Военно стратегический потенциал и наличие военных баз за рубежом японии кратко

Обновлено: 07.07.2024

В новом оборонном докладе, выпущенном Токио, говорится о планах Японии по созданию собственного истребителя нового поколения, намерении взять на вооружение подводные беспилотники и расширить свои возможности в космосе, киберпространстве и сфере электромагнитной борьбы. При этом ключевую роль в вопросах обеспечения безопасности Токио отводит оборонному альянсу с Вашингтоном. Факторами, ухудшающими ситуацию в регионе, японские власти считают активность Китая в Южно-Китайском море и в районе островов Сенкаку, а также деятельность России на так называемых северных территориях. По мнению экспертов, Япония давно наращивает собственную военную мощь в кооперации с США. Дальнейшее усиление может стать новым фактором нестабильности в регионе, считают аналитики.

Министерство обороны Японии опубликовало новую редакцию Белой книги — ежегодного доклада, посвящённого вопросам обороны островного государства.

Официальный Пекин прокомментировал тезисы, перечисленные в японском оборонном дайджесте. Как заявил официальный представитель МИД КНР Чжао Лицзянь, выступая 14 июля на брифинге, Пекин уже направил жалобу по поводу документа.

Элемент комплекса ПРО Aegis Ashore Missile Defense System

Политика безопасности: почему Япония отказалась приобретать американские системы ПРО

Япония отказалась от идеи размещения на своей территории американских систем ПРО Aegis Ashore. Об этом сообщил министр обороны страны.

При этом Россия активно развивает и модернизирует свой оборонный потенциал, разрабатывая истребители 5-го поколения и ударные БПЛА.

Также, отмечается в документе, Россия повышает свой потенциал радиоэлектронного подавления.

Космические амбиции

В качестве областей, имеющих наибольшее значение для обороноспособности страны, Токио называет космос, киберпространство и электромагнитное пространство.

Перечисляются в документе и конкретные планы японского Минобороны. В космической области Токио намерен сформировать систему космических оперативных отрядов и создать системы космического наблюдения. Также японские военные намерены укреплять потенциал подразделений киберзащиты и возможности страны в электромагнитном пространстве.

Как пояснил в беседе с RT руководитель Центра японских исследований Института Дальнего Востока РАН Валерий Кистанов, для Японии техника такого рода особенно важна, поскольку страна окружена морем.

Военный эксперт Алексей Леонков напомнил в комментарии RT о программе США по созданию беспилотных подводных дронов.

Кроме того, напомнил аналитик, Токио намерен приобрести ракеты stand-off, размещаемые вне зоны действия ПВО противника, и противоракеты SM-3.

В Белой книге упоминается также о росте оборонных расходов Токио на протяжении последних восьми лет. Так, по сравнению с предыдущим годом, расходы на оборону в 2020 финансовом году выросли на 61,8 млрд иен ($575 млн) и составили 5,07 трлн иен ($47,2 млрд).

С опорой на Пентагон

Следует отметить, что курс на создание собственного космического потенциала был задан Министерству обороны лично премьер-министром Синдзо Абэ, который ранее анонсировал превращение Воздушных сил самообороны Японии в воздушно-космические силы. По информации японской газеты Yomiuri, создание ВКС Японии связано с наращиванием космической активности других стран — США, России и Китая.

По мнению Валерия Кистанова, Япония располагает ресурсами для реализации космических оборонных проектов.

Эту точку зрения разделяет и Алексей Леонков. По словам эксперта, Япония располагает большими технологическими возможностями, но оборонные исследования всё же проводит совместно с США.

Конституционный казус

При этом наращивание Японией своего военного потенциала ограничивается принятыми страной по итогам Второй мировой войны обязательствами. С 1947 года в Японии действует Конституция, согласно которой страна не может иметь полноценные вооружённые силы. Функции, выполняемые в других странах армией, в Японии возложены на созданные в 1954 году Силы самообороны.

Однако конституционные ограничения не мешают Токио наращивать свой реальный оборонный потенциал. По оценкам экспертов, к 2018 году Япония уже прочно закрепилась в первой десятке стран с наиболее высоким уровнем оборонных возможностей. По численности Сил самообороны Япония занимает четвёртое место в Азиатско-Тихоокеанском регионе — оборонные подразделения насчитывают около 247 тыс. человек.

Одновременно в стране всё громче звучат призывы к пересмотру Конституции в части, касающейся запрета на создание полноценной армии. Активнее всего этот курс поддерживают правящая Либерально-демократическая партия и её лидер Синдзо Абэ.

Как отметил Валерий Кистанов, пока Токио не поднимает оборонные траты выше 1% ВВП — такое обязательство японские власти взяли на себя ранее. Однако в политических кругах Японии ведутся разговоры о том, что Токио должен иметь возможности не только для обороны, но и для нанесения превентивного удара по базам противника — в первую очередь КНДР.

Токио продолжит укреплять военный союз с США и совершенствовать вооружённые силы. Об этом заявил премьер-министр Японии Синдзо Абэ. В.

По словам Алексея Леонкова, изменения, на которые идёт Токио, отражаются и на интересах России.

Леонков напомнил, что Япония уже частично изменила законодательство, позволив своим силам участвовать в зарубежных миротворческих миссиях.

Транспортно-десантный самолет MV-22

Одним из самых заметных собы­тий конца 2013 года в Японии стало принятие правительством программных документов в области обеспечения национальной безопасно­сти, что наглядно продемонстрировало происходящую в последние годы трансформацию военно-политического курса Токио.

Многие из этих изменений офици­альный Токио рассматривает в качестве вызовов и даже угроз национальной без­опасности. В их числе провокационная, по мнению японского руководства, по­литика КНДР, направленная на развитие собственного ракетно-ядерного потенци­ала, рост военной мощи Китая, претенду­ющего на о-ва Сенкаку, международный терроризм и киберпреступность.

Со временем официальный Токио постепенно отказался от большинства самоограничений, в том числе снял запрет на отправку военнослужащих сил самообороны Японии (ССЯ) за рубеж, существенно смягчил лимиты на военно-техническое сотрудничество с иностранными государствами, создал министерство обороны и т. д.

Однако именно после повторного при­хода к власти премьер-министра С. Абэ в декабре 2012 года, взявшего курс на формирование полноценных вооружен­ных сил, политика правительства по созданию сильного в военном отноше­нии государства получила реальное во­площение. Несмотря на сохраняющиеся в стране финансовые трудности, в 2013 году ССЯ начали финансироваться в приоритетном порядке. В ноябре того же года был создан совет национальной безопасности, который предназначен для выработки рекомендаций по определе­нию и реализации главных направлений внешней политики и обороны Японии.

В настоящее время наибольший обще­ственный резонанс вызывает предстоя­щее принятие правительством решений по трем направлениям политики государ­ства в области обороны.

Первое направление — официальное признание права на коллективную самооборону. В настоящее время ССЯ имеют основания применять оружие и участвовать в боевых действиях только в случае прямого нападения или при воз­никновении непосредственной угрозы стране. По этой причине силы самоо­бороны не могут оказывать союзникам эффективную помощь и оперативно взаимодействовать при выполнении совместных боевых задач. Изменение данного положения необходимо и для увеличения вклада Японии в миро­творческие операции, проводимые под эгидой ООН, так как действия японских миротворцев в зонах поддержания мира ограничиваются только проведением гуманитарных операций и запретом на их участие в боевых действиях.

Второе направление — возможность на­носить превентивные удары по военным объектам противника. Данный вопрос отражает обеспокоенность японского общества непредсказуемостью развития ситуации вокруг ракетно-ядерной про­граммы Пхеньяна. Право первыми нано­сить удар по ракетным базам на терри­тории другого государства, безусловно, стало бы беспрецедентным для Японии, которая всегда отличалась сугубо оборо­нительным характером своей военной доктрины. Тем не менее, официальный Токио намерен рассмотреть вопросы о реагировании на угрозу возможных ра­кетных пусков КНДР и о том, какие меры в связи с этим предпринимать.

Третье направление — частичное сня­тие запрета на экспорт вооружений. В соответствии с тремя принципами, утверж­денными парламентом страны в 1967 году, Токио отказался от поставок оружия странам коммунистического блока; тем, в отношении которых действует запрет ООН на ввоз оружия; вовлеченным либо имеющим высокую вероятность быть вовлеченными в активные военные действия. Несмотря на это, Япония уже с середины 1980-х годов участвует в международных проектах по разработ­ке новых видов вооружений, причем не только оборонительного характера. Наиболее известный пример последнего времени – участие в разработке нового многоцелевого истребителя F-35.

Эсминец УРО

Эсминец УРО "Асигара" (типа "Атаго"), оснащенный системой "Иджис"

Что касается программно-теоретиче­ского и законодательного воплощения новой военной политики, то, как упо­миналось ранее, в декабре 2013 года японское правительство приняло пакет программных документов, определяю­щих государственную стратегию в об­ласти обеспечения национальной без­опасности на обозримую перспективу. В их числе Стратегия национальной безопасности, Программа националь­ной обороны и План строительства вооруженных сил Японии в 2014-2018 годах, содержащие ряд новых моментов в сфере военной политики и национальной безопасности страны.

Серьезную озабоченность Японии вызывают и планы Северной Кореи по развитию ракетно-ядерного потенциала. Учитывая сложный комплекс проблем Корейского п-ова, сложность отноше­ний между Пхеньяном и Токио, а также непредсказуемость нынешнего воен­но-политического руководства КНДР, японские эксперты с высокой вероятно­стью оценивают возможность нанесения ракетного удара по территории страны. В связи с этим важной особенностью новой стратегии комплексного обеспечения национальной безопасности является стремление Японии активизировать собственные усилия по повышению обороноспо­собности страны.

Дальнейшее укрепление стратегического партнер­ства с США и развитие двусторонней системы обеспе­чения безопасности в АТР также остаются одними из важнейших направлений военной политики Токио. Объективно оценивая ситуацию, японские руководители понимают, что альянс с Вашингтоном и сохранение американского военного присутствия в регионе были и остаются важным инстру­ментом обеспечения нацио­нальных интересов Японии, причем не только в АТР, но и в мире в целом.

Наряду с этим японское правительство считает ак­туальным конкретизировать роли и задачи сторон в са­мой двусторонней системе безопасности и в рамках стратегического партнерства. В качестве мер по укреплению сотрудниче­ства между Японией и США предпола­гается:

  • усилить обмен развединформацией и взглядами на состояние международной обстановки;
  • создать условия для оперативного взаимодействия и активизации совмест­ных учений и тренировок;
  • содействовать оптимальному раз­мещению вооруженных сил США в Японии, в том числе за счет сокращения американских объектов на о. Окинава.

Самолет базовой патрульной авиации Р-1

Самолет базовой патрульной авиации Р-1

Основной направленностью этих мер является всемерное использование американского военного присутствия в первую очередь для подготовки и повы­шения боевых возможностей японских вооруженных сил. По мнению японских военных аналитиков, национальные ВС должны быть в состоянии самостоятель­но и эффективно ответить на все новые угрозы и изменения в международной обстановке, а также принимать активное участие в деятельности по обеспечению международной безопасности.

В интересах формирования таких войск (сил), а также повышения их воз­можностей по раннему предупреждению и оповещению в сухопутных войсках намечается провести следующие меро­приятия:

В военно-морских силах правительство Японии намерено создать структуру, ко­торая позволила бы обеспечить превос­ходство на море. Для этого в интересах повышения противолодочных, разве­дывательно-информационных возмож­ностей, защиты прилегающих морских акваторий, обеспечения безопасности навигации и осуществления междуна­родной миротворческой деятельности японское военное ведомство заплани­ровало реформировать эскортные силы флота. В частности, все четыре флоти­лии миноносцев намечено перевести на организационно-штатную структуру, которая предусматривает наличие одного эскадренного миноносца-вертолетоносца, двух ЭМ УРО и пяти ЭМ.

Кроме того, предполагается сформиро­вать дополнительно отдельный дивизион эсминцев и довести количество таких дивизионов до 14 (кораблей с 48 до 54 единиц).

В плане развития подводных сил наме­чается увеличить количество подводных лодок до 22 единиц (с 18 имеющихся). Новые ПЛ необходимы Японии для обе­спечения постоянного патрулирования акватории Восточно-Китайского моря и возможности немедленного реагиро­вания на обострение ситуации в районе (из-за споров с КНР по поводу островов).

Истребитель F-35

Истребитель F-35 "Лайтнинг"

В составе военно-воздушных сил пред­усматривается оптимизировать размещение самолетов истребительной авиации, довести количество авиаэскадрилий ис­требительной авиации до 13 в результате создания эскадрильи, укомплектованной исключительно современными истре­бителями F-35, а также сформировать вторую эскадрилью самолетов-заправ­щиков. Общее количество истребителей планируется довести до 280 единиц. Проведение только этих мероприятий будет способствовать росту возможно­стей японских ВВС за счет повышения эффективности управления ими в ходе боевых действий, а также расширения зоны их досягаемости.

Особое место в планах военного стро­ительства Японии уделяется совершенствованию системы противоракетной обороны страны (национальной ПРО). Начало исследованиям в этой области было положено в 1993 году после ис­пытательного пуска Северной Кореей баллистической ракеты, траектория полета которой прошла над японской территорией. Официальное решение о начале создания системы ПРО кабинет министров Японии принял в конце 2003 года.

В соответствии с этим согласно про­грамме национальной обороны осущест­вляется наращивание финансирования ведущихся в данной области работ и увеличение их удельного веса в обо­ронном бюджете до 3 проц. в 2016 году.

Пусковые установки ЗРК

Пусковые установки ЗРК "Пэтриот"

В качестве средств обнаружения пусков баллистических ракет предпо­лагается использовать стационарные РЛС J/FPS-3UG и J/FPS-5. Последние предназначены для обнаружения и со­провождения воздушных и космических целей, а также для выдачи целеуказаний средствам перехвата.

В целом штатная численность личного состава сухопутных войск по состоянию на конец 2014 года достигнет 159 тыс. человек (151 тыс. в регулярных войсках и 8 тыс. резервистов), ВМС и ВВС - по 45-47 тыс.

Значительное внимание в военных планах Токио отводится космосу. Если в конце XX века Япония даже не рас­сматривала возможности использования космического пространства в военных целях, то уже в марте 2003 года при японском космическом агентстве был создан центр спутникового слежения для организации космической разведки. Тогда же по заказу управления обороны на орбиту были выведены два первых разведывательных спутника.

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ВВТ, ПРЕДУСМОТРЕННЫЕ К ПОСТАВКЕ В ВС ЯПОНИИ

Вид ВС

Наименование ВВТ

Количество

СВ

Боевые танки (Тип 10)

Орудия ПА (за исключением минометов)

Транспортные вертолеты (CH-47JA)

ЗРК средней дальности

ВМС

Всего новых кораблей

Суммарное водоизмещение, тыс. т

Патрульные (противолодочные) вертолеты SH-60K

ВВС

Тактические истребители F-35A

Модернизация истребителей ПВО F-15J

Новые транспортно-заправочные самолеты

Новые самолеты ДРЛО

Транспортные самолеты С-2

2 зрдн и учебный зрдн

В настоящее время в центре работают более 300 человек, включая 100 экспер­тов по расшифровке фотоматериалов, а действующие планы предполагают даль­нейшее активное наращивание состава и возможностей орбитальной группи­ровки. Кроме того, к решению задач по обеспечению военных действий могут быть привлечены ИСЗ картографии, метеообеспечения, связи и дистанцион­ного зондирования Земли, а также все спутники телекоммуникации и связи, принадлежащие независимым коммер­ческим компаниям.

Важными элементами повышения опе­ративных возможностей ВС, по мнению японского ВПР, являются подготовка к ведению совместных операций, а также реорганизация системы подготовки ка­дров и использования резервов. Суще­ственную помощь в этом должно оказать расширение участия страны в между­народных миротворческих операциях, а также более широкое взаимодействие с мировым сообществом в вопросе обе­спечения безопасности международных океанских (морских) коммуникаций. В частности, планируется создать специ­альную структуру для обучения личного состава и проведения исследований в данной области, расширить и повысить возможности по ротации войсковых подразделений, а также закупить соот­ветствующие ВВТ.

Объемы финансирования наглядно по­казывают, какое значение японское руководство уделяет вопросам национальной безопасности. В частности, лимит общей суммы расходов на оборонные нужды на пятилетний период составит примерно 250 млрд долларов (порядка 50 млрд. долларов в год) по ценам на 2013 фи­нансовый год. В период формирования годовых бюджетов правительство Япо­нии будет принимать решения в рамках расходов, предусмотренных соответ­ствующими документами, при этом оно будет стремиться достичь разумного соотношения с другими намеченными мероприятиями. В случае возникновения непредви­денных расходов они могут быть увеличены при усло­вии, что это решение будет утверждено советом нацио­нальной безопасности.

Существенно будет ме­няться концепция так на­зываемых базовых оборо­нительных сил. Если ранее декларировалось, что ВС Японии предназначены исключительно для защиты ее территории, то теперь правительство ставит пе­ред собой задачу создать многофункциональные универсальные вооруженные силы, способные действо­вать, как уже выше упоминалось, также за пределами своей страны как самостоя­тельно, так и в составе многонациональ­ных контингентов. Пока речь идет лишь о контингентах под эгидой ООН. Однако уже в весьма недалеком будущем япон­ские военнослужащие, вероятно, смогут принимать непосредственное участие в вооруженном конфликте в составе коа­лиционных войск, не имеющих никакого отношения к деятельности ООН.

Все это позволяет сделать определен­ные выводы. Хотя японское руковод­ство ранее неоднократно отмечало, что военная политика страны носит сугубо оборонительный характер и пока оста­ется неизменной, практические шаги официального Токио в данной области заставляют в этом усомниться. В первую очередь беспокойство вызывает процесс пересмотра положений законодатель­ства страны, которые регламентируют вопросы строительства и использования вооруженных сил.

Однако в течение последующих 60 лет большинство законов было проигнориро­вано или их каким-либо образом удалось обойти. В 2013 году силы самообороны насчитывали 251 тыс. военнослужащих, имеющих на вооружении современную технику, около 100 кораблей и свыше 300 боевых самолетов. Таким образом, Япония фактически располагает хорошо оснащенной армией, не уступающей по численности ВС такого государства, как Великобритания. Ежегодные расходы на оборону Страны восходящего солн­ца составляют около 50 млрд долларов (Япония входит в пятерку лидеров в этой сфере).

В настоящее время ст. 9 конституции ставит японское руководство в затруднительное положение, выход из которого оно видит в принятии дополнительных законов и поправок к ним, что позволит легализовать существующее положение вещей. Ныне действующий премьер-ми­нистр С. Абэ открыто назвал своей целью пересмотр действующей конституции. При этом он имеет много сторонников не только среди радикалов, но и среди умеренных политиков. Как показывают социологические опросы, население также склонно поддержать шаги прави­тельства в данном направлении. Таким образом, устранение главного препят­ствия к обретению Японией полноценных вооруженных сил представляется лишь вопросом времени.

Проводимая нынешним руководством страны военная политика ставит целью существенно повысить ее военные воз­можности. Несмотря на заявления о том, что статус сил самообороны согласно военно-доктринальным принципам остается неизменным, все очевиднее становится желание Токио усилить значимость ВС как средства достиже­ния внешнеполитических целей. Все это указывает на истинные намерения Японии превратиться в будущем в одну из сильнейших в военном отношении держав мира.

Такая перспектива вызывает вполне обоснованное беспокойство в мире, пре­жде всего в странах Азии. В современном японском обществе сильны идеи реван­шизма. Именно они заставляют японское руководство выдвигать территориальные претензии ко всем своим соседям без исключения. Нельзя не обратить внима­ние и на интенсивное обсуждение как в японских средствах массовой информа­ции, так и в правительственных кругах вопроса о возможности создания ядерно­го оружия и средств его доставки. Пока подобного рода заявления и предложения не могут быть реализованы прежде всего по политическим причинам. Однако уже сейчас есть все основания предполагать изменение баланса сил на Дальнем Вос­токе.

К 2020 году в США планируют разработать робота, который будет сопровождать военнослужащего подобно служебной собаке. Предполагается, что управление роботом будет осуществляться голосом и/или жестами. При этом в память аппаратуры должны быть заложены физиологические особен­ности человека, управляющего роботом, чтобы исключить перехват управления…


Какова же в этой ситуации должны быть стратегия России? Как представляется, принципиально важными ее основаниями должны стать, во-первых, трезвый анализ причин и значимости тех изменений в военной политике Токио, которые мы можем увидеть в обозримом будущем, а во-вторых, стремление к реализации, прежде всего, собственных национальных интересов. Как уже говорилось выше, даже если Токио пойдет на приобретение новых наступательных вооружений, это не означает, что Япония будет представлять военную угрозу для России. Четко выраженное пусть и не согласие, но понимание позиции Токио станет позитивным фактором развития двусторонних отношений в целом, что может быть дополнительно закреплено активизацией обменов на уровне военных ведомств двух стран. С другой стороны, даже несмотря на всю важность для России сохранения и развития отношений стратегического партнерства с КНР, следует соблюдать осмотрительность в вопросе о том, следует ли Москве солидаризироваться с Пекином по его позиции относительно развития японского военного потенциала. Рефлекторное выражение согласия с китайской критикой Токио или даже участие в тех или иных шагах, имеющих целью оказание давления на японскую сторону (например, в совместных учениях) далеко не обязательно будет целесообразным и с точки зрения развития российско-японских отношений в частности, и с точки зрения поддержания стабильности в регионе Восточной Азии вообще.

Вряд ли найдется другая страна, у которой контраст между воинственным прошлым и пацифистским настоящим был бы силен так же, как у современной Японии. Знаменитая девятая статья Конституции 1947 г. провозгласила отказ от войны как суверенного права нации и от создания сухопутных, морских и военно-воздушных сил, равно как и других средств войны. За весь послевоенный период Япония, имеющая в своем распоряжении Силы самообороны (которые фактически можно считать японской армией), ни разу не принимала прямого участия в боевых столкновениях. Хотя начиная с 1990-х гг. японские военнослужащие начали отправляться за рубеж для участия в миротворческих операциях ООН, участвовали в тыловом обеспечении международной коалиции в Афганистане и послевоенном восстановлении Ирака, все эти миссии принципиально не были связаны с применением силы со стороны японских военнослужащих. В этом смысле Япония превзошла даже послевоенную Германию, войска которой все же участвовали в боевых действиях, например, в Афганистане.


Официальная риторика сводится к тому, что подобные системы, если они действительно поступят на вооружение Сил самообороны, могут быть использованы только для предотвращения непосредственной угрозы нападения на Японию. Наиболее часто обсуждаемый сценарий — ситуация, при которой достоверно известно, что КНДР готовится нанести ракетный удар по Японии, и в этом случае Силы самообороны могли бы использовать имеющиеся у них средства, чтобы поразить готовящуюся к старту баллистическую ракету еще на пусковой площадке.

Тем не менее, понятно, что подобные инициативы, пусть и сопровождающиеся множеством оговорок, становятся мишенью для острой критики и со стороны соседей Японии (прежде всего, Китая), и со стороны немалого количества представителей японской общественности, полагающих, что это может привести к росту напряженности в Восточной Азии и что это не соответствует принципам исключительно оборонительной военной политики, от которой Япония официально отказываться не собирается.

Что же на самом деле стоит за этими дискуссиями, насколько опасным для соседей Японии может стать расширение ударного потенциала японских Сил самообороны, и как к этой ситуации следует относиться России? Попробуем разобраться.

Начать следует со специфики военной политики Японии и процесса принятия решений японским правительством. Если сравнивать то, как происходит выработка важных политических решений в Токио, с тем, как она идет в Москве, Вашингтоне или Пекине, сильнее всего бросается в глаза то, что в случае с Японией подавляющее большинство важных решений принимается после долгого процесса обсуждений, согласований и корректировок, и даже когда на месте премьер-министра оказывается лидер, обладающий достаточной волей и политической поддержкой, чтобы проводить в жизнь свой собственный курс, ему приходится сталкиваться со значительным сопротивлением и со стороны части общественного мнения, и со стороны оппозиции, и, в некоторых случаях, со стороны определенной части бюрократии.

У подобной системы принятия решений есть и очевидные минусы, и некоторые плюсы. С одной стороны, подчас она оказывается слишком медленной, чтобы реагировать на внезапно появляющиеся вызовы, особенно внешнеполитического характера. Так, во время войны в Персидском заливе в 1990–1991 гг., несмотря на настоятельные просьбы со стороны Вашингтона, до самого конца конфликта японские политики не смогли договориться об отправке даже символического контингента Сил самообороны для помощи возглавляемой США коалиции. Эта медлительность нанесла существенный урон международному престижу Токио.


С другой стороны, стремление к тому, чтобы важные решения проходили всестороннее обсуждение, означает, что Япония не ввязывается в сомнительные внешнеполитические авантюры (в отличие, к примеру, от США и некоторых их союзников, чье нападение на Ирак в 2003 г. привело к сотням тысяч жертв со всех сторон конфликта и дестабилизации всего ближневосточного региона). В некоторых случаях это приводит к тому, что даже, казалось бы, уже принятые решения не проводятся в жизнь. Так произошло с решением о развертывании противоракетной системы Aegis Ashore, отмененным в июне 2020 г. Есть здесь и менее очевидный плюс: когда принятие важного решения осуществляется не одним человеком или узким кругом лиц, а проходит множество этапов и сопровождается активной общественной дискуссией, можно с гораздо большей степенью уверенности говорить о том, что за ним (скорее всего) не стоит каких-либо скрытых мотивов или планов.

Но проблему можно поставить и иначе. Даже если допустить, что подобные шаги Японии вполне оправданы с точки зрения обеспечения ее безопасности от вполне реальных внешних угроз и что другое государство поступило бы на месте Японии таким же образом, остается вопрос о том, какие это может иметь негативные последствия, не зависящие от мотивации и намерений японского руководства.


Наконец, не говоря уже о том, что у Японии нет дипломатических отношений с КНДР, не снижается градус недоверия в ее отношениях с двумя другими ближайшими соседями — Южной Кореей и КНР. Причем если в случае с КНР эта напряженность во многом вызвана более широким международным контекстом, а именно — все более усугубляющимся американо-китайским противостоянием, то в отношениях Токио и Сеула наиболее серьезным отягощающим фактором является проблема ответственности Японии за период колониального господства в Корее в 1910–1945 гг. Подобно тому, как это бывает и в других регионах мира (достаточно посмотреть на Восточную Европу), националистически настроенные представители южнокорейского политического истеблишмента и общественности используют исторические обиды как инструмент консолидации своих сторонников и оказания давления на Токио.

Какова же в этой ситуации должны быть стратегия России? Как представляется, принципиально важными ее основаниями должны стать, во-первых, трезвый анализ причин и значимости тех изменений в военной политике Токио, которые мы можем увидеть в обозримом будущем, а во-вторых, стремление к реализации, прежде всего, собственных национальных интересов. Как уже говорилось выше, даже если Токио пойдет на приобретение новых наступательных вооружений, это не означает, что Япония будет представлять военную угрозу для России. Четко выраженное пусть и не согласие, но понимание позиции Токио станет позитивным фактором развития двусторонних отношений в целом, что может быть дополнительно закреплено активизацией обменов на уровне военных ведомств двух стран. С другой стороны, даже несмотря на всю важность для России сохранения и развития отношений стратегического партнерства с КНР, следует соблюдать осмотрительность в вопросе о том, следует ли Москве солидаризироваться с Пекином по его позиции относительно развития японского военного потенциала. Рефлекторное выражение согласия с китайской критикой Токио или даже участие в тех или иных шагах, имеющих целью оказание давления на японскую сторону (например, в совместных учениях) далеко не обязательно будет целесообразным и с точки зрения развития российско-японских отношений в частности, и с точки зрения поддержания стабильности в регионе Восточной Азии вообще.

Какой военно - стратегический потенциал и наличие военных баз за рубежом имеет Япония?


У нее есть только силы самообороны, которые дислоцируются только в самой Японии.

После Второй Мировой Германию и Японию сильно укрыли в плане вооруженных сил, так что дело обстоит так.


Страна Беларусь 1?

Страна Беларусь 1.

Отношение к транспортным путям, рынка сырья и продукции : а) возможность использования морского речного транспорта б) торговое отношение с соседними странами в) обеспеченность страны сырьем 2.

Отношение к "горячим точкам" планеты : а) прямое или косвенное отношение страны к международным конфликтам, наличие "горячих точек" в пограничных регионах б) военно - стратегический потенциал, наличие военных баз за рубежом в) участие страны в международной разрядке разоружений.


Люди помогите ответить мне на эти вопросы по практической работе по ГЕОГРАФИИ БЕЛАРУСИ вот они :1?

Люди помогите ответить мне на эти вопросы по практической работе по ГЕОГРАФИИ БЕЛАРУСИ вот они :

Политическая и экономическая оценка государственных границ :

а) уровень экономического развития соседних стран ;

б) принадлежность страны и соседних стран к экономическим и политическим блокам ;

в) стратегическая оценка государственной границы.

2. Отношение к транспортным путям, рынкам сырья и продукции :

а) возможность использования морского, речного транспорта ;

б) торговые отношения с соседними странами ;

в) обеспеченность страны сырьем.

3. Отношение к "горячим точкам" планеты :

а) прямое или косвенное отношение страны к международным конфликтам, наличие "горячих точек" в пограничных регионах ;

б) военно - стратегический потенциал, наличие военных баз за рубежом ;

в) участие страны в процессах международной разрядки, разоружения.

Оценка : 0 Рейтинг : 0.


ПГП Белоруссии План характеристики ПГП (1 вариант) 1?

ПГП Белоруссии План характеристики ПГП (1 вариант) 1.

Политическая и экономическая оценка государственных границ : а) уровень экономического развития соседних стран ; б) принадлежность соседних стран к политическим блокам ; в) стратегическая оценка государственной границы.

2. Отношение к транспортным путям, рынкам сырья и продукции : а) возможность использования морского и речного транспорта ; б) торговые уровень развития транспорта в стране в) обеспеченность страны сырьём.

3. Отношение к "горячим точкам" планеты : а) прямое или косвенное отношение страны к региональным конфликтам, наличие "горячих точек" в пограничных регионах ; б) военно - стратегический потенциал и наличие военных баз за рубежом ; 4.

Общая оценка политического положения страны.


Описать страну Китай по данному плану :1?

Описать страну Китай по данному плану :

Политическая и экономическая оценка государственных границ :

а) уровень экономического развития соседних стран ;

б) принадлежность соседних стран к политическим блокам ;

в) стратегическая оценка государственной границы.

2 отношение к горячим точкам планеты :

Прямое или косвенное отношение страны к региональным конфликтам

б)военно - стратегический потенциал и наличие военных баз за рубежом.

В)позиция провительства страны в вопросах международной разрядки, разоружения.

3 Общая оценка политического положения страны.


Франция?

1) Политическая - экономическая оценка гос - венных границ.

Развития соседних стран б) стратегическая оценка гос.

2) Отношения к транспортным путям , рынкам сырья, продуктами.

А) возможность использовать морской и реч.

Транспорт б) торговые отношения с соседними странами в) обеспеченье страны сырьём.

3) Наличие военных баз за рубежом.


По этим вопросам ПГП по пакистану сделать пожалуйста?

По этим вопросам ПГП по пакистану сделать пожалуйста!

Политическая и экономическая оценка государственных границ : а) уровень экономического развития соседних стран ; б) принадлежность страны и соседних стран к экономическим и политическим блокам ; в) стратегическая оценка государственной границы.

II. Отношение к транспортным путям, рынкам сырья и продукции : а) возможность использования морского или речного транспорта ; б) торговые отношения с соседними странами ; в) обеспеченность страны сырьем.


Почему Россия продаёт военную технику в другие страны ?

Почему Россия продаёт военную технику в другие страны ?

Не ослабляет ли это ещё военный потенциал?


Отношение Великобритании к "горячим точкам" планеты : а) прямое или косвенное отношение страны к международным конфликтам, наличие "горячих точек" в пограничных регионах ; б) военно - стратегический п?

Отношение Великобритании к "горячим точкам" планеты : а) прямое или косвенное отношение страны к международным конфликтам, наличие "горячих точек" в пограничных регионах ; б) военно - стратегический потенциал, наличие военных баз за рубежом ; в) участиe страны в международном разоружении ;


Стратегическая оценка государственной границы японии?

Стратегическая оценка государственной границы японии.


Знаете Алжир?

1) в каких военно - политических блоках состоит

2) военно - стратегический потенциал страны

3) уровень социально - экономического развития.


Как - то так 1 - г ; 2 - в ; 3 - б ; 4 - а.


1) Муссоны 2) Через Беловежскую пущу проходит граница между Беларуссией и Польшей. Заповедник есть на территории обеих стран. 3) Берингов пролив 4) в странах Центральной Азии 5) Италия 6) в Исландии 7) умеренный 8) подзолистые 9) Восточная Европа 1..


Самая северная — мыс Бланко (Бен - Секка, Рас - Энгела, Эль - Абьяд) (37°20′28″ с. Ш. 9°44′48″ в. Д. ) Самая южная — мыс Игольный (34°49′43″ ю. Ш. 20°00′09″ в. Д. ) Самая западная — мыс Альмади (14°44′27″ с. Ш. 17°31′48″ з. Д. ) Самая восточная..


Что бы ориентироваться.


Что бы орентироваться.


Процесс ростанеотъемлемая часть развития растений . Множество факторов влияет на рост растений. Там где жарко листья уменьшаются и превращаются на колючки. А там где пасмурно и дождливо становятся больше потому что обильная влажность ускоряет рост..


Западная Сибирь или Урало - Поволжье, если не ошибаюсь.


Австралия - одна из крупных по площади территории. Одна из характерных черт природы - широкое распространение пустынь. Страна богата многими видами природных ресурсов, ограничены лишь водные и лесые ресурсы.


В рельефе Австралии преобладают равнины. Около 95% поверхности не превышает 600 м над уровнем моря. Современный рельеф Австралии в значительной мере наследует черты древнего рельефа, не испытавшего с докембрийского времени резких тектонических движ..


К тяжелой промышленности относятся части добывающей и обрабатывающей отраслей. Это черная и цветная металлургия, горнорудные разработки, топливная энергетика, металлообработка, машиностроение и оборонный комплекс. Тяжелая промышленность включает в ..

© 2000-2022. При полном или частичном использовании материалов ссылка обязательна. 16+
Сайт защищён технологией reCAPTCHA, к которой применяются Политика конфиденциальности и Условия использования от Google.

Читайте также: