Макс фриш биография кратко

Обновлено: 02.05.2024

В 1960-е годы Фриш много путешествует, посещает Японию, США и другие страны. В 1972 году он поселяется в Берлине, а в начале 1980-х годов переселяется в США, где живёт в Нью-Йорке со своей спутницей жизни Элис Лок-Кэри, которой он посвящает часть своих дневников. Эти дневники, найденные в архивах его секретарши, будут опубликованы в марте 2010 года. В них содержатся размышления о жизни в США во время президентства Рональда Рейгана. [1]

Произведения

Романы

Дневники

Пьесы

Постановки

Экранизации

    / Странник / The Voyager. 1991. Режиссёр Фолькер Шлёндорфф.

Издания на русском языке

Примечания

Ссылки

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 15 мая 2011.

Унгаретти (1970) • Гарсиа Маркес (1972) • Понж (1974) • Бишоп (1976) • Милош (1978) • Шкворецкий (1980) • Пас (1982) • Хаавикко (1984) • Фриш (1986) • Рао (1988) • Транстрёмер (1990) • Кабрал де Мело Нето (1992) • Брейтуэйт (1994) • Джебар (1996) • Фарах (1998) • Малуф (2000) • Мутис (2002) • Загаевский (2004) • Алегрия (2006) • Грейс (2008) • До До (2010)

  • Персоналии по алфавиту
  • Писатели по алфавиту
  • Родившиеся 15 мая
  • Родившиеся в 1911 году
  • Родившиеся в Цюрихе
  • Умершие 4 апреля
  • Умершие в 1991 году
  • Умершие в Цюрихе
  • Командоры французского Ордена искусств и литературы
  • Писатели Швейцарии

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Фриш, Макс" в других словарях:

ФРИШ Макс — (р. 1911) швейцарский писатель. Пишет на немецком языке. В творчестве Фриша, отмеченном ярким экспериментаторством, критика конформистских, филистерских взглядов мещанина (пьесы Бидерман и поджигатели , поставлена 1958; Андорра , 1961),… … Большой Энциклопедический словарь

Фриш Макс — Макс Фриш Max Frisch Дата рождения: 15 мая 1911 Место рождения: Цюрих Дата смерти: 4 апреля 1991 Гражданство: Швейцария Род деятельности: романист, драматург … Википедия

ФРИШ Макс — Макс (1911–91), швейц. писатель. Писал на нем. яз. В романах, отмеченных ярким экспериментаторством,–столкновение нравств. ценностей с прагматизмом и технократией ( Homo Faber , 1957; Назову себя Гантенбайн , 1964; Человек появляется в… … Биографический словарь

Фриш М. — ФРИШ Макс (1911–91), швейц. писатель. Писал на нем. яз. В романах, отмеченных ярким экспериментаторством,–столкновение нравств. ценностей с прагматизмом и технократией ( Homo Faber , 1957; Назову себя Гантенбайн , 1964; Человек… … Биографический словарь

Макс Фриш — Max Frisch Дата рождения: 15 мая 1911 Место рождения: Цюрих Дата смерти: 4 апреля 1991 Гражданство: Швейцария Род деятельности: романист, драматург … Википедия

Фриш М. — Макс Фриш Max Frisch Дата рождения: 15 мая 1911 Место рождения: Цюрих Дата смерти: 4 апреля 1991 Гражданство: Швейцария Род деятельности: романист, драматург … Википедия

Фриш — Фриш (нем. Frisch) немецкая фамилия. Фриши дворянский род. Известные носители: Cyrus Frisch, avant garde filmmaker Карл фон Фриш (нем. Karl von Frisch, 1886 1982) австрийский этолог. Макс Фриш (нем. Max… … Википедия

Библиография

Романы и повести:

1934 — Jürg Reinhart
1937 — Antwort aus der Stille
1943 — Тяжелые люди, или J'adore ce qui me brûle / J’adore ce qui me brûle oder Die Schwierigen
1945 — Bin oder Die Reise nach Peking
1954 — Штиллер / Stiller
1957 — Homo Фабер / Homo faber
1964 — Назову себя Гантенбайн / Mein Name sei Gantenbein
1975 — Монток / Montauk
1979 — Человек появляется в эпоху Голоцена / Der Mensch erscheint im Holozän
1982 — Синяя борода / Blaubart

1940 — Листки из вещевого мешка / Blätter aus dem Brotsack
1947 — Дневник с Марион / Tagebuch mit Marion
1950 — Дневник 1946 — 1949 / Tagebuch 1946 — 1949
1972-1992 — Дневник 1966 — 1971 / Tagebuch 1966 — 1971

Романы и повести:

1934 — Jürg Reinhart
1937 — Antwort aus der Stille
1943 — Тяжелые люди, или J'adore ce qui me brûle / J’adore ce qui me brûle oder Die Schwierigen
1945 — Bin oder Die Reise nach Peking
1954 — Штиллер / Stiller
1957 — Homo Фабер / Homo faber
1964 — Назову себя Гантенбайн / Mein Name sei Gantenbein
1975 — Монток / Montauk
1979 — Человек появляется в эпоху Голоцена / Der Mensch erscheint im Holozän
1982 — Синяя борода / Blaubart

1940 — Листки из вещевого мешка / Blätter aus dem Brotsack
1947 — Дневник с Марион / Tagebuch mit Marion
1950 — Дневник 1946 — 1949 / Tagebuch 1946 — 1949
1972-1992 — Дневник 1966 — 1971 / Tagebuch 1966 — 1971

1944 — Санта Крус / Santa Cruz
1946 — Они опять поют / Nun singen sie wieder
1946 — Китайская стена / Die Chinesische Mauer
1949 — Когда окончилась война / Als der Krieg zu Ende war
1951 — Граф Эдерланд / Graf Öderland
1953 — Дон Жуан, или Любовь к геометрии / Don Juan oder Die Liebe zur Geometrie
1958 — Бидерман и поджигатели / Biedermann und die Brandstifter
1958 — Великая ярость Филиппа Хоца / Die große Wut des Philipp Hotz
1961 — Андорра / Andorra
1968 — Биография / Biografie: Ein Spiel
1978 — Триптих / Triptychon

Произведения
Тяжелые люди, или J’adore ce qui me brûle (J’adore ce qui me brûle oder Die Schwierigen), роман — 1943
Санта Крус (Santa Cruz) — 1944
Они опять поют — 1946
Китайская стена — 1946, второй вариант — 1955
Когда окончилась война — 1949
Граф Эдерланд — 1950, второй вариант -1956, третий вариант — 1961
Дон Жуан, или Любовь к геометрии (Don Juan oder die Liebe zur Geometrie), пьеса — 1953, второй вариант — 1962
Штиллер (Stiller), роман — 1954
Homo Faber (Homo faber), роман — 1957
Бидерман и поджигатели (Biedermann und die Brandstifter), пьеса — 1953, второй вариант — 1958
Андорра (Andorra), пьеса — 1961
Назову себя Гантенбайн (Mein Name sei Gantenbein) — 1964
Монток (Montauk) — 1975
Человек появляется в эпоху Голоцена (Der Mensch erscheint im Holozän) — 1979
Синяя борода (Blaubart) — 1982

Постановки
"Санта-Крус" в постановке "Другого театра"

Экранизации
Путешественник

Макс Фриш
(1911-1991)

Грузный человек в массивных очках наружностью напоминает одновременно римского патриция и содержателя гамбургской "бирштубе", но профиль у него, как у индейского вождя, а в светлых глазах навсегда застыло выражение грустноватого веселья. Макс Фриш, один из крупнейших немецкоязычных прозаиков ХХ века. Почему "язычных"? Потому что он швейцарец. География немецкого языка шире германских границ. В стране сыров, часов, шоколада и анонимных банковских счетов находили приют многие мастера слова. В италоязычном Тессине всю жизнь прожил Герман Гессе. В Цюрихе долго обитал ирландец Джойс. Во франкоязычном Монтре дожил последние годы русский американец Набоков.

Фриш позволил себе родиться в Швейцарии. Но почти во всех его книгах место действия условно, родина упоминается мимоходом. Фриш не раз говорил: Швейцария – слишком спокойная и добропорядочная страна, чтобы быть интересной писателю, а немецкий язык в быту для швейцарца – все равно что латынь для средневекового парижанина. "Штиллер" (1954) – роман о человеке, который не хочет быть самим собой. "Homo Фабер" (1957) – роман о человеке, который хочет играть роль стандартного типажа, настолько он утомлен "индивидуальностями". "Назову себя Гантенбайн" (1964) – роман о мнимом слепце, который уже и видеть этот мир не хочет, но видит – и никому об этом не говорит.

После романов были еще повести "Монток", "Человек появляется в эпоху голоцена", "Синяя Борода". До романов была знаменитая пьеса "Дон Жуан, или Любовь к геометрии" и не менее знаменитый дневник "Листки из вещмешка". Поздний Фриш совершенно бессюжетен и бесфабулен, его проза с виду напоминает отрывочные записи – но в этих записях чувствуется железная рука драматурга, ставшего прозаиком, дабы исключить театральное посредничество в контакте с публикой. Никаких описаний – только диалоги, реплики, ремарки, непрерывные движения и толчки мысли. Режиссерские пометки в ходе репетиции пьесы под названием "Действительность".

В СССР Фриша очень жаловали – непонятно за что: левым он никогда не был (правым – тоже). Мариэтте Шагинян он как-то поведал, что ребенком в Цюрихе видел Ленина, жившего по соседству, – и это был его единственный, строк в десять, вклад в "лениниану". Он был талантливым писателем и порядочным человеком, порядочность которого основывалась не на политических убеждениях, а на себе самой. Не везло ему только в личной жизни – но об этом пусть пишут другие. Название романа "Homo Фабер" по-русски "не играет": "homo faber" по-латыни означает "человек производящий", а Фабер – фамилия главного героя. Фабер – идеальный технократ. Он "произвел" себя и хочет "производить" всех вокруг себя. За это расплачивается инцестом с собственной дочерью – эдиповым комплексом наоборот.

Краткая биография

В 1933 закончил Цюрихский университет , где изучал германскую филологию, работал корреспондентом в газете. В 1934-36 путешествовал по Европе. Возвратившись в Цюрих, изучал архитектуру, занимался ей до 1955 (за исключением службы в армии во время Второй мировой войны), после чего стал профессиональным писателем.

Женщины стареют лучше.
***

Истину нельзя открыть, ее можно только изобрести.
***

Ревность есть страх перед сравнением.
***

Успех не меняет людей, а только разоблачает их.
***

Актер, который играет громко, не должен хромать на каждом шагу.
***

Без вежливости мы не можем быть правдивыми.
***

Время не изменяет, а лишь совершенствует нас
***

Действительно вежливый человек всегда исполнен любви. Он любит человека, которого хочет познать, для того, чтобы спасти его.
***

Когда нам кажется, что мы знаем другого,- это всякий раз означает конец любви.
***

Правдивый человек, не могущий или не желающий быть вежливым, не должен удивляться, если общество не принимает его правды.
***

Я не выношу, когда мне подсказывают, что я должен испытывать, потому что тогда я сам кажусь себе слепцом, хотя я могу понять, о чем идет речь.
***

Где начинается ложь? Там, где мы делаем вид, будто у нас нет секретов. Быть честным - значит быть одиноким.
***

Писать - значит читать себя самого.
***

Технология - это искусство переделать мир так, чтобы с ним уже можно было не сталкиваться.
***

Каждый человек рано или поздно выдумывает для себя историю, которую считает своей жизнью.
***

По-настоящему война никому не нужна, но многим нужна ненависть.
***

Макс Фриш (Мах Frisch). Подробная биография. Читать онлайн

Маркс Фриш родился 15 мая 1911 г. в Цюрихе в семье архитектора-самоучки Франца-Бруно Фриша и его жены Каролины-Беттины, урожденной Вильдермут. Предки Фриша как по отцовской, так и по материнской линии были не чисто швейцарского происхождения. Родственники по отцу были выходцами из Австрии, семья матери происходила из немецкого Вюртемберга. Дед Фриша по материнской линии был художником-декоратором, директором цюрихской школы художественных промыслов, а мать некоторое время служила гувернанткой в русских аристократических семьях.

После Первой мировой войны отец будущего писателя из-за того, что перестали поступать заказы на строительство, был вынужден оставить архитектуру и заняться торговлей недвижимостью. Несмотря на тяжелое финансовое положение, глава семьи настоял на том, чтобы его сыновья получали высшее образование, и осенью 1930 г. Макс, уже в гимназические годы увлекшийся сочинительством (одну из своих ранних пьес он даже послал известному режиссеру-экспериментатору Максу Рейнхарду, но вскоре получил ее назад вместе с мягким отказом), поступил на отделение германистики философского факультета Цюрихского университета. Здесь он проучился два года, и его наставниками среди прочих были известные швейцарские литературоведы Эмиль Эрматингер и Вальтер Мушг. Фриш посещал лекции знаменитого искусствоведа Генриха Вельфлина.

Неожиданная смерть отца прервала учебу Фриша в университете. Вынужденный теперь самостоятельно зарабатывать на жизнь Фриш несколько лет проработал внештатным корреспондентом различных цюрихских и базельских газет. В 1933 г. Фриш работал репортером на чемпионате мира по хоккею в Праге, а после чемпионата отправился в путешествие по Восточной и Южной Европе.

Читайте также: