Военные комиссары это в истории кратко

Обновлено: 04.07.2024

должностное лицо в вооруженных силах, облеченное правительством или правящей партией особыми полномочиями. Институт В. к. существовал в 1918—25 и в 1937—40. С началом Вел. Отеч. войны вновь возникла необходимость в В. к. Это определялось усложнением задач и условий деятельности командиров, а также тем, что в армию и на флот пришло множество людей из запаса, не имевших опыта командной и партийно-политической работы в боевой обстановке и нуждавшихся в помощи политработников. В соответствии с Указами Президиума Верховного Совета СССР от 16 и 20 июля 1941 должности В. к. были введены в дивизиях, полках, на кораблях, в батальонах, эскадронах, танковых ротах, дивизионах и батареях, а также в штабах, военно-учебных заведениях и учреждениях. Главная задача В. к. состояла в усилении партийного влияния в Вооруж. Силах, оказании всесторонней помощи командирам в боевом и политическом руководстве войсками, мобилизации личного состава на разгром врага. В. к. укрепляли авторитет командиров, поддерживали высокую дисциплину в войсках, обеспечивали проведение в жизнь всех приказов командования, руководили деятельностью политорганов, партийных и комсомольских организаций. К осени 1942 командные кадры Сов. Вооруж. Сил приобрели опыт ведения боевых действий, закалились и окрепли в политическом отношении. Укрепились партийные организации, повысились боевые и моральные качества личного состава, выдвинулось немало талантливых командиров-коммунистов, способных нести полную ответственность за все стороны боевой деятельности и Политической работы. Поэтому Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 октября 1942 институт В. к. был упразднен, в армии и на флоте введено полное единоначалие.

Найдено научных статей по теме — 10

Институт военных комиссаров Временного правительства

Февральская революция повлияла на судьбу огромной страны, изменив ее социально-политическую и экономическую структуру.

Деятельность военных комиссариатов в первые месяцы Гражданской войны

В статье анализируются проблемы становления деятельности военных комиссариатов в первые месяцы Гражданской войны. На примере военных комиссариатов Костромской и Ярославской губерний показаны трудности этого процесса.

Бывшие офицеры в военных комиссариатах Орловской губернии в 1919-1923 гг

В статье рассматривается работа бывших офицеров в военных комиссариатах Орловской губернии в 1919-1923 гг. как социально-профессиональная и адаптационная ниша.


Военный комиссар — 1) политический руководитель воинской части (в период 1918—1942 гг., с перерывами), отвечавший наравне с командиром за боеспособность и политическое состояние ее; 2) лицо, возглавляющее военный комиссариат и ведающее учетом военнообязанных, призывом в армию и т. п. Районный военный комиссар.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • Вое́нный комисса́р (сокр. военком, от фр. Commissaire — уполномоченный) — воинская должность, существовавшая в различные периоды времени, а также существующая в современный период в вооружённых силах ряда стран мира:

Воинская должность военнослужащих Вооружённых сил РСФСР, СССР, Российской Федерации (России), КНР, а также ряда стран СНГ и др., на определённых исторических этапах их существования, а также в современный период, уполномоченных возглавлять военную администрацию того или иного административно-территориального образования и решать различные вопросы, касающиеся призыва населения на военную службу, организации воинского учёта, первичной военной подготовки населения, организации аварийно-спасательных мероприятий в случае чрезвычайных ситуаций и т. п.

военный комиссар в РСФСР, СССР, России и ряде стран СНГ — начальник военного комиссариата;

военный комиссар в КНР — начальник военной администрации территориальных образований КНР.

Воинская должность военнослужащих военно-политического состава в Армии и Флоте Российской республики, Вооружённых силах Советской России и Вооружённых силах СССР, существовавшая в различные периоды 1917—1942 годов, уполномоченных осуществлять политический контроль за действиями командиров воинских формирований, к которым они приданы, а также вести работу по политическому воспитанию и поддержанию морально-психологической боеготовности личного состава данных формирований.

В советский период своего существования должность военный комиссар являлась должностью старшего и высшего начальствующего состава ВС СССР, и имелась во всех самостоятельных формированиях уровня соединений и воинских частей (включая отдельные): армия, корпус, дивизия, бригада, полк, отряд, а также отдельный батальон (дивизион, эскадрон, эскадрилья) и т. д. В несамостоятельных воинских формированиях — подразделениях, в вышеуказанный период для военно-политического состава существовала должность политический руководитель (сокр. политрук).

В период существования института военных комиссаров в Вооружённых силах СССР, должности военно-политического состава по рангу приравнивались к должностям командиров воинских формирований.

СССР начального периода, само понятие "советская власть" неразрывно ассоциируется с таким словом, как "комиссар" . То есть, человек наделенный особыми полномочиями.

В 1918 году Совет Народных Комиссаров принял "Декрет об учреждении волостных, уездных, губернских и окружных комиссариатов по военным делам".

В основном благодаря активной деятельности военных комиссаров в Советской России и была сформирована Красная армия.

Взяв на вооружение опыт французских якобинцев и используя знания офицеров царской России, правительство Ленина сумело создать уникальную систему командования, которая довольно быстро наладила политическую работу и пропаганду в армии.

Следует сказать, что военные комиссары внесли свой вклад и в победу советского народа в Великой Отечественной войне.

Комиссары во времена Великой Французской революции

Институт комиссаров появился еще во времена Великой французской революции, примеру которой большевики в чем-то и подражали.

Как было во Франции? Когда там к власти пришли революционные якобинцы, они объединили добровольческие части с полками старой королевской армии. В верности революционных добровольцев якобинцы не сомневались, но военного опыта у этих солдат не было. Войска же старого режима воевали умело, но там служили множество сторонников короля, поэтому доверия к ним не было.

Во времена французской революции 1793-1794 годов для очищения армии от подозрительных элементов и были направлены комиссары Конвента. Они обладали широкими полномочиями в решении кадровых вопросов и в контроле благонадёжности армии.

"Когда в обществе происходят революционные события, люди часто оказываются в растерянности и плохо понимают, что происходит. Задача комиссаров со времён Французской революции была проста - разъяснять армии позицию политического руководства" - говорил военный историк Борис Юлин.

Создание Красной армии

Большевики знали о таком опыте якобинцев, поэтому стали использовать его, как только столкнулись с необходимостью собственного военного строительства.
Но первоначально создание регулярной армии не планировалось вообще. В соответствии с учением Маркса предполагалось, что после победы революции такой институт старого общества, как армия, исчезнет, а ему на смену придёт вооружённый народ. Мол, он и будет защищать. В свободное от других дел время.

Большевики пытались следовать марксистским концепциям - с осени 1917 - зимы 1918 года создание отрядов рабочей гвардии было ни чем иным, как применением доктрины Маркса про вооружённый народ на практике.

Но плохо неорганизованные и практически необученные добровольцы, без профессионального командования, проигрывали любым войскам, основанным на более-менее понятных принципах.

28 января 1918 года появился декрет Совета народных комиссаров "Об организации рабоче-крестьянской Красной армии" . Но в этом декрете о комиссарах слов не было. Они возникли чуть позже, их появление было прямо связано с созданием Красной Армии.

Контроль и пропаганда

В 1918 году, как и на протяжении всей Гражданской войны, советская власть не имела собственных командных кадров. Их подготовка была налажена позже, но полностью обеспечить Красную Армию командирами "пролетарского происхождения" в СССР смогли лишь к 1930-м годам. Поэтому привлечение офицеров Русской императорской армии на службу стало неизбежным.

После демобилизации армии большое количество офицеров остались без средств к существованию. Эти люди умели только воевать, поэтому найти себя в мирной жизни им было довольно сложно. Вот, экономические методы привлечения на службу новой власти работали хорошо.

К тому же в русском офицерском корпусе традиционно насаждалась аполитичность, поэтому некоторой части офицерства было неважно, служить императору, белым генералам или большевикам. По оценке исследователей С. Волкова и А. Ганина, от 60 до 100 тысяч офицеров старой армии служили большевикам в ходе Гражданской войны.

Приток в Красную армию значительного числа, прямо стоит сказать - политически чуждого элемента, привел к необходимости введения контроля. Большевистское правительство сомневалось в верности командного состава (и, к этому имелись основания). У призывного же контингента, из простого народа, часто плохо или совсем никак необразованного, необходимо было сформировать определённые образы, вести с ними воспитательную и разъяснительную работу, чтобы они превратились в настоящих борцов за дело коммунизма. Так планировалось.

"У института комиссаров было две задачи: во-первых, контролировать командиров - как "бывших", так и, возможно, революционно настроенных, но политически чуждых беспартийных, анархистов, эсеров. Во-вторых, большевики оценили значение политической работы и пропаганды на собственном опыте и не собирались, получив полную власть в стране и в армии, прекращать борьбу за её удержание" , - рассказывал военный обозреватель Илья Крамник.

Неограниченные полномочия

Для решения этой задачи народный комиссар по военным делам Лев Троцкий подписал опубликованное 6 апреля 1918 года Положение о военных комиссарах, членах Военных советов.

В этом документе говорилось - "Военный комиссар есть непосредственный политический орган советской власти при армии… Комиссары назначаются из числа безупречных революционеров, способных в самые критические минуты и в самых трудных обстоятельствах оставаться воплощением революционного долга. Личность комиссара неприкосновенна… Военный комиссар блюдет за тем, чтобы армия не обособлялась от всего советского строя и чтобы отдельные воинские учреждения не становились очагами заговора или орудиями борьбы против рабочих и крестьян".

А ещё через два дня, 8 апреля 1918 года, Совнарком принял Декрет о создании военных комиссариатов.

В. Чапаев, командир 2-го Николаевского советского полка И. Кутяков, командир батальона И. Бубенец и комиссар А. Семенников, 1918 год Фото из открытого доступа

В. Чапаев, командир 2-го Николаевского советского полка И. Кутяков, командир батальона И. Бубенец и комиссар А. Семенников, 1918 год Фото из открытого доступа

Комиссарам был поручен политический контроль в армии. Опасаясь заговоров и мятежей, военное руководство большевиков поставило командиров военных частей в зависимость от руководства политического. Была создана уникальная система, не имевшая аналогов даже во времена якобинцев во Франции.

Офицерские чины были отменены, как символы старого режима, поэтому командир (он теперь так назывался) имел право лишь планировать военные действия и командовать в бою, хотя и тут комиссар мог вмешаться, если считал, что красноармейцам был отдан контрреволюционный, неправильный приказ.

В остальное время все действия командира должны были быть согласованы с комиссаром.

Конечно же, такие просто огромные полномочия порождали не менее серьёзные злоупотребления.

Участник Гражданской войны А.И.Боярчиков в своих воспоминаниях так описывает случай, произошедший в 1-м Конном корпусе - "В штаб армии из политотдела штаба фронта явился странный человек. Он предъявил документы, по которым наш комиссар армии Карпов снимался с должности и отзывался в политотдел фронта, а вместо него комиссаром назначался этот странный тип. Новый "комиссар" тут же пустил слух по штабу, будто командарма Миронова скоро снимут с должности и арестуют за связь с Махно… Затем новый "комиссар" пришёл к нам в вагон, где размещалось шифровальное отделение штаба 2-й Конной армии, и выгнал нас… из вагона, а несгораемый ящик с шифрами приказал выбросить в мусорную яму… Спустя несколько часов мы узнали, что новый "комиссар" - самозванец с подложными документами и что он сидит арестованный в особом отделе".

Вот так - легко и просто, зашел и стал командовать. И никто особо и не удивлялся. Фигура комиссара была вне всякой критики и проверки.

Введение единоначалия

Всевластие комиссаров было одним из проявлений чрезвычайщины, свойственной первым годам советской власти. Но, как только необходимость в столь радикальных мерах ушла, от комиссаров отказались.

В 1924 году, после завершения Гражданской войны, при Реввоенсовете СССР была создана комиссия по единоначалию.
Открывая заседание комиссии, замначальника политуправления Красной армии М.М.Ланда прямо заявил, что необходимо "внести конкретные предложения по ликвидации "уродливости" в вопросах единоначалия" .

Сами большевики признавали институт комиссаров временным и не соответствующим функциям регулярной армии.


Большевики, начав создавать в 1918 г. Красную Армию, вынуждены были привлекать к командованию её частями царских офицеров и генералов, так как обученных военных кадров в РККА попросту не было. Военспецы, составлявшие в это время около 75% командного состава Красной Армии, далеко не все были надёжны и предавали Советы, переходя в период Гражданской войны на сторону белогвардейцев. Поэтому в РККА практически сразу появились комиссары – преданные советскому правительству люди. Главной функцией комиссаров был надзор за командованием, второй функцией была политическая воспитательная работа, т.е. комиссары должны были убедить командиров и красноармейцев, что перед РККА поставлены справедливые и нужные народу цели и задачи. Руководство деятельностью комиссаров осуществляло Всероссийское бюро военных комиссаров, в 1919 г. его переименовали в политический отдел (затем – управление) Реввоенсовета, а в 1922 г. – в политуправление Красной армии (ПУРККА).

Создателем в Красной Армии института комиссаров – представителей политического руководства государства – был Троцкий Л.Д., в то время нарком по военным и морским делам. Надо сказать, что РККА не первая учредила институт военных комиссаров, к примеру, комиссары появились ещё во французской армии после Великой Французской революции, в начале XIX века комиссары были в армии США: "Комиссар – назначенный правительством в воинскую часть чиновник, в чьи обязанности входит следить за моральным и политическим духом военных".

Создание института комиссаров на этапе Гражданской войны явилось вынужденной мерой, и в целом себя оправдало, более того сыграло решающую роль в укреплении боеспособности армии и ее дисциплины. Как говорил полковой комиссар Л. Мехлис, комиссар ленинско-сталинского типа является отцом и душой части. 2 марта 1925 г. на основании решения ЦК ВКП(б) в тех частях, которыми командовали командиры-коммунисты, имевшие опыт партийно-политического руководства, было введено единоначалие, т. е. должность комиссара была отменена. Командир стал полностью отвечать за все стороны деятельности войск, выполняя и функции комиссара, но получил помощника по политической части. В остальных же случаях сохранялась должность комиссара.

К примеру, руководили обороной Брестской крепости капитан Зубачев И.Н., замполит полковой комиссар Фомин Е.М. и начальник штаба старший лейтенант Семененко А.И. Комиссара Фомина всегда видели там, где было опасней. Он водил бойцов в атаки, подбадривал раненных, заботился о красноармейцах, старался поднять боевой дух бойцов. Комиссара Фомина фашисты расстреляли в крепости у Холмских ворот.

Конечно, что на комиссарские должности, что и на генеральские, люди попадали разные: кто-то шёл защитить Родину, а кто-то старался получше устроиться. Кто-то прятался в тылу, а кто-то водил солдат в атаки – всё точно так, как и у остальных офицеров РККА. Ни каких особых привилегий комиссарская должность не давала. С точки зрения своей доходности она ничем не отличается от командирской – такой же оклад, такая же пенсия, такие же льготы и форма, пайки и уважение общества.

Опыт РККА и армий других стран показал, что в случае, когда верховная политическая власть не доверяла командному составу армии, вводился институт комиссаров. Комиссары выполняли функции надзора за командирами, кроме этого, на них же лежала задача по политической пропаганде в среде личного состава частей. При этом комиссары не обладали необходимым военным образованием и навыками, иначе гораздо логичнее было бы назначить их на пост командира.

В конце 1937 г. на должность начальника Политического управления РККА был назначен Мехлис Л.З., который в Гражданскую войну также был комиссаром, но 46-й дивизии. После отмены института комиссаров в РККА в 1940 г. Мехлис был назначен на пост народного комиссара Наркомата государственного контроля. Но в июне 1941 г. его вновь назначили начальником Главного политуправления и заместителем наркома обороны, присвоив армейское звание комиссара 1-го ранга (соответствует званию генерала армии).

Ещё до войны Мехлис пытался найти способы воспитания храбрости Красной Армии, способы возбуждения её мужества и стойкости в бою. В 1940 г. на совещании по военной идеологии он требовал от комиссаров и командиров: "Армию, безусловно, необходимо воспитывать, чтобы она была уверена в своих силах. Армии надо прививать дух уверенности в своей мощи. Но это как небо от земли отличается от хвастовства о непобедимости Красной Армии".

Он начал свою работу по укреплению войск с насыщения их добровольцами-коммунистами и политработниками, одновременно укрепляя дисциплину, следуя наставлениям Суворова А.В.: "Дисциплина – мать победы". Трусов и паникёров, особенно если они коммунисты и комсомольцы, он требовал предавать суду военного трибунала. В понимании Мехлиса, если политработник во время боя находится в тылу, то он ничего, кроме пули, за это не заслуживает. Сам же Лев Захарович отличался исключительной храбростью, и это его качество было при нём всю его жизнь.

В июне 1941 г. по требованию Мехлиса был отдан по суд и расстрелян полковой комиссар Шленский А.Б., сбежавший с фронта в Прибалтике. 11 сентября 1941 г. в деревне Заборовье по решению уполномоченных армейского комиссара 1-го ранга Мехлиса Л.З. и генерала армии Мерецкова К.А. за дезорганизацию в управлении артиллерией армии и личную трусость без суда и следствия на основании приказа Ставки ВГК № 270 был расстрелян перед строем начальник артиллерии 34-й армии генерал-майор Гончаров В.С. А 29 сентября 1941 г. по приговору военного трибунала Северо-Западного фронта, утверждённому армейским комиссаром 1 ранга Мехлисом, бывший командующий той же 34-й армией генерал-майор Качанов К.М. был расстрелян.

Суд признал Качанова виновным в неисполнении полученного им 8 сентября 1941 г. приказа ВС Северо-Западного фронта с задачей – нанести удар во фланг и тыл наступавшему противнику, уничтожить его и выйти на новый рубеж. Вопреки этому приказу, он снял с оборонительного рубежа три дивизии, что дало противнику возможность усилить наступление на участке фронта и прорваться в тыл армии. Однако, учитывая сложность обстановки на фронте в 1941 г., расстрел двух опытных генералов, вряд ли мог упростить боевую обстановку и улучшить положение с кадрами высшего офицерского состава РККА. В 1957 г. оба генерала были реабилитированы.

Произвол, допущенный Мехлисом Л.З. при решении судьбы командования 34-й армии, явился лишь продолжением общей практики репрессий советской партийно-государственной системы. Действия которой были направлены не на анализ причин неподготовленности советской обороны, отсутствия необходимой технической оснащенности Красной Армии, причин окружения и массового захвата военнослужащих в плен в начальный период войны, а на поиск жертв из числа её же защитников и приверженцев.

Нам всем хорошо известен ещё один политический комиссар высшего ранга – Хрущев Н.С., который с 1939 г. был членом Политбюро ЦК ВКП(б). Хрущев, несомненно, знал о массовых обвинениях в политических преступлениях, очевидно также, что он играл, хотя бы по должности, не последнюю роль в репрессивной политике в Москве и на Украине. Неизвестно, принимал ли он сам кровавые решения, но в защиту репрессированных, в том числе тех, с кем долго вместе работал, он точно не выступал. До конца своей жизни Хрущев был уверен, что враги в стране действительно были, только власти обходились с ними слишком сурово и недозволенными методами.

Если в годы гражданской войны Хрущев был рядовым красноармейцем, то во время Великой Отечественной – членом Военных советов Юго-Западного направления, Юго-Западного, Сталинградского, Южного, Воронежского, 1-го Украинского фронтов. Он, безусловно, разделяет ответственность с командующими фронтов за катастрофические окружений частей Красной Армии под Киевом в 1941 г. и под Харьковом в 1942 г. Однако это не помешало ему примерно в середине войны получить звание генерал-лейтенанта. Хрущев Н.С. не был военачальником и не играл существенной роли на фронте, однако во время обсуждения фронтовых вопросов в интересах дела и сохранения жизни солдат иногда отстаивал самостоятельную позицию в спорах со Сталиным.

Хрущев Н.С. участвовал в Сталинградской битве, руководил партизанским движением на Украине. Никита Сергеевич был уверен в неоспоримости социалистических завоеваний, защищать которые был призван каждый в Великой Отечественной войне, да и сам он был человеком не робкого десятка. По воспоминаниям дважды Героя Советского Союза генерал-полковника Петрова В.С. Хрущев Н.С. на Курской дуге под артиллерийским обстрелом на передовой награждал бойцов орденами и медалями, благодарил их за службу. С этим поручением он мог послать любого подчинённого, однако счел нужным показать солдатам, что генералы тоже здесь – на передовой, что они не уклоняются от этого смертного боя.

"Я все равно паду на той,
На той единственной Гражданской,
И комиссары в пыльных шлемах
Склонятся молча надо мной."

Читайте также: