех и все, что в нем было на две части – ДО и ПОСЛЕ войны. Эта война изменила всё: взгляды, теории, души…

Предлагается задание в группах:

1) проанализировать отношение к войне в противоборствующих блоках (Тройственный союз, Антанта), в России:

  • Германия в своем блоке проводила активную шовинистическую и националистическую пропаганду;
  • Антанта активно готовилась противостоять Тройственному союзу;
  • Российские политические партии, пытающиеся проводить активную антивоенную пропаганду, авторитета среди трудящихся не имели, в то время как правительство готово было следовать союзническим интересам.

2) Можно ли было избежать войны?

  • Субъективно можно – путем отказа ряда стран от активного наращивания военных проблем;
  • Объективно нет – с середины XIX века все империалистические страны активно готовились к войне и искали лишь повода к ее началу.

Но ведь так давно и красноречиво говорилось о братстве людей, о единстве интересов человечества. Кто же виноват в развязывании этого кровавого хаоса?

3) Какими качествами должен обладать политик, чтобы повернуть ход истории в сторону Мировой войны? Какие качества могут быть опасными для дела мира? Кому нужна война и почему?

  • Работа в группах с историческими портретами, предварительно подготовленными обучающимися к уроку (обсуждение исторических портретов, качеств политических лидеров, их роль в исторических событиях).

2. Человек и война

Война вскрыла в человеке те качества, которые были скрыты до этого: в ком-то хорошие, а в ком-то - самые низменные.

Как изменился человек, его душа к концу войны?

Продолжение работы в группах с прочитанными литературными произведениями и письмами солдат Первой Мировой:

1) Как массы людей отнеслись к войне? Кто ее поддержал или нет и почему?

2) Как автор в лице своего героя относится к войне? Что для него храбрость в тылу и на фронте?

Информация для учителя.

5) В чем проявился трагизм войны?

Подведение итогов

Страшная война нанесла огромный вред материальному достоянию человечества: на нее было истрачено 208 млрд. рублей, тогда как на европейские наполеоновские войны было затрачено 6 млрд. Первая Мировая война охватила 38 государств и погубила 10 млн. человек. Это счет в смертях… А в человеческих страданиях? Разрушенные души никто не считал…

Но хочется надеяться, что верующие в победу над безумием должны стремиться к единению своих сил. Ведь в конце концов побеждает разум!

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Тема: Война и общество. 10 класс ФГОС

План урока 1. Отношение российского общества к войне. 2. Народы России и Первая мировая война. 3. Земский и городской союзы. 4. Экономика в годы войны.

Отношение российского общества к войне. Стр. 26 учебника из воспоминаний А.Ф.Керенского (чтение) Вопросы для осмысления: Как война сказалась на настроениях россиян? Как осуществлялась помощь тыла фронту? Общество Благотворительная деятельность Участие дома Романовых, земств, частных лиц Выплаты пособий семьям, вдовам и сиротам, ветеранам. Открытие лазаретов в Зимнем дворце, домах певца Ф.И.Шаляпина, промышленника Н.И.Прохорова Патриотический порыв Война – Вторая Отечественная справедливая, против германской агрессии, за Родину. Петербург переименован в Петроград. Ирина Романова:

Народы России и Первая мировая война. Противники России делают ставку на СЕПАРАТИЗМ (Польша). Но! До 1917г. сепаратистские настроения не были столь масштабными, чтобы угрожать царскому режиму и целостности государства. Турция делает ставку на мусульман России и Грузию (есть сторонники идеи автономии Грузии под протекторатом Турции). Но в целом Закавказье поддержало центральную власть. 1915г. – резня в Армении, устроенная турками (погибло более 1млн. армян) – геноцид. Мусульмане России записываются в армию добровольцами (Кавказская туземная конная дивизия). В Средней Азии – вооруженное восстание, вызванное набором в армию во время полевых работ. 18 июля Туркестанский край переведен на военное положение. Начало джихада в Узбекистане и Сев. Киргизии. К октябрю 1916 г. сопротивление было подавлено. Мусульманская фракция в Гос. Думе осудила жестокость царской власти.


Презентация дает краткое описание развития военной техники в годы Первой мировой войны и отношение общества и государства к войне.

Содержимое разработки

Первая мировая война и общество Развитие военной техники в годы войны. Государственное регулирование экономики. Общество в годы войны.

Первая мировая война и общество

I мировая война (1914-1918)

Развитие военной техники в годы войны 1. С 1915 г. – главная проблема военных действий: прорыв позиционного фронта 2. Появляются танки и новые виды артиллерии (усилена огневая мощь) 3. 15 сентября 1916 г. Англичане впервые применили танки в бою 4. Сентябрь 1917 г. – первое массированное применение танков

Развитие военной техники в годы войны

Качественно новым видом вооружений стало химическое оружие

Государственное регулирование экономики

  • Во всех воюющих странах создаются ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВОЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УПРАВЛЕНИЯ, под их контролем промышленность и сельское хозяйство
  • В России слабое развитие экономики сказалось на снабжении армии
  • Правительство России переходит к СЕКВЕСТИРОВАНИЮ (передаче государству) крупных военных заводов и банков

Общественное мнение в годы войны

Общество в годы войны

Общество в годы войны

  • Отражала интересы стран-победительниц, просуществовала вплоть до Второй мировой войны
  • Задание: стр. 51 (вопр. 1- 4)


-75%

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Война и общество. Презентация на заданную тему содержит 24 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

вопросы 1. Причины Первой мировой войны 2. Повод к началу 3. Противники 4. Военная компания 1914 года 5. Военные компании 1915-1916 гг. 6. Понятия: план Шлиффена, позиционная война 7. Состояние армии

План урока: 1. Патриотический подъем начального периода войны 2. Нейтральные страны в годы войны 3. Перестройка государственного механизма и экономики на военный лад. 4. Положение беженцев и военнопленных в годы войны 5. Антивоенные и национальные демократические движения. 6. Итоги Первой мировой войны

Патриотический подъем начального периода войны Компания дезинформации и психологического давления – в печати и многочисленных популярных брошюрах противник изображался как кровожадный и беспощадный враг, который поставил своей целью физическое уничтожение германской, славянской, французской или британской нации.

В 1916 г. отношения между властью и обществом обострились. В Думе откровенно говорили о необходимости смены монарха. Даже великие князья требовали согласиться на ответственное министерство и удалить Г. Е. Распутина. В 1916 г. отношения между властью и обществом обострились. В Думе откровенно говорили о необходимости смены монарха. Даже великие князья требовали согласиться на ответственное министерство и удалить Г. Е. Распутина. В декабре 1916 г. великий князь Дмитрий Павлович, князь Ф. Ф. Юсупов и лидер черносотенцев В. М. Пуришкевич убили Распутина. Но даже это не повлияло на императора. Дискредитация Николая II сделала неизбежным его свержение.

Нейтральные страны в годы войны Позиция нейтралитета: Нидерланды, Испания, Португалия, Дания, Норвегия, Швеция, Швейцария и др. На их территориях не шли боевые действия, а их граждане пользовались правом свободного перемещения как по странам Антанты, так и по Центральным державам. -располагались лагеря беженцев -госпитали -активно действовали разведывательные организации большинства стран

Перестройка государственного механизма и экономики на военный лад. - ограничены демократические свободы. - конфискована собственность подданных вражеских государств. - запрещены антивоенные митинги и демонстрации - во время военных действий законодательная власть парламентов свелась к минимуму. - усилилось влияние верховного командования и военной администрации на фронте и в тылу.

Положение беженцев и военнопленных в годы войны - миллионы солдат и офицеров содержались в специальных лагерях построенных руками самих пленных - опасаясь репрессий оккупационных властей, мирное население стремилось покинуть районы ожесточенных сражений и переместиться на более спокойные, тыловые территории.

Антивоенные и национальные демократические движения. Весной 1916г. Почти во всех странах начался антивоенный общественный подъем. - забастовки - демонстрации и митинги (под лозунгами скорейшего мира). - подпольные вооруженные организации (захватить политическую власть в своих странах) - братание солдат


Тройственный союз – Германия, Австро-Венгрия, Италия (с 1915 г.) + Османская империя и Болгарское царство.

Антанта – Англия, Франция, Россия.

Союзники: Союзниками Антанты выступали США, Италия, Румыния, Канада, Австралия, новая Зеландия.

Причины войны.

Стремлении ведущих держав к переделу мира.

между Англией и Германией - Англия стремилась не допустить усиления влияния Германии на Балканах. Германия стремилась укрепиться на Балканах и Ближнем Востоке, а также стремилась лишить Англию морского господства;

между Германией и Францией. Франция мечтала вернуть себе земли Эльзас и Лотарингию, которые она потеряла в войне 1870-1871 годов и захватить немецкий Саарский угольный бассей;.


м ежду Германией и Россией. Германия стремилась отнять у России Польшу, Украину и Прибалтику;

между Россией и Австро-Венгрией. Стремления обеих стран оказывать влияния на Балканы, а также стремление России подчинить себе Босфор и Дарданеллы.

Повод к войне:

убийство 28 июня 1914 года в Сараево членом сербской террористической организации Г. Принципом наследника Австро-Венгерского престола Франца Фердинанда.

  • Ультиматум (23 июля 1914 года) и объявление войны (28 июля 1914 г.) Сербии Австро-Венгрией.
  • Мобилизация русской армии.
  • Объявление войны России Германией (1 августа 1914) и Австро-Венгрией (5 августа 1914).
  • Вступление в войну Франции (3 августа 1914) и Англии (4 августа 1914).

Восточно-Прусская операция. Северо-Западный фронт. Наступление двух армий (В.В. Самсонова и П.К. Ренненкампфа) в Восточной Пруссии.

Цель: отвлечь внимание Германии от Франции.

Галицийская операция. Юго-Западный фронт.

Против австро-венгерских войск.

Варшавско-Ивангородская операция.

Кавказский фронт.

1914 год был в основном успешным для русской армии, однако решающих успехов не добилась ни одна сторона.

Сорван план Германии – молниеносный поочерёдный разгром Франции и России (немецкий план Шлиффена (начальника германского Генерального штаба, генерала-фельдмаршала) – за 40 дней разбит Францию, потом пойти на Россию, не допустить войны на два фронта).

1915 год.

Для Германии главным фронтом стал Восточный, цель – вывести Россию из войны.

Северо-Западный фронт.

Юго-Западный фронт.

Карпатская операция против австро-венгерских войск.

Кавказский фронт.

Алашкертская операция против турецких войск.

Сорван план Германии – вывести Россию из войны.

Борьба приобрела позиционный характер на всех фронтах.

Стало очевидно, что Первая мировая война затянется надолго.

Причины неудач русской армии:

· превосходство германкой армии по технической оснащённости,

· пассивность союзников на Западном фронте.

· перевод экономики России на военные рельсы;

· создание особых совещаний по обороне, продовольствию, топливу, перевозкам;

· образование ВПК – военно-промышленных комитетов и Земгора для координации действий правительства и предпринимателей по снабжению армии;

Северо-Западный фронт.

Кавказский фронт.

Юго-Западный фронт.

· К середине 1916 года Россия догнала Германию по выпуску вооружений.

· Россия провела мощное наступление – Брусиловский прорыв.

· Германия утратила стратегическую инициативу, инициатива перешла на сторону Антанты.

· Румыния выступила на стороне Антанты.

В России:

· истощение материальных ресурсов,

· падение уровня жизни населения,

· тяжелейшие продовольственный и топливный кризисы;

Русская армия полностью демобилизована, народ требует мира.

Выход России из войны.

Брестский мир. 3 марта 1918 г.

  • Россия заключает мир с Германией, Австро-Венгрией и Турцией.
  • Россия теряет Польшу, Украину, Финляндию, часть Белоруссии и Прибалтику, Крым и Северный Кавказ.
  • Россия уступает Турции Батум, Карс и Ардаган.
  • Россия должна была выплатить 5 млрд. золотых марок контрибуции (контрибуция – это сумма, взимаемая государством-победителем с государства, проигравшего войну).

В результате своего участия в Первой мировой войне Россия потеряла: около 1 миллиона квадратных метров территории, потеряно примерно 1/4 населения, 1/4 пашенных земель и 3/4 угольной и металлургической промышленности.

  • Большевики получили передышку и сохранили власть;
  • Потеря основных хлебопроизводящих районов (Украина) привела к угрозе голода в городах;
  • большевики вынуждены были пойти на непопулярные меры – реквизицию (изъятию)хлеба у крестьян, что вызвало рост недовольства;
  • страны Антанты получили повод открытой интервенции против Советской России (интервенция – это военное, политическое, информационное или экономическое вмешательство, одного или нескольких государств во внутренние дела другого государства, нарушающее его суверенитет, то есть самостоятельность);
  • по завершении войны Россия не была приглашена на Версальскую мирную конференцию и никакой компенсации за ущерб не получила.


Итоги первой мировой войны.

Первая мировая война велась на территории 14 государств.

В ней принимали участие страны, с общей численностью населения свыше 1 миллиарда человек (это примерно 62% от всего населения мира на тот момент).

Всего странами участницами было мобилизовано 74 миллиона человек, из которых 10 миллионов погибло и еще 20 миллионов получили ранения.

Количество жертв среди гражданского населения, по разным оценкам, находится в интервале от 7 до 12 миллионов человек.

Во время Первой мировой войны Россия мобилизовала 12 млн солдат, что сделало её крупнейшей армией в войне. Более 3/4 были убиты, ранены или пропали без вести.

Испанский грипп вызвал почти одну треть всех смертей во время Первой мировой войны. Всего от испанки умерло приблизительно 50—100 млн человек или 2,7—5,3 % населения Земли.

Читайте также: