Виды экстремальных ситуаций в природе кратко

Обновлено: 02.07.2024

Экстремальные ситуации — те, что выходят за границы нормального существования и имеющегося жизненного опыта, связаны с непосредственной угрозой для здоровья и жизни человека, требуют от него принятия ответственных решений в ограниченный промежуток времени.

Отличительной особенностью их является исключительная опасность происходящих событий, которые ставят человека на грань выживания и приводят к пороговому уровню адаптации. Ему приходится взаимодействовать со сверхсложной обстановкой в условиях стресса и ограниченности информации, невозможности спрогнозировать развитие событий.

Все экстремальные ситуации, включая вооруженные конфликты, кризисы, аварии и катастрофы, стихийные бедствия имеют ряд общих признаков:

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

  1. Неожиданное наступление, требующее спецподготовки по поведению в экстремальной ситуации.
  2. Резкое нарушение допустимых границ приемлемого существования человека с реальной угрозой для его жизни и здоровья.
  3. Огромное количество возникших одновременно противоречивых проблем, которые необходимо оперативно решить.
  4. Отсутствие готовых решений в условиях резко ограниченного времени.
  5. Постоянно нарастающие изменения в окружающих условиях и обстановке.
  6. Прогрессирование уровня сложности ситуации в связи с меняющимися состояниями и появлением новых противоречивых условий.
  7. Нестабильность ситуации, близость к порогу критичности.
  8. Появление новых угроз для жизни и здоровья в связи с прогрессирующими изменениями (технические сбои в работе систем, гибель людей).
  9. Нарастание неопределенности в отношении вновь появившихся условий и состояний из-за их случайности, невозможности их предвидеть и исследовать.
  10. Постоянно растущая стрессовая напряженность участников в процессе реакции на происходящее.

Экстремальная ситуация заставляет индивида пережить сильнейший стресс и бороться за свое существование и жизнь попавших в беду людей.

Нахождение в ситуации неопределенности и непредсказуемости выявляет скрытый потенциал человеческих возможностей, включает процесс трансформации личности, стимулируя его духовное развитие (поиск смысла происходящего) и проявление морально-нравственных качеств (поддержка и помощь остальным участникам).

Экстремальное событие и экстремальная ситуация

В психологии близким по смыслу к экстремальной ситуации является понятие экстремального события. Оно трактуется как крайне редкое и исключительное, не имеющее системного характера. Оказывает на индивида значительное психологическое влияние и имеет для него значимые социальные последствия.

Эти два понятия имеют как общие черты, так и отличия. Основные отличия экстремального события от ситуации:

Среди объединяющих их характеристик можно отметить:

  • внезапность случившегося;
  • невозможность спрогнозировать, предсказать дальнейшее развитие;
  • глобальный масштаб;
  • эмоциональное и психологическое потрясение участников;
  • способность трансформировать личность (менять мировоззрение, духовные установки);
  • экстремальное событие может стать толчком к развитию экстремальной ситуации.

Виды экстремальных ситуаций

Все экстремальные ситуации можно классифицировать по ряду признаков:

  1. По источнику их возникновения (бытовые, социальные, природные, техногенные). К бытовым относятся взрывы газа, пожары локального масштаба по причине халатного обращения с бытовыми приборами. К социальным можно отнести массовые беспорядки, голодовки, террористические и другие акты массового насилия, включая военные конфликты и криминальные ситуации. Природные возникают из-за стихийных бедствий (лесные пожары, наводнения, цунами, торнадо, смерчи, землетрясения). Техногенные связаны с авариями и катастрофами на промышленных, производственных сооружения (взрывы на атомных электростанциях, аварии на очистных сооружениях, транспортные катастрофы, завалы в шахтах, обрушение конструкций).
  2. По характеру преднамеренности могут быть непреднамеренными (техногенные катастрофы, стихийные бедствия) и умышленными (терроризм, все виды военных, социальных, национальных конфликтов).
  3. По масштабу распространения их делят на трансграничные, государственные, федеральные, региональные, местные, объектовые локальные.
  4. По скорости распространения подразделяются на медленные и распространяющиеся со средней скоростью (постепенное ухудшение экологической обстановки, природные пожары, затопления), быстрые и стремительные (военные конфликты, землетрясения, ураганы и др. стихийные бедствия), взрывные (техногенные катастрофы).
  5. По продолжительности бывают затяжные (последствия экологических катастроф) и краткосрочные.
  6. По периоду ликвидации ущерба выделяют оперативные, стратегические, с локальными последствиями либо катастрофическими.
  7. По видам последствий (ущерб прямого или косвенного типа, с наличием человеческих жертв или нет);
  8. По размеру материального ущерба. Здесь выделяют сумму прямого ущерба и затраты на проведение спасательных и аварийных работ, мероприятий по эвакуации, ликвидации последствий, а также сумму косвенного ущерба.

В отдельную категорию обычно выводят экстремальные ситуации, связанные с опасными видами спорта (гонки на больших скоростях, подводное плавание, занятия спелеологией и альпинизмом). В отличие от остальных случаев, здесь обычно присутствуют элементы прогнозирования, можно заранее предусмотреть возможность экстремальной ситуации и разработать план по проведению спасательных работ.

По этому же принципу иногда рассматривают отдельно все ситуации, имеющие отношения к военным действиям. Приведенная классификация основана на характеристиках самой ситуации (источник возникновения, скорость распространения, масштаб, ущерб), что является необходимым для определения способа ликвидации ситуации и помощи пострадавшим.

Ее можно дополнить важным пунктом — наличием человеческого фактора, который играет огромную роль в образовании экстремальной ситуации. Человек причастен ко всему, кроме разве что таких стихийных бедствий, как землетрясения, смерчи, цунами или упавший метеорит.

Склонность людей к агрессии, стремление к власти, безответственное отношение к должностным обязанностям, природным ресурсам приводят к развязыванию военных конфликтов, террористическим актам, техногенным катастрофам, к созданию предпосылок для распространения пожаров и наводнений, авариям на транспорте и в быту, несчастным случаям.

Способы борьбы с экстремальными ситуациями

Основная роль в борьбе с экстремальными ситуациями отводится сотрудникам органов министерства чрезвычайных ситуаций (МЧС), отвечающих за безопасность гражданского населения. Именно от их действий зависит успешность операций по спасению людей, природных и технических объектов. Задача рядовых граждан — правильное поведение при попадании в подобную ситуацию, чтобы облегчить спасателям их задачу.

Рассмотрим основные правила поведения в различных ситуациях.

Как себя вести, если оказался в заложниках

  1. Нельзя паниковать, пытаться сопротивляться или самостоятельно освободиться — это может вызвать агрессию террористов. Надо настроиться на ожидание спасения.
  2. Постараться успокоиться, думать об отвлеченном (решать в уме задачи, вспоминать песни, кинофильмы, тексты книг, сочинять стихи, произносить молитву и т.д.).
  3. Не раздражать террористов, не привлекать к себе их внимание, выполнять требования. Держаться вместе со всей группой.
  4. Экономить силы, так как воды и еды может долго не быть.
  5. Меньше двигаться для экономии расхода кислорода в душном помещении.
  6. Делать простые физические упражнения на напряжение и расслабление мышц спины, рук и ног.
  7. Даже если террористы не ведут себя агрессивно по отношению к заложникам, не надо пытаться им сочувствовать.
  8. В случае штурма здания бойцами спецназа стараться держаться как можно дальше от террористов, а также от дверных проходов и окон.
  9. При использовании свето-шумовых гранат лечь на пол лицом вниз, закрыть глаза, голову прикрыть руками. Ждать, когда спецназ выведет из здания. Не предпринимать самостоятельных попыток выбраться.
  10. После освобождения дать себя осмотреть медикам и психологам для получения квалифицированной помощи.

Как себя вести при пожаре

В квартире

В лесу

  1. Если оказались вблизи лесного пожара, быстро перемещаться перпендикулярно линии огня, стараясь выйти на просеку, дорогу, к водоему, в поле или на широкую поляну. Ближе к земле воздух менее задымлен, дышать желательно через ткань.
  2. Тушить пожар у земли можно затаптывая ногами, забрасывая огонь влажным грунтом, заливая водой или сбивая ветками с листьями. Торф тушат, заливая водой и перекапывая.

В торговом центре

  1. Идти по указателям к пожарному выходу, не подниматься наверх, не пользоваться лифтами, не закрываться в помещении, не открывать окна.
  2. Двигаться аккуратно, не создавая панику и толкучку. Сдерживать натиск толпы спиной, держа ее в напряжении. Слегка нагнуться вперед, руки согнуть в локтях, кулаки сжать. Детей держать впереди себя, малышей взять на руки.
  3. Не перемещаться в сторону дыма и огня. При задымлении эвакуационного пути перемещаться на четвереньках, так как ближе к полу меньше концентрация дыма. По возможности дышать через влажную повязку.

Как вести себя, оказавшись в воде

  1. При неумении плавать надо лечь на воду лицом вверх, широко раскинув руки, дышать глубже и реже. В таком же положении на спине можно отдыхать и умеющим плавать. Находясь в вертикальном положении делать ногами движения, как при езде на велосипеде, а руками шлепать по воде, перенося часть нагрузки на них. Второй прием — сгибать обе ноги в коленях, разводя их в стороны. При замерзании можно согреться, поочередно напрягая руки и ноги. Не умеющим плавать надо продержаться на поверхности воды до прихода помощи. Тем, кто умеет плавать, после отдыха продолжать плыть к берегу.
  2. При попадании в воронку надо нырнуть, набрав воздух в легкие. Затем резко оттолкнуться ногами и отпрыгнуть в сторону.
  3. Если уносит сильным течением, надо плыть не против него, а по диагонали в сторону берега. На море следует дождаться, пока течение ослабнет и после этого плыть параллельно берегу, пока не выберетесь из него.
  4. Если вы ждете помощи, находясь далеко от берега без спасательных средств, поищите, нет ли рядом каких-то плавающих предметов, за которые можно ухватиться.
  5. После того, как кинут спасательный круг, следует сначала продеть в него одну руку и голову, приподняв с одного края. Затем продеть вторую руку.

Как действовать при обрушении здания

Как действовать, оказавшись в завале

  1. Глубоко дышать, унять панику, внушая себе, что помощь придет, вас найдут и освободят.
  2. Внимательно осмотреться, при возможности перемещаться найти наиболее удобное место, поискать возможный путь к выходу.
  3. Проверить, нет ли рядом других людей (прислушаться, подать голос), определить свое местоположение (если это возможно).
  4. Стараться экономить энергию и силы.
  5. Поискать рядом или у себя предметы, с помощью которых можно сигнализировать звуком или светом, постучать по трубе, по стенкам для привлечения внимания.
  6. Пытаясь протиснуться через узкий лаз, расслабить мышцы и двигаться с прижатыми к телу локтями.

Как действовать во время урагана, смерча

  1. Если ураган застал в здании, необходимо отключить электроэнергию, перекрыть газ, закрыть окна, двери, чердачные помещения. Найти себе безопасное укрытие в кладовой, погребе, подвале, ванной или туалетной комнате, около внутренних стен, под столом, держась подальше от окон. В качестве источников света использовать фонарики и свечи.
  2. Если ураган или смерч застали на улице, следует держаться дальше от легких конструкций и всего, что может обрушиться, а также озер и рек. Для защиты от летящих обломков, могущих причинить повреждения, использовать листы фанеры, картонные коробки, ящики из пластика. По возможности укрыться в подвалах или иных укрытиях населенного пункта. Не заходить в поврежденные строения.
  3. При нахождении на открытой местности найти углубление (ров, канава, овраг, яма, дорожный кювет) и спрятаться в нем, плотно прижавшись к земле. Голову прикрывать ветками деревьев или одеждой. Ни в коем случае не оставаться в автомобиле.

Как вести себя при радиационной аварии

Существует три способа защиты от радиации:

  • ограничение времени пребывания на загрязненной территории;
  • удаление от радиоактивной местности на значительное расстояние;
  • обеспечение защиты с помощью экранирования излучения и индивидуальных средств.

В случае нахождения на местности, где произошла радиоактивная авария, надо соблюдать определенные правила:

Природа – в широком смысле – это все сущее, весь мир в многообразии его форм. По отношению к человеку природа – это совокупность естественных условий существования человеческого общества. Раньше проблема выживания в природных условиях перед человеком так остро не вставала. Добывая все необходимое для жизни, он был готов к единоборству с силами природы, которые намного превосходили его, так как с малых лет учился с помощью старших защищаться от них, и знать ее законы. Создавая искусственную среду обитания, человек изменял условия своей жизни, все более отдаляясь от существования в естественной природной среде. Однако, природа существует и человек вынужден взаимодействовать с ней. В силу незнания или слабого знания этой среды такое взаимодействие может привести к возникновению экстремальной ситуации.

Экстремальные ситуации в природе – это ситуации, которые могут возникнуть в результате взаимодействия человека с природной средой и представлять угрозу его жизни, здоровью или имуществу.

Например, всевозможные травмы, отравления растительными и животными ядами, поражение молниями, заражение природно-очаговыми заболеваниями, горная болезнь. Тепловые удары и переохлаждения, инфекционные болезни, потеря имущества во время переправы или пожар при неправильном обращении с костром и т.д.

Характер экстремальности той или иной ситуации определяется различными условиями.

Первое условие – это намерение.

Человек, стремящийся к рискованной работе или видам отдыха в природных условиях (геологи, геодезисты, охотники, туристы и т.п.) вероятнее попадет в экстремальную ситуацию, но имеет больше возможностей ее предвидеть и подготовиться к ней. Человек, в намерение которого не входит попадание в рискованное положение, более от этого застрахован, но при возникновении подобной ситуации будет чувствовать себя неуверенно, и такая ситуация может оказаться для него экстремальной.

Второе условие – подготовленность.

Подготовленность – это знания и опыт действий в той или иной возникшей ситуации. Однако, степень подготовленности не всегда совпадает с профессиональной подготовкой даже для людей, чья профессия связана с риском. Зачастую человек, считающий, что с ним ничего никогда не случится, в трудной ситуации вынужден на собственном опыте, методом проб и ошибок приходить к тому, что известно подготовленным людям и специалистам.

Третье условие – степень экстремальности.

Это значит, что одна и та же ситуация в зависимости от материальных (экипировка, снаряжение, наличие аварийных укладок) или особенностей климатогеографических условий (наличие водоисточников, возможность оборудовать укрытие, добыть пищу и т.п.) имеет различные последствия. Например, вынужденная посадка вертолета в пустыне будет более экстремальной, чем вынужденная посадка в тайге.

Как правило, степень экстремальности влияет на фактор жизненного времени, определяющий возможность выживания.

Следует отметить, что экстремальность ситуации носит личностный, индивидуальный характер. Люди по своему характеру имеют разный темперамент, это значит, что одна и та же ситуация будет восприниматься ими по-разному. Для одних она не несет экстремальности или воздействует на них в меньшей степени, для других – это угроза здоровью и даже жизни.

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что вероятность экстремума одной и той же ситуации для людей различных профессий и образа жизни существенно отличается. Для людей, чья профессия связана с деятельностью в природе (моряки, летчики, геологи, военные и т.п.), экстремальная ситуация может возникнуть чаще и риск больше, но, как правило, они лучше подготовлены к внешним неблагоприятным воздействиям природной среды, особенно, если работают в одной климатической зоне.

Наиболее характерными причинами возникновения экстремальных ситуаций при взаимодействии человека с природой являются:

– профессии, связанные с деятельностью в природе;

– смена климатогеографических условий;

– акклиматизация и реакклиматизация;

– резкая смена часовых поясов;

– воздействие внешних факторов на организм человека;

– подбор защитной одежды и экипировки;

– режим питания, питьевой режим;

– нарушение экологического равновесия в природе.

Экстремальные ситуации, связанные с профессией человека, возникают, когда человек вынужден находиться на значительном удалении от обжитого места. У таких людей (геологи, охотники и т.д.) вырабатываются определенные навыки выживания в ситуациях, которые оказались бы безвыходными для других. Но это не уменьшает риска в их профессии, так как существуют объективные предпосылки возникновения экстремальных ситуаций. Такими объективными предпосылками являются:

– резкое изменение внешних условий;

– отказ техники, оборудования, транспортных средств.

Смена климатогеографических условий чаще всего происходит с людьми, которые связаны с длительными командировками, с воинской службой, выбором места отдыха и другими причинами, вызывающими добровольную или вынужденную смену привычного места проживания или работы. Как правило, эти люди оказываются в условиях, непривычных для его организма или психики. Не для всякого организма эта смена может быть благоприятной и может быть причиной заболевания. Кроме того, изменения климатогеографических условий ведет к смене состава воды, воздуха к непривычной пище, особенностей природной флоры и фауны, к сложностям армейской службы и т.д.

Состояние изменившихся климатогеографических условий порождает необходимость перестройки организма к новым условиям, т.е. к акклиматизации, и в этом случае экстремальная ситуация переносится тяжелее, да и незнакомая местность усложняет процесс выживания.

Акклиматизация – это приспособление организма человека к новым климатогеографическим условиям.

Реакклиматизация –это обратный процесс, когда человек возвращается к первоначальным условиям своей жизни. Организм вынужден перестраиваться и этот процесс должен проходить постепенно. Нарушение правил акклиматизации как раз и создает предпосылку к возникновению экстремальной ситуации, т.е. к нарушениям функций организма. Переход к новым условиям должен быть постепенным во всем: одежде, еде, режиме работы и отдыха, питьевом режиме. Если он окажется резким (например, после перелета к месту службы, работы, отдыха) следует предусмотреть переход хотя бы в течение 1 – 2 дней.

К изменению температуры внешней среды необходимо приучать себя постепенно. В жару не следует быстро избавляться от одежды. Чаще всего это приводит к переохлаждению организма, тем более, если сопровождается обильным потреблением воды. В холод не следует торопиться проводить много времени на открытом воздухе, даже если есть теплая одежда. Нельзя забывать и о последствиях воздействия солнечной радиации и защите от нее. Загар полезен лишь в небольших дозах (защищает кожу от дальнейшего обгорания).

При смене климатогеографических условий необходимо проявлять осторожность при использовании питьевой воды и потреблении местной пищи. Это может вызвать желудочно-кишечные расстройства.

Период акклиматизации необходим не только при переходе к непривычным условиям жизни. Он обязателен и при переходе к обычным условиям, т.е. к реакклиматизации. Экстремальность акклиматизации и реакклиматизации зависят от возраста, состояния здоровья, физического развития человека. Тренированность, физическая выносливость, здоровье – одно из условий безопасности. Здоровому человеку легче переносить и смену климатогеографических условий и связанную с этим акклиматизацию, и резкие перепады температур и других изменений внешних условий, и неожиданные перегрузки.

В экстремальные ситуации, связанные с резким изменением часовых поясов, чаще всего попадают командировочные, отпускники и другие люди, преодолевающие большие расстояния на самолете в меридиональном направлении.

Учитывая особенности климата и погоды на той или иной территории, характер деятельности следует обратить особое внимание на подбор защитной одежды и экипировки. Одежда несет основную функцию – защитную. С помощью одежды мы защищаемся от воздействия природной среды и ее несоответствие сложившимся условиям, может стать причиной возникновения экстремальной ситуации. Всем ясно, что, собираясь в лес по грибы, ягоды и т.п., никто не наденет пляжный костюм и, наоборот, не пойдет на пляж в сапогах, штормовке и других видах одежды, предохраняющих от травм, укусов кровососущих и других обитателей леса. Соответственно, экипировка, т.е. необходимые принадлежности для определенной деятельности, будет резко отличаться. Нарушение этих правил может стать причиной возникновения экстремальной ситуации.

Важное значение для организма человека имеет соблюдение режима питания и питьевого режима в соответствии со сложившимися условиями.

Пища, её химический состав и энергетическая эффективность – это основной источник восполнения энергетических потерь организма в процессе его внутренней (обменной) и внешней (физическая и умственная) деятельности. Если энергетические потери организма не пополняются, то это приводит к истощению организма вплоть до дистрофии, но избыточное потребление пищи может привести к ожирению.

В условиях низких температур организм теряет большое количество энергии. Чтобы восполнить эти потери, пища должна быть высококалорийной, богатой белками, жирами и другими компонентами для быстрого восстановления растраченных организмом калорий.

В жарком климате пища должна быть менее калорийной, но более богатой солями, витаминами, минералами и т.д. Это связано с тем, что обильное потоотделение вымывает из организма эти, необходимые для обменных процессов в организме, вещества.

Вода играет важнейшую роль в жизнедеятельности организма человека. Она составляет 2/3 массы тела. Поэтому обеднение организма водой ведет к нарушению обменных процессов, резко снижается масса тела, уменьшается объем циркулирующей крови и она становится более вязкой. При этом увеличивается нагрузка на сердце, снижается секреция пищевых желез. Если потеря воды не превышает 5% массы тела, то, как правило, это проявляется чувством жажды – сигналом о начале обезвоживания организма. Других проявлений обезвоживания человек не замечает, хотя работоспособность заметно снижается. Обезвоживание свыше 10% вызывает глубокие расстройства органов и систем, что может явиться причиной их гибели.

В умеренном климате при незначительных физических нагрузках в организм должно поступать не менее 2–2,5 л жидкости. При средних и больших нагрузках – 3,5–5 л, соответственно. В жарком климате при значительных нагрузках потребление воды может достигать 10–15 л в сутки. Таким образом, несоблюдение режима питания и питьевого режима может привести к нарушениям функций организма и как следствие может стать причиной возникновения экстремальной ситуации.

В современных условиях на возникновение экстремальной ситуации стал оказывать влияние экологический фактор. Удовлетворяя свои биологические и социальные потребности в процессе труда, общения и отдыха, человек изменяет природу, изымая и используя необходимые для него природные ресурсы. Природа обладает способностью к самовосстановлению, но человечество не соотносит свои потребности и способы их удовлетворения с восстановительными возможностями биосферы. Количественный (за счет увеличения численности населения) и качественный рост потребностей приводит к нарушению экологического равновесия, которое, в свою очередь, изменяет условия существования человека в результате загрязнения окружающей среды и ее обеднения. Загрязнение среды часто является причиной серьезных заболеваний человека.

Приложение 2

ПРИРОДНЫЕ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ,
ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯИ ТЕРРИТОРИЙ
ОТ ИХ ПОСЛЕДСТВИЙ

Стихийные бедствия – это природные явления значительного масштаба, в результате которых возникает угроза жизни или здоровью людей, может произойти уничтожение материальных ценностей или будет нанесен вред окружающей природной среде.

Количество стихийных бедствий в мире удваивается каждые 10 лет. В период с 1950 по 2000 год количество катастрофических стихийных бедствий в мире выросло в 6 раз. По данным Комитета Красного Креста, стихийные бедствия унесли в двадцатом столетии 11 млн человеческих жизней.

Для России основными ЧС природного характера (стихийными бедствиями) являются наводнения, землетрясения, сильный ветер, циклоны, природные пожары, лавины, оползни, сели, экстремальные температуры воздуха, туман, гроза.

Экстремальная ситуация – это сочетание условий и обстоятельств, создающих определенную неблагоприятную или опасную обстановку, положение.

Совокупность экстремальных ситуаций можно разделить на несколько типов:

Кратко охарактеризуем экстремальные ситуации каждого типа .

Природные – обычно возникают в независимости от человека. Примерами таких ситуаций могут послужить землетрясения, наводнения, лесные пожары, человек, заблудившийся в лесу, в горах и т.п. В особую группу можно выделить ситуации, которые возникли по вине человека. Пример: экологическая катастрофа, возникшая в результате деятельности людей и оказывающая неблагоприятное влияние на них в зоне действия.

Социальные – это ситуации, возникновение которых связано главным образом с неблагоприятными социально-экономическими условиями. Примеры: нестабильность в обществе, потеря работы, жилья; когда человек становится жертвой преступления; ограничение или лишение свободы и т.д.

Внутриличностные – обусловлены сложностью и многогранностью личности, внутренними конфликтами и кризисами, последствиями неудовлетворенных желаний. Примерами могут быть: несчастная любовь, недовольство самим собой и т.п.

Конечно, это деление условно. Все три типа экстремальных ситуаций взаимосвязаны. И один тип ситуаций может явиться следствием другого. Например, потеря работы может повлечь неудовлетворенность собой (социальная – внутриличностная).

В данном случае эмоциональное возбуждение компенсировалось появлением сверхвозможностей. Но так происходит не всегда, а так как эмоциональное возбуждение должно быть скомпенсировано, то это происходит посредством плача, ярости, смеха и т.п. Однако арсенал используемых при этом средств достаточно скуден. Поэтому имеющееся напряжение может разрядиться в таких формах, как страх или паника, которые могут лишь усугубить положение. Для того чтобы избежать этого и найти наиболее оптимальный выход из экстремальной ситуации, обратимся к сущности тех процессов, которые порождает такая ситуация.

Чисто условно человека можно разделить на три уровня, как показано на рисунке: I – ментальный уровень, или интеллект, ум, сознание; II – эмоциональный уровень – сердце, чувства; III – физический уровень – действия, конечности.

Основываясь на описанных выше процессах, можно выделить наиболее рациональный выход из экстремальной ситуации:

1. Полное, по возможности, выключение эмоций.

2. Осознание ситуации (анализ).

3. Проигрывание возможных решений.

4. Принятие решений (выбор).

Полезные советы вожатому

Эти советы специалистов (работников службы спасения, виктимологов, криминологов, медиков разных специальностей) помогут вожатому:

- научиться самому не попадать в экстремальные ситуации, а при попадании – достойно выйти победителем;

- научить этому детей – своих воспитанников;

- оказавшись вместе с детьми в экстремальной ситуации (природной, социальной, внутриличностной), не растеряться, правильно повести себя и помочь детям выйти из этой ситуации без потерь, сохранив жизнь и здоровье.

Экстремальная ситуация – это сочетание условий и обстоятельств, создающих определенную неблагоприятную или опасную обстановку, положение.

Совокупность экстремальных ситуаций можно разделить на несколько типов:




Кратко охарактеризуем экстремальные ситуации каждого типа .

Природные – обычно возникают в независимости от человека. Примерами таких ситуаций могут послужить землетрясения, наводнения, лесные пожары, человек, заблудившийся в лесу, в горах и т.п. В особую группу можно выделить ситуации, которые возникли по вине человека. Пример: экологическая катастрофа, возникшая в результате деятельности людей и оказывающая неблагоприятное влияние на них в зоне действия.

Социальные – это ситуации, возникновение которых связано главным образом с неблагоприятными социально-экономическими условиями. Примеры: нестабильность в обществе, потеря работы, жилья; когда человек становится жертвой преступления; ограничение или лишение свободы и т.д.

Внутриличностные – обусловлены сложностью и многогранностью личности, внутренними конфликтами и кризисами, последствиями неудовлетворенных желаний. Примерами могут быть: несчастная любовь, недовольство самим собой и т.п.

Конечно, это деление условно. Все три типа экстремальных ситуаций взаимосвязаны. И один тип ситуаций может явиться следствием другого. Например, потеря работы может повлечь неудовлетворенность собой (социальная – внутриличностная).

В данном случае эмоциональное возбуждение компенсировалось появлением сверхвозможностей. Но так происходит не всегда, а так как эмоциональное возбуждение должно быть скомпенсировано, то это происходит посредством плача, ярости, смеха и т.п. Однако арсенал используемых при этом средств достаточно скуден. Поэтому имеющееся напряжение может разрядиться в таких формах, как страх или паника, которые могут лишь усугубить положение. Для того чтобы избежать этого и найти наиболее оптимальный выход из экстремальной ситуации, обратимся к сущности тех процессов, которые порождает такая ситуация.

Чисто условно человека можно разделить на три уровня, как показано на рисунке: I – ментальный уровень, или интеллект, ум, сознание; II – эмоциональный уровень – сердце, чувства; III – физический уровень – действия, конечности.

Основываясь на описанных выше процессах, можно выделить наиболее рациональный выход из экстремальной ситуации:

1. Полное, по возможности, выключение эмоций.

2. Осознание ситуации (анализ).

3. Проигрывание возможных решений.

4. Принятие решений (выбор).

Полезные советы вожатому

Эти советы специалистов (работников службы спасения, виктимологов, криминологов, медиков разных специальностей) помогут вожатому:

- научиться самому не попадать в экстремальные ситуации, а при попадании – достойно выйти победителем;

- научить этому детей – своих воспитанников;

- оказавшись вместе с детьми в экстремальной ситуации (природной, социальной, внутриличностной), не растеряться, правильно повести себя и помочь детям выйти из этой ситуации без потерь, сохранив жизнь и здоровье.

Постараться найти убежище от холода, жары, дождя или ветра.
Найти способ оповестить о себе: зажечь костер, повесить на дереве какую-либо вещь яркого цвета, подать сигнал SОS и т.д.
Экономно расходовать воду. Если ее нет или осталось мало, постараться найти источник.
Рассчитать запасы пищи и найти способ добыть ее.

Выживание в дикой природе / Разжигание огня

1. Разыщите сухой материал: сухую траву, солому, бересту, смолистые веточки сосны, щепки.
2. Подготовьте место для костра, обложите его с трех сторон камнями или толстыми ветками, оставив открытой подветренную сторону. Можно также разрезать ножом дерн и отвернуть его в обе стороны, чтобы вывороченная земля служила стенками, закрывающими кострище с трех сторон.
3. Заготовьте побольше дров.
4. Подожгите растопку. Раздуйте огонь и понемногу добавляйте в него ветки и сучья.
5. Для того, чтобы костер горел как можно дольше, уменьшите приток воздуха, обложив костер со всех сторон камнями или землей. Подложите в огонь медленно горящие толстые поленья.
6. Чтобы не замерзнуть ночью, неподалеку от костра надо сделать какое-либо заграждение: положить камни, толстое бревно и т.д. и ложиться спать между костром и этим заграждением, чтобы тепло не рассеивалось.
7. Не увлекайтесь слишком большим костром. Летом вокруг кострища оборвите траву, а еще лучше окопайте кострище.


Разведение огня без спичек. Способы:
1. Необходимо увеличительное стекло и солнечная погода. Можно использовать стекло от очков или фото-видео камеры. Готовим сухую ветошь, пух или траву, затем располагаем стекло так, чтобы солнечный луч усиливался и попадал на сушняк для распалки. На добычу огня таким способом может понадобиться много времени, возможно даже несколько часов.
2. Можно воспользоваться лезвием топора и кремнием. Ударяя вскользь кремнием о лезвие, мы получим искры, которые воспламенят заранее приготовленную ветошь (сушняк). Если кремния нет, можно поискать альтернативу в виде другого крепкого камня, с острыми краями.
3. Понадобится то, что есть в любом доме - марганцовка и глицерин. Насыпьте примерно 1 грамм растертого в мелкий порошок марганцовокислого калия (марганцовки). Затем капните на него 2-3 капли глицерина и быстро убирайте руку. Пройдет всего 2-3 секунды, и вы увидите, как вспыхнет огонь.

Выживание в дикой природе / Приготовление пищи на костре

1. Готовить еду следует на углях, а не в пламени.
2. Мясо и рыбу необходимо дольше варить, а не жарить, чтобы нейтрализовать яды и обезвредить бактерии.
3. При расстройстве желудка попытайтесь вызвать у себя рвоту, засунув поглубже в рот два пальца. Кроме того, можно растолочь и проглотить немного угля или мела (одна или две столовые ложки порошка), запив это большим количеством воды.

Выживание в дикой природе / Очистка питьевой воды

1. Грязную воду необходимо профильтровать через любую плотную ткань.
2. Положить на нее песок, измельченный древесный уголь и мелкие камешки, проделать снизу отверстия и пропустить через сделанный вами фильтр воду.
3. Профильтрованную воду следует прокипятить в течение 10 минут.

Выживание в дикой природе / Съедобные растения

1. Нельзя употреблять в пищу все подряд растения, многие из них ядовиты.
2. Используйте только те растения, которые ВЫ знаете.
3. Не ешьте грибы.
4. Если вы сомневаетесь, съедобно растение или нет, выдавите из его листа сок. Сок молочного цвета говорит о том, что растение ядовито. (Исключение составляет только одуванчик. В частности, он помогает при поносах).
5. Потрите губы соком растения и положите маленький кусочек листа на кончик языка. Если в течение 4-5 минут появится ощущение жжения или горечи, это растение не годится в пищу.

Выживание в дикой природе / Если вы заблудились

1. Немедленно остановитесь и попытайтесь выяснить, где вы находитесь, оценив ситуацию.
2. Подсчитайте время, которое вы провели под землей, и прикиньте, сколько времени вам потребуется, чтобы выйти наружу.
3. Пометьте место, где вы находитесь (пирамидкой из камней либо знаком на стене).
4. Попробуйте найти выход. По дороге почаще оглядывайтесь назад, запоминая вид коридоров: с разных точек они выглядят иначе.
5. Отмечайте свой путь пирамидками из камней или знаками на стене.
6. Почаще отдыхайте, чтобы сберечь энергию. Выключайте освещение во время отдыха. Исследуйте каждый коридор: даже в лабиринте можно найти выход.
Если вы застряли в узком проходе, расслабьтесь: напряжение мышц и прерывистое дыхание увеличивают объем тела. Выползайте, работая всем телом.

Если вы заблудились средь бела дня

Если у вас есть карта, достаньте ее и попытайтесь разобраться, где вы оказались.
1. Осмотритесь, не попадутся ли вам на глаза ориентиры, обозначенные на карте.
2. Найдите на карте то место, в котором у вас еще не было проблем с ориентировкой, и попытайтесь проследить свой путь от него, вспоминая строения, ручьи и прочие ориентиры, мимо которых вы проходили.
3. Определив свое положение на карте и совместив его с ориентирами, изображенными на ней, решите, в каком направлении вам лучше идти, чтобы скорее выйти на дорогу или к какому-нибудь населенному пункту.
4. Постарайтесь выбрать такой путь, на котором вам не преградит дорогу река или возвышение, которое придется обходить.
В пути обращайте внимание на ориентиры, расположенные справа и слева по курсу своего пути.

Если вы заблудились без карты

1. Прежде всего оглядитесь по сторонам: вдруг увидите что-нибудь, свидетельствующее о близости дороги (например, телеграфные столбы или какие-нибудь строения).
2. В противном случае постарайтесь вспомнить, как вернуться на дорогу, мимо которой вы недавно проходили, либо к какому-нибудь ориентиру (ручей, строение, холм и т.д.), от которого вы смогли бы выйти к дому.
3. Если в памяти ничего не всплывает, решите, в каком направлении следует идти, ориентируясь по солнцу. Вы знаете, что оно встает на востоке и садится на западе, а в полдень, соответственно, должно быть в южном направлении. Если же солнце скрыто облаками, о его местонахождении можно догадаться по любой слабой тени, падающей на какую-нибудь гладкую поверхность. Для этого возьмите перочинный ножик, поставьте его острием на ноготь большого пальца и поворачивайте лезвие до тех пор, пока не заметите падающую от него тень. Солнце будет в противоположном направлении.
4. Если у вас есть часы, то узнать, в какой стороне находится юг, еще проще. Держите часы так, чтобы часовая стрелка указывала на солнце. Разделите угол, образуемый между направлением на солнце и цифрой 12, пополам воображаемой линией - и вы узнаете, где юг. В 4 часа, например, эта линия пройдет через цифру 2.
5. Если солнце полностью скрыто облаками, вы можете получить приблизительное представление о том, где север, приглядываясь к стволам деревьев и большим камням. Поскольку мох лучше всего растет в тени, а в нашем полушарии затемнены именно северная и северо-восточная стороны деревьев и камней, следует ожидать, что здесь будет мох либо он будет гуще.

Если вы заблудились в плохую погоду

1. Если у вас есть снаряжение для холодной ночевки (пластиковый мешок, достаточно большой, чтобы влезть в него вместе со спальником), подумайте, не лучше ли остановиться и переждать плохую погоду.
2. Если у вас нет соответствующего снаряжения и вы находитесь на возвышенности, а погода все ухудшается, постарайтесь двигаться вниз по уклону, даже если это уводит вас в сторону от маршрута. Этого направления можно придерживаться, обращая внимание на то, куда бегут ручьи.
3. По дороге ищите тропинки, которые могли бы привести вас к какому-нибудь жилью.

Если вы заблудились в тумане

Если туман сгустился настолько, что вы ничего не видите на расстоянии десяти шагов, но у вас есть карта и компас, то:
1. Определите на карте свое местонахождение, решите, в каком направлении вам лучше идти, и, найдя на этой линии какой-нибудь заметный ориентир (например, скалу, большое дерево и т.д.), двигайтесь прямо на него;
2. добравшись до этого ориентира, с помощью компаса идите в этом же направлении;
3. повторяйте эту процедуру, пока не выберетесь из тумана. Если у вас нет карты и компаса, оставайтесь на месте, пока туман не рассеется.

Если вы заблудились ночью

1. Если на небе есть луна, то лунный свет, отражаясь от снега или стеблей травы, позволит вам ориентироваться в темноте и вы без труда доберетесь до дороги, а по ней до какого-нибудь жилья.
2. Кроме того, следите за звездами. Узнать, где север, можно, отыскав на небе Полярную звезду. На нее указывают две последние звезды ковша Большой Медведицы, в какую бы сторону ни была повернута его "ручка".
3. Если видимость очень плохая и вы находитесь в горах, то лучше всего остановиться и устроиться на ночлег в каком-нибудь укромном месте, забравшись в спальный мешок, если он у вас с собой.
4. Если вас целая группа, то, устраиваясь на ночлег, держитесь поближе друг к другу, чтобы не замерзнуть.

Выживание в дикой природе / Если потерялся ребенок

1. Маленький ребенок легко может потеряться. Поэтому, прибыв на место, где вы собираетесь остановиться, постарайтесь довести до его сознания, насколько опасно уходить из поля зрения родителей. Но на всякий случай укажите ему какой-нибудь хорошо видный отовсюду ориентир, к которому он должен идти, если заблудится.

2. Если же это все-таки случилось, быстро осмотрите место, где его видели в последний раз.

3. Если его там нет, идите к ориентиру, на который вы ему указали, располагаясь на отдых, и оставьте там кого-нибудь, прежде чем прочесывать всю местность.

Выживание в дикой природе / Ночь в палатке

1. Выбирайте для установки палатки твердое ровное место. Не ставьте ее слишком близко к воде и к засохшему руслу, на случай ливневого дождя.
2. Располагайте палатку так, чтобы ее вход оказался на подветренной стороне. Забивая в землю колышки, максимально натягивайте материал, ибо плохо натянутые палатки протекают даже при небольшом дожде.
3. На случай дождя выкопайте вокруг палатки канавку, в которую будет стекать вода.
4. На случай ветра укрепите колышки, положив на них тяжелые камни.
5. Старайтесь готовить пищу вне палатки. Но если из-за плохой погоды вы будете вынуждены делать это в палатке или рядом с ней, укрепите плитку или керосинку, чтобы она не могла перевернуться.
6. Регулярно проветривайте палатку. Если в плохую погоду вы решите готовить пищу в палатке, знайте, что огонь, горящий в замкнутом пространстве, очень быстро "выбирает" из него кислород. Заметив, что пламя из голубоватого становится желтым, а вы сами начинаете ощущать сонливость, немедленно выбирайтесь из палатки на свежий воздух.

Выживание в дикой природе / Пожар в палатке

1. Если палатка загорелась, немедленно выбирайтесь из нее, даже не пытаясь тушить огонь. Остерегайтесь частиц горящей материи: стряхивайте их с себя, если они падают сверху, и сбивайте пламя спальным мешком или одеждой. Они не пострадают, если действовать быстро.
2. Если в начале пожара вы находились в спальном мешке, не тратьте время на расстегивание молнии. Из спальника можно быстро выбраться, высвободившись из него сначала по пояс, а затем, встав на "мостик", просто стягивая его с себя.
3. Оказавшись снаружи, обрушьте колья палатки и попытайтесь затоптать пламя, если это еще возможно, либо оттащите палатку в сторону, вытряхнув из нее ваши пожитки. Постарайтесь, чтобы огонь не перекинулся на пенопласт, часто использующийся В качестве подстилки: при горении он выделяет ядовитые пары.
4. Если огонь слишком силен, оставьте палатку и все, что в ней есть, догорать.
5. Если ваша палатка загорелась из-за вспыхнувшей у входа керосинки, на которой что-нибудь варилось, отшвырните ее ударом ноги, прежде чем заниматься жилищем. Справившись с огнем в палатке, залейте водой и то место, куда вы отбросили керосинку, чтобы предотвратить лесной пожар.

Выживание в дикой природе / Промокшая палатка


1. Если палатка протекает сверху, попытайтесь найти дырки, сквозь которые проникает вода, и заклейте их пластырем или воском от свечи.
2. Если это не помогает, накройте вещи куском полиэтилена или непромокаемой курткой.
3. Берите с собой в поход пластиковый мешок, в который можно влезть вместе со спальником.
4. На случай промокания палатки снизу, через дно, сделайте настил из веток.

Читайте также: