Внутриполитическая ситуация в индии кратко

Обновлено: 05.07.2024

В Индии вступило в силу решение об отмене статуса штата для спорного с Пакистаном региона Джамму и Кашмир. Теперь эти земли стали союзными территориями, что означает их передачу под прямое подчинение центральному правительству и утрату особого статуса. В Индии рассчитывают, что смена статуса поможет успешнее интегрировать регион, в котором преобладает мусульманское население, в состав страны. Однако эксперты предполагают, что обстановка ещё долго будет оставаться сложной. По мнению политологов, в сложившейся ситуации другие державы попытаются сгладить противоречия между Нью-Дели и Исламабадом.

В четверг, 31 октября, вступило в силу решение правительства Индии о ликвидации штатов Джамму и Кашмир. Вместо них появились две союзные территории: Джамму и Кашмир, а также Ладакх.

В частности, на утверждение законодательной ассамблеи Джамму и Кашмира направлялись все законы, которые принимал парламент страны. У штата также была собственная Конституция, и поэтому он мог без согласования с Нью-Дели принимать любые решения в сферах, не касающихся обороны, иностранных дел и связи.

Статья 370 была принята после Первой индо-пакистанской войны 1947—1948 годов, причиной которой стали разногласия между Нью-Дели и Исламабадом по поводу принадлежности Кашмира. Предполагалось, что особый статус этой территории позволит её населению, в большинстве своём мусульманскому, быстрее интегрироваться в состав Индии.

И вот в августе 2019 года индийское правительство отменило 370-ю статью Конституции — с отсрочкой вступления этого решения в силу до 31 октября, когда в стране отмечается День национального единства.

Отмену статьи 370 он сравнил с разрушением стены.

В Исламабаде, в свою очередь, крайне резко отреагировали на решение Нью-Дели.

Следует отметить, что этой осенью отношения двух стран снова обострились. В октябре индийские войска нанесли артиллерийские удары по лагерям боевиков, расположенным на подконтрольной Пакистану части Кашмира. По утверждению индийской стороны, это был ответ на обстрел с пакистанской территории, в результате которого погибли три человека: двое индийских военных и один мирный житель. Пакистан эти обвинения отрицает. Исламабад, со своей стороны, заявил, что Нью-Дели нарушил ранее взятые на себя обязательства по прекращению огня в зоне конфликта двух стран.

Ещё в августе Пакистан понизил уровень дипломатических отношений с Индией. Кроме того, глава МИД этой страны Мехмуд Куреши заявил о готовности обратиться в Международный суд ООН по поводу статуса Кашмира.

Однако эксперты считают, что, несмотря на всю остроту ситуации, любые усилия Пакистана в этом направлении, скорее всего, будут тщетными.

Вместе с тем Шаумян прогнозирует, что ситуация на союзных территориях ещё долго останется очень сложной. Она обращает внимание на высокую социальную напряжённость в Кашмире, бедность и тяжёлое экономическое положение, которое подпитывает радикализм.

По мнению политологов, последней каплей, побудившей власти Индии отменить 370-ю статью, стал теракт в феврале 2019 года, когда погибли 45 индийских военнослужащих.

Вооружённые силы Индии приведены в состояние повышенной боевой готовности на фоне намерений правительства страны ликвидировать особый.

По его мнению, к возможному обострению ситуации сейчас могут привести действия обеих сторон конфликта. Сергей Лунёв напоминает, что Пакистан уже более полувека ведёт информационную кампанию, обвиняя Индию в дискриминации мусульман Кашмира. И сейчас, с его точки зрения, она может принять более активный характер.

Эксперты также полагают, что в сложившейся ситуации другие державы будут пытаться сгладить противоречия между Индией и Пакистаном. Ведь обе страны обладают ядерным оружием, поэтому вооружённый конфликт между ними чреват масштабными негативными последствиями.


Особый статус проблемного штата: чем может грозить обострение отношений между Индией и Пакистаном

Пакистан после решения Индии упразднить особый автономный статус штата Джамму и Кашмир понизил уровень дипломатических отношений с.

Вместе с тем эксперты отмечают, что возможности зарубежных государств повлиять на отношения Индии и Пакистана в настоящее время ограничены. Прежде всего это объясняется специфической позицией Нью-Дели, основанной на принципах, которыми руководствуется страна во внешней политике.

Впрочем, по мнению Лунёва, и Пакистан также не спешит прислушиваться к мнению третьих стран.

Дели спасает своих граждан из зоны российской спецоперации

Прибывший из Украины в Нью-Дели индийский студент

Прибывший из Украины в Нью-Дели индийский студент

Фото: Anushree Fadnavis, Reuters

Прибывший из Украины в Нью-Дели индийский студент

Фото: Anushree Fadnavis, Reuters

Новые угрозы в области безопасности, вызванные эскалацией украинского кризиса, стали критическим испытанием для российско-индийского стратегического партнерства.

Подтверждением этого стал срочный телефонный разговор российского президента Владимира Путина и индийского премьера Нарендры Моди, о котором в среду вечером сообщила пресс-служба Кремля. Темой переговоров, инициированных Нью-Дели, стала критическая ситуация вокруг индийских студентов, оказавшихся в зоне боевых действий на Украине.

Несколькими часами ранее в среду секретарь Совета безопасности России Николай Патрушев провел срочный телефонный разговор с советником премьер-министра Индии по национальной безопасности Аджитом Довалом.

Проблему индийских граждан затронул на ежедневном брифинге в Москве и официальный представитель Минобороны РФ генерал-майор Игорь Конашенков. По его словам, украинские власти насильно удерживают в Харькове большую группу индийских студентов, не давая им покинуть украинскую территорию и выехать в Белгород и предлагая выезжать из страны через украинско-польскую границу, добираться до которой необходимо по территории активных боевых действий.

На этом фоне посол России в Индии Денис Алипов на брифинге для индийских СМИ ответил на наиболее чувствительные вопросы отношений Москвы и Нью-Дели в связи с российской спецоперацией на Украине, вызывающие все более неоднозначную реакцию индийских политиков, экспертов и СМИ.

Посол РФ в Индии затронул также обсуждаемый руководством России и Индии вопрос, связанный с ситуацией вокруг нескольких тысяч индийских студентов, находящихся в разных регионах Украины.

Ожидание нового раунда переговоров сопровождалось сражениями на фронте и в Генассамблее ООН

По словам главы индийской дипмиссии, эвакуацией индийцев из западных регионов Украины занимается индийское посольство в этой стране, осуществляющее контакты с властями соседних с Украиной Польши, Венгрии, Словакии и Румынии.

В целом же с 24 февраля Украину покинули более 13 тыс. индийских граждан, в основном студенты.

Вопрос о судьбе индийских граждан на Украине, общее число которых в момент начала российской спецоперации, по некоторым оценкам, составляло около 20 тыс. человек, в последние дни взорвал информационное пространство и стал предметом острой внутриполитической борьбы.

Страсти накалились в понедельник, когда член парламента от главной оппозиционной партии Конгресса и ее бывший лидер Рахул Ганди, дважды боровшийся за кресло премьера, разместил в Twitter видео, на котором вооруженные люди на украинско-польской границе избивают индийских граждан, не давая им пройти через пропускной пункт и покинуть страну.

В связи с трагическим инцидентом премьер-министр Нарендра Моди провел экстренное совещание с руководством МИДа, в ходе которого выразил соболезнования семье погибшего.

В свою очередь, первый замглавы МИД Индии Шри Харш Вардхан Шрингла вызвал послов России и Украины, потребовав принять срочные меры по обеспечению безопасности индийских граждан и их скорейшей эвакуации из зоны конфликта.

Что происходит после ввода войск России на Украину. День восьмой

«Гибель индийского студента в Харькове вызвала бурю возмущения в Индии, резко усилив давление на правительство Моди с требованием обеспечить безопасность граждан страны. Продолжающаяся спецоперация делает задачу индийской дипломатии все более сложной.

В своих заявлениях в Совбезе ООН Дели приходится отчаянно балансировать, учитывая развивающееся сотрудничество с Западом и привилегированное стратегическое партнерство с Россией.

В составе Британской империи Индияпредставляла собой целостную территорию, которой правил вице-король. Население ее быломногоэтническим и к тому же разных вероисповеданий. Крупнейшими религиознымигруппами были индуисты и мусульмане. Не было и административной единства.Полуостров Индостан был разделен на провинции, округа, княжества. Все этомешало сплочению населения.

Лидеры двух основных общин - индуистскийНациональный конгресс и Мусульманская лига сначала вместе выступали противколониальной зависимости, благодаря чему Индия получила статус доминиона.

Между тем выяснилось, чтоМусульманская лига стремится не только независимости, но и образования отдельной мусульманскойгосударства, в котором бы мусульмане имели надежные гарантии своего развития. В этомони нашли поддержку со стороны метрополии.

Между двумя религиозными группами и ихлидерами не было взаимопонимания. Когда Мусульманская лига согласилась принятьучастие во Временном правительстве, идею которого выдвинули англичане, то на это не пошелНациональный конгресс. И наоборот, когда по инициативе Национального конгрессабыли созвано Учредительное собрание, то Мусульманская лига бойкотировала выборы в них.Между индуистами и мусульманами время от времени вспыхивали стычки, прекратить которые,по мнению политиков в Англии и в самой Индии, можно было только территориальноразъединив враждующие стороны.

В августе 1947 г. Индия быларазделена на два государства - Индийский Союз и Пакистан. Индийский Союзохватывал большую часть полуострова. В Пакистан отошли провинции на запад ивосточнее Индии, тем самым оказались территориально разобщенными.

Образования двух государств не прекратилотрагедии Индостана. Начался обмен населением между двумя государствами. Переселениесопровождалось массовыми убийствами как с одной, так и с другой стороны. Ввзаимной резне погибло около 100 тыс. человек. Только жесткая позицияМахатмы Ганди, который объявил голодовку до тех пор пока не прекратитсярезня, а затем его убийство одним из индусских фанатиков прекратило пролитиякрови.

2. Развитие Республики Индия в 50-80-е годы ХХ в.

Первые шаги своего существованияРеспублика Индия начала по аграрной реформы. У помещиков было изъято тучасть их земель, которую они сдавали в аренду (примерно 60% владений). Этуземля была передана самим арендаторам. Из новых хозяйств за предоставленную землюгосударство получало налоги и из этих средств рассчитывалась с помещиками. Встране возник новый класс мелких крестьян-землевладельцев.

Джавахарлал Неру, который возглавлялправительство, находился под значительным влиянием социальных идей. Он добивался расширениягосударственного сектора в промышленности, планового развития экономики. Государственныйсектор создавался в тех отраслях, которые нуждались огромных вложений, которыебыли не в состоянии сделать отдельные частные собственники (в черной и цветнойметаллургии, машиностроении, нефтепереработке, химической промышленности,энергетике). Одновременно не оказывалось препятствий развития частного предпринимательства.

С трудом решалсянациональный вопрос. Территория Индии населена многими народами, различающиесякультурой, языком, религией. После провозглашения независимости страны они началиобразования административных единиц. В 1956 г. появилось 14 новых штатов и6 территорий, управляемых из центра. Однако и после этого продолжалась борьбаотдельных национальных групп за то, чтобы иметь свой собственный штат.

Кроме того, вИндии не было достигнуто общего согласия по вопросу о государственном языке. Такойпредлагалась язык хинди. Против выступили некоторые штаты, которые видели в этом дискриминациюдругих народов. Когда же звучали предложения оставить государственным язык английский, сэтим не соглашались национально-патриотические силы. Углубились противоречия и междуотдельными кастами. Высшие касты боролись между собой за власть. Низшие кастыдобивались для себя больше прав.


Политическая система в Индии менялась с течением времени, но в значительной степени базовая система всегда оставалась неизменной. В далеком прошлом и при индуистских, и при мусульманских правителях существовала абсолютная монархия. В прошлые века Слова Раджи или Бадшаха обычно были окончательными, и никто не осмеливался оспаривать приказы царя. Правитель имел своих министров, с которыми можно было советоваться, мнение приближенных людей позволяло принять правильное решение правителю.

Индийская политическая система

Довольно часто считается, что индийская политическая система, является копией британской политической системы, однако это не так. Система развивалась под влиянием восточных, западных, древних и современных индийских традиций и Британия, при всем уважении к ней, не имеет к этому никакого отношения.

Одной из наиболее заметных характеристик индийской политической системы как до, так и после обретения независимости было сочетание централизации. Как в древней, средневековой и современной Индии существовала концентрация власти, так и политическая система постепенно развивалась.

Раджи и цари были всемогущи и пользовались неограниченной властью, но в то же время они не вмешивались в дела деревни. После обретения независимости в соответствии с новой конституцией центральное правительство стало очень мощным, но все же упор все время делался на то, чтобы держаться подальше от деревенских дел и предоставлять значительную защиту простым жителям.

Мощная Бюрократия

В политической структуре правительства была та мощная бюрократия, которая не имела никаких контактов с массами. Она должна была быть политически нейтральной, а также требовала выполнения решений законодательного органа, который опять же ни в коей мере не являлся представительным органом.

Государственная система Индии основана на трех органах: исполнительной, законодательной и судебной власти. Но в целом бюрократия была очень мощной. Это был железный каркас работы правительства.

Политическая структура вплоть до 1947 года в Индии почти не менялась. Она в основном оставалась прежней и нетронутой. Колониальная система была руководящим принципом политического устройства, и основная структура новой конституции все же многое унаследовала из прошлого.


Роль кастовой системы

В Индии кастовая система имеет очень глубокие корни. На самом деле, трудно представить себе индийскую общественно-политическую систему и организацию без кастовой системы. Эта система, хотя и является пятном на честном имени индийского общества, однако, она очень поощряется Индийским правительством.

Касты были принудительно введены в политическую систему Индии так, что одна каста была вынуждена бороться против другой, и все общество разделилось, и не было единой политической оппозиции. Кастовая система очень сильно доминировала в политике и во многом продолжает преобладать в современной Индии.

Сегодня все кандидаты политических партий на выборах выдвигаются с учетом кастовой принадлежности. Таким образом, каста была и продолжает занимать очень важное положение в Индийской политической системе. Ни одна политическая партия не осмеливается выступать против кастовой значимости страны.

Особенности политической системы в Индии

Политическая система, как она сложилась в Британской Индии, была навязанной. В этом случае у индусов почти не было выбора. Они должны были принять то, что было дано им британским правительством. Народ имел весьма ограниченный выбор в отношении избрания своих собственных представителей, а выборные органы имеют весьма ограниченные полномочия. Бюрократия была очень сильной и мощной. Но политическая система в свободной Индии имеет свои особенности.

После обретения независимости в Индии долгое время существовала однопартийная доминирующая система. До 1967 года в Индии партия Конгресса была у власти, как в центре, так и в Штатах. Именно в этом году в результате народного протеста партия потеряла контроль в некоторых регионах, но была возвращена к власти в центре, хотя и с уменьшенным количеством голосов.

В 1971 году, когда вновь состоялись выборы, Конгресс был возвращен к власти, как в центре, так и во многих государствах. Партия была отстранена от должностных полномочий только в 1977-1979 годах, после отмены национального чрезвычайного положения, введенного в 1975 году, когда к власти пришла новообразованная партия – Джаната. Однако, в 1980 и 1984 годах, когда вновь состоялись выборы, Конгресс был возвращен.

В период, предшествовавший получению независимости, не было и речи о том, чтобы покинуть политическую партию. Однако после обретения независимости избранные представители народа в выборных органах меняли свою лояльность и выходили из партии, если они этого хотели. Это привело к политической нестабильности в стране и не только это, также данные события привели к обмену кроров рупий, генерирующих черные деньги. Хотя попытки сдержать дезертирство стали предприниматься еще в 1967 году, когда был создан Комитет Ю. Б. Чавана для изучения всего этого вопроса, тем не менее, дезертирство продолжает разъедать корни политической системы Индии.

Читайте также: