Воинская доблесть это кратко

Обновлено: 05.07.2024

Моральные качества формируют силу духа, и это пронизывает все существо войны. Они имеют большое сходство с волей, приводящей в движение и руководящей всей массой материальных сил и средств.

Дух и прочие моральные свойства армии, генерала или правительства, настроение провинций, в которых бушует война, моральное воздействие победы или поражения — это данные сами по себе очень разнородные. Они могут оказывать самое различное влияние в зависимости от своего отношения к преследуемой нами цели и к обстановке, в которой мы находимся.

Хотя в книгах об этих вещах сказано мало или ничего, они все же относятся к теории искусства войны, как и все, что составляет войну. В каждом правиле, имеющем отношение к физическим силам, теория должна учитывать ту долю, которая может выпасть на моральные силы, иначе она опустится до категоричных положений, то слишком робких и сжатых, то слишком догматичных и широких. Даже самые бездушные теории бессознательно оказались вынужденными перенестись в царство морали: как, например, объяснить действие какой-либо победы, не принимая во внимание ее моральное воздействие? Поэтому большая часть явлений, которые мы будем рассматривать в этой книге, состоят наполовину из физических, наполовину из моральных причин и следствий. Можно сказать, что физические явления подобны деревянной рукоятке, тогда как моральные представляют собой отточенный клинок, выкованный из благородного металла.

Ценность моральных и духовных качеств и их зачастую невероятное влияние лучше всего подтверждается историей, и это самая щедрая и чистая пища, которую ум полководца извлекает из нее. В то же самое время следует заметить, что доказательства, критические исследования и ученые трактаты имеют меньшее значение, чем впечатления и единичные вспышки искр ума, сеющие семена мудрости.

Главные моральные и духовные силы — это талант военачальника, воинская доблесть армии, национальное чувство. Никто не может сказать, какая из них, в общем, наиболее важна, потому что очень сложно сказать что-нибудь о значении каждой порознь; но еще труднее сравнить значение одной по отношению к другой. Лучший выход — не пренебрегать ни одной из них.

Несомненно, в наше время армии достигли равного положения в отношении дисциплины и боевой готовности, и ведение войны, как сказали бы философы, приобрело естественную форму и превратилось в метод общий для всех армий. Поэтому теперь от полководцев нечего ждать применения специальных приемов военного искусства. Следовательно, нельзя отрицать, что при нынешнем положении дел большее влияние приобретает национальный дух и боевой опыт войск.

Национальный дух армии (энтузиазм, фанатическое рвение, вера, убеждения) больше всего проявляется в войне в горах, где каждый, до последнего солдата, предоставлен сам себе. Поэтому гористая местность — лучшая арена борьбы для народного ополчения.

Опыт, приобретаемый армией на учениях, и то закаленное мужество, сплачивающее отдельные отряды как бы в один слиток, ярче всего проявляются в открытом поле.

Талант полководца больше проявляется в боях на пересеченной, холмистой местности. В горах у него слишком мало влияния на отдельные колонны, и руководить ими он уже не в силах; на открытых равнинах это проще и не истощает его сил.

Действия полководца должны опираться на эти неоспоримые, тесно соприкасающиеся друг с другом моменты.

Воинская доблесть армии отличается от простой отваги и еще более от воодушевления делом, за которое ведется война. Отвага, безусловно, является необходимой составляющей, но она, хотя и является природным даром некоторых людей, может воспитаться на войне у солдата армии благодаря привычке и упражнениям и тогда принимает иное направление, чем у других людей. Она теряет порыв к необузданной деятельности и проявлению силы, характерным для отдельного человека, и подчиняется требованиям высшего порядка: послушанию, порядку, правилам и способу ведения войны. Воодушевление делом оживляет воинскую доблесть армии и усиливает ее пыл, но не является необходимой ее составляющей.

Война есть особенное занятие, но, как бы широко ни распространялись ее интересы, даже если призванное в армию все мужское население страны, способное держать оружие, имеет к ней призвание, она все равно остается делом, обособленным от прочих видов человеческой деятельности. Проникнуться духом и содержанием этого занятия, развить и пробудить в себе способность приспосабливаться к силам, действующим в нем, полностью осознать его разумом, научиться добиваться в нем уверенности и быстроты, быть полностью преданным ему, превратиться в исполнителя той роли, которая тебе отведена на войне, вот в чем проявляется в каждом солдате воинская доблесть армии.

Армия, сохраняющая свой обычный боевой порядок под интенсивным огнем, никогда не поддающаяся панике, перед лицом настоящей опасности борющаяся за каждую пядь поля сражения, армия, гордая своими победами, которая никогда не теряет чувства послушания, уважения и доверия к своим командирам даже после досадного поражения; армия, физические силы которой закалились в боях, привыкшая к лишениям и усталости, как мускулы спортсмена от упражнений; армия, которая рассматривает все свои труды как средства достижения победы, а не как проклятие, тяготеющее над ее штандартами, и которой всегда напоминает о ее долге и добродетелях короткий катехизис, состоящий всего из одного лозунга — лозунга о чести ее оружия, — такая армия наделена подлинным воинским духом.

Солдаты могут сражаться храбро, как вандейцы, и совершать великие дела, как швейцарцы, американцы или испанцы, не проявляя воинской доблести. Можно даже успешно действовать во главе регулярной армии, как это делали Евгений Савойский и Мальборо, не пользуясь ее поддержкой. Поэтому мы не вправе говорить, что без воинской доблести не может быть успешной войны; и мы обращаем на это особое внимание, чтобы не создалось мнение, будто воинская доблесть есть все и вся. Это не так. Воинская доблесть армии — это определенная моральная сила, которой может не хватать и влияние которой поэтому можно оценить, как можно рассчитать силу любого орудия.

Охарактеризовав ее таким образом, теперь мы обсудим, что можно сказать о ее влиянии и какими средствами можно ее приобрести.

Воинская доблесть для войсковых частей значит то же, что гений полководца для целого. Полководец может руководить лишь целым, а не каждой отдельной частью, а там, где он не может руководить частью, там должен руководить воинский дух. Полководец избирается согласно своей репутации и исключительным талантам, старших командиров крупных частей и соединений назначают после тщательной оценки. Но эта оценка становится менее жесткой по мере того, как чин становится ниже, и в той же самой мере все меньше и меньше принимаются в расчет индивидуальные способности. Однако этот пробел должна заполнить воинская доблесть.

Точно такую же роль играют природные качества собравшегося воевать народа: отвага, находчивость, выносливость и энтузиазм.

Эти качества могут заменить воинский дух и наоборот, и из всего этого можно сделать следующие выводы:

1. Воинская доблесть есть качество, присущее только постоянным (регулярным) армиям, но именно им она требуется больше всего. В народном ополчении ее могут заменить природные качества, которые проявляются там скорее всего.

2. Регулярные армии, воюющие с другими регулярными армиями, могут легче обойтись без воинской доблести, чем регулярные армии, воюющие с народным ополчением, поскольку в последнем случае войска более рассредоточены, а отдельные части больше предоставлены сами себе. Но там, где армия сосредоточена, гений полководца имеет большое значение и восполняет то, чего не хватает армии в моральном отношении. Обычно воинская доблесть становится тем нужнее, чем сложнее театр военных действий и прочие обстоятельства и чем раздробленнее силы.

Из этих истин можно извлечь только один урок: если армии не хватает воинской доблести, надо любыми способами попытаться как можно больше упростить военные операции или удвоить заботы об остальных сторонах военной организации, а не ожидать многого от самого названия постоянной армии.

Воинская доблесть есть одна из самых важных моральных сил на войне, а там, где ее не хватает, ее место занимает что-либо другое, например превосходство командования или народный энтузиазм, или же мы получаем результаты несовместимые с затраченными силами и средствами. Как много может сделать этот дух, это неподдельное богатство армии, эта переработка руды, превращающая ее в блестящий металл, мы видим на исторических примерах: македоняне под командованием Александра Великого, римские легионы под руководством Цезаря (и других), испанские войска под предводительством Александра Фарнезе (1545–1592, герцог Пармский, полководец и государственный деятель испанской монархии. В 1571 г. бился с турками при Лепанто. В 1578–1588 гг. подавил восставших в южных провинциях Нидерландов. Смертельно ранен в 1592 г. у Руана во Франции. — Ред.), шведы королей Густава II Адольфа (1594–1632, шведский король с 1611 г., крупный полководец и военный реформатор. Убит в ходе выигранного его армией сражения при Лютцене. — Ред.) и Карла XII, пруссаки Фридриха II Великого и французы Наполеона. Нужно намеренно закрыть глаза на все исторические доказательства, чтобы не признать, что потрясающие успехи этих полководцев и их величие в исключительно сложных ситуациях были возможны лишь с армиями, обладавшими этой доблестью.

Этот дух может исходить лишь из двух источников, которые могут породить его только совместно. Первый — череда кампаний и великих побед; второй — активность армии, доведенная до предельной черты. Только так солдат познает свою силу. Чем больше полководец требует от своих войск, тем вернее его требования будут исполняться. Солдат гордится как выполненной тяжелой работой, так и преодоленной опасностью. Зародыш доблести прорастет только на почве беспрестанной деятельности и напряжения, при условии, что его согревает солнечный свет победы. Став могучим деревом, он сможет противостоять неистовым бурям неудач и поражений и даже праздной бездеятельности в мирное время — по крайней мере, некоторое время. Следовательно, воинская доблесть может зародиться только во время войны и под командованием великих полководцев, но, несомненно, может сохраниться в течение несколько поколений даже при полководцах средних способностей и в довольно значительные периоды мира.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Глава четвертая. Основные моральные потенции

Глава четвертая. Основные моральные потенции Это - таланты полководца, воинская доблесть армии, дух народа, комплектующего ее. Никто не может сказать, которая из этих сил в общем имеет наибольшее значение, ибо если нелегко что-либо высказать о значении их порознь, то еще

Глава пятая. Воинская доблесть армии

Глава пятая. Воинская доблесть армии Воинская доблесть существенно отличается от простой храбрости и еще более от воодушевления делом, за которое ведется война. Правда первая есть необходимая ее составная часть, но так как она, хотя и является естественным свойством

Моральные качества на войне

Моральные качества на войне Деятельность на войне никогда не бывает направлена только против одной лишь материи; она всегда также направлена против моральных сил, дающих жизнь этой материи, и отделить одно от другого невозможно.Всем известен моральный эффект

15. Этика Первые моральные идеалы

15. Этика Первые моральные идеалы Мыслители Шумера, в соответствии с их мировоззрением, не слишком верили в человека и его предназначение. Они были твердо убеждены, что человек вылеплен из глины и вообще создан богами только для того, чтобы приносить им еду и питье, строить

Моральные факторы

Моральные факторы Не стоит забывать также и о моральных факторах, пытаясь объяснить подобный порыв и массовый исход балканских народов от Дарданелл до самой Индии. Анализируя, как обычно, причины войны с Персией, Полибий около 150 года ссылается на осознание Филиппом

4. Социальные и моральные аспекты учения катаров

4. Социальные и моральные аспекты учения катаров На том, что было уже сказано относительно моральных или, скорее, аморальных качеств катаров, стоит остановиться более внимательно, ибо как раз с этой стороны противники и нападали на учение. О глубине и значимости религии

Моральные дилеммы

Моральные дилеммы Как и в предыдущих примерах из области музыки и моды, объектом критики в советской прессе 1970–1980-х годов был не столько интерес советской молодежи к западным символам, продуктам кал лейблам, сколько крайние проявления этого интереса, которые

Украденная доблесть

Глава 35. Моральные факторы, боевой дух

Глава 35. Моральные факторы, боевой дух Чтобы показать роль моральных факторов и значения боевого духа, приведем один случай, оказавший необычайное влияние, который поможет понять, что должен об этом знать и всегда иметь в виду офицер кавалерии. Придавая моральному

Глава 36 Бесполезная доблесть русской гвардии!

Глава 36 Бесполезная доблесть русской гвардии! Когда противоборствующие стороны уже начали выяснять отношения на крайнем правом фланге французов (на юге) и в центре русской позиции, на севере (Ланн с Мюратом и Багратион) еще только-только готовились к противоборству,

Знаки воинской доблести

В дальнейшем знаком ЦК ВЛКСМ награждались военнослужащие Вооруженных сил СССР всех рангов. Основанием для представления к награде солдатского и старшинского состава являлись:

  • проявленная смелость и героизм при исполнении воинского долга;
  • отличные знания и умелое владение техникой или оружием;
  • успешное освоение смежных профессий;
  • активное участие в патриотическом воспитании молодежи и общественной жизни;
  • внесение действенных рационализаторских предложений, полезные изобретения в военно-технической отрасли.

Представители высшего офицерского состава Вооруженных Сил СССР получали значок воинской доблести за качественное воспитание молодых бойцов, которые в дальнейшем проявляли себя как мужественные и самоотверженные воины.

Знаки воинской доблести СССР

К знакам воинской доблести в СССР относились и знаки войскового отличия, которые вручались за указанные выше заслуги и достижения, но в отдельных видах войск. Среди таких нагрудных значков следует выделить:

Памятные знаки воинской доблести

Кроме значков, вручаемых военнослужащим, важными символами воинской доблести являются памятники и монументы в честь героических событий прошлого и настоящего. Памятный знак воинской доблести с 2015 года устанавливается в городах и селах Московской области, которые прославились подвигами защитников Отечества. Их символическая значимость заключается не только в дани уважения и благодарности героям, но и в формировании у молодежи чувств патриотизма, самоотверженности и готовности выполнять свой воинский долг.

Воинская доблесть, воинская честь… С молодых лет в сознание входят эти понятия как образец поведения воина. А насколько глубоко во времени находятся корни этих понятий!

Успехи полководцев прошлого до сих пор изучаются очень и очень пристально. Эти люди были не только выдающимися военачальниками, но и образцами мужества. Один из таких — Деций Мус, римский консул (его историю донес до нас Тит Ливий).

Жрец-гадатель по внутренностям (гаруспик) показал Децию на печени знак, говорящий о том, что для него будущее неблагоприятно. Жертва Тита Манлиуса дала ему хорошие предзнаменования. Это было перед сражением.

Все это было в IV веке. Спустя более 1000 лет, в 1616 году, Рубенс получает заказ: нарисовать картины для шпалер. Заказчик — из Италии, из Генуи. Рубенс выполнил эту работу, шпалеры были сделаны.

Рубенс. Гадание на печени

Первая картина — Деций Мус выступает перед штандартоносцами, рассказывая о пророческом сне. Его слушают с недоверием, но и не верить нет оснований. Во-первых, перед ними человек, которому они не просто подчиняются, он — распорядитель их жизнями. Во-вторых, речь идет о жизни или смерти полководца, о победе или поражении армии. Можно предположить, что за спинами слушателей (и за рамками шпалеры) стоит войско. И консул поднялся на пьедестал, чтобы его могли видеть все. Не исключено, что пьедестал здесь, на этой картине — символ возвышения консула над массой, и не только по статусу, по должности, но и по силе духа.

Рубенс. Молитва о пожертвовании

Третья картина — молитва о пожертвовании. Понтифик руководит действиями Деция Муса и говорит ему слова, которые Мус должен повторять. Судя по всему, ситуация, в которой оказались консулы, не была чем-то из ряда вон выходящим, она встречалась ранее не так уж и редко. Об этом говорит текст молитвы: он хорошо выверен, в нем все, что должно произойти после самопожертвования, а сама молитва обращена ко всем богам. Другим свидетельством этого является отработанный ритуал, знакомый и понтифику, и консулу. И еще: само присутствие жреца (понтифика) в армии, готовой вступить в бой, тоже говорит о том, что такое развитие событий было всем давно и хорошо знакомо.

Четвертая картина — Демис Мус посылает своих ликторов к Титу Манлиусу с известием, что он жервует собой. Пятая картина — Демис Мус гибнет в гуще врагов. Шестая картина — Демис Мус на смертном одре. Седьмая картина — военные трофеи.

Насколько достоверны картины Рубенса? Первоисточником для художника были два памятника древности: колонна Траяна и на арка Константина в Риме. На них запечатлено множество деталей армейского быта тех времен — от щитов до обуви и штанов. На картинах показаны штандарты полководцев и подразделений римской армии, доспехи тех времен, шлемы и мечи. Весьма вероятно, что Рубенс был знаком и с рукописями, в которых можно было найти изображения интересовавших его вещей.

Но почему именно Деций Мус стал героем Рубенса? Дело в том, что точно так же, как Деций Мус, поступили его сын и внук (они тоже носили имя Деций Мус). То есть закон самопожертвования во имя спасения армии действовал из поколения в поколение. И очень может быть, что заказчиками этого цикла были какие-то дальние потомки этого героического семейства.

Рубенс. Смерть Деция Муса

Virtuti military — воинская доблесть — была и остается высшим проявлением человеческого духа. Современные армии при всех их различиях унаследовали от древних войск очень много, в том числе и представления о воинском героизме. Серия картин Рубенса — своеобразный гимн воинской доблести.

К этому надо добавить еще один эпизод из жизни двух консулов — Деция Муса и Тита Манлиуса. Сын Тита Манлиуса был в армии своего отца. В какой-то момент один из врагов, против которых стояло войско, настолько раззадорил молодого человека, что он покинул строй, бросился на своего оскорбителя, преследовал его в расположении врага, убил его и вернулся на место. Когда отец узнал об этом случае, он велел казнить своего сына за нарушение приказа перед строем. Этот жестокий приговор потряс армию — и укрепил дисциплину.

Для поддержания дисциплины в армии Древнего Рима был жесткий порядок. Ликторы — охранники полководца — несли символы власти: секиру, вокруг древка которой были привязаны розги. Ликтор при необходимости выполнял обязанности палача, он мог и высечь, и отрубить голову. Преследовалось не только нарушение приказов, но и мародерство.


ДО́БЛЕСТЬ, -и, ж. Высок. Отвага, мужество, геройство. [Часть Цепляева] показала образцы изумительной выносливости, храбрости, солдатского упорства, той великолепной доблести, которая стяжала пластунам заслуженную славу. Закруткин, Кавказские записки. И ежели отныне захотят --- Сказать о пролитой бесценной крови, О мужестве, проверенном стократ, О доблести, то скажут — Ленинград, — И все сольется в этом слове. Инбер, Бессмертие. || Готовность преодолеть все препятствия для достижения какой-л. высокой цели, самоотверженность в какой-л. деятельности. Проявить доблесть в труде.Особенность производства в социалистической стране состоит в том, что труд из подневольного, рабского превратился в дело чести, доблести и славы. М. Калинин, О коммунистическом воспитании. || мн. ч. (до́блести, -ей). Какие-л. высокие, исключительные качества человека. [Самозванец:] В нем доблести таятся, может быть, Достойные московского престола. Пушкин, Борис Годунов.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

ДО'БЛЕСТЬ, и, ж. (книжн. ритор.). Храбрость, мужество; какое-н. достоинство,

В нем (самозванце) доблести таятся, может быть, достойные московского престола. Пшкн.

до́блесть

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова склочник (существительное):

Читайте также: