Военная судебная и административная реформы кратко

Обновлено: 02.07.2024

Аграрная (земельная, крестьянская) реформа – основное преобразование, начавшее период реформ императора Александра II. Процесс изменений в социальной и экономической сферах состоял из цепочки событий, продолжительностью более 100 лет. Итогом преобразований и влияния внешних и внутренних факторов стал Манифест императора об освобождении крестьян от крепостной зависимости от 19 февраля (3 марта по новому стилю).

История крепостного права* в Российской империи

*Крестьянство в XIX веке, как и ранее, составляло основную часть общества. Всех крестьян делили на три группы: помещичьи, посессионные государственные, удельные (в собственности царского рода). Первая группа находилась в наиболее тяжелом положении, поскольку полностью принадлежали хозяину-землевладельцу. По статистике, более половины мужского населения – помещичьи крестьяне (около 55%), такой отметки достигли к периоду правления Петра I. К середине XIX века доля упала до 37%.

Крепостное право – система правовых отношений между крестьянином и землевладельцем, которые предполагают полную зависимость первого от второго. Существовало не на всей территории страны – свободными были земли Сибири, губернии на Дальнем Востоке и в Азии, на Кавказе, Финляндии, на Аляске, казачьих землях.

Предпосылки и причины

Огораживание – процесс ликвидации и захвата общинных земель, форма первоначального накопления капитала в странах Западной Европы, в классическом виде существовала в Англии. (в ЕГЭ не попадается, я бы удалил)

Причины проведения реформы можно поделить на внешние и внутренние:

  • Внешняя: неудачи во внешней политике, в частности – поражение в Крымской войне.
  • Внутренняя – острый кризис крепостнической системы, который осознавали представители власти.

Важным фактором стала Отечественная война 1812-1815 гг. – после нее молодое служилое дворянство желало провести в России преобразования по увиденным в Европе моделям (восстание декабристов 1825 года явилось наиболее ярким выступлением). Вторая активная волна поднялась после Крымской войны.

Хронология действий правителей в сторону реформирования крепостной системы:

  • Екатерина Великая впервые подняла тему в Вольном экономическом обществе относительно права собственности землевладельца на крепостных.
  • Первым ограничил барщину тремя днями император Павел I.
  • Александр I отменил практику передачи государственных крестьян в собственность помещиков. Главное последствие такого решения – остановился рост количества крепостных. Император разрабатывал проект земельной реформы. Также его указ о вольных хлебопашцах 1803 года юридически дал помещикам возможность освобождать крестьян и наделять землёй.
  • Николай I ограничил систему наказаний, которую применяли помещики, относительно крестьян. Была собрана комиссия, которая готовила проект реформы.

Как готовили проект реформы?

Процесс социальных и аграрных преобразований не был простым и однозначным процессом. В комиссию по подготовке реформы входили представители класса помещиков – заинтересованные, не нейтральные лица.

1857 г. - собрана новая группа для рассмотрения вопроса, летом представлен к рассмотрению первый проект:

  • Ликвидация личной зависимости крестьян по истечении переходного периода в 10 лет;
  • Земля продолжала принадлежать помещикам;
  • Земельный надел предоставлялся крестьянину только за плату или при условии отработки барщины;
  • Крестьяне со временем могли выкупить жилой дом, хозяйственные постройки.

1858 г. - новая программа реформы, более радикальная, в связи с крестьянскими волнениями:

  • Крестьяне могли создать собственные органы самоуправления;
  • Освобожденные крестьяне могли выкупить надел, который им сразу давали в постоянное пользование;
  • Бывшие крепостные получали полную личную свободу;
  • Устанавливалось переходное состояние.

1859-1860 гг. – попытки приостановить процесс реформаторства. Председателем комиссии стал граф В.Н.Панин – под его влиянием были увеличены повинности после освобождения, уменьшены наделы в пользу интересов дворян-землевладельцев.

Основные идеи:

Результаты:

Земская реформа: особенности проведения

Земство – орган местного самоуправления, работа которого основывалась на принципах самофинансирования, выборности членов, всесословности.

В январе 1864 года император Александр II утвердил Положение о губернских и уездных земских учреждениях (разработка началась параллельно с проектом аграрной реформы). Изначально планировалось сделать земства частью системы административного управления, затем решили придать им функции органов самоуправления.

Реформа создала такую систему:

  • Исполнительные органы: земские управы;
  • Распорядительные органы: губернские и уездные земские собрания.

3 курии избирателей земских управ и собраний:

  1. Уездные землевладельцы;
  2. Городские жители;
  3. Выборные от сельских обществ.
  • Ремонт дорог;
  • Содержание тюрем;
  • Организация разъездов для чиновников;
  • Народное образование, строительство школ;
  • Ведение статистики;
  • Медицина на местном уровне, набор на работу врачей;
  • Попечение местной торговли;
  • Взимание налогов на местном уровне;
  • Обеспечение продовольствием.

Первые три позиции считались обязательными, остальные – рекомендательные, не относились к обязательным задачам земств. Решения земств утверждал губернатор или министр внутренних дел.

Земства не могли вмешиваться в дела других органов самоуправления. Тут была проблема: нечеткость полномочий создавало проблемы и конфликты в отношениях между органами самоуправления.

В 1890 году, во время контрреформ, полномочия земств были существенно урезаны.

  1. Формирование земской медицины: до реформы медицина находилась, в основном, на уровне знахарства (если речь идет о провинции, деревнях). Создавались Общества врачей. Медицина стала обязательной частью социальной службы.
  2. Развитие земской школы – создание учебных заведений с 3-летним курсом, где все дети могли обучиться чтению, письму, арифметике. Также изучался Закон Божий, церковнославянский язык.

Судебная реформа

Результат:

  • Судебная система стала эффективной, независимой;
  • Искоренялась коррупция;
  • Повышалась профессиональность лиц, имевших отношение к судебной системе;
  • Появились Уставы: гражданского судопроизводства, о наказаниях, уголовного права и другие.

Реформа образовательной системы

В 1864 году началась реформа образования Российской империи. Целью были изменения в начальном, среднем и высшем образовании. В период 1863-1864 гг. приняты Уставы об университетах, гимназиях и прогимназиях, Положение о народных училищах.

Реформы начальной школы:

  • Отказ от монополии церкви и государства на образовательную систему;
  • Разрешено основание частных учебных заведений;
  • Начальные школы представлены: частными и государственными заведениями, земскими, приходскими и воскресными школами.

Реформирование средней школы:

  • Базовый элемент среднего образование – гимназии (реальные и классические). Первые готовили поступлению в технические учебные заведения, вторые – в ВУЗы гуманитарного профиля.
  • Поступить в гимназию мог кто угодно, независимо от сословия.
  • Срок обучения – 7 лет, позже – 8 лет.
  • Появились женские гимназии.

Реформа высшего образования:

  • Университеты получили автономию;
  • За программу и другие моменты функционирования ВУЗа отвечали декан и совет профессоров;
  • Женщины получили право получать высшее образование.

Результаты реформы:

  • Образование стало доступным;
  • Устранена монополия государства и церкви на систему образования;
  • Упорядочена образовательная система.

Финансовая реформа

Комплекс мероприятий проводится на протяжении 60-х годов под руководством В.А. Татаринова. Цель – модернизация финансовой системы, приведение ее к капиталистическому типу.

  • Создан Государственный банк и Главное выкупное учреждение;
  • Введен принцип гласности – государственный бюджет публиковался;
  • Созданы казначейства для администрирования доходов государства;
  • На местах с 1865 года сформированы контрольные палаты;
  • Введены акцизные марки по алкогольной и табачной продукции.

Результат:

  • Борьба с коррупцией дала результаты;
  • Повышение эффективности функционирования финансовой системы;
  • Запланированная денежная реформа не была проведена до 90-х годов.

Военная реформа

Проводилась в 60-70-е годы с целью повышения эффективности армии. Длительность процесса преобразований вызвана зависимостью военной сферы от промышленности и транспортной системы.

Император Александр II известен в истории как монарх-реформатор. Таких масштабных изменений Россия не испытывала со времён Петра I. Историки отмечают, что его действия порой были противоречивыми.

Будущий император был хорошо образован, владел тремя иностранными языками, его наставником по праву был Михаил Сперанский, автор многих законопроектов при Александре I . К государственному управлению отец его готовил со всей серьезностью.

Александр был введён в Сенат, Синод, Государственный совет и Кабинет министров. Так же принимал участие в Крымской войне, стоял во главе столичного гарнизона. После смерти Николая I, правление молодого императора началось с завершения военных действий и заключения Парижского мира (1856). Поражение России заставило Александра II задуматься о его причинах и всесторонне оценить обстановку в государстве.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Феодальный строй и крепостное право в России не соответствовало веяниям и техническому развитию второй половины 19 века. Это стало причиной промышленной отсталости империи и поражения её в Крымской войне. Помещики предпочитали использование крестьянского труда, а не внедрение каких-либо технологий. Крестьянство нищало, повсеместно назревали забастовки и голодовки. Что приводило к разорению поместий и, соответственно, уменьшению поступлений в государственную казну. Экономика России находилась в шатком положении и требовала срочных и масштабных реформ. Проигрыш в войне повлиял и на настрой крестьянства, оно утратило доверие к правительству окончательно.

Основные реформы Александра II

Значимыми во время правления Александра II были преобразования:

  • Крестьянская реформа, 1861;
  • Финансовая реформа, 1863;
  • Реформа образования, 1863;
  • Земская реформа, 1863;
  • Судебная реформа, 1864;
  • Реформа государственного самоуправления, 1870;
  • Военная реформа, 1874.

Реформой, которая способствовала бы изменению социального и политического положения Российской империи, была отмена крепостного права. Так же остро стоял вопрос изменения военного уклада. С решения этих проблем и начал свою деятельность Александр II в первые годы своего правления.

Крестьянская реформа

В 1859 году все местные предложения перешли в рассмотрение Редакционной комиссии, задачей которой было составить единый законопроект для всей страны. Во главе комиссии стоял Я. И. Ростовцев. Создавая Положение вместе с другими либерально настроенными чиновниками, он стремился учитывать интересы крестьянства.

В 1860 году проект подвергся цензуре со стороны правительственных сановников, поэтому в итоговом документе интересы помещиков стояли не первом плане.

Данное Положение не привнесло ожидаемую свободу в жизнь крестьянства. Площади выделенных земель часто были меньше тех, которые ранее выделялись помещиками. Участки предоставлялись малоплодородные или в местах со сложными для хлебопашества условиями. Средств на выплату за надел не было, поэтому в счёт погашения долга приходилось отрабатывать на землях, принадлежащих помещику. На разработку своего участка у многих не оставалось ни времени, ни сил. Цена, выплачиваемая помещику и государству за землю, была завышена. На момент полного погашения выкупа, крестьянин платил втрое выше её реальной стоимости.

Ликвидация военных поселений

Одним из первых шагов на пути к восстановлению военной мощи империи стало упразднение военных поселений. Данные образования были созданы в годы правления Александра I с целью улучшить комплектование армии и укрепить положение военнослужащих во время несения службы и после отставки. Однако, они не оправдали ожиданий. В поселениях царила жёсткая дисциплина и надзор начальства над всеми сферами жизни. Проведение сельскохозяйственных работ строго регламентировалось вне зависимости от погодных условий и необходимости. Военнослужащие не были приспособлены к качественному возделыванию земель, поэтому часто их хозяйства приходили в упадок. Всё это привело к недовольству и периодически возникающим бунтам в поселениях.

Придя к власти, Александр II отправил Д. Столыпина в южные поселения для оценки обстановки. Получив донесение флигель-адъютанта о результатах поездки, император в 1857 году принял решение о ликвидации военных поселений и передачи их в управление министерства государственных имуществ.

Финансовая реформа (Государственный Банк)

В 1863 году была проведена финансовая реформа, предполагающая создание системы, соответствующей капиталистическому типу экономики. Её разработкой занимались государственный контролер В. Татаринов и министр финансов М. Рейтерн.

Реформа включала в себя следующие положения:

  • принцип гласности – публикация государственного бюджета;
  • основание Государственного банка Российской империи;
  • создание Главного выкупного учреждения при министерстве финансов;
  • создание в структуре министерства финансов казначейств;
  • основание финансовых органов местного значения – контрольных палат;
  • введение антикоррупционных мер (откупы сменились на акцизные марки);
  • деление налогов на прямые и косвенные.

Для препятствования казнокрадству была введена схема отчетности за использованные средства. Государственный бюджет утверждался императором и Государственным советом. В конце каждого года предоставлялся отчет об использовании госбюджета. Реформирование финансовой системы позволило сделать ее более эффективной и открытой.

Реформа образования

Реформирование образования проводилось в несколько этапов и на всех уровнях:

Реформы образования Александра

Начальные школы

Особенностью реформы начального образования стало разрешение частным лицам и общественным учреждениям создавать школы. Срок обучения составлял 3 года. Появились такие типы образовательных заведений:

  • воскресные;
  • церковноприходские;
  • частные;
  • земские;
  • государственные.

Средняя школа

Основным звеном среднего образования были гимназии. Они делились на 2 типа:

  1. Классические. Занимались подготовкой учеников к поступлению в университет.
  2. Реальные. Готовили учеников к поступлению в технические учебные заведения.

В гимназиях обучение длилось 7 лет. Историки говорят о делении людей того времени на сословия с учетом полученного ими образования: классические гимназии – высшее образование, реальные гимназии – торговцы и промышленники.

Стать учеником гимназии мог человек любого сословия. Однако, обучение было платным, что фактически перекрывало доступ части населения к получению среднего образования.

1862 год считается датой появления первых женских гимназий. Программа в таких заведениях отличалась. Но впервые в истории России женщины получили право на образование.

Высшее образование

Принятие Университетского устава было началом всех образовательных реформ Александра II и установило их хронологию – 1863-64 года. Университеты получали автономию и право избирать ректора и декана своим советом профессоров. Представители этих должностей имели право:

  • принимать на работу и увольнять преподавателей;
  • утверждать программу обучения;
  • формировать учебные планы и дисциплины;
  • решать финансовые вопросы.

Женщинам предоставлялась возможность получить высшее образование. Для этого создавались высшие женские курсы. Они были расположены в Москве, Казани, Киеве и Петербурге.

Проведенные реформы были направлены на формирование всеобщего образования. Однако, реальные результаты были достигнуты только в сфере начального образования. Для большей части населения среднее и высшее образование оставалось недоступным, в связи с высокой платой за обучение.

Земская реформа (изменение местного самоуправления)

  1. Уездные земские собрания. Избирались раз в 3 года. Состояли преимущественно из дворян.
  2. Представители в губернские земские собрания избирались уездными органами.

Уездное население подразделялось на 3 курии (группы):

  • землевладельцы;
  • городские избиратели;
  • выборные от крестьян (сельских жителей).

В первую и вторую курии входили лица с годовым доходом свыше 6 тысяч рублей. Для крестьян были организованы многоступенчатые выборы.

В сферу обязанностей земских собраний входило:

  • установление направления деятельности земства;
  • в конце года – контроль деятельности земских управ.

Работа земских органов наиболее проявилась в создании новых больниц и школ. Но полноценными органами самоуправления земства так и не стали.

Реформа городского самоуправления

Для ускорения развития городам не хватало местного самоуправления, общегосударственные мероприятия часто не соответствовали потребностям конкретной местности.

Была создана Городская дума, избираемая раз в 4 года. Стать её членом мог любой горожанин. Дума занималась сбором налогов и назначением управленцев в городе. Средства поступали в размере 1% от доходов промышленных и торговых предприятий. 40% этих денежных ресурсов тратилось на устройство города. Остальные 60% уходили на содержание полиции, тюрем, пожарных служб, солдатских казарм.

По результатам реформы города получили больше самоуправления, в местные органы попадали представители всех сословий. Однако, содержать эти органы управления город должен был на собственные средства, что для маленьких городов было существенной проблемой.

Военная реформа

В военной сфере реформы представляли собой систему мер, направленную на укрепление боеспособности российской армии и флота. Результаты Крымской войны показали несостоятельность армейской организации в целом. Проведением преобразований в этой отрасли занимался военный министр Д. Милютин.

  • введение всеобщей воинской повинности вместо рекрутских наборов;
  • призывались здоровые мужчины, достигшие 20 лет;
  • срок службы в сухопутных войсках составлял 6 лет и 9 лет пребывания в запасе;
  • срок службы на флоте составлял 3 года и 7 лет пребывания в запасе;
  • в зависимости от полученного образования и семейного положения срок службы мог уменьшаться.

В мирное время на действительной службе находилось 25-30% призывников.

Управление армией было подвергнуто усовершенствованию. Было сформировано 15 военных округов, на территории которых были расквартированы войска. Их возглавлял командующий, который подчинялся непосредственно министру.

Значимой стала реорганизация системы военного образования. Были ликвидированы кадетские корпуса. Созданы были военные гимназии с улучшенной учебной программой. Их выпускники могли в дальнейшем продолжить обучение в различных учебных организациях.

Военное образование предоставляли юнкерские училища:

  • пехотные;
  • кавалерийские;
  • военно-инженерные;
  • артиллерийские.

Высшее образование можно было получить в академиях Генерального штаба, артиллерийских.

Воспитание солдат было построено не на муштре и жёсткости, а на выполнении священного долга по защите отечества.

Реформы коснулись перевооружения. Парусные деревянные корабли заменили паровыми металлическими судами. Сухопутные войска были оснащены скорострельными винтовками, новым артиллерийским снаряжением.

Результатами 20-летнего введения военных реформ стало формирование боеспособной, хорошо организованной и вооруженной армии. Что и было продемонстрировано в последующих военных кампаниях Александра II.

Историческое влияние реформ

Реформы эпохи Александра II имели большое историческое значение для дальнейшего развития Российской империи.

Освобождение крестьян стало толчком для кардинального изменения общественного строя. Дворянство, занимающее доминирующее положение со времен Екатерины II, перестало преобладать в жизни населения. Появились органы самоуправления, в состав которых могли входить крестьяне. Плюсом стало развитие торговли, городской инфраструктуры. Постепенно исчезала сословная разобщенность между городами и уездами.

Всесословное направление было поддержано созданием судов, земств, всеобщей воинской повинности, школ. Дворянство, утратив привелегированное положение, не смогло до конца перестроиться на новый лад. Что повлекло за собой разорение части дворянских поместий, а их земли попали в руки купцов и крестьян.

Одним из последствий реформ стало активное появление радикально настроенных слоев населения. Проведенные реформы в общественной и государственной жизни не подразумевали проведение политической реформы и изменения конституционного строя. Общество, взбудораженное кардинальными переменами, не могло смириться с такими полумерами. К концу 70-х годов стали появляться революционные кружки, распространяющие социалистические идеи.

Противоречивость императора во внутренней и внешней политике так же способствовала усилению недовольства:

  1. Крепостное право было отменено, но нерешенным остался земельный вопрос, который имел большое значение для крестьян.
  2. После проведения военной реформы успехи российской армии проявились в присоединении Туркестана и Дальнего Востока. Но в то же время были отданы Курильские острова и Аляска.
  3. Реформы носили либеральный характер, однако, в последние годы правления Александра II усилился полицейский террор.

Правлению Александра II нельзя дать однозначную положительную или отрицательную оценку. Но это был большой шаг для России на пути перехода из феодального общества к современному капиталистическому строю.

В политике, как и во всей общественной жизни, не идти вперед — значит быть отброшенным назад.

Ленин Владимир Ильич

Александр 2 вошел в историю как реформатор. Во время его правления в России произошли существенные изменения, главное из которых касается решения крестьянского вопроса. В 1861 году Александр Второй отменяет крепостное право. Столь кардинальный шаг давно назревал, но его реализация была связана с большим количеством сложностей. Отмена крепостного права требовала от императора проводить и другие реформы, которые должны были вернуть Россию на лидирующие позиции на мировой арене. В стране накопилось огромное количество проблем, которые не решались с эпохи Александра 1 и Николая 1. Новому императору пришлось делать большой акцент на решение этих проблем, проводя во многом либеральные реформы, поскольку предыдущий путь консерватизма к положительным последствиям не привёл.

Реформы Александра 2

Основные причины реформирования России

Александр 2 пришел к власти в 1855 году, и перед ним сразу появилась острая проблема в проведении реформ практически во всех сферах жизни государства. Основные причины реформ эпохи Александра 2 следующие:

  1. Поражение в Крымской войне.
  2. Нарастающее недовольство народа.
  3. Проигрывание экономической конкуренции западным странам.
  4. Прогрессивное окружение императора.

Какие были проведены реформы

Мы уже говорили о том, что главная реформа Александра 2 это отмена крепостного права. Именно это преобразование поставило страну перед необходимостью модернизировать все остальные сферы. Если кратко, то основные изменения были следующими.

Либеральные реформы Александра 2 1860 - 1870 годов

Финансовая реформа 1860 - 1864 года. Создаются государственный банк, земский и коммерческий банки. Деятельность банков в основном направлялась на поддержку промышленности. В последний год проведения реформ создаются контрольные органы, независимые от местных органов власти, которые проводят проверку финансовой деятельности органов власти.

Земская реформа 1864 года. С ее помощью была решена задача привлечения широких масс населения для решения повседневных вопросов. Создавались выборные органы земского и местного самоуправления.

Судебная реформа 1864 года. После реформы суд стал более "законным". При Александре 2 впервые был введен суд присяжных, гласность, возможность привлечь к суду любого человека вне зависимости от его положения, независимость суда от местных администраций, отменены телесные наказания и многое другое.

Реформа образования 1864 года. Это реформа полностью меняла систему, которую пытался выстроить Николай 1, стремившийся ограничить население от знаний. Александр 2 пропагандировал принцип общедоступного образования, которое будет доступным для всех сословий. Для этого открывались новые начальные школы и гимназии. В частности именно в Александровскую эпоху начинается открытие женские гимназии и происходит допуск женщин на государственную службу.

Реформа цензуры 1865 года. Эти изменения абсолютно поддерживали предыдущий курс. По-прежнему проводился контроль над всем, что публикуется, поскольку деятельность революционного характера в России продвигалась крайне активно.

Городская реформа 1870 года. Главным образом направлялась на благоустройство городов, развитие рынков, здравоохранения, образование, установление санитарных норм и так далее. Реформы были введены в 509 городах из 1130, которые насчитывались в России. Реформа не была применена для городов находящихся на территории Польши, Финляндии и Средней Азии.

Военная реформа 1874 года. Главным образом направлялась на модернизацию вооружения, развитие флота и обучение личного состава. В результате российская армия вновь стала одной из ведущих в мире.

Последствия реформ

Реформы Александра 2 имели следующие последствия для России:

  • Созданы перспективы для построения капиталистической модели экономики. В стране был снижен уровень государственного регулирования экономики, а также создан свободный рынок рабочей силы. Тем не менее, промышленность не была на 100% готова к восприятию капиталистической модели. Для этого требовалось больше времени.
  • Заложены основы формирования гражданского общества. Население получило больше гражданских прав и свобод. Это касается всех сфер деятельности, начиная от образования, заканчивая реальными свободами на передвижение и труд.
  • Усиление оппозиционного движения. Основная часть реформ Александра 2 были либеральными, поэтому либеральные движения, которые были причислены Николаем Первым, вновь начали набирать силу. Именно в эту эпоху заложены ключевые аспекты, которые привели к событиям 1917 года.

Поражение в Крымской войне, как обоснование реформ

Россия проиграла Крымскую войну по нескольким причинам:

Сегодня многие историки говорят о том, что масштабы поражения в Крымской войне были просто гигантскими, и это основной фактор, указывающие на то, что Россия нуждалась в реформах. Эту идею поддерживают и поддерживают в том числе и в западных странах. После взятие Севастополя все европейские издания писали о том, что в России самодержавия себя изжила, и стране нужны изменения. Но главная проблема заключалась в другом. В 1812 году Россия одержала великую победу. Эта победа создала у императоров абсолютную иллюзию того, что русская армия непобедима. И вот Крымская война эту иллюзию развеяла, западные армии демонстрируют свое превосходство в техническом плане. Всё это привело к тому, что чиновники, обращающий огромное внимание на мнение из-за границы, приняли комплекс национальной неполноценности и стали пытаться его передавать всему населению.

Поражение в Крымской войне - причина реформ

Но правда заключается в том, что масштабы поражение в войне крайне переоценены. Безусловно, война была проиграна, но это не значит, что Александр 2 правил слабый Империей. Нужно помнить о том, что в Крымской войне России противостояли лучшие и самые развитые страны Европы на тот момент. И несмотря на это Англия и другие ее союзники до сих пор с ужасом вспоминаю эту войну и доблесть российских солдат.

Реформы Грозного

В 40-50-е гг. Иван Грозный проводил свою политику совместно с кружком доверенных лиц, Избранной радой. В 1550 г. был созван первый Земский собор – выборный высший сословно-представительный орган. На Земском соборе было решено провести следующие реформы: военную, судебную, церковную, реформу центрального и местного управления.

Военная реформа:

1) проведено укрепление вооруженных сил страны. Ядро армии теперь составляло дворянское ополчение, которое должно было стать опорой власти самодержца;

2) составлено Уложение о службе, согласно которому дворянин мог служить с 15 лет, служба передавалась при этом по наследству;

3) в 1550 г. было создано постоянное стрелецкое войско, которое в конце XVI в. являлось мощной боевой силой Российского государства.

Судебная реформа

Церковная реформа

Перемены, связанные с централизацией государства, отразили решения созванного в 1551 г. по инициативе царя и митрополита Собора русской церкви.

Его назвали Стоглавом, так как его решения были сформулированы в 100 главах.

Стоглавый собор: 1) оформил общерусский список святых;

2) проверил церковные книги;

3) унифицировал богослужение и все церковные обряды.

Реформа центрального и местного управления (губная реформа)

Она была проведена в середине 1550-х гг., в соответствии с ней власть на местах переходила к губным и земским старостам.

В целом реформы Ивана Грозного, проведенные в 1550-е гг., способствовали укреплению процесса централизации Российского государства, были направлены на усиление власти царя.

Реформы Грозного

СОБОРОМ ПО БОЯРАМ

3 февраля сыграна была свадьба. А 21 июня вспыхнул невиданно сильный пожар, какого еще не бывало в Москве. Распространился слух, будто Москва сгорела благодаря волшебству. Чародеи по указке Глинских якобы вынимали сердца человеческие, мочили их в воде, водою этой кропили по улицам. Юрий Глинский был убит чернью прямо в Успенском соборе. Толпа черни явилась в селе Воробьеве к царскому дворцу с криком, чтоб государь выдал им свою бабку Анну Глинскую и дядю, князя Михаила, которые будто бы спрятались у него в покоях. Иван велел схватить крикунов и казнить; на остальных напал страх, и они разбежались.

Но с этого времени Глинские совершенно потерял свое влияние на царя. На смену им пришел священник Благовещенского собора Сильвестр и царский ложничий Алексей Федорович Адашев. Современники приписывали эту перемену потрясению, пережитому царем во время восстания. Курбский писал, что в этот момент Иван совершенно растерялся и что Сильвестр внезапно явился перед ним и в страстной речи ярко обрисовал Ивану печальное положение московской жизни, указал на причину его - пороки самого царя, пригрозил будущими Божественными карами и таким образом произвед в Иване сильный нравственный переворот. Возможно, свидетельство Курбского - преувеличение, но несомненно, что Сильвестр и Адашев появились рядом с царем сразу после мятежа. Грозный имел характер нервный и впечатлительный. В любви и ненависти он не знал никакого удержу, часто попадал под сильное влияние своих приближенных и начинал смотреть на жизнь их глазами.

Реформы Грозного

Никаких других известий о первом Земском соборе не осталось, но по ряду косвенных признаков можно видеть, что дело не ограничилось одним выступлением царя, а возбуждено было и много практических вопросов. Царь велел боярам помириться со всеми христианами царства. И действительно, вскоре после этого дано было предписание всем наместникам-кормленщикам покончить спешно мировым порядком все тяжбы с земскими обществами о кормлениях. На Стоглавом соборе в 1551 году Иван говорил о том, что предыдущий собор дал ему благословение на исправление старого Судебника 1497 года и на устройство по всем землям своего государства старост и целовальников. Значит, Земский собор 1550 года обсуждал целый ряд законодательных мер, имевших целью перестройку местного управления. Этот план начинался срочной ликвидацией всех тяжб земства с кормленщиками, продолжался пересмотром Судебника с обязательным повсеместным введением в суд выборных старост и целовальников и завершался пожалованием уставных грамот, вообще отменявших кормления. В результате этих мер местные общины должны были освободиться от мелочной опеки бояр-наместников, сами собирать подати и сами творить суд. Известно, что именно кормления, неправедные суды и неконтролируемый сбор податей стали к середине XVI века настоящим бичом русской жизни. О многочисленных злоупотребления: бояр-наместников при отправлении своих обязанностей сообщаю все источники этого времени. Отменив кормления и создав независимые общинные суды, Иван попытался уничтожить зло, пустившее глубокие корни в русском обществе. Все эти меры вполне соответствовали новому умонастроению царя и вытекали из его речи, произнесенной перед всем народом в 1550 году. Однако грамоты, по которым волостям давалось право управляться обоими выборными властями, были откупными. Волость известной суммой, вносимой в казну, откупалась от наместников; правительство давало ей право откупиться вследствие ее просьбы; если же она не била челом, считала для себя невыгодным новый порядок вещей, то оставалась при старом.

В следующем 1551 году для устройства церковного управления и религиозно-нравственной жизни народа созван был большой и церковный собор, обыкновенно называемый Стоглавым. Здесь был представлен новый Судебник, бывший Исправленной и распространенной редакцией старого дедовского Судебника 1497 года.

ЕДИНОЛИЧНО

Реформы Грозного

В проектах реформ царю импонировало прежде всего то, что их авторы обещали искоренить последствия боярского правления.

В своих политических оценках Иван следовал несложным правилам. Только те начинания считались хорошими, которые укрепляли единодержавную власть. Конечные результаты политики правительства реформ не соответствовали этим критериям.

Царь кончил тем, что отрекся от реформ, над осуществлением которых он трудился вместе с Адашевым в течение многих лет.

Читайте также: