Внимательно рассмотри репродукцию картины и е репина и айвазовского прощание пушкина с морем кратко

Обновлено: 04.07.2024

В отличии от литературы, в художественном мире соавторство встречается не так уж и часто. Многие даже затруднятся привести примеры. Тем более будет интересно рассмотреть три таких случая, когда сотворчество возникало между, казалось бы, такими непохожими и знаменитыми художниками.

Итак, третья картина и её соавторы.

Еще один пример творческого союза двух художников – непревзойденного мариниста Айвазовского и признанного портретиста Репина.

Иван Константинович Айвазовский (Ованес Гайвазян) (1817-1900)

Родился в Феодосии в купеческой семье. С детства проявил художественные и музыкальные способности – самостоятельно научился играть на скрипке. Учился в симферопольской гимназии. По окончанию в 1833 году которой был принят за казённый счёт в Императорскую Академию художеств Санкт-Петербурга. Брал уроки у французского мариниста Филиппа Таннера , затем у баталиста Александра Зауервейда. Ввиду особых успехов его выпускают из Академии на два года раньше и посылают на два года в Крым, а потом и за границу на шесть лет.

Кроме своих знаменитых морских картин писал и портреты – бабушки, родителей, жены и брата Габриэла, градоначальника Феодосии Казначеева, генерала Лорис-Меликова и флотоводца Лазарева. Впрочем, портретная живопись Айвазовского ныне интересна только в плане истории его творчества.

Айвазовский в сентябре 1836 года на выставке в Академии знакомится с Пушкиным и его женой.

А вот как вспоминал Антон Чехов о посещении имения Айвазовского Шах-Мамай рядом с Феодосией.

Но как бы там ни было, Айвазовский много писал Пушкина. Правда в некоторых его работах Александр Сергеевич уж больно похож на самого художника…

Илья Ефимович Репин (1844-1930)

Родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. Начинал учится в школе топографов, затем в иконописной мастерской. В 1863 году уехал учиться в Академию художеств. Дружил с Василием Поленовым, Марком Антокольским, художественным критиком Владимиром Стасовым. Своим непосредственным наставником он считал Ивана Крамского. Художественное наследие Репина столь велико и разнообразно, что для него надо делать отдельно несколько постов.

Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой.
Как друга ропот заунывный,
Как зов его в прощальный час,
Твой грустный шум, твой шум призывный
Услышал я в последний раз.
Моей души предел желанный!
Как часто по брегам твоим
Бродил я тихий и туманный,
Заветным умыслом томим!
Как я любил твои отзывы,
Глухие звуки, бездны глас
И тишину в вечерний час,
И своенравные порывы!
Смиренный парус рыбарей,
Твоею прихотью хранимый,
Скользит отважно средь зыбей:
Но ты взыграл, неодолимый,
И стая тонет кораблей.

Эти стихи и нашли отражение в созданной картине. Айвазовский изобразил, как сошлись волна и камень, свою любимую морскую стихию, а Репин — самого великого поэта.

Любопытно, что о своем участии в создании картины Репин отзывался так:

Студенческие годы Айвазовского в Санкт-Петербурге совпали во многом с противоречивым этапом в российской истории. С одной стороны, это был период суровой тирании и политического застоя при правлении царя Николая I, с другой стороны, художник был свидетелем большого расцвета русской культуры после наполеоновской войны 1812 г. Это была эпоха Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Белинского, Глинки.

Пушкин и Айвазовский встретились и были представлены друг другу на выставке Академии 1836 года. Всю свою жизнь художник почитает поэта. Несколько раз он писал Пушкина, стоящего на берегу моря. Лучшая из этих картин была написана совместно с И. Е. Репиным в 1877 году.

Айвазовский и Пушкин – два алмаза русской земли.


Прощание А. С. Пушкина с морем. 1877 год.

Прощание Пушкина с морем

Если говорить о размере картины, можно сказать, что она очень большая. Но, с другой стороны, мы должны отметить, что выдающийся русский художник И. Айвазовский использовал такой размер, чтобы показать нам, красоту и широту Черное море. Это иллюстрация моря была возможна с помощью размера холста. Картина не только представляет само море, но высокая, тонкая, одинокая фигура Пушкина добавляет драматизм пейзажу. Драма показана также, при помощи бури в море на картинке.

Заявление художника: очень трудно ответить этот вопрос, достиг ли своей цели Айвазовский или нет, создав рисунок этого пейзажа, но ясно, что картина скрывает в себе душу художника.

На картинке состояние передается не только черным цветом моря, есть буря. Именно поэтому мы можем сказать, что художник использовал такое название не только, чтобы нарисовать Черное море, но чтобы показать нам темноту в бурном море, и в эту бушующую темноту попадает одинокий Пушкин.

Морской пейзаж в плохую погоду интригует, огромные каменные глыбы выступают на первый план. Средь них Пушкин, с торжественным выражением лица, в твердой позе, держа в правой руке шляпу, как бы говорит: вот я открыт, я не страшусь бури, я торжествую.

Картина создает эмоциональную реакцию: общее настроение картины загадочное, похоже, что — то появится из воды. Есть ощущение, что буря заодно с небом: оттенки моря передаются небу, волны перекликаются с тучами.

Репин и Айвазовский изобразили Пушкина у моря мастерски. На картине три элемента: море, небо, Пушкин. Каменные глыбы – это опора Пушкина. То на чем держится весь его мир. На это указывает и положение ног, и рука, опирающаяся о глыбу. Море темное, черное. Этот цвет передается небу. Море и небо заодно. Основное внимание картины захватывает Пушкин. Он в центре. Он безмятежен, бесстрашен, открыт, непобедим.

Полотно, масляные краски, карандаши и воображение художника были использованы для создания картины. Авторы сделали все лучшее, что было возможно представленным выбором среды.

Цвет использован реально (черное море, в белой пене волны и серое небо) и нужен для передачи эмоций. Черный цвет моря и неба символизирует проблемы и приходящие несчастья, серое небо дает спасительную возможность воли Божьей. Цвета прохладные, они устраивают тему.



А. С. Пушкин на берегу Черного моря. 1897 год.












Два канонических портрета

Самыми известными изображениями поэта остаются два портрета кисти Василия Тропинина и Ореста Кипренского, написанные после триумфального возвращения Пушкина из ссылки в Михайловском. Оба были сделаны в 1827 году, первый — в начале года в Москве, второй — весной в Петербурге.

В. Тропинин. Пушкин Александр Сергеевич. Этюд к портрету. 1827 год. Всероссийский музей А.С. Пушкина

Почти одновременное их появление стало событием — публика с удовольствием обсуждала разницу в подходах художников. Оба портрета представлены в экспозиции не в оригиналах, а в репродукциях художников разных лет.

К Тропинину Пушкин обратился сам. Тот показал его в домашней обстановке, в халате, в котором заказчик, скорее всего, не позировал. Карандашный набросок и этюд маслом, сделанные тропининской рукой, показывают процесс работы над шедевром — на этюде еще нет той легкой улыбки, которая появилась потом на портрете. Оба эскиза представлены на выставке.

Н. Уткин. С оригинала О. Кипренского. Портрет А.С. Пушкин. 1827 год. Государственный музей А.С. Пушкина

Профессор гравировального класса Академии художеств не ограничился механической репродукцией живописного оригинала. Отказавшись от музы и романтического тартана, изменив положение рук, Уткин смягчил образ, придал ему камерность. Неслучайно такой вариант портрета стал не только самым тиражируемым, но и, по мнению отца и друзей поэта, самым удачным изображением Пушкина.

Пушкин на берегу Черного моря

Обе картины отражают влюбленность Пушкина в эту стихию. Он с ней живет, он мыслит, он мечтает, в раздумье.

Небо едино с морем, едино с поэтом. Краски светлее, но все оттеки моря присутствуют. Темно синий цвет, как высота и глубина космоса, светлый зеленовато-серый, как символ надежды, открытой в будущее, розовый рассвет и торжественные розово-белые облака.

Горы – могучие твердыми. Но они не восстают против гения, они с ним заодно. Озаренные розовым оттенком с права и сливающиеся с тоном моря снизу картины.



Пушкин на берегу Чрного моря. 1887 год.

Пушкин стоит в расслабленно — напряженной позе. Он как бы ведет творческий диалог с любимой. Одна нога согнута в колене опирается о камень, другая твердо стоит на камне. Лазурное чистое светлое море лишь облизывает носок его ботинка. Но даже в этом отрывке оно величественно.

И снова камень, и снова твердыня.



А. С. Пушкин на вершине Ай-Петри при восходе солнца. 1899 год.

Подросток Александр

Е. Гейтман. Портрет А.С. Пушкина. 1822 год. Государственный музей А.С. Пушкина

Никто не поинтересовался мнением поэта об идее опубликовать в книге лицейский портрет — сам он в то время пребывал в кишиневской ссылке. Получив готовую книгу, Пушкин отметил работу гравера, однако расстроился, что его изобразили юнцом, и распорядился убрать портрет из следующего издания поэмы.

Сложно отрицать ценность работы, благодаря которой до нас дошел облик Пушкина-лицеиста, каким его видели современники. Версию для книги мастерски выполнил известный гравер Егор Гейтман. Споры по поводу изображения, которое он использовал в качестве образца, не утихали долгие годы. Считается, что в основе лежит также представленный на выставке акварельный портрет, сделанный с натуры Сергеем Чириковым — гувернером, воспитателем и учителем рисования Царскосельского лицея. А скопированный с него рисунок, по которому работал Гейтман, приписывают Карлу Брюллову. Этот набросок не сохранился.

С. Чириков. Портрет А.С. Пушкина. Середина 1810-х годов. Всероссийский музей А.С. Пушкина

Промашка с бакенбардами

В число приятелей Пушкина входили братья-художники Григорий и Никанор Чернецовы. В совместную работу, посвященную поэту, каждый из них вложил то, над чем уже работал ранее.

Г. Чернецов, Н. Чернецов. Пушкин в Бахчисарайском дворце. 1837 год. Всероссийский музей А.С. Пушкина

-Статистика

И. К. Айвазовский и И. Е. Репин

 (488x698, 36Kb)

Oдна из лучших картин на пушкинскую тему - "Прощание Пушкина с морем", над которой И. К. Айвазовский работал в содружестве с И. Е. Репиным. (Репин писал в этой картине фигуру Пушкина, Айвазовский - пейзажный фон), создана в год пятидесятилетия со дня гибели А. С. Пушкина.


Прощание с морем связано с отъездом Пушкина из Одессы, где он прожил год, в новую ссылку — в Михайловское.

А. С. Пушкин "К МОРЮ"

Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой.

Как друга ропот заунывный,
Как зов его в прощальный час,
Твой грустный шум,
твой шум призывный
Услышал я в последний раз.

Моей души предел желанный!
Как часто по брегам твоим
Бродил я тихий и туманный,
Заветным умыслом томим!

Как я любил твои отзывы,
Глухие звуки, бездны глас,
И тишину в вечерний час,
И своенравные порывы!

Смиренный парус рыбарей,
Твоею прихотью хранимый,
Скользит отважно средь зыбей:
Но ты взыграл, неодолимый,—
И стая тонет кораблей.

На одной из академических выставок в Санкт-Петербурге (1836) встретились два художника - художник пера и художник кисти. Знакомство с Александром Сергеевичем Пушкиным произвело неизгладимое впечатление на молодого Айвазовского. "С тех пор и без того любимый мною поэт сделался предметом моих дум, вдохновения и длинных бесед и рассказов о нем", - вспоминал художник.

Пушкин с большим одобрением отозвался о работах талантливого студента Академии художеств.
Айвазовский всю жизнь преклонялся перед талантом величайшего русского поэта, посвятив ему целый цикл картин. В них он соединил поэзию моря с образом поэта.


Клыкастый месяц вылез на востоке
Меж соснами и костяками скал.
Здесь он стоял, здесь рвался плащ широкий,
Здесь Байрона он нараспев читал.
Здесь в дымном, голубином оперенье
И ночь, и море стлалось перед ним…
(Эдуард Багрицкий)

-Статистика

И. К. Айвазовский и И. Е. Репин

 (488x698, 36Kb)

Oдна из лучших картин на пушкинскую тему - "Прощание Пушкина с морем", над которой И. К. Айвазовский работал в содружестве с И. Е. Репиным. (Репин писал в этой картине фигуру Пушкина, Айвазовский - пейзажный фон), создана в год пятидесятилетия со дня гибели А. С. Пушкина.


Прощание с морем связано с отъездом Пушкина из Одессы, где он прожил год, в новую ссылку — в Михайловское.

А. С. Пушкин "К МОРЮ"

Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой.

Как друга ропот заунывный,
Как зов его в прощальный час,
Твой грустный шум,
твой шум призывный
Услышал я в последний раз.

Моей души предел желанный!
Как часто по брегам твоим
Бродил я тихий и туманный,
Заветным умыслом томим!

Как я любил твои отзывы,
Глухие звуки, бездны глас,
И тишину в вечерний час,
И своенравные порывы!

Смиренный парус рыбарей,
Твоею прихотью хранимый,
Скользит отважно средь зыбей:
Но ты взыграл, неодолимый,—
И стая тонет кораблей.

На одной из академических выставок в Санкт-Петербурге (1836) встретились два художника - художник пера и художник кисти. Знакомство с Александром Сергеевичем Пушкиным произвело неизгладимое впечатление на молодого Айвазовского. "С тех пор и без того любимый мною поэт сделался предметом моих дум, вдохновения и длинных бесед и рассказов о нем", - вспоминал художник.

Пушкин с большим одобрением отозвался о работах талантливого студента Академии художеств.
Айвазовский всю жизнь преклонялся перед талантом величайшего русского поэта, посвятив ему целый цикл картин. В них он соединил поэзию моря с образом поэта.


Клыкастый месяц вылез на востоке
Меж соснами и костяками скал.
Здесь он стоял, здесь рвался плащ широкий,
Здесь Байрона он нараспев читал.
Здесь в дымном, голубином оперенье
И ночь, и море стлалось перед ним…
(Эдуард Багрицкий)

Читайте также: