Военная проза 50 60 годов кратко

Обновлено: 05.07.2024

Новая волна военной поэзии и прозы в конце 50 – начале 60-х годов (“лейтенантская” литература).

Подъем, расцвет военной прозы и поэзии в конце 50 – начале 60-х годов был связан с вхождением в литературу нового поколения поэтов и прозаиков. И это было начало 3-го этапа развития литературы о войне после 1-го (периода самой войны 1941-1945гг.) и 2-го (первого послевоенного десятилетия 1946-1955).

В конце 50-х – начале 60-х гг. очень ярко заявило о себе самое младшее поколение фронтовиков – тех молодых людей 1923-24 гг. рождения, кто попал на войну прямо со школьной скамьи, для кого война стала и первым испытанием, и главным делом всей жизни.

Но это поколение фронтовиков – самых молодых участников войны (из тех, кто уцелел) – за несколько послевоенных десятилетий создало большую и яркую литературу, в которой отразился их опыт военной и послевоенной жизни.

1. Усиление трагического начала

Осмысление войны как трагедии человека и народа – в эстетическом смысле – т.е. в формах трагического искусства, на языке эстетики трагического, все более глубоко пронизывает литературу о войне.

Бондарев предельно обостряет ситуацию. Два батальона пехоты с приданными им несколькими артиллерийскими орудиями переправляются на противоположный, занятый немцами берег Днепра и завязывают бой, чтобы дать возможность главным силам форсировать реку и начать мощное наступление. Батальоны дерутся в полной уверенности, что они начинают боевые действия на направлении главного удара. В этом убеждены и немцы, срочно стянувшие сюда большое количество сил и бросившие против форсировавших Днепр батальонов танки, артиллерию, самолеты.

Но наступления не будет. Вернее, оно будет, но не здесь, не на этом участке. Обстановка изменилась, и высшее командование приняло решение наносить главный удар в другом месте, и туда в срочном порядке перебрасывается дивизия полковника Иверзева, два батальона которой уже ведут бой на другой стороне Днепра. Не будет по этой причине и обещанной батальонам артиллерийской поддержки – артиллерия дивизии уходит вместе с ней.

2. Лирическое начало: герой и автор

Центральный герой всегда очень близок автору, во многом автобиографичен, но главное – ему передано авторское восприятие войны, авторский опыт и авторская оценка происходящего. Поэтому совершенно неважно, ведется ли повествование от третьего или от первого лица: сознание главного героя является организующим субъектным центром повествования.

Исторически значимые особенности творчества и общественно-политической деятельности писателей-фронтовиков. эволюция военной прозы в очерченный исторический период (50-е – 70-е гг. ХХ века). Изображение картин войны писателями "поколения лейтенантов".

Рубрика Литература
Вид дипломная работа
Язык русский
Дата добавления 26.05.2018
Размер файла 93,2 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

УЗБЕКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ МИРОВЫХ ЯЗЫКОВ

КАФЕДРА РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

на соискание степени бакалавра по направлению образования:

5120100 - Филология и обучение языкам (русский язык)

Тема войны в русской прозе в 50-70 годов XX века

Садыков Эльнар Рифкатович

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИТЕРАТУРЫ ПЕРИОДА II МИРОВОЙ ВОЙНЫ

1.1 ЛИТЕРАТУРА В ГОДЫ II МИРОВОЙ ВОЙНЫ

1.2 ПРОЗА О II МИРОВОЙ ВОЙНЫ

ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ

ГЛАВА 2. ВОЕННАЯ ТЕМАТИКА И ОПИСАНИЕ ВОЙНЫ В ТВОРЧЕСТВЕ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА

2.1 ОСОБЕННОСТИ ПРОБЛЕМАТИКИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ВОЕННОЙ ПРОЗЫ

(РОМАН Ю. БОНДАРЕВА «ГОРЯЧИЙ СНЕГ

(ПОВЕСТЬ «ПАСТУХ И ПАСТУШКА

ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

В ХХ веке Вторая мировая война стала самым крупным историческим событием, которое оставило неизгладимый и глубочайший след в памяти русского народа. Можно утверждать, что во второй половине двадцатого столетия прошедшая война стала главной и актуальной темой русской литературы.

Первое направление - произведения художественно-документальные, содержащие в себе публицистическую составляющую. Реальные исторические события, подвиги и примеры воинской самоотверженности солдат легли в основу произведений этого направления.

Второе направление - героико-эпическая проза. В ней был воспет подвиг советского народа и была сделана попытка осмысления масштабов происходивших событий.

Пиком расцвета литературы о войне явился вторая половина 50-х годов и 60-е годы ХХ века. В этот период развития русской литературы в нее пришли писатели-фронтовики, которые были непосредственными свидетелями и участниками войны.

Актуальность темы квалификационного исследования определяется тем, что такое эпохальное событие как II Мировая война остается по-прежнему острой исторически острой и вечно современной, вневременной темой. Это событие вызывает потребность формирования выверенных представлений о нравственно-этических и социальных ценностях общества, провоцирует постановку все новых и новых вопросов, обращенных в равной степени к прошлому и настоящему.

Цель нашей работы - выявить исторически значимые особенности творчества и общественно-политической деятельности писателей-фронтовиков.

Для достижения поставленной цели нами в ходе работы осуществляется комплексное решение следующих задач:

1. Изучить отдельные стороны эволюции военной прозы в очерченный исторический период (50-е - 70-е гг. ХХ века).

3. Произвести выборочный анализ произведений Ю. Бондарева и В.Астафьева с целью определения общих черт творчества писателей и общих черт изображения картин войны.

Предметом исследования является изображение войны в русской прозе 50-х - 70-х гг. ХХ века (на примере художественных произведений Ю.Бондарева и В.Астафьева).

Апробация работы. Основные положения нашей выпускной работы были апробированы в статье, опубликованной в сборнике:

Теоретическая значимость данной работы заключается в том, что на материале даются обобщения и выводы об эволюционных закономерностях восприятия и художественного отражения социально значимой темы - темы войны в сознании писателей одного поколения. Названные закономерности исследуются с разных позиций - с точки зрения изменений в области конкретной тематики и мировоззренческих установок.

Научная новизна данной работы состоит в комплексном взгляде на творчество и деятельности писателей-фронтовиков; в выявлении особенностей изображения войны в прозе Ю.Бондарева, В.Астафьева, К.Симонова; поиск общих черт влияния войны на всю писательскую деятельность в целом; отношение писателей к наиболее значимым событиям общественно-политической и литературной жизни.

Нами определены основные темы творчества писателей-фронтовиков; обозначены главные черты их творческого метода.

Структура работы обусловлена задачами, которые мы ставим перед собой. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИТЕРАТУРЫ ПЕРИОДА II МИРОВОЙ ВОЙНЫ

1.1 ЛИТЕРАТУРА В ГОДЫ II МИРОВОЙ ВОЙНЫ

С момента начала Великой Отечественной войны, неотрывной части продолжительной IIМировой войны, прошло более 70 лет; но по-прежнему жив в памяти народа великий подвиг миллионов солдат. Во многом это заслуга писателей, которые посвятили свои величайшие художественные произведения теме войны. Среди этих писателей - такие выдающиеся деятели литературы, как А.Твардовский, К.Симонов, В.Гроссман, В.Некрасов, Б.Васильев, В.Астафьев, Ю.Бондареви ряд других авторов. Пожалуй, трудно назвать писателя эпохи второй половины ХХ века, который бы не обращался в своём творчестве к теме Великой Отечественной войны. Но само освещение темы войны в военной прозе в разные моменты истории страны было достаточно различным, время диктовало выбор угла зрения, под которым рассматривались эти события.

В сороковые годы создаются преимущественно лирические произведения (К.Симонов, Б.Пастернак, О.Берггольц). Лирическим героем стихов становится простой человек, которому на войне недостает прежде всего семьи, любви, дома. Бурно развивается публицистика (И.Эренбург, К.Симонов). Все писатели в тот момент едины во мнении: главная задача - победа, главное чувство - ненависть к врагу. В этот период не возникает сомнений и просто нет времени для размышлений - всем понятно, кто свой, а кто враг, а потому в произведениях того периода практически нет полутонов, сомнений, сложностей.

Крупнейшие мастера слова - А.Н.Толстой, Л.Леонов, М.Шолохов - в годы войны стали и выдающимися публицистами. Особой популярностью на фронте и в тылу пользовалось яркое, темпераментное слово И.Эренбурга.
Искусство публицистики за четыре года прошло несколько основных этапов. Если в первые месяцы войны ей была присуща обнаженно-рационалистическая манера, зачастую отвлеченно-схематические способы изображения врага, то в начале 1942 года публицистика обогащается элементами психологического анализа Адамович А. Больше, чем литература. - М.: Литературное обозрение, 1995. - С.10. .

Следующий этап совпал с переломом в ходе войны, с необходимостью углубленного социально-политического рассмотрения фронта и тыла, выяснения коренных причин близящегося поражения фашизма и неотвратимости справедливого возмездия. Этими обстоятельствами вызвано обращение к таким жанрам, как памфлет и обозрение.

Публицистика военных лет - качественно иной, по сравнению с предшествующими периодами, этап развития этого боевого и действенного искусства. Глубочайший оптимизм, несокрушимая вера в победу - вот что поддерживало публицистов даже в самые трудные времена. Особую мощь их выступлениям придавало - впервые за много лет - обращение к истории, к национальным истокам патриотизма.

М.Шолохов, верный природе своего таланта, делает смелую попытку изображения Великой Отечественной войны как поистине народной эпопеи. Сам выбор главных героев, рядовых пехоты, - хлебороба Звягинцева, шахтера Лопахина, агронома Стрельцова - свидетельствуют о том, что писатель стремится показать различные слои общества, проследить, как всколыхнулось и грозно зашумело в годину суровых испытаний народное море.

Богат и многообразен духовно-нравственный мир шолоховских героев. Художник рисует широкие картины эпохи: горестные эпизоды отступлений, сцены яростных атак, взаимоотношения солдат и мирных жителей, короткие часы между боями. При этом прослеживается вся гамма человеческих переживаний - любовь и ненависть, строгость и нежность, улыбки и слезы, трагическое и комическое.

1.2 ПРОЗА О II МИРОВОЙ ВОЙНЫ

В русской военной прозе, посвященной Второй Мировой (Великой Отечественной) войне можно выделить два периода:

1) проза военных лет: рассказы, очерки, повести, написанные непосредственно во время военных действий, в короткие промежутки между наступлениями и отступлениями;

Схожие и ряд других вопросов, которые нередко возникали при более пристальном внимании к документам и воспоминаниям очевидцев, возникали чаще всего уже в некотором временном отдалении от военного времени.

Описанные выше два периода - весьма условное деление, потому что литературный процесс -явление порой противоречивое и парадоксальное, и осмысление темы войны в послевоенное время было сложнее, чем в период военных действий.

Великая Отечественная война отражена в русской литературе глубоко и всесторонне, во всех своих проявлениях: армия и тыл, партизанское движение и подполье; трагическое начало войны, отдельные битвы, героизм и предательство, величие и драматизм Победы. Авторы военной прозы, как правило,-фронтовики; в своих произведениях они опираются на реальные события, на свой собственный фронтовой опыт.

Опираясь на героические традиции классической русской литературы и литературы первой половины ХХ века, проза времен Великой Отечественной войны достигла больших творческих вершин. Для прозы военных лет характерно усиление романтических и лирических элементов, широкое использование художниками декламационных и песенных интонаций, ораторских оборотов, обращение к таким поэтическим средствам, как аллегория, символ, метафора.

Во второй половине 50-х годов начинается подлинный расцвет литературы о войне, что было обусловлено некоторым расширением границ дозволенного в ней, а также приходом в литературу целого ряда писателей-фронтовиков, живых свидетелей тех лет.

Рассказывая суровую правду о начале войны, К. Симонов одновременно показывает народное сопротивление врагу, изображая подвиг советских людей, вставших на защиту родины. Это и эпизодические персонажи (артиллеристы, не бросившие свою пушку, тащившие ее на руках от Бреста до Москвы; старик колхозник, ругавший отступающую армию, но с риском для жизни спасший у себя в доме раненую; капитан Иванов, собиравший испуганных солдат из разбитых частей и ведущий их в бой), и главные герои - Серпилин и Синцов.

Образ Васкова, по сути своей, восходит к лермонтовскому Максиму Максимычу- человеку, может быть, малообразованному, однако цельному, умудренному жизнью и наделенному благородным и добрым сердцем. Васков не разбирается в тонкостях мировой политики или фашистской идеологии, однако сердцем чувствует звериную сущность этой войны и ее причин и никакими высшими интересами не может оправдать гибель пяти девушек.

Проза о войне заняла особое место в развитии послевоенной литературы. Она стала не просто темой, а целым материком, где на специфическом жизненном материале находят свое решение едва ли не все идейные и эстетические проблемы современной жизни.

В этих повестях был сходный центральный герой — как правило молодой солдат или лейтенант, сверстник самих писателей. Все повести отличались максимальной концентрацией действия: один бой, одно подразделение, один плацдарм, одна нравственная ситуация. Такой узкий взгляд позволял контрастнее высветить драматические переживания человека, психологическую правду его поведения в условиях достоверно показанного фронтового быта.

Рядом с прозой психологического драматизма устойчиво развивалась порой в открытой полемике с ней эпическая проза. Произведения, нацеленные на широкий охват действительности, разделились по типу повествования на три группы.

Так проявлялись в приметных произведениях о войне важные идейно-стилевые процессы, среди которых можно выделить усиление интереса к судьбе простого человека, замедленность повествования, влечение к развитой гуманистической проблематике, к общим вопросам человеческого бытия. С некоторой долей условности можно прочертить такой пунктир движения военной прозы: в первые послевоенные годы — подвиг и герой, затем более объемное, тяготеющее к полноте изображение человека на войне, далее пристальный интерес к гуманистической проблематике, заложенной в формуле человек и война, и, наконец, человек против войны, в широком сопоставлении войны и мирного бытия.

Еще одним направлением прозы о войне стала документальная проза. Примечательно усиление интереса к таким документальным свидетельствам о судьбе человека и участи народа, которые по отдельности носили бы частный характер, но в своей совокупности создают живую картину.

Такая форма повествования давала возможность представителям документальной прозы поставить некоторые общие вопросы жизни. Перед нами не документально-публицистическая, а документально-философская проза. В ней главенствует не открытый публицистический пафос, а раздумья авторов, так много писавших о войне и так много думавших о природе мужества, о власти человека над своей судьбой.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Научная работа

Тема нравственного выбора

Автор работы

Руководитель работы

Нургалиева А. Ж., учитель русского языка и литературы

Цехмистренко Ю. В., учитель русского языка и литературы

Идет семьдесят первый год окончания Великой Отечественной войны, но писатели по-прежнему обращаются к военной теме. Появляются произведения, в которых по-новому осмысляются события тех лет. В современном литературоведении также не угасает интерес к военной прозе: исследователи интерпретируют произведения 1950-х-1960-х годов, обращаются к рассказам, повестям, романам, появившимся после перестройки.

Проза фронтового поколения (1950-е – середина 1980-х годов) – понятие неоднородное, оно включает, во-первых, собственно лейтенантскую прозу (конец 1950-х – начало 1960-х годов), которую можно рассматривать как течение внутри литературного направления; во-вторых, произведения, продолжающие традицию лейтенантской прозы (1970-е – середина 1980-х годов); в-третьих, произведения, находящиеся на границе направления.

В лейтенантской прозе (повести и романы В. Астафьева, Ю. Бондарева, Г. Бакланова, К. Воробьева, В. Быкова и др.), а также в продолжающей ее вектор развития прозе второй половины 1960-х – середины 1980-х гг. доминирует антивоенная традиция, державная в большинстве случаев функционирует в виде литературной полемики. В произведениях прослеживается конфликт антивоенной и державной линии. В прозе, находящейся на границе направления (С. Никитин, С. Баруздин), на первый план выходит державная традиция.

Новизна работы: заключается в том, что, несмотря на большое количество работ, написанных в период с конца 1960-х гг. по сегодняшний день, проза писателей фронтового поколения не была рассмотрена как единая художественная система, как направление, ориентированное на создание инвариантной концепции личности и мира, не были выяснены закономерности наследования традиций предшествующей литературы.

Результатом исследования должен стать поиск более эффективных форм и методов в работе с литературой о Великой Отечественной войне.

Задачи работы:

изучение процесса отражения морально-этических проблем в произведениях В. Быкова.

Теоретической основой послужили исследования таких авторов как:

А. Г. Бочаров, П. С. Выходцев, А. П. Скафтымов, Н. Л. Лейдерман, Б. А. Леонов и др.

В основу исследования положен комплексный подход, объединяющий историко-литературный, сравнительно-исторический метод.

Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

В русской военной прозе XX века можно выделить два периода:

1) проза военных лет: рассказы, очерки, повести, написанные непосредственно во время военных действий, вернее, в короткие промежутки между наступлениями и отступлениями;

2) послевоенная проза, в которой происходило осмысление многих больных вопросов [Цит. по: Кожинов, 2010, с. 102].

Эти произведения вызвали большой резонанс, споры: и резкое неприятие, и восторженное одобрение.

Подъем, расцвет военной прозы и поэзии в конце 50 – начале 60-х годов был связан с вхождением в литературу нового поколения поэтов и прозаиков. И это было начало 3-го этапа развития литературы о войне после 1-го (периода самой войны 1941-1945 гг.) и 2-го (первого послевоенного десятилетия 1946-1955).

В конце 50-х – начале 60-х гг. очень ярко заявило о себе самое младшее поколение фронтовиков – тех молодых людей 1923-24 гг. рождения, кто попал на войну прямо со школьной скамьи, для кого война стала и первым испытанием, и главным делом всей жизни. Это поколение фронтовиков – самых молодых участников войны (из тех, кто уцелел) – за несколько послевоенных десятилетий создало большую и яркую литературу, в которой отразился их опыт военной и послевоенной жизни. Они прожили на войне 3-4 года своей юности и прожили войной всю оставшуюся жизнь. Война осталась в сознании поэтов и прозаиков этого поколения и как самое страшное, и как самое яркое и святое время [Цит. по: Зельцер, 2010, с. 82].

Осмысление войны как трагедии человека и народа – в эстетическом смысле – т.е., в формах трагического искусства, на языке эстетики трагического, все более глубоко пронизывает литературу о войне.

С первых дней войны многие писатели стали корреспондентами газет и журналов, неоднократно выезжали на фронты, погружаясь в горячий, жгучий материал. Вдохновенно и с болью они рассказывали о героизме и страданиях нашего народа, о той исторической роли, которая выпала на его долю, о вкладе в общую – одну на всех – победу. Писатели стали осознавать свое творчество как общенародное дело, и это не могло не обогатить их, не сделать их произведения более глубокими, вызывающими ответный отклик у читателей [Цит. по: Кузьмичев, 2012, с. 106].

Советский писатель Константин Михайлович Симонов всегда был верен одной, главной теме своего творчества. Тема эта – мужество и героическое служение Родине. Образ войны постоянно присутствует в произведениях писателя как нечто реальное, чудовищное, что необходимо изучать, с чем нужно бороться, чтобы победить.

В образной форме показано, что Синцов и Артемьев не просто участники войны. Они ведут борьбу против нее самой, и в этом содержится глубокий смысл, так как, еще продолжая воевать, наша страна, уничтожая фашизм, вела борьбу за мир.

3.1. Отражение морально-этических проблем в произведениях В. Быкова

Василь (Василий) Владимирович Быков – советский и белорусский писатель, общественный деятель, участник Великой Отечественной войны.

Большинство произведений – повести, действие которых происходит во время Великой Отечественной войны и в которых показан нравственный выбор человека в наиболее драматичные моменты жизни.

Из внутренней логики развития фронтовой лирической повести выросли две новые тенденции. Одна – эта тенденция к исследованию нравственного размежевания людей в ситуации рокового испытания. Она лучше всего проявилась в творчестве Василя Быкова.

Война застала Василия Владимировича Быкова (1924-2003) на Украине: копал окопы, отступал с армией до Воронежа. Осенью 1941 года окончил Саратовское пехотное училище в звании младшего лейтенанта. Прошел всю войну командиром взвода.

В повести сталкиваются не представители двух разных миров, а люди одной страны. Герои повести – Сотников и Рыбак – в обычных условиях, возможно, и не проявили бы свою истинную натуру. Но во время войны Сотников с честью проходит через тяжелые испытания и принимает смерть, не отрекаясь от своих убеждений, а Рыбак перед лицом смерти меняет свои убеждения, предает Родину, спасая свою жизнь, которая после предательства теряет всякую цену. Он фактически становится врагом. Он уходит в мир иной, чуждый нам, где личное благополучие выше всего, где страх за свою жизнь заставляет убивать и предавать. Перед лицом смерти человек остается таким, каков он есть на самом деле. Здесь проверяется глубина его убеждений, его гражданская стойкость.

Что случилось с Рыбаком? Он не одолел судьбы запутавшегося на войне человека. Он искренне хотел повеситься. Но обстоятельства помешали, и остался шанс выжить. Вряд ли начальник полиции видел, что творится в душе этого человека. Писатель оставил ему возможность иного пути: продолжение борьбы с врагом, искупление вины перед народом. Но Рыбак выбрал путь предательства.

Произведение проникнуто раздумьями о жизни и смерти, о человеческом долге и гуманизме, которые не совместимы с любым проявлением эгоизма. Углубленный психологический анализ каждого поступка и жеста героя, мимолетной мысли или реплики – одно из самых сильных качеств этой повести.

(по результатам анкетирования учащихся 9-11 классов СШ №7 г. Костаная)

Какое представление о Великой Отечественной войне и о литературе, посвященной этому событию, имеют подростки в середине второго десятилетия XXI века?

В год 71-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941- 1945 гг. мы провели анкетирование среди учащихся 9-11 классов СШ №7 г. Костаная, что помогло выяснить какой след оставило это трагическое, героическое, но столь отдаленное во времени событие, в памяти сегодняшнего молодого поколения.

В исследовании приняли участие 100 школьников 15 – 18 лет. Мы предполагали, что для подрастающего поколения события Великой Отечественной войны всё ещё не потеряли своей значимости, но книги о Великой Отечественной войне подростки в основном читают по школьной программе, а фильмы о войне предпочитают книгам. (Приложение А)

Нашла подтверждение гипотеза, что книги о войне школьники читают, в основном, по школьной программе такие ответы дали 46% подростков из числа ответивших на вопрос. Хотя и личный выбор составляет 34%, а это немало, учитывая, что большая часть лучших художественных произведений о войне уже входят в школьную программу. 11% школьников признались, что книг о войне вообще не читают.

Причины, как правило, в эмоциональном восприятии таких книг. Дети так объясняют свое нежелание читать эти книги:

42% читающих школьников не назвали ни одной книги.

Все книги, занявшие высшие ступени читательского рейтинга, входят в школьную программу.

На вопрос о том, какие фильмы о ВОВ видели дали ответы 65% респондентов (книги назвали 43%).

Исследование позволило установить, что историческая память поколений не утрачена у большинства современных подростков. Школьники, в основном, знают историю своей страны и своей семьи Великой Отечественной.

О событиях тех лет дети предпочитают узнавать чаще из художественных фильмов, реже из художественной литературы, что вообще характерно для мировосприятия современного ребенка. Многие подростки боятся сильных эмоций, переживаний, поэтому не хотят читать книги о войне, смотреть фильмы, что тоже отличает современных детей от их сверстников прошлых лет. О проблеме нравственности на фронте знают большинство подростков. В основном, дети понимают, что возрождение фашизма, интолерантность могут иметь непоправимые последствия.

То есть, библиотеки и школы должны вести систематическую работу по воспитанию толерантности. Необходимо не ограничиваться кампанейскими мероприятиями, а систематически и целенаправленно работать и с патриотической тематикой, постоянно продвигать лучшие книги о Великой Отечественной и Второй мировой войне в детское чтение.

Приложение А

Анкета (для школьников 15 – 18 лет)

1. Что для тебя значит Великая Отечественная война?

-великий подвиг СССР

- просто далекое прошлое

- гордость за свой народ

- уважение к ныне живущим ветеранам и участникам войны

2. Воевал ли кто-нибудь из твоих прадедов или дедов?

3. Я читаю книги о Великой Отечественной войне

- только по школьной программе

- это мой личный выбор

- не читаю такие книги

4. Какая книга о ВОВ произвела на тебя особое впечатление? …………………………………………………………………… ……………………………………………………………………

6. Почему ты отметил именно этих героев?

8. Что такое нравственность?

9. Как ты считаешь, какой нравственной выбор стоял перед героями литературных произведений о ВОВ?

10. Что, по-твоему, нужно сделать, чтобы на Земле больше не было войны?

11. Сколько тебе лет?

П
риложение Б

Приложение В

Приложение Г

Приложение Д

Приложение Е

Приложение Ё

Великая Отечественная война явилась величайшим испытанием и проверкой всех сил народа, и эту проверку он выдержал с честью. Война была серьезнейшим испытанием и для советской литературы. В годы Великой Отечественной войны литература, обогащенная традициями советской литературы предшествующих периодов, не только сразу откликнулась на происходящие события, но и стала действенным оружием в борьбе с врагом.

Подъем, расцвет военной прозы и поэзии в конце 50 – начале 60-х годов был связан с вхождением в литературу нового поколения поэтов и прозаиков. И это было начало 3-го этапа развития литературы о войне после 1-го (периода самой войны 1941-1945 гг.) и 2-го (первого послевоенного десятилетия 1946-1955).

В конце 50-х – начале 60-х гг. очень ярко заявило о себе самое младшее поколение фронтовиков – тех молодых людей 1923-24 гг. рождения, кто попал на войну прямо со школьной скамьи, для кого война стала и первым испытанием, и главным делом всей жизни.

В военной прозе в 70-е годы возникает своеобразная жанровая разновидность романа – романа с параболической композицией, построенного на совмещении разных времен – современности и военного прошлого главных героев. При этом военное прошлое выступает как идеальное время, время идеальных отношений между людьми, которое служит мерой и критерием оценки безыдеальной, бездуховной современности.

Константин Симонов, создавая образ войны, использует разнообразные художественные средства. Этим достигается огромное эмоциональное воздействие на читателя.

Важным этапом в эволюции военной прозы был приход в литературу поколения лейтенантов: Г. Бакланова, Ю. Бондарева, В. Богомолова, В. Быкова, К. Воробьева.

Василь (Василий) Владимирович Быков – советский и белорусский писатель, общественный деятель, участник Великой Отечественной войны.

Анкетирование позволило установить, что историческая память поколений не утрачена у большинства современных подростков. Школьники, в основном, знают историю своей страны и своей семьи Великой Отечественной.

О событиях тех лет дети предпочитают узнавать чаще из художественных фильмов, реже из художественной литературы, что вообще характерно для мировосприятия современного ребенка. Многие подростки боятся сильных эмоций, переживаний, поэтому не хотят читать книги о войне, смотреть фильмы, что тоже отличает современных детей от их сверстников прошлых лет. О проблеме нравственности на фронте знают большинство подростков. В основном, дети понимают, что возрождение фашизма, интолерантность могут иметь непоправимые последствия.

Мы пришли к выводу, что библиотеки и школы должны вести систематическую работу по воспитанию толерантности. Необходимо не ограничиваться кампанейскими мероприятиями, а систематически и целенаправленно работать и с патриотической тематикой, постоянно продвигать лучшие книги о Великой Отечественной и Второй мировой войне в детское чтение.

Список использованной литературы

Быков, В. Собрание сочинений [Текст] / В. Быков. – М. : Молодая гвардия, 1985. – 600 с.

Журавлев, В. П. Русская литература XX в. [Текст] / В. П. Журавлев. – М. : Просвещение, 2013. – 384 с.

Зельцер, JI. Выразительный мир художественного произведения [Текст] / JI. Зельцер. – М. : Некоммерческая издательская группа Э. Ракитской (Эра), 2010. – 452 с.

Кожинов, В. Размышления о русской литературе [Текст] / В. Кожинов. – М. : Современник, 2010. – 526 с.

Кузьмичев, И. К. Жанры русской литературы военных лет (1941– 1945) [Текст] / И. К. Кузьмичев. – М. : Просвещение, 2012. – 500 с.

Ламзина, А. Введение в литературоведение [Текст] / А. Ламзина. – М. : Высшая школа, 2011. – 340 с.

Лосев, А. Ф. Форма. Стиль. Выражение [Текст] / А. Ф. Лосев. – М. : Терра, 2011. – 430 с.

Некрасов, В. Избранные произведения [Текст] / В. Некрасов. – М. : Государственное издательство художественной литературы, 1962. – 688 с.

Поспелов, Г. Н. Проблемы исторического развития литературы [Текст] / Г. Н. Поспелов. – М. : Просвещение, 2014. – 271 с.

Симонов, К. Избранное [Текст] / К. Симонов. – М. : Художественная литература, 1970. – 460 с.

Тычино, М. А. Современная белорусская проза о Великой Отечественной войне, в т.ч. о творчестве В. Быкова [Текст] / М. А. Тычино // Литература в школе. – 2014. – №6. – С.11.

Читайте также: