Дореволюционное законодательство о государственной службе кратко

Обновлено: 08.07.2024

Объект работы – государственная служба в России. Предметом исследования является история становления государственная служба. Цель работы заключается в анализе истории законодательства о государственной службе. Достижение цели исследования обеспечивается последовательным решением ряда задач:
- государственная служба в РФ: понятие и сущность;
- виды государственной службы в РФ;
- историко-правовые аспекты развития государственной службы в дореволюционной России;
- история развития законодательства о государственной службе в Советский период;
- формирование и развитие закона о государственной службе в начале XX-конце XXI в. в РФ;
- современное реформирование государственной службы в РФ;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
СЛУЖБЫ В РФ………………………………………………………………………6
1.1 Государственная служба в РФ: понятие и сущность……………………. 6
1.2 Виды государственной службы в РФ……………………………………….11
2 ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ…………………………………………………20
2.1 Историко-правовые аспекты развития государственной службы в дореволюционной России……… ……………………………………………. 20
2.2 История развития законодательства о государственной службе в Советский период…………………………………………………………………. 23
3 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ В ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД……………………………..………. 27
3.1 Формирование и развитие закона о государственной службе в начале XX-конце XXI в. в РФ…………………………………………………………………. 27
3.2 Современное реформирование государственной службы в РФ…………. 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………. 40
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………. 47

Работа содержит 1 файл

курсовая по гс и кп.doc

Работа по совершенствованию процедуры пополнения номенклатуры и перемещения в ней продолжалась и далее. Про неё вспомнили сразу же после Второй мировой войны. Но в целом это были уже дополнения и уточнения, процесс рождения нового господствующего класса уже завершился. Номенклатура прочно взяла в свои руки власть в обществе и до 80-х гг. только модернизировалась.

Показательны и изменения в образовательном уровне номенклатуры. Брежневская номенклатура, в основном, имеет техническое, военное или сельскохозяйственное образование. Юристы в рядах номенклатуры были большой редкостью. Их профессионализм был крайне опасен установившемуся корпоративному режиму.

Номенклатура осуществляет в первую очередь политическое руководство обществом, а руководство материальным производством является для неё второстепенной задачей. Политическое управление – это наиболее существенная функция номенклатуры.

Она обеспечивает всю полноту власти в обществе, все выполняемые решения в стране принимаются именно ею. Каждый номенклатурщик имеет свой отведённый ему участок властвования. Главное в номенклатуре – власть, а не собственность. Она стоит над законом. Тот, кто по счастливому стечению обстоятельств оказался в номенклатуре, может считать, что останется в ней прочно.

После смерти Сталина 5 февраля 1953 г. партию и страну возглавил Г.М. Маленков. Со второй половины 1953 г. обострилась борьба за власть между Маленковым и Н.С. Хрущевым, которая привела в 1955 г. к снятию Маленкова со всех должностей[35].

В качестве основных признаков функционирования государственной службы в советский период можно отметить следующие:

- в условиях верховенства в стране Коммунистической партии Советского Союза государственная служба не была самостоятельным социально-правовым институтом, во многом она носила подчиненный характер по отношению к партийной работе, срастаясь с последней;

- гарантированно обеспечивалось достаточное и достойное материально-финансовое обеспечение и социальные льготы.

- к госслужащим практически относились все лица, местом работы которых были государственные учреждения и организации, и получающие заработную плату из бюджетных средств (включая учителей и врачей);

- правовое положение госслужащих, как правило, определялось трудовым законодательством, за исключением военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел и государственной безопасности.

3 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЗАКОНА О ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ В ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД

3.1 Формирование и развитие закона о государственной службе в 1990-е г. начало 21 века в РФ

С прекращением в декабре 1991 г. существования СССР перед его преемницей - Российской Федерацией - встал вопрос об организации новой системы государственной службы. Это было связано, в первую очередь, с необходимостью решения проблемы создания новой российской государственности в условиях смены политического устройства, системы социально-экономических отношений, структуры экономики (перехода от административно-командной к рыночной экономике).

Правовые основы новой российской государственности были заложены в принятой в декабре 1993 г. Конституции Российской Федерации, которая утвердила продолжение государственного строительства на основе принципов федерализма и закрепила положение о том, что единственным источником власти в стране является ее многонациональный народ, осуществляющий свою власть непосредственно и через органы государственной власти и органы местного самоуправления[37]. В ней признан принцип разделения властей на исполнительную, законодательную и судебную. Реализация положений Конституции РФ 1993 г. позволила, несмотря на определенные недостатки, сформировать основу новой российской государственности, государственного и муниципального управления, социально-правового института государственной и муниципальной службы.

Важное значение в деле организации системы государственной службы имели следующие нормативно-правовые акты:

Однако, несмотря на предпринятые меры в области построения государственности, создания новой системы государственного управления и новой системы государственной службы России, к концу 90-х гг. обнаружилась их малоэффективность по ряду направлений функционирования, слабость российской государственности, нерешенность ключевых для российского общества задач в области экономики и социальной сферы, негативные тенденции в деятельности госслужбы и муниципальной службы (коррупция государственных и муниципальных служащих, взяточничество, непрофессионализм в работе).

1) создание комплексной нормативно-правовой основы регулирования государственной службы РФ;

2) разработка эффективных механизмов проведения кадровой политики в сфере государственной службы РФ в целях оптимизации состава госслужащих;

3) выработка мер по совершенствованию оплаты труда госслужащих, финансово-экономического и материально-технического обеспечения государственной службы РФ, по рациональному использованию в системе государственной службы современных информационных технологий;

4) внедрение программ подготовки кадров для государственной службы РФ и профессионального развития госслужащих;


В данной работе рассматриваются особенности становления государственной службы в Российской империи, уделяется особое внимание развитию документальной базы, которая регламентирует условия её функционирования аппарата государственной службы. С целью рассмотреть предпосылки формирования современной управленческой системы РФ, которые были заложены ещё в Российской империи при Петре I, в дальнейшем переживая преобразования по совершенствованию государственного аппарата.

Ключевые слова: государственная служба, чиновники, институт государственной службы.

This article discusses the features of the formation of public service in the Russian Empire, pays special attention to the development of a documentary base that governs the conditions for its functioning of the public service apparatus. In order to consider the prerequisites for the formation of the modern administrative system of the Russian Federation, that were laid down in the Russian Empire in the period of Peter I governing, further experiencing transformations to improve the state apparatus.

Key words: public service, civil servants, Institute of public service.

Кроме того, понятие государственной должности означает ещё и установленный круг обязанностей служащего в зависимости от управленческого профиля учреждения и компетенции в подведомственной сфере управления. Таким образом, государственная должность всегда связана с реализацией компетенции того административного органа, в котором она установлена и которому подчинена.

В целом, государственная служба развивалась параллельно с процессом укрепления российской государственности.

Помимо происхождения и степени знатности кандидата в государственные служащие учитывались личные качества претендента, в том числе оценивался уровень знаний, личные заслуги, опыт и способности, в зависимости от чего определялась должность и возможности продвижения по карьерной лестнице.

Петр І при создании нового порядка осуществления государственной службы руководствовался опытом зарубежных стран, прежде всего, французского, шведского, прусского и датского королевств, что отобразилось на системе должностей. Впервые чиновничий аппарат значительно возрос, что требовало принятия дополнительных актов.

Заслуживает внимания тот факт, что, при формировании кадров государственной службы, чиновники отдавали предпочтение лицам, которые имели высшее образование. Министерская реформа, состоявшаяся в начале XIX в., существенно изменила требования к кандидатам на государственные должности и ввела обязанность получения образования государственным служащим.

Среди основных требований к кандидату, отображённых в вышеназванном Уставе, следует назвать такие, как подданство, возраст, пол, состояния или происхождения, а также образовательного ценза. Важно отметить, что национальность и вероисповедание не имели значения при приёме на работу. На государственную службу могли претендовать лица, достигшие 16 лет. Для разных должностей был установлен разный возрастной ценз и перечень компетенций. Градация чиновников коррелировала с уровнем образования, в зависимости от которого они могли претендовать на ту или иную должность. Для продвижения по карьерной лестнице зачастую требовалось повышение квалификации и обретение дополнительных компетенций.

Таким образом, государство предоставляло возможность чиновнику механически исполнять свои обязанности, руководствуясь множественными нормативно-правовыми актами и расширяло штаб чиновничьего аппарата, за счёт дробления должностей и выработки стратегии достижение чинов.

В целом, можно сказать, что в законодательстве Российской империи были отражены все основные вопросы, связанные с регулированием труда государственных служащих, а именно: порядок поступления на государственную службу; правила производства в чины, продвижения по службе; определены должностные обязанности, размеры окладов по должностям, пенсионное обеспечение и т. д.

Основные термины (генерируются автоматически): государственная служба, Российская империя, гражданская служба, акт, государственная должность, должность, Свод устава, служащий, служба, чин.

Правовое регулирование государственной службы в императорский период. Правовой статус чиновничества.

Государственная служба в допетровский период не имела четких правовых основ и носила, по мнению Страховского, патримониальный характер (каждый служащий рассматривался как личный слуга государя). Петровские преобразования потребовали хорошо организованный, профессиональный, структурированный государственный аппарат. Такой аппарат возможно было создать лишь на прочной правовой основе. Реформы Петра I одним из своих итогов имели более четкое разграничение отраслей государственного управления. Административные преобразования повлекли за собой создание гражданской государственной службы и отделили ее от военной и придворной службы. Сама государственная служба стала объектом социальной отрасли государственного управления[2].

Преимущество производства в чин 14 класса состояло в том, что предоставляло подданному личное дворянство. Если же подданный был произведен в чин 8 класса (что соответствовало должности коллежского асессора), то это автоматически означало жалование потомственного дворянства. Принадлежность к дворянскому сословию давала сословные привилегии – например, право собственности на землю, право собственности на крепостных крестьян.

При Петре I впервые в истории русского государства была юридически закреплена возможность приобретения дворянства службой. Государственная служба была при этом строго обязательной для дворян (вплоть до 1762г.), и фактически являлась для них повинностью: любой дворянин в возрасте от 10 до 30 лет обязан был являться в Сенат и нести службу.

Главной особенностью взаимоотношений чиновника и государства было то, что такие отношения не рассматривались как договорные. Считалось, что чиновник находится в зависимом от государства положении. Это были односторонние публично-обязательственные отношения, основанные на принципе служебного долга и верности. Статус дореволюционного чиновника определялся нормами государственного права.

Становление государственной службы в России и формирование кадрового состава чиновников государственных органов и учреждений сопровождалось выработкой принципов подбора и расстановки государственных служащих, устанавливающих важнейшие качества, присущие чиновникам. Так, Генеральный Регламент Петра I от 28 февраля 1720г. обязывал президентов и вице-президентов коллегий постоянно заботиться о том, чтобы канцелярии и конторы принимали на штатные должности лиц, основательно знающих поручаемое им дело. Профессионализму и специальной подготовленности чиновников постоянно придавалось важное значение[5].

Особенностью государственной службы при преемниках Петра I стало ослабление ее обязательного характера. Так, с 1725г. при Екатерине I дворянам стали предоставляться продолжительные отпуска. В 1736г. указом Анны Иоанновны срок службы дворян был ограничен – 25 лет, при этом возраст прохождения службы – с 20 до 45 лет. Петр III своим манифестом 1762г. о вольности дворянству отменил обязательную службу. Кроме того, дворяне освобождались от всех видов телесных наказаний. Жалованая грамота дворянству 1785г. дала право дворянам объединяться в губернские дворянские собрания. Глава такого собрания получал чин 5 или 4 класса.

В 1832г. создается Свод Уставов о службе гражданской. Он включал в себя 4 документа: 1.Устав о службе по определению от правительства; 2.Положение об особых преимуществах гражданской службы в определенных местностях, губерниях западных и царства польского; 3.Устав эмеритальных касс гражданского ведомства; 4.Устав о пенсиях и единовременных пособиях.

Устав о службе предусматривал особый порядок привлечения чиновника к суду. Вопрос о привлечении государственного служащего к судебной ответственности решался начальством. Устав устанавливал возможность привлечения к судебной ответственности чиновника, подвергшегося в течение года за медлительность и нерадение многократным замечаниям начальства или трем строги выговорам[8].

Положением об особых преимуществах гражданской службы в определенных местностях, губерниях западных и царства польского предусматривались сокращенные сроки службы для тех чиновников, которые служили на окраинах империи.

Согласно Уставу эмеритальных касс гражданского ведомства, в течение службы чиновник делал вклады в эмеритальную кассу, и после выхода на пенсию получал доплату к установленной пенсии. Если же чиновник умирал, то его вдова и несовершеннолетние дети могли получить его пенсию.

В соответствии с положениями Устава о гражданской службе чиновники не имели права приобретать имущество, продажа которого поручалась им в качестве служебного поручения; заниматься подрядами и поставками по месту работы как самим лично, так и через родственников и подставных лиц; входить в долговые обязательства с подрядчиками и поставщиками при заключении договоров по линии их ведомств и административных учреждений, а также в ходе их осуществления; быть поверенными в делах частных лиц или заниматься ходатайствами по частным делам в учреждениях, где они занимали должности[10].

В период царствования Николая I режим поступления на государственную службу был резко ужесточен: так, не принимались на службу отдельные национальные меньшинства (евреи), а так же представители податных сословий.

К середине 19в. государственная служба стала подвергаться критике. Очередная комиссия по совершенствованию гражданской службы была создана в начале царствования Николая II, в 1895г. при Государственном совете. Однако работала комиссия непродуктивно и представила свой доклад лишь через 6 лет, в 1901г. Комиссия не поставила вопрос ни об отмене чинов, ни об упразднении сословного ценза. По существу, предлагалось лишь заменить при чинопроизводстве принцип выслуги лет принципом поощрения за заслуги, а также восстановить образовательный ценз для чиновников. Лишь в 1906г. был принят закон об отмене сословного принципа при получении чинов и замене его критерием образования. Но сами чины сохранились[11].

Постепенно происходила либерализация поступления на государственную службу. Во многих случаях допускался отказ от обязательного начала службы в должностях канцелярских служителей.

Список использованной литературы:

[2] Там же, стр. 70

Раздел: Государство и право
Количество знаков с пробелами: 15796
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Институт государственной службы невозможно рассматривать вне контекста ситуации развития государства и права, поскольку он имеет непосредственное отношение и к государству, и к праву. С целью обобщения исторического опыта, соблюдения преемственности норм права институт государственной службы нужно рассматривать в 3 периодах: дореволюционном, советском и постсоветском.

Дореволюционная Россия представляла собой унитарное государство с отлаженным муниципальным механизмом, при помощи которого обеспечивалось государственное управление обществом. До конца 1905 г. исполнялась форма правления Россией - безграничная монархия, а учреждение Государственной Думы и Государственного совета превратило ее в конституционную монархию. В России была нормативно-правовая база, которая устанавливала правовые, организационные и общественные основы государственной службы.

Под государственной службой понималось выполнение прямых обязанностей общественного характера, возлагаемых государством и исполняемых от имени государства. Она пользовалась особенными правами и льготами в сравнении с частной службой: пенсией, чинами, орденами и пр. Присутствовал жесткий порядок отбора в государственную службу. Любой государственный служащий имел чин Роспись чинов, состоящих на государственной службе, была установлена Петром I в 1722 г. в Табели о рангах. Все чины были разделены по 14 классам.

Предварительно чины значили сами должности, хотя с годами они трансформировались в титулы, свободные от должности. Государственная служба разделялась на гражданскую, военную, морскую и придворную. В придворной службе присутствовали чины только 2, третьего и 5-ого классов. С приобретением чинов связывалось предоставление сословных прав и превосходств. В России было 4 сословия: дворянство (собственное и наследственное), духовенство, городское сословие, сельское сословие. К примеру, чины действительного статского советника в гражданской службе либо полковника в военной службе выдавали их владельцам наследственное дворянство.

Назначение на государственную службу производилось начальством: должности первых 3 классов замещались верховной властью, назначение на конкретную службу обязано было отвечать конкретному чину. Опороченные трибуналом не имели возможности быть назначены на государственную службу. Государственный служащий должен был подчиняться руководству, сохранять тайну вверенных ему дел и не имел возможность заниматься деятельностью, не совместимой с государственной службой. Гражданская служба регламентировалась Уставом о службе гражданской, входившем в 3 том Сводов законов Российской Империи. Заключительная редакция Устава о гражданской службе содержала 7 разделов, 23 главы, 840 статей и 19 приложений.

Морская служба регламентировалась Морским уставом. Первый устав был введен Петром I, заключительный дореволюционный устав был опубликован в 1910 г. Военная служба регламентировалась разными воинскими уставами: полевым, строевым и т д. Полицейская служба регламентировалась уставами, положениями, к примеру, Уставом конвойной службы, Положением о земской полиции и др.

Можно сделать вывод, что в дореволюционной России государственной службе придавалось великое значение, были жестко обозначены функции, задачи, принципы государственной службы, утверждался порядок приема на государственную службу и ее прохождение, регламентировались права, прямые обязанности, поощрения и ответственность, порядок оплаты труда. Иначе говоря, ее работа была обеспечена прочной нормативно-правовой базой.

В последующем официальная точка зрения на госслужбу отыскала отражение в Большой Советской Энциклопедии: «Государственная служба - вид трудовой деятельности, содержащейся в фактическом осуществлении государственных функций сотрудниками государственного аппарата, занимающими по выборам, по назначению либо по конкурсу должности в государственных учреждениях и получающими от страны вознаграждение за собственный труд. Как административно-правовой институт государственная служба - комплекс правовых норм, характеризующих правовое положение служащих, условия и порядок прохождения службы, обязанность государственных служащих и формы их поощрения.

Настоящее положение в значительной степени отличалось от декларированного положения. Была сделана партийно-государственная номенклатура, в которую служащие подбирались не на основе мастерства, а на основе родственных связей, протекционизма, подхалимства. Партийные органы заняли главенствующее положение и взяли на себя почти все функции государственных органов. Сформировалась обычная бюрократическая система управления, при которой все дела были сосредоточены в руках центральной правительственной (партийной) власти и находящихся в зависимости от нее органов.

Не странно, что эта система управления не выдержала испытания временем, оказалась нежизнеспособной, вследствие чего советская государственность пришла в упадок. В постсоветское время, когда главенствующая роль партии была упразднена, произошел развал СССР и советский институт государственной службы был парализован. В среде госслужащих стали процветать коррупция, взяточничество, произошел отток государственных служащих из государственного аппарата. Для корректировки создавшегося положения нужно было создать новейшую нормативно-правовую базу.

Заключение

С этапа образования в России профессиональной государственной службы царское правительство рассматривало ее как главнейшее звено государства, требовавшее целенаправленного и регулярного управления со стороны органов государственной власти.

Создание специального механизма управления государственной службой царское правительство полностью обоснованно квалифицировало как беспристрастную потребность, определенную историческими отличительными чертами политического и социально-экономического развития России, обусловленную конкретными потребностями развития государственной службы.

Субъектами управления государственной службой были государь как носитель верховной власти и высшие органы государственного управления в лице Комитета министров, Государственного совета и Сената, от которых исходили законодательные акты, регламенты, уставы, положения, правила, памятки, характеризовавшие цели, основы, функции, организационные структуры системы государственной службы, формы и способы управленческой деятельности ее персонала.

В XIX в. управление государственной службой развивалось по линии его все наибольшего усиления и централизации со стороны высшей власти, которая, в конце концов, пришла к созданию особых органов управления гражданской службой, в лице Инспекторского департамента гражданского ведомства, а позднее - Комитета гражданской службы при Первом отделении собственной Его Императорского Величества Канцелярии, исполнявших централизованное управление гражданской службой на базе ее полного единства на всей территории России.

Во 2-ой половине XIX в. право управления гражданской службой в рамках их служебной зоны ответственности получили министерства и главные управления, областные и губернские правления. Вследствие в 90-е голы XIX в. в России сформировалась стройная система управления гражданской службой, состоявшая из Комитета гражданской службы, отраслевых кадровых департаментов министерств и региональных кадровых структур управления гражданской службой.

Список литературы

1. Архипова Т.Г., Сенин А.С., Румянцева М.Ф. История государственной службы в России XVIII-XX века: Учебное пособие. - М.: РГГУ, 2001. - 231с.

. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: курс лекций. - Изд. 3-е, доп. - М.: Омега-Л, 2005. - 276 с.

. Большой Энциклопедический словарь / под редакцией А.М. Прохорова, 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Большая Российская энциклопедия, СПб.: Норинт, 2005г. - 1564 с.

. Верхотуров Ю.И. Развитие российского законодательства о гражданской службе во второй половине XVI и в XVIII в. // Правоведение. 2003. N 6. С. 177 - 184.

. Государственная служба: учебник для вузов / ред. В.Г. Игнатов. - Ростов-на-Дону: МарТ, 2004. - 217с.

. Граждан В.Д. Государственная гражданская служба: учебник, Москва, Кнорус, 2009.

. Мельников, В.П. Государственная служба в России: исторический опыт : учебное пособие / В.П. Мельников ; Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ. - М. : Изд-во РАГС, 2005. - 192 с.

. Оболонский А.В. Коллективная монография-учебник “Государственная служба: комплексный подход" Москва: Дело, 2009.

. Овсянко Д.М. Государственная служба России: учебник. Москва: Юристъ, 2006.

Читайте также: