Военный конфликт в закавказье кратко

Обновлено: 05.07.2024

Выдвигались различные версии повода, послужившего началом войны в Южной Осетии 2008 года.

Содержание

Официальные версии

Версии причин, подтверждённые официальными лицами государств.

Южная Осетия

8 августа президент Южной Осетии Эдуард Кокойты сообщил о многочисленных жертвах среди мирных жителей Южной Осетии и обвинил президента Грузии Михаила Саакашвили в геноциде осетинского народа [1] .

Россия

11 августа замдиректора департамента информации и печати МИД России Борис Малахов опроверг версию о том, что целью России является свержение режима М. Саакашвили. [3]

Абхазия

Грузия

Грузинская сторона заявила, что действия грузинской армии в Южной Осетии были ответом на нарушение режима прекращения огня. [7]

Венесуэла

Неофициальные версии

Сайт Newsland выдвинул версию [14] , что причиной конфликта, возможно, является тот факт, что грузинское руководство стремится войти в НАТО, но в эту организацию не принимают страны, имеющие неурегулированные территориальные проблемы. Однако, существуют прецеденты, когда данным правилом пренебрегали: Латвия и Эстония были приняты в НАТО, не имея урегулированных границ. [15]

Комментатор британской газеты The Independent 13 августа исходила из того, что Россия пошла на военные действия, преследуя 2 цели: удалить неугодного ей лидера, проявляющего чрезмерную самостоятельность и навлекшего на себя личную неприязнь Путина и дабы предупредить вступление Грузии в НАТО. [21]

По мнению бывшего посла США при ООН Ричарда Холбрука, Россия спровоцировала Грузию и намеренно приурочила это к Олимпийским играм с целью свержения грузинского правительства и что следующей целью для России будет Украина. [24]

Югославский сценарий



Примечания

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Версии причин начала войны в Южной Осетии (2008)" в других словарях:

Версии повода к войне в Южной Осетии (2008) — Выдвигались различные версии повода, послужившего началом войны в Южной Осетии 2008 года. Содержание 1 Официальные версии 1.1 Южная Осетия 1.2 Абхазия … Википедия

Ближайшие последствия войны в Южной Осетии (2008) — Последствия войны в Южной Осетии (2008) В период с 14 августа по 16 августа 2008 года руководителями государств, вовлечённых в военные действия, был подписан план мирного урегулирования грузино южноосетинского конфликта («План Медведева… … Википедия

Информационная война во время войны в Южной Осетии (2008) — Информационное освещение вооружённого конфликта в Южной Осетии играло значительную роль, так как влияло на общественное мнение относительно действий той или иной стороны. Содержание 1 Отключение телевещания 2 Атаки на веб сайты 3 Интернет война … Википедия

Военные преступления в войне в Южной Осетии (2008) — Военные преступления в войне в Южной Осетии (2008), по заявлениям воюющих сторон, происходили часто, и каждая из сторон обвиняла в этом своего противника.[1] О военных преступлениях в ходе конфликта также заявляют журналисты, правозащитники и… … Википедия

Война в Южной Осетии (2008) — Война в Южной Осетии 2008 года, Пятидневная война Грузино южноосетинский конфликт Грузино абхазский конфликт Дата 7 августа … Википедия

Война в Южной Осетии 2008 года — Война в Южной Осетии 2008 года, Пятидневная война Грузино южноосетинский конфликт Грузино абхазский конфликт Дата 7 августа … Википедия

Конфликт в Южной Осетии (2008) — Война в Южной Осетии 2008 года, Пятидневная война Грузино южноосетинский конфликт Грузино абхазский конфликт Дата 7 августа … Википедия

Вооружённый конфликт в Южной Осетии (2008) — У этого термина существуют и другие значения, см. Война в Южной Осетии. Война в Южной Осетии 2008 года, Пятидневная война Грузино южноосетинский конфликт Грузино абхазский конфликт … Википедия

Информационная война вокруг Южной Осетии (2008) — Информационное освещение вооружённого конфликта в Южной Осетии играло значительную роль, так как влияло на общественное мнение относительно действий той или иной стороны. Содержание 1 Отключение телевещания 2 Атаки на веб сайты 3 Интернет война … Википедия

Война в Осетии (2008) — Война в Южной Осетии 2008 года, Пятидневная война Грузино южноосетинский конфликт Грузино абхазский конфликт Дата 7 августа … Википедия

Пятидневная война 08.08.08. История возникновения и итоги для России, Грузии и Украины

8 августа — примечательная дата не только для российско-грузинских отношений. Исполняется 11 лет российско-грузинскому военному конфликту. Этот конфликт во многом изменил представление о роли России на постсоветском пространстве, но его уроки были слабо востребованы тогда и не слишком хорошо понимаются сейчас

Конфликт 08.08.08, как его принято обозначать в публицистике, интересен тем, что на официальном уровне виновником противостояния была признана Грузия. Правда, в пропаганде (отнюдь не только грузинской) Грузия представляется жертвой неспровоцированной агрессии со стороны России.

Предыстория

Кавказ — территория очень запутанная. Там живёт множество народов, зачастую находящихся друг с другом в вековой вражде.

Это вполне можно отнести к грузинам и осетинам. Если в Средние века отношения между соседними народами были, видимо, нормальными и князья двух государств находились между собой в родстве, то в XVIII веке они были уже вполне расстроены. В Грузии даже существовал закон, запрещающий браки между грузинами и осетинами.

Осетия вошла в состав Российской империи раньше Грузии, но в составе России отношения между грузинами и осетинами даже ухудшились. Грузинские феодалы начали делать осетин своими крепостными. Вспыхивали восстания, которые приходилось подавлять российскими войсками. В 1852 году крестьяне Южной Осетии были переведены в разряд казённых.

Эксперт: Запад вынес уроки из войны в Грузии в 2008 году и не пускает в СМИ сторонников России

Однако уже в феврале-марте 1921 года грузинские большевики при поддержке Красной армии, а также выдвинувшая территориальные претензии к Грузии руководимая Мустафой Кемалем Турция нанесли поражение ГДР. На большей части Грузии была установлена Советская власть, которая в 1922 году создала Юго-Осетинскую автономную область.

Постсоветская история

Конфликт между Осетией и Грузией возобновился ещё тогда, когда эти территории входили в состав СССР.

10 ноября 1989 года совет народных депутатов Юго-Осетинской автономной области принял решение о её преобразовании в автономную республику (в СССР автономные области были в составе унитарных национальных республик, а автономные республики — в составе РСФСР, т.о. осетины де-факто сделали Грузию федерацией). Верховный Совет Грузинской ССР признал это решение неконституционным. Попытки приехавших в Цхинвали грузин протестовать привели к массовым столкновениям с осетинами.

20 сентября 1990 года была провозглашена Южно-Осетинская Советская Демократическая Республика в составе СССР, тогда же была принята декларация о национальном суверенитете.

Август 2008: Пробуждение сверхдержавы

В январе 1991 года между Грузией и Осетией началась война — в Цхинвали была введена грузинская милиция и национальная гвардия, однако после трёх недель уличных боёв их пришлось вывести (руководство СССР в это время пыталось урегулировать конфликт дипломатическим путём…). После этого грузинские войска заняли высоты вокруг Цхинвали и продолжали обстрел города из артиллерии. Впрочем, грузины были больше заняты своими внутренними делами — в стране фактически шла гражданская война.

Осетинам удалось убедить российское руководство выступить в качестве миротворцев. 24 июля 1992 года были подписаны Сочинские соглашения о принципах мирного урегулирования, а в июле на линии соприкосновения были развёрнуты российский, грузинский и осетинский миротворческие батальоны.

Уже в августе, правда, началась война в Абхазии (есть мнение, что национальная гвардия начала её по своей инициативе, игнорируя президента Эдуарда Шеварднадзе).

Саакашвили и нарастание напряжённости

После принятия соглашений Осетия оставалась де-факто независимым государством. Осетины массово принимали российское гражданство (на основании наличия паспорта СССР — гражданами Грузии они так и не стали).

Ситуация поменялась после прихода к власти Михаила Саакашвили. Летом 2004 года дошло до боевых действий — грузинские войска пытались захватить господствующие высоты около Цхинвали, но успеха не достигли.

Очередное обострение началось в 2006 году — грузинское руководство попыталось удалить российский миротворческий контингент, указывая на то, что миротворцы незаконно находятся на территории Грузии, поскольку не получают визы и не проходят пограничный контроль (они ничего этого, естественно, не получали, поскольку на контролируемую Грузией территорию и не заходили).

В 2007 году с территории Грузии были окончательно выведены находившиеся там ранее российские войска. Остались только миротворцы в Осетии и Абхазии.

Чем события в Донбассе напоминают войну в Южной Осетии 2008 года

Война 08.08.08

Совершенно неожиданно Россия немедленно включилась в конфликт в качестве силы, принуждающей к миру. Уже в 1:40 (обстрел Цхинвали начался в 0:15) первая батальонная тактическая группа 58 армии (её части были развёрнуты на территории Северной Осетии после недавних учений) прошла Рокский тоннель. Утром российская авиация начала удары по вторгшимся на территорию Осетии грузинским войскам и целям на территории Грузии.

Васильев: Войну 2008 года помогали готовить власти Украины

В это же время прибывший в Москву президент Франции Николя Саркози убедил Дмитрия Медведева прекратить операцию по принуждению Грузии к миру (по другим данным, Медведев принял это решение до прибытия Саркози в Москву).

В ходе боевых действий в Осетии, по официальным данным, погибли 1694 человека, включая 32 военнослужащих и сотрудника МВД. Однако поимённый список опубликован не был. Международная организация Human Rights Watch считает осетинские данные завышенными и полагает, что речь идёт о 300-400 погибших.

Грузинские потери составили порядка 400 человек, включая 170 военнослужащих.

Российские потери — 71 человек.

Итоги

Россия одержала в этом конфликте политическую и дипломатическую победу.

1) Россия продемонстрировала готовность и способность применять вооружённую силу для принуждения к миру. Это оказалось для многих (в первую очередь для руководства Грузии) неожиданным, хотя такой опыт уже был, например, в Приднестровье.

2) Грузинские вооружённые силы были разгромлены, и угроза для Осетии и Абхазии была на длительное время снята. При этом территория Грузии не была на сколько-нибудь длительный промежуток времени оккупирована российскими войсками, т.е. речь шла именно об операции по принуждению к миру.

3) В сентябре 2009 года комиссия ЕС признала, что в начале войны была виновата именно Грузия.

4) 26 августа Россия признала независимость Абхазии и Южной Осетии.

В то же время нельзя не отметить, что ряд обстоятельств для России был не вполне удачным.

Во-первых, как оказалось, проведённого после чеченской войны реформирования было недостаточно — система управления и развёртывания российской армии была далека от оптимальной.

Под руководством министра обороны Анатолия Сердюкова была проведена масштабная военная реформа. В результате за несколько последующих лет российская армия приобрела совершенно новый вид и по организации, и по вооружению, который и был продемонстрирован в Крыму и Сирии. Стремительность переброски и развёртывания российских войск произвела огромное впечатление на американских военных.

Головачев объяснил, какой главный урок из войны 08.08.08. должна вынести Украина

Однако в случае других неблагоприятных факторов действия российской стороны не могли оказать решающего влияния на ситуацию.

Во-вторых, Россия практически полностью проиграла информационную войну. Широко распространено мнение, что агрессором является Россия, которая оккупировала Абхазию и Осетию. До сих пор за пределами России мало кто знает официальную позицию ЕС по поводу войны 08.08.08.

В-третьих, Грузия так и осталась враждебным к России государством, пусть и пытающимся поддерживать выгодные для себя экономические отношения. Недавнее обострение было совершенно естественным проявлением массовых антироссийских настроений.

В-четвёртых, Абхазия и Осетия так и не получили широкого международного признания. Помимо России признали их Сирия, Никарагуа, Венесуэла и Науру (карликовое островное государство в Тихом океане с населением в 10 тыс. человек).

Грузия , несмотря на военно-дипломатическое поражение, чувствует себя неплохо. Во всяком случае каких-то серьёзных изменений в политике страны не произошло.

Авторитет Саакашвили, разумеется, сильно упал, но он сохранял свой пост до 2013 года. Его уход с поста президента нельзя назвать следствием военного поражения. К тому же его преемники были ничуть не менее антироссийски настроены, хотя несколько более адекватны с точки зрения экономической.

Чисто военные итоги войны не учитывались, и 2014 год Украина встретила практически без армии. Учиться пришлось уже в ходе начавшейся гражданской войны.

Негативные для России итоги войны 2008 года в полной мере проявились в ходе украинского кризиса 2014 года, однако никакого достижения украинской стороны тут нет. Впрочем, не следует преувеличивать и недостатки российской информационной политики и дипломатии — им приходится сталкиваться с коллективным давлением Запада.

 Нагорный Карабах. Гадрут, 1992 год Андрей Соловьев и Геннадий Хамельянин/ТАСС

ТАСС-ДОСЬЕ. 16 июля 2020 года оборонные ведомства Азербайджана и Армении сообщили о возобновлении боев на азербайджано-армянской границе. Ситуация в регионе обострилась 12 июля, когда стороны обвинили друг друга в эскалации конфликта и нарушении режима прекращения огня. С начала столкновений официальный Баку сообщил об 11 погибших военнослужащих азербайджанской армии, в числе которых генерал-майор Полад Гашимов. Власти Армении заявили о гибели четырех и ранении десяти своих военнослужащих.

Конфликт между Азербайджаном и Арменией начался в феврале 1988 года и был вызван вопросом принадлежности Нагорного Карабаха, объявившего о выходе из состава Азербайджанской ССР.

Нагорный Карабах

Нагорный Карабах - административно-территориальное образование, расположенное в Закавказье между Азербайджаном и Арменией (самопровозглашенная республика, не признанная ни одним государством - членом ООН). Территория - 4,4 тыс. кв. км, население - порядка 147 тыс. человек, подавляющее большинство - армяне. Административный центр - г. Степанакерт.

История

Территория современного Нагорного Карабаха вошла в состав Российской империи в начале XIX в. в результате русско-персидской войны 1804-1813 годов. Соглашение о переходе Карабахского ханства в подданство России было достигнуто в 1805 году (Кюрекчайский договор) и закреплено в 1813 году Гюлистанским мирным договором между Российской империей и Персией. После присоединения Карабахского ханства к России часть местного мусульманского населения покинула его территорию, эмигрировав в Персию.

В 1822 году бывшее ханство было преобразовано в Карабахскую провинцию. С 1840 года территория Нагорного Карабаха входила в Шушинский уезд Каспийской области, с 1846 года - в Шемаханскую губернию (в 1859 году переименована в Бакинскую), с 1868 года - в Елизаветпольскую губернию.

Регион длительное время являлся предметом территориального спора между Арменией и Азербайджаном. Его статус после октябрьской революции 1917 года оставался неопределенным. 4 июля 1921 года на заседании Кавказского бюро Центрального комитета РКП(б) (Кавбюро) было принято решение передать территорию Нагорного Карабаха Армении. Однако на следующий день Кавбюро пересмотрело вопрос в пользу Азербайджана, "исходя из необходимости национального мира между мусульманами и армянами".

С 1921 года регион как административно-территориальная единица входил в состав Азербайджанской Советской Социалистической Республики на правах широкой автономии. В 1923 году получил статус автономной области (НКАО) в составе Азербайджанской ССР. Согласно переписи 1926 года, доля армян среди населения Нагорного Карабаха составляла 94% (из 125,2 тыс. человек), по данным последней советской переписи 1989 года - 77% (из 189 тыс.). В советский период Армения неоднократно поднимала вопрос о передаче Нагорного Карабаха под свою юрисдикцию, однако не получала поддержку союзного руководства.

Начало конфликта

В 1987 году в Нагорном Карабахе началась кампания по сбору подписей за воссоединение с Арменией. В начале 1988 года 75 тыс. подписей были переданы в ЦК КПСС, что вызвало крайне негативную реакцию властей Азербайджанской ССР.

20 февраля 1988 года областной совет НКАО обратился в Верховный Совет (ВС) СССР и Верховные советы Азербайджанской и Армянской союзных республик с просьбой рассмотреть вопрос о передаче области в состав Армении. Советское руководство расценило эту просьбу как проявление национализма. В июне того же года ВС Армении дал согласие на вхождении НКАО в состав республики, Азербайджан в свою очередь объявил это решение незаконным.

12 июля 1988 года облсовет Нагорного Карабаха заявил о выходе из состава Азербайджана. В ответ 18 июля президиум ВС СССР принял постановление, в котором говорилось о невозможности передачи НКАО Армении.

С сентября 1988 года между армянами и азербайджанцами начались вооруженные столкновения, перешедшие в затяжной конфликт. В январе 1989 года по решению президиума ВС СССР в НКАО было введено прямое управление со стороны союзного руководства. 1 декабря 1989 года советы Армянской ССР и НКАО приняли постановление о "воссоединении" республики и области. Однако в январе 1990 года президиум Верховного Совета СССР признал его неконституционным.

В начале 1990 года на армяно-азербайджанской границе начались бои с применением артиллерии. 15 января 1990 года союзные власти ввели в НКАО и прилегающих районах чрезвычайное положение. В апреле - мае 1991 года внутренние войска МВД СССР и части Советской армии провели в регионе операцию "Кольцо" с целью разоружения "армянских незаконных вооруженных формирований".

Вооруженный конфликт 1991-1994 годов

30 августа 1991 года была принята декларация о восстановлении независимости Азербайджанской Республики, в составе которой оказался и Нагорный Карабах.

2 сентября 1991 года на совместной сессии Нагорно-Карабахского областного и Шаумяновского районного советов была провозглашена Нагорно-Карабахская Республика (НКР) в составе СССР. В нее вошли территории НКАО, Шаумяновского района и позднее - часть Ханларского района Азербайджана. Это положило начало открытому вооруженному противостоянию между Арменией и Азербайджаном за контроль над регионом в 1991-1994 годах. Карабахский конфликт стал первым крупным вооруженным противостоянием на территории постсоветского пространства. В нем обеими сторонами применялись не только стрелковое оружие, но и тяжелая бронетехника, артиллерия, авиация, оставшиеся в республиках после распада СССР.

10 декабря 1991 года на референдуме о статусе НКР 99,98% его участников высказались за независимость региона, однако ни советское руководство, ни мировое сообщество итоги плебисцита не признали.

19-27 декабря 1991 года в связи с распадом Советского Союза из Нагорного Карабаха были выведены внутренние войска МВД СССР. Ситуация в зоне конфликта окончательно вышла из-под контроля. 6 января 1992 года ВС НКР принял Декларацию "О государственной независимости Нагорно-Карабахской Республики".

Проведя ряд масштабных наступательных операций (в частности, летом 1993 года и весной 1994 года), силы обороны НКР установили практический полный контроль над автономией (заняв 92,5 % территории бывшей НКАО), а также заняли полностью или частично семь приграничных азербайджанских районов (около 8% территории Азербайджана). В свою очередь Азербайджан сохранил контроль над частью Мартунинского, Мартакертского и Шаумяновского районов НКР.

Захватить стратегическую инициативу и навязать противнику свои условия мирного соглашения ни одной из сторон не удалось. Несмотря на это, масштабные боевые действия в 1994 году были прекращены.

По различным оценкам, потери азербайджанской стороны в ходе конфликта составили от 4 тыс. до 11 тыс. убитыми, армянской - от 5 тыс. до 6 тыс. Раненые с обеих сторон исчисляются десятками тысяч, сотни тысяч мирных жителей стали беженцами.

Переговорный процесс

Попытки разрешить конфликт мирным путем предпринимаются с 1991 года.

23 сентября 1991 года в Железоводске (Ставропольский край) лидеры России, Казахстана, Азербайджана и Армении подписали коммюнике о путях достижения мира в Карабахе. В марте 1992 года по инициативе Москвы была учреждена Минская группа ОБСЕ, в которую вошли представители 12 стран. Сопредседателями группы стали Россия, США и Франция.

5 мая 1994 года при посредничестве России и Киргизии представители Азербайджана, Армении и Нагорного Карабаха подписали соглашение, известное как Бишкекский протокол, призывающее к прекращению огня в зоне конфликта. 9 мая российской стороной было подготовлено соглашение о бессрочном прекращении огня, которое в тот же день подписал министр обороны Азербайджана Мамедрафи Мамедов, 10 мая - министр обороны Армении Серж Саргсян, 11 мая - командующий армией Нагорного Карабаха Самвел Бабаян. Документ вступил в силу 12 мая 1994 года. Перемирие соблюдалось без вмешательства миротворцев и участия третьих стран.

29 ноября 2007 года Минской группой ОБСЕ были подготовлены предложения по основным принципам урегулирования конфликта (Мадридский документ). Среди них: возвращение Азербайджану территорий, захваченных во время вооруженного конфликта, предоставление Нагорному Карабаху промежуточного статуса, обеспечивающего гарантии безопасности и самоуправления, обеспечение коридора, связывающего Нагорный Карабах с Арменией, и др.

Позиции сторон

Баку настаивает на восстановлении территориальной целостности, возвращении беженцев и вынужденных переселенцев в Нагорный Карабах. Только после этого Азербайджан намерен начать переговоры об определении статуса НКР. Азербайджанские власти готовы предоставить региону автономию в составе республики. При этом прямые переговоры с Нагорным Карабахом официальный Баку вести отказывается.

Для Армении первоочередным вопросом является самоопределение Нагорного Карабаха (возвращение в состав Азербайджана исключается) и дальнейшее признание его статуса международным сообществом.

Инциденты после перемирия, заключенного в 1994 году

Со времени подписания Бишкекского протокола в 1994 году стороны конфликта неоднократно обвиняли друг друга в нарушении режима прекращения огня, на границе происходили локальные инциденты с применением огнестрельного оружия, но в целом перемирие сохранялось.

Обострение конфликта в апреле 2016 года

В ночь на 2 апреля 2016 года в Нагорном Карабахе на линии соприкосновения конфликтующих сторон произошли ожесточенные столкновения военнослужащих Армении и НКР с азербайджанской армией. Стороны обвинили друг друга в нарушении перемирия. По данным Управления ООН по координации гуманитарных вопросов, в результате боевых действий 2-3 апреля погибли по меньшей мере 33 человека (18 армянских и 12 азербайджанских военнослужащих, три мирных жителя) и получили ранения более 200.

5 апреля 2016 года в Москве при посредничестве России состоялась встреча начальников генеральных штабов ВС Азербайджана и Армении генерал-полковников Наджмеддина Садыкова и Юрия Хачатурова. На переговорах была достигнута договоренность о прекращении огня на линии соприкосновения азербайджанских и армянских войск в Нагорном Карабахе. В трехстороннем заявлении, принятом 20 июня 2016 года по итогам встречи президентов России, Армении и Азербайджана в Санкт-Петербурге, стороны подтвердили приверженность нормализации обстановки. Однако на границе продолжали происходить локальные инциденты с применением огнестрельного оружия.


Закавказье является одним из самых взрывоопасных регионов в Европе, наряду с Юго-Востоком Украины. Периодически обостряется нерешенный нагорно-карабахский конфликт; в более стабильном, но неурегулированном состоянии остаются грузино-абхазский и грузино-южноосетинский конфликты. Наибольшее влияние на дальнейшую судьбу этих противостояний оказывают изменения сложившегося в Закавказье военного баланса. Оценка сегодняшнего баланса, особенно в отношении Армении и непризнанной Нагорно-Карабахской Республики, представляется непростой задачей, в связи с отсутствием достаточного объема открытых и официальных данных.

Закавказье является одним из самых взрывоопасных регионов в Европе, наряду с Юго-Востоком Украины. Периодически обостряется нерешенный нагорно-карабахский конфликт; в более стабильном, но неурегулированном состоянии остаются грузино-абхазский и грузино-южноосетинский конфликты. Наибольшее влияние на дальнейшую судьбу этих противостояний оказывают изменения сложившегося в Закавказье военного баланса. Оценка сегодняшнего баланса, особенно в отношении Армении и непризнанной Нагорно-Карабахской Республики, представляется непростой задачей, в связи с отсутствием достаточного объема открытых и официальных данных. Но без этой оценки судить о перспективах заморозки, урегулирования, или наоборот эскалации конфликтов в Закавказье не приходится. При этом нельзя забывать, что Россия вовлечена в процессы в этом регионе как на дипломатическом и экономическом уровнях, так и за счет военного присутствия. Не следует забывать про энергетическую и транспортную инфраструктуру, которая может пострадать или оказаться заблокированной при переходе конфликтов в горячую фазу. Наша задача — оценить и сравнить военные потенциалы стран Закавказья, а также уровень военного присутствия России в этом регионе с целью определения вероятности и сценариев эскалации.

Грузия и Россия — вечная заморозка?


Перечисленных российских сил достаточно (особенно с учетом масштабных возможностей боевой авиации), чтобы гарантировать заморозку обоих конфликтов. Возобновление боевых действий в Абхазии и Южной Осетии возможно только в результате очень серьезной дестабилизации, при сценарии масштабной региональной войны с участием большого количества игроков. Сегодня мы можем наблюдать стабилизацию российско-грузинских отношений, по крайней мере, в экономическом аспекте. Это происходит даже с учетом достаточно глубоких отношений Грузии и НАТО, что еще больше говорит о мизерной вероятности эскалации. Нет реальных признаков подготовки к войне и в том, как Грузия восстанавливает потенциал и строит армию после поражения в 2008 г. Объем военного бюджета упал с 8,8% и 9,1% в 2007 и 2008 гг. соответственно — до 1,9% в 2017 г. За прошедшие годы произошла практически полная деградация штурмовой и вертолетной авиации, а потери тяжелой техники в ходе войны были восстановлены только частично за счет очень ограниченных зарубежных поставок. Численность вооруженных сил Грузии составляет примерно 26 тыс. человек, включая пограничников [1]. На вооружении находятся 100 танков Т-72, 71 боевая машина пехоты БМП-1 и БМП-2, около 120 бронетранспортеров и до 24 единиц ствольной и реактивной артиллерии. Противовоздушная оборона понесла некоторые потери в 2008 г., и самым серьезным ее компонентом остаются 1–2 дивизиона ЗРК Бук-М1. Из последних поставок стоит отметить американские противотанковые ракетные комплексы Javelin и французские ЗРК малого радиуса действия Mistral ATLAS. Эти силы недостаточны не только для войны с ограниченной российской группировкой, но и для противостояния с Арменией или Азербайджаном.

Армения и Азербайджан на грани войны за Нагорный Карабах?

Намного более взрывоопасным является азербайджано-карабахский конфликт. Это продемонстрировала Апрельская война 2016 г., а также постоянно подтверждает непрекращающаяся гонка вооружений между Арменией, Нагорно-Карабахской Республикой (НКР) и Азербайджаном. Надо сказать, что в период с 2007 по 2014 гг. Азербайджан существенно нарастил свой военный потенциал, вложив огромные средства в закупки военной техники в России, Израиле, Белоруссии, Украине, Турции и других странах. Пиком военных затрат Баку стал 2013 г., когда на оборону было выделено около 3,7 млрд долл. — в семь раз больше, чем тогда тратила Армения. Однако падение цен на нефть и экономический кризис, начавшийся в 2015 г., заставили девальвировать азербайджанскую валюту более чем в два раза, что значительно уменьшило военный бюджет. В период с 2015 по 2018 гг. затраты Баку на оборону не превышали 1,7 млрд долл. (причем в эту сумму входит финансирование пограничной службы, внутренних войск, национальной безопасности и т. п.). Военный бюджет Армении в 2019 г. составил 647 млн долл. (вся сумма идет на вооруженные силы) против примерно 1,8 млрд долл. у Азербайджана. Примерно в 100 млн долл. можно оценить военный бюджет непризнанной Нагорно-Карабахской Республики.

Таблица.
Сравнение вооруженных сил стран Южного Кавказа


Что же касается реального баланса, а не финансовых затрат, то здесь все не так очевидно. По нашим оценкам, на сегодняшний день Азербайджан обладает не менее чем 800 единицами ствольной артиллерии и минометов калибра 120-мм, 196 единицами РСЗО калибром 107 и 122-мм, 61 единицей тяжелых РСЗО калибром 300-мм и более, примерно 476 танками (из них 100 современных Т-90С, остальные Т-72), 386 боевыми машинами пехоты (в том числе 118 БМП-3), более 800 бронетранспортерами (в том числе 230 БТР-82А). Помимо этого, Баку приобрел высокоточные израильские оперативно-тактические ракетные комплексы LORA с дальностью действия не менее 250 км и турецкие крылатые ракеты SOM-1B. Что касается боевой авиации, то на вооружении имеется до 49 штурмовиков Су-25, 16 истребителей МиГ-29, 24 штурмовых вертолета Ми-35М и 26 Ми-24. Наиболее серьезными системами ПВО являются российские ЗРК С-300ПМУ-2 (два дивизиона), израильские Barak-8 (один дивизион) и белорусские Бук-МБ (два дивизиона). Отдельно необходимо отметить приобретение Азербайджаном практически всей линейки израильских БПЛА — от малых разведывательных до наиболее крупных MALE-класса. Численность азербайджанской армии оценивается примерно в 70 тыс. человек, к которым необходимо добавить около 5 тыс. пограничников и 10 тыс. служащих внутренних войск [2].


Несмотря на внешнее давление на Армению и Азербайджан в течение последних лет, переговорный процесс практически не сдвинулся с мертвой точки. Определенные надежды были связаны с новым лидером Армении Николом Пашиняном, однако даже открытое давление на стороны советника президента США по национальной безопасности Джона Болтона (с целью быстрого урегулирования конфликта с последующим участием в блокаде Ирана) не привело к каким-либо подвижкам. Скорее, наоборот, позиция сторон все более ужесточается, что только повышает вероятность новой эскалации. Полномасштабная война Армении, НКР и Азербайджана может быть разрушительной, а втягивание в нее других игроков — России (на территории Армении расположена 102-я российская военная база), Турции (ближайший союзник Азербайджана и член НАТО) и Ирана — и вовсе может трансформировать ее в большой региональный конфликт с неизвестными итогами. Малые же эскалации, наподобие ситуации 2016 г., неспособны окончательно решить нагорно-карабахский конфликт. Эти факторы говорят о том, что конфликтная ситуация просуществует еще много лет и останется основным дестабилизирующим фактором в Закавказье.


Что касается грузино-абхазского и грузино-южноосетинского конфликтов, то здесь безопасность признанных Россией новых республик — Абхазии и Южной Осетии — практически полностью обеспечивают российские войска. Даже сил 7-й и 4-й военных баз без привлечения дополнительных войск достаточно для надежной заморозки конфликта, да и нынешнее грузинское руководство не питает лишних иллюзий, не вкладывая в модернизацию вооруженных сил слишком большие средства. Тем не менее даже самый замороженный конфликт при определенных условиях может пойти по пути эскалации. В случае с Грузией, Абхазией и Южной Осетией это может случиться только при очень крупных региональных потрясениях — таких гипотетических и маловероятных сценариях как дестабилизация на российском Северном Кавказе, война России и Турции и т.п. Еще одним механизмом разморозки может стать региональная война, возникшая изначально из-за эскалации в Нагорном Карабахе — в полномасштабную войну Армении и Азербайджана могут оказаться втянуты в том или ином виде Турция, Россия и, менее вероятно, Иран, что может вовлечь в эти катастрофические процессы и Грузию. В этом смысле ключ к миру в Закавказье лежит в Нагорном Карабахе — именно урегулирование или хотя бы глубокая заморозка этого конфликта способны нивелировать большую часть региональных военных рисков.

Список литературы

1. В ожидании бури: Южный Кавказ / М.С. Барабанов, М. Йешильташ, А. В. Лавров, Л.А. Нерсисян и др.; под ред. К. В. Макиенко. — М.: Центр анализа стратегий и технологий, 2018. — 200 с.

2. Military Balance 2018. IISS. 2018. Ch. 5. p. 187

Читайте также: