Военная реформа 1924 1928 гг кратко

Обновлено: 30.06.2024

ВОЕННАЯ РЕФОРМА 1924-25 вСССР. После окончания Гражданской войны и военной интервенции 191$-20 Коммунистич. партия и Сов. правительство, используя врем, стабилизацию междунар. обстановки, признали возможным максимально сократить численность Красной Армии и полностью перевести её на штаты мирного времени. В условиях восстановления разорённого войной нар. х-ва было признано целесообразным иметь армию, построенную на смешанном кадрово-территориальном принципе. Это позволяло, с одной стороны, иметь при минимальных затратах небольшое кадровое ядро армии, способное в мирное время обеспечить неприкосновенность гос. границ СССР, а в случае войны быстро отмобилизовать достаточно крупные воен. силы; с другой стороны, страна получала возможность без длительного отрыва трудящихся от производства охватить воен. обучением большое количество военнообязанных. Широкая программа перестройки Сов. Вооруж. Сил, принятая ЦК РКП(б), легла в основу В. р. Подготовка и непосредств. осуществление её были возложены на спец. комиссию во главе с М- В. Фрунзе. В. р. проходила в обстановке острой борьбы с Л. Д. Троцким и его сторонниками, пытавшимися после смерти В. И. Ленина изолировать ЦК партии от армии, посеять недоверие к ЦК, укрепить своё монопольное руководство воен. ведомством и не допустить выполнения намеченных преобразований. В янв. 1925 Троцкий был отстранён от должности наркомвоенмора и пред. РВС СССР и вместо него назначен М- В. Фрунзе. В результате В. р. Красная Армия получила твёрдую штатную численность (562 тыс. чел.). В её составе на кадровом положении находились 26 стрелк. дивизий, почти вся кавалерия, технич. части и ВМФ. Территориальные войска состояли из 36 стрелк., 1 кав. дивизий, полка бронепоездов и 3 нац. полков, подразделений и частей войсковой артиллерии. Смешанная система просуществовала до сер. 30-х гг., когда в связи с возрастанием угрозы фаш. агрессии и укреплением экономич. мощи СССР был совершён переход к единому кадровому устройству Красной Армии.

В. р. создала твёрдую и устойчивую войсковую организацию, осуществила переход к нормальной системе комплектования (установив один призыв военнообязанных осенью каждого года), ликвидировала текучесть красноармейского состава, улучшила хоз. и материальное положение частей и всех категорий военнослужащих, качественно обновила командные кадры и весь личный состав армии и флота. Была расширена сеть нац. формирований, заложена плановая система боевой подготовки, поднят авторитет и укреплено единоначалие руководящего состава, усилена действенность парт.-политич. работы, установлена более тесная связь между армией и нар. х-вом.

Серьёзную перестройку и сокращение претерпели все звенья органов воен. управления. Был значительно обновлён состав РВС СССР, должность Главнокомандующего упразднена. Политич. управление РВС было преобразовано в Политич. управление РККА во главе с членом ЦК паргии. Штаб РККА освобождён от несвойственных ему функций. Он был призван ведать разработкой оперативных планов обороны страны, строительством, подготовкой и обучением армии. Административные функции были возложены на Главное управление РККА, к-рое осуществляло руководство учётом и призывом военнообязанных, штатным устройством, комплектованием частей и соединений, службой войск, перемещением командного состава. Снабжение армии было сосредоточено в едином органе - Управлении нач. снабжения РККА. Для руководства технич. видами Вооруж. Сил (ВВС и ВМФ) созданы соответствующие управления. Вместо губернских воен. комиссариатов учреждаются территориальные округа (губернские, корпусные, дивизионные). Первые предназначались для комплектования кадровых и территориальных формирований, последние два - для комплектования преимущественно территориальных частей. Территориальные округа объединяли функции строевого и местного управлений, а также воен. отделов губернских исполкомов. К концу В. р. была повышена огневая мощь соединений Сухопутных войск, детально отработан мобилизационный план, повышено значение технических войск.

В период проведения В. р. парт.-комсомольская прослойка в армии возросла до 26%. В конце 1925 в Красной Армии насчитывалось 74 800 коммунистов и 73 838 комсомольцев, или вдвое больше, чем в 1924. Число рабочих в составе армейских парт, организаций достигло 40% . Этому способствовали введение 2-летней программы политич. воспитания и обучения красноармейцев, учреждение парт, комиссий, принятие 14-м съездом партии нового раздела Устава "О партийных организациях в Красной Армии" и др. Территориальные части стали новой формой связи Сов. гос-ва и партии с крестьянством, открыли пути для работы партии в деревне и укрепления в ней сов. влияния.

Хозяйственная и политическая стабилизация советского государства позволила провести важные мероприятия по усилению обороноспособности страны.

В 1924 — 1928 гг. была осуществлена военная реформа, которая укрепила советские вооруженные силы в организационном отношении и повысила их боеспособность. Для разработки проекта реформы и руководства ее проведением была создана комиссия во главе с М.В.Фрунзе, назначенным в январе 1925 г. народным комиссаром по военным и морским делам и председателем Реввоенсовета.

В ходе военной реформы подверглась перестройке ор­ганизационно-штатная структура и вся система управления Красной Армии. Резко сократилось количество служащих аппарата управления. Расширилась сеть военных учебных заведений, готовивших кадры командиров для Красной Армии и Флота.


Красная Армия, с победой завершившая кровопролитную братоубийственную войну, доказала всем о состоятельности правительства большевиков, в которое, на тот момент, никто не верил. Созданная на основе старой армии она нуждалась в реорганизации. С окончанием Гражданской войны в РСФСР, а впоследствии СССР (создан в 1924 году), наступило тяжёлое время. После нескольких лет ожесточённой внутренней войны страна лежала в развалинах, разруха коснулась всех сфер жизни, в том числе и армии.

Причины проведения реформ

Создание Красной Армии, современной, технически оснащённой и регулярной было первостепенной задачей для нового правительства, но было понятно, что для этого нужны были огромные финансовые средства, которых в стране просто не было.

Содержание огромной после военной армии тяжким бременем ложилось на разрушенное народное хозяйство молодого государства. К моменту окончания Гражданской войны Красная Армия насчитывала более 5 миллионов человек, и содержание такой махины для истощённой экономики было не под силу.

Первая реформа

По этому, в 1923-1925 годах была проведена первая военная реформа, призванная улучшить боевой элемент армии: её технические, мобилизационные, организационные возможности.

Сокращение численности армии

В рамках проводимой реформы Красной Армии последовательно за несколько лет, начиная с 1922 года, прошло масштабное сокращение численности РККА до 500000 человек. Был изменён призывной возраст, теперь он составлял 20 лет, а с 1925 г. увеличен да 21 года, Это сделало возможным высвобождение существенных резервов рабочей силы для экономики и значительно уменьшило затраты на содержание армии.

Красная армия. Изменение системы комплектации и подготовки

Плюсы и минусы новой системы комплектации

Такая система позволяла экономить значительные средства из военного бюджета, и освобождала для экономики значительные трудовые ресурсы, но отрицательно сказывалась на боевой подготовке военных Красной Армии. Однако значительная часть соединений приграничных округов, технических частей и флота была постоянно укомплектована вооружением и личным составом до штатного количества и находилась в сравнительно высокой степени боеготовности.

Проблемы проводимых реформ

Не смотря на то, что максимальное сокращение численности дало возможность найти средства для восстановления военной промышленности, ситуация с тыловым и социальным обеспечением для военнослужащих, требующих немалых затрат, которых у Советской России просто не было, была плачевной. Не хватало самого необходимого, денежное содержание было мизерным, стояла острая проблема с казарменным и жилым фондом.

Итоги первой реформы Красной Армии

По мере восстановления экономики улучшалось и социально-бытовое положение военнослужащих – уже к концу 20-х годов были повышены нормы денежного содержания красноармейцев, особенно командиров, улучшено вещевое довольствие и повышен продовольственный паёк, менялась к лучшему ситуация с жилым фондом для военнослужащих.

Так же были приняты меры для улучшения положения демобилизованных военных Красной Армии и их трудоустройству после службы в армии, налажено обеспечение пособиями инвалидов войн, принято особое положение о пенсионном обеспечении командного состава, принят Кодекс льгот для красноармейцев. Все принятые меры способствовали снижению социально-экономического напряжения в армии и флоте, повышению боеспособности армии и значительному повышению статуса военной службы.

Вторая реформа. Новая военная доктрина

Красная Армия нуждалась в новой военной доктрине. Вместе с возрастанием экономических потенциалов СССР, росли и его военно-технические возможности. Была пересмотрена военная доктрина, согласно новой концепции численность армии увеличивалась, ставка делалась на механизацию и моторизацию, качественное и количественное улучшение военной техники.

Образованны ранее отсутствующие рода войск, такие, как танковые, ВДВ, авиация, ПВО, инженерные, химические, военно-транспортные войска, войска связи. Происходит реорганизация артиллерийских частей – формируются зенитная, корпусная, противотанковая артиллерия, а так же артиллерийский резерв главного командования.

Реформы в командных органах

Органы управления и командования так же прошли реорганизацию для увеличения централизации и образования единоначалия. В 1934 году был упразднён РВСР, наркомат по военным и морским делам реорганизован в Народный комиссариат обороны. Происходит переименование штаба РККА в Генеральный штаб (1935 г.). В 1937 г. упраздняется Комиссия обороны, создаётся Комитет Обороны при СНК, в это же время появляется отдельный наркомат ВМФ.

При каждом наркомате выделялся ГВС (Главный военный совет). После рассмотрения всех версий формирования Красной Армии, было принято решение об отказе от территориальной системы и национальных формирований и о переходе к кадровой армии. В 1937 г. более 60% формирований стали кадровыми к 1939 году все территориальные дивизии были ликвидированы.

Военная подготовка

Военное образование

Если 1937 году в СССР было 48 училищ, готовящих военные кары, то уже 1939 их насчитывалось 80, в 1940 г. – 124, на начало 1941 г. – 203. Все военные училища были переведены на 2х летний срок обучения. На курсах ком.состава обучение длилось всего несколько месяцев. Все это сказывалось на уровне подготовки командиров.

Новая система учёта

Вместо устаревшей системы регистрации призывников по предприятиям вводилась система учёта в военкоматах по месту жительства. Все эти меры улучшили организационные и мобилизационные возможности Красной Армии. В случае военных конфликтов можно было довольно быстро поставить под ружьё большое количество военнослужащих.

Численность армии значительно возросла: в 1936 она составляла 1,1 млн. военнослужащих, 1939 – приблизительно 2 млн. человек, к 22.06.1941г. Красная Армия насчитывала 5,4 млн. военнослужащих. Имелось 303 дивизии различных родов войск, но к великому сожалению 40% из них пребывали в периоде формирования. Это негативно сказалось в момент нападения фашистской Германии на Советский Союз.

Значение реформ

В эти нелёгкие для страны годы, в полной экономической изоляции, невероятными усилиями выдающихся военных деятелей, всего народа, была сформирована новая армия, ставшая костяком Советской Армии. Было приложено невероятное количество сил, чтобы отразить любое нападение. Они не пропали даром, несмотря на то, что в первые годы войны Красная Армия, 100 лет которой отмечается в 2018 году, потерпела ряд сокрушительных ударов в начале Великой Отечественной войны, но смогла остановить врага и погнать его до самого Берлина.

Значение реформ, проведённых в период с 1920 по 1940 годы, трудно переоценить. Создание новой военной доктрины, над основными положениями которой работал ещё Михаил Фрунзе. Значение имела новая система учёта, позволившая в короткие сроки провести мобилизацию. Создание современных для того времени родов войск, организация конструкторских бюро, работающих над новыми видами вооружения, строительство новых военных заводов, позволило оснастить армию новейшим вооружением и победоносно завершить Отечественную войну.

Хочется ещё раз отметить, что Красная Армия была сформирована в 1918 году на основе старой армии России, которую покинули многие офицеры и генералы, создав новую Белую армию. Но в Красной Армии служило более 200 тысяч офицеров старой армии, пришедших служить добровольно и по проведённому в 1918 году призыву военных специалистов, которые приняли активное участие в её создании и реформировании. Часть их были не всегда обосновано сокращены или репрессированы, что, конечно же, сказалось в начале Отечественной войны.

Примером могут служить бывший полковник царской армии, впоследствии маршал СССР, руководитель Генерального штаба Борис Шапошников и бывший штабс-капитан царской армии, а в годы ВОВ руководитель Генерального штаба маршал Александр Василевский.

проведена в Красной Армии под руководством М. В. Фрунзе: армия сокращена до 560 тыс. человек, введено смешанное кадровое и территориально-милиционное устройство армии, централизованы органы управления, укреплено единоначалие, принят (1925) закон об обязательной военной службе.

в СССР. С окончанием гражд. войны и демобилизацией вооруж. сил возникла насущная необходимость разрешить ряд важнейших вопросов строительства Армии и Флота в мирных условиях: комплектования, прохождения службы, подготовки командного и политич. состава, боевой и политич. подготовки и воспитания личного состава и др. на основе обобщения опыта 1-й мировой и гражд. войн. Красная Армия находилась в тяжелом состоянии. Комиссия ЦК РКП(б) во главе с С. И. Гусевым, обследовавшая состояние Вооруж. Сил в нач. 1924, пришла к выводу, что "Красной Армии как организованной, обученной, политически воспитанной и обеспеченной мобилизационными запасами силы у нас в настоящее время нет. В настоящем виде Красная Армия небоеспособна". В февр. 1924 пленум ЦК РКП(б) принял решение о радикальном обновлении воен. руководства и проведении коренной воен. реформы. 25 марта 1924 был утвержден новый состав Реввоенсовета СССР (А. С. Бубнов, К. Е. Ворошилов, С. С. Каменев, Г. К. Орджоникидзе, Л. Д. Троцкий, И. С. Уншлихт, М. В. Фрунзе, Ш. З. Элиава и др.). Пред. РВС до 25 янв. 1925 был Троцкий, с 26 янв. 1925 - Фрунзе. Важнейшим элементом реформы явилось окончат. оформление и укрепление смешанной системы строительства Красной Армии (кадровая армия и терр.-милиционные формирования). Переход к смешанной системе, начатый уже в 1923, был продиктован сокращением численности Вооруж. Сил СССР до крайнего предела (562 тыс. ч.), обусловленным экономич. (острый недостаток средств) и политич. причинами. При этом армия не могла содержать необходимого числа воинских соединений и обеспечить казарменное обучение воен. делу всего годного призывного контингента. Создание терр.-милицион. частей было вынужденной мерой, к-рая, несмотря на серьезные недостатки (гл. обр. недостаточная боевая подготовка), являлась единств. возможным выходом из создавшегося положения и обеспечивала в осн. воен. подготовку военнообязанных при сравнительно небольших затратах. В 1925 из 77 пех. дивизий 46 являлись территориальными, в кавалерии - только 1 дивизия. Технич. рода войск оставались кадровыми.

В. р. успешно решила вопросы районирования терр. формирований, их комплектования, прохождения в них службы, обеспечения их постоянными наиболее квалифицированными кадрами командно-политич. состава, организации обучения и воспитания и т. д. Особое внимание было уделено обеспечению руководящей роли рабочего класса, Коммунистич. партии в терр. формированиях. В. р. привела к укреплению нац. формирований в Красной Армии, организация к-рых началась в 1923 по решению XII съезда РКП(б). Эти формирования увеличили мобилизац. возможности СССР и сыграли важную роль в укреплении дружбы народов, приобщив к делу защиты Родины все народы СССР. Нац., как и терр., формирования явились важной формой связи Сов. гос-ва с широкими массами трудящихся. В 1925 в нац. частях и соединениях находилось 10% личного состава Вооруж. Сил СССР.

В. р. перестроила и всю систему управления Вооруж. Силами. Функции всесторонней воен. подготовки страны к обороне были возложены на Штаб РККА, роль к-рого была резко усилена. Строительство, комплектование и устройство быта Вооруж. Сил были переданы вновь созданному Гл. управлению РККА. Было перестроено руководство технич. войсками: в строевом отношении они были подчинены соответствующим управлениям, а в отношении снабжения - нач. снабжения РККА. Коренному пересмотру подверглись принципы и методы работы центр. воен. аппарата и руководства его войсками. Была объявлена решительная борьба с канцелярско-бумажным методом руководства, резко сокращена бумажная отчетность, переписка, усилено живое общение с войсками. Одновременно было проведено резкое сокращение численности центр. аппарата и улучшение его состава. Были устранены политически ненадежные, консервативные, в воен. отношении отсталые элементы. На их место были выдвинуты молодые кадры из рабочих и крестьян, прошедшие школу гражданской войны, воспитанные Коммунистич. партией. Был реорганизован и укреплен окружной и местный воен. аппарат. Губернские и соответствующие им по правам воен. комиссариаты были реорганизованы в терр. управления, на к-рые возложено выполнение функций воен. отделов соответствующих Исполкомов Советов. Уездные и соответствующие им воен. комиссариаты были сохранены в качестве осн. учетно-мобилизац. аппаратов на правах отделов уездных и соответствующих им Исполнит. комитетов Советов.

В годы В. р. была подвергнута коренной реорганизации организационно-штатная структура Сов. Вооруж. Сил. В результате этой реорганизации была ликвидирована многотипность штатов соединений и созданы единые организац. формы, повышена мобилизац. готовность Вооруж. Сил, усилена их технич. оснащенность и боеспособность. Численность армии была к 1 окт. 1924 сокращена до 530 тыс. за счет ликвидации многочисл. излишних тыловых учреждений.

В. р. была решена одна из важнейших и сложнейших задач - качеств. усиление состава и коренное улучшение системы подготовки и совершенствования командных кадров Вооруж. Сил, что позволило в 1925 перейти к единоначалию, как организационно наиболее целесообразной форме руководства Красной Армией.

Одновременно была проделана большая работа по укреплению парт.-политич. органов и улучшению всей парт.-политич. работы в армии и флоте, укреплена система и организация обучения и воспитания личного состава Вооруж. Сил, внедрены в армию совр. уставы и наставления, разработанные на основе сов. воен. науки, на опыте прошедших войн, укреплена дисциплина и организованность. Была реорганизована система снабжения Вооруж. Сил в соответствии с новыми условиями хоз. развития страны.

Смешанная система строительства Вооруженных Сил существовала в СССР до сер. 30-х гг. В связи с нараставшей угрозой военной опасности и ростом армий империалистич. гос-в необходимо было повысить боеготовность Вооруженных Сил. Терр.-милиционная система уже не соответствовала новым условиям развития Сов. гос-ва. Поэтому по инициативе ЦК в 1935-38 терр.-милиционные формирования были упразднены и вся армия переведена на кадровое положение.

После окончания Гражданской войны армия и флот были переве­дены на мирное положение. После демобилизации численность Во­оруженных сил была сокращена с 5,5 млн в конце 1920 г. до 562 тыс. к лету 1924 г. Реорганизован и сокращен аппарат военного управ­ления применительно к мирным условиям. Упразднены должность Главнокомандующего и Полевой штаб РККА.

6 марта 1924 г. ЦК РКП (б) утвердил План мероприятий по корен­ному улучшению положения Красной Армии, разработанный воен­ной комиссией ЦК совместно с Реввоенсоветом СССР.

Основными задачами военной реформы были: оптимизация орга­низации вооруженных сил; реорганизация управленческого аппарата; переход к единоначалию; совершенствование системы призыва, под­готовки приписного состава и командных кадров; создание правовой базы военной службы; развитие национального военного строитель­ства; техническое оснащение вооруженных сил.

Вооруженные силы перестраивались на основе смешанной систе­мы устройства: сочетание регулярных частей и соединений и терри­ториально-милиционных формирований.

Основным административным органом стало Главное управление РККА. Штаб РККА стал разрабатывать стратегические вопросы обо­роны страны. Создан Инспекторат РККА, который ведал вопросами боевой подготовки войск. Политическое управление РККА руководи­ло всей партийно-политической работой в армии и на флоте. В 1924 г. в военных округах и армиях были созданы реввоенсоветы как колле­гиальные органы управления. РВС и им соответствующие командую­щие подчинялись непосредственно РВС СССР — высшему военному органу управления.

В 1925 г. было принято решение о введении единоначалия в РККА. Оно вводилось в двух формах. Полное единоначалие — в частях, где командир был членом партии, в этих частях назначался помощник по политической части. Неполное единоначалие предполагало нали­чие комиссара, который отвечал за партийную и политическую рабо­ту и помогал командиру в боевой подготовке.

В январе 1925 г. были реорганизованы местные органы военного управления — были учреждены корпусные, дивизионные и губерн­ские территориальные управления (на правах отделов исполкомов), подчинявшиеся непосредственно командующему военным округом. Территориально-милиционные формирования создавались в соот­ветствии с административным делением страны, главным образом в войсках, не имевших на вооружении сложной боевой техники. На­пример, стрелковая дивизия, как правило, формировалась в пределах области, полк — района, рота — населенного пункта (села). Они име­ли 16-20% кадрового состава, а остальной переменный состав наби­рался из приписанного к ним местного населения.

С целью подготовки командных кадров в стране были созданы: полковые школы для подготовки младших специалистов; военные школы для подготовки военных специалистов среднего звена; курсы переподготовки и усовершенствования; военные академии и военные факультеты при гражданских вузах; высшие курсы усовершенствова­ния специалистов после окончания ими академий.

Воинская обязанность распространялась на мужчин рабоче-кре­стьянского происхождения с 19 до 40 лет. Она состояла из: допри­зывной подготовки всех граждан с 19 лет до 21 года; действительной военной службы сроком 5 лет, состояния в запасе до 40 лет. Действи­тельная служба проходила: в кадровых частях; в переменном составе территориальных формирований; вневойсковым порядком.

Национальное военное строительство имело своей целью привле­чение всех народов СССР к участию в обороне. Был разработан пя­тилетний план национального строительства Красной Армии, в со­ответствии с которым создавались национальные формирования и привлекались на военную службу народы, на которые ранее не рас­пространялась воинская повинность.

Читайте также: