Военные конфликты в 1990 е в рф кратко

Обновлено: 05.07.2024

Внешняя политика России в 1990-х годах была направлена на адаптацию российского государства в новых международных реалиях и упрочение своих позиций в системе международных отношений. Важнейшими направлениями на этом этапе были определение приоритетов во взаимоотношениях со странами Запада, а также с независимыми государствами, образовавшимися в результате распада СССР, утверждение России в качестве ядерной державы.

Общие тенденции во внешней политике

3 января 1993 года президенты РФ и США подписали Договор о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ-2), который предусматривал взаимное сокращение ядерного потенциала обоих государств к 2003 году до уровня 3500 ядерных боеголовок. Российское общество неоднозначно отреагировало на договор, поскольку число боеголовок, которые страны обязывались уничтожить, было разным: у СССР на момент распада их было более 33 тысяч, тогда как у США – более 23 тысяч. Верховный Совет России счёл договор плохо проработанным и не ратифицировал его. Позднее, в октябре 1996 года, против ратификации договора выступила и Государственная Дума.

Серьёзный удар по международному имиджу России нанесла начавшаяся в 1994 году война в Чечне. Запад применил экономические санкции по отношению России. Под давлением со стороны США и НАТО российская дипломатия ослабила свои позиции в связи с югославским конфликтом. К середине 1990-х годов главным для российской дипломатии стал вопрос о расширении НАТО в восточном направлении. Руководители стран НАТО, некогда обещавшие Горбачёву не распространять влияние блока на Восток, слов не сдержали. В конце 1994 году, несмотря на решительные возражения со стороны России, власти США приняли решение принять в НАТО бывшие страны Соцлагеря. 27 мая 1997 года в Париже был подписан Акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между РФ и НАТО. Стороны перестали рассматривать друг друга как противников, и НАТО официально заверило Россию, что не будет размещать на постоянной основе вооружённые контингенты на территории новых стран-членов блока.

После распада СССР в отношениях России с традиционными союзниками на Азиатском континенте – КНДР, Лаосом, Вьетнамом, Ираком – наступил период стагнации. Контакты были заморожены и практически не развивались. Не было прогресса во внешней политике на ближневосточном и африканском направлении. В конце 1992 года восточный вектор стал активнее разрабатываться российской дипломатией: в ноябре Б. Н. Ельцин посетил Южную Корею, в декабре – Китай. В конце 1995 года А. В. Козырев посетил Иран. Лишь ко второй половине 1990-х годов России удалось добиться определённого прогресса в отношениях с большинством стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Развивались двусторонние отношения с Индией, Вьетнамом, Монголией. В апреле 1996 года в Пекине Б. Н. Ельцин и глава КНР Цзян Цземинь сформулировали курс на развитие равноправного доверительного партнёрства. Через год, уже во время визита китайского лидера в Москву, стороны подписали совместную Декларацию о многополярном мире и установлении нового международного порядка. Этот документ продемонстрировал, что в сфере международных отношений концептуальные подходы России и Китая совпадают.

Взаимоотношения на постсоветском пространстве

Курс на максимальную дезинтеграцию связей с Россией сразу же взяли Литва, Латвия и Эстония, устремившие свои взгляды в сторону Европы. Остальные бывшие советские республики оказались вместе с Россией в рамках Содружества Независимых Государств (СНГ). Цели этого объединения не были чётко регламентированы, в рамках СНГ предполагалось заключить двусторонние договоры между суверенными государствами, а также проводить встречи и консультации по тем или иным вопросам. Позднее было установлено поочерёдное председательство стран-членов СНГ, введён пост Исполнительного секретаря, создана Межпарламентская ассамблея, выработан Устав Содружества.

Ещё в 1991 году Россия заявила о том, что намерена остаться единственной ядерной державой на постсоветском пространстве. США, заинтересованные в сохранении надёжного контроля за ядерным оружием, высказались в поддержку этой инициативы. На Алма-Атинской встрече глав постсоветских государств 21 декабря 1991 года было принято решение, что ядерные силы не будут разделяться и останутся под контролем и охраной командования Объединённых вооружённых сил СНГ, но базироваться будут на территории России. Белоруссия и Казахстан сразу заявили о статусе неядерных держав, но четвёртая страна, на территории которой располагались советские ядерные боеголовки, Украина, не спешила этого делать. В июле 1993 года она объявила две тысячи боеголовок – примерно 20 % стратегического арсенала бывшего СССР – своей собственностью. В ситуацию вмешался президент США Б. Клинтон. Он выступил в качестве международного гаранта притязаний Украины, выторгованных в обмен на передачу боеголовок России: в начале 1994 года США, Украина и Россия подписали трёхстороннее соглашение, по которому последняя обязывалась поставлять обогащённый уран для украинских АЭС. В том же году Б. Н. Ельцин и глава МИД А. В. Козырев заявили, что всё постсоветское пространство является сферой жизненных интересов России, и та, как великая держава, будет всеми способами отстаивать свои интересы в пределах границ бывшего СССР.

В 1997 году, уже в бытность главой МИД Е. М. Примакова, Россия подписала двусторонние договоры с Белоруссией и Украиной. С Украиной удалось найти компромисс по вопросам статуса Севастополя, главной базы Черноморского флота РФ, и о разделе самого флота. В 1992–1993 годах между государствами фактически возник территориальный спор, поскольку в России многие настаивали на незаконности передачи Крыма в состав УССР в 1954 году. Окончательно вопросы в отношениях между странами были решены весной 1997 года во время визита на Украину президента Ельцина.

В начале 1992 года российские вооружённые силы вмешались в межнациональный конфликт в Приднестровье, пожелавшем выйти из состава Молдавии и провозгласившем свою независимость. Приказ остановить противостояние молдавских войск и приднестровских сил получила дислоцировавшаяся в этом регионе 14-я армия под командованием генерала А. Лебедя. В апреле 1992 года она перешла под юрисдикцию России. В 1994 году Россия также выступила в роли посредника в армяно-азербайджанском конфликте по поводу Нагорного Карабаха.

Итоги и оценки внешнеполитического курса России в 1990-х годах

В целом к концу 1990-х годов внешняя политика России стала более прагматичной, в большей степени учитывающей национальные интересы и приоритеты страны.

Тем не менее, ошибочность позиции поддержки одной стороны была признана Б. Ельциным. В конце 1993 года при непосредственном участии Президента России была достигнута договорённость о примирении. Президент Ингушетии Р. Аушев и Председатель Верховного Совета Северной Осетии А. Галазов подписали соглашение о решении проблем беженцев из зоны конфликта (их число составило почти 60 тысяч). Постоянно шёл переговорный процесс, и стороны приходили к соглашениям, способствовавшим урегулированию конфликта.

По-иному развивались события в соседней Чечне. После провала попытки ГКЧП взять власть главную роль в политической жизни республики стал играть набиравший силу Общенациональный конгресс чеченского народа (ОКЧН). 6 сентября 1991 года вооружённые сторонники ОКЧН насильственно свергли Верховный Совет Чечено- Ингушетии. Первый секретарь Чечено-Ингушского обкома КПСС Д. Завгаев, во время августовского путча занявший выжидательную позицию, потерял доверие центральной власти, особенно главы российского парламента Р. Хасбулатова и президента России Б. Ельцина. В августе-сентябре их симпатии и поддержка были на стороне ОКЧН.

Осенью 1991 года, после проведённых с множеством нарушений президентских и парламентских выборов, председатель Исполкома ОКЧН генерал Д. Дудаев фактически узурпировал власть. 1 ноября 1991 года он объявил суверенитет Чеченской республики. В Чечне установилась власть радикально настроенных националистических кругов.

После трёх лет фактической самостоятельности от центральной власти, к зиме 1994 года Чечня подошла раздираемая борьбой множества противоборствующих группировок, на фоне криминализации республики и бегства русского населения. В свою очередь, российское руководство, преодолев экономические и политические кризисы 1992- 1993 гг., обратило внимание на последнюю помеху центральной власти - Чечню. Как будто опомнившись, российские СМИ дружно бросились рассказывать о неприемлемости существования самостоятельной Чечни под боком у России. А для президента России, чтобы закрепить своё единовластие, как раз была нужна маленькая победоносная война.

Как и в октябре 1993 года, Ельцин, поддержанный министром обороны Грачёвым, не желал идти ни на какие уступки, в том числе отклонил предложения Дудаева о встрече с целью разрешить конфликт без кровопролития.

11 декабря 1994 г. российские войска численностью до трёх войсковых дивизий с трёх направлений вошли на территорию Чеченской республики. Военнослужащие слабо представляли реальную действительность, свои задачи, способы действия в различных условиях, не были готовы к организованному вооружённому сопротивлению, оказанному им на территории Чечни, что наиболее ярко показали трагический штурм Грозного в новогоднюю ночь и бои на улицах города.

Операция не была подготовлена в должной мере. Это видели и понимали генералы А. Митюхин (командующий СКВО), Э. Воробьёв,

командиры и начальники среднего и низшего звена. Недостаточное понимание личным составом своих целей и задач, плохое представление социально-политической ситуации вело к снижению боевого духа, делало военнослужащих слабо защищёнными перед действиями местного населения, пропагандой боевиков. При движении колонн часто происходили случаи их остановки местными жителями. Военнослужащие, не имея чёткого приказа на открытие огня, в большом количестве попадали в неволю, где на положении рабов вынуждены были ожидать своей участи.

Задействованные в операции подразделения были неукомплектованы, сформированы из разных полков и отдельных батальонов. Плохая слаженность войск, низкий уровень подготовки и дисциплины сказывались на их боеготовности и вели к большему количеству как боевых, так и небоевых потерь. В ходе операции вскрылись многие недостатки её подготовки - от отсутствия чётких и ясных приказов до нехватки самого необходимого для выполнения боевых задач и обеспечения бытовых условий.

В ходе боевых действий часто страдали люди, не имеющие никакого отношения к боевым действиям. Неизбирательность при обстрелах и бомбардировках приводила к жертвам среди мирного населения. Люди гибли ещё и потому, что боевики НВФ выбирали свои позиции вблизи населённых пунктов, часто используя для огневых точек жилые дома, содействуя восстановлению местных жителей против федеральных войск.

Постепенно, по мере продвижения вглубь чеченской территории, российские войска действовали более грамотно, осторожно, извлекали уроки из неудачных действий. Разрабатываемые операции больше соответствовали реальной обстановке, проводились с учётом различных факторов, могущих повлиять на их исход. При этом военный успех не всегда был решающим в достижении цели, а занятие территории совсем не гарантировало лояльность проживающего на ней населения.

В течение полутора лет (декабрь 1994 - август 1996 гг.) российские войска добивались как крупных успехов, так и серьёзных неудач. Военное поражение в Грозном в августе 1996 года показало невозможность победить в этой войне и привело к поиску путей для соглашения между воюющими сторонами. 31 августа в Хасавюрте А. Лебедь и А. Масхадов подписали мирный договор. Российские войска были выведены с территории Чечни.

Однако политическая неурегулированность чеченской проблемы и криминально-террористический характер чеченской власти 1997-1999 гг. предопределили события так называемой второй чеченской кампании, начавшейся с нападения боевиков на Дагестан 2 августа 1999 года. На данном этапе была выбрана тактика постепенного выбивания боевиков с занятых позиций. Федеральное командование не стремилось закончить какую-либо боевую операцию в сжатые сроки. Противника старались уничтожить огнём артиллерии, танковых орудий, с воздуха, прежде чем вводить в дело пехоту. Это показали, в частности, бои за Грозный зимой 1999-2000 гг. Лучше было организовано и информационно-пропагандистское обеспечение боевых действий.

В ходе проведения войсковой операции выявились два разных подхода к чеченцам, которые осуществляли командующие направлениями генералы В. Шаманов (западное) и Г. Трошев (восточное). Тактика Шаманова, группировка которого наступала со стороны Ингушетии в направлении Бамута и Ачхой-Мартана, отличалась жёсткостью и непримиримостью с целью сломить вооружённое сопротивление и добиться результата военной силой. Тактика Трошева, войска которого продвигались с территории Дагестана, напротив, имела направленность на поиск путей соглашения с местным населением, бескровного разрешения конфликтных ситуаций.

Заявления российского руководства, в т.ч. нового президента В. Путина, дают понять, что армия и вместе с ней новая власть пришли всерьёз и надолго. На территории Чечни на постоянной основе дислоцируется мотострелковая дивизия Российской Армии.

Участие армии в боевых действиях на территории Чечни явилось прецедентом в решении далеко зашедшего конфликта между федеральным центром и регионом по вопросу власти. Руководство страны выбрало самый простой и очевидный, но не самый приемлемый путь его разрешения - силовую операцию. Поэтому всегда должна существовать возможность мирного урегулирования конфликта путём переговоров, принятия соответствующих политических решений.

1 Здравомыслов А. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве. - М., 1997. - С. 91.

2 Здравомыслов А. Осетино-ингушский конфликт: перспективы выхода из тупиковой ситуации. - М., 1998. - С. 118.

СССР пропагандировал дружбу народов. Однако с Гласностью и Перестройкой вскрылись проблемы, которые ранее замалчивались. В нескольких частях большой страны вспыхнули столкновения граждан, поводом к которым послужили этнические и географические споры. С развалом единой страны конфликты значительно обострились.

Конфликт в Нагорном Карабахе (1988 – 1994)

Напряжение в районах Нагорного Карабаха начало расти еще в последние годы существования союзного государства, а образование суверенных стран сопровождалось полноценной войной.

На попытки Карабаха образовать собственное государство официальный Баку ответил вводом войск. Сепаратистов поддержал Ереван и этнические армяне со всех концов света.

Боевые действия продолжались 3 года и стоили участникам 20 тысяч человеческих жизней.

Видимых результатов не добился никто. Карабах по-прежнему официально входит в состав Азербайджана, но, по сути, не контролируется Баку. Местное политическое образование не признается мировым сообществом и находится в подвешенном состоянии.

Осетино-ингушский конфликт (1992)

Межнациональная резня в Ингушетии и Северной Осетии стала первой ласточкой националистических конфликтов в Российской Федерации в 1990-е годы.

Камнем преткновения стал небольшой клочок территории, Пригородный район – административная единица республики Северная Осетия - Алания.

Еще с советских времен свои претензии на эти территории предъявляли в руководстве Ингушетии.

Градус противостояния постоянно возрастал, и все закончилось началом боевых действий в ряде сел кавказских республик. Было введено чрезвычайное положение. Для прекращения гражданской войны были использованы армейские части.

Погибшими в этой междоусобной бойне числятся больше 600 человек, а проживавшие в зоне конфликта ингуши были вынуждены бежать.

Война в Приднестровье (1992)

Летом 1989 г. на волне подъема националистических движений в СССР правительство Молдавии признало образование союзной республики незаконным. Земли Молдавии назывались оккупированными румынскими территориями. Регионы левого берега Днестра с таким заявлением не согласились и образовали собственную Молдавскую ССР.

В 1991 г. обе республики провозгласили свою независимость. Началась война. Основу молдавской армии составили прорумынские националисты, а на территории Приднестровья было сформировано ополчение. Молдаване попытались взять города Бендеры, Дубоссары и несколько небольших поселений, но местные жители оказали войскам сопротивление. Мосты через Днестр были разрушены.

Война не нашла отклик среди молдаван, в армии были во множестве отмечены случаи дезертирства и уклонения от службы. Тем не менее, сражения продолжались до 1992 г. и прекратились только благодаря усилиям Москвы.

Грузино-осетинские и грузино-абхазские конфликты (1991 – 1993, 2008)

Вражда Грузии с Абхазией и Южной Осетией имеет в своей основе противоречия во взглядах на статус республик. В союзные времена в составе Грузинской ССР оба нацменьшинства имели автономию, но затем Союз распался, а последовавшее принятие новой конституции суверенной Грузии дестабилизировали обстановку в этих областях.

Развязалась война, и на стороне сепаратистов выступили добровольцы со всего Кавказа. Их участие помогло осетинам и абхазам выйти из-под контроля Тбилиси.

Бойню удалось прекратить только при содействии Москвы. Противостояние оказалось замороженным на полтора десятка лет. Мятежные республики официально оставались в составе Грузии, но де-факто были суверенными государствами.

Статус-кво попытался нарушить президент Саакашвили в 2008 г., но проведенная российской армией операция по принуждению к миру не позволила Грузии вернуть контроль над Цхинвалом и Сухуми.

Чеченские войны (1994 – 1996, 1999 – 2009)

Чеченская кампания стала одним из самых ярких символов 90-х годов в России. Проблемы в Чеченской республике начались с попыток местной национальной элиты вывести регион из состава РФ. Обеспечить закон и порядок в регионе были призваны подразделения регулярной российской армии.

Первая кампания завершилась разгромом сепаратистов. Но на территорию республики хлынули радикальные исламисты, целью которых было вывести из-под контроля Москвы весь Кавказ. Война в республике продолжалась до середины нулевых и закончилась победой федеральных сил.

Гражданская война в Таджикистане (1992 – 1997)

Гибель СССР омрачилась не только межнациональными конфликтами, но и гражданскими противостояниями. Самая страшная междоусобица произошла в Таджикистане.

Все началось в 1990 г. с погромов нетаджикского населения. Затем были выборы президента, результаты которых не признала исламистская оппозиция. Начавшиеся столкновения радикалов и проправительственных сил быстро переросли в бойню всех против всех.

Положение усугублялось соседством с неспокойным Афганистаном, из которого исламисты регулярно получали пополнение и вооружение.

На несколько лет Таджикистан остался фактически без центрального управления. Страной правили полевые командиры, резавшие мирное население и промышлявшие контрабандой наркотиков.

Лишь в 1997 г. лидеры оппозиции и официальный Душанбе смогли договориться. По условиям соглашения полевые командиры прекращали сопротивление в обмен на места в правительстве и звания в регулярной армии.

Война на Донбассе (2014 – н.в.)

Стороны активно использовали не только автоматическое оружие, но и тяжелую боевую технику. Сейчас официальное правительство не контролирует большую часть Донбасса, на территории которого была провозглашена суверенная республика.

Большую часть всех кровавых событий в бывших братских республиках пришлось разрешать правительству России. Только благодаря вмешательству Москвы было остановлено кровопролитие и восстановлен диалог противоборствующих сторон.

Ввод российских войск в Чечню в 1994 г.

Чеченский вооруженный конфликт 1994-1996 годах - военные действия между российскими федеральными войсками (силами) и вооруженными формированиями Чеченской Республики Ичкерии, созданными в нарушение законодательства РФ. В сентябре 1999 года началась новая фаза чеченской военной кампании, которая получила название контртеррористической операции на Северном Кавказе.

Вооруженный конфликт в 1994-1996 годах (первая чеченская война)

Чеченский вооруженный конфликт 1994-1996 годах - военные действия между российскими федеральными войсками (силами) и вооруженными формированиями Чеченской Республики Ичкерии, созданными в нарушение законодательства РФ.

Осенью 1991 года в условиях начавшегося распада СССР руководство ЧР заявило о государственном суверенитете республики и выходе ее из состава СССР и РСФСР. Органы советской власти на территории ЧР распускались, действие законов РФ отменялось. Началось формирование вооруженных сил Чечни во главе с верховным главнокомандующим президентом ЧР Джохаром Дудаевым. Сооружались рубежи обороны в Грозном, а также базы для ведения диверсионной войны в горных районах.

Режим Дудаева располагал, по расчетам Министерства обороны, 11-12 тыс человек (по данным МВД, до 15 тыс) регулярных войск и 30-40 тыс человек вооруженного ополчения, из них 5 тыс составляли наемники из Афганистана, Ирана, Иордании, республик Северного Кавказа и др.

9 декабря 1994 года Президентом РФ Борисом Ельциным был подписан Указ № 2166 "О мерах по пресечению деятельности незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской республики и в зоне осетино ингушского конфликта". В тот же день Правительством РФ было принято Постановление № 1360, предусматривавшее разоружение этих формирований силовыми методами.

11 декабря 1994 года началось выдвижение войск в направлении чеченской столицы - города Грозного. 31 декабря 1994 года войска по приказу министра обороны РФ начали штурм Грозного. Российские бронеколонны были остановлены и блокированы чеченцами в разных районах города, боевые подразделения федеральных сил, вошедшие в Грозный, понесли большие потери.

(Военная энциклопедия. Москва. В 8 томах 2004 г.)

На дальнейший ход событий крайне отрицательно повлиял неуспех восточной и западной группировок войск, поставленную задачу не удалось выполнить и внутренним войскам МВД.

Ведя упорные бои, федеральные войска взяли Грозный к 6 февраля 1995 года. После взятия Грозного войска приступили к уничтожению незаконных вооруженных формирований в других населенных пунктах и в горных районах Чечни.

С 28 апреля по 12 мая 1995 года согласно Указу Президента РФ осуществлялся мораторий на применение вооруженной силы в Чечне.

Незаконные вооруженные формирования (НВФ), используя начавшийся переговорный процесс, осуществляли передислокацию части сил из горных районов к местам расположения российских войск, формировали новые группы боевиков, обстреливали блокпосты и позиции федеральных сил, организовали небывалые по масштабам террористические акты в Буденновске (июнь 1995), Кизляре и Первомайском (январь 1996).

6 августа 1996 года федеральные войска после тяжелых оборонительных боев, понеся большие потери, оставили Грозный. НВФ вступили также в Аргун, Гудермес и Шали.

31 августа 1996 года в Хасавюрте были подписаны соглашения о прекращении боевых действий, положившие конец первой чеченской войне. После заключения соглашения войска в предельно сжатые сроки с 21 сентября по 31 декабря 1996 года были выведены с территории Чечни.

12 мая 1997 года был заключен Договор о мире и принципах взаимоотношений между Российской Федерацией и Чеченской Республикой Ичкерия.

Чеченская сторона, не соблюдая условий договора, повела линию на немедленный выход ЧР из состава России. Усилился террор по отношению к сотрудникам МВД и представителям местных органов власти, активизировались попытки сплотить вокруг Чечни на антироссийской основе население других Северо Кавказских республик.

Контртеррористическая операция в Чечне в 1999 2009 годах (вторая чеченская война)

В сентябре 1999 года началась новая фаза чеченской военной кампании, которая получила название контртеррористической операции на Северном Кавказе (КТО). Поводом для начала операции послужило массированное вторжение 7 августа 1999 года в Дагестан с территории Чечни боевиков под общим командованием Шамиля Басаева и арабского наемника Хаттаба. В группировку входили иностранные наемники и боевики Басаева.

Более месяца шли бои федеральных сил с вторгшимися боевиками, закончившиеся тем, что боевики были вынуждены отступить с территории Дагестана обратно в Чечню.

В эти же дни - 4 16 сентября - в нескольких городах России (Москве, Волгодонске и Буйнакске) была осуществлена серия террористических актов - взрывы жилых домов.

Учитывая неспособность Масхадова контролировать ситуацию в Чечне, российским руководством было принято решение о проведении военной операции по уничтожению боевиков на территории Чечни. 18 сентября границы Чечни были блокированы российскими войсками. 23 сентября Президент РФ издал Указ "О мерах по повышению эффективности контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации", предусматривающий создание Объединенной группировки войск (сил) на Северном Кавказе для проведения КТО.

23 сентября российская авиация начала бомбардировки столицы Чечни и ее окрестностей. 30 сентября началась наземная операция - бронетанковые подразделения российской армии со стороны Ставропольского края и Дагестана вошли на территорию Наурского и Шелковского районов республики.

В декабре 1999 года была освобождена вся равнинная часть территории Чеченской Республики. Боевики сосредоточились в горах (около 3000 человек) и осели в Грозном. 6 февраля 2000 года Грозный был взят под контроль федеральных сил. Для борьбы в горных районах Чечни кроме восточной и западной группировок, действовавших в горах, была создана новая группировка "Центр".

25-27 февраля 2000 года подразделения "Запада" блокировали Харсеной, а группировка "Восток" закрыла боевиков в районе Улус-Керт, Дачу-Борзой, Ярышмарды. 2 марта Улус-Керт был освобожден.

Поcледней крупномасштабной операцией была ликвидация группировки Руслана Гелаева в районе с. Комсомольское, завершившаяся 14 марта 2000 года. После этого боевики перешли на диверсионно террористические методы ведения войны, а федеральные силы противопоставили террористам действия спецподразделений и операции МВД.

Во время проведения КТО в Чечне в 2002 году в Москве был совершен захват заложников в Театральном центре на Дубровке. В 2004 году был совершен захват заложников в школе номер 1 города Беслана в Северной Осетии.

К началу 2005 года, после уничтожения Масхадова, Хаттаба, Бараева, Абу аль-Валида и многих других полевых командиров, интенсивность диверсионно-террористической деятельности боевиков значительно снизилась. Единственная масштабная операция боевиков (рейд на Кабардино-Балкарию 13 октября 2005 года) завершилась провалом.

С полуночи 16 апреля 2009 года Национальный антитеррористический комитет (НАК) России по поручению президента Дмитрия Медведева отменил режим КТО на территории Чеченской Республики.

Читайте также: